Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое люмпены. Кто такие люмпены и маргиналы

Что такое люмпены. Кто такие люмпены и маргиналы

Люмпен И МАРГИНАЛЫ

Эти две группы населения, причем каждая по-своему, что выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Слово люмпен происходит от немецкого lumpen - лохмотья. К люмпенов относят людей, опустившихся на "дно" общественной жизни, - нищих, бомжей, бродяг. Как правило, это выходцы из разных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасна для общества, так как она служит питательной средой для различных экстремистских организаций. Другое положение и другая социальная роль в маргинальных слоев (с лат. Marginalis - тот, кто находится на краю). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации - массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-х - в тридцатые pp. XX в. в нашей стране. Индустриализация, развернувшейся требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с сельским укладом жизни, с трудом принимались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, "неукоринени", с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленного государством порядка, к "сильной руке". Это создавало социальную базу для антидемократического режима, заметно снижало революционное ожидания изменений.

Приведенный пример показывает один из негативных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать, что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.

ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ

Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, больше зримо проявляются в социальной сфере. их характер очень сложный и противоречивый. Рассмотрим некоторые проблемы.

Одной из особенностей последних лет стал рост социальной дифференциации населения. Это выражается, в первую очередь, в существенном увеличении разрыва в доходах различных социальных групп, а следовательно, в уровне потребления.

Многие усматривают здесь очевидное нарушение принципа социальной справедливости и даже потерю в этом плане позиций, которые мы имели в годы застоя. Действительно, если обратиться к статистическим данным периода 60-х - середины 80-х гг. XX в., То соотношение между минимальным и максимальным окладами составляло 1:10. При этом, однако, необходимо учитывать, что определенная часть населения (по имеющимся данным, 5-6 млн.) Имела так называемые "нетрудовые доходы", источники которых скрывались и которые не учитывались никакой статистикой. К этой группе социологи относили правящий класс, управляющих специалистов в сфере услуг, обслуживающий персонал. Таким образом, разрыв в доходах был и в те годы очень значительным, хотя, возможно, и не таким явным. Официальная пропаганда прилагала огромные усилия для доказательства тезиса о сближении социальных групп и неуклонном движении нашего общества к полной "социальной однородности". При этом учитывалось, что в общественном сознании социальная справедливость рассматривалась как одна из высших ценностей. В отличие от первых лет советской власти, когда преобладало понимание этой справедливости как равенства в потреблении (уравнительность), в дальнейшем подчеркивалась равенство возможностей трудиться по способностям и получать по труду.

Вместе с тем, в нашем обществе и сегодня существует традиционное уравнительное понимание социальной справедливости. Правда, никто не говорит, что все должно делиться поровну, но что дифференциация должна быть ограничена, без больших разрывов - в этом люди убеждены. Те же, кто проникся идеей распределения по труду, возмущены "нечестным", нетрудовым путем увеличения доходов богатых "новых богатых". В этих условиях нарастания социального расслоения воспринимается обществом болезненно, что, в свою очередь, может стать источником социальной и политической нестабильности.

Острой проблемой остается значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий (учителя, врачи, инженеры), интеллектуального труда в целом, включая научную деятельность. Известно, что в странах Запада эти профессиональные группы входят в средний класс, а профессура относится к социальной элите. В Украине, например, зарплата преподавателя еще очень низкая.

Это заставляет многих людей высококвалифицированной умственной труда отказываться от специальности и заниматься деятельностью, которая не требует высокого уровня образования.

Актуальной остается проблема "утечки мозгов": многие специалисты ищут применение своим силам за рубежом. Изменения в экономике ведут к появлению новых социальных групп: предпринимателей, фермеров.

Активные социальные перемещения усиливают маргинализацию общества. Это вызвано и притоком беженцев из других республик СЛЕДУЕТ и сокращением Вооруженных сил.

Тяжелое положение сохраняется в наименее защищенных групп населения, так называемых "группах социального риска". К ним относятся многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные.

Итак, социальная сфера сегодня - тугой узел острых социальных проблем. Источники их, по всей видимости, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере - задача долгосрочной перспективы.

