Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Василий андреев - великий русский музыкант и композитор. Василий васильевич андреев - рассказы об искусстве

Василий андреев - великий русский музыкант и композитор. Василий васильевич андреев - рассказы об искусстве

Андреев Василий Васильевич родился 3 января 1861 г. в городе Бежецке Тверской губернии в семье почетного гражданина, купца первой гильдии (мать Андреева была дворянкой). Уже к 14-ти годам Андреев играл самоучкой на 12 музыкальных инструментах, особенно увлекаясь игрой на скрипке. Впервые увидев летом 1883 г. в с. Марьино в руках деревенского виртуоза Антипа Васильева балалайку, увлекся ею. Всецело отдавшись освоению балалайки, Андреев усовершенствовал ее, создав к 1886 г. первую концертную балалайку, используемую и поныне. В 1883 году занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов и образовал в Санкт-Петербурге из любителей игры на них так называемый великорусский оркестр из струнных (домры четырёх различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка - род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры - род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен). Первые выступления Андреева в С.-Петербурге состоялись в том же 1886 г. и имели большой общественный резонанс, способствовавший росту популярности инструмента. А уже на следующий год Андреев демонстрировал свое мастерство в присутствии Императора Александра III, который взял музыканта под свое покровительство. В 1888 г. состоялось триумфальное выступление Кружка балалаечников, которым руководил Андреев, ставшее днем рождения оркестра русских народных инструментов. После концертов в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже о деятельности Андреева стали говорить как о художественном явлении в русской музыкальной культуре. Андреев подчеркивал, что "Великорусский оркестр является единственным национальным художественным созданием, ничего не позаимствовавшим с Запада…, [он] представляет собой исключение, как дело, выросшее на русской почве, созданное русским народом и опирающегося на музыкальные инструменты русского народа". После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный, но монотонный и скоро приедающийся колорит, в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной лёгкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, обычно весьма невысокого музыкального достоинства, редко оригинальные композиции в роде вальсов и тому подобных салонных сочинений, совсем уже не «великорусского» пошиба).

Получив мировую известность, с 1891 г. по приглашению князя М.С.Путятина Андреев приступает к обучению нижних чинов гвардейских частей Петербургского гарнизона, надеясь, что балалайка будет занесена через отслуживших свои сроки солдат, в народ. После юбилейного концерта, который состоялся в 1898 г. в зале Дворянского собрания, Андрееву был пожалован орден Св. Станислава 3-ей степени и пожизненная пенсия "за труды и заслуги по усовершенствованию древнерусских инструментов". Император Николай II Александрович, во время одного из концертов оркестра собственноручно подаривший Андрееву золотой портсигар, усыпанный бриллиантами, в марте 1914 присвоил Великорусскому оркестру звание "Императорский Великорусский оркестр", а Андрееву - звание "Солист Его Императорского Величества". По своим политическим взглядам Андреев являлся русским националистом. Одним из первых он стал членом Русского Собрания, но позже отошел от него, став членом Всероссийского Национального Клуба. Как вспоминал один из современников музыканта (писатель Л.Ленч) "Андреев был влюблен в Россию, в русский народ, в русское искусство. <…> Но Андреев не был квасным патриотом и надутым поклонником стиля "рюс". Его "русский дух" был органичным и естественным выражением его влюбленности в Россию". Виртуозно владея техникой игры на балалайке, Андреев выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершал со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел огромный успех), а также заведовал постановкой обучения игре на «великорусских» инструментах в войсках гвардии. Скончался Василий Васильевич Андреев в 1918 году.

Василий Андреев родился в городе Бежецке Тверской губернии в семье купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки Софьи Михайловны (в девичестве Веселаго) 3(15 по новому стилю) января 1861 года. Отец его умер через год, а мальчика растил отчим - Нил Николаевич Сеславин. В 1872 году семья переехала в Петербург. Мальчик рано начал интересоваться русским-народным творчеством и особенно музыкой. «14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты», - писал Василий Васильевич в воспоминаниях. В старших классах гимназии он занимался на скрипке у профессора Санкт-Петербургской консерватории Н.В. Галкина.

Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали две встречи, одна - в 1883 году в селе Марьино Вышневолоцкого уезда, где было имение Андреевых с балалаечником-самородком Антипом и потом через год - с балалаечником-любителем бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным. Помещик играл блестяще, виртуозно. Послушав его, Андреев заказал для себя балалайку у бежецкого мастера Антонова.

Вот как сам А.С. Паскин вспоминал об этой встрече: «Будучи страстным любителем музыки, я слыхал и балалайку еще в руках крепостных людей моего деда, генерала Нилова. Но должен сказать, что игра приказчика и кучера не производила на меня впечатления, так как инструменты у них были весьма плохого качества, да и репертуар слишком ограничен... В один из своих приездов в Бежецк В.В. Андреев встретился со мной в доме друга моего П.А. Байера, у которого на рояле лежала балалайка. Как истинный любитель музыки, Василий Васильевич, конечно, обратил на это внимание, и мне пришлось исполнить его желание и поиграть. Впечатление у него осталось очень сильное... Тогда же он говорил, что слышал балалайку у себя в деревне, но музыкант играл левой рукой, да притом и балалайка у него была очень плохая, самодельная... После свидания со мной Василием Васильевичем была немедленно заказана балалайка столяру Антонову, который сам играл довольно порядочно».

В 1883 году Андреев занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов.

В 1884 году он отважился выступить в качестве солиста-балалаечника в благотворительном концерте в Самаре, а в 1886 году с новой, улучшенной в акустическом отношении балалайкой дебютировал в Петербурге в зале Благородного собрания. Незаурядная одаренность и обаяние в сочетании с аристократическим лоском быстро превратили Андреева в кумира великосветских салонов и законодателя мод.

