Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Методическая разработка по литературе (6 класс) на тему: Мир сквозь притчу. Основной смысл притчи о блудном сыне

Методическая разработка по литературе (6 класс) на тему: Мир сквозь притчу. Основной смысл притчи о блудном сыне

Притчу о блудном сыне рассказывает Иисус Христос своим ученикам. Она приведена в пятнадцатой главе Евангелия от Луки. Сюжет притчи используется во многих произведениях мирового искусства.

Ниже будет рассказано краткое содержание притчи о блудном сыне. Она является наиболее популярной у христиан, независимо от их конфессии, так как учит прощению.

Библейская притча о блудном сыне: краткое содержание

У отца было двое сыновей. Один взял свою часть имущества и вдалеке от семьи промотал все. Когда подступила нужда, он голодал и решил вернуться к отцу, чтобы стать у него наемником, так как чувствовал свою вину. Но его отец был счастлив, что сын вернулся невредимым, и устроил пир по этому поводу. Старший брат был недоволен, что отец так хорошо принял беспутного младшего. Но отец сказал, что ничем не ущемляет его, ведь он всегда был рядом в довольстве и владеет всем вместе с отцом; младший же сын был как мертвый неизвестно где, и теперь нужно радоваться его возвращению.

Сюжет притчи, подробный пересказ

Один человек имел двух сыновей. Младший попросил отдать ему причитающееся наследство, и отец уступил сыну, поделив имущество между братьями. Спустя некоторое время младший взял своё и ушёл в далекую страну, где кутил и распутствовал.

Потратив всё, что имел, он стал бедствовать. Нанялся он в услужение, стал пасти свиней. И рад был бы он поесть хотя бы то, что ели свиньи, но не давали ему. И тут он вспомнил отца, какое у него богатое имение и сколько слуг не имеют нужды, и задумался: зачем умирать от голода, вернусь к отцу и попрошу принять меня в наёмники, ведь сыном ему называться уже недостоин.

И направился к отцу. А отец увидел его ещё издали и пожалел сына, побежал к нему навстречу, обнимал и целовал. Младший сын сказал: "Отец, на мне грех перед небом и тобой, и сыном тебе я уже быть недостоин". А отец приказал рабам принести ему самую хорошую одежду, обувь и перстень на руку и заколать упитанного теленка, чтобы есть и праздновать. Потому что был его младший сын мертвым, но стал живым, был пропавшим без вести, но нашёлся. И стали все веселиться.

Старший сын тем временем был в поле, когда вернулся, услышал из дома песни и ликующие возгласы. Позвав слугу, он спросил, что случилось. Ответили ему, что вернулся брат и отец от радости, что сын невредим, заколол целого теленка. Старший сын осерчал и не захотел войти к празднующим, а отец вышел, чтобы его позвать. Но старший сын сказал: "Столько лет я с тобой, работаю, всегда слушаюсь тебя, но ты даже козла мне не давал, чтобы попировать с друзьями; а этот сын, прокутивший всё твоё имущество с распутницами, вернулся, и ты сразу для него заколол упитанного телка". Отец же ответил на это: "Сын, ты всегда был рядом и все моё принадлежит тебе, а радоваться нужно оттого, что младший твой брат был мертвым и стал живым, был пропавшим без вести и нашелся".

Притча о блудном сыне: в чем смысл?

Человек, знакомый с христианством, верящий в Бога, который Отец всему живому, может отойти от веры, соблазнившись земными развлечениями и суетой. Взять своё имущество и уйти в далекую страну - отойти далеко от Бога, потерять с ним всякую связь. Какой-то запас благодати и духовной силы у него будет, как были деньги поначалу у блудного (или заблудшего) младшего сына. Но с течением времени силы иссякнут, на душе станет пусто и тоскливо. Придет голод, как пришел он к младшему сыну, только не физический, а духовный. Ведь люди, по христианскому учению, созданы Богом для общения и единения с Ним и друг с другом.

И если человек тогда, отчаявшись, вспомнит о своём Отце Небесном, то захочет вернуться. Но будет чувствовать раскаяние и недостоинство быть Сыном Божиим, как и младший сын в притче чувствовал, что недостоин называться сыном. Тогда мы возвращаемся к Богу с покаянием, умоляя его помочь, утешить нашу опустошенную душу, наполнить её светом веры хоть немного - уже не в качестве детей Божиих, а хотя бы как его наёмники (не зря в православных молитвах говорится «рабы Божии»).

