Статья будет интересна тем, кто хочет узнать, что такое фреска и какую роль сыграл этот вид искусства в истории архитектуры и культуры в ходе развития человеческой цивилизации.
Фреска - это искусство и потолков путем нанесения цветного рисунка на еще влажную штукатурку при помощи водяных красок. При такой технике связующим и грунтующим веществом выступает один и тот же материал - известь. Благодаря этому краски хорошо держатся, не осыпаясь.
Что такое фреска, хорошо знали еще во времена античности. Их особенностью было то, что в завершение роспись полировали разогретым воском. Необходимость начать и завершить фреску до высыхания извести заставляла художника работать в очень быстром темпе. Поэтому если нужно было создать большую монументальную роспись, то над ней работало несколько художников. При этом они должны были иметь профессиональный опыт, потому что кроме высокой скорости рисования, необходимо было иметь уверенную сильную руку и четкое представление обо всей композиции в целом, так как работать приходилось каждому только над одной ее частью. Если же были необходимы исправления, то эту часть изображения вместе с известковым слоем вырезали и накладывали новый слой раствора.
В технике фрески выполнены почти все старинные памятники Предки хорошо знали, что такое фрески. До наших дней сохранились настенные росписи Помпей, живопись на стенах христианских катакомб, памятники романского, византийского и древнерусского монументального фрескового искусства.
В интерьере античной архитектуры определяющее значение приобрели стены и окна. Зная, что такое фреска, их щедро украшали красивой росписью по влажной штукатурке и мозаикой (согласно пожеланиям заказчиков - богатых обитателей жилищ, и во времена античности стремящихся к комфорту). Благодаря этому получил широкую известность особый "помпейский" стиль росписи по влажной извести. Мода на роскошное напольное и настенное декорирование сохранилась и в средневековом интерьере. Популярные тенденции переходили из века в век, поэтому неудивительно, что и во времена Возрождения люди знали, что такое фреска. Традиции украшать ими интерьеры не угасли.
Для каждой новой эпохи красота и пышность, богатство и качество оформления жилищ оставались немаловажными. Стоит только вспомнить знаменитые фрески спальни во дворце герцога Людовико Гонзага в Мантуе. Свой всемирно известный фресковый цикл мастер ранней эпохи Возрождения Андрэа Мантенья посвятил хозяину дворца, правителю Мантуи. Художник изобразил сцены из его жизни.
Совершенно особое значение приобрела стеновая фреска в богатом украшении палаццо эпохи Ренессанса. Пышность убранства помещений достигалась не заказом в дом уникальной дорогой мебели, а за счет украшения фресками потолка, стен и пола дома.
Сегодня при помощи фресковой росписи украшают интерьеры как частных домов, так и В наше время фреска приобрела необыкновенную актуальность, популярность и даже престижность, особенно такие ее виды, как художественная и настенная фреска, заменяющая живопись.
Если вы еще не знаете, что такое фреска, вам необходимо познакомиться с этим удивительным явлением. Фреска – итальянский термин, перевод которого звучит как «свежий». Это одно из направлений живописного искусства, с довольно интересной техникой исполнения. Картины-фрески наносятся красками на влажную, еще не до конца засохшую штукатурку. В результате известь, которая входит в состав штукатурки, переходит в состояние кальциевой пленки, защищая фреску от неблагоприятного воздействия внешних факторов. Смесь, которой покрывают стены для написания фресок изготавливается из песка и известки. По другому этот раствор называют «левкас» и он совсем не похож на современные смеси для отделки стен.
Техника работы.
Для создания фрески применяются краски, не вступающие в химический контакт с известью. Это натуральные вещества, такие как охра и умбра, синий и зеленый кобальт. В античные времена использовали преимущественно краски растительного происхождения.
Работать с фресками очень тяжело, так как после высыхания штукатурки картину нельзя исправить. Все изображения необходимо наносить в чистовом варианте, а значит работа требует от художника концентрации внимания и сноровки. Большие картины наносятся фрагментами, потому что слой влажной штукатурки не должен высохнуть до того, как рисунок будет закончен.
В редких случая фрагменты фрески реставрируют, аккуратно сбивая слой извести и выполняя процедуру заново. Но велик риск испортить полотно, отколов слишком большую часть работы или повредив структуру стены.
История фрески.
Первые фрески приходятся на 2ое тысячелетие до нашей эры. Уже тогда люди стремились украшать дома и здания различными картинами из жизни и мифологии. Данная техника живописи стала популярной благодаря своей простоте. Изначально в краски добавляли казеин, который обеспечивал сцепление пигмента с поверхностью. Но позже техника разрисовки стен усовершенствовалась, необходимость использовать клей отпала.
История умалчивает о первых фресках и их авторах, но родоначальниками данного направления стали представители Эгейской культуры.
Своего пика «мокрая роспись стен» достигла в эпоху Возрождения. Итальянские художники вывели искусство декорирования стен фресками на новый уровень, украшая сюжетными картинами стены и своды храмов.
