Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » А грин победитель краткое содержание. Методическая копилка

А грин победитель краткое содержание. Методическая копилка

Реализация дифференцированного подхода в учебном процессе.

Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей.

На основе выполнения кратковременных диагностических работ, наблюдений можно объединить детей в подвижные группы. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик в пределах изучения одной темы может менять свой статус.

У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. Наверное, правильнее будет не разделять детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Учащиеся 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Учащиеся 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Учащиеся 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?

На что должен обращать внимание учитель при подготовке к уроку:

  1. Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке:
  • Темп изложения материала должен быть доступен для слабоуспевающих учащихся;
  • Учитель должен акцентировать внимание на самых главных моментах новой темы;
  • Выяснять степень понимания материала слабоуспевающими учащимися;
  • Использовать средства возбуждения интереса к теме урока (технические и наглядные средства обучения, аналогии, сравнения и другие);
  • Проводить работу по обучению приемам самоконтроля и взаимоконтроля;
  • Продумывать организацию взаимопомощи учащихся;
  • Продумывать индивидуальные и групповые задания в соответствии с познавательными возможностями учащихся;
  • Проводить инструктаж по выполнению домашнего задания, рассматривать пути преодоления возможных затруднений учащихся;
  • Вести учет учебных затруднений учащихся.
  1. Организация работы со способными учащимися:
  • Продумывать приемы и средства при организации работы со способными учащимися для достижения углубленного изучения ими темы урока;
  • Дифференцировать домашнее задание;
  • Продумывать опережающие и творческие задания.
  1. Использовать приемы дифференцированного обучения в работе с учащимися, успевающими на «хорошо» и «удовлетворительно».

Литература.

И.К. Блинова, М.В. Чикурова.

Примерные планы – задания для осуществления инспекционно - контрольной деятельности. Практика административной работы в школе.

nachalka.com›Начальная школа›862

Предварительный просмотр:

Самоучитель нравственности

У Л.Н.Толстого, как известно, был свой избранный круг мыслей и афоризмов на каждый день. Предлагаю ряд мудрых высказываний:

  • Всего лучше начинать каждый день так: думать при пробуждении о том, нельзя ли в этот день доставить радость хоть одному человеку. (Л.Н.Толстой)
  • Добро творить – себя возвышать, зло творить – себя унижать. (Соломон)
  • Совесть есть правильный суд человека над собой. (Аристотель)
  • Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. (Демокрит)
  • Стремление делать что-либо ради того, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием. (Б.Спиноза)
  • Не делай зла – не будешь в вечном страхе. (Ж.–Ж. Руссо)
  • Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье. (Плутарх)
  • Недостаток скромности есть недостаток ума (А.Поп)
  • Если ты сделал добро – скрой, если тебе сделали добро – расскажи. (С.Моэм)
  • Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым. (Ф.Бэкон)
  • Лучше терпеть зло, чем его причинять. (Г. Гессе)
  • Если мне удалось сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным. (Л.Н.Толстой)
  • Хочешь быть счастливым, выучись сперва страдать. (И.С.Тургенев)
  • Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души. (Л.Н.Толстой)
  • Подлинно справедлив тот, кто чувствует себя наполовину виновным в чужих поступках. (Демокрит)
  • Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является справедливость в словах и делах. (Гегель)
  • Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. (М.Ганди)
  • Не прощай себе, и тогда легко будет простить другим. (Л.Н.Толстой)
  • От злобы, что нацелена в людей,

Как правило, страдает сам злодей. (Фирдоуси)

  • Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (А.П.Чехов)
  • Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед собой. (Л.Н.Толстой)

Пословицы и поговорки

  • Кто не врет, тот спокойно живет.
  • Ласковыми словами камень растопишь.
  • Кто людей любит, тот долго живет.
  • Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
  • Скромность всякому к лицу.
  • Кто очень любит себя, того не любят другие.
  • Другим прощай часто, себе – никогда.
  • Больше думай, меньше говори.
  • Хороший человек предъявляет требования к себе, плохой – к другим.
  • Чем умнее человек, тем он скромнее.
  • Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет.
  • На добро отвечать добром – дело каждого, а на зло – добром – дело отважного.
  • В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.
  • Сам себя не уважаешь – и другие не будут тебя уважать.
  • Справедливый человек к себе относится строго, к другим – снисходительно.
  • Кто сам ничего не делает, тот любит поучать других.
  • Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой.
  • У кого много недостатков, тот легко находит их в других.
  • Скромный не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, а тот, кто внимателен к порицаниям.
  • Гордость – мать всех зол.

«Золотое» правило нравственности:

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Чаще вспоминайте его, чтобы оно стало нормой жизни.

Литература:

Родионова З.П. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №8, 2001.

Предварительный просмотр:

«Секрет» любви к ближнему

В чем он заключается? В умении понять, простить и любить во имя самого себя! Ведь жизнь без любви – это духовная смерть.