Но Бог есть Любовь, как сказано в Евангелии от Иоанна. И Он в своей любви не гневается на нас и не вспоминает наших согрешений - ведь мы вспомнили о Нём, возжелали Его добра, вернулись к Нему. Поэтому Он радуется нашему прозрению и возвращению к истине. Мы были мертвы во грехе, но ожили. И покаявшимся, вернувшимся к вере людям Господь даёт многое, часто счастливо устраивая судьбы, и всегда посылая в измученные души спокойствие и благодать. Также как отец в притче дал вернувшемуся сыну всё лучшее, что имел.

Образ старшего брата здесь - люди, которые формально не отходили от веры, не совершали тяжелых грехов, но забыли главную заповедь - о любви. Старший брат с обидой и ревностью говорит отцу, что он старался все делать правильно, а младший сын нет. За что же ему почет? Так бывает и у верующих, которые осуждают «грешников» и могут в церкви обсуждать чужие наряды, неподходящие к случаю, или неверное поведение. И забывают при этом, что если человек пришёл в церковь, обратился к вере - нужно радоваться за него, ведь все люди - наши братья и сестры, также сотворенные Господом, который бесконечно рад их возвращению из тьмы.

Ещё один смысл притчи

Притчу о блудном сыне, краткое содержание в особенности, можно рассматривать и более прямолинейно. Она применима не только по отношению Бога к людям, но и по отношению любящих друг к другу. Можно сказать, что это притча о любви.

Любой близкий человек может нас покинуть - муж или жена, ребенок, друг, даже родители порой бросают детей. Но если сердце у нас чистое и в душе есть любовь, то мы станем подобны отцу из притчи и сможем простить предательство. И тогда, встречая беспутного сына, изменившего мужа, пропадавшего отца, забывшего про нас друга, даже в голову не придёт обвинять их или слушать недобрых людей, не понимающих христианского всепрощения - нам достаточно будет того, что они рядом, нашлись, вернулись, живые.

"Притча о блудном сыне" 6 кл

23.04.2016 1583 280 Билялова

Урок по литературе
«Притча о блудном сыне»
(6 класс).

Билялова Б.А.

