Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » От чего умер мулявин. Биография Владимира Мулявина: личная жизнь

От чего умер мулявин. Биография Владимира Мулявина: личная жизнь

Якова Науменко шокировала всех: страшно, дико, нелепо. Но и возникло ощущение дежа вю. Такое уже было: сорок лет назад трагически погиб артист ансамбля «Песняры» Валерий Мулявин, тридцать лет назад - певец Анатолий Подгайский. Об этих смертях до сих пор ходят легенды. Гибель Якова Науменко также уже успела обрасти слухами.

2012 год. Яков Науменко

О ЧП с Яковом Науменко разговоры ходили уже 23 августа. Однако по секрету, только «не для прессы». Сообщать всем миру о личном горе или нет - законное право семьи. Но поскольку и у нас сложилась традиция, что публичные люди делятся со СМИ подробностями о личной жизни, то молчание семьи Якова Науменко для некоторых стало поводом строить версии и догадки.

Кто-то говорил о пьяной драке в ресторане, другие уверяли, будто артист совместил отпуск с «чесом» по курортным ресторанам, а его выследили, ограбили и избили до смерти. Ходила и об инциденте с охранником во время концерта, где Науменко был зрителем. Позже сотрудники севастопольской милиции озвучили официальную версию, согласно которой певца избили в центре города во время выступления уличного музыканта.

В настоящее время пресс-служба УВД Севастополя от комментариев отказывается, ссылаясь на тайну следствия. Тайна всё - есть ли другие версии, нашли ли хоть одного свидетеля происшествия, которое произошло в людном месте. Достоверно известно только одно: возбуждено уголовное дело по факту умышленного убийства.

Тихон Науменко , сын певца, сам, кстати, потерпевший в том же инциденте, говорит: «Следствие идет полным ходом, всё, что в таких случаях нужно - делается. Однако делиться информацией со СМИ мы еще не считаем нужным. Результата расследования пока нет, хотя проводится большая работа, весь Севастополь стоит на ушах».

Версию о концерте и охраннике Тихон Науменко прокомментировал так: «Это ваш брат журналист что-то напутал. Всё случилось на площади. Никакой драки не было. Сперва кто-то ударил меня, я потерял сознание и не мог видеть, что происходило с отцом».

О слухах вокруг смерти отца Тихон знает и говорит, что «мы уже перестали обращать внимание на это. Пусть говорят и пишут, если больше заняться нечем».

Незадолго до смерти в одной из социальных сетей Яков Науменко указал время работы в Белгосфилармонии - до 2017 года. В администрации Национального академического народного оркестра им. Жиновича, солистом которого был Науменко, пояснили: в начале этого года с певцом продлили контракт на пять лет.

1973 год. Валерий Мулявин

В июле 1973 года «Песняры» приехали на гастроли в Ялту. Музыкантов поселили в гостиницу напротив морского вокзала, а братьям Мулявиным организаторы предложили гостинцу получше. Однако номер для старшего брата руководителя «Песняров» должен был освободиться только к вечеру. Что совсем неудивительно: курортный город, разгар отпускного сезона. Валерий Мулявин оставил свои вещи в одном из номеров гостинцы возле морвокзала и отправился в концертный зал имени Чехова, в котором выступали «Песняры».

«Мы отработали три концерта, последний закончился поздно, - вспоминает музыкант ансамбля «Белорусские песняры», заслуженный артист БССР Владислав Мисевич. - У Николая Пучинского, нашего звукорежиссера, был день рождения. После концертов прямо на сцене накрыли стол и поужинали. Не буду скрывать, выпили. Но символически, потому что устали, а завтра - еще два концерта. Из концертного зала шли пешком. Я шел один, время уже было после полуночи, кто-то, возможно, возвращался в гостиницу в компании коллег.

Рано утром нас разбудили и сообщили о гибели Валеры Мулявина. На опознание ездил Володя Мулявин. Прокуратурой и милицией сразу была озвучена версия: упал на парапет и разбился. Но мы не верили. Мы сами находили свидетелей, приводили их в милицию, а с ними никто даже не разговаривал.

Пропаганда уверяла, что в СССР преступности нет. Летом в Ялте отдыхали законопослушные граждане, а криминальный элемент совмещал отдых с «работой», и уровень преступности там был довольно высокий, но официально это не признавали.

Мы проводили свое расследование гибели Валеры Мулявина. Получалось так, что его проиграли в карты. Причем, вероятно, преступники поставили на кон Володю. Но не очень разобрались, кто из братьев кто, а может, решили, что руководитель - тот, кто старше.

Самое страшное: в день смерти Валеры Мулявина нас заставили отработать два концерта. Люди же все знали, хоть тогда и не было интернета. Зрители нам сочувствовали, даже готовы были оставить на память билеты, а не сдавать их в кассы в случае отмены концерта. Но чиновники и слышать ничего не хотели, даже угрожали: не выйдете на сцену - мало не покажется.

А уголовное дело закрыли «за отсутствием улик».

Думаю, эта история стала для нас эффективной прививкой против звездной болезни: мы поняли, что живем в обыкновенной жизни, по большому счету, такие же простые смертные, как все…»

Отработав два концерта, часть артистов уехала в Минск, в Ялте остались Владимир Мулявин, Александр Демешко, Леонид Борткевич и Владислав Мисевич . В сопровождении этих музыкантов цинковый гроб с телом Валерия Мулявина доставили на самолете в Минск.

У Валерия Мулявина отсталость двое детей-дошкольников. Его вдова несколько лет работала костюмером в «Песнярах». Теперь она вместе с детьми живет в Петербурге.

Валерий Мулявин похоронен на кладбище в Чижовке. Поклонники «Песняров» до сих пор приносят цветы на его могилу. А знатоки замечают, что день и год смерти указан не точно.

Музыканты считают, что датой смерти Валерия Мулявина нужно считать 14 июля, а на памятнике - 15-е. Вероятно, эта дата записана в свидетельстве о смерти. Год смерти указан 1974-й, хотя на самом деле - 1973-й. Скорее всего, это ошибка тех, кто изготавливал памятник.

1982 год. Анатолий Подгайский

В 70-е годы прошлого столетия имя заслуженного артиста БССР Анатолия Подгайского было хорошо известно белорусской публике. Обладатель сильного голоса с очень красивым тембром. Профессионал! Пению Подгайский учился в Белорусской консерватории.

Самые известные хиты в исполнении Анатолия Подгайского: «Если б камни могли говорить», «Комсомольская юность», «Мы идем по стране», «Верасы», «Песня о Минске», «Дом мой - столица» (в дуэте с Натальей Гайдой). Сегодня, увы, певец практически забыт, найти его фото даже в интернете - проблема. И только его голос можно иногда услышать по Первому каналу белорусского радио.

Певец гастролировал по СССР, бывал и за границей в составе творческих делегаций. А возглавлял нередко эти делегации композитор Игорь Лученок . Он же и автор многих песен из репертуара Анатолия Подгайского. Певца и композитора связывала не только профессиональная, но и человеческая дружба.

В июле 1982 года в возрасте 36 лет Анатолий Подгайский умер. О его гибели в то время много говорили на кухнях и за кулисами. На газетные полосы тогда такие новости не попадали. Отсутствие достоверной информации породило массу слухов и легенд.