Но вместе с тем очевидно, что достижение или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в Украине. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.

Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает Конституция, а также законы, конкретизирующие его положения. Каждому гражданину Украины Конституция предоставляет широкие социальные права.

Так, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются государством. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного государственным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Основной закон предусматривает право на жилье, но пока эта проблема трудно решаема.

Сохраняются определенные проблемы с правом на охрану здоровья, хотя в Конституции указывается на его бесплатность. Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. В такого же типа учреждениях каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Вместе с тем, ряд острых социальных проблем еще ждет своего решения на основе указанных правовых норм.

В заключение подчеркнем, что, осуществляя текущую социальную политику, важно не упустить из виду магистральное направление социальных изменений. Сегодня в рамках социальной структуры у нас переплелись три группы отношений, принадлежащих к различным цивилизационных типов: традиционного, индустриального и постиндустриального. Трудности прорыва в постиндустриальную эпоху связаны со столкновением интересов различных социальных групп, которые тяготеют к каждому из этих типов отношений.

Переход на новый уровень развития станет возможным, если укрепятся и займут лидирующее положение в обществе группы, связаны не с торгово-распределительными отношениями, а непосредственно с материальным и духовным производством и ориентированные на максимально передовые достижения.

Основные понятия

Социальная сфера. Социальная дифференциация. Социальное неравенство. Класс. Смертная казнь. Социальная мобильность. Семья как социальный институт. Социальная политика.

"Социальный лифт". Люмпенство. Маргиналов. "Утечка мозгов".

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная дифференциация?

2. преодолим социальное неравенство?

3. В чем отличие класса (в марксистском понимании) от казни?

4. в социологии понимается под социальной мобильностью?

5. Какие "социальные лифты", по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещением человека?

6. Какова роль семьи в современном обществе?

7. Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран?

8. В чем отличия маргиналов от люмпенов?

9. Какие основные социальные проблемы нашего общества?

1. Проанализируйте различные точки зрения на проблему социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующую отличие между классами и казнями: "Стратификация предполагает некоторую упорядоченность членов общества на основе какого-либо критерия, например, дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения... Классы... являются конфликтными группами, объединяясь, отрицают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей ".

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, кроме указанных в учебнике, "социальные лифты" существуют в современном обществе?

4. Цифры свидетельствуют, что в индустриально развитых странах падает доля "синих воротничков" в составе населения (то есть тех, кто занимается физическим трудом) и растет численность "белых воротничков" (к ним относятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруденции, медицины, образования, технические служащие). Какие причины и возможные социальные последствия этого явления?

5. По данным одного исследования, украинская стратификационная сетка сегодня выглядит так: "старые богатые" (бывшая номенклатура) "новые богатые" (экономическая и политическая элита, столичная бюрократия, коммерческий класс);

отечественный средний класс (большинство инженерно-технических работников (ИТР), квалифицированные рабочие, служащие, интеллигенция) "база" (большинство крестьян, население малых городов, менее квалифицированные рабочие) "социальные иждивенцы" (пенсионеры, рядовой состав армии). Отражает, на ваш взгляд, приведенная схема реальную социальную структуру общества? Есть ли такие группы населения, которые не нашли отражения в ней? Назовите их. Социальные группы, по вашему мнению, будут определять будущее развитие страны?

6. Известно, что маргинализация, переход в новое социальное качество, связанная с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используются различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и тому подобное. Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?

7. Существует точка зрения, согласно которой именно работающие классы (крестьянство, рабочие) способствуют общественному прогрессу.

Приведите факты, подтверждающие или опровергающие данную позицию.

8. Термин "класс" происходит от латинского слова, означающего буквально "разряд". Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю СервиюТуллию (VI в. До н.э.). Он разделил общество на пять классов, разрядов, в соответствии с тем, какое количество войска (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Признак была положена в основу классового деления? Сохраняет он свое значение и сегодня?

