Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Население хантов. Ханты-Мансийск АО

Население хантов. Ханты-Мансийск АО

Решетова Елизавета, Цвигун Анастасия

Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш школьный музей, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси.. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты и манси, как возник этот угорский народ. Как живут и какие традиции коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.

Цели:

· Узнать историю происхождения народов ханты и манси. Познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа.

· Познакомиться с образом жизни, традициями, культурой коренных народов Севера.

· Создать иллюстрации по исследовательской работе и презентацию

Оформить альбом рисунков, фотогалерею.

Скачать:

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

Проектная работа

« Быт и культура коренных народов Севера»

Выполняли: ученицы 1 – А класса

Решетова Елизавета и Цвигун Анастасия

Руководитель: Георгиева Снежана Ильинична

Игрим 2013 г

1.Введение _______________________________________________ стр. 3

2. История возникновения народов ханты и манси ______________ стр. 5

3. Быт коренных народов Севера _____________________________ стр. 5 - 8

4. Культура и традиции угорских народов _____________________ стр. 8- 11

5. Выводы _________________________________________________ стр.11 – 12

6.Литература _______________________________________________ стр. 12

1.Введение

Родина… Это слово мы произносим с гордостью, пишем с большой буквы. А задумывались ли вы над тем, с чего начинается Родина? В известной песне поется, что Родина начинается с картинки в букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе…

Актуальность темы: Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш школьный музей, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси.. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты и манси, как возник этот угорский народ. Как живут и какие традиции коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.

Цели:

  • Узнать историю происхождения народов ханты и манси. Познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа.
  • Познакомиться с образом жизни, традициями, культурой коренных народов Севера.
  • Создать иллюстрации по исследовательской работе и презентацию.
  • Оформить альбом рисунков, фотогалерею.

Задачи:

1.Сформировать нравственные и эстетические качества подрастающего поколения

2.Воспитывать любовь и уважение к народам Севера, их обычаям и традициям.

3. Научить бережно и с любовью относиться к бесконечно разнообразной природе Югорской земли.

План проекта:

Народы ханты и манси

Быт народов Севера.

а) Брак и семья

б) Жилище, домашняя утварь, одежда

в) Пища коренных народов

в) Охота, рыболовство и оленеводство

Г) Средства передвижения

3. Культура и традиции угорских народов

1. История возникновения народов ханты и манси

Манси («человек») , вогулы – название народа Российской Федерации, коренного населения Ханты- Мансийского автономного округа. Как этническая общность манси сложилась в первом тысячелетии нашей эры на основе аборигенных племен Прикамья, Приуралья и Южного Зауралья, и угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Северного Казахстана и Западной Сибири. По русским письменным источникам манси известны с конца 11 века (вместе с хантами) под именем «югры», а с 14 века – «вогуличи», «вогулы». Манси жили родоплеменным строем, до 30 годов нашего века. Говорят на мансийском языке. Письменность манси существует с 1931 года на основе латинского, а с 1937 года – на основе русского алфавита.

Ханты , хант, хандэ, кантэк («человек») – народ в РФ. До начала 20 века русские называли ханты остяками (возможно, от «астях» - «народ большой реки», еще ранее, до 14 века – югрой, югричами. В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Во второй половине первого тысячелетия складываются основные группы ханты, расселенных от низовий Оби на Севере до Барабинских степей на юге. До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, затем сложились союзы племен – княжества. В 1930 году был создан Ханты- Мансийский национальный (теперь автономный) округ. Говорят ханты на хантыйском языке. Письменность также создана в 1930 году на основе латинского алфавита, а в 1937 году – русского.

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси – обские угры. Язык хантов и манси относят к угорским (югорским) – родственный венгерский язык. Численность манси - 8, 3 тысячи человек, из них в ХМАО проживает свыше 6, 5 тысяч человек. Численность хантов – 22, 3 тысячи человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть – в Томской, Свердловской и Пермской областях.

2.Быт коренных народов Севера

Брак и семья

Главой в семье хантов и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров. Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья – та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной спинкою.