Античные фрески.
В античные времена настенная живопись наносилась на семь слоев штукатурки, которые включали в себя в качестве ингредиента песок и мраморную крошку. А чтобы укрепить заштукатуренную поверхность, раствор смешивали с молоком, измельченным кирпичом и даже с пемзой. Большое количество слоев объяснялось тем, что срок высыхания штукатурки (а значит и работы над картиной) продлевался. Готовые работы даже покрывали воском, чтобы придать блеска и долговечности.
Древняя Русь и фрески.
В Россию техника исполнения фресок пришла из древней Византии. Настенную живопись наносили на внутренние стены и потолки храмов, иногда сочетая фрески с мозаичными узорами. Местные художники немного изменили состав левкаса. Известь проходила обработку водой, дабы избавиться от гидрата кальция, который мог проступить на рисунке в виде коррозии. Так риск безвозвратной порчи картины был исключен, но время высыхания штукатурки сильно сократилось.
Итальянская фреска.
В Италии к выполнению фресок подходили очень серьезно. Перед тем, как наносить изображение на влажную штукатурку, изготавливали картонные заготовки. Если предполагаемый рисунок был слишком большим, его разбивали на «джорнаты», которые выполняли в течение дня. Разбивать на джорданы можно было строго по контурам элементов картины, чтобы не было заметно темных «швов», выдающих разницу в возрасте частей фрески.
Именно в Италии слои штукатурки, которые не успели покрыть краской, стали срезать наискось и наружу, заштукатуривая деформированную область новым слоем.
Для того, чтобы представить цвета картины после высыхания, художник наносил рисунок на впитывающие материалы, такие как мел или гипс. Так можно было заранее оценить результаты работы, взяв в расчет фактор выцветания росписи.
Современные фрески.
Фрески не забыты и по сей день. Они используются в интерьерных композициях и даже изготавливаются в промышленных масштабах. Огромную популярность набирают 3D фрески, передающие изображение в объеме.
Фреска Фреска
(от итал. fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, - одна из основных техник стенных росписей. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашёной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дроблёные кирпич или керамика); иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п.). Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др.). Растительные краски (индиго и баканы), киноварь, синие, а иногда и чёрные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки, но при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и бледнеет. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).
Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась "чистая" фреска ("буон фреско") без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители "модерна" (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).
В СССР значительный вклад в популяризацию фрески внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.
Микеланджело. "Дельфийская сивилла". Фрагмент росписей плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508 - 1512.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
фре́ска(от итал. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи . Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода . Площадь, занимаемая фреской, и её композиция зависят от архитектурных форм здания. Обычно фресками украшают интерьеры; на фасадах зданий, где они могут подвергаться вредному воздействию влаги, их размещают гораздо реже. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко); живопись известково-казеиновыми и темперными красками.
Фреска – одна из самых древних живописных техник. Подлинными её шедеврами являются росписи древнеегипетских гробниц в Медуме, Бени-Гасане и Фивах, Кносского дворца на острове Крит (2-е тыс. до н. э.), росписи домов в Помпеях
(2 в. до н. э. – 1 в. н. э.). В раннехристианском искусстве
(настенные росписи катакомб), в Средние века фреска стала одним из ведущих видов живописи. Фресковые росписи широко использовались для украшения храмов (в меньшей степени – светских сооружений) как в Восточной, так и в Западной Европе. Их размещение на стенах, сводах, опорных столбах храма подчинялось чёткой схеме и было связано с символикой храма. Всемирно известны византийские фрески Нерези (церковь св. Пантелеймона, 1164, Греция), Милёшева (Сербия, ок. 1245 г.), росписи Феофана Грека
в церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378), Андрея Рублёва
в Успенском соборе г. Владимира (1408), Дионисия
в соборе Ферапонтова монастыря (1502-03) в Вологодской оласти, росписи 17 в. в храмах Ярославля. В Западной Европе фресковая живопись переживает расцвет в романском искусстве
(росписи в церквях Санта-Мария и Сан-Клементе в Тауле, Сан-Исидро в Леоне, Испания; Берзе-ла-Виль, Франция; все – 12 в.). В эпоху готики создавались фрески и на светские темы (росписи Папского дворца в Авиньоне, Франция, 14 в.).
