Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проектная задача "Богатыри земли русской.". I Организационный этап

Проектная задача "Богатыри земли русской.". I Организационный этап

Богатырь. Защитник Земли Русской. Мастер-класс с пошаговыми фото.

Мастер-класс по рисованию. Богатырь. Защитник Земли Русской.

Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО "ДШИ" г.Оханск
Описание: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно - эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне могут справится с данной работой.
Поэтапное рисование-поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: выполнение композиции - Богатырь
Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, умение анализировать форму изображаемых объектов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к его защитникам,
развить аккуратность в работе
Материалы:
гуашь
ватман формата А-3.,
нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.

Последовательность выполнения:

Лист бумаги располагаем вертикально. Тонкой линией намечаем холмы. Больше карандаш нам не понадобится.


Крупными кольцами выполняем небо от солнечного диска к краям (постепенно увеличивая радиус и утемняя цвет). Цвета кругов последовательно - желтый(солнце), желто-белый, бледно голубой и насыщено голубой.


Размываем границы между "кольцами", делая переходы более плавными.



Холмы выполняем двумя цветами - светло зеленым и темно зеленым.


Размываем границы между цветами делая перехода более плавными.


Начинаем работу над главным персонажем.
Начнем с головы, так как именно от нее будет зависеть пропорции всей фигуры.
Голову выполняем светло розовым цветом.


Прорисовываем шлем.


Приступаем к проработке лица. Тонкой кистью рисуем нос и глаза.


Прорисовываем бороду и усы.


Черным цветом рисуем тени на бороде и шлеме богатыря.


Бело-желтым цветом рисуем свет на бороде и шлеме богатыря.


Темно-розовым цветом рисуем тени вокруг глаз и на щеках.


Рисуем кольчугу крепящуюся к шлему и прикрывающую уши и шею.


Прорисовываем верхнюю часть туловища.


Рисуем нижнюю часть и рукава кольчуги а так же пояс.


Намечаем тень и свет на кольчуге.


Размываем тени и свет по внутреннему контуру смягчая их границы.


Прорисовываем край рубахи и штаны.


Рисуем сапоги.


Прорисовываем щит и рукав рубахи.


Намечаем кулак и узор на щите.


Намечаем тени - на рукаве,штанах и сапогах, щите и под щитом, а так же складки на рубахе.


Размываем тени по внутреннему контуру смягчая их границы.


Намечаем свет - на рукаве,щите, штанах и сапогах.


Размываем свет по внутреннему контуру смягчая его границы.


Рисуем копье.


Намечаем флажок на копье.


Заполняем флажок цветом.


Рисуем тень и свет на копье и флажке.


Размываем свет и тени на копье и флажке, по внутреннему контуру смягчая их границы.


Прорисовываем пальцы на руке.


Прорисовываем металлические пластины на груди,выделяем ворот кольчуги, уточняем узор на щите.


Легкими волнистыми линиями создаем фактуру кольчуги.


Прорисовываем лес на дальнем плане.


Насыщенным белым цветом рисуем основные объемы церкви.


Прорисовываем купол.


Тонкой линиями делим "тело" церкви на части.


Прорисовываем окна и узорчатый пояс.


Рисуем тени и свет на куполах, дверях и стенах церкви.


Прорисовываем крышу и крест.


Легкими мазками придаем холмам фактурность, прорисовываем дорожку от церкви.


Рисуем траву на переднем плане.


Тонкой кистью намечаем колосья.


Прорисовываем колосья.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Программные задачи:

Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.

Продолжать воспитывать гордость за свой народ через ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, формировать патриотические качества на материале легенд, сказок, стихов, исторических событий нашей Родины.

Удовлетворять потребность детей искренне сопереживать сказочным героям.

Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.

Предварительная работа:

Ознакомление с репродукциями В. М. Васнецова, организация выставки.

Чтение сказок «Снегурочка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Илья Муромец», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Прорисовывание графических элементов и украшение ими силуэтов одежды, посуды.

