Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Добролюбов решительный цельный русский характер. Что такое "русский сильный характер" по мнению добролюбова на примере характера катерины

Добролюбов решительный цельный русский характер. Что такое "русский сильный характер" по мнению добролюбова на примере характера катерины

29.03.2013 18484 0

Урок 68
СИЛА И СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ. СТАТЬЯ
Н. ДОБРОЛЮБОВА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ»

Цели : углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского; раскрыть силу и слабость характера Катерины; развивать умение анализировать образы-персонажи; совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения; определить, в чем смысл заглавия пьесы.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопроса м:

1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите о ее интересах и увлечениях в девичестве.

3. В чем различие между жизнью Катерины в родительском доме и в доме Кабанихи?

4. Могла ли Катерина найти свое счастье в семье? При каких условиях?

5. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?

6. В чем трагизм ее положения?

7. Финал драмы. Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к нему.

8. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?

9. Смерть героини – поражение или победа?

Н. Добролюбов пишет о Катерине: «Вот истинная сила характера». Героиня Островского, в отличие от окружающих ее людей, – натура искренняя, поэтическая. Катерина везде ищет красоту: в труде, в общении с людьми, с Богом. Все, что происходит в душе, для нее важнее событий внешнего мира.

Но нельзя не заметить решительности и свободолюбия в характере Катерины. Бесполезно такую героиню «переделать» или подчинить кому бы то ни было. И вот такая женщина попадает в обстановку произвола и лицемерия. Катерина пытается противопоставить деспотизму и ханжеству Кабанихи чувство собственного достоинства. В этом – начало ее гибели.

Трагедия Катерины обусловлена тем, что она не любит мужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.

Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.

Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство – это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.

Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.

«Смерть Катерины произвела существенные последствия в калиновском сознании и поступках обывателей», – пишет А. Анастасьев .

II. Обсуждение статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Статья, посвященная анализу пьесы «Гроза», была напечатана вслед за постановкой драмы в Московском Малом театре в 1860 г. (Критик дал блестящий анализ идейного содержания, а также художественных особенностей пьесы «Гроза». Охарактеризовал всех действующих лиц, но больше всего внимания уделил главной героине – Катерине. )

Вопрос ы:

1. «Луч света в темном царстве» – что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье?

2. Прочитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, положения статьи.

3. «Конец этот кажется нам отрадным», – говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?

4. Какова суть спора Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова по поводу «Грозы» и главной героини? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?

(Д. И. Писарев. Статьи «Мотивы русской драмы» и «Посмотрим!».

«Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… Катерина, как все обиженные Богом и воспитанием мечтатели, видит вещи в розовом свете… Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».)

«Лучом света в темном царстве» назвал Катерину Н. А. Добролюбов. По словам критика, в трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе». Самоубийство героини как бы на миг осветило «беспробудный мрак «темного царства».

«В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».

Беседа с учащимися по вопросам :

1. Что означает слово «гроза» в произведении Островского?

2. Какой смысл вкладывает в него каждый из героев?

Гроза … Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.

Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.

В IV действии мотив грозы уже не смолкает. («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?..»; «Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать…»; «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет…»)

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это «грозовое состояние общества», гроза в душах обитателей города Калинова.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.

3. Как же относятся герои пьесы к грозе?

Для Кулигина гроза – божья благодать. Для Дикого и Кабанихи – небесная кара, для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для Катерины – возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, – это тоже гроза.

Гроза в пьесе Островского, как и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы. Вот почему поэтический образ грозы выражает и то «освежающее и ободряющее чувство», о котором говорил критик Н. А. Добролюбов.

Домашнее задание.

1. Чтение драмы «Бесприданница».

2. Ответить на вопрос ы:

1) В чем суть основного конфликта драмы?

2) Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой? Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.

Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины "cильным русским" характером?

Пьеса “Гроза”, написанная А.Н. Островским в 1859 году, стала объектом полемики многих критиков, чьи мнения были как положительные, так и отрицательные. Но классической трактовкой этого произведения принято считать критическую статью Н.А. Добролюбова “Луч света в тёмном царстве”, в которой он ловко парировал выпады других критиков, ответил на многие интересующие читателей вопросы и проанализировал образы героев драмы.