Жилище

Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышей. Отапливались зимние постройки открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур. Сколько же домов имеет одна хантыйская семья? У охотников - рыбаловов четыре сезонных поселения. Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая. Охотники зимой во время промысла жили в лесу в избушках. Оленеводы, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах, зимой крытыми оленьими шкурами, летом из бересты. В чумах жили и рыболовы. Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц. Постройки располагались разбросано: жилой дом (зимний и летний), один или несколько хозяйственных амбарчиков, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг, вешала для просушки сетей, для вяления рыбы, иногда собачьи домики.

Домашняя утварь

Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Одежда

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером. В меховой одежде сочетаются белый и темный цвета, отделка цветным сукном (красным, зеленым). Летом традиционный костюм женской одежды были платья, распашные халаты(сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья). Мужская одежда – рубаха, штаны. Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.

Пища коренных народов

Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем являтся строганина (патанка) – свежемороженая рыба. На зиму заготовляют копченую рыбу (чомых), сушеную (пачи, ехул). Из сушеной рыбы толкут порсу – рыбью муку, из которой варят похлебку, пекут хлеб, добавляя в муку, часто перемешивают с сушеной и свежей ягодой. Лакомством являются брюшки, потроха белой рыбы. Летом из чистых кишок, икры и потрохов делают варку с вареной рыбой и ягодами, особенно с толченой черемухой. Никаких и в приготовлении рыб ханты и манси не используют.

Второй продукт питания ханты и манси – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. Лакомством является сырая и мороженая печень, сырая теплая кровь оленя, костный мозг. Мясо варят в больших котлах, едят обычно полусырым. Едят обские угры и медвежье мясо, но только варят без соли. Впрок заготовляют сушеное лосиное мясо, топленое сало.

В летнее время в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки, едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.

Охота

Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Рыболовство

Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь. Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука, язь.

Оленеводство

Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13 – 15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Шкура оленя – материал для развития национальной культуры – из нее шьют одежду (малицы, кисы), делают различные сувениры. Утепляют жилище. Из рогов изготовляют различные орудия труда, используют в косторезном промысле, в изготовлении лекарства. По одному оленеводческому совхозу имеется в Березовском и Белоярском районах, их стада насчитывают 20 тысяч голов. В остальных районах олени содержатся в основном в личных подсобных хозяйствах.

Средства передвижения

Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде.

Лыжи

Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Нарты

Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

3.Культура и традиции угорских народов

«Медвежий праздник»

Национальный обряд хантов «Медвежьи игрища» назван победителем в номинации «Праздники» в Международном конкурсе «7 чудес финно-угорского мира и самодийских народов». 5 дней проводятся «Медвежьи игрища», если охотники добыли медведя, и 4 дня, если принесли в стойбище медведицу. Медвежий праздник – наиболее давний ритуал, который сохранился до наших дней. Игрища проводятся не часто, один раз в несколько лет, но иногда и вне этого периода, по случаю добычи медведя. Обычно на игрища приглашаются жители селения и ближайших сел. Все гости приносят с собой угощение для медведя. В зависимости от количества присутствующих на медвежьих игрищах исполняется до 300 песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Здесь совмещаются все виды народного творчества. Если убит самец медведя, то праздник длится пять дней, если самка - то четыре дня. Самому празднику предшествует несколько обрядово-ритуальных действий. Существуют строгие нормы снятия шкуры медведя. Добытого зверя очищают снегом, водой, или, при их отсутствии, мхом и землей. Шкура с головы и передних лап до кистевых сгибов не снимается. Затем медведя укладывают на специально изготовленный обруч в жертвенной позе. Голова зверя кладется между его лап. Когда медведь обряжен, его везут в поселок через все ближайшие священные места. Уже в селении голову медведя устанавливают в священном (правом переднем) углу дома и проводят обряд гадания. У убитого зверя спрашивают согласия на проведение игрищ. На глаза и нос кладут монеты, сверху - носовой платок. На него надевают бисерные украшения. Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, шапки, стрелы, шкуры пушных зверей, маски) хранятся в священных ящиках и достаются только перед праздником. Исполнителями всех видов народного творчества являются мужчины, они исполняют как мужские, так и женские роли. Единственное, в чем проявляет себя женщина - это танец, который исполняется каждый день. Каждый присутствующий на игрищах должен танцевать Игра «Куль – отыр» для медведя, иначе, согласно поверию, обидевшийся зверь может причинить неприятности. Вторая часть игрищ посвящена духам - хранителям отдельных родов, хозяевам рек, озер, лесов и так далее. Третья часть посвящена

смешным, шутливым песням. Исполнители выступают в берестяных масках, показывают различные сценки, в которых высмеиваются человеческие пороки. Четвертая часть медвежьих игрищ посвящена лесным божествам и называется "песни менков". Существует ещё одна очень важная часть праздника, на которой запрещено присутствовать детям и женщинам. Мужчины гадают о предстоящей охоте и поют "запретные песни", посвященные душе медведя. Завершается медвежий праздник появлением персонажей, изображающих птиц и животных.

