Среди художественных стилей немаловажное значение имеет классицизм, получивший распространение в передовых странах мира в период с 17 по начало 19 века. Он стал наследником идей Просвещения и проявился практически во всех видах европейского и русского искусства. Часто вступал в противоборство с барокко, особенно на этапе становления во Франции.
Век классицизма в каждой стране свой. Раньше всего он сложился во Франции - еще в 17 веке, чуть позже - в Англии и Голландии. В Германии и России направление утвердилось ближе к середине 18 столетия, когда в других государствах уже начиналось время неоклассицизма. Но это не столь значимо. Важнее другое: это направление стало первой серьезной системой в области культуры, заложившей основы дальнейшего ее развития.
Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Главный принцип проявился в обращении к традициям античности. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться. Авторов произведений привлекали такие качества, как простота и четкость формы, лаконичность, строгость и гармония во всем. Это касалось любых произведений, создаваемых в период классицизма: литературных, музыкальных, живописных, архитектурных. Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное.
Для всех видов искусства были характерны следующие особенности, помогающие понять, что такое классицизм:
Анализ отдельных видов искусства помогает понять, как воплощался в каждом них стиль «классицизм».
В этом виде искусства классицизм определился как особое направление, в котором было ярко выражено стремление перевоспитать словом. Авторы художественных произведений верили в счастливое будущее, где будут господствовать справедливость, свобода всех граждан, равенство. Оно подразумевало, в первую очередь, освобождение от всех видов гнета, включая религиозный и монархический. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). Большего признания в этом стиле получили Ж.Мольер, Вольтер (Франция), Л.Гиббон (Англия), М.Твен, Д.Фонвизин, М.Ломоносов (Россия).
Новое художественное направление утвердилось в русском искусстве позже, чем в других странах - ближе к середине 18 века - и занимало лидирующие позиции вплоть до первой трети 19 века. Русский классицизм, в отличие от западноевропейского, в большей мере опирался на национальные традиции. Именно в этом проявилось его своеобразие.
Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. Это было связано со строительством новой столицы и ростом российских городов. Достижением зодчих стало создание величественных дворцов, комфортабельных жилых домов, загородных дворянских усадеб. Отдельного внимания заслуживает создание архитектурных ансамблей в центре города, которые в полной мере дают понять, что такое классицизм. Это, к примеру, постройки Царского Села (А.Ринальди), Александро-Невская Лавра (И.Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. де Томон) в Петербурге и многие другие.
Вершиной деятельности зодчих можно назвать строительство Мраморного дворца по проекту А.Ринальди, в отделке которого впервые был использован натуральный камень.
Не менее известен и Петродворец (А.Шлютер, В.Растрелли), представляющий собой образец садово-паркового искусства. Многочисленные здания, фонтаны, скульптуры, сама планировка - все поражает своей соразмерностью и чистотой выполнения.
Отдельного внимания заслуживает развитие классицизма в русской литературе. Его основоположниками стали В.Тредиаковский, А.Кантемир, А.Сумароков.
Однако наибольший вклад в разработку понятия, что такое классицизм, внес поэт и ученый М.Ломоносов. Он разработал систему трех штилей, определившую требования к написанию художественных произведений, и создал образец торжественного послания - оды, пользовавшейся наибольшей популярностью в литературе второй половины 18 века.
В полной мере традиции классицизма проявились в пьесах Д.Фонвизина, в особенности в комедии «Недоросль». Помимо обязательного соблюдения трех единств и культа разума, к особенностям русской комедии относятся следующие моменты:
Произведения эпохи классицизма в целом стали важнейшей составляющей в развитии мирового искусства.
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества , но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
Классицизм связан с Просвещением
, основывался на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т.д.). В литературе
(трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И.В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедии А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства
(Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А.Л. Лекен, Ф.Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф.К. Нейбер в Германии, Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов.
Основные признаки русского классицизма:
К примеру можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма — перевоспитать мир разумным словом. Положительные герои много рассуждают о нравственности, жизни при дворе, долге дворянина. Отрицательные персонажи становятся иллюстрацией неподобающего поведения. За столкновением личных интересов видны общественные позиции героев.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта
. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.
Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Источники информации:
«Классицизм» (от латинского «
classicus », т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры оду, трагедию, эпос и низшие комедию, сатиру.
Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.
Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от
греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства. Герой в трагедиях классицизма. Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя важнейшее условие эстетики классицизма. Обобщивший законы этого направления, французский автор Н.Буало-Депрео в своем стихотворном трактате Поэтическое искусство , утверждает:Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда собой.
Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,
У вас пусть будет он отважен, благороден,
Но все ж без слабостей он никому не мил…
Он плачет от обид нелишняя подробность,
Чтоб мы поверили в его правдоподобность…
Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,
Нас должен волновать и трогать ваш герой.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден.
В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.
Важнейшие нормативы классицизма единство действия, места и времени вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом).
Волнует зримое сильнее, чем рассказ,
Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз.
Трагедия, как демонстрация нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности, и комедия, как изображение отступления от нормы, показ нелепых и потому смешных сторон жизни, вот два полюса художественного осмысления мира в театре классицизма.
О другом полюсе классицизма, комедии, Н.Буало писал:
Коль вы прославиться в комедии хотите,
Себе в наставницы природу изберите…
Узнайте горожан, придворных изучите;
Меж них сознательно характеры ищите.
Если домольеровская комедия стремилась главным образом забавлять зрителя, приобщая его к изящному салонному стилю, то мольеровская комедия, вбирая в себя карнавальное и смеховое начало, в то же самое время содержала жизненную правду и типическую достоверность действующих лиц. Однако теоретик классицизма Н.Буало, воздавая должное великому французскому комедиографу как создателю «высокой комедии», одновременно порицал его за обращение к фарсово-карнавальным традициям. Практика бессмертных классицистов вновь оказалась шире и богаче теории. В остальном Мольер верен законам классицизма характер героя, как правило, заострен на одной страсти. Энциклопедист Дени Дидро ставил в заслугу Мольеру то, что в Скупом и Тартюфе драматург «воссоздал всех скупых и тартюфов мира. Тут выражены наиболее общие, наиболее характерные черты, но это не портрет кого-нибудь из них, поэтому никто из них не узнает себя». С точки зрения же реалистов такой характер является односторонним, лишенным объема. Сравнивая произведения Мольера и Шекспира А.С.Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».
Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в отимистической вере в торжество человеческого разума (Тартюф
, Скупой , Мизантроп , Жорж Данден ). Классицизм в России. За время своего существования классицизм проходит эволюцию от придворно-аристократического этапа, представленного творчеством Корнеля и Расина, до просветительского периода, уже обогащенного практикой сентиментализма (Вольтер ). Новый взлет классицизма, революционный классицизм, произошел в период Французской революции. Ярче всего выразилось это направление в творчестве Ф.М.Тальма, а также великой французской актрисы Э.Рашели.Создателем канона русской классической трагедии и комедии по праву считается А.П.Сумароков . Частое посещение спектаклей европейских трупп, гастролировавших в столице в 1730-е, способствовало формированию эстетического вкуса Сумарокова, его интереса к театру. Драматургический опыт Сумарокова не являлся прямым подражанием французским образцам. Восприятие Сумароковым опыта европейской драматургии произошло в тот момент, когда во Франции классицизм вступил в последний, просветительский этап своего развития. Сумароков следовал, в основном, Вольтеру. Бесконечно преданный театру, Сумароков заложил основы репертуара русской сцены 18 в., создав первые образцы ведущих жанров драматургии русского классицизма. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. «Смешить без разума дар подлой души», говорил Сумароков. Он стал основоположником социальной комедии нравов со свойственным ей морализирующим дидактизмом.
Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир
, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма. Театральная школа классицизма. Одной из причин популярности жанра комедии является более тесная, чем в трагедии связь с жизнью. «Себе в наставницы природу изберите», наставляет Н.Буало автора комедии. Поэтому канон сценического воплощения трагедии и комедии в рамках художественной системы классицизма столь же различен, как сами эти жанрыВ трагедии, изображавшей возвышенные чувства и страсти и утверждающей идеального героя, предполагались соответствующие выразительные средства. Это красивая торжественная поза, как на картине или в скульптуре; укрупненные, идеально законченные жесты, изображающие обобщенно-высокие чувства: любовную Страсть, Ненависть, Страдание, Торжество и т.д. Возвышенной пластике соответствовала напевная декламация, ударные акценты. Но внешние стороны не должны были заслонять, по убеждению теоретиков и практиков классицизма, содержательную сторону, показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы, то оказалось, что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности. И
на сцене утвердился некий штамп, побуждающий актера к застывшим жестам, позам, холодной декламации.В России, где классицизм появился значительно позже, чем в Европе, намного быстрее изживались внешне-формальные штампы. Наряду с процветанием театра «жестов», декламации и «пения», активно заявляет о себе направление, призывающее словами актера-реалиста Щепкина «брать образцы из жизни».
Последний всплеск интереса к трагедии классицизма на русской сцене произошел в период Отечественной войны 1812. Драматург В.Озеров создал ряд трагедий на эту тему, использовав мифологические сюжеты. Они имели успех благодаря своему созвучию современности, отразив колоссальный патриотический подъем общества, а также благодаря блестящей игре трагических актеров ПетербургаЕ.А.Семеновой и А.С.Яковлева .
В дальнейшем русский театр ориентировался, в основном, на комедию, обогащая ее элементами реализма, углубляя характеры, расширяя рамки нормативной эстетики классицизма. Из недр классицизма родилась великая реалистическая комедия А.С.Грибоедова Горе от ума (1824). Екатерина Юдина ЛИТЕРАТУРА Державин К. Театр Французской революции 17891799 , 2-изд. М., 1937Д.И. Фонвизин. «Недоросль» 1 вариант
1 . Кто из героев комедии «Недоросль» намерен «унять злонравных невежд»,
Которые «употребляют свою власть во зло бесчеловечно»?
2
. Кому из героев комедии принадлежат слова: «Прямое достоинство в человеке есть душа»?
а) Милону б) Стародуму в) Правдину г) Простакову
3
. Какой герой комедии наиболее близок самому Д. И. Фонвизину?
а) Стародум б) Правдин в) Милон г) Скотинин
4. Жанр произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль»
А) комедия; Б) драма; В) трагедия.
А) Милона; Б) Стародума; В) Правдина.
6. Фонвизин в произведении обличает:
А) невежественных дворян; Б) малообразованных учителей; В) раболепие крепостных.
7. Экспозиция «Недоросля»:
А) сцена примерки кафтана; Б) разговор Простаковой с мужем; В) известие о помолвке Скотинина с Софьей.
8. Простакова решает женить Митрофана на Софье, потому что:
А) ей нравится честность, искренность девушки; Б) других невест нет;
В) она наследница большого состояния.
9. Ставшее крылатым выражение из «Недоросля»:
А) «Суженого конем не объедешь»; Б) «Не хочу учиться, хочу жениться»;
В) «Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин».
10. Фраза Стародума: «Просвещение возвышает одну добродетельную душу»
Затрагивает проблему:
11. Идейные противники в произведении:
12. Художественный прием, характерный для драматургии классицизма:
А) «говорящие фамилии»; Б) нейтральная авторская позиция; В) несколько сюжетов.
Д.И. Фонвизин. «Недоросль» 2 вариант
1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?
А) реализм Б). классицизм В). сентиментализм Г). романтизм
2.Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии?
А). теория «триединства» Б). «говорящие» фамилии В). любовная интрига
Г). односторонность характеристики героев
3. Кто учил Митрофана математическим наукам?
а) Стародум б) Вральман в) Цыфиркин г) Кутейкин
4. Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?
А) Вральман Б) Цыфиркин В) Кутейкин Г) Простакова
Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?
А) Стародум Б) Простаков В) Милон Г) Правдин
6. Фраза Стародума: «Просвещение возвышает одну добродетельную душу»
Затрагивает проблема:
А) воспитания; Б) патриотизма; В) знатности.
7. Художественный прием, характерный для драматургии классицизма:
А) «говорящие фамилии»; Б) нейтральная авторская позиция; В) несколько сюжетов
8 . Кому из героев комедии принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
1) Милону 2) Митрофану 3) Правдину 4) Цыфиркину
9. Кто из героев комедии «отошёл от двора без деревень, без чинов... но принёс домой
Неповреждённо... душу, честь, правила?
а) Милон б) Правдин в) Стародум г) Простаков
10. Имя Митрофана в переводе с греческого означает «похожий на мать».
Сходство проявляется:
А) в мудрости; Б) в грубости и невежестве; В) в уважении к другим.
11. Кем был в прошлом немец Вральман?
А) солдат б) кучер в) парикмахер г) учитель
12. Идейные противники в произведении:
А) Простакова и Скотинин; Б) Простакова и Стародум; В) Простакова и Митрофан.