Оборудование:

Выставка репродукций.

Изо-материалы: гуашь, кисти №2, 4, бумажные силуэты доспехов.

Ход занятия:

В кресле сидит «бабушка». Она обнимает ребенка, сидящего рядом.

Ребенок: … Заберусь я на колени к бабушке седой

И начну у бабки сказки я просить.

И начнет мне бабка сказки говорить,

Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал.

Слушаю я сказку, сердце так и мрет,

А в трубе сердито ветер злой поет.

(из стих. И. З. Сурикова «Детство»)

«Бабушка» (воспитатель) встает, подходит ко всем детям и обращается к ним.

Воспитатель: А вы любите сказки? История нашего народа, воплощенная в его сказках, песнях, былинах оживает на картинах В. М. Васнецова.

Дети подходят к зрительному ряду репродукций картин В. М. Васнецова.

Воспитатель: О какой картине говорят слова из этого стихотворения:

… Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал…

(Иван-царевич на Сером волке)

Полюбуйтесь на эту репродукцию. Мчится Царевич в глухом лесу на Сером волке и крепко обнимает Елену Прекрасную. А кругом страшный лес. Волк мчится быстро. Как я это узнала? (ответы детей)

Воспитатель обращается к детям:

Что вы чувствуете? Как художник передал настроение? (ответы детей)

Посмотрите на лица, их глаза. Им страшно? Но они знают, что выдержат это испытание. Вот как передал художник настроение героев, их переживания.

Воспитатель: А сейчас послушайте эту русскую народную песню и посмотрите, какую из героинь она вам напоминает. (Аленушка)

Включается аудиозапись отрывка из русской народной песни

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит.

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит…

Почему слова этой песни вам подсказали название этой картины? Как художник показал грусть? (Аленушка грустит, она прибежала к пруду, чтобы выплакать свою печаль. Вода все заберет, и тоску, и все обиды) .

Воспитатель: А сейчас прозвучит другая мелодия. Скажите, на какую картину хочется посмотреть, слушая ее.

Звучит отрывок из произведения Римского-Корсакова «Снегурочка»

О какой героине идет речь? (Снегурочка). Это нежная, задушевная, добрая Снегурочка, которой хорошо зимой на морозе, а от тепла она тает.

Воспитатель: Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри.

Посмотрите на эту репродукцию. В Третьяковской галерее она занимает целую стену.

Дети рассматривают репродукцию «Богатыри»

Полюбуйтесь на эту картину. Как вы думаете, о чем, о ком эта картина? (Ответы)

Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

Вот и В. М. Васнецов назвал ее просто и коротко – «Богатыри». Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачный в бою.

1 ребенок: Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый –

От врагов защищены

Рубежи родной земли.

Воспитатель: Остановились в поле три всадника. Это русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, вглядываются 0 не враг ли там вдали. Они вооружены.

Вопрос к детям: Чем вооружены богатыри? (Ответы детей) .

Шлем фигурный на голове с высоким шишаком. Щит и ножны меча тоже украшены.

2 ребенок: Навстречу ворогу чужому,

Чтоб защитить родимый кров,

Стеной стоит наш богатырь огромный

И не уступит наш заставы ров.

Воспитатель: Мы рассмотрели с вами несколько репродукций В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?

Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.

Какие это элементы? (Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)

Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому герою из сказок можно будет подарить ваш рисунок?

А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.

Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.

Воспитатель: Каким сказочным героям можно подарить ваши рисунки?

(33 богатыря, Царь Гвидон, Иван-царевич, Елисей)

3 ребенок: Богатыри в твореньях Васнецова

Раскрыли русские черты:

И меч, и шлем – все образцово

Рождают гордости мечты.

4 ребенок: Весь мир богатырей тех знает.

И в мирный час любой готов

Придти на помощь, на защиту

Твоих, Лопасня, берегов.

Воспитатель: Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.


Педагог: А вот наш камень что показывает?