Цели: знать определение и значение притчи, уметь рассуждать, высказывать и обосновывать мысли, показать красоту слова через искусство живописи, уметь ценить заботу родителей.
Ход урока:
1 Побуждение
К вниманию учащихся предоставляется репродукция Рембрандта «Возвращение блудного сына».
- Что вы видите на этой картине?
(ответы)
-Напомните мне определение притчи.
Слово учителя: Притча – это аллегория, в которой слушатели должны узнать себя. Это не просто житейская ситуация, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит? Мораль из нее должен извлечь сам человек.
Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех евангельских притч. К ее сюжету обращались прославленные художники всех столетий: Дюрер, Босх, Спада, Рембрандт, Дюре, Хемессен, Курильо, Батони, де Шаванн, Глазунов и другие.
Итак, мы обсудим несколько притч, сопоставим «Притчу о блудном сыне» в художественной обработке с евангельским текстом, познакомимся с репродукциями известных художников и научимся более ответственно относиться к своим словам и поступкам.
2 Осмысление
Итак, сравним евангельский текст с текстом в учебнике.
Сходство Различия
В названии звучит слово сын, следовательно, в притче важна идея родства, с которым связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети.
Беседа:
-Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? (ответы)
- А чем вы отплачиваете за заботу родителей? (ответы)
-В названии есть слово блудный, 1 слабый ученик ищет определение в словаре Даля.
- Как вы думаете, почему отец не удержал сына? (ответы)
-Послушаем ответ ученика. Блудный –
Ответьте по притче, как жил сын? (ответы)
Попробуем заглянуть за строки. Поможет это сделать картина живописца Хемессена. Что вы видите? (ответы)
-А вот другой вариант этого же сюжета – Босх «Блудный сын». Опишите героя.
- А вот блудный сын в интерпретации Пюви де Шаванна. Опишите героя. Обратите внимание на позу, руки.
-Почему сын решил вернуться? Только ли голод заставил его вернуться?
-Как встретил его отец? Почему?
-Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (его душа ожила, он раскаялся, осознал свой грех).
Сцена возвращения блудного сына домой всегда привлекала живописцев. Многие их них писали ее: Спада, Мурильо, Рембрандт, Батони, Даньян – Бувере и другие
-Как вы думаете, почему эта тема привлекала художников?
Это центральная, кульминационная сцена, так как в ней выражена идея покаяния и прощения.
Иллюстрация ряда репродукций «Возвращение блудного сына».
-Но в притче есть еще один герой – старший брат, образ которого вырисовывается только в конце.
-Как он реагирует на возвращение брата? (он осуждает, недоволен)
-Допустимы ли такие отношения между братьями? Какой у него грех? (зависть)
-Каков главный смысл «Притчи о блудном сыне?» Какой урок вы для себя извлекли? (нужно уметь прощать, быть послушными детьми, верить в человека, стремиться к гармоничным отношениям).
Продолжением нашей темы будет изучение произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
-Актуальна ли тема блудного сына сегодня? (ответы)
Стратегия ДДЗ по притче.
3 Рефлексия
Синквейн
1. Притча.
2. Поучительная, интересная.
3. Учит, заставляет задуматься.
4. Сегодня мы анализировали притчу.
5. Мораль.
Обратите внимание на картину Рафаэля «Мадонна Конестабиле» - мать и дитя. Идея родительского покровительства, мудрой опеки была в основе системы классического воспитания, которое обеспечивало крепкую духовную связь между родителями и детьми. Сегодня многие пытаются усвоить западный стиль воспитания: раннюю самостоятельность, вседозволенность, легкое и бездумное свержение авторитетов.
Хотите быть взрослыми, поступайте ответственно! Но не забывайте родителей, которые подарили вам жизнь.
Д/з придумать притчу.
Проставление и комментирование оценок.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

На земле. В своих притчах он открывает нам тайны мироздания и учит главному - обретению духовного богатства и вере в Бога. В "Притче о блудном сыне" изображено неизреченное милосердие Господа ко всем грешным людям, которые искренне и глубоко раскаялись в своих грехах и обратились к нему за помощью и защитой. В православном церковном календаре специально отмечена Неделя о блудном сыне, которая является одним из четырех подготовительных периодов к Великому посту.

Притча о блудном сыне. Текст

Было у отца два сына. Однажды младший сын попросил у него часть принадлежавшего ему имения. Отец не стал сопротивляться и отдал все, что ему было положено. Через несколько дней младший сын, забрав свою часть наследства, уехал в дальние края. Совсем не заботясь о завтрашнем дне, он стал жить распутно и, как в народе говорят, на «широкую ногу». Действуя таким глупым образом, он очень быстро растратил все свои богатства, и когда в городе наступил голод, стал сильно нуждаться в пропитании.

Для того чтобы хоть как-то прожить, он устроился на работу к одному из местных жителей и стал пасти его свиней. Этот парень был рад кушать рожки, предназначавшиеся для свиней, но ему никто не разрешал. Совсем изможденный голодом и нищетой, он вдруг вспомнил об отце и о том, что у него все наемники хлеб кушают, а вот родной сын скоро просто умрет от голода.

Встреча с отцом

Дальше "Притча о блудном сыне" говорит о том, что когда сын увидел своего отца, он сразу пал к нему на шею, начал целовать его. И потом взмолился о том, что не достоин называться его сыном и что грешен перед ним и Небом. А потом попросил принять его наемным работником. Отец же сжалился над сыном, повелел принести ему лучшую одежду, обувь и надеть на него перстень. Дальше он решил заколоть теленка и устроить веселье, так как был очень рад тому, что его сын не пропал, а нашелся живым и здоровым.