В 1887 году по чертежам Андреева создана хроматическая балалайка и ее разновидности: пикколо, прима, альт, и бас, издана первая «Школа для балалайки», открыты классы игры на ней в Соляном городке в Петербурге, организован «Кружок любителей игры на балалайках». Выступление этого Кружка в зале Городского Кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888 года стало первым в истории Андреевского оркестра.

в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение народными инструментами (особенно балалайкой). Появился большой спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов. Стали издаваться школы и ноты.
«Не только мужчины, но и дамы из высшего общества с большим увлечением играют на балалайке. Балалайки проникли в гимназии, лицей, правоведение, войска, везде образовываются кружки... Несложный инструмент, певучий мотив и легкость игры, не требующей продолжительной и трудной подготовки, делают его доступным массе. В три минуты я могу обучить играть на балалайке «Барыню». Но в то же время это настолько гибкий инструмент, что иногда требуется полтора года обучения для того, чтобы сыграть некоторые другие произведения. Балалайка сделалась теперь излюбленным инструментом в нашем интеллигентном обществе... Но, конечно, на успех в интеллигентном обществе я смотрю как на нечто скоропреходящее. Балалайке место не здесь. А в народе, в который она и будет занесена через отслуживших свои сроки солдат, у которых теперь организовано правильное обучение игре на балалайках» - говорил Андреев.

В интервью корреспондента «Петербургской газеты» (1898 год) на вопрос «Каким образом у вас зародилась мысль пропагандировать балалайку?» Андреев ответил: «Около 10 лет тому назад, живя в своем имении в Тверской губернии, я, случайно услышав однажды балалайку, увлекся ею и посвятил целый год на изучение её. Когда я затем приехал в Петербург, мою игру услыхал профессор Н. Быстров, который и уговорил меня выступить в музыкальном обществе. Мне было тогда очень жутко, но блестящий успех, выпавший тогда на мою долю, ободрил меня. Игра понравилась, и балалайка стала с тех пор быстро распространяться в городе. Тогда я бросил всё и всецело посвятил себя балалайке. Она была подвергнута мной многим изменениям и усовершенствованиям, однако с сохранением принципа прототипа этого инструмента. Мной было обращено внимание на устройство лучшего резонатора и подбор балалаек по тонам. В настоящее время имеется балалайка от тона контрабаса до пикколо. Пришлось мне также с секстетом поехать в качестве концертанта за границу, и там наша игра имела также шумный успех. Теперь я даже могу высказать полную уверенность, что через несколько лет балалайка за границей найдет также большое распространение. После поездки за границу успех наш был уже обеспечен. Здесь в России во множестве стали образовываться кружки любителей».

Андреев добился введения обучения игре на балалайке в армии. Тысячи и тысячи мужчин, возвращались из армии домой, научившись хорошо играть на этом инструменте. Андреев считал, что «музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение её в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными. Когда рабочий день кончен, что остается у труженика деревни или фабричного поселка? Только одно - беспросыпное пьянство. Взгляните теперь, как расцветают фабричные оркестры балалаечников и какой живой струей это музыкальное течение влилось в серую фабричную жизнь. Появились самоучки и таланты, явился дух соревнования. Фабричные оркестры пользуются большим успехом у местного населения, доказывая, что музыка так же отвечает запросам народа, как и интеллигенции».

Обучение людей в армии Андреев считал очень удобным, очень организованным. Научился - демобилизовался - теперь и сам играй и других учи.

Андреев добился учреждения в войсках штата преподавателей игры на балалайке, а сам он был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии».

И до Андреева на балалайках играли. Но это считалось чем-то примитивным, мужицким. Хороший музыкальный мастер считал для себя оскорблением просьбу сделать балалайку. Артист считал за унижение выступать в концерте с балалаечниками. А вот благодаря фанатической настойчивости и таланту Андреева, его неуемной энергии балалайка не только стала уважаемой, но и будет основой оркестра. Андреев «создал новую область музыкального творчества - русское народно-инструментальное искусство письменной традиции - явление уникальное не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре, так как представляет собой особый сплав элементов фольклорного и профессионально-академического искусства» -говорил исследователь творчества Андреева М. И. Имханицкий.

Василий Васильевич Андреев писал: «Когда я начинал свою работу для создания Великорусского оркестра, я чувствовал себя, как одинокий человек в первобытном лесу, прокладывающий новую дорогу. Надо было вырабатывать размеры каждого инструмента, входящего в состав оркестра, усовершенствовать их в звуковом отношении, сохранить в неприкосновенности их народные черты и, в особенности, выработать приемы игры на них. Наконец, позаботиться о литературе, которой не существовало, привлечь исполнителей и сотрудников, добыть средства для их вознаграждения, выработать ансамбль. Решительно все надо было вновь создавать, а главное, бороться с полным недоверием и жестокими предрассудками против самого названия инструмента «балалайка», которое столетие служило синонимом антимузыкальности и так незаслуженно оскорбляло чувство национального достоинства. Но с помощью многих долголетних сотрудников мне удалось это глубоко народное искусство поставить на должную, по праву принадлежащую ему высоту и направить на верный путь. Искусство объединяет, а «в единении - сила», и чем больше, чем шире будет распространяться музыка по лицу земли родной, тем лучше».

Стоит также отметить, что образование Великорусского оркестра было бы невозможно без участия Н.П.Фомина , который взял на себя все технические вопросы организации коллектива. Именно под его руководством непрофессиональный любительский кружок превратился в тот самый оркестр снискавший впоследствии мировую известность и славу.