  • Погляди на пришедших с работы родителей, как они устали, как их мучают проблемы. Улыбнись им, позволь получить тепло и ласку твоего сердца.
  • Не конфликтуй с родителями, помни: никто не поймет тебя лучше их, ведь они дали тебе самое ценное – жизнь. Люби и уважай их.
  • Бабушек и дедушек, живущих твоими приездами, ты должен всеми силами поддерживать и помогать им. Помни, как ни страшно, но люди уходят с земли, а вместе с ними уходят и все обиды и огорчения, причиненные им тобой.
  • Задумайся о себе и о своих родных.
  • Каждый человек, окружающий тебя, это твой потенциальный враг или друг. Сделай его другом: увлеки, очаруй, научи тому, что умеешь сам, уважай его мнение.
  • Не старайся резко исправить его. Полюби его таким, какой он есть. А потом медленно и продуманно убери с его души мусор ругани, зависти, зла и ненависти и постарайся заменить все это светлым и ярким чувством добра, любви, щедрости.
  • Помни, что человек богат не деньгами, а друзьями. И неверно говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Главное, не отвергнуть человека, не бросить его, а вовремя увидеть его лучшие черты и поддержать.
  • Ты помог одному, помог другому, а в результате кто-то помог тебе. Если ты помогал бескорыстно, то тебе протянут руку помощи почти все.

Литература:

Кочкарин М.А. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №8 – 2001.

Предварительный просмотр:

Учимся анализировать художественный текст

Анализ рассказа Александра Грина

«Победитель»

Рассказ А.Грина называется «Победитель». Он посвящен вечной теме : человек и искусство. В центре повествования драматичная ситуация творческого соперничества. Трудность выбора, ответственность за принятое решение – это философская проблема , которую поднимает автор рассказа. В небольшом по объему произведении писатель раскрывает перед читателем истинный смысл жизни. Искания героя и борьба ведутся не ради славы или личного благополучия, а во имя конечной победы справедливости и добра.

Повествование в рассказе ведется от лица автора-повествователя , который рассказывает о событии, произошедшем с главным героем. Автор не указывает, в какой стране и в какое время происходит действие. Судя по тому, что герой мечтает побывать со своей женой в Европе, и они рассуждают о премии в 3000 фунтов, эта история могла случиться в Англии. Но имена для героев придуманы автором, их не встретишь среди англичан. Видимо, писатель сделал это намеренно, чтобы подчеркнуть, что действие происходит в мире воображения, где ничто не кажется странным.

Рассказ удивительно гармонично построен. Композиция линейная, нет дополнительных и внесюжетных элементов. Но особенность композиции заключается в том, что повествование состоит из двух частей, первая посвящает читателя в суть происходящего, а вторая передаёт кульминацию рассказа настолько красочно, ясно и лаконично, что необходимость в заключительной части пропадает.

В начале рассказа автор знакомит читателей с главным героем – талантливым скульптором. Геннисон принес в дом прекрасную новость: его скульптура, по мнению авторитетной комиссии, заслуживает главного приза. Но читатель понимает, что герой чем-то обеспокоен.

В ходе развития действия выясняется, что Геннисона тревожит работа гениального скульптора Ледана, которую он непременно хочет увидеть заранее. Отдав сторожу последнюю золотую монету, он оказывается в «темнице надежд». Скульптура Ледана поразила Геннисона: она была как живая. У своей статуи он обнаружил досадные недостатки. Скульптор увидел, что его произведение меркнет перед скульптурой Ледана. Автор пишет, что за эти несколько минут Геннисон «прожил вторую жизнь».

Этот эпизод является ключевым, кульминационным . Герой борется с собой: как приятно и радостно было бы согласиться с мнением «положительных людей», если заглушить голос совести… Но скульптора мучило беспокойство другого рода - беспокойство художника, которого не столько волнует решение «положительных людей», определяющих победителя, сколько беспристрастный суд совести, «высшей справедливости», которой он не изменял никогда.

Эмоциональная тональность рассказа напряженная: беспокойство героя передается читателю, который переживает за исход конкурса.

Концовка произведения очень неожиданная: во имя искусства Геннисон обратил свою скульптуру в глину. Такого исхода читатель, конечно, не предвидел. В его душе невольно возникает состояние разочарования, досады, сожаления. Ведь статуя должна была принести герою славу и обеспеченность! Но потом мы вдруг осознаем, что поступок Геннисона достоин уважения и восхищения.

Психологический портрет героя открывает читателю истинного художника – творца.

Название рассказа символично: в мужественной борьбе с самим собой талантливый скульптор оказался бесспорным победителем.

К концу повествования перед нами открывается замысел автора : истинное искусство пробуждает в людях чувство собственного достоинства - в этом, по мнению А. Грина, его великая сила. И в своем художественном воображении писатель стремился приблизить действительность к идеалу и гармонии .

Победитель

Бедствующий скульптор уничтожает свою работу…

Александр Степанович Грин Победитель

Скульптор, не мни покорной

И вязкой глины ком…

I

– Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, – сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто. – Ну, Джен, – отвратительная погода, но в сердце моем погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.

Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.

Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.

– Ох, я боюсь всего потрясающего, – сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. – Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь «потрясающие» новости, у нас, на другой день, обыкновенно, не бывает денег.

– На этот раз, кажется, будут, – возразил Геннисон. – Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела – вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: – «Мой милый, это ведь ваша фигура „Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках“»? – Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: – «Итак, говоря условно, что ваша, – эта статуя имеет все шансы. Нам, – заметь, он сказал „нам“, – значит, был о том разговор, – нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела».

– Разумеется, тебя нетрудно узнать, – сказала Джен, – но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что еще сказал Стерс?

– Что еще он сказал, – я забыл. Я помню только вот это и шел домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?

Конспект занятия элективного курса по направлению «Победа и поражение».

Тема: Подготовка к сочинению-допуску по рассказу А.Грина «Победитель» на тему « »

Цели урока :

Обучающая :

    обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,

    закрепить умение писать сочинение-допуск,

    научить самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные :

    воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

    воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

    воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа рассказа Александра Грина «Победитель».