Старший сын

В это же время возвращался с полевых работ старший сын. Когда он приблизился к дому, то услышал ликование, пение и был очень удивлен этому. Он сильно рассердился, узнав причину этих гуляний. Когда отец позвал его к столу, старший сын выразил ему свою обиду, ведь за столько лет верного служения тот никогда не зарезал для него даже козленка, чтобы он повеселился со своими друзьями. А тут откормленного теленка отец не пожалел для того, кто прокутил все свое наследство с блудницами и вернулся ни с чем. Отец же успокоил его и сказал: "Ты всегда рядом со мною, и все мое - твое, а сейчас нам всем надо радоваться тому, что твой младший брат нашелся живым и невредимым".

Притча о блудном сыне: толкование

Эта притча рассказывает о грехе, покаянии и о том, какое может быть отношение Бога к человеку. Все беды младшего сына начались с того, что он сразу потребовал то, что ему принадлежит по праву. Все это равняется тому, как люди относятся к дарам Божьим с практической точки зрения. То есть дай мне сейчас все, что я захочу, а от того, что можно получить в будущем, я отказываюсь. Это и есть величайший грех безумного человека, который за быстрое и сиюминутное удовольствие платит тем, что отказывается от больших будущих благ, о которых он вначале совершенно не заботится.

Сам собой напрашивается вопрос о том, почему юноша захотел получить свою долю. А все потому, что ему была в тягость опека отца, и он захотел свободы. Именно так сейчас поступает большинство современных молодых людей. Из-за всевозможных средств воздействия они решили, что если не разорвут сейчас Божьи узы, то не повяжутся по ногам и рукам узами манящих и сладострастных запретных желаний и похотей. Вот таким образом и происходит вероотступничество от Бога. Люди начинают считать себя богами и думают, что хорошо разбираются, где добро, а где зло. Именно об этом и предостерегает "Притча о блудном сыне". Смысл в том, что люди хотят делать только то, что им заблагорассудится, и совсем не хотят жить по Божиим заповедям.

Заблуждение взглядов младшего сына

Известная евангельская "Притча о блудном сыне" повествует о том, как младший сын желает удалиться от взора и присмотра отцовского, это ему не нравится, потому что тот ограничивает его в поведении и тратах. Молодой парень горд собой, его высокомерие не знает границ. Он считает, что знает, как управлять делами, и надеется вскоре стать более выдающейся личностью, чем он. Все это говорит о том, что гордость человеческая, особенно в молодости, является мощной разрушительной силой.

Однако здесь удивляет и восхищает кротость и доброта отца к своему младшему сыну. Он сразу отдал полагающееся сыну. В отличие от младшего брата старший был более разумным человеком, он, наоборот, пожелал, чтобы отец оставил у себя часть его власти. За это старший сын слышит от отца очень мудрые слова, что все, чем он владеет, в итоге станет его.

Таким образом, получив свое наследство, младший сын отправляется далеко от родного дома, а потом растрачивает его и становится нищим. Именно такое духовное состояние преследует человека, отпавшего от Бога. Тот, кто добровольно идет на грех, растрачивает впустую дары Божьи - свой ум и душевные силы, которые должны служить людям и Богу. Таким образом, душа переходит во власть дьявола, становится заложницей мира и плоти, начинает жить распутно и расточает свое богатство.

Расплата за грех

Младший сын был отправлен злым господином пасти даже не овец, а чавкающих свиней. Таким образом, во власти дьявола послать своего раба удовлетворять похоти падшего естества. Обнищавший младший сын рад был кушать те рожки, которыми питались свиньи, но не для человека была эта пища. Грех является состоянием вечной ненасытности, при которой невозможно получить облегчение ни от чего на свете. Не стоит взывать к миру, у него есть только то, что может отравить душу, но не то, что ее питает.

"Притча о блудном сыне" говорит и о том, что Господь щедро утешает тех, кто в конечном итоге приходит к глубокому раскаянию и осознанию своей грешной жизни. Долготерпение и милосердие Господь имеет к каждому человеку, Он снисходителен и к грехам, потому как видит дальше и глубже. Человек же должен ответить Ему только смиренной благодарностью и любовью.

"Притча о блудном сыне" детям будет особенно полезна, так как они только начинают познавать мир во всех его проявлениях и должны быть готовы к любым искушениям, чтобы не впасть в зависимость от греха и всегда жить в мире с Богом.

Тема : « Притча о блудном сыне». Нравственные идеалы и уроки евангельских притч.

Цели урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст.

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», жанровые фотографии, тексты притч.