Особое внимание Николай Александрович уделил характеристике Катерины, главной героини произведения. Ведь она, хрупкая, беззащитная девушка, была так одинока в “тёмном царстве” Диких и Кабановых. Но почему в своём анализе он назвал характер Катерины “сильным русским” характером?

По мнению Добролюбова, Катерина очень своеобразна. В её характере нет ничего внешнего, чужого, все выходит изнутри его; любое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически. Она действует не по убеждению или логическим доводам. Ею движет натура. Катерина любит все вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогает, проявляя отзывчивость, гостеприимство и безграничную доброту. Из всего существующего она выбирает только то, что не противоречит ее натуре. Её душа намного шире и глубже, чем у других людей, она свободна, раскрепощена и гармонична.

Пребывая в неволе, Катерина не капризничает, никого не винит, живет очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре. Зато, признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения к себе, и всякое стеснение ее глубоко возмущает. Она не может выдержать больше унижения и решается на борьбу за свои права, но будучи не в состоянии постоять за себя, идет обратным путем - сама бежит от губителей и обидчиков, лишь бы не противоречить себе.

Добролюбов сравнивает Катерину с многоводной рекой: она течет, как требует ее

природное свойство. Не потому бурлит она, что воде вдруг захотелось пошуметь, а потому, что это ей необходимо для дальнейшего течения. Так и в характере Катерины: мы знаем, что он выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия; а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Своего мужа Катерина не любила. Но её нельзя за это винить. “Ей просто не было особенной охоты выходить замуж, но не было также и отвращения от замужества; не было в ней любви к Тихону, но не было любви и ни к кому другому”. Ей было все равно. Но, когда она встретила Бориса, в ней появились новые чувства – страсть и любовь. И в этих чувствах стала заключаться для нее вся жизнь, вся сила ее натуры. К Борису влекло ее не одно то, что он ей нравится, к нему влекла ее и потребность любви, смертельная тоска ее однообразной жизни и желание быть вольной, свободной. Именно за свободу Катерина готова была бороться и добиваться её во что бы то ни стало: тут и проявилась сила её характера.

Я считаю, что Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины “русским” и “сильным”, потому что с таким характером человек способен так любить, способен так жертвовать, так переносить все тяготы и лишения, оставаясь при этом самим собой. Катерина обладала характером, который не смогло изменить “тёмное царство”.


В драме А. Н. Островского “Гроза” показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, ярко изображается и живучесть морали “темного царства”, и ее уязвимость. Все те герои пьесы, которых условно можно назвать жертвами “темного царства”, отчетливо осознают, что порядок жизни в городе или в их семье порочен. Но способны ли они на протест? Нет, они находят в себе силы лишь приспособиться к жизни: Варвара врет, потому что знает, что можно делать все, лишь бы только было “шито да крыто”; Тихон, сочувствуя жене, предпочитает исполнять волю матушки да пить горькую; Кулигин не спорит с Диким, а только рассуждает о возможных преобразованиях. И лишь одна Катерина не только понимает, что жизнь в городе протекает не по нормальным человеческим законам, но и не намерена с этим мириться. Одиночество Катерины среди героев пьесы подчеркнуто композицией произведения. Она - единственный герой, не имеющий пары (сравним с такими парами, как Кабанова - Дикой, Тихон - Борис, Варвара - Кудряш, Кулигин - Феклуша). Монологи Катерины преобладают над ее диалогами с другими персонажами. Катерина даже по своему происхождению чужой в Калинове человек. А. Н. Островский изображает ее как самобытный русский характер. Она народная героиня, образ которой, несомненно, был навеян автору образами русской поэзии. Вспомним, что рассказывает она о своем детстве: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Именно неволя становится причиной того, что в душе Катерины начинает назревать протест. “...Мне так душно, так душно дома, что бежала бы”, - говорит она Варваре. Но воспитана Катерина на религиозных представлениях о морали и долге. А потому ей достаточно лишь только осознать, что она любит другого, чтобы начать испытывать чувство вины. И в пьесе появляется тема греха, который тоже понимается всеми героями пьесы по-разному. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни - мотив неминуемой гибели (“ Ты убей, загуби меня со полуночи...”): “ Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой?”; “Зачем ты моей погибели хочешь?”; “Ты меня загубил!” Каким же сильным должно быть ее чувство, если она во имя него идет на верную гибель! “Не жалей, губи меня!” - восклицает она, отдавшись этому чувству. И постепенно Катерина приходит к выводу: “Уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь”. Красота характера Катерины не только в ее поэтичности, но и в удивительном свободолюбии. Но ее воспитание, типичное для патриархальной Руси, приводит к тому, что в ее душе назревает конфликт с самой собой, ибо, с одной стороны, свои мечты о счастье она считает греховными, а с другой - потребность любви и свободы становится единственным, что занимает все ее мысли. В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со сломанной волей и растоптанной душой. “Маменька ее поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск”, - говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таится, но “громко, во весь голос” зовет любимого: “Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!” Нет, она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что все потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: “Для чего мне теперь жить, ну для чего?” Борис говорит о себе: “Что обо мне-то толковать! Я вольная птица”. В сцене свидания Катерина ему завидует: “Ты вольный казак”. Но, по сути дела, кто из них двоих более свободен? Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: “Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает... Не застали бы здесь!”. Борис скован страхом. Последний монолог Катерины рисует ее внутреннюю победу над силами “темного царства”. “Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!” Характерно здесь слово “нехорошо”: жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катерины, безнравственно. “А поймают меня, да воротят домой насильно...” Как страшно звучит здесь это слово - поймают, словно не о человеке идет речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина восклицает: “Ах, скорей, скорей! ” Жажда освобождения торжествует и над темными религиозными представлениями. Катерина проникается убеждением в своем праве на свободу чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. “Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя!” - размышляет она о самоубийстве, которое, с точки зрения церкви, является одним из самых страшных грехов. И далее она подвергает сомнению это представление: “Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...” Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к Богу и выражают не раскаяние в совершенных грехах - они обращены к любимому: “Друг мой! Радость моя! Прощай!” Как гроза в жаркий летний день приносит людям облегчение, так и после смерти Катерины, пусть даже ненадолго, в жертвах “темного царства” появляется стремление вырваться из-под власти самодуров. Варвара и Кудряш бегут из Калинова. Кулигин обращается к собравшимся на берегу людям с горьким упреком. Даже вечно покорный Тихон бросает матери в лицо обвинение: “Вы ее погубили! Вы! Вы!” Но способен ли кто-нибудь из них отстоять свою свободу ценой жизни? Островский уверен, что нет, потому что сильно еще в людях покорство. И в смерти Катерина так же одинока, как и в жизни. Вот, наверное, почему проницательный русский критик Н. А. Добролюбов назвал Катерину “сильным русским характером”. Женщина, идущая в своем протесте до конца, должна быть исполнена, по словам критика, поистине героического самоотвержения.

июня 09 2012

Говоря о том, как “понят и выражен сильный русский характер в “Грозе”, Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” справедливо подметил “сосредоточенную решительность” . Однако в определении ее истоков он полностью ушел от духа и буквы трагедии Островского. Разве можно согласиться, что “воспитание и молодая ничего не дали ей”? Без монологов-воспоминаний героини о юности разве можно понять вольнолюбивый ее характер? Не почувствовав ничего светлого и жизнеутверждающего в рассуждениях Катерины, не удостоив ее религиозную культуру просвещенного внимания, Добролюбов рассуждал: “Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и требования чувства и воображения”. Там, где у Островского торжествует народная религия, у Добролюбова торчит абстрактно понятая натура. Юность Катерины, по Островскому,- утро природы, торжественная солнечного восхода, светлые надежды и радостные молитвы. Юность Катерины, по Добролюбову,- “бессмысленные бредни странниц”, “сухая и однообразная жизнь”. Подменив культуру натурой, Добролюбов не почувствовал главного - принципиального различия между религиозностью Катерины и религиозностью Кабановых. Критик, конечно, не обошел вниманием, что у Кабановых “все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой: и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны”. Но с чем он связал эту перемену? С умонастроением Катерины. “Они все те же”, то есть и в юности героини тот же “Домострой”, “они нимало не изменились, но изменилась она сама: в ней уже нет охоты строить воздушные видения”. Но ведь в трагедии все наоборот! “Воздушные видения” как раз и вспыхнули у Катерины под гнетом Кабановых: “Отчего люди не летают!”

И, конечно, в доме Кабановых встречает решительное “не то”: “Здесь все как будто из-под неволи”, здесь выветрилась, здесь умерла жизнелюбивая щедрость христианского мироощущения. Даже странницы в доме Кабановых другие, из числа тех ханжей, что “по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали”. И рассуждают-то они о “последних временах”, о близкой кончине мира. Здесь царит недоверчивая к жизни религиозность, которая на руку столпам общества, злым ворчанием встречающим прорвавшую домостроевские плотины живую жизнь. Пожалуй, главной ошибкой в сценических интерпретациях Катерины было и остается стремление или стушевать ключевые монологи ее, или придать им излишне мистический смысл. В одной из классических постановок “Грозы”, где Катерину играла Стрепетова, а Варвару - Кудрина, действие развертывалось на резком противопоставлении героинь. Стрепетова играла религиозную фанатичку, Кудрина - девушку земную, жизнерадостную и бесшабашную. Тут была некоторая однобокость. Ведь Катерина тоже земной ; ничуть не менее, а скорее более глубоко, чем Варвара, ощущает она красоту и полноту бытия: “И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…” Только земное в Катерине более поэтично и тонко, более согрето теплом нравственной христианской истины. В ней торжествует жизнелюбие народа, который искал в религии не отрицания земли с ее радостями, а освящения и одухотворения ее.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Добролюбов о Катерине . Литературные сочинения!

Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. "Гроза", по мнению Н. А. Добролюбова, "самое решительное произведение Островского", так как в ней показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души.

В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показана и живучесть морали "темного царства", и ее шаткость, и сила характера, которая смогла переступить через нее даже ценой собственной жизни. И со всей жестокостью, несправедливостью "темного царства" борется Катерина – главная героиня пьесы А. Н. Островского.

Светлым и тихим было ее детство. Катерина ходила в церковь, слушала рассказы странниц, вышивала золотом по бархату. Но религиозность Катерины – это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Катерину привлекает прежде всего красота преданий, церковная музыка, иконопись, "ее воображение работает неутомимо и уносит ее в новый мир, "тихий и светлый".

Смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: "Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!"

Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого человека. Жизнь в доме свекрови сразу не понравилась Катерине. Вздорная и жестокая Кабаниха, которая своих родных "поедом ест", "точит, как ржа железо", стремится подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихой. Честная и правдолюбивая, Катерина не может приспосабливаться к жизни "темного царства". "Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" – решительно говорит она Варваре.

Нежно и страстно Катерина любит Бориса. Ее любовь – это тоже протест против моральных устоев "темного царства". Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями: "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!"

Но счастье только поманило Катерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей барыни, Катерина во всем признается мужу.

"Что, сынок? Куда воля-то ведет? Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!" – со злобой говорит Кабаниха Тихону. Она злорадствует, что одержала верх над Катериной.

Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Кабаниха. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис "не по своей воле" уезжает, он полностью зависит от своего дядюшки, купца Дикого.

Последняя надежда погасла в душе Катерины. "Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!" – думает она. Катерина понимает, что жить в доме Кабановых – это безнравственно. Уж лучше не жить совсем, чем мириться с "жалким прозябанием".

Н. А. Добролюбов пишет: "…она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве". Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, "доведенный до конца!»

В ответ на статью Н. А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д. И. Писарева "Мотивы русской драмы". В ней Писарев критикует статью Добролюбова "Луч света в "темном царстве" и удивляется, что критики не смогли "сделать Добролюбову ни одного возражения". Писарев говорит о Катерине: "Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов?.. Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?" Критик утверждает, что Добролюбов, увидя в каждом поступке Катерины что-либо хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого "луч света в "темном царстве". Писарев не может согласиться с этим, так как "воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Ум дороже всего, или, вернее, ум – все".

Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова? Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого – о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, стремившиеся к новой жизни, готовые к смерти ради нее. В то время иного протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности.

Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: "…Совершив много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость".

Как я отношусь к Катерине? Считаю ли ее "лучом света в темном царстве"? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Катерину можно назвать "лучом света в темном царстве", так как она протестует против кабановских понятий о нравственности, "не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу".

В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.