В эпоху Возрождения
именно во фреске были совершены новаторские открытия [росписи Джотто
в капелле Скровеньи (дель Арена), Падуя, 14 в.]. Всё чаще создаются фрески на светские и мифологические сюжеты (росписи братьев П. и А. Лоренцетти в палаццо Публико в Сиене, 1337-39; А. Мантеньи
в «Камере дельи Спози» в замке Сан-Джорджо, 1474;Рафаэля
в Ватиканском дворце, 1509-14; Дж. Б. Россо и Ф. Приматиччо во дворце Фонтенбло
, 1530-40-е гг.). Высшие достижения связаны и с церковным искусством (росписи Пьеро делла Франческа
в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66; Микеланджело
в Сикстинской капелле в Ватикане, 1508-41; «Тайная вечеря»Леонардо да Винчи
в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, 1495-98). В эпоху барокко
особенное внимание уделялось росписям плафонов
, где с помощью иллюзионистических приёмов, сильных ракурсов
создавался эффект прорыва ввысь, разверзающихся небес, стремительного взлёта фигур святых. Фрески 18 в. носят преимущественно декоративный характер (Дж. Б. Тьеполо
). В эпоху классицизма
входит в моду подражание мотивам росписей древних Помпей. Новую популярность фреска обретает в эпоху модерна
.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
фреска - и, ж. fresque f. , > нем. Fresco <ит. al fresco. 1. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. БАС 1. 20 го сего месяца <протокол 1752 г. Ея имп. Величеству > были предъявлены.. архитектором Валериани сочиненные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Буон фреско, картина, роспись Словарь русских синонимов. фреска сущ., кол во синонимов: 3 буон фреско (1) … Словарь синонимов
от итал. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи. Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода. Площадь, занимаемая фреской, и ее композиция зависят от архитектурных форм здания. Обычно фресками украшают интерьеры; на фасадах зданий, где они могут подвергаться вредному воздействию влаги, их размещают гораздо реже. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко); живопись известково-казеиновыми и темперными красками.
Фреска – одна из самых древних живописных техник. Подлинными ее шедеврами являются росписи древнеегипетских гробниц в Медуме, Бени-Гасане и Фивах, Кносского дворца на острове Крит (2-е тыс. до н. э.), росписи домов вПомпеях (2 в. до н. э. – 1 в. н. э.). В раннехристианском искусстве (настенные росписи катакомб), в Средние века фреска стала одним из ведущих видов живописи. Фресковые росписи широко использовались для украшения храмов (в меньшей степени – светских сооружений) как в Восточной, так и в Западной Европе. Их размещение на стенах, сводах, опорных столбах храма подчинялось четкой схеме и было связано с символикой храма. Всемирно известны византийские фрески Нерези (церковь св. Пантелеймона, 1164, Греция), Милешева (Сербия, ок. 1245 г.), росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378), Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира (1408), Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502–03) в Вологодской оласти, росписи 17 в. в храмах Ярославля. В Западной Европе фресковая живопись переживает расцвет в романском искусстве (росписи в церквях Санта-Мария и Сан-Клементе в Тауле, Сан-Исидро в Леоне, Испания; Берзе-ла-Виль, Франция; все – 12 в.). В эпоху готики создавались фрески и на светские темы (росписи Папского дворца в Авиньоне, Франция, 14 в.).
В эпоху Возрождения именно во фреске были совершены новаторские открытия [росписи Джотто в капелле Скровеньи (дель Арена), Падуя, 14 в.]. Все чаще создаются фрески на светские и мифологические сюжеты (росписи братьев П. и А. Лоренцетти в палаццо Публико в Сиене, 1337–39; А. Мантеньи в «Камере дельи Спози» в замке Сан-Джорджо, 1474;Рафаэля в Ватиканском дворце, 1509–14; Дж. Б. Россо и Ф. Приматиччо во дворце Фонтенбло, 1530–40-е гг.). Высшие достижения связаны и с церковным искусством (росписи Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452–66; Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, 1508–41; «Тайная вечеря»Леонардо да Винчи в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, 1495–98). В эпоху барокко особенное внимание уделялось росписям плафонов, где с помощью иллюзионистических приемов, сильных ракурсов создавался эффект прорыва ввысь, разверзающихся небес, стремительного взлета фигур святых. Фрески 18 в. носят преимущественно декоративный характер (Дж. Б. Тьеполо). В эпоху классицизма входит в моду подражание мотивам росписей древних Помпей. Новую популярность фреска обретает в эпоху модерна.
...в Италии, где зародился термин Affresco, фреской называют все росписи, в любом материале, которые выполнены в архитектуре. На своей родине термин утвердился к концу XIV века.В россию термин «фреска» пришел из Италии не ранее XVIII века. Об этом можно судить по тому, что еще в
XVI—XVII веках в русских документах он не встречается и о такого характерa работах в летописных сводах, уставах и указах писали: «стенное письмо на сыром левкасе». Термином же «стенное письмо» означали все росписи на архитектурных поверхностях, выполненные в любой технике,— будь то роспись по сырому левкасу, на эмульсионном связующем или клеевом.Современная наука не имеет безусловных оснований считать фреску древнейшей техникой росписи стен, так как научные исследования грунтов древнеегипетских росписей, проведенные уже в наше время известным английским египтологом a. Лукасом и изложенные им в фундаментальном труде «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», убедительно свидетельствуют, что древнеегипетская культура
(XXX-XI вв. до н. э.) не знала извести и что этот материал пришел туда лишь в эпоху Птолемеев, то есть не ранее IV века до н. э. (53. С. 146).