Вороний день – "Вурна хатл" (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В Ханты-Мансийске празднование проходит в парке- музее "Торум - Маа". В представлениях обских угров ворона- покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками. На краю деревни совершали поры

(бескровное жертвоприношение) - ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.

Праздник Обласа , проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе, поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах. В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин - до 55 лет, а также мужчин-ветеранов и женщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная в игре в палочку. Для этого две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы. Вечером – застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.

День оленевода, проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку- другую, чтобы согреться. Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются мужчины и женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег на отничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.

Традиционные и религиозные представления

Вероисповедание – православие. При этом сохраняются традиционные верования. У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.

Музыкальные инструменты

Санквылтап (манс. – звенящий) музыкальный инструмент в форме лодки Имеет более пяти струн. Изготовляется из осины. Чаще всего он звучит на Медвежьем празднике. Чисто женский инструмент наркас – юх и санквылтап, томран (косточка с жилкой) Его изготовляет обычно местная мастерица.

Вывод: Мы часто слышим слово РОДИНА. Что же это такое? Одни могут сказать, что Родина это место, где родился и вырос. Другие ответят, что это родной дом, где он сделал первый шаг, произнес первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей: мамы, папы, братьев, сестер, друзей. И все будут правы. Потому что каждый решает сам, по-своему чувствует, как и с чего начинается для него Родина. Родина – для нас, это не только то место, где мы родились и выросли. Родина – это прежде всего любовь и бережное отношение к родному краю, к Югорской земле. Любовь – это уважение и почет того народа с кем ты рядом живешь, знание его культуры и традиций.

Для себя мы сделали вывод, что несмотря на то, что ханты и манси относятся к малочисленным народам, они вносят огромный вклад в развитии культуры нашего края. Благодаря этому проекту мы могли самостоятельно отыскать ответы на многочисленные вопросы. Этот проект научил нас беречь любить родной край, уважать культуру и традиции коренных народов Севера.


Подписи к слайдам:

Проектная работа «Быт и культура коренных народов Севера» учениц 1 – А класса МОБОУ Игримской СОШ № 2 Решетовой Елизаветы и Цвигун Анастасии Руководитель проекта: Георгиева Снежана Ильинична

Быт и культура коренных народов Севера

Актуальность темы Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш школьный музей, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси.. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты и манси, как возник этот угорский народ. Как живут и какие традиции коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.

Цели: Узнать историю происхождения народов ханты и манси. Познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа. Познакомиться с образом жизни, традициями, культурой коренных народов Севера. Создать иллюстрации по исследовательской работе и презентацию. Оформить альбом рисунков, фотогалерею.

Задачи Сформировать нравственные и эстетические качества подрастающего поколения Воспитывать любовь и уважение к народам Севера, их обычаям и традициям. Научить бережно и с любовью относиться к бесконечно разнообразной природе Югорской земли.

План Народы ханты и манси Быт народов Севера. а) Брак и семья б) Жилище, домашняя утварь, одежда в) Пища коренных народов в) Охота, рыболовство и оленеводство г) Средства передвижения Культура и традиции угорских народов

История возникновения народов ханты и манси Манси («человек») , вогулы. Ханты, хант, хандэ, кантэк («человек») – название народа Российской Федерации, коренного населения Ханты- Мансийского автономного округа. По русским письменным источникам манси известны с конца 11 века (вместе с хантами) под именем « югры », а с 14 века – « вогуличи », «вогулы». В 1930 году был создан Ханты- Мансийский национальный (теперь автономный) округ. Письменность манси и ханты существует с 1931 года на основе латинского, а с 1937 года – на основе русского алфавита.

Быт коренных народов Севера

Брак и семья Главой в семье хантов и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья – та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жилище Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышей. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур.