Тип урока : формирование новых знаний и умений.


План


    Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».


    Краткий пересказ притчи « Блудный сын».


    Комментарии к непонятным детям словам и выражениям.


    Беседа по вопросам.


    Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».


    Работа с цитатой.


    Слово учителя о долге.


    Комментированное чтение.


1.Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

2.Беседа по притче.

Х. Комментированное чтение.

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках » .

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями.

XI. Итоги урока.

Ход урока

Орг. Момент.
Слово учителя


- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое притча. Познакомимся с текстами некоторых притч и постараемся увидеть, как выглядит мир, в котором мы живём, если его рассматривать сквозь притчу. Ребята, подумайте, какие отрицательные нравственные качества преобладают в нашем мире?

Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответы притчи.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи- задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит».

Подумайте и постарайтесь дать ответ на вопрос: что такое притча? (ответы детей)

Существует несколько определений «притчи», остановимся на одном из них и запишем его в тетрадь. Притча – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии для изложения вероучительных истин.

^ II. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

А теперь обратите внимание на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой запечатлён момент встречи отца с сыном.

Как изображает художник отца и сына?

(Заранее подготовленный ученик описывает картину:

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Картина была написана по сюжету притчи о блудном сыне. Давайте вспомним, о чём рассказывает эта притча…

^ III. Краткий пересказ притчи « Блудный сын»

(Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающую ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Разорённый, оставленный своими неверными друзьями, проведя жизнь полную мытарств и позора, он, наконец, решает вернуться в отчий дом. Здесь он находит прощение, любовь, еду и отдых).

^ IV. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям

Как вы понимаете выражение «блудный сын»? (Блудный сын – не просто человек, потерявший свою семью, веру, традиции, родину. Блудный сын - это человек. Заблудившийся на жизненном пути).

Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой выбор они делают?

(Выбирает свой путь младший сын, который хочет вырваться из-под родительской опёки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына, мог отвернуться от сына, мог хотя бы упрекнуть его. Но отец прощает сына).

^ V. Беседа по вопросам

Почему отец простил младшего сына?

(Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

^ VI. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

(Читает ученик)


Зло побеждай лучом добра,

Пока горит Голгофская Звезда.






Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.




Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

^ VII. Работа с цитатой

А сейчас обратите своё внимание на высказывание одного из президентов Америки Рузвельта.

Запись на слайде: « Нам многое дано, и от нас много ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь». Т. Рузвельт.

Как вы думаете обсуждению чего мы посвятим следующую часть урока? (Обсуждению чувства долга).

^ VIII. Слово учителя о долге

Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». « Надо «- это наше представление о долге.

Дайте определение понятию долг. (Долг- обязанность перед кем-то или чем-то).

^ IX. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

Перед вами арабская притча «Долг». (Притчу читает ученик).

Арабская притча «Долг».

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

2. Беседа по притче

Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? (Ответы детей)

Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

Чему научила Вас притча о долге?

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

^ X. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках ».

Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей, которая называется « Всё в твоих руках». (Притча звучит в исполнении учителя).

Притча « Всё в твоих руках».

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями

Ребята, что хотел сказать мудрец произнеся слова «всё в твоих руках»?

Обратите своё внимание на слайд. Перед вами фотографии, с помощью какой вы бы объяснили мораль этой притчи? (Ответы детей).

^ XI. Итоги урока

Действительно. Всё в ваших рука, и только от вас зависит прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от вас самих зависит, как будет протекать ваша дальнейшая жизнь, добьётесь ли вы успеха или так и будете жаловаться на неудачи.

Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята, как вы думаете, зачем нам понадобился этот урок? Чему каждый из вас научился на этом урок

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: « Какие чувства вызвали у меня притчи о блудном сыне, о долге?»

Руденко А

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Пересказ притчи

Денис Борис Пастернак « Учись прощать»
Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.


Притча « Всё в твоих руках».

Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди из далека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: « Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках».

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

У некоторого человека было два сына:

Под образом этого человека представляется Бог; два сына — это грешники и мнимые праведники и книжники.

Младший из них:

Младший, более легкомысленный, еще не искушенный тяжелыми опытами жизни.