В России заслуги Андреева признали в полной мере только после огромного успеха Великорусского оркестра за границей.

А за границей поначалу были настроены скептически. Вот в Англии первый концерт оркестра. Выходит Андреев, занимает место дирижера. Раздались два-три поощрительных хлопка, пока никаких аплодисментов. Мол, посмотрим, послушаем. Пошел первый номер программы. По окончании его какой-то шепот пошел по залу. Аплодисментов никаких. После второго номера публика зашевелилась, раздались аплодисменты. Потом все больше и больше слушатели проникались, а после исполнения «Эй, ухнем» наступила сначала гробовая тишина, а потом началась просто буря аплодисментов. Англичане, сдержанные англичане требовали повторить. Андреев не знает, что делать. Ему режиссер перед началом концерта сказал, что здесь не вызывают на повтор и повторов не будет. Что делать? Подбегает режиссер и просит срочно повторить на «бис». Занавес распахивается - и снова звучит наша великая волжская песня... Английские музыкальные критики подняли в газетах оркестр Андреева на небывалую высоту. Срочно переписывается контракт, оркестру продлевают пребывание в Англии. К Андрееву приходят английские музыканты, просят дать ноты некоторых русских народных песен. Во всех самых фешенебельных ресторанах начинает звучать русская музыка. При появлении Андреева в ресторане тут же начинают играть «Эй, ухнем».

Вот как очевидец описывает последний концерт Великорусского оркестра в Англии: «При появлении оркестра на сцене в последнюю субботу раздались нескончаемые аплодисменты. Пока Андреев раскланивался, он стоял буквально под непрерывным дождем цветов. Затем начались подношения. Театр гудел. Когда, наконец, Андреев встал на возвышение и хотел начать свою программу, внезапно театральный оркестр заиграл русский гимн... Пятитысячная толпа неумолчно аплодировала во все время исполнения русского гимна, он был повторен три раза, когда, наконец, публика несколько успокоилась и стала занимать места. Андреев, обернувшись к публике лицом, начал играть английский гимн. На сцену полетели опять цветы. Весь театр пел, аплодисменты покрывали голоса и оркестр... В этот вечер в предвидении оваций программа была не особенно большая. По окончании всех номеров Андреев выходил несколько раз на аплодисменты и после четвертого или пятого вызова взошел на возвышение и, опять обернувшись лицом к публике, начал играть прощальную песню. Тишина в зрительном зале. Как будто никто не узнал первых звуков. Но через несколько мгновений произошло что-то такое, чего нет возможности описать. Что-то похожее на прорвавшуюся чудовищно-огромную плотину, на рев бури огласило весь театр. Крики, свист, аплодисменты - все слилось в какой-то общий хаос. А когда на половине исполнения этой песни оркестром Андреева взмахнул палочкой и г. Ля Рондель, капельмейстер театрального оркестра, и присоединился с последним к Андрееву, и в воздухе витали две дирижерские палочки, то казалось, вот-вот разрушится все здание театра и обломки его смешаются с неистовавшей толпой. Что это был за момент! Немудрено, что среди этого торжества мелькали носовые платки около глаз плачущих. Какое единение сердец. Это чувствовалось. Вся атмосфера театра дышала дружбой и братством». Это воспоминания Ю.А. Мансфельда, секретаря и переводчика Андреева во время гастролей Великорусского оркестра в Англии в 1909 - 1910 годах.

Столь же триумфальные гастроли проходили и во Франции, и в Германии, и в Америке. В 1892 году во Франции Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку». В 1900 году на Всемирной выставке в Париже В.В. Андреев был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки. В Америке в 1911 году выпустили грампластинку с записью Великорусского оркестра. В 1913 году ему пожалован титул надворного советника, а в 1914 году − звание «Солиста Его Императорского Величества».

Прекрасно прошли концерты оркестра Андреева с участием знаменитой певицы Надежды Плевицкой в Москве.

Великорусский оркестр родился из Кружка любителей игры на балалайках. У него были свои успехи. Он гастролировал по России, был даже на гастролях во Франции. Но в в 1896 году Андреев понял, что кружок перерос свои рамки, надо преобразовывать его в серьезный оркестр.

Андреев всего себя отдал музыке. Нужны были неимоверные силы, беспредельное здоровье, чтобы работать так много, как он. Василий Васильевич прожил всю жизнь с матерью. Своей семьи у него не было. Он весь был в музыке.

Шаляпин и Андреев были близкими друзьями. Когда Андреев умер, а это произошло во время гастролей на Северный фронт Красной Армии в ночь на 26 декабря 1918 года, Шаляпин глубоко скорбел. Приехал на похороны в Александро-Невской лавре, был на отпевании, потом долго стоял и смотрел в лицо Андреева и все говорил: «Вася, Вася! Что же ты сделал, что?» Поцеловал Андреева в лоб, погладил с нежностью его по голове и с глазами полными слез отошел в сторону.

Василий Васильевич Андреев (1861-1918) – выдающийся патриот России, реформатор русских народных инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра, общественный деятель, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике.

В результате неутомимой и бескорыстной педагогической деятельности Андреева в войсках, железнодорожных училищах, на курсах сельских учителей, - балалайки и домры распространились по всей России, а вместе с инструментами возвращались и народные песни.

Благодаря триумфальным гастролям Кружка, а затем Великорусского оркестра в странах Европы и США, русские инструменты завоевали популярность далеко за пределами России, проникли во все слои общества.

Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь.

История балалайки
Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева - Официальный сайт.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.В.Андреева.