«Толя Подгайский - красивый здоровый парень. Пел блестяще, он - не попса. Если слышал фальшивую ноту - возмущался. Вообще, характер у Толи был взрывной,

Делится воспоминаниями народный артист СССР Игорь Лученок. - Погиб Толя трагически. А было вот что. Поздно вечером вместе с композитором Володей Будником Толя возвращался из воинской части, в которой давали шефский концерт. Конечно, гостеприимные военные накрыли стол и щедро угостили артистов. Толя вышел из машины недалеко от Дома офицеров, возле танка и пошел вниз к 9-му дому на улице Купалы - там была квартира его жены. Буквально возле дома Толю остановил милиционер. Вместо того чтобы довести его до квартиры, милиционер начал придираться. Толя, конечно же, не смолчал. Милиционер вызвал подкрепление, Толю усадили в машину, отвезли в Ленинский РОВД. Да, Толя был, пьян, буянил, к нему применили силу. И не рассчитали. Внешне Подгайский - высокий, крепкий мужчина. Но незадолго до этого инцидента был другой. При похожих обстоятельствах Толя участвовал в драке, правда, с гражданскими лицами, и получил серьезную черепно-мозговую травму. Знаю точно, потому что поднял на ноги всех своих знакомых врачей - возил Толю к ним, и они его спасли. Учитывая состояние после травмы, даже не сильный удар мог оказаться для него смертельным.

В райотделе Толя и умер. Знаю, что милиционеры пытались отвезти его тело в вытрезвитель, в больницу, но им отвечали: мы не берем покойников.

Я звонил тогдашнему министру внутренних дел, говорю, мол, да, Толя виноват: выпил, препирался, но это не повод его убивать! Министр ответил: «А что, твой артист не умеет прямо ходить?».

Я в то время был большой романтик, писал письма во все инстанции, в Москву. Было по этому делу служебное разбирательство, милиционера уволили из органов.

Много думал об этой трагедии. Наверное, я тоже частично виноват в гибели Анатолия Подгайского. Мы ведь часто вместе выступали, бывали на приемах. Никогда я не сказал Толе или другим певцам: на сегодня эта твоя последняя рюмка. Нет, не вмешивался… Если артист «зазвездился», тоже не опускал его на землю…

Я убежден в одном: каким бы человек не был - пусть пьяным, грубым, никто не имеет права его убивать.

Жаль, что только смерть Яши Науменко послужила поводом вспомнить Толю Подгайского. Забыли его, к сожалению».

Игорь Лученок отметил, что Анатолий Подгайский и Яков Науменко - представители разных поколений, у них разная манера исполнения, репертуар, характеры, но их объединяет одно - высокий профессионализм.

Владимир Георгиевич Мулявин. Родился 12 января 1941 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) - умер 26 января 2003 года в Москве. Советский и белорусский музыкант, эстрадный певец (лирический тенор), гитарист, композитор, аранжировщик, художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Заслуженный артист Белорусской ССР (1973). Народный артист Белорусской ССР (1979). Заслуженный деятель культуры Польши (1980). Народный артист СССР (1991).

Отец - рабочий, трудился на заводе «Уралмаш».

Мать - швея.

Старший брат - Валерий Георгиевич Мулявин (1938-1973), музыкант, погиб на гастролях в Ялте.

Семья была музыкальной, в доме играли на балалайке, гитаре и даже на домре. Дети музицировали вместе с родителями. Братья аккомпанировали, а сестра пела.

С ранних лет увлекался музыкой и пением, имел отличный слух. С 12-ти лет хорошо играл на гитаре. Поскольку денег на музыкальную школу у семьи не было, он пошел в Дом культуры им. Сталина, где был детский сектор со струнным оркестром. Руководил этим кружком бывший политзаключенный Александр Навроцкий, который и рассмотрел в Мулявине талант.

Когда отец ушел к другой женщине, его матери, чтобы прокормить троих детей, приходилось много работать. И Владимир, чтобы хоть как-то помочь матери, стал играть на гитаре в переходах и поездах, получая в награду, как правило, продукты.

В 1956 году после окончании 8-летней школы поступил в Свердловское музыкальное училище, на отделение струнных инструментов, учился по классу гитары. Отчислялся из училища за увлечение джазом. Несмотря на то, что в итоге был восстановлен, через некоторое время ушёл из училища по собственному желанию.

В 1958-1963 годаж работал артистом-инструменталистом в Тюменском областном концертно-эстрадном бюро, Томской, Кемеровской, Читинской областных филармониях, Петрозаводске, Оренбурге. Играл в Неаполитанском ансамбле ДК «Уралмаша» в Свердловске.

В 1963 году был приглашён на работу в Белорусскую государственную филармонию.

В 1965-1967 годы проходил службу в рядах Вооружённых сил СССР под Минском. Создал в роте вокальный квартет, принял участие в организации ансамбля Белорусского военного округа.

После окончания службы в армии вернулся в Белорусскую государственную филармонию, где некоторое время работал гитаристом в коллективе .

В 1968 году в филармонии был создан вокально-инструментальный ансамбль «Лявоны» в составе: Вл. Мулявин, Вал. Мулявин (родной брат Вл. Мулявина), Л. Тышко, В. Мисевич, В. Яшкин, А. Демешко.

С названием «Лявоны» группа просуществовала около года - до IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в октябре 1970-го, когда группе посоветовали сменить название. Появился ВИА «Песняры» . Коллектив разделил на конкурсе II место с певцом и грузинским ансамблем «Диэло». В 1970 году «Песняры» побеждают также и на Всесоюзном конкурсе политической песни, проходившем в Москве. Коллектив исполнял белорусские народные песни в современной интерпретации, а также песни советских композиторов.

В конце 1970 года в коллектив вливается бывший солист группы «Золотые яблоки» , а весной 1971 года выходит первый виниловый диск-гигант группы (записан в конце 1970 - начале 1971 годов).

В 1971 году начинаются первые зарубежные поездки ансамбля - в августе «Песняры» выступают на Международном фестивале песни в Сопоте (Польша) в конкурсе фирм грамзаписи. В 1973 году продолжающий набирать популярность ансамбль побеждает на проходившем в Минске Всесоюзном конкурсе советской песни.

С 1973 года Владимир Мулявин снимался в кино. В 1974 году сыграл главную роль в музыкальном фильме «Ясь и Янина» . Его герой - зоотехник Адам. В этой картине не только дебютировал в качестве драматического актёра Владимир Мулявин, но и впервые прозвучали некоторые композиции «Песняров», ставшие впоследствии хитами. Именно в картине «Ясь и Янина» впервые прозвучала известная аранжировка «Касіў Ясь канюшыну». И не на эстрадной сцене, а на съёмочной площадке на Гродненщине «Песняры» впервые спели свои произведения «Ты моя надежда», «Наши любимые», «Прощальная».

Владимир Мулявин в фильме "Ясь и Янина"

В 1976 году Песняры становятся первым советским ВИА, который проводит гастроли по США. В этом же году ансамбль выступает на международном конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах, к участию в котором допускаются только коллективы, выпустившие за год максимальное количество пластинок в своей стране.

В 1976 году «Песняры» представляют рок-оперу на стихи Янки Купалы - «Песня о доле». Премьера состоялась в концертном зале «Россия». В 1978 году концептуальная серия продолжается оперой «Гусляр». Этот альбом по музыке отличается в сторону более серьёзного арт-рока по сравнению с радио-хитами, по которым больше известны «Песняры».

В 1977 году ВИА «Песняры» был удостоен премии Ленинского комсомола - за концертные программы 1975-1976 годов, активную пропаганду патриотической песни среди молодёжи.

В 1979 году весь классический состав «Песняров» получил звания заслуженных артистов: Александр Демешко (ударные), Леонид Тышко (бас-гитара), Анатолий Кашепаров (вокал), Леонид Борткевич (вокал) и Владислав Мисевич (духовые); а руководитель коллектива Владимир Мулявин - звание народного артиста.