Дай мне:

Сын младший представляется уже достигшим совершеннолетия, по которому мог просить отца своего о разделе с братом имения.

Следующую мне часть имения:

По закону Моисееву (Втор 21, 17), Младший сын получал половину того, сколько получал старший.

Разделил им имение:

Отец, еще до смерти своей, не потому чтобы обязан был к тому законом, но потому, что мог и захотел поступить так.

Собрав все, пошел:

Тяжела ему показать опека отеческая; отец не мог дать ему свободы жить так, как хочется, а потому он ушел в дальнюю сторону, чтобы отеческий глаз не мог наблюдать за ним, и он мог пожить по своей воле. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение к греху, начинает тяготиться божественным законом, данным ему в руководство для жизни и, отвергнув иго закона, предается беззаконию, живет по своей воле, никого и ничего не слушает, расточает в духовном и телесном распутстве дарования, какими наделил его Бог.

Дальняя сторона:

Есть образ далекого отчуждения грешника от Бога, глубокого падения его нравственного.

Настал великий голод:

К бедствию присоединилось новое внешнее бедствие, которое сильно должно было подействовать на юного развратника. Так нередко Бог посылает на грешника бедствия внешние, чтобы более образумить его, и эти беды суть для него и наказание и вместе призыв Божий к покаянию.

Пасти свиней:

Самое унизительное для истого иудея занятие. Закон иудейский запрещал иудеям есть свинину, свинья была для них противным животным. Так нередко грешник, когда привязывается, чтобы заглушить сознание свое греховное, к какому-либо мирскому предмету, унижается еще более и доходит до самого бедственного состояния.

Наполнить чрево свое рожками:

Это плоды одного дерева, растущего в Сирии и некоторых местах Малой Азии, которыми откармливали свиней и которые впрочем иногда употребляли в пищу и бедняки (вроде наших дубовых желудей).

Но никто не давал ему:

И этой скудной пищи ему не удавалось приобрести, по причине сильного голода в стране той. Так бедственно было положение его, и так бедственны следствия греховной жизни. И благо грешнику, если он в бедствиях услышит милосердный голос Отца небесного, призывающий его к покаянию, и решится бросить эту греховную жизнь, как приточный распутный сын.

Придя в себя:

Оборот речи весьма выразительный. Такой оборот употребляется, когда после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, человек приходит в себя, когда к нему возвращается сознание. Не так же ли болен, до потери сознания грешник, когда он объят грехом так, что не сознает требований воли Божией, не хочет знать ни закона естественного, ни закона откровенного, забывает и Бога, и совесть, и честь. Тяжкие следствия греха, в соединении с внешними бедствиями, приводят его наконец в себя; он как бы просыпается и начинает познавать предметы в их истинном виде; болезненные грезы рассасываются, трезвое сознание возвращается.

Встану, пойду к отцу моему:

Решимость грешника оставить грех и покаяться. Благословен Бог, призывающий снова к себе грешника! Благословенна минута, в которую в темной душе грешника засвечивается этот луч надежды на милосердие Божие и решимости покаяться!

Я согрешил против неба и пред тобою:

Небо в смысле особенного места присутствия Божия и местопребывания святых Ангелов и праведных людей; пред тобою — оскорбленным и негодующим любвеобильным и милосердным отцом. Это выражение и искреннего покаяния грешника, признающего, что грехом своим он оскорблял святого Бога и всех святых, окружающих престол Его.

Не достоин называться сыном:

Рвение глубокого смирения и не достоинства, каковыми сопровождается истинное покаяние грешника.

В число наемников твоих:

Выражение глубокой любви к дому и крову отеческому, по которой распутный сын желает, хотя бы на самых тяжких условиях быть принятым в дом отчий.

Когда он был еще далеко:

Все дальнейшие черты выставлены для яснейшего изображения великой любви Отца Небесного к кающемуся грешнику, возвращающей грешной душе то, что она потеряла через грех, и украшающей ее новыми благодатными дарами, чему сорадуются все святые небожители. Отец — старец, издалека увидев возвращающегося сына бежит сам ему навстречу, обнимает его, целует, и, приняв раскаяние, повелевает обуть и одеть его, вместо бывшего на рубища, в лучшие одежды и украсить его, а потом — стали все за трапезой веселиться. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми, вместо утраченных, духовными благами и дарами.