Задачи:

  • познакомить с биографией В.В.Андреева, создателем русских народных инструментов и руководителем первого Великорусского оркестра;
  • послушать произведения в исполнении оркестра народных инструментов.

Ход урока

У русских инструментов тяжелая судьба. С давних времен на них ополчилась церковь, считая их предметами языческого культа и языческих обычаев.

Однако народ все же сохранил свои инструменты. В деревнях были распространены гусли, гудки (скрипки), рожки, свирели, бубны, деревянные ложки. Вместо домры появились балалайки. Повсюду играли на самоделках, аккомпанировали себе при исполнении народных песен. В конце 19 столетия народные инструменты находились на грани исчезновения. Новую жизнь им сумел дать выдающийся русский музыкальный просветитель Василий Васильевич Андреев (портрет В.В.Андреева).

Он родился 3 января 1861 г. в Бежецке, уездном городе Тверской губернии. Его отец, Василий Андреевич, был купцом первой гильдии, почетным гражданином Бежецка, попечителем городской больницы. Он владел несколькими тысячами десятин пашни и леса, которые пустил в оборот: разбил на участки и сдавал многочисленным арендаторам. Мать Софья Михайловна была из обедневшей дворянской семьи, обладала твердым характером, получила хорошее образование. Она прекрасно говорила по-французски, играла на рояле, пела, знала литературу. Ее стараниями в доме была собрана неплохая библиотека. Маленький Вася находился под неусыпной опекой няни. С ранних лет он соприкоснулся с фольклорной стихией и на всю жизнь запомнил сотни поговорок и прибауток, частушек, загадок и рифмованных детских моральных историй. Ему было полтора года, когда умер отец.

В 1864 г Софья Михайловна вышла замуж за отставного военного инженера штабс-капитана Нила Николаевича Сеславина. Она занималась воспитанием сына, разговаривала с ним по-французски, приняла в дом гувернантку. Вася частенько находился в людской, слушал русскую народную песню и восторженно наблюдал пляску « А как плясали русскую! Сначала осторожно, плавно, а потом – душа нараспашку, показывай, кто на что горазд, чтобы все косточки заходили, чтобы все суставчики забродили». Пяти лет он подыгрывал на гармошке плясунам. Видя музыкальные способности, мать учила сына игре на фортепиано, но к роялю Васю не тянуло, впоследствии, в старших классах гимназии Вася постарался овладеть основами игры на фортепиано. Вскоре мать купила имение Андреевское в сельце Марьине Лугининской волости Вышневолоцкого уезда (ныне Удомельский район Калининской области). Вася был в восторге, перезнакомился с крестьянскими мальчишками, научился играть на дудке и жалейке и получил известность как гармонист.

В 1872 отчим получил место в управлении железных дорог в Петербурге, и семья переехала в столицу, продав все бежецкое имущество: два дома с пристройками и землей. А 1875 году неожиданно умер отчим, и мать решили посвятить себя сыну. (показ памятника Андреева в Бежецке)

В гимназии Вася учился средне пропускал по болезни. Однако много читал, больше занимался музыкой. В его комнате тесно было от музыкальных инструментов: он играл на гитаре, мандолине, флейте, на различных гармониках исполнял популярные танцы. Три года занимался с преподавателем-скрипачом Н.В. Галкиным. В 14 лет владел 12 инструментами, «не зная ни одной ноты» (самоучка). В старших классах гимназии увлекся театром. 1882 год окончена гимназия.

Лето 1883 г. Василий проводил в Марьино. В наступившей тишине зазвучала мелодия «Вдоль по Питерской». Тембр был необычным, такого инструмента Василий не слышал. Он вскочил и побежал к флигелю, откуда доносилась музыка, и увидел работника Антипа Васильева, игравшего на балалайке. Вот так Андреев встретился с предметом своих будущих забот.

«Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами может давать столько звуков!».

Балалайка была неказистая, с небольшим корпусом и длинным грифом, с передвижными ладами. Василий попробовал сыграть несколько зачинов. Струны звучали негромко, но бойко и приятно. В тот вечер он принял решение: «Играть самому и довести игру на балалайке до совершенства!».

В 1884 году на основе старинных образцов бежецкий мастер Антонов смастерил В.Андрееву первую его балалайку. Василий быстро освоил ее и решил сделать концертным инструментом, что бы можно было выступать с игрой на ней со сцены. А для этого требовалось усиление звучности. Необходимо увеличить корпус инструмента, заменить передвижные перевязки постоянными ладами, чтобы рука не прыгала при игре. Андреев пришел к мастеру, Иванов заказ принял и уже к весне 1885 года, первая концертная балалайка была готова. На настоящей сцене в зале Благородного собрания в Петербурге Андреев появился лишь в 1886году. Много думал он о дальнейшем совершенствовании инструмента, необходимо было увеличить количество ладов.

6марта 1887 года газета «Новое время» сообщила о появлении семиладовой балалайки. А вскоре появилась двенадцатиладовая балалайка, так называемая хроматическая. Ее сделал придворный мастер Ф.С. Пасербский.

К тому времени Андреев сформулировал свою цель: распространить усовершенсвованную балалайку по всей России, сделать ее любимым инструментом.

Пятиладовая балалайка стала весьма популярна в Петербурге.

Любителей балалайки становилось все больше, пора писать самоучитель, а в концертах выступали оркестры мандолинистов, гитаристов, концертинистов, балалаечников не было.