В репертуаре ансамбля были песни на стихи М. Шушкевича, Н. Н Добронравова, Р. И. Бородулина, Г. Н. Буравкина, Янки Сипакова, Петруся Макаля, Л. И. Прончака, Максима Богдановича, М. Л. Матусовского, А. И. Фатьянова, Л. П. Дербенева, В.Э. Крайчинского. Кроме того, «Песняры» часто исполняли песни на стихи известных поэтов, таких как Янка Купала, Р. Бёрнс, В. В. Маяковский, Якуб Колас.

Член Союза композиторов СССР.

В 1980-е годы многое поменялось: из коллектива ушёл (на учёбу в ГИТИС) в 1980 году фронтмен Борткевич. Его сменил Игорь Пеня. Следом группу покинул басист Тышко, а в 1989 году - второй вокалист Кашепаров. К моменту развала СССР из классической шестёрки в «Песнярах» оставались только Мулявин и Мисевич.

Первый серьёзный раскол группы случился в 1998 году, когда на должность директора «Песняров» был назначен Владислав Мисевич. По официальной версии, причиной была болезнь Мулявина, а по словам самого Мисевича - пристрастие лидера «Песняров» к алкоголю в последние годы жизни. В коллектив вернулся Валерий Дайнеко. Пришёл ещё один гитарист Александр Соловьёв. Так «Песняры» проработали почти год. Но затем Мулявин обратился к президенту Беларуси А. Г. Лукашенко, после чего под его руководством был сформирован новый состав «Песняров» из молодых музыкантов. Старый состав написал заявления об уходе и стал гастролировать как «Белорусские песняры».

Владимир Мулявин - Наши любимые

Автомобильная авария и смерть Владимира Мулявина

14 мая 2002 года попал в автокатастрофу под Минском, в результате чего получил перелом позвоночника и был полностью обездвижен.

Авария произошла примерно в 12.30 на 25-м километре дороги Колодищи - Заславль вблизи деревни Луполово Минского района, где находится его дача. Выезжавшая на происшествие оперативно-следственная группа Госавтоинспекции Минской области установила, что Мулявин не справился с управлением автомобиля "Мерседес-420" на закруглении проезжей части, обозначенной знаком "опасный поворот". В результате автомобиль выехал на левую по ходу движения обочину, и при попытке водителя вернуться на свою полосу движения произошел занос. После этого автомобиль вынесло в правый по ходу движения кювет, где произошло касательное столкновение с деревьями и опрокидывание. Наличие попутных или встречных транспортных средств в момент аварии не установлено.

После операции, проведенной В.Мулявину в Минском Институте травмотологии и ортопедии был поставлен диагноз "закрытый перелом, вывих шестого позвонка, повреждение спинного мозга с нарушением функций тазовых органов, ушибленная рана затылочной области". Певец и композитор был парализован.

Затем он проходил курс лечения в больнице Управления делами президента Беларуси, а в сентябре 2002 года его перевезли в московскую нейрохирургическую клинику имени Бурденко. По оценкам врачей, его состояние "несколько стабилизировалось, но оставалось тяжелым". В середине января 2003-го наступило ухудшение, и больного опять перевели в реанимацию. 26 января 2003 года скончался в Москве в ГВКГ имени Н.Н. Бурденко.

Похоронен в Минске на Восточном кладбище. В 2006 году на Восточном мемориальном кладбище Минска открыта надгробная скульптурная композиция Владимиру Мулявину работы скульптора А. М. Кастрюкова и архитектора С. И. Федченко.

В 2004 году в честь Владимира Мулявина переименован бульвар в центре Минска, носивший до этого имя А. Луначарского.

В 2006 году в Екатеринбурге установлена мемориальная доска на доме, где прошло детство музыканта. Авторами памятного знака стали скульптор П. Войницкий и архитектор В. Иванов.

В 2009 году выпущена почтовая марка Беларуси, посвященная В. Мулявину.

17 августа 2017 года в Минске установлен памятник Владимиру Мулявину на бульваре имени артиста - за зданием Белорусской государственной филармонии, где музыкант работал около 40 лет.

Рост Владимира Мулявина: 170 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Мулявина:

Трижды был женат.

Первая жена - Лидия Алексеевна Кармальская (1939-1975), артистка, работала на сцене в жанре художественного свиста.

В браке родились дочь Марина (1961 г.р.) и сын Владимир (1974-2006).

Вторая жена - Светлана Константиновна Слизская. В браке в 1976 году родилась дочь Ольга.

Третья жена - (1951-2016), актриса. Познакомились в студии звукозаписи: она работала над озвучиванием фильма «Хождение по мукам», а он с коллективом записывал новый диск. После этого не виделись три года, вновь встретились в Гродно, куда Светлана Пенкина приехала проведать отца, а «Песняры» были там с гастролями. Поженились в 1981 году.

В браке в 1982 году родился сын Валерий.

Светлана стала для Владимира Мулявина его музой и опорой в жизни. При непосредственной поддержке супруги им был в 1987 году поставлен спектакль «Во весь голос» по произведениям Владимира Маяковского - на Светлане Пенкиной всецело лежал подбор литературного материала.

После смерти Мулявина в Белорусской государственной филармонии был создан музей основателя «Песняров», директором которого работала Светлана Мулявина-Пенкина до последних дней своей жизни.

Фильмография Владимира Мулявина:

1973 - Эта весёлая планета - солист ВИА (нет в титрах)
1973 - Горя бояться - счастья не видать - музыкант (нет в титрах)
1974 - Ясь и Янина - Адам, зоотехник
1977 - Диск (документальный) - художественный руководитель
1979 - В песне жизнь моя... Александра Пахмутова (короткометражный) - музыкант ВИА "Песняры"
1980 - Двадцать минут с "Песнярами" (документальный)
1982 - Гусляр (документальный) - Гусляр
1983 - А также цирк (документальный) - музыкант ВИА "Песняры"

Вокал Владимира Мулявина в кино:

1971 - Мировой парень - песня "Лишь только подснежник распустится в срок..."
1972 - Улица без конца - песня "Был я - и нет"
1976 - Воскресная ночь - песня "В минуты музыки печальной"
1981 - Раскиданное гнездо - песни на стихи Янки Купалы

Работы Владимира Мулявина в кино как композитора:

1974 - Ясь и Янина
1977 - Диск (документальный)
1983 - А также цирк (документальный)
1987 - Комедиант (фильм-спектакль)

Дискография Владимира Мулявина:

ВИА «Песняры»:

1972 - «Песняры I»
1974 - «Песняры II»
1978 - «Песняры III»
1979 - «Песняры IV»
1979 - «Гусляр» (поэма-легенда по произведению Янки Купалы «Курган»)
1983 - «Зачарованная моя»
1985 - «Через всю войну»
1994 - «Песняры - 25 лет»

Песни ансамбля «Песняры» под управлением В. Мулявина:

«30 000 дней» (О. Иванов - А. Жигарев, С. Алиханов)
«Аве Мария» (В. Иванов - М. Танк)
«Александрына» (В. Мулявин - П. Бровка) - поёт Владимир Мулявин
«Баллада о фотокарточке» (В. Мулявин - В. Тарас)
«Белая Русь ты моя» (В. Мулявин - В. Скарынкин)
«Беловежская пуща» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Белорусочка» (Ю. Семеняко - А. Ставер)
«Белоруссия» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Берёзовый сок» (В. Баснер - М. Матусовский)
«Будочник» (В. Мулявин - С. Крылов)
«Вероника» (И. Лученок - М. Богданович)
«Возвращение» (В. Мулявин - В. Тарас)
«Вологда» (Б. Мокроусов - М. Матусовский)
«Гитара» (О. Аверин - Ю. Рыбчинский)
«Делайла» (Л. Рид - В. Яшкин)
«Добрый вечер, девушка» (И. Лученок - слова народные)
«До третьих петухов» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«За полчаса до весны» (О. Фельцман - Н. Олев) - поёт Владимир Мулявин
«Завушніцы» (В. Мулявин - М. Танк) - ведущий вокал Владимира Мулявина
«Зачарованная» (И. Лученок - Г. Буравкин)
«И здесь гора, и там гора» (Белорусская народная песня) - голос Владимира Мулявина
«Касіў Ясь канюшыну» (Белорусская народная песня)
«Каляда» (Белорусская народная песня)
«Конь невзнузданный» (Э. Ханок - Г. Буравкин) - поёт Владимир Мулявин
«Красная роза» (В. Мулявин - слова народные) - солирует Владимир Мулявин
«Крик птицы» (В. Мулявин - Ю. Рыбчинский) - поёт Владимир Мулявин
«Купалінка» (Белорусская народная песня)
«Любовь» (И. Лученок, В. Мулявин - Я. Колас)
«Мои года» (И. Лученок - А. Велюгин)
«Марыся» (В. Мулявин - Я. Купала)
«Машенька» (Белорусская народная песня)
«На что бабе огород» (Белорусская народная песня)
«Наши любимые» (Д. Тухманов - И. Шаферан)
«Ой, рана на Івана» (В. Мулявин - слова народные)
«Алеся» (И. Лученок - А. Кулешов)
«Пойдём вдоль улицы» (Белорусская народная песня) - соло Владимира Мулявина
«Поцелуй» (И. Лученок - В. Каризна)
«Рушнікі» (Н. Петренко - Г. Соколова)
«Скажы мне, Ганулька» (на стихи Я. Коласа «Каханне») - поёт Владимир Мулявин
«Скрипят мои лапти» (Белорусская народная песня) - поёт Владимир Мулявин
«Слуцкие ткачихи» (В. Мулявин - М. Богданович)
«Сонет Шекспира» (В. Резников - В. Шекспир, пер. С. Маршака) - поёт Игорь Пеня
«Спадчына» (И. Лученок - Я. Купала)
«Там, где клён шумит» (Ю. Акулов - Л. Шишко)
«Тальяночка» (В. Мулявин - В. Тарас)
«Ты мне весною приснилась» (Ю. Семеняко - М. Шушкевич)
«Ты моя надежда» (Э. Ханок - В. Боков)
«Уголок России» (В. Шаинский - Е. Шевелёва)
«У полі вярба» (Белорусская народная песня)
«Хатынь» (И. Лученок - Г. Петренко)
«Я всё тот же» (И. Любимский - В. Шанаев)



Мулявин Владимир Георгиевич (1941-2003) – белорусский музыкант, гитарист, аранжировщик, композитор, певец эстрады. С 1970 года был художественным руководителем ВИА «Песняры», эту группу называют явлением в мире музыки, аналогов у неё не было ни до, ни после. Спустя почти полвека многие музыкальные композиции «Песняров» до сих пор пользуются огромной популярностью: «Беловежская пуща», «Вологда», «Берёзовый сок», «Я всё тот же». В 1991 году Мулявину было присвоено звание Народного артиста Советского Союза.

Детство

До революции его дедушка с бабушкой были зажиточными сибирскими купцами с хорошим образованием и своими продуктовыми магазинами. Но советская власть предков раскулачила, и уже отец Владимира, Мулявин Георгий Арсеньевич, трудился на строительстве завода «Уралмаш» обыкновенным разнорабочим. У него были хорошие музыкальные способности, Георгий здорово играл на гитаре. Но он оставил семью, ушёл к другой женщине.

Мама, Акулина Сергеевна, воспитывала сама троих детей, у Владимира ещё были брат Валерий и сестра Наташа. Жили в тесном бараке. Мать трудилась в швейном цеху, её маленькой зарплаты не хватало, и, чтобы прокормить семью, она постоянно где-то подрабатывала. Дети практически не видели её дома, росли самостоятельными.

У Владимира музыкальный талант стал проявляться ещё в раннем детстве, сказались отцовские гены. Да и сам Георгий Арсеньевич, пока не ушёл из семьи, любил обучать детей музыке. Когда маленький Володя побывал в театре на опере «Травиата», долгое время ходил потом потрясённый и восхищённый увиденным представлением.

В двенадцатилетнем возрасте мальчик стал осваивать музыкальные инструменты, сам научился играть на балалайке и гитаре. Музыкальная школа была платная, а лишних денег в семье не было, поэтому Мулявин занимался в детском секторе в Доме культуры Сталина со струнным оркестром.

Руководителем в кружке работал бывший политический заключённый Навроцкий Александр Иванович, в своё время он окончил Институт культуры в Харькове и был очень талантливым педагогом. С детьми он проходил ту же самую программу, которую преподавали в музыкальной школе, Навроцкий учил их пению, нотной грамоте, дирижированию. Педагог сразу же оценил музыкальный талант Мулявина, как только мальчик впервые сыграл ему на балалайке. Именно здесь пропадал Володя после школьных уроков и до позднего вечера.

Образование

Мама только была недовольна его увлечением, говорила: «Шёл бы лучше работать. Сколько можно брынчать на гитаре?» И Владимир её послушал, начал подрабатывать, но всё равно с гитарой в руках. Он играл на улице у подъездов и в переходах, в лесу возле костров и в поездах.

Кроме гитары и балалайки подросток освоил ещё несколько струнных инструментов. А на своих импровизированных концертах выкладывался по полной программе. Пассажирам и прохожим нравилась такая отдача юного артиста, и Владимир получал щедрые вознаграждения. Домой парнишка возвращался с полными сумками продуктов, купленных на первые гонорары.

В 1956 году Мулявин окончил восьмилетнюю школу и продолжил учёбу в свердловском музыкальном училище. Он поступил на отделение струнных инструментов по классу гитары. Преподаватели сразу обратили внимание на талантливого и бойкого парня.

Одновременно с учёбой Мулявин играл в оркестре народных инструментов, который собрал из своих учеников Александр Иванович Навроцкий. Владимиру досталась партия контрабаса, и он сам писал для себя партитуры, хотя для всех остальных участников оркестра их разрабатывал руководитель.

Вскоре Володя решил заняться современной музыкой, сильно увлекал его джаз. С ребятами из училища он создал группу, но руководители учебного заведения отчислили парней за «подражание западной музыке».

Тогда Владимир вместе с братом поехал в соседнюю Челябинскую область и предпринял попытку поступить в музыкальное училище Магнитогорска, но провалил экзамен по литературе. Вернувшись в Свердловск, узнал, что его восстановили в училище, походатайствовал первый наставник Навроцкий. Но через два месяца у Володи пропала вся тяга к учёбе, и он сам забрал документы из учебного заведения.

Начало эстрадного пути

Несмотря на неоконченное музыкальное образование, в 1958 году Мулявина с охотой приняли в Тюмени в областное концертно-эстрадное бюро в качестве артиста-инструменталиста. В течение следующих пяти лет ему довелось работать в филармониях многих городов: Томск, Петрозаводск, Кемерово, Оренбург, Чита, Минск. В родном Свердловске во Дворце культуры при заводе «Уралмаш» он играл в Неаполитанском ансамбле.

Когда Владимира призвали в армию, он попал служить под Минск, где в роте сразу же создал вокальный квартет, а потом участвовал в организации ансамбля Белорусского военного округа.

Окончив службу, получил приглашение от Белорусской государственной филармонии работать гитаристом в коллективе Юрия Антонова. В 1968 году Владимир со своим братом Валерием и ещё четырьмя участниками создали при филармонии аккомпанирующую группу «Лявоны», которая выступала с певицей Нелли Богуславской.

«Песняры»

В сентябре 1969 года группа «Лявоны» получила право выступать с собственными программами и называться вокально-инструментальным ансамблем. Мулявин стал художественным руководителем коллектива.

