Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Константин михайлович симонов интересные факты. Алексей Симонов: "Отец мучительно освобождался от Сталина в себе"

Константин михайлович симонов интересные факты. Алексей Симонов: "Отец мучительно освобождался от Сталина в себе"

Симонов Константин. Биография его в этой статье начнётся с указания места его рождения. А местом этим является Петроград.

Итак, 15 ноября (или 28-го по новому стилю) родился Константин (хотя зовут-то его на самом деле Кирилл) Михайлович. Воспитывался он отчимом, который преподавал в военном училище. А где же жил в детские годы известный писатель, Симонов Константин? Биография его повествует нам, что жил он тогда в Саратове и Рязани.

В 1930 году Симонов оканчивает семилетку, после чего отправляется осваивать профессию токаря. В следующем же году его семья перебирается в (биография, описанная здесь, максимально краткая, так что могут быть упущены многие детали) начинает работать на заводе, и трудится там до 1935 года. А в 1931-ом Симонов приступает к написанию стихов.

В 1936-м году впервые "засветился" в журналах известный теперь Симонов Константин (биография сообщает и их названия - "Молодая гвардия" и "Октябрь"). В этих журналах были опубликованы его первые стихотворные произведения. В 1938-м писатель завершает обучение в им. М. Горького и ИФЛИ. Однако в следующем году его направляют в Монголию на Халкин-Гол. Работает он там После этой поездки Симонов обратно в институт уже не вернулся.

Первая пьеса, как сообщает нам биография Константина Симонова, была написана им в 1940-м году, а после - поставлена в Театре Ленинского комсомола. Название её - "История одной любви". Вторая пьеса была написана Константином Симоновым в следующем году, и носила название "Парень из нашего города". На протяжении года Константин не тратил время впустую - он ходил на курсы, предназначенные для военных корреспондентов, которые находились при Военно-политической академии, и, кроме того, получил военское звание интенданта второго ранга.

Удивительным человеком был Константин Симонов. Краткая биография его вовсе не показатель скучной жизни. О нём можно много чего поведать миру.

Как только началась был призван в армию, и начал работу в газете под названием "Боевое знамя". Уже в 1942-м году он стал старшим батальонным комиссаром, а в 1943-м - подполковником. После завершения войны Симонов и вовсе перешёл в ряды полковников. Почти все его военные материалы были опубликованы в "Красной звезде". За военные годы Константином было написано несколько пьес, повесть, а также две книги стихов.

В качестве военного корреспондента Симонов успел побывать на всех фронтах, бегал по Румынским, Болгарским, Югославским, Польским и Лично видел последние бои за Берлин. После окончания войны вышли в свет его сборники очерков.

В послевоенные годы поездил по многим зарубежным командировкам. За три года объездил Японию, США и Китай. В качестве корреспондента "Правды" жил в Ташкенте (1958-1960).

Его первый роман, который называется "Товарищи по оружию", был выпущен в 1952 году, а за ним последовала и книга "Живые и мёртвые" (1959). В 1961-м была поставлена пьеса Константина Симонова "Четвёртый". Осуществил постановку театр "Современник". С 1963 по 1964 Константин пишет роман "Солдатами не рождаются", к которому в 1970-1971 годах написано продолжение, которое называется "Последнее лето".

По многим романам Симонова были сняты кинокартины и, кроме того, писатель вёл очень активную общественную жизнь.

Ушёл из жизни Константин Симонов 28 числа августа месяца, года 1979-го.

18.10.2010 - 12:08

В наше время имя весьма знаменитого в советские времена писателя Константина Симонова звучит не так уж часто. Порой появляются достаточно едкие публикации, рассказывающие о каких-то неприглядных поступках Симонова. Но, несмотря на все это, в истории навсегда остались его стихи и его большая Любовь. Стихи, которые многим помогли выжить в трудные военные годы...

Сын офицера

Кирилл (таково настоящее имя поэта) Михайлович Симонов появился на свет в 1915 году в Петрограде. Отец его был офицером царской армии и вскоре погиб на фронтах Первой мировой войны.

Мать Кирилла, урожденная княгиня Оболенская, спустя некоторое время вновь вышла замуж за офицера Александра Иванищева. После революции он преподавал в Рязанском военном училище, и семья жила в казармах. Суровый быт, жизнь среди военных по-своему воспитывали маленького Кирилла, навсегда привив любовь к порядку и четким правилам жизни. Но влияние матери и родственников с ее стороны развивало совсем другие стороны - любовь к классической литературе, изящным искусствам. Мальчик рано начал писать стихи - пока еще неумелые, наивные...

Мальчики из дворянских семей, пишущие стихи, в 30-е годы были несовременными фигурами, и Симонов прошел весь путь обычного советского подростка. Семь классов образования, фабзавуч (школа фабрично-заводского ученичества при предприятии), работа токарем на заводе - до 1935 года.

Но, несмотря на тяжелый физический труд, любовь к литературе не исчезала - Симонов продолжал писать стихи. И получалось у него это так талантливо, что юноше порекомендовали поступить в Литературный институт. Первые два года поэт учился там по вечерам, продолжая днем работать на заводе, а на третьем курсе перешел на дневное отделение. Симонов окончил институт в 1938 году, сначала поступил в аспирантуру, но в 1939 году был направлен на Халхин-Гол в качестве военного корреспондента. В то же время в печати появились его стихи под именем "Константин Симонов" - поэт не выговаривал буквы Р и Л, и ему мучительно было представляться именем Кирилл.

Вернулся он из Монголии через год, уже возмужавшим, с циклом прекрасных стихов. Трудно поверить, что написал их человек, которому едва исполнилось 23 года:

Никак не можем помириться с тем,
Что люди умирают не в постели,
Что гибнут вдруг, не дописав поэм,
Не долечив, не долетев до цели...

Роман в стихах

Уже тогда окружающим было ясно, что перед ними большой поэт, которого ждет большое будущее.

Но Симонова ждала не только слава поэта, но и огромная любовь...

В 1940 году в его жизнь вошла советская кинозвезда .

Он увидел ее во время спектакля "Зыковы", где молодая актриса играла главную роль, и с тех пор Симонов каждый вечер приходил в театр с букетами цветов.

Серова долгое время не отвечала взаимностью влюбленному Симонову, но как это часто бывает, сердечные страдания поэта вызывали ряд стихов, которые стали близки миллионам читателей.

Вскоре началась война, и все обычные человеческие радости и горести стали иметь совсем другое значение перед лицом смерти. Симонов отправился на фронт в качестве корреспондента газеты "Боевое знамя". В разлуке любовь Симонова приобрела совсем другие грани и вызвала из его сердца строки, ставшие близкими для всех солдат и их любимых. Стихотворение "Жди меня", в котором поэт умолял любимую дождаться его, спасти своим ожиданием, заучивали наизусть во всех уголках страны. Одноименный фильм с Валентиной Серовой в главной роли, помогал воющей стране пережить голод, бомбежки, разлуки - если есть такая верная любовь, то, значит, стоит жить и бороться...

Некоторые историки утверждают, что это стихотворение и фильм повлияли на ход войны не меньше, чем разгром немцев под Москвой и Сталинградская битва! Но не только стихотворением "Жди меня" зачитывались люди. Когда в 1942 году вышел сборник "С тобой и без тебя", посвященный Валентине Серовой, то книгу просто нельзя было купить. Стихи переписывались от руки, учили наизусть, посылали любимым с фронта и на фронт. Тема расставаний, разлук, которые могут стать вечными, были близки миллионам читателей...

И вдруг война, отъезд, перрон,
Где и обняться-то нет места,
И дачный клязьминский вагон,
В котором ехать мне до Бреста...
Такой я раньше не видал
Тебя, до этих слов разлуки:
Люблю, люблю... ночной вокзал,
Холодные от горя руки.

"Я так скучаю без тебя"...

Шло время, но страсть Симонова не утихала, любовь становилась только сильней. Он писал Валентине Серовой нежные письма: "Верю как никогда в счастье с тобой вдвоем. Нет причин вне нас самих для того, чтобы его не было - были и уменьшились, и сейчас кажется мне, что нет их, и не смеют они быть. Скажи, что так, скажи, что я прав. Я так скучаю без тебя, что не помогает ничто и никто - ни работа, ни друзья, ни попытки трезво думать"...

Но завистники и клеветники даже тогда, в те суровые годы, пытались опорочить эту любовь, придумывали сплетни и гадости... И про то, что Симонов пытался создать себе славу покорителя сердца самой красивой женщины и знаменитой актрисы, и то, что на самом деле не испытывал к ней никакой любви, а все это плод его творческого воображения. Достаточно почитать некоторые стихи и письма поэта, чтобы понять, что это действительно была Любовь, которая выпадает на долю лишь единиц...

"Моя любимая! Как ты? Может, я часто не прав бывал в последнее время и среди суеты и своих дел мало думал о тебе в самом главном - о том, как на душе у тебя, как тебе работается, как дышится. И я повинен в этом, и мне сейчас на расстоянии горько, что не могу поговорить с тобой, помочь тебе"...

Такая любовь могла растопить сердце любой женщины, и Серова и Симонов в 1943 году заключили брак.

Живые и мертвые

Война закончилась, Симонов вернулся домой, к счастливой жизни, о которой он так мечтал на фронте. Он стал главным редактором журнала "Новый мир", получил Сталинскую премию, много работал над своими произведениями... Молодая жена тоже тогда была на пике славы - вышел фильм "Сердца четырех", где она блестяще сыграла главную роль. Жизнь их казалась со стороны сказкой, но у этой сказки оказался плохой конец.... Спустя несколько лет в стихах и письмах Симонова стали появляться совсем другие нотки...

Валентина Серова теряла свою славу, старела, у нее начались депрессии, а позже - алкоголизм.

Симонов писал ей: "Люди прожили четырнадцать лет. Половину этого времени мы жили часто трудно, но приемлемо для человеческой жизни. Потом ты начала пить... Я постарел за эти годы на много лет и устал, кажется, на всю жизнь вперед"...

Отношения между Симоновым и актрисой становились все напряженней, и незадолго до их развода он написал:

Я не могу тебе писать стихов -
Ни той, что ты была,
ни той, что стала...
Я просто разлюбил тебя. И это
мне не дает стихов тебе писать.

После разрыва Симонов стал как будто другим человеком. Он женился на вдове поэта Семена Гудзенко, много работал, но стихи почти не писал, отдавая предпочтение прозе. Он создал множество пьес, рассказов, знаменитый роман "Живые и мертвые", своеобразно перекликавшийся с "Войной и миром" Толстого.

Жизнь Симонова внешне была вполне респектабельной - знаменитый писатель, обласканный властью, секретарь Союза писателей, большие гонорары, зарубежные поездки... Но неизвестно, какие муки он испытывал тогда, что именно вспоминал...

Его дочь Мария Кирилловна рассказывала в одном из интервью, что незадолго до смерти он попросил привезти остатки архива Валентины Серовой: "Я увидела отца таким, каким привыкла видеть. Даже в эти последние дни тяжкой болезни он был, как всегда, в делах, собран, подтянут, да еще шутил... Сказал мне: "Оставь, я почитаю, посмотрю кое-что. Приезжай послезавтра"... Я приехала, как он просил. И не узнала его. Он как-то сразу постарел, согнулись плечи. Ходил, шаркая, из угла в угол по больничной палате, долго молчал. Потом остановился против меня и посмотрел глазами, которых я никогда не смогу забыть, столько боли и страдания было в них. "Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни... И самым большим горем..."

Симонов умер в 1979 году, через 4 года после Валентины Серовой. Их счастье и любовь навсегда остались запечатленными в стихах, которые близки и современному человеку...

  • 3476 просмотров

ru.wikipedia.org

Биография

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну (как отмечал писатель в официальной биографии). Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром РККА. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт имени А. М. Горького.

В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений - в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.



В том же 1938 году К. М. Симонов был принят в СП СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ, опубликовал поэму «Павел Черный».

В 1939 году направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол, в институт не вернулся.

В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 - вторую - «Парень из нашего города». В течение года учился на курсах военных корреспондентов при ВПА имени В. И. Ленина, получил воинское звание интенданта второго ранга.

С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».



Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). В 1958-1960 годах жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии.

В дни прощания советского народа со Сталиным были опубликованы следующие строки К. М. Симонова:

Нет слов таких, чтоб ими описать
Всю нетерпимость горя и печали.
Нет слов таких, чтоб ими рассказать,
Как мы скорбим по Вас, товарищ Сталин...




Первый роман «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952 году, затем большая книга - «Живые и мертвые» (1959). В 1961 году театр «Современник» поставил пьесу Симонова «Четвёртый». В 1963-1964 годах пишет роман «Солдатами не рождаются», в 1970-1971 - «Последнее лето». По сценариям Симонова были поставлены фильмы «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964), «Двадцать дней без войны» (1976)

В 1946-1950 и 1954-1958 годах он был главным редактором журнала «Новый мир»; в 1950-1953 - главным редактором «Литературной газеты»; в 1946-1959 и 1967-1979 годах - секретарем СП СССР.



Депутат ВС СССР 2-3 созывов (1946-1954). Кандидат в члены ЦК КПСС (1952-1956). Член ЦРК КПСС в 1956-1961 и 1976-1979 годах.

Скончался 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах К. М. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.

Возвращение читателю романов Ильфа и Петрова, выход в свет булгаковского «Мастера и Маргариты» и хэмингуэевского «По ком звонит колокол», защита Лили Брик, которую высокопоставленные «историки литературы» решили вычеркнуть из биографии Маяковского, первый полный перевод пьес Артура Миллера и Юджина О’Нила, выход в свет первой повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» - вот далекий от полноты перечень «геракловых подвигов» Симонова, только тех, что достигли цели и только в области литературы. А ведь были еще и участие в «пробивании» спектаклей в «Современнике» и Театре на Таганке, первая посмертная выставка Татлина, восстановление выставки «ХХ лет работы» Маяковского, участие в кинематографической судьбе Алексея Германа и десятков других кинематографистов, художников, литераторов. Ни одного неотвеченного письма. Хранящиеся сегодня в ЦГАЛИ десятки томов подённых усилий Симонова, названных им «Всё сделанное», содержат тысячи его писем, записок, заявлений, ходатайств, просьб, рекомендаций, отзывов, разборов и советов, предисловий, торящих дорогу «непробиваемым» книгам и публикациям. Особым симоновским вниманием пользовались его товарищи по оружию. Сотни людей начали писать военные мемуары после прочитанных Симоновым и сочувственно оцененных им «проб пера». Он пытался помочь разрешить бывшим фронтовикам множество бытовых проблем: больницы, квартиры, протезы, очки, неполученные награды, несложившиеся биографии.



Необходимо отметить, что достигнув партноменклатурных высот, Симонов не был организатором и участником травли многих деятелей культуры, интеллигенции, он неоднократно помогал заступничеством и в решении различных, в том числе бытовых проблем: получении квартир, изданиях книг, публикациях и т. д. Между тем, существует мнение, что он участвовал в кампании против «безродных космополитов», в написании письма против Солженицына в 1973 году.

Награды и премии

Герой Социалистического Труда (27.9.1974)
- 3 ордена Ленина (27.11.1965; 2.7.1971; 27.9.1974)
- орден Красного Знамени (3.5.1942)
- 2 ордена Отечественной войны I степени (30.5.1945; 23.9.1945)
- орден «Знак Почёта» (31.1.1939)
- советские медали
- Крест ордена Белого льва «За Победу» (Чехословакия)
- Военный Крест 1939 года (Чехословакия)
- орден Сухэ-Батора (МНР)
- Ленинская премия (1974) - за трилогию «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»
- Сталинская премия первой степени (1942) - за пьесу «Парень из нашего города»
- Сталинская премия второй степени (1943) - за пьесу «Русские люди»
- Сталинская премия второй степени (1946) - за роман «Дни и ночи»
- Сталинская премия первой степени (1947) - за пьесу «Русский вопрос»
- Сталинская премия первой степени (1949) - за сборник стихов «Друзья и враги»
- Сталинская премия второй степени (1950) - за пьесу «Чужая тень»

Семья

Родители

Мать - княжна Александра Леонидовна Оболенская (1890-1975)

Отец - дворянин Калужской губернии Михаил Агафангелович Симонов (29 марта 1871 - после 1922), генерал-майор, участник Первой мировой войны. После Октябрьской революции 1917 года эмигрировал в Польшу.

Второй муж, отчим, воспитавший Константина Михайловича, о котором он говорил немало добрых слов, и которому посвятил поэму «Отчим» Александр Григорьевич Иванищев - военный специалист, преподаватель, полковник Красной армии.

По материнской линии Симонов происходит от Рюрика.

Князь Иван Михайлович Оболенский (1774-1838) - родоначальник этой ветви фамилии, ведущей от Михаила Константиновича Сухорукого Оболенского, сына Константина Семёновича Оболенского, родоначальника князей Оболенских.

Вторая супруга: с? до 1810 Фёкла Каблукова (1789-1862)

Один из их детей - Оболенский Николай Иванович (1812-1865). Супруга: Анна Шубинская (?-1891)

Один из их детей - Оболенский Леонид Николаевич (1 октября 1843, Андреевское - 15 декабря 1910, Санкт-Петербург).
Похоронен на Новодевичьем кладбище СПб..

Супруга: (с 1874) Дарья Ивановна Шмидт (1850-1923)

их дети:
- Оболенский, Николай Леонидович (7 июля 1878, Москва - 11 марта 1960, Париж)
Окончил юридический факультет Петербургского университета (1901), земский начальник, начальник гражданской канцелярии при штабе Верховного Главнокомандующего (1914, 1915). Курский, Харьковский и затем Ярославский (1916-1917) губернатор. Статский советник. В эмиграции состоял при Великом князе Николае Николаевиче. Почётный Председатель Семейного союза князей Оболенских (с 1957). Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Супруга: с 1904, Санкт-Петербург, Наталия Степановна Соллогуб (1881, Орёл - 1963, Париж)

Оболенская Людмила Леонидовна (1875, Москва - 1955, Москва)
Супруг: Максимилиан Тидеманн (Maximilian Tiedemann) (убит около 1917).

Оболенская Дарья Леонидовна (1876, Москва - 1940, Оренбург)
- Оболенская Софья Леонидовна (1877, Москва-1937)

В 1934 году вместе с сёстрами Людмилой и Дарьей была арестована в Ленинграде как «социально опасные элементы» и выслана в Оренбург, где затем была расстреляна.

Оболенская Александра Леонидовна (1890, Санкт-Петербург - 1975)

Супруги:
- с 1912 Михаил Агафангелович Симонов
- с 1919 Александр Григорьевич Иванищев

Отец Михаил Агафангелович Симонов (29 марта 1871 - ?), генерал-майор, участник Первой Мировой войны, Кавалер разных орденов, образование получил в Орловском Бахтинском кадетском корпусе. В службу вступил 1 сентября 1889.

Выпускник (1897) Императорской Николаевской военной академии.

1909 - полковник Отдельного Корпуса пограничной стражи.

В марте 1915 - командир 12-го Великолуцкого пехотного полка. Награжден Георгиевским оружием. Начальник штаба 43-го армейского корпуса (8 июля 1915 - 19 октября 1917). Генерал-майор (6 декабря 1915).

Последние данные о нём датируются 1920-1922 годами и сообщают о его эмиграции в Польше.

Вот, что об этом говорит Алексей Симонов, сын писателя:
Вторая важнейшая ее тема - история фамилии Симонов. С этой темой я столкнулся в 2005 году, когда делал двухсерийный документальный фильм об отце «Ка-Эм». Дело в том, что мой дед, Александр Григорьевич Иванишев, не был родным отцом моего отца. Константин Михайлович родился у бабки в первом браке, когда она была замужем за Михаилом Симоновым, военным, выпускником Академии Генштаба, в 1915 году получившим генерал-майора. Дальнейшая его судьба долго была неизвестна, отец в автобиографиях писал, что тот пропал без вести еще в империалистическую войну, затем и вовсе перестал его поминать. В процессе работы над фильмом я нашел письма бабки начала 20-х годов ее сестрам в Париж, где она пишет, что Михаил обнаружился в Польше и зовет ее с сыном к себе туда. У нее в это время уже был роман с Иванишевым, да, видимо, было и еще что-то в этих отношениях, что не позволило их восстановить. Но фамилию Симонов бабка все же сыну сохранила, хотя сама стала Иванишевой.
- Сивцев Вражек…

В другом интервью Алексей Симонов отвечает на вопрос об отношении Сталина к отцу:

Вы знаете, никаких доказательств того, что Сталин относился к отцу особенно хорошо, я не нахожу. Да, отец рано стал знаменитым. Но не потому, что Сталин его любил, а потому, что написал «Жди меня». Это стихотворение было молитвой для тех, кто ждал с войны своих мужей. Оно и обратило внимание Сталина на моего папу.
У отца был «прокол» в биографии: мой дед пропал без вести в канун гражданской войны. В то время этого факта было достаточно, чтобы обвинить отца в чем угодно. Сталин понимал, что если выдвинет отца, то он будет служить если не за совесть, то уж за страх обязательно. Так оно и вышло.

Его отец, бухгалтер, коллежский ассесор Симонов Агафангел Михайлович упоминается со своими братом и сёстрами (Надворный советник Михаил Михайлович Симонов, классная дама, из дворян девица Евгения Михайловна Симонова и учительница приготовительного класса, из дворян девица Аграфена Михайловна Симонова) в Адрес-календаре Калужской губернии на 1861 год.

В 1870 - Надворный советник

История рода бабушки, Дарьи Ивановны, урождённой Шмидт.

Шмидты тоже были дворянами Калужской губернии.

Супруги

Первая супруга Константина Симонова - Евгения Самойловна Ласкина (1915, Орша - 1991, Москва) (двоюродная сестра Бориса Ласкина), филолог (закончила Литинститут 22 июня 1941), литературный редактор, заведующая отделом поэзии журнала «Москва». В 1949 году пострадала в период кампании по борьбе с космополитизмом. Благодаря ей печатался Шаламов, ей в том числе обязаны выходом романа «Мастер и Маргарита».

В 1939 году у них родился сын Алексей.

В 1940 году он расстался с Ласкиной, познакомившись и влюбившись без памяти в актрису Валентину Серову, вдову незадолго до того погибшего лётчика, Героя Испании, комбрига Анатолия Серова.



Этот роман был самым, пожалуй, известным в Советском Союзе, за его развитием следила и переживала вся страна. Оба - молодые, красивые, любящие. Она - кинозвезда, любимица миллионов зрителей, символ женственности, он - известный поэт, корреспондент. Любовь вдохновляла Симонова в творчестве. Ярким посвящением стало стихотворение «Жди меня». Вот, что рассказывает об истории создания дочь Мария:

Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» - его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноименный фильм, где мама сыграла главную роль.



В том же сороковом году Симонов пишет пьесу «Парень из нашего города». Главная героиня пьесы Варя -прототип Валентины, а Лукашин - Анатолий Серов. Актриса отказывается играть в новом спектакле, который ставит Театр Ленинского комсомола. Слишком свежа еще рана от потери любимого мужа.

В 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением «Валентине Васильевне Серовой». Книжку нельзя было достать. Стихи переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт, читали друг другу вслух. Ни один поэт в те годы не знал столь оглушительного успеха, какой познал Симонов после публикации «С тобой и без тебя».



Театр имени Ленинского комсомола, где служила Серова, вернулся из эвакуации в Фергане только в апреле 1943 года. В том же году Серова согласилась стать женой Симонова. Они поженились летом 1943 и зажили одним домом, в котором всегда было много гостей.

Всю войну вместе с Симоновым и в составе концертных бригад Валентина Васильевна ездила на фронт.



В 1946 году, выполняя поручение правительства вернуть писателей-эмигрантов, Симонов отправился во Францию. Будучи в Париже, Симонов представил любимую жену Ивану Бунину, Тэффи, Борису Зайцеву.

Было это на самом деле или нет, доподлинно неизвестно, но о том, что Серова спасла Бунина от неминуемой гибели, на кухнях судачили. В 1946 году Симонов, получивший задание уговорить нобелевского лауреата Ивана Бунина вернуться на родину, взял с собой в Париж жену. Бунин был очарован Серовой, и она якобы успела шепнуть ему на ухо, чтобы он не вздумал возвращаться себе на погибель. Так это или нет, повторяем, неизвестно, но больше жену в зарубежные вояжи Симонов не брал.

Они прожили вместе пятнадцать лет.



Как и многие жизненные истории, любовь Симонова и Серовой не имела счастливого конца. Сплетен и слухов о жизни актрисы и поэта до сих пор ходит немало, они даже становятся основой книг и фильмов - так делают имена на судьбах и слабостях знаменитостей. Не нам судить об отношениях этих талантливых, неординарных людей. Это их жизнь. Нам остались фильмы, вошедшие в «золотой фонд» отечественного кинематографа, и замечательные лирические стихи, посвященные актрисе.

Последняя супруга (1957) - Лариса Алексеевна Жадова, дочь Героя Советского Союза генерала Алексея Жадова, вдова фронтового товарища Симонова, поэта Семёна Гудзенко. Симонов удочерил дочь Ларисы Екатерину, потом у них родилась дочь Александра.

Дети

Сын - Алексей Кириллович Симонов (род. 1939)
Дочери:
- Мария Константиновна Симонова (род. 1950).
- Екатерина Кирилловна Симонова-Гудзенко (род. 1951)
- Александра Кирилловна Симонова (1957-2000)

Сочинения

Стихи и поэмы

- «Победитель» (1937, поэма о Николае Островском),
- «Павел Черный» (1938, поэма, прославлявшая строителей Беломорско-Балтийского канала),
- «Ледовое побоище» (1938, поэма),
- Если дорог тебе твой дом…
- Жди меня (текст)
- Песня военных корреспондентов
- Сын артиллериста
- «С тобой и без тебя» (сборник стихов)
- Я знаю, ты бежал в бою…
- «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»
- «Майор привез мальчишку на лафете..»
- Хозяйка дома
- Горят города по пути этих полчищ...
- Не сердитесь - к лучшему...
- Открытое письмо
- Улыбка

Романы и повести

- «Товарищи по оружию» (роман, 1952; новая редакция - 1971),
- «Живые и мертвые» (роман, 1959),
- «Солдатами не рождаются» (1963-1964, роман; 2 часть трилогии «Живые и мертвые»; в 1969 - кинофильм «Возмездие» режиссёр Александр Столпер),
- «Последнее лето» (роман, 1971).
- «Дым отечества» (1947, повесть)
- «Южные повести» (1956-1961)
- «Из записок Лопатина» (1965, цикл повестей; 1975 - одноимённый спектакль, премьера - Театр «Современник»)

Дневники, мемуары, очерки

Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. - М.: Художественная литература, 1982. - Т. 1. - 479 с. - 300 000 экз.
- Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. - М.: Художественная литература, 1982. - Т. 2. - 688 с. - 300 000 экз.
- «Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине» (1979, опубликовано в 1988)
- «Письма из Чехословакии» (сборник очерков),
- «Славянская дружба» (сборник очерков),
- «Югославская тетрадь» (сборник очерков),
- «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента» (сборник очерков).

Пьесы

- «История одной любви» (1940, премьера - Театр имени Ленинского комсомола, 1940)
- «Парень из нашего города» (1941, пьеса; премьера - Театр имени Ленинского комсомола, 1941; в 1942 - одноимённый кинофильм)
- «Под каштанами Праги» (1945. Премьера - Театр имени Ленинского комсомола. Была популярна, с 1946 шла по всей стране. В 1965 - одноимённый телеспектакль, режиссёры Борис Ниренбург, Надежда Марусалова (Иваненкова))
- «Русские люди» (1942, опубликована в газете «Правда»; в конце 1942 премьера пьесы с успехом прошла в Нью-Йорке; в 1943 - кинофильм «Во имя Родины», режиссёры - Всеволод Пудовкин, Дмитрий Васильев; в 1979 - одноимённый телеспектакль, режиссёры - Майя Маркова, Борис Равенских)
- «Так и будет» (1944, премьера - Театр имени Ленинского комсомола)
- «Русский вопрос» (1944, премьера - Театр имени Ленинского комсомола; в 1947 - одноимённый кинофильм, автор сценария и режиссёр Михаил Ромм)
- «Чужая тень» (1949)
- «Четвёртый»(1961, премьера - Театр «Современник»)
- «Левашов» (1963, телеспектакль, режиссёр - Леонид Пчёлкин)
- «Мы не увидимся с тобой» (1981, телеспектакль, режиссёры - Майя Маркова, Валерий Фокин)

Сценарии

- «Жди меня» (совместно с Александром Столпером, 1943, режиссёр - Александр Столпер)
- «Дни и ночи» (1944, режиссёр - Александр Столпер)
- «Второй караван» (1950, совместно с Захаром Аграненко, режиссёры-постановщики - Амо Бек-Назаров и Рубен Симонов)
- «Жизнь Андрея Швецова» (1952, совместно с Захаром Аграненко)
- «Бессмертный гарнизон» (1956, режиссёр - Эдуард Тиссэ),
- «Нормандия - Неман» (соавторы - Шарль Спаак, Эльза Триоле, 1960, режиссёры Жан Древиль, Дамир Вятич-Бережных)
- «Живые и мёртвые» (совместно с Александром Столпером, режиссёр - Александр Столпер, 1964)
- «Если дорог тебе твой дом» (1967, сценарий и текст документального фильма, режиссёр Василий Ордынский),
- «Гренада, Гренада, Гренада моя» (1968, документальный фильм, режиссёр - Роман Кармен, кинопоэма; премия Всесоюзного кинофестиваля)
- «Случай с Полыниным» (совместно с Алексеем Сахаровым, 1971, режиссёр - Алексей Сахаров)
- «Чужого горя не бывает» (1973, документальный фильм о вьетнамской войне),
- «Шел солдат» (1975, документальный фильм)
- «Солдатские мемуары» (1976, телефильм)
- «Обыкновенная Арктика» (1976, Ленфильм, режиссёр - Алексей Симонов, вступительное слово от автора киносценария и эпизодическая роль)
- «Константин Симонов: остаюсь военным писателем» (1975, документальный фильм)
- «Двадцать дней без войны» (по повести (1972), режиссёр - Алексей Герман, 1976), текст от автора

Поэтические переводы

Редьярд Киплинг в переводах Симонова
- Насими, Лирика. Перевод Наума Гребнева и Константина Симонова с азербайджанского и фарси. Художественная литература, Москва, 1973.
- и другие переводы

Память

В честь писателя названы:
- Астероид Симонов (2426 Simonov).
- Улица Константина Симонова в Москве.
- Комфортабельный четырёхпалубный теплоход проекта 302 «Константин Симонов», построен в 1984 году в ГДР.

Биография



Русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Родился Константин Симонов 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1915 в Петрограде. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Воспитывался отчимом - преподавателем военного училища. В 1930, после окончания семилетки в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 вместе с семьей отчима переехал в Москву. Окончив фабзавуч точной механики, Константин Симонов идет работать на авиационный завод, на котором работал до 1935. Некоторое время работал техником в Межрабпомфильме. В эти же годы начинает писать стихи. В печати первые произведения появились в 1934 (в некоторых источниках указано, что первые стихи Константина Симонова были напечатаны в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь"). Учился в Московском институте философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ), затем - в Литературном институте им. М.Горького, который окончил в 1938. В 1938 был назначен редактором "Литературной газеты". После окончания

Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 Константин Симонов был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся. В 1940 была написана первая пьеса ("История одной любви"), премьера которой прошла на сцене Театра им. Ленинского комсомола. В течение года Константин Симонов учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получив воинское звание интенданта второго ранга. Жена - актриса Валентина Серова (девичья фамилия - Половикова; первый муж - летчик, Герой Советского Союза Анатолий Серов)




С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова ("Парень из нашего города"). После войны в течение трех лет находился в многочисленных зарубежных командировках в Японии (1945-1946), США, Китае. В 1946-1950 - редактор журнала "Новый Мир". В 1950-1954 вновь назначен редактором "Литературной газеты". В 1954-1958 - Константин Симонов вновь назначен редактором журнала "Новый Мир". В 1958-1960 жил в Ташкенте как корреспондент "Правды" по республикам Средней Азии. В 1952 был написан первый роман ("Товарищи по оружию"). C 1940 по 1961 было написано десять пьес. Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.



Ступени продвижения Константина Симонова по партийной и общественной леснице. С 1942 - член КПСС. В 1952-1956 - кандидат в члены ЦК КПСС. В 1956-1961 и с 1976 - член Центральной ревизионной комиссии КПСС. В 1946-1954 - депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. В 1946-1954 - заместитель генерального секретаря правления Союза писателей СССР. В 1954-1959 и в 1967-1979 - Секретарь правления Союза писателей СССР. С 1949 - член президиума Советского комитета защиты мира. Константин Симонов награжден орденами и медалями, среди которых - 3 ордена Ленина. Герой Социалистического Труда (1974). Награжден Ленинской премией (1974), Государственной (Сталинской) премией СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).




Среди произведений Константина Симонова - романы, повести, пьесы, рассказы, сценарии художественных и документальных фильмов, поэмы, стихотворения, дневники, путевые очерки, статьи на литературные и общественные темы: "Победитель" (1937; поэма о Николае Островском), "Павел Черный" (1938; поэма, прославлявшая-строителей Беломорско-Балтийского канала), "Ледовое побоище" (1938; поэма), "Суворов" (1939; поэма), "История одной любви" (1940; пьеса; премьера - в Театре им. Ленинского комсомола), "Парень из нашего города" (1941; пьеса; в 1942 - Государственная премия СССР; в 1942 - одноименный кинофильм), "Русские люди" (1942; пьеса; была опубликована в газете "Правда"; в конце 1942 премьера пьесы с успехом прошла в Нью-Йорке; в 1943 - Государственная премия СССР; в 1943 - кинофильм "Во имя Родины"), "С тобой и без тебя" (1942; сборник стихов), "Жди меня" (1943; сценарий кинофильма), "Дни и ночи" (1943-1944; повесть; в 1946 - Государственная премия СССР; в 1945 - одноименный кинофильм), "Так и будет" (пьеса), "Война" (1944; сборник стихов), "Русский вопрос" (1946; пьеса; в 1947 - Государственная премия СССР; в 1948 - одноименный кинофильм), "Дым отечества" (1947; повесть), "Друзья и враги" (1948; сборник стихов; в 1949 - Государственная премия СССР), "Чужая тень" (1949; пьеса; в 1950 - Государственная премия СССР), "Товарищи по оружию" (1952; роман; новая редакция - в 1971; роман), "Живые и мертвые" (1954-1959; роман; 1 часть трилогии "Живые и мертвые"; в 1964 - одноименный кинофильм, удостоенный в 1966 Государственной премии РСФСР), "Южные повести" (1956-1961), "Бессмертный гарнизон" (1956; сценарий кинофильма), "Нормандия - Неман" (1960; сценарий советско-французского кинофильма), "Четвёртый" (1961; пьеса; премьера - в Театре "Современник"), "Солдатами не рождаются" (1963-1964; роман; 2 часть трилогии "Живые и мертвые"; в 1969 - кинофильм "Возмездие"), "Из записок Лопатина" (1965; цикл повестей), "Если дорог тебе твой дом" (1967; сценарий и текст документального фильма), "Гренада, Гренада, Гренада моя" (1968; документальный фильм, кинопоэма; премия Всесоюзного кинофестиваля), "Последнее лето" (1970-1971; роман; 3 часть трилогии "Живые и мертвые"), "Случай с Полыниным" (1971; сценарий фильма), "Двадцать дней без войны" (1972; повесть; в 1977 - одноименный кинофильм), "Чужого горя не бывает" (1973; сценарий фильма), "Шел солдат" (1975; сценарий фильма), "Солдатские мемуары" (1976; сценарий телефильма), "Размышления о Сталине", "Глазами человека моего поколения" (мемуары; попытка объяснить активное участие автора в идеологической жизни Советского Союза в 1940–1950 годах; опубликованы в 1988), "Письма из Чехословакии" (сборник очерков), "Славянская дружба" (сборник очерков), "Югославская тетрадь" (сборник очерков), "От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента" (сборник очерков).

Источники информации:

Константин Симонов. Собрание сочинений в шести томах. Предисловие. Москва: Художественная литература, 1966

Биография



Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (р. 15(28).11.1915, Петроград), русский советский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974). Член КПСС с 1942. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1938). Печатается с 1934. Ощущение надвигающейся войны реализовалось в поэмах "Победитель" (1937) о Н. Островском, "Ледовое побоище" (1938), "Суворов" (1939). В предвоенные годы формируется основная тема С. - тема мужества и героизма, носителями которого являются люди, душевно причастные к бурным событиям своей эпохи (пьесы "История одной любви", 1940, "Парень из нашего города", 1941, Государственная премия СССР, 1942, одноименный фильм 1942).



В годы Великой Отечественной войны на фронте (корреспондент газеты "Красная Звезда"). Одним из первых обратился к теме русского человека на войне (пьеса "Русские люди", 1942, Государственная премия СССР, 1943; повесть "Дни и ночи", 1943-44, Государственная премия СССР, 1946, одноименный фильм, 1945).

Широкую популярность приобрела в годы войны лирика С. ("Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Жди меня", "Убей его!" и другие, стихи из сборников "С тобой и без тебя", 1942, "Война", 1944, и др.), где мотивы патриотизма, мужества и героики соединены с мотивами фронтовой дружбы, любви, верности.



Период "холодной войны" отразился в творчестве С. созданием идеологически актуальных произведений (пьесы "Русский вопрос", 1946, Государственная премия СССР, 1947; "Чужая тень", 1949, Государственная премия СССР, 1950; книга стихов "Друзья и враги", 1948, Государственная премия СССР, 1949).

С середины 50-х гг. (вслед за романом "Товарищи по оружию", 1952, новая редакция 1971) С. создает трилогию "Живые и мертвые" (Ленинская премия, 1974): романы "Живые и мертвые" (1954-59, одноименный фильм, 1964), "Солдатами не рождаются" (1963-64, фильм –"Возмездие", 1969) и "Последнее лето" (1970-71) - эпически широкое художественное исследование пути сов. народа к победе в Великой Отечественной войне, в котором автор стремился соединить два плана - достоверную "летопись" основных событий войны, увиденных глазами их свидетеля и участника (Серпилин, Синцов), и анализ этих событий с точки зрения их современного понимания и оценки. К трилогии по материалу примыкают "Южные повести" (1956-61), повести "Из записок Лопатина" (1965), "Двадцать дней без войны" (1972), ряд публикаций дневников С. военных лет с современными авторскими комментариями и др.



Опубликовал также повесть "Дым отечества" (1947), пьесу "Четвертый" (1961) и много других пьес, сценариев художественных и документальных фильмов, поэм, книг, путевых очерков, статей и выступлений на литературные и общественные темы. Многие произведения С. переведены на языки народов СССР и иностранные языки. Общественная деятельность С. активна и многогранна: редактор "Литературной газеты" (1938, 1950-54), журнала "Новый Мир" (1946-50, 1954-58), заместитель генерального секретаря правления Союза писателей СССР (1946-54). Кандидат в члены ЦК КПСС (1952-56), член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1956-61 и с 1976). Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Член президиума Сов. комитета защиты мира (с 1949). Секретарь правления Союза писателей СССР (1954-59 и с 1967). Награжден 3 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Собр. соч., т. 1-6, М., 1966-70.

Лит.: Вишневская И. Л., Константин Симонов. Очерк творчества, М., 1966; Фрадкина С., Творчество Константина Симонова, М., 1968; Лазарев Л. И., Военная проза Константина Симонова, М., 1975; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 4, М., 1966.

Г. А. Белая.

Вроде и просто, и почти обыденно, только почему-то слезы наворачиваются на глазах

В этой истории практически нет юмора, и она никак не уместится в обычные интернетовские 2-3 абзаца. Но, поверьте, дело того стоит. Тем более, что история - фактически эксклюзив, звучала несколько раз в тесном кругу, без выноса наружу. Теперь, похоже, настало время для большего охвата, как раз под День Победы.

В 70-е годы наша семья жила в Ростове-на-Дону по адресу: Крепостной переулок, дом 141, кв. 48. Обычная кирпичная пятиэтажка в центре города, через дорогу наискосок от бассейна "Бриз", если кому интересно точное местоположение.

Там и сейчас кто-то живёт, в нашей двухкомнатной хрущёвке. Равно как и этажом выше, в 51-й квартире, в однокомнатной. А вот во времена моего детства в квартире номер 51 жила бабушка Соня, тихая улыбчивая старушка. Я помню её плохо, можно сказать, вообще не помню ничего, кроме того, что у неё всегда был в прихожей мягкий полиэтиленовый пакет с карамельками, которыми она угощала меня, прибегавшего за солью или ещё по каким хозяйственным поручениям.

Моя мама и Софья Давидовна нередко беседовали, соседи в ту пору были гораздо ближе друг к другу, поэтому и отношения были более открытыми.

Прошло много лет, мы давно переехали, и как-то раз мама рассказала мне потрясающую историю. Ей, конечно, это стало известно от соседки, так что сейчас это получается - "из третьих рук", уж извините, если где-то ошибусь. Передаю, как услышал.

Софья Давидовна в молодости училась в Москве, проходила практику в каком-то издании, а когда началась война - стала стенографисткой-машинисткой в редакции газеты "Красная Звезда". Их там было несколько молодых девчонок, и работали они в основном на грандов советской журналистики - тем летом сорок первого Соне достался Константин Михайлович Симонов, именно его тексты она и перепечатывала большую часть времени.

А время было тяжёлое. Немцы подступали к Москве, ежедневные авианалёты, редакция перебралась куда-то в пригород столицы, фактически готовится эвакуация. И вдруг посреди всего этого кошмара объявляют: "В Москве концерт! В филармонии! Есть пригласительные билеты для газеты, кто желает поехать?"

Желали поехать все. Нашли какой-то то ли автобус, то ли полуторку, набился полный кузов почитателей музыки, в том числе и Софья, и Симонов. На дворе то ли конец лета, то ли начало осени, доехали без приключений.

А там красота - дамы в модных платьях, офицеры в парадном обмундировании, немногочисленные штатские тоже нашли во что приодеться. Наши девчонки смотрят во все глаза, масса известных людей, да что ты! На сцене - оркестр... тут воспоминания размываются, вроде мама неуверенно припоминает, что речь шла о премьере симфонии Шостаковича. Но в целом атмосферу чувствуете, да? Кусочек счастливой мирной жизни.

В середине первого акта начинают выть сирены противовоздушной обороны. Оркестр прекращает играть, выходит распорядитель и говорит: "Товарищи, у нас неожиданный перерыв, кто хочет, может спуститься в фойе, там бомбоубежище, это будет безопаснее." Зал сидит молча, ни один человек не поднимается со своего места. "Товарищи, я вас прошу - спуститесь в бомбоубежище!" В ответ тишина, даже стулья не скрипят. Распорядитель постоял, постоял, развёл руками и ушёл со сцены. Оркестр продолжил играть до окончания первого акта.

Отгремели аплодисменты, и только потом все спустились в фойе, где и переждали тревогу. Соня, конечно же, приглядывает за "своим" Симоновым, как он там да с кем. О его романе с Валентиной Серовой все знали, и надо же тому случиться - на этом концерте они практически случайно встретились.

Серова была с какими-то военными, Симонов схватил отчаянно отбрыкивающуюся Софку, подошёл вместе с ней к актрисе и представил их друг другу. Это, конечно, был, скорее, повод для начала разговора, но юной стенографистке и этого хватило - ещё бы, сама Серова, звезда экрана!..

Потом Симонов и Серова отошли в сторону и там, за колоннами, долго о чём-то разговаривали. Разговор шёл на несколько повышенных тонах, все вокруг деликатно как бы не замечали происходящего. Симонов о чём-то спрашивал Серову, та мотала головой, он настаивал на ответе, но в результате добился лишь того, что Валентина Васильевна развернулась и оставила Симонова одного у этих колонн.

Тут объявляют о начале второго акта, все возвращаются в зал, взмах дирижерской палочки, и вновь гремит музыка. Время пролетает незаметно и вот уже практически ночью грузовичок едет обратно, в кузове трясутся зрители, моросит мелкий дождь. Софья украдкой посматривает на Симонова, тот сидит молча, курит папиросы, одну за другой...

Доезжают до расположения, все расходятся спать, полные впечатлений.

Глубокой ночью, часа в три, наша героиня просыпается от того, что её будит посыльный: "Софка, вставай, тебя срочно требует!" Она спросонья, наскоро одевшись, прибегает в дом, где жил Симонов. Константин Михайлович стоит у тёмного окна, смотрит вдаль. "Софья, садитесь за машинку" - и начинает диктовать:

"Жди меня, и я вернусь, только очень жди,
Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут, жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут, позабыв вчера..."

И Софка стучит по клавишам и плачет. И слёзы капают на первый печатный экземпляр знаменитого стихотворения.

Долго думал, писать ли этот пост. Ведь никаких письменных свидетельств нет. Софья Давидовна Юкельсон умерла в конце восьмидесятых, других похожих воспоминаний найти не удалось, Яндекс об этом тоже ничего не знает.

В каких-то архивах наверняка найдутся факты, подтверждающие или опровергающие этот рассказ. Но мне он кажется достойным для сохранения в нашей памяти - маленький кусочек истории большой страны.

Такие дела. (не мое)

Странные, противоречащие друг другу стороны жизни каким-то образом мирно сосуществовали в нем. , журналист и солдат, политический деятель коммунистической партии и сын настоящей княгини. Лауреат шести Сталинских премий и критик сталинского режима…

Страсть к писательскому труду присутствовала у Симонова с юности. Еще в то время, как работал токарем по металлу, он твердо решил поступать в Литературный институт им. Горького. И поступил. А к концу учебы в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были опубликованы первые стихи поэта Константина Симонова. Именно в это время Кирилл Симонов из-за проблем с дикцией (он плохо выговаривал букву «р») берет псевдоним «Константин», под которым он и приобрел вскоре всесоюзную известность.

Симонов никогда не видел отца, так как тот пропал без вести во время Первой мировой войны и мальчика воспитывал строгий отчим А. Г. Иванишев, бывший белогвардеец, преподававший военную тактику в военных училищах. Несмотря на строгость отчима, Кирилл Симонов всю жизнь испытывал уважение к нему и благодарность. Именно Иванишев воспитал в мальчике чувство ответственности, основы дисциплины, уважение к людям и преданность Родине. При таком детстве военная карьера молодого человека вполне естественна, что и произошло, но с небольшой поправкой: писательская жилка не дала себя задавить.
Фото:

Симонову удалось соединить две профессии в одной, свою страсть к литературному труду и военное дело — он стал военным корреспондентом. Два влияния с ранних лет сделали свое дело в . Отчим воспитал в Симонове мужские качества, а семья матери из дворянского рода Оболенских привила ему страсть к поэзии. Именно в доме своей тетки Софьи Оболенской юный Кирилл Симонов написал свое первое стихотворение.

Константин не был солдатом в прямом смысле слова и сам об этом писал:

«Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…»

Именно об этом он написал в романе «Живые и мёртвые» и дневнике «Разные дни войны».

Уже в первый год войны Симонов стал известен как военно-патриотический поэт. Своими стихами, пьесами и фильмами он внёс значительный вклад в боевой дух советского народа, подбадривая людей своей несомненной искренностью в творчестве, пронизанной непоколебимой верой в Родину.

Фото:

А пока в 1940 г. Константин написал свою первую пьесу «История одной любви». Уже в лето 1941 г. Симонов в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в осажденной Одессе. Далее он побывал практически на всех фронтах, включая последний бой — за Берлин. После войны получил звание полковника.

Первый роман К. Симонова «Товарищи по оружию» был представлен читателю в 1952 году. Далее последовала большая книга «Живые и мертвые». Многие произведения Симонова были экранизированы («Парень из нашего города», «Жди меня» и др.), по некоторым ставили пьесы в театре («Четвертый»). «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»… Список творений советского писателя широк, все не имеет смысла перечислять.

К. Симонов писал не «сидя в кресле», он видел своими глазами войну, всю ее прошел. В его произведениях прослеживаются коллективистские идеалы, на которых был построен , в котором жил писатель; идеалы, выведенные не только из марксистской теории, а скорее даже из духовных традиций русского народа и русской армии. На протяжении всего страна находилась в состоянии войны, действительной или потенциальной, и патриотические призывы были несомненно актуальны в то время.

Фото: ru.wikipedia.org

Константин Симонов безошибочно угадывал или изначально знал, как и о чем написать очередное стихотворение или песню, чтобы произведение обязательно появилось в печати и, что самое главное, нашло отклик в сердцах людей. Его произведения пользовались не просто популярностью, они были по-настоящему любимы народом.

Уже в мирное время опубликованы очерки К. Симонова «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента», «Славянская дружба» и другие. Благодаря его работоспособности и надежности, Симонова отправляли в командировки за рубеж. Где только не побывал этот человек в течение своей удивительной жизни, если принимать во внимание и печальные годы ВОВ, во время которых Константин прошел земли Югославии, Румынии, Польши, Болгарии и Германии. После войны он был в Китае, в Японии, в США, какое-то время жил и работал корреспондентом «Правды» в Ташкенте. Правда, эта командировка больше смахивала на «почетную ссылку»…

Дело в том, что писатель, столь популярный и востребованный в 40−50-е гг. XX в., в годы хрущевской оттепели впал в «немилость» к «переписчикам» истории и литературы. Новый советский лидер Н. Хрущев активно взялся разоблачать культ личности Сталина, и, естественно, многих, кто имел успех, популярность, карьеру в сталинские времена, в том числе и Симонова, причислили к «антигероям». Но ведь талант не спрячешь и народную любовь просто так не отберешь.

Константин Симонов не только набирал все большую популярность как писатель, в послевоенные годы он активно занялся общественной деятельностью. С 1946 по 1950 гг. и с 1954 по 1958 гг. работал главредом журнала «Новый мир», в перерыве, с 1950 г. — в «Литературной газете», с 1946 по 1959 и с 1967 по 1979 гг. являлся секретарем Союза писателей СССР.

К. Симонов был депутатом ВС СССР 2—3 созывов (1946—1954), а также кандидатом в члены ЦК КПСС (1952—1956) и членом ЦРК КПСС в 1956—1961 и 1976—1979 гг. В своей деятельности Симонов выступал и как критик, участвуя в настоящей травле Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Солженицына, М. Зощенко.
К. Симонов (2-й слева) на III съезде писателей БССР, 1954 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Невозможно из истории страны вычеркнуть годы сталинских репрессий, как невозможно вычеркнуть Великую Победу в Великой Отечественной войне. Так и из литературы невозможно «изъять» действительно талантливые произведения, предать забвению его автора. И хотя тема войны давно себя исчерпала, но за всё время, прошедшее в условиях свободы творчества, в отечественной литературе постсоветского пространства так и не появилось произведений, действительно любимых народом так, как патриотические стихи и песни писателя и поэта Константина Симонова.

Конечно, такого человека не могла не коснуться любовь… Писать стихи, проникающие в самую душу, и не любить — невозможно. Именно в этом самом прекрасном чувстве, наряду с патриотичностью (а по сути, это тоже любовь, только к Родине), Константин Михайлович черпал свое вдохновение.

Первой супругой Симонова стала Наталья Гинзбург (Соколова), ей он посвятил поэму «Пять страниц». Вторая жена писателя, Евгения Ласкина, родила их сына Алексея. Евгения Самойловна работала редактором в издательстве «Москва», и, кстати, во многом благодаря ей был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». На фронтовых дорогах. Валентина Серова и Константин Симонов, 1944 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Но настоящее и глубокое чувство Константин Симонов испытал к актрисе , с которой они поженились в 1943 году. Валентина много раз была на фронте, являлась вдовой известного летчика Анатолия Серова. Многие творения Симонова были посвящены любимой («Парень из нашего города», «Жди меня» и др.), она была его музой. Сборник стихов «С тобой и без тебя», посвященный их любви, невозможно было достать, его переписывали от руки, взяв на время. В то время не было поэта, более популярного, чем Константин Симонов.

Он пишет произведение «Жди меня», по которому сняли фильм, и нетрудно догадаться, кто сыграл главную женскую роль — конечно же, муза поэта Валентина Серова. От этого союза родилась дочь Мария. Однако счастливой долгой жизни не получилось. Константина раздражал пасынок, а Валентина, по слухам, влюбилась в маршала Рокоссовского, правда, без взаимности, и увлеклась на почве неразделенной любви алкоголем. Пара распалась.

Последней женой писателя и поэта стала Лариса Жадова, дочь генерала А. С. Жадова. Супруги родили дочь Александру, а также совместно воспитывали дочь Ларисы от первого брака Екатерину.

К. Симонов имел множество наград, среди которых орден «Красного знамени», «Отечественной войны 1 степени», «Знак почета»; медали «за оборону Одессы», «за оборону Сталинграда», Сталинские и Ленинские премии.

Фото: ru.wikipedia.org

Умер Константин Симонов в 1979 г. в Москве. Урну с прахом родные вывезли из Москвы в Беларусь и развеяли прах, согласно завещанию, под Могилёвом. В этой необычной церемонии прощания участвовали семь человек: вдова Константина Симонова Лариса Жадова, дети и могилёвские краеведы.