Слово "люмпен " было заимствовано из немецкого языка "Lumpen ", что дословно переводится, как "лохмотья " и обозначает нищих, опустившихся людей, деклассированных элементов, босяков.
Термин люмпен впервые ввёл в обиход Карл Маркс являвшийся родоначальником коммунистической теории.Он писал по этому поводу: "Пролетариат-люмпен, этот этот пассивный продукт гниющих низших слоёв общества, частично вовлекается революционной ситуацией в движение, но по причине своего жизненного устройства он склонен более продавать себя мракобесному заговору " ("Манифест коммунистической партии" Первая глава "Пролетарии и боржуа" Фридрих Энгельс, Карл Маркс)

"Люмпены - это граждане не умеющие и не желающие работать.Не располагающие ни этическими нормами, ни собственностью, не способные спланировать свою судьбу, совершенно безответственные ." (публикация в "Новой газете" от 19 ноября 2012 года, за номером 131)

Синоним слова "люмпен"

  • Деклассированный элемент
  • Преступник
  • Бродяга
  • Бич (см. значение слова ватник)
  • Стадо
  • Низы
  • Чернь
  • Гопник
  • Нищий
  • Босяк
  • Бомж
  • Алкоголик
  • Толпа
  • Плебс (см. кто такой утырок)

Что такое люмпен?

"Филипп Филиппович сидел подле стола в своём любимом кресле. Возле портьеры, возвышался, заложив ногу за ногу, небольшого роста человек и некрасивой наружности.На его голове росли жёсткие, как проволока волосы, как бы отдельными посадками на убранном поле, при небритом лице.Лоб удивлял своими небольшими размерами.Практически рядом с тёмными кисточками распластанных бровей начинали расти, густые, как щётка волосы.Его пиджак, продранный под правой мышкой был покрыт соломой, полосатенькие брюки на левой коленке были разорваны, а на правой были испачканы краской лилового цвета.Шея этого гражданина была обвязана небесно-ядовитого цвета галстуком с поддельной рубиновой булавкой. Оттенок его галстука был настолько ярок, что Филипп Филиппович, прикрывая утомлённые глаза, на стене замечал ярко пылающий факел с голубым навершием.Открыв их, снова слеп, поскольку с пола, растекаясь по полу пятнами света ему бросались в глаза белые гетры с лаковыми штиблетами.
Филипп Филиппович несколько раз качнув головой твёрдо проговорил: "Чтобы ты перестал спать на палатях.Тебе всё ясно? Что вообще это за наглость! Вы же мешаете женщинам!" На лицо этого человека набежала тень, а губы слегка оттопырились: "Так сразу и женщины. Делов то. Разве они барыни какие? Простая прислуга, а самомнения, как у комиссарши"...
Филипп Филиппович посмотрел внимательно: "Не бросай окурки на пол, я тебе в сотый раз уже повторяю. И чтобы ты больше не ругался в квартире! И не плюйся! Для этого имеется плевательница. Обращайся с писсуаром более аккуратно. Про Зину вообще забудь.От неё поступают жалобы, что вы её ждёте в темноте. Послушайте! Кто сказал пациенту "бес его знает"!? Вы думаете, вы где находитесь, в питейном заведении?"
"Что то вы меня отец, стали сильно притеснять, неожиданно плаксивым тоном проговорил этот человек
" ("Собачье сердце" М. Булгаков)

Существует два похожих понятия, люмпены и маргиналы. Хоть они и схожи между собой тем, что обозначают людей самого низшего слоя общества, однако это все равно не позволяет ставить знак равенства между ними.

В русский язык слово маргинал пришло из немецкого языка, в немецкий из французского, во французский – из латыни. На латыни слово маргинал обозначает «находящийся на краю». Маргиналом может считаться личность, которая была изгнана из одной группы, но по определенным обстоятельствам не была принята в другую. Самый яркий пример – человек, бежавший со своей страны в другую страну, не смог адаптироваться к новому обществу, принять традиции нового государства, особенности его социума и так далее.
Такое состояние неопределенности довольно опасно, особенно если речь идет о группе людей. Чаще всего маргинализация общества происходит вследствие революций, вследствие резкого изменения социальной, политической и экономической ситуации в государстве.