Развивающая:

    развивать познавательные навыки учащихся,

    развивать критическое и творческое мышления,

    развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Задачи:

Предметные: уметь анализировать рассказ на нравственную тему.

Метапредметные

    познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий нравственный смысл; воспитывать добрые моральные качества.

    коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

    регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

    личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предварительное задание:

1) принести рассказ А.Грина «Победитель» (не читать),

2) узнать символику весов, кто и когда к ним обращался.

Ход занятия

I . Введение в тему...

1. Беседа с учащимися

    Сегодня мы с вами будем работать над итоговым сочинением по направлению «Победа и поражение». Скажите, как вы понимаете это противопоставление?

    Что лежит в основе победы? Где может одержать победу человек?

    Как вы понимаете выражение «Победить любой ценой»?

    Действительно ли цель оправдывает средства?

    Как вы понимаете высказывание « Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен »?

    Над этим высказыванием мы и будем работать, взяв его в качестве темы итогового сочинения.

    Рассказ Александра Грина, который ляжет в основу вашего сочинения, называется «Победитель». Наша задача – найти ответ на вопрос: главный герой - победитель или побеждённый ? (Проблемный вопрос)

Приём “Предмет как проблема”

Учитель предлагает представить проблему рассказа Александра Грина «Победитель» в виде обычного предмета – весов (можно использовать рисунок)

    Но начнём мы с вами не со знакомства с произведением Грина, а с весов... Да-да, с весов, которые перед вами (взять у учителя химии или физики).

    Что вы можете сказать о них?

    Какие ассоциации возникают у вас при виде этих весов?

    Что вы знаете о весах как символе справедливости и правосудия?

Примерный ответ, подготовленный дома

Весы - м ифологический символ божественного, и в особенности - загробного, правосудия.

Основные значения символа:

1) истина, правда,

2) правосудие как соответствие и равенство вины и наказания (преступление и наказание, грех и покаяние),

3) земная справедливость,

4) судья, арбитр - стрелка, язычок весов: он незначителен на первый взгляд, но может решать судьбу,

В Древней Греции :

Согласно Гомеру, Зевс на своих золотых весах определяет участь соперничающих людей или войск:

во второй битве троянцев с ахейцами, когда длившаяся с рассвета до полудня схватка не выявила победителя, Зевс взвесил судьбы обоих народов - несчастье выпало грекам;

В Тибете:

В сценах загробного суда хорошие и плохие дела символизировали белыми и черными камешками на чашах весов.

В Иране:

Бог справедливости Рашну с богом правды и истины Митрой и богом религиозного послушания Сраоша взвешивали в золотых чашах весов людские грехи.

В христианстве :

Весы - знак вершимого суда, инструмент отделения добрых от злых, праведников от грешников.

    Можем ли мы на весах взвесить добро и зло? Почему?

    Давайте на одну чашу весов положим добро и всё, что с ним связано, а другую чашу заполним, подобрав антонимы (зло, несправедливость, зависть, ложь, грешник, поражение ).

ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро

справедливость

мир (доброжелательность)

правда

праведник

победа

ВЫБОР

    Подумайте, что перевесит? От чего это зависит?

    Скажите, как связаны весы, о которых мы только что говорили, со словом « победитель »?

2. Работа над вступлением к сочинению на тему « Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен »

    Опираясь на таблицу «Что перевесит?», напишите вступление.

3. Проверка самостоятельной работы учеников.

II . Аналитическая работа над рассказом А.Грина «Победитель» с одновременной работой над сочинением.

1. Беседа

    Посмотрите на заполненную вами таблицу. Связаны ли слова, написанные в таблице, с героем рассказа «Победитель».

    Какой выбор стоит перед героем рассказа? Давайте прочитаем рассказ и ответим на этот вопрос.

2. Чтение рассказа Александра Грина «Победитель».

Приём Чтение с остановками

Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, - сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто. - Ну, Джен, - отвратительная погода, но в сердце моем погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.

Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.

Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.

Ох, я боюсь всего потрясающего, - сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. - Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь "потрясающие" новости, у нас, на другой день, обыкновенно, не бывает денег.

На этот раз, кажется, будут, - возразил Геннисон. - Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела - вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: - "Мой милый, это ведь ваша фигура "Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках"? - Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: - "Итак, говоря условно, что ваша, - эта статуя имеет все шансы. Нам, - заметь, он сказал "нам", - значит, был о том разговор, - нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела".

Разумеется, тебя нетрудно узнать, - сказала Джен, - но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что еще сказал Стерс?

Что еще он сказал, - я забыл. Я помню только вот это и шел домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?

Ледан уже представил свою работу?

Верно - нет, иначе Стерс должен был говорить о нем. Ледан никогда особенно не торопится. Однако на днях он говорил мне, что опаздывать не имеет права, так как шесть его детей, мал мала меньше, тоже, вероятно, ждут премию. Что ты подумала?

Я подумала, - задумавшись, произнесла Джен, - что, пока мы не знаем, как справился с задачей Ледан, рано нам говорить о торжестве.

Милая Джен, Ледан талантливее меня, но есть две причины, почему он не получит премии. Первая: его не любят за крайнее самомнение. Во-вторых, стиль его не в фаворе у людей положительных. Я ведь все знаю. Одним словом, Стерс еще сказал, что моя "Женщина" - удачнейший символ науки, ведущей младенца - Человечество - к горной вершине Знания.

Да... Так почему он не говорил о Ледане?

Кто?

Стерс.

Не любит его: просто - не любит. С этим ничего не поделаешь. Так можно лишь объяснить.