Андреев решает создать образцовый оркестр, который мог бы соперничать с любым другим ансамблем. Он к осени 1887 г. изготовил маленькую балалайку-пикало, альт, и балалайку-бас. Отобрал лучших учеников на каждый инструмент, и начал репетиции, организовал «Кружок любителей игры на балалайке» (8 музыкантов). Наконец Андреев объявил, что оркестр «звучит».(показ фото оркестра)

Слушание «Вальс».

20 марта 1888 г.в зале Городского Кредитного общества в Петербурге состоялся концерт. Все были задеты за живое, равнодушных в зале не было. Василий Васильевич выступал и как солист, сыграл на балалайке свой «Сводногвардейский марш» газеты отмечали высокий профессионализм оркестра и исключительную сыгранность участников русских народных инструментов.

Этот день стал днем рождения национального оркестра. Оркестр выступал без дирижера, Андреев был исполнителем на балалайке-приме. После триумфа Василий Васильевич стал стремительно готовиться к поездке по городам центрально России. Музыканты отправились в Тверь, Москву, Орел, Курск. Только журнал «Баян» в №19 опубликовал несколько строчек: «Тверь. 2 мая состоялся здесь концерт известного виртуоза на балалайке г.Андреева, игравшего с громадным успехом». По сообщению местной печати зал был полон. Может быть, потому, что многие интересовались успехами своего земляка? Каждый номер публика воспринимала горячо, особенно понравилась ей исполнение «Камаринской».

Слушание «Камаринская».

Андреев много работает, готовиться к поездке в Париж. Его цель- пропаганда инструмента. Виртуозно владея техникой игры на балалайке, он выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для Великорусского оркестра.

В 1888 году 25 сентября оркестр дал концерт в Вышнем-Волочке, уездном центре Тверской губернии, кружок играл песни, намеченные для зарубежный гастролей: «В руках г. Андреева балалайка размашисто трещит, гремит в переборах и перекатах удалой «Барыни» и оглашает всю огромную залу».

Слушание «Барыня».

Весь сентябрь 1889 г. оркестр гастролировал в Париже. Парижанам понравился безукоризненно одетый, с безупречными манерами, вежливый, остроумный Андреев. Его виртуозная игра на балалайке вызывала восхищение, а исполнение вальсов на маленькой гармонике «черепашке» просто ошеломляло. Понравились и русские мелодии.- слушание «Эх, ухнем»

Лучшие музыкальные силы столицы признали Великорусский оркестр и одобрили деятельность Андреева, только после огромного успеха за границей.

В 1891 г Андреев продолжает гастроли. Балалайка вошла в моду и быстро распространялась. Он решил создать нотную библиотеку.

В 1894 вышла книга под названием «Школа для балалайки с приложением песен, аранжированных для пяти балалаек».

В сезон 1894-95 Андреев проводит у себя в Петербурге по пятницам аристократические вечера. У него часто бывал Федор Иванович Шаляпин. Шаляпин и Андреев были близкими друзьями.

Андреев отлично овладел свирелью, занимается реконструкцией домры. Мастер Семен Иванович Налимов изготовил по чертежам В.В.Андреева домру-пикало, домру- альт, домру-бас. В 1896 году домра введена в оркестр. В этом же году «Кружок любителей» был назван Великорусским оркестром. Андреев дал название оркестру по составу инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии, или древнему государству Московскому.

В.В. Андреев добился, чтобы в армии было введено обучение игре на балалайке, а сам был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии». Его 150 солдат-балалаечников великолепно сыграли народные песни на концерте в Петербурге, а сводный оркестр балалаечников достиг до 200 с лишнем человек.

В 1898 году завершился отбор инструментов для оркестра. В оркестр введены жалейка, свирель, бубен, накры – род глиняных литавр, медные оркестровые литавры, звончатые гусли, ложки. Последним приобретением были редкостные прямоугольные гусли (17-18 век) в виде стола.

18 декабря музыканты дали концерт в Твери, в здании Дворянского собрания (ныне Тверской гарнизонный Дом офицеров). Публика отбила себе ладони. Рецензент отметил высокое мастерство, замечательную сыгранность оркестра. Состав оркестра 22-24 музыканта. Цель: сделать оркестр образцовым. Андреев был дирижером- шлифовальщиком, дирижером-ювелиром.

Слушание «Плясовая».

В 1899 г Андреев и Насонов выпустили «Самоучитель для балалайки по цифровой системе с приложением объяснения вновь принятого строя с пьесами для оркестра балалаек» и « Маленькую школу самоучитель». Появилась первая граммофонная пластинка с записью игры Андреева.

С 1900 года Андреев гастролирует в Париже, Лондоне, Германии. На Всемирной выставке в Париже В.В.Андреев был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки.

В 1907 году стараниями Андреева в Марьино открылась школа и он стал ее попечителем. В Марьино Андреев оборудовал мастерскую для изготовления концертных инструментов (домры и балалайки), которые мастерил по своим чертежам С.И.Налимов.

В конце 1910 начале 1911 коллектив гастролировал в Америке, побывал Нью-Йорке, Филадельфии, Вашингтоне, Балтиморе, Бостоне, Чикаго и других городах.

Заголовки статей в газетах свидетельствовали о восхищении рецензентов: «Русский балалаечный оркестр чарует», «Нежная музыка причудливых балалаек», «Наконец нечто новое в музыке» и т.д.

Из России тысячами импортировались балалайки и домры. Великорусский оркестр был призван явлением международного значения.

В Америке в 1911 году выпустили грампластинку с записью Великорусского оркестра. В 1913 году ему пожаловали титул надворного советника, а в 1914 году – звание «Солиста его императорского Величества».

Осенью 1912 г. Андреев проехал с оркестром по западной, южной и центральной России. Всего себя он отдал музыке. Своей семьи у него не было, всю жизнь Василий Васильевич прожил с матерью.