Люмпен (из нем. «лохмотья») — человек, который не старается заработать, не занимается каким — либо общественно полезным трудом, ведет губительный образ жизни. Живут люмпены чаще всего за счет государства, родственников, знакомых, либо за счет незаконной деятельности (пиратство, ограбления, мошенничество) . Нельзя назвать так простого рабочего, который изо всех сил пытается заработать, но достигает весьма скромных результатов. Речь идет именно о бандитах, нищих, пиратах и т.д. Которые либо ничего не делают для улучшения своего финансового положения, либо делают это незаконным путем, именно эту категорию можно смело назвать люмпенами. Также люмпенами называют людей с алкогольной, наркотической зависимостью, которые могут работать, но не работают. Или представителей низшего слоя общества, которые работоспособны, но живут за счет пособий государства.

В чем отличие маргиналов от люмпенов

Главное различие в том, что маргиналы могут быть весьма состоятельными людьми, которые по различным причинам утратили свое предыдущее положение в обществе. Они могут заниматься полезной общественной деятельностью, но по каким — либо причинам не признаются обществом. Люмпены же наоборот, чаще всего не имеют собственного жилья, перебиваются случайными заработками и имеют для жизни только самый необходимый набор вещей. Нередко бродяжничают и становятся социально опасными, поскольку всегда ищут способ быстрого заработка.

Люмпены чаще всего подчиняются более сильной и влиятельной группе лиц, считают, что только сильные в определенный исторический момент времени смогут что — либо изменить. Не имеют собственных нравственных устоев и трусливо подчиняются лицам, которые обладают большей властью.

Маргиналы, в отличие от люмпенов, которые служат бездумно действующей силой, выполняющей приказы более сильных, чаще всего становятся жертвой в таких случаях.

Наша речь постоянно обогащается новыми словами, привносимыми в нее из других языков, из научной лексики и прочих источников.

Так, все чаще в разговорной речи стали встречаться слова «маргинал» и «люмпен» , употребляемые в основном для обозначения личности, ведущей асоциальный образ жизни. Но кто такие на самом деле маргиналы и люмпены?

Маргиналы – люди, оторванные от среды

Слово «маргинал» , как и многие другие научные определения, заимствовано из латинского языка, где «marginalis» означает «находящийся на краю» . В социологии маргиналами принято называть людей, вырванных из привычного социального слоя и образа жизни, но еще не нашедших места в новых условиях.

Такие люди чувствуют себя очень неуверенно, так как не имеют опоры, лишены поддержки семьи и не знакомы с обычаями других слоев общества.

Наибольшее число маргиналов появляется в ходе социальных потрясений, войн и конфликтов. Сельские жители, прибывающие в город, становятся в нем маргиналами, так как не знакомы с городским образом жизни, не имеют специальности, обеспечивающей достаточно высокий доход, и часто даже лишены нормального жилья.

Беженцы, оказавшиеся в другой стране, становятся маргиналами из-за плохого владения языком, незнания местных обычаев и отсутствия материальной базы для существования. Люди, оставшиеся без работы, нередко пополняют маргинальные группы даже без смены места жительства.


В условиях спокойного существования общества в нем всегда присутствует некоторое количество маргиналов – людей, у которых разорвана связь с привычной социальной средой.

Вверх или вниз?

С точки зрения социологии, маргиналов можно разделить на три основные группы:

— стабилизирующая группа, в которую входят люди консервативного склада, со сменой места жительства не меняющие образа жизни, сохраняющие свою специальность и социальный уровень;

— понижающая группа, представители которой, будучи вырванными из привычных условий существования, быстро скатываются в нижние слои общества, не желая приобретать новых навыков и новую профессиональную квалификацию;

— повышающая группа, к которой принадлежат люди, готовые бороться за улучшение условий существования, в том числе приобретать новую, более востребованную и доходную профессию, перенимать новые привычки и обычаи новой среды обитания.

Легко заметить, что представители стабильной и повышающей группы так или иначе встраиваются в жизнь общества, тогда как понижающая группа является источником формирования нижнего слоя общества. Из понижающей группы обычно приходит пополнение социального слоя тех, кто выпал из общества, т.е. люмпенов.

