Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Культура Российской империи в первой половине XIX века: литература, театр, музыка и архитектура. Рождение великих мастеров

Культура Российской империи в первой половине XIX века: литература, театр, музыка и архитектура. Рождение великих мастеров

Архитектура. Первая половина XIX века для отечественной архитектуры стала временем позднего классицизма. Широкое распространение получила и такая его разновидность, как ампир (от франц. empire - империя). Для стиля ампир была особенно характерна величественность сооружений, монументальные формы, использование в оформлении военной символики (воинские доспехи, холодное оружие, знамена и др.). Все это символизировало могущество Российской империи, ратную славу русской армии, победившей Наполеона.

В 1811 году на Невском проспекте архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) завершил строительство Казанского собора. В 1813 году в соборе был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 года фельдмаршал М. И. Кутузов.

Одним из наиболее замечательных произведений ампира стало величественное здание Адмиралтейства, построенное в 1806-1823 годах по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова (1761-1811).

Выдающийся вклад в формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга внес Карл Иванович Росси (1775-1849). Именно по его проектам и под его руководством были созданы многочисленные архитектурные ансамбли, до сих пор поражающие своим размахом и великолепием. В 1819-1825 годах был сооружен Михайловский дворец (ныне Русский музей), в 1819-1829 годах - комплекс зданий Главного штаба, завершивший формирование ансамбля Дворцовой площади. В 1832 году было окончено строительство нового здания Алексан-дринского театра, а к 1834-му - зданий Сената и Синода, которые придали завершенный вид Сенатской площади.

К числу наиболее выдающихся памятников относится Исаакиевский собор в Петербурге, строившийся с 1818 по 1858 год по проекту архитектора Августа Августовича Монферрана (1786-1858), француза по происхождению, с 1816 года работавшего в России. Собор олицетворял мощь и величие России.

В 1834 году на Дворцовой площади в Петербурге была воздвигнута Александровская колонна, созданная по проекту А. А. Монферрана. Монумент посвящен победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Колоссальный гранитный монолит увенчала фигура ангела, выполненного скульптором Борисом Ивановичем Орловским (1796-1837).

Наиболее значительным архитектурным памятником Петербурга того времени является и здание

Императорского Эрмитажа. Это главный российский музей, сосредоточивший богатейшие художественные коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур. Здесь представлены произведения искусства Западной и Восточной Европы, памятники русской культуры VIII-XIX веков.

В 1852 году собрание художественных произведений было открыто для широкой публики. Эрмитаж стал первым общедоступным музеем в России.

В 1817 году в Москве состоялось открытие огромного здания Манежа, предназначенного для проведения военных смотров, парадов и учений. В нем свободно мог разместиться пехотный полк (2 тыс. человек). Проект был выполнен под руководством инженера А. А. Бетанкура, а отделка фасада принадлежала замечательному архитектору Осипу Ивановичу Бове (1 784-1834). При его участии реконструирована Красная площадь (1815), созданы Театральная площадь (1821-1824), Александровский сад (1820-1822), Триумфальные ворота (1827-1834), Первая градская больница (1828-1832).

На Красной площади в 1818 году был установлен первый московский памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, выполненный скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754-1835).

На Сухаревской площади в 1807 году закончилось строительство большой больницы и приюта, получивших название Странноприимного дома. Это комплекс зданий (известный москвичам как Институт скорой медицинской помощи имени Н. В. Склифосовского) был создан архитекторами Елизвоем Семеновичем Назаровым (1747-1822) и Джакомо Кваренги (1744-1817).

Театр. В первой половине XIX века происходило становление отечественного театра. Ранее театральные труппы существовали либо в усадьбах богатых дворян, либо при дворе императора. Городских или, как тогда говорили, публичных театров было немного. Располагались они, как правило, в малоприспособленных темных помещениях, и зрительные залы не были рассчитаны на большое количество публики.