показывает: прямо пойдешь - в художественную мастерскую попадешь, налево пойдешь – в музыкальную гостиную попадешь, направо пойдешь - в художественную галерею попадёшь.

Какая же стрелка мигает и куда она указывает? (Картинная галерея). Как вы думаете, что мы сможем увидеть в картинной галерее?

А какие именно картины мы будем сегодня рассматривать?

Слайд 3 (Картина Васнецова В. « Три богатыря»)

Эта одна из самых лучших картин русской живописи. Виктор Михайлович Васнецов писал её 27 лет. Для того, чтобы написать её, художник изучил множество былин, сказаний, слушал произведения музыкантов, написал множество эскизов.

Кто изображен на картине Виктора Михайловича Васнецова?

Педагог: Что делают богатыри в чистом поле?

Как зовут богатырей?

Какими словами можно описать каждого богатыря

Кто из богатырей изображен в центре картины?

Почему вы так решили?

Алеша Григорьев приготовил нам небольшой рассказ об Илье Муромце.

А что еще вы знаете о богатыре?

В центре картины, на вороном коне сидит Илья Муромец-крестьянский сын, славный богатырь. Самый старший из богатырей. В его облике чувствуется сила. У него строгое лицо и борода с проседью. Одет Илья Муромец в железную кольчугу, на голове шлем. Вооружен богатырь палицей, копьем и мечем. Зорко всматривается богатырь вдаль.

Кто изображен по правую руку Ильи Муромца?

Послушаем рассказ Коли Щербакова об этом богатыре.

Опишите, как он одет, какое у него лицо? Почему он одет богато?

Добрыня Никитич - ловкий, смелый. У него русые волосы и борода. Одет богато, нарядно. Потому что у него красный щит и белый конь. Он уже вынимает острый меч из ножен, как будто сейчас ринется в бой.

Кого победил Добрынюшка?

Педагог: А кто по левую руку от Добрынюшки?

А в какой семье родился Алеша?

Чем он прославился?

Чем побеждал Алеша своих врагов?

Алеша Попович - смелый и храбрый,но не такой сильный, как Илья Муромец и Добрыня Никитич.. И конь у него смотрит в другую сторону, но все примечает. К коню прикреплены гусли и лук со стрелами.

А я еще хочу добавить. Обратить ваше внимание на пейзаж. Богатырей окружает степь, позади них холмы, а вокруг свинцовые тучи. А над богатырями светлые облака.

Как вы думаете, почему художник так изобразил?

Подумайте, какие чувства у нас вызывает эта картина?

Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: "и я детям и внукам наказываю - не ходить войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется". Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания - от былинных богатырей. Испокон веков были люди, которых любил народ, чьи имена хранил в сердце своем. Это те, кто бедных защищал, кто землю русскую оберегал, слабых в обиду не давал.

Внеурочное занятие для младших школьников

Конспект занятия, составленный методистом, педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦВР "Гармония" г. Тихорецка Краснодарского края Шилко Надеждой Алексеевной
Цель:
- показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей, воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории.
Задачи:
- развивать музыкальное мышление, чувство ритма, воображение;
- создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных произведений;
-поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей;
-воспитывать в детях гордость за свой народ, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны;
-раскрытие образов героев - богатырей в каждой исторической эпохе с помощью музыки.
Ключевые понятия: русский богатырь, воин-монах, храм, колокольный звон, благовест, Родина, Отечество, мужество, любовь к Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, детские музыкальные инструменты.

Возраст обучающихся: 6-10 лет

Ход занятия

I Организационный этап

Звучит запись песни «Богатырская наша сила».

Методист : Ребята, вы уже догадались, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о богатырях)
Правильно, сегодня мы узнаем о наших славных русских богатырях.
Кто же такие богатыри, какие они? (сильные, храбрые, защитники Родины).

А сейчас проверим, правильно ли вы отвечали. Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь (обращение к словарю)

II Проверочный этап
«Богатыри – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой».
Слово «богатырь» очень древнее, оно встречается в летописях, начиная с 13 века.
«Богатырь - человек рослый, дородный, дюжий и видный;
необычайный силач;
смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

Каких богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).