Домашняя утварь Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание

Одежда Летом традиционный костюм женской одежды были платья, распашные халаты(сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья). Мужская одежда – рубаха, штаны. Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.

Пища коренных народов Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. Второй продукт питания ханты и манси – , едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу раньше не употребляли, мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. В летнее время в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки.

Охота, рыболовство, оленеводство Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом. Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера

Средства передвижения Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура и традиции угорских народов

Медвежий праздник Национальный обряд хантов «Медвежьи игрища» назван победителем в номинации «Праздники» в Международном конкурсе «7 чудес финно-угорского мира и самодийских народов». 5 дней проводятся «Медвежьи игрища», если охотники добыли медведя, и 4 дня, если принесли в стойбище медведицу. Каждый присутствующий на игрищах должен танцевать Игра «Куль – отыр » для медведя, иначе, согласно поверию, обидевшийся зверь может причинить неприятности.

Вороний день Праздник отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В представлениях обских угров ворона- покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей.

Праздник обласа Праздник обласа, проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе, поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах. В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой.

День оленевода День оленевода, проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре.

Музыкальные инструменты Санквылтап (манс. – звенящий) музыкальный инструмент в форме лодки Имеет более пяти струн. Изготовляется из осины. Чаще всего он звучит на Медвежьем празднике.

Чисто женский инструмент наркас – юх и санквылтап, томран (косточка с жилкой) Его изготовляет обычноместная мастерица

Традиционные и религиозные представления У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.

Вывод Вывод: Мы часто слышим слово РОДИНА. Что же это такое? Одни могут сказать, что Родина это место, где родился и вырос. Другие ответят, что это родной дом, где он сделал первый шаг, произнес первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей: мамы, папы, братьев, сестер, друзей. И все будут правы. Потому что каждый решает сам, по-своему чувствует, как и с чего начинается для него Родина. Родина – для нас, это не только то место, где мы родились и выросли. Родина – это прежде всего любовь и бережное отношение к родному краю, к Югорской земле. Любовь – это уважение и почет того народа с кем ты рядом живешь, знание его культуры и традиций. Для себя мы сделали вывод, что несмотря на то, что ханты и манси относятся к малочисленным народам, они вносят огромный вклад в развитии культуры нашего края. Благодаря этому проекту мы могли самостоятельно отыскать ответы на многочисленные вопросы. Этот проект научил нас беречь любить родной край, уважать культуру и традиции коренных народов Севера.

Спасибо за внимание С наступающим 2014 г!

Ханты

ХА́НТЫ -ов; мн. Народ, составляющий вместе с манси коренное население Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов России; представители этого народа. Х. и манси населяют центр Сибири. Культ медведя у хантов. У хантов есть интересные обычаи.

Ха́нт, неизм.; м. и ж. Ханты́йский, -ая, -ое. Х. язык. Х-ие обычаи. Х-ая одежда.

ха́нты

(самоназвание - хандэ, устаревшее название - остяки), народ в России, в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек) и Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах и Томской области Всего в России 22,3 тыс. человек (1998). Язык хантыйский. Верующие - православные.

ХАНТЫ

ХА́НТЫ (устаревшее название - остяки), народ в Российской Федерации, живут по Оби и Иртышу в Ханты-Мансийском (11,2 тыс. человек) и Ямало-Ненецком (6,5 тыс. человек) округах Томской области. Всего в Российской Федерации 22,3 тысячи хантов. Говорят на хантыйском языке угорской группы. Верующие - православные
Выделяются три этнографические группы хантов: северная, южная и восточная. Южные (прииртышские) ханты смешались с русским и татарским населением. Черты традиционной культуры сохранили восточные и особенно северные ханты (жилище, одежда, средства передвижения, искусство). Этногенез народа начался с конца первого тысячелетия до нашей эры на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племен (усть-полуйская культура). Ханты родственны манси, их общее название - обские угры.
В 19-20 веках ханты жили в бассейне Иртыша и Оби с притоками рек Демьянка, Конда, Васюган, Вах, Аган с Тромъеганом, Юган, Пим, Салым, Казым, Назым, Сыня, Куноват, Собь. В 16 веке ханты жили и западнее, по Северной Сосьве, Туре, Чусовой, где позднее стали преобладать манси. Северными соседями хантов были ненцы, южными - сибирские татары и томско-нарымские селькупы, восточными - кеты, селькупы, переселившиеся на Турухан и Таз, а также кочующие эвенки. По роду деятельности ханты - рыбаки, охотники, оленеводы.
Северные ханты говорили на трех диалектах: обдорском, приобском и прииртышском, последний практически исчез. Восточныйе ханты говорят сургутском и вах-васюганском диалектах. Письменность создана на шести диалектах и говорах: обдорском, казымском, среднеобском, шурышкарском, ваховском и сургутском. Художественная литература в основном выпускается на трех диалектах - шурышкарском, сургутском и казымском.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ханты" в других словарях:

    Ханты … Википедия

    1. ханты, ов, ед. ханты, нескл., муж. и жен. Народ, живущий в Тюменской области (в Ханты Мансийском, Ямало Ненецком округах) и в Томской области (прежнее название остяки). 2. неизм. Относящийся к этому народу, к его языку, национальному характеруТолковый словарь Ожегова

    - (устаревшее название остяки) народ в Ханты Мансийском (11,2 тыс. человек) и Ямало Ненецком (6,5 тыс. человек) а. о. и Томской обл. Всего в Российской Федерации 22,3 тыс. жителей. Язык хантыйский. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь

    - (самоназвания ханти, хан дэ, кантэк, устаревшее название остяки), народ в Российской Федерации (22,3 тыс. человек), в Ханты Мансийском (11,9 тыс.) и Ямало Ненецком (7,2 тыс.) автономных округах и Томской области. Язык хантыйский обско угорской… … Русская история

    - (самоназвание хантэ, ханти, кантэк) народность общей численностью 23 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (22 тыс. чел.). Язык хантыйский. Религиозная принадлежность верующих: православные … Современная энциклопедия

    Толковый словарь Ушакова

    ХАНТЫ, ХАНТЫЙСКИЙ. см. хантэ, хантэйский. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 2 остяк (2) югра (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ханты - (самоназвание хантэ, ханти, кантэк) народность общей численностью 23 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (22 тыс. чел.). Язык хантыйский. Религиозная принадлежность верующих: православные. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ханты - ХАНТЫ, ов, мн (ед ханты, нескл., м и ж) и {{stl 8}}Хантыйцы{{/stl 8}}, ев (ед хантыец, тыйца, м). Народ, живущий в основном по нижнему течению Оби в Тюменской области, в Ханты Мансийском и Ямало Ненецком округах, в Томской области; люди,… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Ханты и манси. Взгляд из XXI века , З. П. Соколова. В монографии впервые обобщены материалы по культуре обских угров (хантов и манси). Рассмотрены вопросы происхождения угров, их этническая история в XVII-XIX вв., материальная культура…

ХАНТЫ живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах и Александровском и Каргасокском районах Томской области (804 человека). Общая численность 22,5 тыс. человек. Близки к манси, с которыми объединяются под названием обские угры.

Среди хантов выделяются три этнографические группы - северная, южная и восточная. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре. На северных Хантов оказали сильное влияние ненцы, на восточных - селькупы, южные (прииртышские) Ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы - васюганские, салымские, казымские Ханты и др. До начала 20 века русские называли Хантов остяками, ещё ранее (до 14 века) - югрой, югричами.

В основе формирования Хантов лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, охотников и рыболовов, и скотоводческих угорских племён, пришедших во 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Во 2-й половине 1-го тысячелетия нашей эры складываются основные группы Хантов, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая реки Северная Сосьва и Ляпин, а также частично реку Пелым и реку Конда на западе. С 15-17 веков часть Хантов вытеснялась манси из западных областей на восток и север. На севере Ханты частично ассимилированы ненцами, в южных районах (Бараба, реки Тура, Тавда, Иртыш) - в значительной степени тюркизированы. Процессы обрусения Хантов в 18-20 веках особенно интенсивно проходили на Иртыше, Оби, Конде. Миграция Хантов на север и восток продолжалась и в 20 веке.

Традиционные занятия Хантов - речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Оленеводство в тундре и лесотундре - самодийского типа, имеет мясо-шкурный характер, стада по 1000-1500 голов кочуют в меридиональном направлении (весной к северу, осенью к югу). Лесное оленеводство - местного происхождения: стада небольшие, выпасаются недалеко от поселений, используются для транспортных целей. В южных районах и по Оби с 19 века распространено животноводство и овощеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты ("заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы" и др.). Традиционные средства передвижения - лыжи, камусные и голицы, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками-долблёнками, дощатыми лодками-неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья - большими лодками с каютами, крытыми берестой.