Спустя год они отправились на Всесоюзный конкурс артистов эстрады, но им посоветовали сменить название. Здесь они впервые выступили как «Песняры» и заняли второе место, которое разделили с певцом Львом Лещенко. В этом же году «Песняры» победили в Москве на Всесоюзном конкурсе политической песни.

Популярность группы была сумасшедшей.

  • 1971 – выпустили первый виниловый диск и оправились за границу в польский город Сопот на Международный фестиваль песни.
  • 1973 – победа на Всесоюзном конкурсе советской песни.
  • 1976 – «Песняры» стали первым советским ансамблем, который отправился на гастроли в США. На следующее утро в американской прессе написали: «Эта группа заслужила, чтобы им аплодировали стоя».
  • 1977 – за активную пропаганду патриотических песен среди молодёжи коллектив награждён премией Ленинского комсомола.
  • 1979 – всем участникам ВИА «Песняры» присвоено звание Заслуженных артистов Белорусской ССР, а Владимиру Мулявину – Народного артиста.

Мулявин никогда не забывал свою родину, на Урале «Песняры» гастролировали чаще всего. Но и Белоруссию Владимир полюбил всей душой, их народного классика Янку Купалу музыкант просто боготворил. Когда ему было грустно на душе, брал томик стихов поэта и искал в них ответы на свои вопросы. По творчеству Купалы Мулявин создал несколько концертных программ.

Он был невероятно требовательным к участникам коллектива, но в противном случае и не получился бы такой уникальный ансамбль, которому нет аналогов. Ещё более требовательным он был к себе. Если написанную им песню на первом концерте слушатели воспринимали вяло, то Мулявин сразу же рвал ноты и не вспоминал больше об этом произведении.

На Аллее Славы в Москве заложена звезда Владимира Мулявина. А Президент Беларуси Александр Лукашенко в 2001 году вручил музыканту высшую в стране награду – орден Франциска Скорины.

ВИА «Песняры» признан одним из наибольших культурных достижений Белоруссии ХХ века.

Личная жизнь

Первый раз Владимир женился в восемнадцать лет. Его супругой стала очень красивая женщина Лидия Кармальская. Она была старше Мулявина на три года, выступала на эстраде в необычном жанре – художественный свист. В браке родилось двое детей – дочь Марина (1961) и сын Владимир (1974). Но вскоре после рождения мальчика супруги развелись, так как у Мулявина завязался новый роман.


Владимир Мулявин и его первая жена – Лидия Кармальская

В 1975 году он женился второй раз на актрисе Светлане Слизской. В 1976 году у них родилась дочь Ольга. Но этот брак оказался ещё менее продолжительным, чем первый.

В 1981 году Владимир третий раз скрепил себя узами брака с актрисой Светланой Пенкиной, известной зрителям по главным ролям в советских фильмах «Хождение по мукам» и «Берегите женщин». Супруги прожили вместе более двадцати лет, в 1982 году у них родился мальчик, которому дали имя Валерий в честь трагически погибшего родного брата Мулявина.

Сын Владимир от первого брака был очень похож на отца внешне и также стал музыкантом. Но его музыкальный жизненный путь переплёлся с криминальным. Он получил тюремный срок за распространение наркотиков, умер в заключении в 2006 году.

Авария, болезнь и смерть

14 мая 2002 года Владимир попал в автомобильную катастрофу, в результате которой получил травму позвоночника и оказался прикованным к постели. Реабилитацию проходил в Минске, потом при содействии Иосифа Кобзона был переведён в Москву в клинику Бурденко. Очень мечтал встать на ноги и вернуться на сцену. Но, несмотря на все старания медиков, 26 января 2003 года Владимир ушёл из жизни. Любители его творчества прощались с ним в Москве, и по просьбе огромного количества людей – в Минске. Похоронили музыканта на Восточном кладбище города Минска.

Осенью 2014 года на родине Владимира в городе Екатеринбурге был открыт памятник «белорусскому песняру с сибирскою душою». Монумент Мулявину установили и в Минске возле филармонии, в которой он проработал более 40 лет.

Песняры не часто выступали за границей. Но когда это происходило, это было событием! В 1976 году "Песняров" приглашают в Канны, где выступают только те группы и исполнители, которые за год в своей стране выпустили самое большое число пластинок.

СССР представляли "Песняры", "Ромен" и Алла Пугачева.

Пугачева залу понравилась; о "Ромен" сказали, что это похоже на смесь мексиканского джаза с африканским костром; а вот "Песняров" провожали стоя! Еще бы!

Требовательность Мулявина к себе в первую очередь переходила всякие границы! Если написанную им песню после долгих репетиций выносили на суд зрителей и публика реагировала мяло, то Мулявин после концерта тут же рвал на кусочки собственные ноты и песня больше никогда не исполнялась!

А ведь в истории музыки было немало случаев, когда музыкальные произведения, включая гениальные оперы Моцарта, проваливались во время первого выступления. Вот бы собрать и восстановить все порванное маэстро!

Второй день хожу больной от песни Владимира Мулявина и Максима Танка "Завушнiцы"...

Какая мелодийность, какая проникновенность и народность! Впечатление такое, что эта песня пришла к нам из глубины веков. Попробуйте понять о чем в ней говорится и получите дополнительное наслаждение от этого почти родного славянского языка. Привожу текст для облегчения понимания. Скажу только, что "завушнiцы " означает серёжки.


О, колькі раз прасіў я
Назначыць мне спатканьне,
О, колькі раз хацеў я
Прызнацца ёй у каханьні.

Ды ўсё перашкаджалі,
Калі дзяўчыне верыць,
То павадак вясновы,
То прымаразак-шэрань.

Але і я ўпарты,
І, каб свайго дабіцца,
Прасіў я шчыра майстра
Зрабіць ёй завушніцы.

На гэтых завушніцах
Я напісаў закляцьце -
Усё што не сказаў ёй,
А ў чым хацеў прызнацца.

Сягодня не ўцячэ ўжо
Ад слоў маіх гарачых,
Ні ў час калі сьмяецца,
Сьпявае, або плача.

Ні ў час, калі прыляжа,
Змарыўшыся ў зьмярканьне.
Зьвіняць ёй завушніцы
Усё пра маё каханьне.

14 мая 2002 года Владимр Мулявин попал в автокатастрофу. "Золотой голос" Песняров Леонид Борткевич потом рассказывал:

Сегодня многие говорят, что роковая автокатастрофа случилась из-за того, что Мулявин сел за руль своего "мерседеса" в нетрезвом состоянии. Ничего подобного! Просто Владимир Георгиевич перед этим сильно разругался с женой и, находясь на взводе, на полной скорости вылетел на встречную полосу, попал в кювет. Машина врезалась в дерево и перевернулась. После аварии автомобиль превратился в груду металлолома.

Одному лишь Богу известно, почему Володя не скончался на месте. У него был поврежден позвоночник, но благодаря мастерству нейрохирургов операция прошла успешно. Иосиф Давыдович Кобзон похлопотал о переводе Мулявина в московскую клинику, но последствия травмы были слишком серьезны. Помню, мне позвонили и сообщили, что ночью у Мулявина дважды останавливалось сердце и дважды его запускали. На третий раз не смогли...

Кажется, свое последнее интервью Владимир Мулявин дал "МК". Вот его текст:

ПАРАЛИЗОВАН, НО НЕ СЛОМЛЕН

Московский Комсомолец, 13.01.2003

Он — легенда поп-, рок-, фолк-... в общем, музыки во множественном числе. От песен мулявинских “Песняров” балдела вся советская молодежь, а старенькие осыпающиеся виниловые диски с записями до сих пор у многих лежат на полках среди особых семейных ценностей. Он — официально признанное “национальное достояние” Белоруссии, да и просто всенародный любимец. Трагические события приковали его к койке. Но Мулявин работает, пишет, анализирует, молится и верит в лучшее. Потому что оптимист.