На театр смотрели как на забаву. Считалось, что зритель на спектаклях должен развлекаться, поэтому театральный репертуар состоял из веселых водевилей, легковесных пьесок, непременно с музыкой и танцами. В Петербурге существовали французский и немецкий театры, постоянно давали представления итальянские оперные артисты. На сценах двух крупнейших российских театров, Большого в Москве и Мариинского в Петербурге, шли в основном итальянские и французские оперные и балетные спектакли. В XIX веке положение постепенно менялось.

Театр становился общественным явлением. Создавались отечественные пьесы, затрагивавшие большие общественные проблемы (например, В. А. Каратыгин «Ревизор» Н. В. Гоголя).

На сцепе Александрийского театра в первой половине XIX века появилась Варвара Николаевна Асенкова (1817-1841), которой в равной степени удавались и водевили, и серьезные, значительные роли в таких пьесах, как «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Огромной популярностью пользовался Василий Андреевич Каратыгин (1802-1853), ставший общепризнанным первым трагиком русского драматического театра. Он прославился на сцене Александринского театра. Его актерское мастерство открыло зрителю глубину и величие пьес У. Шекспира. Его исполнение ролей Гамлета, короля Лира и Отелло публика и театральные критики признавали вершинами актерского мастерства.

В Москве крупнейшим драматическим театром стал основанный еще в XVIII веке Малый театр. В 1824 году для него было построено в центре города особое помещение, в котором он размещается и в наши дни. В пьесах отечественных и европейских драматургов на сцене Малого театра раскрылся талант многих выдающихся русских актеров. В их числе - Михаил Семенович Щепкин (1788-1863). Роли Фамусова в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» и городничего в «Ревизоре» Н. В. Гоголя сделали имя этого бывшего крепостного крестьянина известным всей России.

Другой замечательный актер, Пров Михайлович Садовский (1818-1872), прославился также на сцене Малого театра. Пик его славы пришелся на период, когда театр приступил к пьесам замечательного русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886). Первый раз его пьеса, комедия «Не в свои сани не садись», была сыграна в 1853 году. Вскоре Малый театр стали называть Домом Островского, т. к. его пьесы начали преобладать в репертуаре этого театра.

Живопись. Русская живопись в первой половине XIX века представлена целым рядом крупных художников.

Карл Павлович Брюллов (1 799-1852) родился в Петербурге и с детских лет увлекался рисованием. Окончил Академию художеств с золотой медалью. За счет государства учился мастерству в Италии. Здесь он написал серию картин из римской жизни. Три года Брюллов работал над своей самой известной картиной «Последний день Помпеи», которая была закончена в 1833 году. Это полотно произвело в Италии настоящий фурор, а когда прибыло в Россию, им восхищались и художники и публика. К. П. Брюллов - блестящий мастер портрета («Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень» и др.).

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи

Александр Андреевич Иванов (1806 - 1858) поступил в Академию художеств в 11 лет. Закончил ее с золотой медалью. Совершенствовался в технике живописи в Италии. Его особо интересовали религиозные темы, и он задался целью создать большое полотно, изображающее первое пришествие Христа. Несколько лет художник готовился к этой работе, делал наброски, написал серию подготовительных полотен, в том числе «Явление Христа Марии Магдалине», за которое получил звание академика. Более 20 лет художник работал над важнейшим полотном своей жизни - «Явлением Христа народу». В 1858 году он представил его на суд публики.

А. А. Иванов. Явлением Христа народу

Славу русского искусства составили Орест Адамович Кипренский (1782-1836), Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) и Павел Андреевич Федотов (1815-1852).

Первые два художника прославились портретами, в том числе и прижизненными изображениями А. С. Пушкина. П. А. Федотов явился автором целой серии жанровых полотен, отражавших быт и нравы России того времени. Среди них - «Свежий кавалер» (1846) и «Сватовство майора» (1848).

Музыка. В области музыкальной культуры в начале XIX века в России безраздельно господствовали сочинения иностранных авторов. С 1830-х годов положение изменилось, появились крупные музыкальные произведения, в которых были широко использованы национальные мотивы.

Александр Николаевич Верстовский (1799-1862) является основоположником русской национальной оперы. Его «Аскольдова могила» (1835) была создана на основе произведений русского фольклора.