8 апреля 1918 г в помещении Театра музыкальной драмы Андреевский оркестр отметил свое 30-летие большим концертом, принятым зрителем с благодарностью и бурным одобрением. Юбилей был слабо отмечен в печати.

В ночь с 24 на 25 декабря 1918 г В.В.Андреев после продолжительной болезни умер. Похоронили его на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

В 1923 году Великорусскому оркестру было присвоено имя В.В.Андреева. Насчитывается около 40 произведений В.В.Андреева для балалайки и фортепиано. Благодаря В.В.Андрееву в настоящее время имеется балалайка от тона контрабаса до пикало.

Василий Васильевич любил Тверской край, старался, чтобы земляки его владели балалайками и домрами, помогал организовать ансамбли народных инструментов. Постоянно поддерживал коллектив в Бологом – оркестр, сформировался еще 1898 году. Откликнулся Андреев на просьбу тверского земства, принявшего решение о введении в школах преподавания народной музыки (1913 г).

В Твери традиции, основанные В.В. Андреевым в обучении на народных музыкальных инструментах, продолжают музыкальные школы, музыкальное училище им.М.П. Мусоргского, культпросвет училище им. Л.Н.Львова, Университет.

В 2002 году в Твери был создан ансамбль «Губерния». Первое выступление коллектива состоялось в г. Твери в программе, посвященной юбилею газеты «Вече Твери» . В первом составе ансамбля были инструменты: балалайка прима, балалайка контрабас, домра альт, скрипка, многотембровый готово-выборный баян, ударные. С марта 2004 года ансамбль «Губерния» – это инструментальный квартет (балалайка прима, балалайка контрабас, многотембровый готово-выборный баян и домра альт) и солистка – вокалистка. Все исполнители коллектива профессиональные музыканты с высшим консерваторским образованием и опытом профессиональной концертной деятельности. Высокий профессиональный уровень исполнительства ансамбль неоднократно подтверждал победами на Международных и Всероссийских конкурсах, выступлениями с концертами в самых престижных залах г. Москвы (Библиотека им. Ленина, Российская академия музыки им. Гнесиных), а также в залах Тверской академической филармонии и Тверского музыкального училища им. М. П. Мусоргского. С большим общественным резонансом прошли гастроли коллектива в Сербии в декабре 2010 года. В 2011 году АРНИ «Губерния» награждён дипломом Лауреата I степени премии Губернатора Тверской области в сфере культуры и искусства в номинации «За достижения в области музыкального искусства». Основой творческого кредо участники коллектива считают оригинальность .

Василий Васильевич несмотря ни на какие трудности вывел народные инструменты в большое искусство. И в этом – его подвиг. В этом его великое дело!

Вопросы для самопроверки

  1. Где родился В.В.Андреев?
  2. Когда впервые познакомился с балалайкой?
  3. Какую цель поставил перед собой Андреев?
  4. Сколько раз В.В.Андреев давал концерты в Твери?
  5. В каком городе поставлен памятник балалайке?
  6. Где и когда был создан Великорусский оркестр?
  7. Где проходили гастроли Великорусского оркестра?
  8. Какое значение композитора в культурной жизни Тверского края?.
  9. Где похоронен Андреев?
  10. Кто продолжает традиции в Твери?

В. В. Андреев вошел в историю отечественной музыкальной культуры как организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов, виртуоз-исполнитель на усовершенствованной им балалайке, инициатор и непосредственный участник реконструкции большого количества русских народных инструментов, музыкально-общественный деятель и истинный патриот своей страны. Василий Васильевич Андреев был поистине одержим любовью к народному искусству – песням, танцам и игре на музыкальных инструментах. С детских лет он испытывал неодолимое влечение к народу. Чувство это, по собственному его признанию, росло вместе с ним и, хотя родители дали мальчику вполне светское образование, обучали языкам, игре на фортепиано и скрипке, Василий Андреев остался верен музыкальному искусству своего народа до последних дней.

В один из тихих летних вечеров, которые Андреев проводил в фамильном имении Марьино, что неподалёку от города Бежецка, он впервые услышал балалайку. Как вспоминал Василий Васильевич, он вдруг услышал неведомые для него звуки. Было ясно слышно, что играют на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, сначала в довольно медленном темпе, а потом всё быстрее и быстрее. Следуя за этими звуками, Андреев увидел, наконец, того игрока. На ступенях крыльца сидел работник Антип и играл на… балалайке. Присмотревшись внимательно, как играл крестьянин, и, взяв у него несколько уроков, Андреев решил играть на балалайке сам и довести игру на ней до совершенства! Для этого благородного дела, ему пришлось реконструировать инструмент, усовершенствовав его форму и качество материалов из которых была изготовлена балалайка. уже через несколько месяцев он играл на балалайке перед столичной публикой. После его блестящего выступления, в петербургских салонах только и разговоров было, что об Андрееве и его балалайке.

Андреев активно работал над усовершенствованием балалайки, над обогащением её технических возможностей и репертуара. Он и его ученики с блеском исполняли на балалайке не только народные песни и наигрыши, а также переложения классических произведений, но и оригинальные произведения для балалайки, которые в большом количестве выходили из-под пера Василия Васильевича. В числе произведений, написанных им для балалайки необходимо также отметить большое количество жанровых зарисовок и произведений танцевального характера. Василий Васильевич пошёл по пути превращения жанров вальса и мазурки из чисто прикладных, в концертные пьесы программного характера с неизменным показом технических возможностей инструмента. Одних только вальсов им написано больше 20-ти. Андреев настолько талантливо использовал разнообразные приёмы и динамические возможности инструмента, что каждое его произведение совершенно неповторимо, с легко запоминающимися мелодиями и оригинальными ритмическими находками.