Владимир Георгиевич говорит тихо-тихо. Мысли иногда сбиваются, но это от слабости. Он спокойно улыбается, дрожащей рукой придерживая одеяло. Глаза теплятся радостным светом. Цветы, которые мы принесли в день рождения Владимира Георгиевича, легли рядом еще с одной свежесрезанной розой.

— Я даже не знаю, что отвечать, — улыбается не без усилий именинник в ответ на наши поздравления.

— А ничего и не нужно, вы уж извините, что за день раньше положенного поздравили, вы с семьей ведь будете отмечать, решили не мешать.

— Все в порядке, я не суеверный. Я — оптимист. Вы присаживайтесь.

Это как будто не со мной было, — вспоминает Мулявин автомобильную аварию, случившуюся в мае прошлого года под Минском. — Как дурман, сказка нехорошая. Четыре месяца лечился в лучших клиниках. Казалось, все пройдет и начнется новая жизнь. Но не проходит. Я ведь по натуре шустрый, хочется все с кондачка, быстро. Не знаю, что бы со мной было, если б не поддержка друзей, семьи. Жена и сын навещают каждый день. Сейчас, кстати, они должны подойти. Поддерживают морально, физически. Представляете, каково это целыми днями смотреть в потолок? Три четверти организма плохи еще. Руки поправляются, за ноги пока не брался. Главное, мозги на месте.

— Значит, душа трудится.

— Да, наверное, так. Книги вот читаю. Сейчас сам, раньше супруга читала.

— Чему предпочтение отдаете?

— Беру все, что попадается под руки. “Антихриста” Мережковского недавно осилил. В больнице, как нигде более, ударяешься в религию.

— А каково сейчас живется “Песнярам”? Вы, насколько я знаю, продолжаете руководить ансамблем, несмотря ни на что.

— Конечно. Я отдаю указания по телефону. Ребята работают. Недавно они вернулись из Израиля, только что — из Германии.

— А как насчет вашего личного творчества, ведь в таком человеке, как Мулявин, оно просто не может угаснуть ни при каких обстоятельствах?

— Да, я живу планами... Хотя еще недавно было отчаяние. Лежу — а ждет столько работы! Не закончено девять альбомов. Мысли об осуществлении этой мечты, наверное, и дают какую-то силу, стимул, оптимизм. Эти альбомы — настоящие мюзиклы. Если не поставлю на сцене, хочу их возобновить хотя бы в записи. Музыку пишу постоянно. Напеваю на диктофон. Если это кому-нибудь пригодится... Надеюсь, что пригодится.

— В вашей жизни было немало негатива, хотя бы со стороны появившихся “лже-Песняров”, использующих ваши песни. А в жизни каких все же людей больше: хороших или плохих?

— Я не хочу затрагивать тематику, связанную с “Белорусскими Песнярами”. А по поводу хороших или плохих поделюсь маленьким секретом. Находясь сейчас здесь, в Москве, для себя открыл новый человеческий пласт. Это медработники. Они — люди, которые не меняются. Как чеховские медики. У них сохранена еще та неподдельная культура, доброта души, чувство сострадания. Если бы больше таких...

В дверь постучали. Беззвучно к койке подошла медсестра. Поинтересовавшись самочувствием, девушка измерила давление, оказавшееся после нашей беседы в пределах нормы, и деликатно намекнула, что разговор скорее всего придется прекратить, пора делать процедуры (у Владимира Георгиевича сильная спастика мышц, и их приходится постоянно массировать и разминать. Что весьма болезненно). Но Мулявин говорит об этом с улыбкой:

— Ну все: щас меня будут ломать.

Ульяна Калашникова

Через 13 дней после этого интервью Великого песняра не стало....

Анатолий Кашепаров, Владимир Мулявин и Леонид Борткевич: выдающийся музыкант и лидер группы в окружении своих божественных теноров. В 70-е годы исполнительское вокальное мастерство "Песняров" намного обошло остальные ВИА Советского Союза.

"Московский комсомолец" и Сосипатр Изрыгайлов

Булкина Татьяна

«Беловежская пуща», «Олеся», «Вологда», «Косил Ясь конюшину» и многие другие песни, звучавшие в исполнении легендарного ансамбля «Песняры», давно признаны лучшими хитами ХХ века. Нельзя называть «Песняров» только белорусским ансамблем. «Они наши», — с восторгом скажут в России, во всех бывших республиках Советского Союза и далеко за их пределами. «Песняры» долгое время оставались одной из самых популярных групп Советского Союза. В 90-х годах о них почти забыли. Постперестроечное пространство заболело другой музыкой. Но ансамбль сумел вернуться на российскую сцену. В 2001 году в Москве на Аллее Звезд состоялась закладка звезды Владимира Мулявина. Вскоре руководитель «Песняров» попал в автомобильную аварию, получил сложнейшую травму позвоночника. Через полгода он скончался в московском институте хирургии имени Бурденко. О Владимире Мулявине ходило и ходит много легенд. Каким все-таки был главный песняр в жизни? Чем увлекался? Как создавал полюбившиеся всем песни? Кого он любил? Об этом рассказывает его дочь - Марина Мулявина. Наша беседа состоялась в белорусском центре национального музыкального искусства имени Мулявина. ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЙ УЧИЛ МУЗЫКЕ Марина Владимировна, вы так на папу похожи. Мне всю жизнь говорят: «Папина дочка». Детство Владимира Мулявина было счастливым? Я бы так не сказала. Его родители рано развелись. В семье было трое детей: папа, брат Валерий, сестра Наташа. Маме, моей бабушке, было тяжело их растить. Она работала швеей, зарплата маленькая. Папа увлекся музыкой с детства. Его учителем в музыкальной школе был бывший политзаключенный. Он разглядел в папе талант. Занимался с ним ежедневно по 5-7 часов. Потом папа учился в Свердловском музыкальном училище по классу гитары. В 15 лет он создал ансамбль. Всех девятерых его участников отчислили из училища за увлечение западной музыкой. Ансамбль начал самостоятельно гастролировать по Свердловской области. В 18-летнем возрасте на одном из концертов папа познакомился с мамой. Моя мама Лидия Кармальская была яркой красавицей. Она выступала на эстраде, была мастером художественного свиста. Какое-то время работала с Кобзоном. Потом выступала как конферансье с «Песнярами». Папа в нее страстно влюбился. Мама была старше его на 3 года. Как папа завоевывал маму? Цветы не дарил. В то время это было не по карману. На свиданиях он ей пел. Жили они тогда в Свердловске. После женитьбы они с мамой приехали на гастроли в Минск. Пришли в магазины, а там прилавки полные. Петр Миронович Машеров тогда многое делал для своей республики. Мама удивилась: «Наверное, в этот магазин комиссия приехала». Зашли в другой - там то же самое. В третий… Мама сказала: «Володя, мы будем жить только здесь». Переехали. Сначала в Минске снимали частную квартиру, потом молодой семье дали комнату в коммуналке. Папу взяли в армию, служил в Уручье, там в роте создал вокальный квартет. Во время армейской службы судьба свела с музыкантами Леней Тышко, Валерой Яшкиным и Владом Мисевичем, а чуть позже с Сашей Демешко. СНАЧАЛА «ЛЯВОНЫ», ПОТОМ «ПЕСНЯРЫ» Интересно, как у музыканта с Урала появилась такая любовь к белорусской песне? Он услышал белорусские песни и полюбил их навсегда. Полюбил за мелодичность, многоголосие. Папа любил встречаться с артистами фольклорных ансамблей. С композитором Лученком он много ездил по полесским глухим деревням, собирал песни. Потом делал потрясающую аранжировку. Песня звучала современно, но не теряла свою душу. Сначала ансамбль назывался «Лявоны», но перед конкурсом в Москве им предложили поменять название. После конкурса папа хотел вернуть название, но было поздно. О «Песнярах» уже всерьез заговорили. Незадолго до кончины папа мне говорил: «Песняры» для меня не только название. Я не хотел бы, чтобы оно стало торговой маркой. Песняр — это Янка Купала. Песняр — это Якуб Колас. И Максим Богданович». БЫЛ СТИЛЯГОЙ Мулявина называли «битлом». Наверно, он и внешне выглядел супермодным? По молодости он был стилягой. Классическую одежду не очень любил. Больше всего ему нравились модные штаны, какие-нибудь мокасинчики, всегда на нем была кепка. Одежду он покупал на гастролях. Я помню смешной случай, когда папа, собираясь на встречу с Машеровым, надел мамины полосатые модные брючки. Мама с него их содрала силком, заставила надеть костюм. Вообще-то у нас дома всегда было весело. Когда папа начинал шутить, все просто покатывались от смеха. Развод родителей был для меня шоком. Почему вдруг? Ведь все было так хорошо. Самым сердитым словом в нашем доме было серьезно сказанное слово «Лидия». Обычно папа обращался к маме со словами «Лидушенька», «Лидочка». Родители вообще никогда не ругались. Мама пере живала. Не за себя, а за сына, который рос без отца, да и за папу. Часто она говорила: «Вот тут наш Муля не так поступил. Вот здесь он ошибся». Они созданы были друг для друга. Я уверена, папа никогда бы не развелся с мамой, если бы был жив его брат Валерий, который очень уважал и ценил маму. Папа всегда прислушивался к мнению брата. Что случилось с Валерием Мулявиным? Валерий погиб в Ялте во время гастролей «Песняров». Странная смерть. Сидел поздно вечером на парапете и опрокинулся, упал на гальку. Как мог упасть? Парапет такой широкий. Валерий был абсолютно трезвым. ЛЮБОВЬ К ФОЛЬКЛОРУ Когда появился ансамбль «Лявоны», чем радовал он слушателей? «Лявоны» впервые засветились в 68-м году в составе Владимира и Валерия Мулявиных, Демешко, Тышко, Мисевича, Яшкина и Гурдзиани. Репертуар был пестрым. Папа по природе был фольклористом. Любил народную музыку, особенно славянскую. Сначала он в своих программах пытался связать в один узел фольклорные мелодии Беларуси, России, Украины. Но это была немыслимая задача. Все эти мелодии очень отличаются друг от друга. Папа занялся музыкальными сокровищами, которые хранила белорусская земля. Само красивое и самобытное понятие «песняр», народный певец-сказитель, ко многому обязывало: не то что шутник Лявон - скоморошный герой и балагур. Тогдашний министр культуры Михаил Минкович после гастролей по Украине вызвал «Лявонов» и предложил поменять название. Подумали и согласились, что название надо менять. Варианты были разные - «Полесские зубры», «Молодые голоса», «Орлы», что-то еще. Банальщина какая-то. Леня Тышко посидел пару дней в библиотеке, в каком-то поэтическом сборнике отыскал слово «песняр». Это слово встречается в ранних стихах Янки Купалы. Сначала многие недоумевали: что это за словцо такое, но папе оно понравилось. Впервые с таким названием они вышли осенью 1970 года в Москве. Тогда они стали лауреатами IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Ведущая концерта Светлана Моргунова объявила, что сейчас выступают «Песняры». И они даже в первый момент не поняли, кого она представляет. В антракте после выступления подошел Оскар Борисович Фельцман, член жюри конкурса, и поздравил. Успех был потрясающий. Папа говорил: «Эти овации москвичей стали самой дорогой наградой в моей жизни». Сбылась его мечта - он вывел на большую сцену классный профессиональный коллектив. В первое время не было хороших инструментов, пользовались самодеятельными, которые хрипели, даже дымились. Потом дело наладилось. Чтобы приобрести новую аппаратуру, экономили даже на питании. Работали как проклятые. Песни папа писал на рассвете. Его время с 4-х до 9-ти утра. Именно в эти часы сочинялись лучшие песни. Как белорусы воспринимали его творчество? Любили. Правда, кое-кто не мог простить отцу, что он не белорус. Как же так, русский, а сумел поднять образ белорусской народной песни до такого высочайшего уровня. Кто-то просто говорил: «Они мамку превращают в обезьянку». Имелось в виду, что «Песняры» искажают народную песню. Свой коллектив папа называл фолк-бит-ансамблем. Его противники не учитывают законы этого стиля. Но папа не обращал на них внимания. Его мысли занимала работа, новые песни. Он всегда говорил: «Мы хотим вести зрителя за собой, а не плестись у него в хвосте. Можно не любить «Песняров». Только не надо делать вид, что белорусская песня так просто, сама собой вырвалась на просторы Родины, зазвучала в других странах. Это сделали «Песняры». Особенность «Песняров» — тембровое сочетание голосов, использование старых и современных музыкальных инструментов. Солисты подбирались так, чтобы их голоса, разные по диапазону, почти не отличались по тембру. Голоса сливались не только друг с другом, но и с инструментом, что характерно для народной музыки. Использовались подлинные народные инструменты (дудочки, цимбалы, скрипки) в сочетании с электрогитарами, трубой и ударными, что создавало некую новую акустическую реальность. Кто в ансамбле был ведущим солистом? Солистом некоторое время папа был один. Потом из ансамбля «Золотые яблоки» пришел Леня Борткевич. Через какое-то время появился Толя Кашепаров, который пел по вечерам в ресторане «Юбилейный». В конце 70-х Борткевич замечательно спел «Александрину», а Толя стал особенно