Кто такие люмпены?

Слово «люмпен» происходит от немецкого «Lumpen» — лохмотья. Впервые понятие люмпен-пролетариата было введено К. Марксом и обозначало низший слой пролетариата, людей без достаточной квалификации, выполняющих самые тяжелые, грязные и несложные работы.

Сегодня в терминологии социальных наук люмпенами принято называть представителей социальных низов, не имеющих собственности и постоянной работы, перебивающихся случайными заработками и не стремящихся улучшить свое положение. В странах СНГ люмпен может обладать собственным жильем, которое, как правило, было получено его родителями во времена СССР.

Основное отличие люмпенов от других беднейших слоев населения заключается в асоциальном образе жизни. Люмпен не имеет постоянной работы и не стремится ее найти. Он не обладает квалификацией, достаточной, чтобы обеспечивать , не хочет и не имеет возможности освоить новую профессию.


Источник его заработка – случайные подработки, нередко граничащие с криминалом, и/или социальные выплаты, пособия от государства или благотворительных фондов. Как правило, люмпены – это бездомные бродяги, нищенствующие, проститутки, алкоголики и наркоманы.

В условиях социального неравенства попадание в слой люмпенов практически всегда означает приговор для человека, так как повысить он уже не сможет никогда.

Слово «маргинал» пришло в русский язык из немецкого, туда – из французского, а во , в свою очередь, из . С латинского языка это слово можно перевести как «находящийся на краю». Маргиналы – изгои, которые оказались вне своей социальной группы либо на стыке двух разных групп. Если речь идет об одном человеке, скорее всего, он оказался изгнан из одной группы и не принят в другую. Яркий – люди, вынужденные бежать из своей страны и оказавшиеся отступниками в глазах ее граждан, но в то же время не сумевшие принять традиции другого государства, куда они переехали.

Такое социально пограничное состояние воспринимается очень тяжело. Если же речь идет о группе людей, скорее всего, суть в серьезных социальных, политических, экономических изменениях в обществе, которые привели к развалу привычного общества. Нечто подобное часто происходит в результате революций.

Слово «люмпен» позаимствовано опять же из немецкого, и в переводе оно «лохмотья». Люмпенами называют людей, оказавшихся в самых низких социальных слоях и при этом не занимающихся никаким общественно полезным трудом. Это , что нельзя назвать так бедного человека, который в поте лица старается заработать, но добивается очень скромных результатов. Вовсе нет – речь идет о преступниках, бродягах, нищих, о тех, кто промышляет пиратством, грабежом.

Очень часто к люмпенам причисляют также неработающих алкоголиков и наркоманов, людей, которые находятся на содержании у кого-либо, хотя вполне могут работать и зарабатывать. Так же называют представителей низшей социальной прослойки, живущих за счет государственных пособий.

В чем разница между люмпенами и маргиналами

Как правило, люмпены не имеют почти никакой собственности: они либо бродяжничают, либо живут в чужих домах, и располагают только самыми необходимыми для жизни вещами. Маргиналы, напротив, могут быть даже состоятельными людьми, не признаваемыми при этом обществом, поскольку они по каким-либо причинам утратили свое прежнее положение.

Люмпены либо пользуются короткими, разовыми заработками, либо добывают деньги нелегальным путем, либо живут за счет близких или государства. Маргиналы могут заниматься общественно полезным трудом.

Дополнительное значение термина «люмпен» – человек, который не имеет собственных нравственных устоев, не подчиняется законам морали и безрассудно или трусливо подчиняется той группе лиц, которая обладает наибольшей властью в конкретный исторический момент. Маргиналы в таких случаях становятся скорее жертвами, чем бездумно действующей силой.

Источники:

  • Люмпены и маргиналы

В каждом обществе бок о бок с социально адаптированными гражданами есть люди, потерявшие свои социальные корни, которым чужд нравственный кодекс, они понимают лишь язык грубой физической силы.

Люмпены

Обычно к люмпенам относят людей, у которых социальные корни отсутствуют, у которых также не имеется никакой собственности, а живут они за счет разовых заработков. Но чаще их источником существования являются различные виды социальных и государственных пособий. В целом к этой категории нужно относить бомжей, а также граждан, подобных им. Если объяснять более просто, то люмпен – человек, не ведущий трудовой деятельности, он нищенствует, бродяжничает, другими словами – бомжует.

В переводе с немецкого слово «люмпен» означает «лохмотья». Это своего рода оборванцы, которые опустились на «дно» жизни, выпали из своей среды. Чем больше в обществе становится люмпенов, тем большую угрозу обществу они представляют. Их среда является своеобразным оплотом различных экстремистски настроенных личностей и организаций. Марксистская теория использовала даже выражение, как Lumpenproletariat, характеризуя этим словом бродяг, преступников, нищих, а также отбросов человеческого общества в целом. При советской власти это было ругательным словом.

Маргиналы и люмпены не одно и то же понятие, хотя между этими группами людей много общего. Само понятие «маргинальность» в социологии означает человека, который находится между двумя различными социальными группами, когда от одной из них гражданин уже откололся, а ко второй еще не прибился. Это так называемые яркие представители низов, или социального «дна». Подобное общественное положение очень сильно влияет на психику, калеча ее. Часто маргиналами становятся люди, прошедшие войну, иммигранты, не сумевшие приспособиться к условиям жизни на новой родине, которые не смогли вписаться в социальные условия современной для них среды.

Во время проводившейся в СССР коллективизации, в 20-30 годах, сельские жители массово мигрировали в города, но городская среда принимала их неохотно, а с сельской средой все корни и связи были разорваны. У них рушились духовные ценности, рвались налаженные социальные связи. И именно этим слоям населения требовалась «твердая рука», установленный порядок на уровне государства, и именно этот факт послужил социальной базой антидемократическому режиму.

Как видно, люмпены и маргиналы – это не тождественные понятия, хотя и имеют много общего. В современной действительности словом «люмпен» практически не пользуются, называя бомжей маргиналами. Хотя этим словом можно охарактеризовать и людей, имеющих жилье, но ведущих асоциальный образ жизни.

Источники:

  • Маргиналы и люмпены

В современной культуре можно встретить не только отдельных индивидов, но даже целые группы людей, не вписывающихся в устоявшуюся социальную структуру общества. Это не всегда представители социального «дна», они могут иметь высокий уровень образования и подобающий статус. Отличие таких маргинальных от других людей состоит в особом мире ценностей. Кто же такие маргиналы?

Маргинальность как социальное явление

Википедия называет маргиналом того, кто оказывается на границе противоположных социальных групп или культур. Такие люди испытывают на себе взаимное влияние различных систем ценностей, которые часто противоречат одна другой. В времена синонимом «маргинал» было «деклассированный элемент». Так часто называли людей, скатившихся в самый низ социальной иерархии. Но понимание маргинальности следует считать односторонним и не вполне корректным.

Понятие «маргинальность» встречается и в . Здесь оно обозначает промежуточность социального положения, в котором оказывается . Первые упоминания о маргинальных личностях и группах появились в американской социологии, которая описывала адаптации иммигрантов к непривычным для них социальным условиям и порядкам, свойственным для жизни на чужбине.

Маргиналы отрицают ценности той группы, из которой они вышли, и утверждают новые нормы и правила поведения.

За чертой привычной жизни

Маргинальность в обществе усиливается, когда начинаются катаклизмы. Если общество регулярно лихорадит, его структура теряет прочность. Появляются совершенно новые социальные группы и слои населения, имеющие собственный уклад жизни. Не каждый человек в подобных условиях способен адаптироваться и пристать к определенному берегу.

Переход в новую социальную группу нередко связан с необходимостью перестраивать поведение и принимать новую систему ценностей, что почти всегда становится источником стресса.

Выйдя из своей привычной социальной среды, человек нередко сталкивается с ситуацией, когда новая группа его не принимает. Так и появляются маргиналы. Вот один из примеров такого социального перехода. Обычный инженер, оставивший работу по найму и решивший заняться предпринимательством, терпит неудачу. Он понимает, что бизнесмен из него не получился, а к прежнему образу жизни уже невозможен. К этому могут добавиться финансовые и другие материальные потери, в результате которых человек оказывается за бортом жизни.