Популярность Андреева ширилась с каждым его выступлением. К нему часто обращались с просьбами научить играть на балалайке. Андреев, конечно, не обладал достаточным количеством времени и сил, чтобы удовлетворить все эти просьбы, поэтому был вынужден написать в 1887 году совместно с П. К. Селиверстовым, известным музыкальным деятелем «Школу игры на балалайке».

Впоследствии, в 1891-м году Андреев организовал кружки балалаечников среди солдат Петербургского гарнизона. Василий Васильевич не просто учил их играть на балалайке, но и прививал им любовь к народной музыке, а те, отслужив, возвращались в родные места и учили балалаечному искусству своих односельчан. Так распространялась по всей стране слава о балалайке. Популярность Андреева ширилась с каждым его выступлением. К нему часто обращались с просьбами научить играть на балалайке. Андреев, конечно, не обладал достаточным количеством времени и сил, чтобы удовлетворить все эти просьбы, поэтому был вынужден написать в 1887 году совместно с П. К. Селиверстовым, известным музыкальным деятелем «Школу игры на балалайке».

В 1891-м году Андреев организовал кружки балалаечников среди солдат Петербургского гарнизона. Василий Васильевич не просто учил их играть на балалайке, но и прививал им любовь к народной музыке, а те, отслужив, возвращались в родные места и учили балалаечному искусству своих односельчан. Так распространялась по всей стране слава о балалайке.

Андреев, заинтересовавшись балалайкой, решил в дальнейшем реконструировать и другие русские народные инструменты. Таким образом, ему удалось найти в заброшенной деревне Вятской губернии «круглую балалайку», которая являлась уцелевшим после средневековых гонений русским народным музыкальным инструментом — домрой. В итоге, Андреев решил и этот инструмент привести в более профессиональный вид и дать ему новую жизнь. Современная домра, создателем которой является Андреев, это профессиональный виртуозный и очень популярный инструмент.

В процессе педагогической работы и совместной игры с учениками, у Андреева родилась мысль создать коллектив балалаечников — балалаечный ансамбль. 20 марта 1888 года состоялось первое публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках» под руководством В. В. Андреева. В состав ансамбля вошли новые оркестровые варианты балалаек от маленькой, тоненькой пикколо, до густых, мощных басов и контрабасов. Концерт вызвал большой резонанс. А уже осенью 1889 года «Кружок любителей игры на балалайках» выступил с концертами в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже. Успех был просто оглушительный!

В 1896 году появился первый оркестр русских народных инструментов, созданный Василием Васильевичем Андреевым. В его состав вошли кроме балалаек, также и домры различных размеров и щипковые гусли. Позднее в оркестр Андреев ввёл различные народные духовые и ударные инструменты, что, несомненно, обогатило художественные возможности оркестра, придало ему те краски, которыми музыканты смогли создать прекраснейшие музыкальные полотна. Осенью 1908 года начался период блистательных зарубежных гастролей Великорусского оркестра под управлением Андреева. Германия, Англия, Франция, Соединённые Штаты Америки. И всё это за четыре года. Если добавить сюда многочисленные концерты в Петербурге и Москве за время короткого пребывания в России между зарубежными поездками, то картина интенсивной творческой жизни оркестра будет полной. С оркестром в концертах с удовольствием выступали знаменитые певцы — Надежда Плевицкая, Елена Катульская, Владимир Касторский. Для оркестра писали сочинения такие известные композиторы, как Александр Глазунов, Николай Фомин. Знаменитая актриса Сара Бернар плакала от восхищения, вызванного выступлением оркестра. А Фёдор Иванович Шаляпин искренне гордился знакомством с оркестром и его основателем – Василием Васильевичем Андреевым. Пётр Ильич Чайковский, после выступления Андреевского оркестра, воскликнул «Что за чудо эти балалайки!»

В 1918 году Андреев был направлен с концертами на Северный Фронт. Играя перед бойцами в сильнейший мороз в одном лишь лёгком фраке, Андреев внезапно заболел и скончался 26 декабря 1918-го года.

Геннадий Иванов - "Знаменитые и известные Бежечане"

1861 - 1918

Еще при жизни Василий Васильевич Андреев вошел в знаменитый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Словарь этот до сих пор пользуется репутацией фундаментальной энциклопедии. Но вот что писали в этом словаре в самом начале прошлого века об Андрееве, и он сам читал эти слова о себе:

«Андреев Василий Васильевич, виртуоз-балалаечник. Родился в 1861 году в г. Бежецке Тверской губернии. В 1881 году занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов и образовал в Санкт-Петербурге из любителей игры на них так называемый великорусский оркестр из струнных (домры четырех различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка - род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры - род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен). Большинство этих инструментов (домры, балалайки, накры), как показывают уже их имена, совсем не великорусского, а восточного, азиатского (турецко-татарского) происхождения, притом далеко не особенно древнего (например, балалайка не восходит далее начала XVIII или конца XVII века). После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный, но монотонный и скоро приедающийся колорит, в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной легкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, обычно весьма невысокого музыкального достоинства, редко оригинальные композиции в роде вальсов и т.п. салонных сочинений, совсем уже не «великорусского» пошиба). Виртуозно владея техникой игры на балалайке, Андреев выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершает со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел недавно огромный успех), а также заведует постановкой обучения игре на «великорусских» инструментах в войсках гвардии».