популярным после исполнения «Спадчины». Папе очень нравился 18-летний киевлянин Юра Денисов, который впервые великолепно исполнил «Беловежскую пущу». Он по образованию был скрипач, немного избалованный, из влиятельной номенклатурной семьи. Его мама - секретарь райкома партии в Киеве, отец работал руководителем на крупном авиационном предприятии. Юра был из «золотой молодежи». Но папа его очень ценил и любил. Как появился знаменитый шлягер «Вологда»? К одному из правительственных концертов в Москве срочно понадобилась русская песня. И тогда Володя Николаев, сам по профессии органист, предложил малоизвестную песню 50-х годов поэта Михаила Матусовского. Ее текст он разыскал в какой-то московской библиотеке. На концерте в Колонном зале Дома Союзов «Вологда» в исполнении Толи Кашепарова имела грандиозный успех. В 1985 году Николаев покинул коллектив из-за смерти отца и болезни матери. Уехал в деревню Чебсара Вологодской области. До сих пор эту песню повсюду поют. Сейчас люди нуждаются в ностальгических песнях. ПОСВЯЩАЕТСЯ КАЗАКАМ Последняя программа «Песняров» называлась «Вольность». Толчком к ее созданию послужили страницы истории белорусского казачества. Многие не знают, что на белорусской земле тоже жили казаки. Папа изучал историко-музыкальные памятники и пришел к выводу, что казаки на белорусской земле обосновались давно. Впервые здесь они появились в XVII веке, во времена Богдана Хмельницкого. После революции казачество в Белоруссии нещадно вырубалось, как вырубалось оно на Дону и Кубани. Алла Пугачева всегда подчеркивает, что благодарна Владимиру Мулявину. А за что? Папа во Франции очень выручил ее. После получения в Болгарии на фестивале «Золотой Орфей» премии за «Арлекино» Аллу пригласили в Канны на концерт, который проводился в рамках Всемирной музыкальной ярмарки грампластинок. В этом концерте принимали участие и «Песняры». Так получилось, что музыканты Пугачевой оказались невыездными. Певица приехала одна. Была расстроенная. Когда встретила папу, очень обрадовалась, попросила подыграть ей на концерте пару песен. Нот не было. «Песнярам» пришлось аккомпанировать по слуху. Все получилось хорошо. На 50-летие папы Алла прислала такую телеграмму: «Песняры», я все помню, а вы?» После удачного выступления в Каннах иностранные продюсеры предлагали Мулявину разные контракты. В Госконцерте не давали добро на гастроли. Только один продюсер из США Сидней Харрисон добился, чтобы ансамбль отправили в Америку. «Песняры» совершили гастрольное турне по американским штатам. Все концерты прошли с аншлагом. Тамошние газеты окрестили эти гастроли вторжением русского рока в Америку. Посол Анатолий Добрынин говорил: «Песняры» за 10 дней пребывания в Штатах сделали значительно больше, чем некоторые дипломаты за всю свою карьеру». У Мулявина не было желания уехать в другую страну, как это сделали Тышко, Борткевич, Кашепаров и многие другие песняры? Нет, никогда не было. Другие страны — это место гастролей, это работа, концерты. Он говорил: «Может быть, там и жить хорошо, но это не мое. Если бы я перебрался куда-нибудь в США, то скорее бы всего потерял себя как творческую личность». Более того, он отказался переехать в Москву. Ельцин давал ему трехкомнатную квартиру в престижном районе Москвы. Папа не поехал. Он мог жить только на белорусской земле. Как папа пережил раскол «Песняров»? Он тяжело пережил разрыв с бывшими коллегами по ансамблю, ставшими «Белорусскими Песнярами». Но свои чувства не афишировал, считал это божьим испытанием. Мулявин был верующим человеком? Да. Он нередко ездил в Жировичский монастырь. Однажды сказал мне: «Побывал в Жировичах и понял: перед Богом я никто». У Владимира Георгиевича были друзья? Он был одиноким человеком. Всегда говорил: «Спутник славы — одиночество. В нашем мире мало друзей. Это нормально. В компаниях я кажусь окружающим скучным. Я ухожу в себя, оставаясь как бы наедине со своими мыслями. Это не все понимают». В молодости дружил с песняром Яшкиным. Какое у вас образование? Я окончила дирижерское отделение музыкального училища. У меня есть опыт работы в музыкальных коллективах, школах. НА БОЕВОЙ ПОВОЗКЕ ЯНА ЖИЖКИ Когда Владимир Мулявин попал в аварию и лежал в реанимации, стало ясно: у «Песняров» в скором времени появится новый руководитель. Назначение Валерия Скороженка художественным руководителем прославленного коллектива для многих стало неожиданностью. Валерий поделился: Самое сложное в первое время было не сойти с ума от того, как на нас ополчилась пресса. Все пытались раздуть скандал. Но нас ничем разрушить невозможно. «Песняры» — единый кулак, поэтому и выстояли. Когда Владимира Георгиевича не стало, все растерялись. Что делать? Кто будет лидером? Леонид Борткевич был уверен, что он возглавит коллектив. Он же ветеран. Но Леня — солист, вокалист. Он не аранжировщик, не композитор. Ситуация в «Песнярах» стала контролироваться и нашим президентом, и нашим министерством культуры. Там тоже очень задумались о судьбе коллектива. Полгода продолжались раздумья. Музыкальным руководителем «Песняров» назначили меня, Валерий Мулявин, сын Владимира Георгиевича, стал директором коллектива. С фактом нашего назначения Борткевич не смирился, ушел из коллектива и увлек за собой еще двух человек. Мы же до этого с ним много дискутировали. Мы были за то, чтобы работать живьем, чтобы постоянно обновлялся репертуар. Мы-то находимся в репродуктивном возрасте, нам хочется доказать, что не зря пришли в «Песняры». Прекрасно понимаем: если мы не впишем какую-то новую страницу в историю ансамбля, нас не за что будет уважать. Где теперь работают ушедшие из вашего коллектива? В «Белорусских «Песнярах». Этот коллектив теряет мулявинскую традицию. У них другая музыка. Это хорошая и высокопрофессиональная музыка, но она другая. Известно, что «Белорусские «Песняры» были созданы еще при жизни Мулявина другими музыкантами, которые еще раньше Борткевича ушли от мэтра. Как создатель «Песняров» оценивал новый ансамбль? Владимир Георгиевич говорил: «Я не знаю такого коллектива «Белорусские «Песняры». Люди воспользовались его болезнью и решили свои собственные интересы. Мулявин мечтал, чтобы его сын работал в «Песнярах»? Не хотел этого. С лихвой наевшись своего эстрадного хлеба, он прочил сыну карьеру классического музыканта. Но жизнь распорядилась по-другому. Вы в «Песнярах» с какого года? С 2000-го. Раньше работал на телевидении в студии звукозаписи. Как вы познакомились с Мулявиным? Это произошло в 1988 году на всесоюзном фестивале польской песни в Витебске. До «Славянского базара» там проходил такой конкурс. Я был конкурсантом. Потом мне Георгиевич рассказывал, что положил на меня глаз. Хотел взять в коллектив, но не мог, не было свободных ставок. И вот прошли годы. Я уже не только пел, писал песни. После раскола в ансамбле Владимир Георгиевич набирал новый состав. Я позвонил по телефону, и он пригласил на прослушивание. Потом сказал: «Ты по всем параметрам нам подходишь, имеешь право работать в «Песнярах». Он передавал вам свое дело? Я это чувствовал подсознательно. У нас негласная связь сразу образовалась. Души наши потянулись друг к другу. Вместе храмы на гастролях посещали. Молча приходили и молча молились. У нас была интересная ситуация с нашим новым составом «Песняров». Накануне первого концерта в Минске решили съездить на кладбище к Учителю. Была сырая и очень ветреная погода. Мы зажгли свечи, они в руках гасли. Когда мы эти свечи поставили на могилу, ни одна не потухла, хотя ветер усилился. Я понял: сверху Владимир Георгиевич благословил этот коллектив. Значит, принял. Когда я выхожу на сцену, мне кажется, Владимир Георгиевич стоит за спиной и на нас смотрит. Особенно это бывает, когда проводятся концерты его памяти, когда на сцене стоит его гитара. Я чувствую: Мулявин рядом, наблюдает и проверяет. Он так обычно делал. Отходил вглубь сцены и смотрел. Он устраивал разносы в коллективе? За пять лет, которые я с ним работал, ни разу такого не было. Если кто-то в чем-то ошибся, подходил к Георгиевичу, каялся. А он в ответ говорил: «Ты же сам себя уже наказал». Это мастер, который позволял возле себя учиться. Какую публику он любил? Он любил больше на периферии работать. Про московских зрителей что говорил? Каждый концерт в Москве — это экзамен. В последнее время руководитель «Песняров» болел. Трудно ему было в дорогу отправляться? Нет. В дороге он был совершенно другим человеком. Веселым, жизнерадостным. Немножко и от нас, молодых, сил набирался. Не зря говорят, что сцена лечит. Иногда видишь, что неважно он себя чувствует, а выйдет на сцену - блеск в глазах. Артист всегда в дороге. По 600-800 километров в день приходилось преодолевать. Автобус давали не самый лучший. Чтобы быть рентабельным, надо экономить. Георгиевич шутил: Это не автобус, а боевая повозка Яна Жижки. На гастролях он никогда не требовал для себя привилегий. Отказывался от отдельной машины, всегда садился с нами в автобус, говорил: «Я с ребяточками, с ребяточками».
Фото из личного архива Марины Мулявиной

Фотогалерея