Современное сельское население по-прежнему занимается традиционными отраслями хозяйства. Зимой Ханты жили в постоянных зимних селениях, с весны разъезжались в сезонные селения на места рыболовных угодий. Зимние капитальные постройки были либо каркасными, углублёнными в землю, пирамидальной или усечённо-пирамидальной формы, либо срубными. Они отапливались открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Сезонные жилища - каркасные из жердей, крытые корой деревьев. Постройки располагались разбросанно: жилой дом (иногда - зимний и летний дома), один или несколько хозяйственных амбаров (чаще всего свайных), навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг для приготовления пищи, вешала для просушки сетей, одежды, для вяления и копчения рыбы, иногда - собачьи домики, в 20 веке - баня. Охотники зимой во время промысла жили в избушках в лесу.

Оленеводы в тундре и лесотундре, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах самодийского типа, зимой - крытых покрышками из оленьих шкур, летом - из бересты. Чум широко использовали также (особенно летом) на сезонных поселениях и рыбной ловле.

Значительная часть сельского населения сейчас живёт в новых посёлках, построенных в 1950-х годах в связи с переводом Хантов на оседлый образ жизни, укрупнением и реорганизацией хозяйств. Часть промыслового населения живёт в традиционных селениях.

Одежда у северных Хантов близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном. У восточных Хантов вся одежда распашная, меховая или халатообразная суконная. Обувь - меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние - с меховыми чулками). В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным). Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги. Косы раньше украшали накосниками с ложными косами. Мужчины также носили косы. Была известна татуировка.

Основные продукты питания - рыба, мясо оленя, лося и других животных, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, варёным. Пьют рыбий жир, заготавливая его с ягодами. Излюбленное блюдо - рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Ещё в 17-18 веках нередки были большие отцовские и братские семьи. По правилам левирата младший брат брал в семью вторую жену с детьми - от умершего старшего брата. У оленеводов было принято в помощь старой жене брать молодую. Было известно деление на фратрии и генеалогические группы, близкие родам. Фратриальное деление более чётко прослеживается у северных Хантов. Фратрии и генеалогические группы имеют тотемический характер: они носят названия зверей и птиц, которые считаются их предками (лось, бобр, лягушка, трясогузка и др.).

Хотя Ханты были христианизированы, старшее поколение и сейчас сохраняет многие традиционные верования и культы, основанные на представлениях, связанных с тотемизмом, анимизмом, шаманизмом, культом предков и пр. Большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов ("медвежий праздник"), празднуемый как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С "медвежьим праздником" связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, театр.

Ханты — один из древних народов Западной Сибири, широко
расселившийся по Обско-Иртышскому бассейну от линии Демьянка-Васюган на юге до
Обской губы на севере. Согласно мифам, некоторые божества хантов происходят с
верховьев Оби, а предания рассказывают о походах их предков до Карского моря. В
географическом отношении территория представляет собой Западно-Сибирскую
низменность с зоной тайги и лесотундры. Край богат полезными ископаемыми, в том
числе имеется золото; в последние 20 лет здесь ведутся разработки богатейших
месторождений нефти и газа. Это Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Основной пищей хантам служат рыба и мясо. Рыбу ели сырой (свежепойманную
и мороженую), вареной и жарено-сушеной или вяленой. Из внутренностей вытапливали
рыбий жир, употреблявшийся с разными продуктами — рыбой, ягодами, мучными
изделиями. Основным источником мяса были крупные звери — лось и дикий олень.
Домашнего оленя забивали на мясо только владельцы больших стад. Почки, печень,
костный мозг, глаза, уши, губы, а иногда и мясо ели сырыми, но обычно мясо
варили. Боровую и водоплавающую дичь ели в
вареном виде или вялили и коптили. Из
дикорастущих потребляли главным образом ягоды, собирали и некоторые растения.

Грибы считались "нечистыми", их не ели. Глубокие корни имеет у хантов традиция
приготовления некоторых блюд из муки и круп, но хлеб стал широко потребляться
только в недавнее время. Напитками служили вода, отвар чаги и другие
растительные отвары. Очень популярен был плиточный чай. Многие курили, нюхали и
сосали табак.