Напряженный разговор этот был о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов.

Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры еще никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.

Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомленно огляделся. Это была все та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать...

    Кто такой Геннисон?

    Продолжите заполнять таблицу, ответив на вопросы:

    Какие детали в тексте помогают нам увидеть главного героя, понять его характер, представить, как живётся ему и его жене?

    С какой целью он участвует в конкурсе? Какие надежды он связывает с победой в нём?

    Какой выбор должно сделать жюри конкурса?

    Были ли у него основания надеяться на победу? Почему? Что говорит о его работе профессор Стерс?

ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро

справедливость

мир (доброжелательность)

правда

праведник

победа

ВЫБОР

КОНКУРС

отсутствие денег

победа

унижение

нищета

три тысячи франков

Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе. Он взглянул на часы - было почти семь - и встал.

Джен, я схожу. Ты понимаешь - это не беспокойство, не зависть - нет; я совершенно уверен в благополучном исходе дела, но... но я посмотрю все-таки, нет ли там модели Ледана. Меня интересует это бескорыстно. Всегда хорошо знать всё, особенно в важных случаях.

Джен подняла пристальный взгляд. Та же мысль тревожила и её, но так же, как Геннисон, она её скрыла и выдала, поспешно сказав:

Конечно, мой друг. Странно было бы, если бы ты не интересовался искусством. Скоро вернешься?

Очень скоро, - сказал Геннисон, надевая пальто и беря шляпу. - Итак, недели две, не больше, осталось нам ждать. Да.

Да, так, - ответила Джен не очень уверенно, хотя с веселой улыбкой, и, поправив мужу выбившиеся из-под шляпы волосы, прибавила: - Иди же. Я сяду шить.

    Какая мысль волнует героя?

    Почему он «совершенно уверен в благополучном исходе дела»?

    Если он так уверен, то почему его «беспокоит мысль, в которой он не мог признаться даже себе»?

    Действительно ли его беспокойство – это интерес к искусству, как сказала его жена, а не зависть к сопернику и неуверенность в себе?

    Почему Геннисон так стремится увидеть работу Ледана?

Студия, отведенная делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния, и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал:

Нурс, откройте, пожалуйста, северную угловую, я хочу еще раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кой-что. Ну, как - много ли доставлено сегодня моделей?

Всего, кажется, четырнадцать. - Нурс стал глядеть на пол. - Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберется жюри и, вы понимаете, желают, чтобы все было в порядке.

Конечно, конечно, - подхватил Геннисон, - но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю еще раз на свое. Вы меня поймите по-человечески. Я никому не скажу, вы тоже не скажете ни одной душе, таким образом это дело пройдет безвредно. И... вот она, - покажите-ка ей место в кассе "Грилль-Рума".

Он вытащил золотую монету - последнюю - все, что было у него, - и положил в нерешительную ладонь Нурса, сжав сторожу пальцы горячей рукой.

Ну, да, - сказал Нурс, - я это очень все хорошо понимаю... Если, конечно... Что делать - идем.

Нурс привел Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зеленым сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это. Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана.

Нурс вышел.

    Предположите, о чём мог размышлять Геннисон? Что задумал?

Геннисон прошел несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей, вышиной не более трех футов. Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной легкости и простоте линий, высеченная из мрамора, стояла меж Пунком и жалким размышлением честного, трудолюбивого Пройса, давшего тупую Юнону с щитом и гербом города. Ледан тоже не изумил выдумкой. Всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт некоего мысленного расчета, какой она производит.

Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - "А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником. - Да, это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет".

Тогда - медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той "Женщине с книгой", которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость ее позы. Он всмотрелся в наивные недочеты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения.

    Какими словами Грин рисует состояние Геннисона, когда тот видит статую Ледана?

    Сравните восприятие двух скульптур глазами Геннисона, выписав цитаты в таблицу.

1. ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро

справедливость

мир (доброжелательность)

правда

праведник

победа

ВЫБОР

2. КОНКУРС

отсутствие денег

победа

унижение

нищета

три тысячи франков

3. СКУЛЬПТУРЫ

статуя Ледана

статуя Геннисона

    чудесная легкость,

    простота линий,

    наивные недочеты,

    плохо скрытое старание,

    Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом.

4. ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ

    Чем обусловлено именно такое восприятие скульптур?

    К какому выводу он приходит? (Ледан гениален)

    Почему же Ледан, несмотря на свою гениальность, обречён на поражение? (его не любят за излишнюю самоуверенность, высокое самомнение).

    Велики ли шансы на победу у Геннисона?

    Какой выбор встаёт перед героем рассказа Александра Грина «Победитель»? Предположите, как он поступит дальше, какое решение примет?

    Продолжаем знакомиться с героем.

За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему, форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину, - без слез, без дикого смеха, без истерики, - так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.

Эти удары, - сказал он прибежавшему на шум Нурсу, - я нанес сам себе, так как сломал только собственное изделие. Вам придется немного здесь подмести.

Как?! - закричал Нурс, - эту самую... и это - ваша... Ну, а я вам скажу, что она-то мне всех больше понравилась. Что же вы теперь будете делать?

Что? - повторил Геннисон. - То же, но только лучше, - чтобы оправдать ваше лестное мнение обо мне. Без щипцов на это надежда была плоха. Во всяком случае, нелепый, бородатый, обремененный младенцами и талантом Ледан может быть спокоен, так как жюри не остается другого выбора.

    Почему за несколько минут Геннисон пережил вторую жизнь?

    Какое решение он принимает? Легко ли оно ему далось?

    Продолжим заполнять таблицу, ответив на вопросы:

    Опишите душевное состояние Геннисона после того, как он разрушил свою работу.

    С кем борется герой?

    Можете вы предположить, что бы произошло, если бы Геннисон не разрушил свою работу?

    Найдите в тексте ответ на вопрос: зачем Геннисон разбивает свою скульптуру? Зачитайте его.

    Почему рассказ назван «Победитель»?

    Над кем или над чем одержана победа?

    Что в конечном итоге повлияло на выбор, сделанный Геннисоном?

    Подумайте, Геннисон – победитель или побеждённый? Ответ запишите в таблицу

1. ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро

справедливость

мир (доброжелательность)

правда

праведник

победа

ВЫБОР

2. КОНКУРС

отсутствие денег

победа

унижение

нищета

три тысячи франков

3. СКУЛЬПТУРЫ

статуя Ледана

статуя Геннисона

    чудесная легкость,

    простота линий,

    всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины,

    это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет.

    некоторую натянутость ее позы,

    наивные недочеты,

    плохо скрытое старание,

    отсутствие точного художественного видения,

    Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом.

4. ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ

    Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - "А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником.

    медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той "Женщине с книгой", которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление

5. ВЫБОР ГЕННИСОНА

преодоление зависти и подлости, преклонение перед истинным искусством – победа над собой

власть зависти и подлости – поражение, потеря себя

3. Работа над основной частью сочинения. Составление плана.

План

Тезис (довод): в основе победы над собой – нравственный выбор каждого.

Аргументация :

1) история Геннисона: от решения бытовых проблем – к конкурсу,

2) надежда на победу в конкурсе,

3) искусство мнимое - искусство подлинное,

4) умение встать над своими амбициями,

5) преодоление зависти,

6) победа над собой.

4. Работа над заключительной частью сочинения

1. Чтение индейской притчи о двух волках.

    Ребята, каждый из нас стоит перед выбором: как поступить, что выбрать? Давайте причитаем индейскую притчу о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков . Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

    Какой смысл заложен в этой притче?

    Свяжите содержание этой притчи с содержанием рассказа Грина и напишите заключение.

2. Проверка написанного заключения.

III ¸Домашнее задание

Написать сочинение на тему « Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен »

Александр Степанович Грин

Победитель

Скульптор, не мни покорной

И вязкой глины ком…

Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, - сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто. - Ну, Джен, - отвратительная погода, но в сердце моем погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.

Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.

Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.

Ох, я боюсь всего потрясающего, - сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. - Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь «потрясающие» новости, у нас, на другой день, обыкновенно, не бывает денег.

На этот раз, кажется, будут, - возразил Геннисон. - Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела - вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: - «Мой милый, это ведь ваша фигура „Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках“? - Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: - „Итак, говоря условно, что ваша, - эта статуя имеет все шансы. Нам, - заметь, он сказал „нам“, - значит, был о том разговор, - нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела“.

Разумеется, тебя нетрудно узнать, - сказала Джен, - но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что еще сказал Стерс?

Что еще он сказал, - я забыл. Я помню только вот это и шел домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?

Ледан уже представил свою работу?

Верно - нет, иначе Стерс должен был говорить о нем. Ледан никогда особенно не торопится. Однако на днях он говорил мне, что опаздывать не имеет права, так как шесть его детей, мал мала меньше, тоже, вероятно, ждут премию. Что ты подумала?

Я подумала, - задумавшись, произнесла Джен, - что, пока мы не знаем, как справился с задачей Ледан, рано нам говорить о торжестве.

Милая Джен, Ледан талантливее меня, но есть две причины, почему он не получит премии. Первая: его не любят за крайнее самомнение. Во-вторых, стиль его не в фаворе у людей положительных. Я ведь все знаю. Одним словом, Стерс еще сказал, что моя «Женщина» - удачнейший символ науки, ведущей младенца - Человечество - к горной вершине Знания.

Да… Так почему он не говорил о Ледане?

Не любит его: просто - не любит. С этим ничего не поделаешь. Так можно лишь объяснить.

Напряженный разговор этот был о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов.

Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры еще никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.

Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомленно огляделся. Это была все та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать…

Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе. Он взглянул на часы - было почти семь - и встал.

Джен, я схожу. Ты понимаешь - это не беспокойство, не зависть - нет; я совершенно уверен в благополучном исходе дела, но… но я посмотрю все-таки, нет ли там модели Ледана. Меня интересует это бескорыстно. Всегда хорошо знать все, особенно в важных случаях.

Джен подняла пристальный взгляд. Та же мысль тревожила и ее, но так же, как Геннисон, она ее скрыла и выдала, поспешно сказав:

Конечно, мой друг. Странно было бы, если бы ты не интересовался искусством. Скоро вернешься?

Очень скоро, - сказал Геннисон, надевая пальто и беря шляпу. - Итак, недели две, не больше, осталось нам ждать. Да.

Да, так, - ответила Джен не очень уверенно, хотя с веселой улыбкой, и, поправив мужу выбившиеся из-под шляпы волосы, прибавила: - Иди же. Я сяду шить.

Студия, отведенная делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния, и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал:

Нурс, откройте, пожалуйста, северную угловую, я хочу еще раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кой-что. Ну, как - много ли доставлено сегодня моделей?

Всего, кажется, четырнадцать. - Нурс стал глядеть на пол. - Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберется жюри и, вы понимаете, желают, чтобы все было в порядке.

Конечно, конечно, - подхватил Геннисон, - но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю еще раз на свое. Вы меня поймите по-человечески. Я никому не скажу, вы тоже не скажете ни одной душе, таким образом это дело пройдет безвредно. И… вот она, - покажите-ка ей место в кассе «Грилль-Рума».

Он вытащил золотую монету - последнюю - все, что было у него, - и положил в нерешительную ладонь Нурса, сжав сторожу пальцы горячей рукой.

Ну, да, - сказал Нурс, - я это очень все хорошо понимаю… Если, конечно… Что делать - идем.

Нурс привел Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зеленым сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это. Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана.

Нурс вышел.

Геннисон прошел несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей, вышиной не более трех футов. Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной легкости и простоте линий, высеченная из мрамора, стояла меж Пунком и жалким размышлением честного, трудолюбивого Пройса, давшего тупую Юнону с щитом и гербом города. Ледан тоже не изумил выдумкой. Всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт некоего мысленного расчета, какой она производит.

Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - «А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником. - Да, это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет».

Тогда - медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той «Женщине с книгой», которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость ее позы. Он всмотрелся в наивные недочеты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения. Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом. С мучением и тоской, в свете высшей справедливости, которой не изменял никогда, он признал бесспорное право Ледана делать из мрамора, не ожидая благосклонного кивка Стерса.

За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему, форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину, - без слез, без дикого смеха, без истерики, - так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.

Эти удары, - сказал он прибежавшему на шум Нурсу, - я нанес сам себе, так как сломал только собственное изделие. Вам придется немного здесь подмести.

Оборудование: портреты и фотографии А. Грина, портрет К. Паустовского, рисунки учащихся, выставка книг А. Грина и К. Паустовского аудиозапись адажио из концерта “Аранхуэз” для гитары с оркестром, карточки с афоризмами, тесты.

Примечание:

– ученики предварительно прочитали рассказ А.Грина “Победитель”;
– урок состоит из трех блоков (3 часа);
– домашнее задание выбирается из предложенных вариантов.

Урок первый. Диалог с К. Паустовским.

1. Вступительное слово учителя (поэтический эпиграф).

Перо бессильно дремлет,
А сердце голосу таинственному внемлет:
“Нет, не легко писать!.. Вот образы, слова...
Всю силу гордости, страданья, торжества
Уже стремишься ты излить
в поэме страстной,
Но поля ратного виденьем озарен,
Там кровь и долг, и грозный вихрь знамен,
И от стола отходишь ты, безгласный...
А. Грин “Из дневника”.

– Кто автор этих строк? Наверное, вы удивитесь тому, что стихотворение написано Александром Грином (настоящая фамилия Гриневский), более известным как мастер прозы. Может быть, потому, что Грин тонко чувствовал красоту поэтического слова, кружевная вязь его рассказов наполнена музыкальностью, поэтичностью. Рассказы Грина дарят нам романтические образы, украшающие и одухотворяющие серые будни обычного человеческого существования.

Не случайно К. Паустовский – писатель, близкий по духу, по стилю А. Грину – с восторгом вспоминал о том, как он впервые познакомился с рассказами великого мечтателя. Послушайте отрывки из его книги “Золотая роза”, которую, я надеюсь, вы захотите прочитать. В ней мы видим Грина глазами Паустовского.

2. Сообщения учащихся (звучат отрывки из книги К. Паустовского “Золотая роза”).

1-й ученик. “Во времена моей юности все мы, гимназисты, зачитывались выпусками “Универсальной библиотеки”. Это были маленькие книги в желтой бумажной обложке...

Русских писателей “Универсальная библиотека” печатала только в виде исключения. Поэтому, когда я купил очередной выпуск со странным названием “Синий каскад Теллурии” и увидел на обложке имя автора – Александр Грин, то, естественно, подумал, что Грин – иностранец.

В книге было несколько рассказов. Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где ее купил, и прочел наугад...”

2-й ученик (продолжает). “Нет более бестолкового и чудесного порта, чем Лисс. Разноязычный этот город напоминает бродягу, решившего наконец погрузиться в дебри оседлости.

Свитки парусов, их стон и крылатое утро, зеленая вода, скалы, даль океана. Ночью – магнетический пожар звезд, лодки со смеющимися голосами – вот Лисс!”

3-й ученик. “Я читал, стоя в тени цветущего киевского каштана, пока не прочел до конца эту причудливую, как сон, необыкновенную книгу.

Тогда я еще не знал, что Грин сам придумывал песенки для своих рассказов.

Люди пьянеют... от солнечного сверкания, от беззаботной радости, щедрости жизни, никогда не устающей открывать нам блеск и прохладу своих заманчивых уголков, наконец – от “чувства высокого”.

Все это существовало в рассказах Грина. Они опьяняли, как душистый воздух, что сбивает с ног после чада душных городов.

Так я познакомился с Грином. Когда я узнал, что Грин – русский и что зовут его Александр Степанович, то не был этим особенно удивлен”.

3. Беседа.

Учитель. – Как вы думаете, почему? Каким вы представляете себе писателя?

4. Работа с портретами и фотографиями Грина.

– Внимательно посмотрите на портреты А. Грина. Что вы можете сказать о них? Каким видится писатель?

(О. Это портреты человека, много пережившего, повидавшего немало горя; человека, который может многое рассказать слушателям, читателям.)

Учитель. – Лев Гумилев говорил, что у Грина “суровое лицо, угрюмый взгляд”.

Современники писателя отмечали, что он редко смеялся, мало высказывался, больше слушал.

Облик писателя свидетельствует о трудно прожитой жизни и постоянной творческой сосредоточенности.

Вот почему в книге “Золотая роза” К. Паустовский пишет о том, что он... (продолжает ученик).

5. Сообщения учащихся (по книге К. Паустовского “Золотая роза””).

4-й ученик . “...Удивился..., когда узнал биографию Грина, узнал его неслыханно тяжелую жизнь отщепенца и неприкаянного бродяги. Было непонятно, как этот замкнутый и избитый невзгодами человек пронес через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку.
Недаром он написал о себе, что “всегда видел облачный пейзаж над дрянью и мусором невысоких построек”.

Он с полным правом мог бы сказать о себе словами французского писателя Жюля Ренара: “Моя родина – там, где проплывают самые прекрасные облака”.

5-й ученик. “Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе “Алые паруса”, то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству.

Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему и за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить”.

6. Беседа.

Учитель. – Что вы узнали о писателе? Какие качества его характера, особенности его художественного стиля отмечает К. Паустовский?

Урок второй. Анализ рассказа А. Грина “Победитель”.

1. Беседа.

Учитель. – Жанр произведения известен – рассказ. Его предваряет эпиграф. Что называется эпиграфом? Прочитайте его. Как вы понимаете его смысл?

– Назовите композиционные элементы рассказа. Приведите примеры.

2. Лекция. Художественные детали (дети записывают тезисы).

Картина изображенного мира складывается из отдельных художественных деталей. Под художественной деталью понимается мельчайшая изобразительная или выразительная художественная подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельная вещь, поступок, психологическое движение и т.п. Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа; его создают детали, складываясь в “блоки” более крупного образа – целостный образ человека.

Детали могут быть внешние и психологические. Внешние детали рисуют внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания. Внешние детали подразделяются на портретные, пейзажные, вещные.

– Приведите примеры из текста.

Психологические детали рисуют внутренний мир человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и т.п.

Внешняя деталь становится психологической, если передает, выражает те или иные душевные движения (в таком случае мы говорим о психологическом портрете) или включается в ход размышлений и переживаний героя.

3. Аналитическая беседа по рассказу.

– А теперь постарайтесь найти в тексте детали, характеризующие состояние героев.
– Случайны ли эти детали в тексте? Что они добавляют к пониманию идеи рассказа?
– Почему Геннисон говорит, что Ледан не получит премию? Какую роль играет данный эпизод в рассказе?
– Что важнее для героя?
– Опишите статую Геннисона.
– Как предварительно оценили статую критики?
– Как сказанные слова повлияли на Геннисона?
– С помощью чего автор усиливает контраст между состоянием героя и его бедственным положением?
– Как в рассказе подчеркивается напряженность ожидания Геннисона?
– Что же его мучило? Какие мысли его беспокоили?
– На сколько частей делится текст? Почему?
– Объясните выражение “темница надежд”.
– Отличается ли отношение персонажей рассказа к искусству? Кого видел Нурс? Геннисон?
– Как оценил статую Ледана Геннисон, когда увидел ее? Почему автор подробно описывает ее?
– Опишите словами чувства героя.
– “...Как живет. Как дышит и размышляет”. Объясните смысл этих слов.
– Прочитайте отрывок из рассказа от слов: “Тогда – медленно...” до “Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом”.

Как этот эпизод характеризует Геннисона?

– Легко ли ему принять решение? Докажите это примерами из текста.
– Прав ли Геннисон, сделав такой выбор? Как бы поступили вы?
– Почему Ледан не является действующим персонажем? С кем борется Геннисон?
– Кого обычно называют победителем?

4. Работа с толковым словарем.

Победитель. Тот, кто победил, одержал победу.

Победа. 1. Успех в битве, войне, полное поражение противника. 2. Успех в борьбе за что-н., осуществление, достижение чего-н. в результате борьбы, преодоления чего-н.

à Пиррова победа (книжн.) – победа, стоившая таких жертв, что равносильна поражению (по имени эпирского царя Пирра).

Победить. 1. кого-что . Одержать победу над кем-чем-н. 2. Перен., что То же, что преодолеть (книжн.)

(С.И. Ожегов. “Словарь русского языка.” М., 2003 г.)

5. Дискуссия.

– Кто одерживает победу? Над чем или кем одержана победа? Объясните смысл названия рассказа.

Урок третий. Идейно-художественное своеобразие рассказа.

1. Музыкальная ассоциация (адажио из концерта “Аранхуэз” для гитары с оркестром).

– Послушайте музыкальное произведение. Как вы считаете, созвучна ли эта музыка содержанию рассказа. Если да, то какой эпизод из произведения вы представили и почему. Если нет, объясните причину.

2. Слово учителя.

Не случайно после чтения рассказа мы обратились к музыке. Язык произведений Грина музыкален, поэтичен; действительно, в его языке, как в капле воды, отражается весь мир. Вот как сказал об этом К. Паустовский в повести “Черное море”.

3. Сообщения учеников (по повести К.Паустовского “Черное море”).

6-ой ученик. “...язык его блестящ. Беру отрывки наугад, открывая страницу за страницей:

“Где-то высоко над головой, переходя с фальцета на альт, запела одинокая пуля, стихла, описала дугу и безвредно легла на песок рядом с потревоженным муравьем, тащившим какую-то очень нужную для него палочку”.

7-ой ученик. “ Он слушал игру горниста. Это была странная поэзия солдатского дня, элегия оставленных деревень, меланхолия хорошо вычищенных штыков”.

8-й ученик. “Зима умерла. Весна столкнула ее голой розовой и дерзкой ногой в сырые овраги, где, лежа ничком, в виде мертвенно белых, оттаявших пластов снега, старуха дышала еще в последней агонии холодным паром, но слабо и безнадежно.”

Учитель. На какие художественные детали, изобразительно-выразительные особенности вы обратили внимание, читая рассказ Грина “Победитель”?

4. Слово учителя.

Наверное, вас удивили имена героев.

– Как вы думаете, почему они звучат как иностранные?

Некоторые критики упрекали писателя в “иностранщине” и недоумевали, для чего он придумывает своим героям такие странные имена...

Их Грин давал своим персонажам не случайно. Многие из них служили характеристикой гриновских героев, как, например, имя прелестной мечтательной Ассоль – героини романа-феерии “Алые паруса”.

Придуманные имена и названия лишний раз подчеркивают, что действие происходит в мире воображения, где ничто не кажется странным.

Однако Грин не все придумывал в своих произведениях. Он многое брал из реальной жизни в описаниях своих героев, городов, природы, ситуаций.

5. Работа с афоризмами.

Многие строки рассказа афористичны. Дайте определение афоризма. Приведите примеры из текста.

6. Работа в парах по вариантам (ученикам выдаются карточки с афоризмами).

– Прочитайте афоризмы. Объясните их смысл. Имеют ли данные афоризмы отношение к содержанию рассказа?

I. Лучше и безопаснее верный мир, чем имеющаяся в виду победа.
Тит Ливий.

II. Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое – правда, а все сложное – неправда.
П.Л. Капица.

III. Надежда победить приближает победу; уверенность в победе лишает нас ее.
Тит Ливий.

(О. Название рассказа, эпиграф, выбор сюжета, описание героев (портрет), речевая характеристика героев, оценочные эпитеты, внешние и психологические детали.)

8. Подбор ассоциаций.

Обратимся к теме урока. Это цитата из рассказа Грина “Победитель”. Какие ассоциации вызывает у вас ключевое слово? О чем говорится в этом высказывании? (О. “Луч” – луч солнца, радость свет, блеск и др. Речь идет об искусстве.)

9. Беседа.

Что же такое искусство? Каково его назначение? Какова его роль в жизни человека?

10. Слово учителя.

Искусство пробуждает в людях чувство собственного достоинства – такова великая сила искусства, по мнению А. Грина. Писатель стремился приблизить действительность к идеалу и гармонии в своем художественном воображении. Но особенное значение для Грина имела тема искусства, творчества. Об этом лучшие рассказы писателя: “Победитель”, “Акварель” и др.

В конце своего жизненного пути Грин сказал о себе, что никогда не изменял искусству, творчеству; ни деньги, ни карьера, ни тщеславие не столкнули его с истинного пути.

Так же, как и его герои, Грин до конца остался верен своей мечте, искусству слова, недаром его до сих пор называют “рыцарем мечты”.

– Только ли об искусстве повествует рассказ Грина “Победитель”, т.е. о творческом отражении, воспроизведении действительности в художественных образах?

У В. Леви, известного психолога, есть серия научно-популярных книг, которые называются “Искусство быть собой”, “Искусство быть другим” и др., что предполагает, на мой взгляд, обобщение – искусство быть Человеком. Надо учиться быть благородным, справедливым человеком, надо учиться думать не только о себе, но и о других людях, стараясь сделать свой нравственный выбор по совести (голосу Божьему в душе человека), – так, как это сделал герой рассказа Грина.

Своим творчеством писатель утверждал высокие нравственные идеалы: благородство, уважение к личности человека, его праву на свое видение мира. При этом книги Грина свободны от назидательности. Свои идеалы, убеждения он утверждал эстетическими средствами, на языке искусства.

11. Тестирование по рассказу. А. Грина “Победитель”.

12. Заключение.

“Наше время – самое благодарное из всех эпох жизни человечества. Если раньше могли быть забытыми мыслители, писатели и поэты, то теперь этого не может быть и не будет. Мы выжимаем ценности прошлого, как виноградный сок, и он превращается в крепкое вино. Этого сока в книгах Грина очень много...” (К. Паустовский).

Варианты домашнего задания:

1. Напишите отзыв по рассказу Грина “Победитель”.

2. По выбору учащихся:

– Как вы понимаете выражение “Победить любой ценой”? Считаете ли вы, что цель оправдывает средства? Дайте развернутый письменный ответ.

– Приходилось ли вам или кому-то из ваших знакомых одерживать победу над собой? Когда? В какой ситуации? Что повлияло на ваше решение? Напишите об этом.

3. Прочитайте рассказ А.Грина “Акварель”. Сравните его с рассказом “Победитель”.

4. По желанию: прочитайте “Автобиографическую повесть” А. Грина и другие произведения писателя.

Ответы к тесту.

1 2 3 4 5
1 3 2 4 3

Список литературы.

  1. Н.Л. Векшин. “Русский язык в афоризмах”. – М.: МГУ, 2001.
  2. Уроки литературы”, № 10, 2005, стр. 3–4.
  3. “Уроки литературы”, № 1, 2002,стр. 4.
  4. С.И. Ожегов. “Словарь русского языка”. – М., 2003, 24-е изд.
  5. “100 великих имен в литературе”. – М., 1998.
  6. А.Б. Есин. “Принципы и приемы анализа литературного произведения”. – М., 2003.