Но далеко не всегда маргинальность связана с потерей достаточно высокого прежнего социального . Нередко к маргиналам относят вполне успешных людей, чьи взгляды, привычки и система ценностей не вписываются в устоявшиеся представления о «нормальности». Маргиналами вполне могут быть достаточно состоятельные люди, добившиеся успеха в своей сфере деятельности. Вот только их воззрения на жизнь оказываются столь непривычными для среднего обывателя, что таких людей просто не принимают всерьез или вытесняют из социальной общности.

Видео по теме

Понятие маргинальности – социологический термин, возникший в науке в 1920-х годах. Но сами маргиналы – люди, составляющие особую социальную группу, существовали задолго до того, как ученые ввели данный термин. Это люди, по каким-то причинам не вписавшиеся в социально-культурную систему общества. Большие группы маргиналов начали образовываться в начале ХХ века. Но, вероятно, первый маргинал появился еще в первобытную эпоху.

Термин «маргинальность» ввели американские социологи для того, чтобы охарактеризовать наблюдаемый ими общественный феномен: создание иммигрантами замкнутых сообществ из-за неспособности сразу вписаться в американский образ жизни. Для нового термина было выбрано латинское слово marginalis, что в переводе означает «находящийся на краю». Тем самым иммигрантские сообщества характеризовались как группы, выдернутые из родного культурного пласта и не прижившиеся на новой почве.

Для маргинальной группы характерна своя особенная культура, часто вступающая в противоречие с господствующими культурными установками в обществе. Типичный пример – итальянская мафия в Америке. Дон Корлеоне и его семья – маргинальные элементы для американского общества.

Так что, в строгом значении социального термина первые маргиналы появились в конце XIX – начале ХХ веков в бурлящем котле американской иммиграции. Это были люди двух культур, одновременно принадлежащие двум мирам. Не только в США, разумеется, наблюдались подобные явления: например, Бразилия примерно в то же время пригласила на плантации итальянских иммигрантов, которые не сразу вписались в существующее общество на равных с потомками португальцев, и часто воспринимались как «белые ».

Маргинальные группы могут появляться и в результате крупных социальных потрясений. Например, революция в России привела к появлению большого числа маргиналов – людей, выдернутых из рамок своего класса и с трудом находящих себе место в новом обществе. Например, беспризорники 20-х годов – типичная маргинальная группа.

Постепенно понятие маргинальности в науке расширялось. Появилось понятие «индивидуальной маргинальности». Оно более широкое, чем маргинальность как общественный феномен. И.В. Малышев в книге «маргинальное искусство» характеризует маргинальность как «внесистемность». Маргиналами могут быть люди, консервирующие прошлое; опережающие свой век; просто «заблудившиеся» и не находящие себе места в социуме и его культуре.

В этом смысле маргиналами можно назвать, по словам Виктора Шендеровича, и Сахарова, и Томаса Манна, и даже Христа.

Так что, первый маргинал, скорее всего, появился еще на заре человечества. Возможно, первые хомосапиенсы были именно маргиналами!

Поскольку общество к маргиналам относится настороженно, жизнь «внесистемных» людей на протяжении всей истории человечества была сложной и, увы, обычно короткой. Некоторые из них становились социальными люмпенами, отверженными париями, но многие успели двинуть вперед культуру, наметить новые ориентиры развития общества.

Эпатажные деятели искусства, к примеру, часто были маргинальны. Они смело отбрасывали традиционные ценностные установки, создавая свои собственные. К примеру, маргиналом был Диоген. Маргиналами были декаденты. Маргинальны были советские стиляги.

В конце ХХ – начале XXI веков маргиналов стало намного больше, чем в любую другую историческую эпоху. Различные неформальные движения – это, как правило, маргиналы. Толерантность современного общества позволяет представителям маргинальных слоев жить в своей собственной системе координат более свободно, чем раньше.