Был мертв, и ожил:

Грешник отчуждающийся от жизни в Боге, — то же, что мертвый, так как жизнь человеческого духа возможна только в единении с источником его — Богом; в отчуждении же от Него жизни нет (1 Тим 5, 6. Рим 6, 13. Мф 8, 22); почему обращение грешника к жизни в Боге представляется как воскресение его из мертвых (Рим 6, 13. Еф 2, 1. Отк 3, 1)

Старший же сын:

В примечательных чертах изображается этот старший сын сравнительно с чертами характера отца и младшего своего брата. Он возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. Да, это они — по виду точные и строгие исполнители закона, холодные, бессердечные в отношении к заблуждающимся братьям, хвалящиеся исполнением воли Божией, не хотящие иметь общения с мытарями и грешниками, гордые, самомненные праведники, — это они — книжники, и фарисеи, и законники, — это их и им подобных образ в противоположность образу кающегося грешника и любвеобильного Отца-Бога.

Был на поле:

Работал, в противоположность младшему брату, который не хотел жить и работать в доме отцовском, а ушел в дальнюю сторону распутничать. Под образом работы на поле разумеется исполнение книжниками и фарисеями требований закона; о качестве и характере работы здесь не говорится.

Услышал пение и ликование:

Пение и ликование — символ веселья и радости вообще.

Он осердился и не хотел войти:

Так и мнимые точные исполнители закона, фарисеи, не хотели иметь общение с мытарями и орешниками и сердились на Господа, что Он не следует им в этом

Отец же его, выйдя, звал его:

Со словом любви обратился к нему отец, даже сам вышел к нему. Так и Бог с любвеобильным словом откровения, особенно через Господа Иисуса Христа, обращался к этим гордым и холодным исполнителям закона, но не находил и не нашел в их сердце сострадательности и любви.

Вот, я столько лет служу тебе:

Вместо сочувствия и любви к брату и отцу старший сын начинает вычитывать отцу наставления, выставляет свои заслуги, жалуется на обиду, поносит брата. В обращении к отцу у него не вырывается нежного любвеобильного — отче (батюшка); брата он не хочет называть братом,

А — этот сын твой:

И резкой чертой указывает его поведение; с особенной настойчивостью указывает на службу свою и на то, что никогда не преступал повелений отца. Таковы были гордые, самолюбивые, самонадеянные и холодные исполнители внешних требований закона, фарисеи и книжники. Примечательная черта, что все желание этого старшего сына сосредоточивалось на козленке, и он с завистью упрекает отца за откормленного теленка, заколотого по случаю возвращения пропавшего брата. В этом он видит свидетельство нелюбви к нему отца...

Он же сказал ему:

Хотя самооправдание, это выставление собственных заслуг, эта гордость и заносчивость перед отцом, это высокомерное и холодное презрение к брату сами над собой произносят осуждение, но Господь как бы более еще усиливает это осуждение любвеобильным обращением отца к этому старшему сыну. Еще раз с любвеобильным обращением — сын мой — отец хочет смягчить жестокосердие сына и возбудить в нем более человеколюбивые и нежные чувства.

Ты всегда со мною, и все мое твое:

Не все имение расточено братом твоим, и не твое, — твое осталось с тобой, а тому отдано было свое. В отношении к фарисеям и книжникам этим показывалось, что они всегда могут иметь доступ к Богу; у них в руках закон, у них откровение, воля Божия им известна, дары и блага духовные, могут стяжать, но... не могут они заслужить благоволения отца небесного при таком извращенном и жестоком их духовно - нравственном настроении. — Бог любви и милосердия не может благоволить к тем, кто должен был бы радоваться и веселиться об обращении грешника, как радуются Ангелы на небесах (ст. 6. 10), а они отвращаются и не хотят иметь общения с ними. Словом отца оканчивается притча, и Господь как бы спрашивает осуждавших Его книжников и фарисеев (ст. 1): что же, хотите ли вы еще роптать на Меня за то, что Я обращаюсь с мытарями и грешниками, и отвращаться от них, или хотите принять участие в радости неба - Бога и Ангелов и праведников об обращении кающегося грешника.