Одна из ярких особенностей традиционной культуры хантов —
большое разнообразие типов жилищ. Одни из них были постоянными, а другие
временными, разборными. Для ночлега в пути летом сооружали временный навес или
заслон у костра, а зимой выкапывали снежную яму. Каркасные постройки из жердей и
покрытием из бересты имели форму шалаша с двускатной крышей, полусферическую,
полуконическую и наиболее распространенную коническую — это чум. Его покрывали
не только берестой, но и шкурами, а в настоящее время для этого используют
брезент. К постоянным неразборным жилищам относятся землянки или полуземлянки и
наземные постройки из бревен и
досок. Из них наиболее интересны упоминаемые в
фольклоре древние полуземлянки с опорными столбами и шатровой крышей, в которой
находился вход в жилище. Срубные постройки различались по конструкции крыш:
плоской, односкатной, двускатной. Во временных постройках очагом служил костер,
а в постоянных — чувал, сделанный из обмазанных глиной бревен и напоминающей
камин. На улице полуоседлые жители ставили глинобитную печь для изготовления
хлеба и рыбных блюд.

В традиционном хантыйском обществе творчество было вплетено в
единый жизненный поток, в реалии самой действительности. Слово, фраза также
считались не абстрактными, а вполне материализованными, занимающими как и вещь в
пространстве свое должное место. В связи с этим считалось недопустимым опускать
какие-то детали и заменять их другими, даже если они больше соответствовали
сюжетной линии. Иному читателю может показаться нелогичным, мало оправданным,
когда какое-либо повествование не соединяет собой начало и конец; события в нем
развиваются непредсказуемо, а детали столь тесно переплетены и их так много, что
не всегда прослеживается четкая сюжетная линия.

Известна общая черта первобытного искусства, когда художник
(рассказчик) помещает себя как бы внутрь изображаемого и видит то, что сокрыто
для постороннего наблюдателя; иначе говоря повествующий является участником
событий, где все герои одинаково значимы, а сказочные персонажи и мифические
личности — это вы! мы все вместе! Это сравнимо с отношением к произведению
изобразительного искусства: если пожилому ханту показать его собственную
фотографию, то он отметит ее недостаток: "Второй половины нет".

Иногда речь идет о казалось бы очевидных деталях, но они не
опускаются из повествования, потому что находятся в целостной системе
представлений о вещи и ситуации: например, говорится о тетиве, привязанной к
концам лука, склеенного клеем из чешуи зимнего карася, которой не бывает на
карасе летом. Другие вещи, напротив, замаскировывались, т.к. были табуированы:
медвежью голову называли городом, грудь — лодкой, бубен — орлом, на котором
"некто" поднимается в небеса.

Современное мировоззрение хантов сохраняется в виде сплава
древнейших угорских представлений, элементов иранского круга культур,
христианских верований, и, наконец, материалистического (научного)
мировоззрения. Однако преобладающим остается древнейший автохтонно-языческий
пласт. Как и в прежние исторические периоды мировоззрение народа не является
фиксированным, неподвижным. Появляются и чрезвычайно быстро оформляются новые
образы, понятия, сравнения: "Нижний дух летает как спутник", "Танья бежал
быстрее самолета" и т.п. В некоторых случаях можно уловить ироническое отношение
к сюжетам прошлого, однако оно не доходит до полного отрицания — как знак
доверия к своим предкам: "Не знаю, правда ли, но говорят, что духи ели, когда им
пищу оставляли". Чрезвычайно интересно, что народная фантазия как бы подготовила
мышление человека к восприятию сегодняшних реалий: фантастическим скоростям,
выходу в космос и т.д. Старшее поколение этому не удивляется, потому что знает:
"Шаманы летали еще дальше".

Исследователи очень высоко оценивают мифологию и народное
творчество обских угров — наравне с Калевалой и поэзией Гомера. Совершенство
хантыйского традиционного мировоззрения очевидно — оно закончено и дает
объяснение как сиюминутному привычному действию, так и всем последующим. Мало
того — всем последующим действиям для всех последующих поколений. Требуется лишь
единственное условие — процесс практического освоения мира и его теоретическое
осмысление не должны быть нарушены.

Общая численность около 31 тысячи человек . Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах , примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областей.


История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви , а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами , . Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп , вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .