Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как умер николай гоголь. Интересный факт о… страхе быть погребенным заживо

Как умер николай гоголь. Интересный факт о… страхе быть погребенным заживо

Наверное, нет писателя, с именем которого было бы связано такое количество мистики и небылиц, как с Николаем Гоголем . Всем известна легенда о том, что всю свою жизнь он боялся быть похороненным заживо, что в результате и случилось..

Опасения писателя оказаться заживо закопанным в землю не были придуманы его потомками — они имеют документальное подтверждение.

В 1839 году Гоголь, находясь в Риме, заболел малярией, и, судя по последствиям, болезнь поразила мозг писателя. У него регулярно начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. В 1845 году Гоголь писал сестре Лизе:

«Тело мое дошло до страшных охлаждеваний: ни днем, ни ночью я ничем не мог согреться. Лицо мое все пожелтело, а руки распухли и почернели и были как лед, это пугало меня самого. Я боюсь, что в один момент я остыну полностью, и меня похоронят заживо, не заметив, что сердце еще бьется».

Существует и еще одно любопытное упоминание: друг Гоголя, аптекарь Борис Яблонский, в своих дневниках, не называя имени Николая Васильевича (как полагают исследователи — по этическим соображениям), пишет, что к нему зачастил некий человек, который просит подобрать лекарства от страха.

«О своих опасениях он говорит очень загадочно, — пишет аптекарь. — Говорит, что ему видятся вещие сны, в которых его хоронят заживо. А в состоянии бодрствования от представляет, что однажды во время сна окружающие примут его за мертвого и закопают, а он, очнувшись, начнет звать на помощь, биться о крышку гроба, пока не закончится кислород... Прописал ему успокоительные пилюли, которые рекомендованы для улучшения сна при психических расстройствах».

Психические расстройства Гоголя подтверждает и его неадекватное поведение — всем известно, что он уничтожил второй том «Мертвых душ» — книгу, над которой он трудился довольно длительное время, писатель сжег.

КОНТАКТЫ С АНГЕЛАМИ

Есть версия, что расстройство психики могло случиться не из-за болезни, а «на религиозной почве». Как сказали бы в наши дни — его вовлекли в секту. Писатель, будучи атеистом, стал верить в бога, размышлять о религии и ждать конца света.

Известно: вступив в секту «Мученики ада», Гоголь проводил почти все свое время в импровизированной церкви, где в компании прихожан пытался «установить контакт» с ангелами, молитвами и голоданиями доводя себя до такого состояния, что у него начинались галлюцинации, во время которых он видел чертей, младенцев с крыльями и женщин, напоминающих по облачению Богородицу.

Все свои денежные сбережения Гоголь потратил на то, чтобы вместе со своим наставником и группой таких же как он сектантов отправиться в Иерусалим к Гробу Господню и на святой земле встретить конец времен.

Организация поездки проходит в обстановке строжайшей секретности, родным и близким писатель сообщает, что едет лечиться, лишь немногие узнают, что он собрался стоять у истоков нового человечества. Уезжая, он просит у всех, кого знал, прощения и сообщает, что с ними он больше никогда не увидится.

Поездка состоялась в феврале 1848 года, однако чуда не произошло — апокалипсис не случился. Некоторые историки утверждают, что организатор паломничества планировал напоить сектантов алкогольным напитком с ядом, чтобы все разом отправились на тот свет, но алкоголь растворил яд, и он не подействовал.

Потерпев фиаско, он якобы бежал, бросив последователей, которые, в свою очередь, возвращались домой, едва наскребя денег на обратную дорогу. Впрочем, документальных подтверждений этому нет.

Гоголь вернулся домой. Его поездка не принесла душевного облегчения, напротив, она лишь усугубила ситуацию. Он становится замкнутым, странным в общении, капризным и неопрятным в одежде.

НА ПОХОРОНЫ ПРИШЕЛ КОТ

В то же время Гоголь создает свое самое странное произведение «Выбранные места из переписки с друзьями», которое начинается зловеще мистическими словами: «Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения... Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».

Эти строки в сочетании со страшными рассказами, последовавшими после вскрытия могилы писателя при перезахоронении его останков спустя много лет, породили ужасные слухи о том, что Гоголя похоронили живым, что он очнулся в гробу, под землей, и, в отчаянье пытаясь выбраться, погиб от смертельного страха и удушья. Но так ли было на самом деле?

В феврале 1852 года Гоголь сообщает своему слуге Семену, что из-за слабости постоянно хочет спать, и предупреждает: если почувствует себя плохо — врачей не вызывать, таблетки ему не давать — ждать, когда он выспится и встанет на ноги.

Перепугавшийся слуга тайно сообщает об этом медикам в лечебное учреждение, где наблюдался писатель. 20 февраля врачебный консилиум из 7 врачей решается на принудительное лечение Гоголя. В больницу его забирали в сознании, он разговаривал с бригадой врачей, постоянно шепча: «Только не хороните!»

При этом, по свидетельствам очевидцев, он полностью обессилел по причине истощения и утраты сил, идти не мог, а по дороге в клинику и вовсе «впал в беспамятство».

Наутро 21 февраля 1852 года писатель скончался. Помня его напутствие, тело покойного обследовали 5 медиков, все единогласно диагностировали кончину.

По инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные, писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы. Похороны проходили в воскресный полдень на кладбище Данилова монастыря в Москве.

Как потом вспоминал Грановский, к могиле, в которую уже опустили гроб, неожиданно подошел черный кот.

Откуда он взялся на кладбище — никто не знал, а работники церкви сообщили, что ни в храме, ни на прилегающей территории его никогда не видели.

«Невольно поверишь в мистику, — напишет потом профессор. — Женщины заохали, полагая, что душа писателя вселилась в кота».

Когда погребение было завершено, кот исчез так же неожиданно, как появился, никто не видел его ухода.

ТАЙНА ВСКРЫТИЯ ГРОБА

В июне 1931 года кладбище Свято-Данилова монастыря упразднили. Прах Гоголя и ряда других известных исторических личностей по распоряжению Лазаря Кагановича перенесли на кладбище Новодевичьего монастыря.

При перезахоронении случилось то, о чем мистики спорят по сей день. Крышка гроба Гоголя изнутри была исцарапана, что подтверждено официальным актом экспертизы, составленным сотрудниками НКВД, который ныне хранится в РГАЛИ. Засвидетельствованы следы от 8 глубоких царапин, которые могли быть сделаны ногтями пальцев.

Слухи о том, что тело писателя лежало на боку, не подтверждаются, но десятки людей увидели кое-что более зловещее.

Как пишет в своих воспоминаниях «Перенесение праха Гоголя» профессор Литературного института Владимир Лидин, который присутствовал на вскрытии могилы, «... могилу вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения (почти 5 метров), как будто ее кто-то нарочно пытался утащить в недра земли...

Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами и ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом были целы.

Черепа в гробу не оказалось! Останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки...

Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4—5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста».

Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой.

Одну из версий высказывает тот же Владимир Лидин: в 1909 году, когда при установке памятника Гоголю на Пречистенском бульваре в Москве производилась реставрация могилы писателя, один из известнейших коллекционеров Москвы и России Алексей Бахрушин, он же основатель Театрального музея, будто бы подговорил монахов монастыря за большие деньги добыть для него череп Гоголя, поскольку, по поверьям, он обладает магической силой.

Так это или нет — история умалчивает. Официально подтверждено лишь отсутствие черепа — об этом говорится в документах НКВД.

По слухам, в свое время была сформирована секретная группа, целью которой были поиски черепа Гоголя. Но о результатах ее деятельности ничего не известно — все документы на эту тему были уничтожены.

По поверьям, тот, кому принадлежит череп Гоголя, может напрямую общаться с темными силами, исполнять любые желания и повелевать миром. Говорят, сегодня он хранится в личной коллекции известного олигарха, входящего в пятерку «Forbes». Но даже если это является правдой, об этом, наверное, никогда не будет объявлено публично...

Загадочная история смерти гения настолько всех впечатлила, что даже спустя полтора века про нее продолжает ходить множество различных слухов.

Что произошло на самом деле

В январе 1852 года в Москве скончалась близкая знакомая Гоголя — Екатерина Михайловна Хомякова. Эта кончина, вызванная тяжелой болезнью, настолько поразила писателя, что придя на панихиду, всё, что он смог сказать, глядя в лицо умершей, было: « Все для меня кончено…».

Сразу после этого потрясения Гоголь впал в тяжелейшую депрессию, начал проводить бессонные ночи за молитвами, отказался от пищи и, не говоря ни слова, днями лишь лежал на своей кровати, не удосуживаясь даже снять сапоги.

Современные исследователи склонны утверждать, что Гоголь страдал тяжелой формой биполярного аффективного расстройства, или, как его ещё называют, маниакально-депрессивного психоза. Эта болезнь заключается в чередовании двух противоположных фаз настроения. Маниакальные периоды сопровождаются сильно приподнятым расположением духа и неуемной энергией. Но при наступлении депрессивной фазы Гоголь ударялся в противоположную крайность — терял мотивацию что-либо делать, страдал от терзавших его мыслей вплоть до полного исчезновения аппетита.

В середине XIX века это заболевание еще не было никем описано, поэтому врачи того времени поведение писателя с душевным расстройством никак не связывали, предпочитая искать причину в физическом недомогании. В итоге, когда к февралю состояние Гоголя стало чрезвычайно тяжелым, собранный консилиум из лучших медиков Москвы лечил его от чего угодно, только не от истощения на почве душевных мук.

Когда состояние больного стало хуже некуда, врачи поставил ему очередной неверный диагноз — менингит, после чего принялись принудительно лечить пациента. Писателю пускали кровь из носа, ставили на лицо пиявок и обливали холодной водой, хотя сам Гоголь процедурам сопротивлялся, как только мог. Но общими усилиями, держа его руки и ноги, медики продолжал лечить его от несуществующего недуга.

На фоне крайнего истощения организма и слабого с детства здоровья Гоголя подобные процедуры настолько ухудшили его состояние, что тот в итоге не выдержал. В ночь с 20 на 21 февраля по старому стилю Гоголь скончался. С этого самого дня начались всевозможные спекуляции на тему смерти гения, причиной которых стал, по большей части, он сам.

О чем говорили после

В 1839 году Гоголь, находясь в Италии, переболел энцефалитом, после чего у него начали случаться длительные обмороки, переходящие в летаргический сон. Находясь в таком состоянии, Гоголь мог практически не подавать видимых обычному человеку признаков жизни — его пульс и дыхание были едва заметны, а разбудить спящего не представлялось никакой возможности. Эти обстоятельства породили в Гоголе довольно распространенный психический недуг — тафофобию, или боязнь быть погребенным заживо.

Фотография Гоголя в Италии

История знает несколько примеров , когда погрузившихся в летаргический сон людей по ошибки признавали мертвыми и хоронили. Подобная перспектива настолько сильно пугала писателя, что на протяжении 10 лет он не мог заставить себя спать в постели. Ночевал Гоголь на креслах и кушетках, находясь в сидячем и полусидячем положении.

В своем завещании Гоголь отдельно просил не хоронить его до тех пор, пока не появится очевидных признаков разложения тела. Это воля писателя исполнена так и не была — именно из-за данного факта популярными стали истории, что Гоголя все же закопали живым.

Широко обсуждаться данная версия стала лишь во второй половине XX века и связана она с фактом перезахоронения писателя в 1931 году. Тогда Советская власть пожелала переделать Даниловский монастырь, где располагалась могила писателя, в детский интернат. Гоголя же решено было перезахоронить на Новодевичьем кладбище.

На церемонии эксгумации тела присутствовали несколько значимых литераторов того времени, в числе которых был Владимир Лидин. Именно он впоследствии рассказывал, что после открытия гроба все увидели, как голова Гоголя лежала повернутой на бок. При этом внутренняя обшивка гроба якобы была в клочья изодрана, что могло свидетельствовать в пользу версии о захоронении заживо. Но современные исследователи относятся к данной версии не слишком серьёзно. И на то есть несколько весомых аргументов.

Во-первых , некоторым знакомым тот же Лидин рассказывал совершенно другую версию — якобы черепа Гоголя в гробу вовсе не оказалось, так как его до этого выкопал знаменитый московский коллекционер Алексей Бахрушин. Этот слух также стал весьма популярным, хотя тех, кто мог бы его подтвердить, так и не нашлось.

Второй аргумент говорит о том, что за 80 лет, прошедших после похорон писателя, обшивка гроба должна была полностью истлеть. А если его голова все же и оказалась повернутой на бок, то тому есть более простое объяснение — из-за проседания грунта крышка гроба со временем опускается и начинает давить именно на голову, так как та располагается выше остального тела. Изменение положения головы умершего, обнаруживаемые после эксгумации могил — это довольно распространенное явление.

И, наконец, в-третьих , даже несмотря на ошибочный диагноз, в профессионализме лечивших Гоголя врачей не приходиться сомневаться. Это действительно были одни из лучших докторов в Российской империи. И вероятность того, что все они могли неправильно зафиксировать смерть человека была чрезвычайно мала, даже если бы тот впал в очень глубокий летаргический сон. Об этой особенности организма писателя было многим известно и не проверить на этот счет его просто не могли.

Посмертная маска Гоголя

Кроме того, на следующее утро после кончины, с лица Гоголя снимали посмертную маску. Эта процедура сопровождается накладыванием на лицо очень горячего материала и, будь Гоголь жив, его тело не могло не отреагировать на такой раздражитель. Чего, разумеется, не произошло. Именно поэтому, несмотря на завещание писателя, решение о его захоронении было принято практически сразу.

Но, несмотря на все рациональные аргументы, можно быть уверенным, что слухи о загадочной смерти гения никуда не исчезнут. И дело не только в потребности общества на подобного рода спекуляции. Как бы это парадоксально не звучало, но Николай Гоголь, отчасти, сам стал автором слухов о своей загадочной смерти. И ее будут обсуждать, пока будут помнить самого классика.

Николай Васильевич Гоголь является, пожалуй, самой загадочной личностью в истории русской литературы. И дело не только в том, что Гоголь всю жизнь боялся быть похороненным заживо (что, возможно, в конце концов и случилось). В биографии Николая Васильевича много и других странных обстоятельств, мистических историй и таинственных совпадений.

У писателя было много странных привычек и увлечений. Так, современники свидетельствуют, что он был очень застенчив и мог общаться только с хорошо знакомыми ему людьми. Если в помещение входил незнакомец, Гоголь старался под любым предлогом покинуть комнату… Еще Гоголь ужасно боялся грозы и всегда стремился спрятаться от нее. Еще одной фобией был страх смерти, унаследованный им от отца… Также Гоголь имел привычку ходить по улице только с левой стороны, вследствие чего постоянно сталкивался со встречными прохожими.

Писатель не мог жить без сладостей. Останавливаясь в гостиницах, он всегда уносил с собой поданный к чаю сахар и набивал им карманы, а потом грыз за работой или даже во время беседы.

Во время работы над своими произведениями Гоголь имел обыкновение скатывать шарики из белого хлеба. Своим друзьям он говорил, что это помогает творчеству.

Николай Васильевич Гоголь испытывал непонятное пристрастие к миниатюрным изданиям книг, которые сейчас назвали бы "карманными". Так, хотя он совсем не интересовался математикой, он выписал себе математическую энциклопедию, поскольку она была издана форматом в шестнадцатую долю листа.

Одним из излюбленных "хобби" для Гоголя являлось рукоделие. Он умел вязать на спицах, ткать пояса, шил своим сестрам платья и даже шейные платки.

Увлекался писатель и кулинарией. Своих друзей он любил угощать самодельными варениками и галушками. Любимым напитком Гоголя было козье молоко, которое он варил по особому рецепту с добавлением рома, почему-то называя его "гоголь-моголем" (хотя гоголь-моголь совсем другое блюдо из сахара и яиц). "Гоголь любит гоголь-моголь!" - смеясь, говорил он.

Конец жизни Гоголя окутан тайной. Официальная версия гласит, что Николай Васильевич Гоголь умер от последствий малярии, которой он заразился в 1839 году в Италии. Осложнения после болезни вызвали у писателя частые обмороки, припадки и галлюцинации…

Однако в 1850 году недомогания вроде бы отступили. Гоголь вернулся из Одессы в Москву внешне здоровым, бодрым и в прекрасном расположении духа. Друзьям он охотно зачитывал отрывки из второго тома "Мертвых душ" и радовался, слыша смех слушателей…

Но когда рукопись была окончена, на писателя вдруг навалилась депрессия. Никто точно не знает, что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года. Прислуга свидетельствует, что до трех часов ночи Гоголь молился, затем достал из своего портфеля какие-то бумаги и велел их немедленно сжечь… После этого он перекрестился, лег в постель и до утра бился в рыданиях…

Литературоведы предположили, что в ту ночь сгорела вторая часть "Мертвых душ". От нее сохранились лишь отдельные фрагменты. Но некоторые биографы Гоголя считают, что доказательств этому нет.

Еще одна литературная загадка связана с Вием - персонажем одной из самых страшных повестей, вошедших в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки". По словам самого писателя, история о Вие является народным преданием, которое он в точности передал на страницах своей повести… Однако исследователи так и не обнаружили ни в устном, ни в письменном украинском фольклоре сказок и легенд, по сюжету хотя бы отдаленно напоминавших "Вия".

Поэтому специалисты склоняются к тому, что это все же литературный вымысел самого Гоголя . Другое дело - откуда взялось само имя "Вий"? Возможно, это производное от "железного Ния", божества украинской мифологии, хозяина пекла… Кроме того, слово "вия" в переводе с украинского означает "веко".

Что же касается смерти писателя, то традиционно считается, что причиной ее было сильное психическое расстройство. Он внезапно слег и перестал принимать пищу. В бреду все бормотал фразы из "Записок сумасшедшего"… Между тем, эксперты в области психиатрии не обнаруживают у Гоголя признаков явных нарушений психики. Скорее, Гоголь страдал обычной депрессией, утверждают они, и мог бы прожить намного дольше, если бы его лечили должным образом…

Инструкция

В конце 1851 года Гоголь поселился в Москве и жил на Никитском бульваре в доме графа Александра Толстого, с которым пребывал в дружеских отношениях. В январе последующего года писатель не раз беседовал с протоиереем Матфеем Константиновским, будучи до того знаком с ним по переписке. Беседы носили довольно резкий характер, священник упрекал Гоголя в недостаточном благочестии и смирении.

Именно Матфею Константиновскому писатель доверил прочтение почти готовой рукописи второй части поэмы «Мертвые души», рассчитывая получить его одобрение. Однако священник после прочтения текста поэмы критически оценил произведение и даже высказался против его публикации в полном виде, назвав книгу Гоголя вредной.

Негативная оценка произведения и другие причины личного характера, по всей видимости, заставили Гоголя отказаться от дальнейшего творчества. За неделю до Великого поста, начавшегося в феврале 1852 года, писатель стал жаловаться на недомогание и перестал принимать пищу. Мрачные мысли все чаще посещали Гоголя, как свидетельствуют очевидцы.

За несколько дней до смерти писатель, находясь, очевидно, в смятении духа, сжег в камине связку тетрадей, содержавших не только второй том «Мертвых душ», но и наброски к другим произведениям. Невзирая на убеждения друзей, Гоголь по-прежнему ничего не ел, соблюдая строгий пост. Во второй половине февраля он окончательно слег в постель, отказываясь от помощи и медицинского ухода. Все признаки указывали на то, что Гоголь уже внутренне готовился к близкой смерти.

Собравшийся по приглашению хозяина дома медицинский консилиум так и не пришел к единому мнению, оценивая состояние больного писателя и причины его недуга. Одни полагали, что пациент страдает воспалением кишечника, другие считали, что у него тиф или даже нервная горячка. Кое-кто был убежден, что причина недуга кроется в психическом расстройстве.

Старания врачей не увенчались успехом. 20 февраля 1852 года писатель впал в беспамятство, а утром следующего дня скончался. Похоронили Гоголя на кладбище Данилова монастыря. В советское время монастырь был закрыт. Могилу великого писателя вскрыли, а останки его переместили на Новодевичье кладбище.

Существует легенда, не нашедшая полного подтверждения, будто во время перезахоронения обнаружилось, что останки писателя находились в неестественном положении. Это дало повод для утверждений, что Гоголь в момент захоронения находился в состоянии летаргического сна и был погребен чуть ли не заживо. Впрочем, вероятно, речь идет всего лишь о домыслах, основанных на опасениях быть заживо погребенным, которые высказывал писатель при жизни.


Многие удивляются, почему такая тема. Но для нашего храма это понятно, потому что Гоголя отпевали здесь, у нас, в Татьянинской университетской церкви. Хотя он был прихожанином церкви Симеона Столпника на Арбате, но частенько Гоголь ходил молиться в наш храм.

И даже рассказывают, что его изображение в памятнике, где он завернулся шинелью, спрятавшись от чужих взоров, как раз показывает его обычную позу во время службы именно в Татьянинском храме, когда он хотел отгородиться, уйти в себя, в молитву. По свидетельству специалистов это именно так.

Ну, и собственно, Николай Васильевич умер недалеко отсюда, у своего друга графа Толстого. Потому что у Гоголя не было ни своего жилища, ни карманных денег. Практически, как нищий он жил, ничего не накопив. Хотя, по нынешним временам, он мог бы миллионы от своих произведений получать. И умер недалеко отсюда, там, где сейчас его дом-музей на бульваре.

Поэтому эта тема для нас оправдана, тем более, когда мы вспоминаем открытие нашего храма, здесь тогда был театр МГУ, 1994 год. Сейчас даже трудно себе представить, но вот там, где вы сегодня молились, стояли кресла. Там, где находится алтарь, была сцена. И было противостояние: община хотела получить свой храм, потому что было распоряжение ректора.

А театр забаррикадировался здесь, никого не пускали. У них была пресс-конференция, и мы как студенты (мы тогда были студентами) туда проникли тайно, во вражеский стан. Там телевидение все снимало, выступали известные деятели культуры…

Не хочу имена их называть, потому что люди могли изменить свое мнение со временем. Но это были титулованные люди, они говорили, что вот, хотят храм искусства уничтожить…

Я тогда встал и спросил: здесь отпевали в свое время Гоголя, это же исторический памятник, надо этот храм возродить! Это было тоже одним из аргументов в нашем споре, который окончился торжеством правды, благодаря, наверное, и молитвам Николая Васильевича.

Это был человек уникальный по своей духовной устремленности. Жил он совершенно по-монашески. Мы даже не доводим себя до такого настроения. Поэтому и провокационная тема – почему умер Гоголь?

Мне, правда, сказали: я протестую, Гоголь бессмертен! Трудно не согласиться, потому что и душа бессмертна, и, когда мы читаем его произведения, мы видим, что это не 19 век, это все про нас.

Мы сейчас вот в Московской духовной академии «Мертвые души» проходили, я ребят спрашиваю: в чем там дело, Чичиков что такого плохого делает?.. Вообще, в чем смысл аферы Чичикова, кто-нибудь может в двух словах сказать?

Мошенничество.

– А в чем?

В том, что он собирает мертвые души, чтобы заложить их и получить деньги .

– Верно. Вы один из немногих людей, кто точно объяснил суть. Часто слышу, что Чичиков хотел жениться, и ему нужно было состояние, или что он хотел получить земли…

На самом деле афера была такая: крестьянская душа (речь идет о мужчинах, как по-евангельски “кроме женщин и детей”, – так тогда и считалось) стоила 500 рублей. Это довольно приличные деньги по тем временам. Не знаю, как это на наши переводить, может быть полмиллиона. И за каждую из этих душ помещик платил налоги государству.

Но проверки, которые и определяли, какой размер налога должен платить помещик, они не каждый год проходили, а раз в пять или десять лет. За это время кто-то из крестьян умирал, но на бумаге они были еще живые, и помещик продолжал за них платить. И Чичиков предложил скупить помещикам таких крестьян, взять на себя налоговое бремя.

А его мысль была в том, чтобы потом эту, сформировавшуюся на бумаге, партию душ заложить в опекунский совет, и за каждого крестьянина получить по 200 рублей. Тоже прилично. По какой же цене он скупил?

У Манилова, например, вообще получил бесплатно, даже за оформление Манилов сам заплатит, как вы помните. У Коробочки он купил 18 душ за 15 рублей. Собакевич оказался самым жадным – запросил по 2,5 рубля за душу. Неизвестно, сколько у него купил. Но еще подсунул одну женщину – Елизавету Воробей – подделал. У Плюшкина вообще был хороший урожай – 120 душ бесплатно. И еще 70 беглых купил по 32 копейки.

То есть потратил в среднем около 200 рублей и купил около 200 душ. Чиновники говорят: он сегодня купил душ на 100 тысяч рублей. Они считают по обычной цене – 500 рублей, значит, где-то 200 душ он купил. И вот, потратив 200 рублей, в опекунском совете получит он 40 тысяч.

И как бы даже не очень понятно – в чем обман?! Помещики знают, что они продают, он – тоже. Оформляют… Ну нет такого закона, чтобы мертвых иначе как-то оформлять. Законов он никаких не нарушает. Он просто использует дырку в законе и обманывает, по сути, только государство.

Вам ничего это не напоминает? Конечно, массу примеров, мы видим перед глазами. И «Оборонсервис», и «Зенит Арена», и все, что угодно. Иногда читаешь, диву даешься изобретательности.

Сейчас вот чиновникам запретили покупать машины дороже 4 млн рублей. Один высокопоставленный московский чиновник придумал такую схему: он арендует машину. В среднем это выходит около 8 млн рублей в год. Купить ее было бы 4 млн рублей, но это запрещено теперь. А аренда не запрещена. Чичиковы бессмертны.

Я студентам говорю, вам надо это знать, чтобы разбираться в этой ситуации. К вам, как к священникам, придут люди вот с такими большими деньгами, что вы будете делать, как поступать? Это же большая проблема нравственная.

Имя Чичикова тоже интересно. У Гоголя все имена говорящие. Мне не приходилось внятного объяснения про Чичикова читать, но у меня есть своя версия. Гоголь писал «Мертвые души» в Риме. Там даже есть такие строки: «вижу тебя, Русь, из своего прекрасного далека».

Вот это прекрасное далеко и есть Рим. Итальянская культура была ему очень близка. Даже в «Мертвых душах» была задумка сделать три тома – как у Данте, по образу «Божественной комедии». Поэтому и название: «поэма». А в «Божественной комедии», как мы знаем, три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Вот таким был и замысел Гоголя. В первой части он даже говорит: вы еще увидите, во что превратятся мои герои. Тот же Чичиков – чем он должен стать? Это сейчас он такой неказистый, а он должен пройти свои пути, чистилище…

Кстати, толкование дантовской поэмы многообразно. Там не только чистилище и рай. Есть и другие объяснения. Ад наших грехов, несовершенств. Чистилище здешней жизни и рай веры. В нашей жизни мы тоже проходим много чистилищ. У Мандельштама есть замечательные стихи:

И под временным небом чистилища

Забываем мы часто о том,

Что счастливое небохранилище –

Раздвижной и прижизненный дом…

То есть временное небо чистилища – это здешняя жизнь. И у Гоголя был замысел вот такой. В частности, в первом томе – 11 глав. Соответственно, сколько всего должно было быть? 33. У Данте каждая часть состоит из 33 глав. Ну, еще есть вступительная песня, и получается 100 глав. Вот даже в таких нюансах видно, что Гоголь ориентировался на Данте.

Когда у нас есть проводник, человек, который показывает город или куда-то ведет, как мы обычно говорим? Будь моим Вергилием. Это как раз из «Божественной комедии». Но интересно, что итальянцы используют другую тему: будь моим Цицероном. Проводник у них Цицерон. По-итальянски – Чичероне. Чичи…

Вот, не знаю, так это или нет. Но, конечно, Гоголь, живя в Риме, это выражение неоднократно слышал. Возможно, отсюда и произошел Чичиков. Ведь он путешественник, он нас ведет по этой жизни, по помещикам, показывает все наши недостатки, проблемы, закоулки русской души, являясь в этом смысле проводником по аду. Так что Гоголь бессмертен. Совершенно точно. С этим можно только согласиться.

Но в чем причины смерти… Или как мне еще однажды сформулировали: «почему Гоголь умер». Ведь есть такая идея, что его похоронили живым. Вознесенский даже стихи написал на эту тему, Егор Летов пел: «Гоголь плачет в гробу и рвется наружу»…

Образ упыря часто использовался. И началось-то все со слов самого Гоголя. Если кто читал «Выбранные места из переписки с друзьями», там есть «Завещание», в котором он пишет, что «прошу не хоронить моего тела, пока на появятся явные признаки разложения».

Потому что у нас многое впопыхах делается: похоронят человека, не разберутся, а он там будет мучиться. Гоголь сам запустил такую идею. Поэтому люди стали думать: вот, может, и правда его живым похоронили…

И потом было перезахоронение Гоголя. Первоначально он был похоронен в Даниловом монастыре, потом тело переносили в Новодевичий монастырь, где и сейчас его могила. Вот снимки посмертной маски Гоголя, могилу я позже покажу, чтобы сейчас не искать. Была еще история с перезахоронением, что какие-то очевидцы что-то увидели… Хотя есть заключение специалистов, что ничего сверхъестественного не было.

Но главное, что Гоголя отпевали у нас в храме. Это таинство церковное. Всякое бывает в жизни, но самым главным свидетельством является посмертная маска. Когда скульптор ее снимал, он сказал, что уже были признаки тления на лице. Поэтому мы можем быть спокойны, что Гоголь почил в мире и в этом смысле у него все в порядке.

Но с его могилой были еще происшествия. Вначале на его могиле стоял крест и голгофа. Это была его заповедь. Там были две цитаты из Библии, одна из них из пророка Иезекииля: «Горьким словом моим посмеюся». Цитата, которая во многом характеризует творчество Гоголя.

И вот интересная история. Когда перезахоранивали Гоголя, эту голгофу сломали. Это было советское время, и сейчас на его могиле просто бюст стоит. А камень с могилы Гоголя оказался у М.А. Булгакова, который был почитателем Гоголя. И вдова Булгакова разыскала этот камень и положила его на могилу мужа. Интересная преемственность.

Это что касается захоронения. А почему он все-таки умер, ведь 42 года было – не совсем пора, да? Мы знаем, что Пушкин умер в 37, Лермонтов в 26, но они не сами, они стрелялись, их убили на дуэли. А 42 – не совсем понятно, что должно было произойти… Помните, Данте говорит: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Вот половина – это сколько?.. 40 – думаете?.. Меняется экология, но в целом, если мы посмотрим, по планете, где-то 70 получается в среднем?

И это библейское понимание продолжительности жизни – 70 лет, пророк Давид об этом говорит. И в средневековье так и считалось. Получается, Данте было 35 лет. И так оно и есть, действие «Божественной комедии» приурочено к 1300 году, когда Данте было 35 лет.

Пророк Давид не случайно молится в псалмах: «не возведи меня в преполовение дней моих». Что это значит? Не прерви мою жизнь на половине. Мы не до конца это понимаем. Возраст имеет серьезный фактор для полноты жизни, человек должен осуществить то, к чему он предназначен.

В Библии часто встречаем: «насыщен днями», то есть человек уже достиг этой полноты. Как старец Симеон говорит: «Ныне отпущаеши…» Это важный момент, чтобы и земного бытия наше предназначение состоялось. Бурно жить и умереть молодым – это не наш лозунг.

Гоголь в 42 года всего умер. Разные есть объяснения. Есть работа психиатра, опубликованная в настольной книге священнослужителя, поэтому многие священники так и уверены, что Гоголь сошел с ума, что его лечили от сумасшествия.

Как с этим быть? Мы понимаем, что диагнозы, особенно по прошествии 200 лет ставить и проверять затруднительно. Гоголя лечили от сумасшествия. «Записки сумасшедшего» – это практически то, что с ним произошло. Его сажали в ванну, поливали холодной водой, мучили, пиявки к вискам прикладывали. Это был дополнительный крест его.

Он даже спрашивал митрополита Филарета, надо ли слушать врачей. Митрополит дал ему благословение. Видимо, надо было пройти через это. Но вот как у писателя слово мощно звучит и сказывается в жизни человека-писателя.

Но хотя его считали сумасшедшим, все аргументы, почему его таким считали, не выдерживали критики. Первым был Белинский, который прямо сказал, что Гоголь, обратившись в религиозную сторону, отказался от своего художественного творчества, и что-то у него с головой стало. И стал он религиозным фанатиком – крыша поехала. Мы тоже с этим сталкиваемся иногда.

Есть версии, что он, будучи сумасшедшим, уморил себя голодом, ничего не ел. Но это неправда. Есть описания доктора, который его наблюдал. Видимо, он чувствовал приближение смерти и просто постился. Но он при этом ел, просто очень мало. Тем более начался Великий пост тогда, а Гоголь всегда очень серьезно к нему относился.

В его переписке с друзьями есть места, по которым можно заметить, что Гоголь очень хорошо знал все особенности великопостной жизни, ими проникся. Особенно первая неделя поста – это время особое и поста, и молитв. А его мучили, спрашивали, почему ты не ешь. А это время, когда надо воздержаться.

Поэтому при ближайшем рассмотрении оказывается, что обвинения в сумасшествии абсолютно беспочвенны. Хорошо об этом пишет профессор Владимир Алексеевич Воропаев. У него множество книг на эту тему и статей, в Интернете можно найти. Он подробно разбирает каждое из обвинений и доказательств о том, что Гоголь был якобы сумасшедшим.

От чего он умер, сказать затруднительно. Но ведь вся его вторая половина жизни была посвящена попытке создать положительный образ. Ад он создал в «Мертвых душах», но дальше же чистилище и рай. А у него это не получается. Положительные образы, которые он вводит во втором томе, оказываются ходульными, искусственными.

Духовник Гоголя, отец Матфей Константиновский критиковал второй том: таких не бывает в жизни священников, он больше похож на католического падре и вообще какой-то безжизненный. Не получалось у Гоголя.

Такое было свойство зрения у Гоголя, что он больше видел недостатки в жизни. И видя их в себе, переносил их на бумагу. И у него это ярко, гениально получалось. А вот живописать преображение человека, положительный образ – видимо, это было не его.

У каждого писателя свой инструментарий, свои особенности зрения. И вообще искусству довольно сложно справляться с такой материей как образ положительного человека, тем более показать динамику. Хотя такие примеры есть: у Достоевского Алеша Карамазов, у Тургенева Лиза Калитина, у Толстого Платон Каратаев.

Мы не можем сказать, что литература – это только отрицательные типы, есть положительные. Но вот у Гоголя это не получалось, и он страдал страшно от этого. Ему хотелось дать людям надежду, показать возможность совершенствования, путь воскресения. Но в художественном материале у него не получалось это сделать.

А художественное творчество было его послушанием, его миссией от Бога. Мы знаем, что он даже одно время хотел постричься в Оптиной Пустыни, а старец Макарий отговорил его от этого, сказав, что его служение – это художественное творчество.

Но, несмотря на то, что в литературе Гоголь не сумел дать яркого положительного примера, отдельные моменты есть. Я считаю, что второй том «Мертвых душ» – это «Выбранные места из переписки с друзьями». А третий том – это «Размышления о Божественной Литургии».

В другом материале, в другом жанре, но Гоголь дал нам этот образ воскресения. И, самое главное, что он дал своим примером – настоящей христианской жизни и смерти. Перед смертью он исповедовался, причастился несколько раз, и его отпевали в нашем, Татьянинском храме.

Спасибо за внимание. Может быть, у вас есть какие-то вопросы?

Вопросы аудитории:

– Какие остались свидетельства его болезни – документы, описания? Что говорят современные врачи о его диагнозе, чем он был болен?

– Я разговаривал с врачами, но поставить диагноз по прошествии 200 лет… Не могут с живущими поставить. Понятно, что вскрытие покажет… Все-таки это догадки, гадания на кофейной гуще. Чисто медицинского заключения здесь не может быть.

Конечно, мы живем в материальном мире, но здесь, мне кажется, еще и духовные законы были. Он выполнил свою миссию на земле. Он полноту дней, бытия, просто раньше достиг, чем это принято.

Что касается медицинской стороны, общаясь с разными врачами, я пришел к выводу, что невозможно конкретный диагноз поставить.

– Насколько адекватно его лечили доктора?

– Психиатрия и сейчас нельзя сказать, что со всем справляется, но в то время она была совсем в зачаточном состоянии. Диагноз, который ему ставили, и лечение, которое ему назначали, конечно, не соответствовали. Это были люди очень далекие от веры и Церкви, они не воспринимали таких вещей как пост, молитва, духовные ощущения. Они считали это маразмом.

– Может быть, с Гоголем произошла та история, когда общество что-то не понимает и называет это сумасшествием?

– Да, Белинский его прямо сумасшедшим не называл, он намекал. Это знаменитое письмо Белинского Гоголю. Гоголь по сути пытался стать духовным писателем. Он писал трактаты о духовной жизни: «Правила жития в мире», «О наших недостатках и как с ними бороться». Его письма, наставления – как старец пишет своему ученику. Почитайте его письма, это очень интересное чтение.

– Когда я читала «Записки сумасшедшего», я думала, что Гоголь описал не себя, а некого пациента. В произведении показано, как развивается психоз… очень реалистично. Я думала, что Гоголь наблюдал этого человека. А вопрос: он сам обратился, чтобы принимать лечение, или близкие его заставили?

Доктор Тарасенков наблюдал Гоголя, не помню, с какого времени. В то время была возможность, чтобы только один доктор наблюдал человека. Гоголь жил у Толстого. Толстой был графом, человеком влиятельным и со средствами, он мог обеспечить Гоголю такое лечение.

Затрудняюсь сказать, кто был инициатором. Насколько я помню, это все-таки друзья Гоголя пригласили. А он принимал как крест это, как послушание. Он спросил даже митрополита Филарета. Это же мучения для него были, ему там молиться даже не давали. Он, когда умирал, отвернулся к стенке, перебирал четки, читал молитвы, – это известно. Интересны его последние слова. Сначала Гоголь сказал: «лестницу, лестницу давайте». И совсем последние: «как сладко умирать».

Образ лестницы для Гоголя очень важный. Одной из его любимых книг была «Лествица» преподобного Иоанна Синайского. Но, что касается «Записок сумасшедшего», Гоголь, конечно, не себя описывал, его нельзя отождествлять с этим героем. Просто само лечение было похоже на описанное.

Очень подробно про всю эту историю пишет В.А. Воропаев. Он исследовал, у него диссертация есть – последние дни Гоголя, там все шаг за шагом описано, документировано буквально по часам.

Когда это читаешь, понимаешь, что это был совершенно нормальный человек, просто духовно одаренный. Просто он готовится ко встрече с Богом, поэтому он молится, ест меньше, чем обычно. Поэтому он первый раз причастился на Масленицу, когда это не принято. Но он предчувствовал смерть. У него было обостренное ощущение духовного мира.

– Существует версия, что Гоголь переписал «Тараса Бульбу» под давлением властей…

Действительно, есть две редакции «Тараса Бульбы», одна 1835 года, вторая – 1842. И наши украинские друзья утверждают, что Гоголь вторую редакцию сделал в угоду русскому самодержавию.

Не все знают, что Гоголь был еще и известным историком. Он преподавал, был профессором кафедры истории не где-нибудь, а в Санкт-Петербургском университете. Он серьезно изучал историю средних веков, историю Малороссии. Сохранились наброски – он хотел фундаментальный труд написать. Есть отзывы, что его лекции производили потрясающее впечатление.

То есть, в начале он держал исторический материал в голове. И результатом стал «Тарас Бульба». Мы даже не рассматриваем влияние самодержавия. Чтобы Гоголь стал ему в угоду что-то в своем творчестве делать – это невозможно себе представить. Для него это действительно был один народ.

Он писал: «Никак не отдал бы предпочтения ни русскому перед малороссиянином, ни малороссиянину перед русским – эти две нации как будто созданы для того, чтобы дополнять друг друга. Одна без другой не может существовать. В моей душе много и хохляцкого, и русского, и я не могу сказать, кем я являюсь, потому что они объединились во мне органично».

Он пишет прямо, что Господь создал эти два народа дополнять друг друга, быть вместе и явить «нечто совершеннейшее в человечестве» – это дословно его слова о русском и украинском народе. Поэтому вторая редакция «Тараса Бульбы», где некоторые моменты Гоголь усилил, исходили из его убеждений.

Гоголь понимал, что мы составляем одну православную цивилизацию, и в этом смысле противостоим латинскому Западу. Не в том смысле, что здесь разные нации или государства, а это вопрос цивилизационный.

К сожалению, в наше время этот момент мы упустили. Может быть, в этом недоработка и наша, священников, что украинский народ не почувствовал, что идет борьба цивилизаций, что это не вопрос национальный, не вопрос границ и территорий. Это более фундаментальный вопрос – защиты веры. А «Тарас Бульба» об этом и говорит.

И вот в этом цивилизационном противостоянии, в котором один брат, Остап, остается верным отеческим православным традициям, а другой брат, соблазненный красивой женщиной (и это образ вообще красивой жизни), переходит, становится врагом.

Столкновение цивилизаций происходит прямо в семье: брат идет против брата, и отец убивает сына. Гоголь настолько предчувствовал этот нерв, что сейчас прямо по Гоголю идет все. Произведение оказалось настолько современным, что уже о смерти Гоголя неудобно говорить.

– А эти две редакции сильно отличаются?

Принципиально они не отличаются, нет такого, что в одной редакции была одна мысль, а в другой – другая. Нет. Просто вторая редакция более пространна, много глав было дописано, патриотический элемент был усилен.

Но для Гоголя это обычное дело. Повесть «Портрет», скажем, у него существует в разных редакциях, и более поздняя редакция – больше о сущности искусства. Гоголь постоянно работал над своими произведениями. Он возвращался к ним, это была для него нормальная ситуация.

Говорить, что от этого они противоположны – неправильно. Но по объему там где-то на треть больше стала вторая редакция. Гоголь же развивался, он живой человек. В 1840-е годы у него происходил интенсивный духовный поиск, и все это отобразилось во второй редакции.

– Что подвигло лично вас изучать творчество Гоголя?

Наверное, есть духовная близость. Мы знаем, что Гоголь вел аскетическую монашескую жизнь. Он старался осуществлять монашеские идеалы: целомудрие, нестяжание, послушание, даже будучи мирянином.

Во мне тоже много украинской крови, я тоже вместе с Гоголем никак при всем желании не могу отделить в себе русского от украинца. Поэтому все, что происходит сейчас на Украине, очень болезненно воспринимается.

Конечно, Гоголь мне близок, хотя я не сказал бы, что это самый любимый писатель, Достоевского, например, я больше люблю. Но, несомненно, Гоголь самый православный, самый церковный из всех русских писателей. Его слова замечательные, что мы имеем такое сокровище, его не знаем, не ценим, – это он о Церкви говорит.

– В связи с этим вопрос. Сейчас Максим Дунаевский готовит мюзикл на тему «Мертвых душ». Считаете ли вы жанр мюзикла подходящим для пропаганды творчества Гоголя? И что могли бы делать СМИ для пропаганды творчества Гоголя?

Я думаю, почему бы не попробовать в каких-то современных формах, и мюзикл – вполне интересно. Думаю, что это любопытный опыт будет, хотелось бы посмотреть. Можно массу всего сделать. В юбилейный год было много мероприятий, связанных с Гоголем, с прочтением его произведений.

Мне кажется, важно актуализировать гоголевские образы, его идеи. Я знаю, что так некоторые и делают. Например, в «Мертвых душах», там тоже вдруг начались преследования всяческих взяток, строгость против всех взяточников. И все чиновники с энтузиазмом это поддержали, и, как сейчас говорят, ценник просто вырос, и все. Пришлось в три раза больше платить. Это все по Гоголю.

И, если описывая какую-то ситуацию, журналист сделает образ по Гоголю, то уже он заинтересует человека, и, может быть, тот обратится к первоисточнику. И любые постановки, фильмы – тоже уместны. Вот был «Тарас Бульба», фильм Бортко. Может быть, его можно критиковать, но в целом он передает книгу, не вступает с ней в противоречие.

Много чего можно сделать. К 200-летию полное собрание сочинений и писем Гоголя в 17 томах выпустило издательство Московской Патриархии. Воропаев там как раз один из главных участников. Ну и, в первую очередь, читатели должны возвращаться. Вы же знаете, что вот перечитываешь произведения и вдруг видишь то, что ты раньше вообще не замечал, прямо имеющее отношение непосредственно к твоей жизни. Иногда даже ответы находишь на какие-то свои вопросы. Ну это со всей классикой так.

Литературы очень много. Сейчас вышла книга Игоря Алексеевича Виноградова, одного из знаменитых современных исследователей Гоголя. Трехтомник, если не ошибаюсь, – Гоголь в воспоминаниях современников. Сборник. Говорят, уже в продаже есть.

Есть Аксаков «История моего знакомства с Гоголем». Есть своеобразные вещи, как Андрей Синявский «В тени Гоголя». Но это читать тоже по-своему интересно. Очень интересно читать письма самого Гоголя.

И любопытно, там русские писатели друг с другом переписываются, и когда смотришь, откуда они пишут, это в основном Европа. Белинский с Гоголем о судьбах России: один в Зальцбурге был, другой тоже где-то в Германии, кажется. Гоголь много путешествовал и в Европе часто жил, поэтому многие его письма из-за границы. Их интересно читать, это живые картинки, которые о его личности дают представление.

Ну и могу свою скромную книжечку назвать, она у нас, по-моему, продается в лавке, называется «Путеводитель к Светлому Воскресению». Все-таки путь к Царствию Небесному, к раю Гоголь нарисовал в своем творчестве.

– В произведениях Гоголя мы видим энциклопедию падений: как человек может пасть, в какие ловушки… Можно надеяться, что эта борьба для него благополучно закончилась? Он всеми силами сопротивлялся, боролся, постился, молился, цеплялся за церковь… У нас есть надежда?..

Я считаю, что Гоголь умер смертью праведника. Мне даже неловко говорить об этом, но есть такие разговоры о возможной канонизации Гоголя. Все-таки у него была праведная жизнь и христианская благочестивая кончина и его творчество – это попытка христианские идеалы воплотить в искусстве.

Что касается «Вия», то интересная тема. В.А. Воропаев как раз недавно поделился своей находкой, что дело-то происходило в униатской церкви, где Хома Брут читал над панночкой. По описанию исследователи поняли, что это была именно униатская церковь, причем заброшенная. То есть это не православная, там нет Духа Святого, поэтому нечисть там и живет, и она побеждает.

Интересный парадокс: Гоголь по-разному открывался разным людям. Одни его описывают как мрачного типа, который не хочет с ними разговаривать. Но это часто было связано с тем, что он таким образом охранял свой внутренний мир или не доверял человеку.

А со своими друзьями он был душой компании. Не только в лицее говорят, что он был весельчак, лучше всех играл в театре. Но он и впоследствии был очень веселым человеком, мог шутить, быть оптимистом. Была у него порой склонность к меланхолическим состояниям, но это у каждого из нас случается.

Он обостренно чувствовал весь невидимый мир, и он об этом говорил, что содрогается «весь умирающий состав мой, чуя исполинские возрастания и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша…» Он имел в виду свои ранние произведения, где у него есть элемент фольклорного заигрывания с нечистой силой. Хотя он всегда был православным человеком и впоследствии за некоторые ранние вещи каялся и сокрушался.

Но говорить о том, что Гоголь всегда был угрюмым и неприятным человеком могут только те, к кому он поворачивался иной стороной. И на это всегда были причины. А другие люди описывают его совершенно иначе. Личность Гоголя сложная…

А его потрясающие молитвы, которые он написал незадолго перед смертью: благодарственные, и такие, что «Господи, свяжи вновь сатану силой всемогущего креста Твоего…» и, конечно, его призыв ко всем нам – “будьте не мертвыми, а живыми душами” – вот это всегда актуально для нас.

– Насколько высоко вы цените богослужебные исследования Гоголя?

Гоголь хорошо знал церковную литературу. В его собрании сочинений целый том – это его выписки из святых отцов и из богослужебных книг. Он там целые Минеи вручную переписывал и для своего творчества, и для себя лично. Он хорошо разбирался во многих тонкостях богослужения, в том числе. И готовя книгу «Размышления о Божественной Литургии», он пользовался разной литературой: и «Новая скрижаль», и более современные произведения.

Я помню в свое время так и делал: приезжал в Оптину Пустынь и с этой книжечкой следил за ходом Божественной Литургии. Это интересно. И, надо сказать, что оптинские старцы ее высоко оценивали. Они говорили, конечно, вы справедливо заметили, есть некоторые моменты, не вполне буквально соответствуют традициям истолкования богослужения. Но при этом они говорили, что книга исполнена особого лиризма и рекомендовали ее для чтения.

Интересно, что в полном собрании сочинений, которое издано Московской Патриархией, в этом томе хорошая работа проделана: там сопоставлен гоголевский текст с современным трактованием, даны комментарии ко всем сложным местам, которые вроде бы не вполне соответствуют нашим традициям. Для нас, например, оглашенные – терминологически это люди, которые готовятся к принятию Таинства крещения. Если кто-то себя в смиренном сознании причисляет к оглашенным, – почему нет.

У нас ведь свобода в православии. Это мы с вами не видим, а со стороны людям заметно. Вот у меня друг есть, он вырос в католической вере, он говорит: ну, у вас вообще, кто когда хочет, тогда и крестится. Кто как хочет, так себя в церкви и ведет. Я, – говорит, – в шоке. А для нас это нормально. И то же самое я слышал от моего друга мусульманина, сирийца. Он говорит: вот за что я больше всего православие люблю, так это свобода!

У нас разные могут быть интерпретации. Не то, что мы стоим на литургии, и вот этот момент в точности соответствует вот этому… Да, есть такие толкования, но они не исчерпывают всего многообразия литургического и богословского опыта Церкви. Гоголь так на это смотрел, и хорошо. Кстати, цензура там довольно много поправила у Гоголя, когда издавалось «Размышление…», хотя этот момент оставили. Но, еще раз скажу: в этом томе – наиболее подробные комментарии ко всем местам есть…

Я рад, что мы заканчиваем на теме Божественной Литургии, потому что для нас это центр жизни, и для Гоголя он столь же важен. Неслучайно он начал писать эту книгу, он понимал, что это сосредоточие, источник нашей жизни. У меня нет никаких сомнений, что в жизнь вечную он перешел обновленным, преображенным и, более того, – молится за нас всех.

Видео: Виктор Аромштам