Михаил Иванович Глинка (1804- 1857) считается родоначальником русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы - народно-музыкальной драме и опере-сказке. Глинке принадлежит музыкальная фантазия «Камаринская» (1848), состоявшая из оркестровых обработок русских народных песен. Русские мелодии пронизывали и оперные произведения Глинки. Он сумел соединить в своем творчестве совершенство формы и национальное музыкальное содержание.

Современниками М. И. Глинки являлись композиторы Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869), Александр Александрович Алябьев (1787-1851), Александр Егорович Варламов (1801-1848) и Александр Львович Гурилев (1803-1858). Даргомыжскому принадлежат замечательная опера «Русалка» (1855), ряд других крупных музыкальных сочинений. Алябьев, Гурилев и Варламов - авторы многих музыкальных композиций, а также романсов на стихи русских поэтов. Это родоначальники русского романса - самобытного вокально-музыкального произведения, чувственного и мелодичного.

В 1830-е годы поэт В. А. Жуковский и композитор А. Ф. Львов создали произведение, ставшее Государственным гимном России. Величественная музыка звучала в дни государственных торжеств до самого 1917 года.

Вопросы и задания

  1. Объясните, что явилось причиной подъема культуры в первой половине XIX в. Часто это время называют золотым веком русской культуры. Как вы думаете, почему?
  2. Охарактеризуйте крупнейшие достижения русской архитектуры первой половины XIX в. С какими именами связаны эти достижения?
  3. Укажите характерные черты русской живописи первой половины XIX в. В чем проявилась новизна в этом виде искусства?
  4. Какие архитектурные памятники Москвы и Петербурга связаны с классицизмом? В чем состоит их ценность? Какое впечатление они у вас вызывают?
  5. Какие новые виды музыкального искусства появились в первой половине XIX в.? Назовите известных вам композиторов этой эпохи.

Документ

Гимн Российской империи

        Боже, царя храни!
        Сильный, державный,
        Царствуй во славу, во славу нам.
        Царствуй на страх врагам,
        Царь православный!
        Боже, царя, царя храни!
        Боже, царя храни!
        Славному долгие дни
        Дай на земли.
        Гордых смирителю,
        Слабых хранителю,
        Всех утешителю
        Всё ниспошли!
        Перводержавную
        Русь православную,
        Боже, царя, царя храни!
        Царство ей стройное,
        В силе спокойное.
        Все ж недостойное
        Прочь отжени.
        О, провидение,
        Благословение
        Нам ниспошли!
        К благу стремление,
        Счастье, смирение,
        В скорби терпение
        Дай на земли!

  • Каким настроением пронизан текст гимна? Какое мировоззрение он выражает?

Оригинал взят у vladimirtan в Большой Театр, названный современниками Колизеем


Всего 13 фото

Строительство Большого Петровского театра архитектором Осипом Бове стало настоящим событием для Москвы начала XIX века. Большой театр был призван прославлять город, одержавший победу в войне 1812 года. Этому как нельзя лучше способствовал величественный классический стиль. На портике установили скульптурную группу, изображающую Аполлона на колеснице. Прекрасное восьмиколонное здание, по признанию современников, стало лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Его открытие состоялось 6 января 1825 года. Новое здание горожане называли "Колизей". Петровский театр «как феникс из развалин возвысил стены свои в новом блеске и великолепии».


02 Проект главного фасада Петровского (Большого) театра (построен О. И. Бове и А. А. Михайловым в 1821-1824 гг.)

03 Вид Петровского театра. 1825

По аналогии с крупнейшими театральными зданиями Европы (Большие театры в Бордо и Петербурге)

новый театр в Москве получил название Большого Петровского театра и считался воплощением

театральной архитектуры классицизма и одним из лучших сооружений в своем ряду.

04 Вид Петровского театра. 1827

1 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Осипа Бове, погибла при пожаре. Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом.

06 Главный фасад Большого театра после перестройки, произведенной А. К. Кавосом в 1856 г



После пожара сохранились только стены и колонны портиков.