III Подготовительный этап
Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображен? (на картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).

Как изображены богатыри? (художник изобразил богатырей в виде сказочных героев).
Как вы догадались, что это русские богатыри? (по внешнему виду, по снаряжению).

Отгадайте, пожалуйста, загадки о богатырском снаряжении (отгадывание загадок с последующей взаимопроверкой).
1.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2.Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
3.Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же…(Меч)
4.Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)

IV Основной этап
А теперь давайте внимательно рассмотрим каждого героя картины.
В центре на дородном, могучем вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын.
Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Палица - "палка, посох, полено", ударное или метательное оружие из прочных и тяжелых сортов дерева.

Во что одет Илья Муромец?
Правильно, одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
Как вы думаете, почему его называют Муромец?
Илья Муромец родом из Муромского села Карачарово, что во Владимирской области. Но он не только былинный герой – он русский святой воин-монах. День памяти Ильи Муромца - 1 января, каждый Новый Год начинаем с воспоминания великого Русского воина.

Из-за поразившей с детства немощи ног Илья неподвижно прожил 30 лет в смирении, любви и молитвах к Богу. Предания донесли до нас чудо исцеления будущего защитника земли русской. Однажды, когда немощный молодец находился в одиночестве, ему явились святые старцы и говорят властно: «Поди и принеси нам напиться». Воспитавший в себе монашескую кротость и послушание, Илья искренне желает выполнить волю старцев и встает на ноги, получив при этом силу свыше. И через всю свою жизнь несёт веру, как крепкий меч, помогая не только бороться с врагами Отечества, но и утверждать на русской земле православную веру. Илья Муромец – почитаемый на русской земле – святой воин.
Илья Муромец строил храмы на родной земле, а также соборную церковь в городе Киеве.

Троицкая церковь в селе Карачарово, по преданию, была заложена богатырем. В настоящее время храм находится в стадии восстановления. Местное предание гласит, что в основании церкви лежат три вековых дуба, вырванные из земли и внесённые в гору самим Ильёй Муромцем.

Что напоминает вам форма купола? Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани (сражении), которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Звучит колокольный звон.

Педагог музыки : Различают несколько видов звона. Благовест - это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором. Слово "звон" также имеет узкий смысл, означающий удары в несколько колоколов одновременно.

По своей внешней форме колокол - не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.
Давайте мы сейчас вместе с вами поиграем. Один колокол мы назовём – Дон. А два колокола – Дин-Дин. Мы будем с вами поочерёдно называть их имена, а теперь мы с помощью музыкальных инструментов изобразим колокольный перезвон.
А теперь давайте попробуем передать колокольный звон на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах «Колокольный перезвон».
Методист: Ребята, есть такое выражение «Бить во все колокола». Оно произошло из древности и означает бить тревогу, собирать всех для защиты Родины.
Вернёмся к героям картины «Богатыри».

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука.
Самого молодого богатыря, который стоит слева от Ильи Муромца, зовут Алёша Попович. Его отличает не сила, но мужество, удаль, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие - с другой.
У русских богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы стать за честь Родины против недруга, за Отчизну, если понадобится, сложить голову.

Ребята, что для каждого из нас означает слово Отечество? Правильно, это место нашего рождения, это наша страна, это наш народ.

Какое слово близко ему по значению? (Родина). Какие хорошо известные родные слова мы слышим в словах РОДИНА и ОТЕЧЕСТВО? (родить - мать, отец)
А как стать богатырями? Правильно, нужно заниматься спортом. Но для начала приучитесь делать зарядку. Сейчас мы сделаем её и станем немножко сильнее.

Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь – вот он каков: (Показывают силача)
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал, (Ладонь к глазам)
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!

Как вы думаете, богатыри остались в древности, в сказках или они во все времена жили на русской земле?
Посмотрите на слайд. Перед вами картины, на которых изображены воины-герои Великой Отечественной войны. Можно ли назвать этих людей богатырями?
Это богатыри, потому что они любили и защищали Родину в годы войны. Сильные духом и смелые, они пожертвовали своей жизнью ради достойной и мирной жизни других людей.
А в наше время, сейчас есть богатыри-защитники России? Кто стоит на защите Родины? Кто охраняет её границы и бережет спокойный сон её детей? Кто сражается в современных войнах?

Это молодые солдаты, воевавшие в Чечне, которые сложили свои головы за мирное небо. Это наши десантники и моряки. И сейчас такими героями мечтают стать современные мальчишки, это наши будущие воины.

Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли и духа, любящий свою Родину, – тоже богатырь.
А сейчас давайте послушаем музыку.

Звучит «Богатырская симфония» (главная тема)
Слушание «Богатырской симфонии».

Педагог музыки: Есть ли сходство музыки с образом богатырей на картине?
В чём оно заключается?
(Музыка наполнена могучей силой, звучит мужественно, сурово и мощно).
В обоих произведениях воплощены черты характера, которые всегда присущи русскому народу. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни. И в картине и в музыке – главные герои это люди, могучие, сильные, характер которых раскрывается в критических ситуациях.

Что можно сказать о характере и качестве главной темы?
(Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый. Звучит в низком регистре у струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев).

Звучит «Богатырская симфония» (побочная тема)
Каков характер побочной темы?
(Певучая, светлая, распевная, близка народной песне, звучит у виолончелей. Это образ Родины).

Какая из тем рисует нам богатырский образ?
(Первая то есть – главная).
Делаем вывод, что в музыке переданы два образа: первый- это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине, природе.
Методист: Скажите, ребята, а в мирное время богатыри бывают?
Кто они?

Богатырями мы называем наших спортсменов. Например, это Алексей Немов – четырёхкратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике, обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством», ордена Мужества, ордена Почёта.
Александр Карелин - трёхкратный олимпийский чемпион по греко – римской борьбе, Герой Российской Федерации, награждён орденами Дружбы народов, Почета, «За заслуги перед Отечеством».

Хочу вас, ребята, познакомился ещё с одним «русским богатырём» - Иваном Максимовичем Поддубным, легендарным борцом, своими победами прославившим Россию на мировой арене.

На родине Поддубного (городе Ейске) установлен мраморный бюст "Чемпиону чемпионов". На памятнике золотыми буквами высечено: "Здесь русский богатырь лежит».

V Контрольный этап
Методист: Ребята, ответьте пожалуйста на мои вопросы.
- Кто такие богатыри? (Богатыри – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой).
- Кто изображен на картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»? (На картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец). Расскажите о них.
- Что напоминает нам форма купола? (Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани (сражении), которую ведет Церковь с силами зла и тьмы).
- Что такое благовест, перезвон. (Благовест - это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором).
- Ребята, что для каждого из нас означает слово Отечество? (Это место нашего рождения, это наша страна, это наш народ). Какое слово близко ему по значению? (Родина).
- Скажите, ребята, а в мирное время богатыри бывают? (Богатырями мы называем наших спортсменов, чемпионов мира).

VI Итоговый этап
Педагог музыки: И на нашей малой Родине были и есть воины и богатыри земли Кубанской – кубанские казаки. Давайте мы вместе с вами исполним песню «Кубанские казаки».

Исполнение песни «Кубанские казаки».

VII Рефлексивный этап
Сегодня я узнал (а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял (а), что…
Я почувствовал (а), что…
Я приобрел (а)…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Список использованной литературы, сайтов
1.Былины/ Под ред. Подивиловой О.В., Нечаева А.Н. – М.: Самовар, 2010г.
2.Илья Муромец и Соловей-разбойник. Сказки о русских богатырях. – М.: Эксмо, 2012г.
3.Русские богатыри. – М.: Эксмо, 2014г.