07 Колонны Бове

08 Колонны Бове - это единственный сохранившийся элемент здания с 1825 года

09

По приглашению Альберто Кавоса русский скульптор Петр Клодт создал известную ныне скульптурную группу с Аполлоном.

10 Скульптурная группа "Колесница бога Аполлона" -бронзовая квадрига работы Петра Клодта



Архитектор также расположил две статуи муз в прорубленные ниши фасада театра.

Скульптуры муз на фасаде Большого театра .

11 Муза танца Терпсихора

12 Муза лирической поэзии Эрато

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

13 Иллюминация Театральной площади в честь коронации Александра II, 1856. Вид на Большой Петровский театр. Литография с рисунка В.Садовникова из "Альбома"" А.Кавоса. 1859.

Архитектура театра способна вызвать трепет восхищения не только у поклонников театрального искусства, но и у многих людей ценящих эстетическую красоту. Недаром, говорят, что подобна музыке, застывшей в камне. Несмотря на тот факт, что история каждого театра уникально, практически все они построены по определенным правилам, о которых и пойдет речь в этой статье.

Современная архитектура театров России

Многие современные театры, несмотря на свои внешние различия, построены по единой схеме. Практически каждый современный имеет зрительный зал включающий зрительные места, сцену и закулисье. Обычно, сцену от зрителей отделяет оркестровая яма. В зависимости от стиля и размера, в театре, кроме партера, могут быть ложи расположенные ярусами вдоль стен. Эта организация театра считается классической и ведет собственное начало со времен театров итальянского Ренессанса. Она дает великолепный акустический эффект усиления звука и отлично подходит для постановок оперы и балета.











Несмотря на наличие общепринятых схем, некоторые современные театры созданы по-своему. Некоторые, напоминают античный театр, где сцена располагается в центре, а зрительные места вокруг неё. Такое устройство дает хорошую видимость и слышимость, объединяет сцену и зрительный зал, а также позволяет каждому зрителю чувствовать себя на равных с остальными. К античной схеме сегодня прибегают, в основном, экспериментальные труппы, для постановок которых не требуются масштабные декорации и многоярусные кулисы. Как правило, в таких постановках задействовано немного актеров и основной акцент делается на экспрессию актеров и смысловую нагрузку.

Многие театры, построенные в двадцатом веке, похожи на классические итальянские театры, за исключением того что в них ложи заменены на обширные балкон. В некоторых случаях балконы могут располагаться в несколько ярусов. Несмотря на широкое использование аппаратуры для ретрансляции и усиления звука, предпочтение отдается живому звучанию. Поэтому акустика помещения театра и по сей день считается главным критерием качества помещения театра.

Архитектура

Русская архитектура первой половины 19 в. связана с традициями позднего классицизма. Для нее характерно создание крупных и завершенных ансамблей.

Это особенно проявилось в Петербурге, где сложились целые проспекты и кварталы, поражающие своим единством и гармоничностью. Было воздвигнуто здание Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова. От Адмиралтейства разошлись лучи петербургских проспектов. Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А.Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту Монферрана создан Исаакиевский собор - самое большое здание России того времени. Именно в первой половине 19 в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась по традициям классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета, Манежа и Александровским садом под стенами Кремля. Грандиозное здание Манежа было построено для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода 1813-1815 гг. Сад был разбит на месте грязной и мутной речки Неглинки, воды которой заключили в специальные трубы, отведенные под землю. На берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Он был задуман как символ избавления от нашествия французов 1812 г. и победы русского оружия. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, приспособленное для охоты на зайцев.

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. По проекту Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю.

К концу первой половины 19в. в архитектуре начал проявляться кризис классицизма. Современников уже утомляли его строгие формы. Он оказывал сдерживающее воздействие на развитие гражданского строительства. Получил распространение "русско-византийский стиль", мало связанный с национальными градостроительными традициями .

Театр и музыка

В первой половине 19в. в России оживилась театральная жизнь. Существовали различные виды театров. По-прежнему широкое распространение имели крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой правительства, которая постоянно вмешивалась в репертуар, подбор актеров и другие стороны их деятельности. Это в значительной степени тормозило театральное творчество. Появились и частные театры, которые бесконечно то разрешались, то запрещались властями.

Театр развивался под действием тех же тенденций, что и литература. В нем в первые десятилетия 19в. господствовали классицизм и сентиментализм. В духе классицизма написаны исторические трагедии В.А. Озерова ("Эдип в Афинах", "Дмитрий Донской"). На театральных подмостках ставились романтические пьесы русских и зарубежных авторов. Играли пьесы Ф. Шиллера, В. Шекспира и др. Из русских авторов наиболее был популярен Н.В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес ("Рука Всевышнего Отечество спасла" и др.). В опере и балете господствовали итальянская и французская школы. В 30-40-е годы 19в. усилилось влияние русской литературы на театральный репертуар, в котором стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием общественно-культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор".

В России складывались национальная театральная школа, воспитавшая многих талантливых артистов.

Русская музыка получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление русского романса - особой разновидности музыкального жанра. Романсы А.А. Алябьева "Соловей", А.Е. Варламова "Красный сарафан", А.Л. Гурилева "Матушка-голубушка" популярны и сегодня.

Выдающимся композитором той эпохи был М.И. Глинка, создавший ряд крупных музыкальных произведений. Опера "Жизнь за царя" Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина заложили основы русского оперного национального искусства. М.И. Глинка написал много романсов на стихи известных русских поэтов. Наибольшую известность приобрел его романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина. Замечательным композитором был А.С. Даргомыжский, который смело вводил в музыкальные произведения сюжеты из обыденной жизни и народные песенные мелодии. Наибольшую известность приобрела его опера " Русалка", восторженно принятая публикой.

Итак, наиболее впечатляющих успехов Россия в первой половине 19в. добилась в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей и поэтов, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом - формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине 19в., развивались и приумножались в последующее время .

В середине XVIII века в Ярославле был открыт первый русский театр. Позже театр во главе с Сумароковым (драматургом) стал императорским. Помещики создавали свои театры крепостных актеров. В театре графа Шереметьева прославилась певица П.И.Ковалева (Жемчугова). Вообще, одной из особенностей культурного процесса этого периода было существование крепостной интеллигенции: художников, музыкантов, композиторов, артистов, архитекторов. Многие из них были талантливыми, одаренными людьми, и жизнь их нередко кончалась трагически.

В живописи преобладали парадные портреты, созданные Рокотовым (вольноотпущенник из крепостных князя Репнина), Боровиковским, Левицким. Выдвинулись крепостные художники графа Шереметьева - Аргуновы. В XVIII веке появилась скульптура «Медный всадник» (автор Фальконе) по заказу Екатерины II.

В архитектуре XVIII века преобладающим стилем было барокко. Во второй половине XVIII века наряду с барокко появляется стиль классицизм – строгий, сдержанный, математически точный. Было увлечение античным искусством.

Крупнейшим зодчим XVIII века был Ф.Б.Рострелли. Знаменитые творения его: Зимний дворец в С.-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, дворец в Царском селе. Позолоченная резьба и лепнина, бронза и живописные плафоны дополняли великолепие дворцовых помещений. В Москве работали Ухтомский Д. И., а в провинции его ученики - В.Баженов и М.Казаков.

При Екатерине II вышел указ (1763 г.), по которому все города должны строиться по специальному плану. Государством вводились «образцовые» проекты для массового строительства, строго разделенные по сословному принципу на дома для «подлых», «зажиточных» и «именитых» граждан. Общественные здания и крупные инженерные сооружения строились по государственному заказу.

Во второй половине XVIII века усиливается разрыв между культурным уровнем «верхов» - образованного дворянства и народной культурой «низов» - крестьянских масс, что приводит к их качественному разделению и складыванию двух типов культур.

32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.

В первой половине XIX века Россия отставала от передовых стран в социально-экономическом и политическом развитии, но в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху «золотым веком» русской культуры.

На развитие культуры и общественной мысли XIX века огромное воздействие оказали:


· Отечественная война 1812 года, вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания

· Восстание декабристов

· Европейские буржуазные революции.

Распространяется просвещение и образование. Выделялись следующие типы учебных заведений:

1. приходские школы для детей крестьян;

2. уездные училища для горожан;

3. губернские гимназии для дворянских детей;

4. университеты.

Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения. Кроме Московского университета были открыты университеты в Казани, С.-Петербурге, Харькове, Вильно, Дерпте. Появился Царскосельский лицей. Таким образом, в начале XIX века в России уже было 6 университетов. Однако в них обучалось всего лишь 4 тысячи студентов.

Российские университеты стали заявлять о своих научных изысканиях. В XIX веке Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий выглядит весьма внушительно. В области математики: Н.И.Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии. В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы. В изучение электричества огромный вклад внесли: В.В.Петров, Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби. Петровсоздал ряд физических приборов и открыл электрическую дугу. Б.С.Якоби сконструировал несколько электродвигателей, а также занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций. ИнженерП.Д.Шиллинг раньше американского изобретателя С.Морзе создал записывающий электромагнитный телеграф, действовавший по линии Петербург – Царское село. Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Черепановы в 1833-1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге; инженер-металлург П.П.Аносов на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и, на основе длительного эксперимента разработал способ получения булатной стали.

В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П.Зинин и К.К.Клаус основали химическую и технологическую лаборатории. В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина, который применяется в производстве синтетических красителей, лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент - рутений. Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки – в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов , открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.

Большими достижениями отмечено развитие медицины. Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русский хирург Н.И.Пирогов , основоположник военно-полевой хирургии. Он первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Хирург Н.Ф.Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.

Большие достижения были в астрономии. Под Петербургом была построена Пулковская обсерватория, ставшая одной из лучших в мире. В астрономии мировое признание получили труды В.Я.Струве. Он установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве. Струве и его ученики, применяя новейшие математические и физические методы, добились высокой точности в определении межзвездных расстояний. Первым профессором астрономии Казанского университета был Литтров , который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М.Симонов , участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.

Развивалась география. Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно изучались и описывались моря и внутренние водные бассейны российской империи. В результате были составлены карты, описаны территории, собраны этнографические и статистические материалы.

Был совершен целый ряд кругосветных экспедиций. Первая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806 гг.) прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка. Ф.Ф.Белинсгаузен и М.П.Лазарев возглавили кругосветную экспедицию (1819-1821 гг.), открывшую Антарктиду (шестую часть света) и многочисленные острова. В 1845г. было учреждено Русское географическое общество (по изучению территории и морей России). После первой кругосветной экспедиции было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.

Успешно развивались общественные науки, ведущей из которых была история. Особое внимание уделялось изучению Отечественной истории. Н.М.Карамзин создал 12-томную «Историю государства Российского»; С.М.Соловьев написал «Историю России с древнейших времен» в 29 томах.В.О.Ключевский написал «Курс русской истории».

В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их.

Неожиданный подъем, и расцвет переживает художественная культура, которая стала классической. Основными направлениями русского искусства были: сентиментализм, романтизм, реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина. Героем художественных произведений стал простой человек. Возникновение романтизма в русской литературе связано с именем В.А.Жуковского . В это время жили и творили русские реалисты И.А.Крылов и А.С.Грибоедов. В развитии русской литературы особое место принадлежит великому русскому поэту и писателю А.С.Пушкину . «Евгений Онегин» (1833 г.) явился первым реалистическим романом в русской литературе. Творчество Пушкина принадлежит не только XIX веку, и не только России. В ХХ веке он пришел к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств. Традиции Пушкина продолжил М.Ю.Лермонтов . Роман «Герой нашего времени» (1841 г.) был во многом созвучен с пушкинским «Евгением Онегиным», поскольку ставил животрепещущие вопросы современности. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев пристальное внимание уделяли жизни народа. В своих произведениях они отражали жизнь крепостной деревни, ее быт и нравы. Например, цикл рассказов «Записки охотника» И.С.Тургенева. В эти годы работал и Н.В.Гоголь.

На смену крепостному театру приходит театр государственный и частный. Центрами театральной жизни являлись Малый театр и Большой театр в Москве и Александринский в Петербурге.

Удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX в. появляется целый ряд прекрасных композиторов: А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Н.Верстовский, М.И.Глинка. Глинка создал ряд выдающихся вокальных произведений, среди которых романсы на стихи Пушкина, например, «Я помню чудное мгновенье…», оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», симфоническая поэма «Камаринская» и др.

Глинка считается основоположником русской классической музыки и русского симфонизма. По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место равное Пушкину в литературе.

Расцвет наблюдался и в живописи. Известны портретисты О.А.Кипренский, В.А.Тропинин. В эти годы жил выдающийся русский художник К.П.Брюллов («Последний день Помпеи»). А.Г.Венецианов создал свою школу в русской живописи и способствовал развитию бытового жанра. Его работы: «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно» и др.

В развитии архитектуры был стиль классицизм, а после Отечественной войны 1812 года – стиль ампир. Основная особенность ампира – сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики – мечами, венками, щитами, копьями. Искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя. Происходило увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Стиль «ампир» использовался для выражения идеи независимости, величия российского государства. Среди российских архитекторов наиболее выдающимися были: А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси . Большое строительство продолжалось в С.-Петербурге. Также и Москва интенсивно отстраивалась после пожара 1812 г. По проекту архитектора К.А.Тона был возведен храм Христа Спасителя.

Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры. Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, надгробия и др.

Крупнейшим скульптором России конца XYIII - первой половины XIX вв. и видным представителем классицизма в скульптуре является И.П.Мартос . Выдающимся произведением Мартоса является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Постановка памятника напротив Кремля была символическим свидетельством патриотического подъема.

На здании Адмиралтейства в Петербурге можно увидеть портретное изображение Петра I, и аллегорические образы вроде Нептуна, Минервы, и образы русских тружеников, тянущих на канатах сети, суда. Это произведение скульптора И.И.Теребенева . Статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства подготовил скульптор Ф.Ф.Щедрин . В аллегориях, созданных мастером, воспето величие России как морской державы, передано торжество человека над силами природы. Выдающаяся роль в скульптуре принадлежит П.К.Клодту. Одними из ранних крупных работ, которые принесли ему всеобщее признание, были конные группы для Аничкова моста в Петербурге. В этих копиях выражена идея покорения человеком природы. П.К.Клодт является создателем памятника И.А.Крылову. Скульптор считался виртуозным мастером литья. Все свои работы П.К.Клодт отливал сам и долгое время, являясь профессором Академии художеств, руководил ее литейной мастерской. Достижения первой половины XIX века вошли в сокровищницу мировой культуры.

В целом достижения первой половины XIX века вошли в сокровищницу мировой культуры.

Ученые:

Н.И.Лобачевский - математик

В.В.Петров, Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби, П.Д.Шиллинг – физики

В.Я.Струве, Литров, И.М.Симонов - астрономы

П.П.Зинин и К.К.Клаус, Н.Н.Бекетов – химики

Н.И.Пирогов, Н.Ф.Склифосовский – медики

И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского, Ф.Ф.Белинсгаузен и М.П.Лазарев – географы и путешественники

Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский - историки

Композиторы и музыканты:

А.А.Алябьев «Соловей»

А.Е.Варламов «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет…»

А.Н.Верстовский «Аскольдова могила»

М.И.Глинка «Я помню чудное мгновенье…», оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», симфоническая поэма «Камаринская»

А.С.Даргомыжский опера «Эсмеральда», опера «Русалка», опера «Каменный гость»

Живописцы:

О.А.Кипренский – портретист «Автопортрет с кистями за ухом», «А.С.Пушкин»

В.А.Тропинин «Кружевница»

К.П.Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»

А.Г.Венецианов «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно»

А.А.Иванов «Явление Христа народу»,

П.А.Федотов «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще Анкор!»

Писатели:

Н.М.Карамзмн «Бедная Лиза»

В.А.Жуковский баллады «Людмила», «Светлана»