С одной стороны, авторы энциклопедии удостоили Андреева своим вниманием, а с другой, в короткой справке сколько скрытой иронии и даже враждебности. И инструменты-то не русские, и слово «великорусский» все время как-то передергивается, и музыка-то имеет «монотонный колорит»...

Василий Васильевич всю жизнь вел принципиальные споры с многочисленными противниками своего дела. Критических выпадов в его адрес было предостаточно.

Но обо всем по порядку.

В Бежецке сегодня все знают, кто такой Василий Васильевич Андреев - создатель первого оркестра русских народных инструментов, музыкант-просветитель, реконструктор ряда русских народных инструментов, неутомимый пропагандист русского музыкального искусства... Многие покажут дом, в котором родился Андреев, он, слава Богу, сохранился. Многие были в музее Андреева. Теперь вот памятник знаменитому музыканту появился рядом с музеем. В Твери недавно вышла хорошая книга о жизни Василия Васильевича и продается в музее, и, видимо, кто интересуется, прочитал ее. Так что я не буду повторяться и постараюсь рассказать о нашем земляке, обращаясь к более редким изданиям. К материалам самого Андреева.

Великий музыкант-самоучка родился в семье почетного гражданина города Бежецка, купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки Софьи Михайловны 3(15 по новому стилю) января 1861 года. Отец умер через год, мальчика растил отчим - Нил Николаевич Сеславин. В 1872 году семья переехала в Петербург. Мальчик рано начал тянуться к музыке. «14 лет от роду я играл самоучкой ни 12 инструментах, не зная ни одной ноты», - писал Василий Васильевич в воспоминаниях.

Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали две встречи, одна - в 1883 году в селе Марьино Вышневолоцкого уезда, где было имение Андреевых (это сравнительно недалеко от Бежецка) с балалаечником-самородком Антипом и потом через год - с балалаечником-любителем бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным, в дальнейшем Паскин будет губернским предводителем дворянства. Помещик играл блестяще, виртуозно. Послушав его, Андреев заказал для себя балалайку у бежецкого мастера Антонова.

Вот как сам А.С. Паскин вспоминал об этой встрече: «Будучи страстным любителем музыки, я слыхал и балалайку еще в руках крепостных людей моего деда, генерала Нилова. Но должен сказать, что игра приказчика и кучера не производила на меня впечатления, так как инструменты у них были весьма плохого качества, да и репертуар слишком ограничен... В один из своих приездов в Бежецк В.В. Андреев встретился со мной в доме друга моего П.А. Байера, у которого на рояле лежала балалайка. Как истинный любитель музыки, Василий Васильевич, конечно, обратил на это внимание, и мне пришлось исполнить его желание и поиграть. Впечатление у него осталось очень сильное... Тогда же он говорил, что слышал балалайку у себя в деревне, но музыкант играл левой рукой, да притом и балалайка у него была очень плохая, самодельная... После свидания со мной Василием Васильевичем была немедленно заказана балалайка столяру Антонову, который сам играл довольно порядочно».

В одном из интервью на вопрос «Каким образом у вас зародилась мысль пропагандировать балалайку?» Андреев ответил: «Около 10 лет тому назад, живя в своем имении в Тверской губернии, я, случайно услышав однажды балалайку, увлекся ею и посвятил целый год на изучение ее. Когда я затем приехал в Петербург, мою игру услыхал профессор Н. Быстров, который и уговорил меня выступить в музыкальном обществе. Мне было тогда очень жутко, но блестящий успех, выпавший тогда на мою долю, ободрил меня. Игра понравилась, и балалайка стала с тех пор быстро распространяться в городе. Тогда я бросил все и всецело посвятил себя балалайке. Она была подвергнута мной многим изменениям и усовершенствованиям, однако с сохранением принципа прототипа этого инструмента. Мной было обращено внимание на устройство лучшего резонатора и подбор балалаек по тонам. В настоящее время имеется балалайка от тона контрабаса до пикколо. Пришлось мне также с секстетом поехать в качестве концертанта за границу, и там наша игра имела также шумный успех. Теперь я даже могу высказать полную уверенность, что через несколько лет балалайка за границей найдет также большое распространение. После поездки за границу успех наш был уже обеспечен. Здесь в России во множестве стали образовываться кружки любителей».

Это интервью из «Петербургской газеты» 1898 года. К этому времени уже десять лет Андреев пропагандирует балалайку. Он сам говорит, что к этому времени уже в Петербурге насчитывается 20 тысяч любителей игры на балалайке. «Не только мужчины, но и дамы из высшего общества с большим увлечением играют на балалайке. Балалайки проникли в гимназии, лицей, правоведение, войска, везде образовываются кружки... Несложный инструмент, певучий мотив и легкость игры, не требующей продолжительной и трудной подготовки, делают его доступным массе. В три минуты я могу обучить играть на балалайке «Барыню». Но в то же время это настолько гибкий инструмент, что иногда требуется полтора года обучения для того, чтобы сыграть некоторые другие произведения. Балалайка сделалась теперь излюбленным инструментом в нашем интеллигентном обществе... Но, конечно, на успех в интеллигентном обществе я смотрю как на нечто скоропреходящее. Балалайке место не здесь. А в народе, в который она и будет занесена через отслуживших свои сроки солдат, у которых теперь организовано правильное обучение игре на балалайках».

О солдатах надо сказать особо. Это трудно сегодня представить, но Андреев добился, чтобы в армии было введено обучение игре на балалайке. Тысячи и тысячи мужчин, возвращались из армии домой, научившись хорошо играть на этом инструменте. Андреев считал, что «музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение ее в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными. Когда рабочий день кончен, что остается у труженика деревни или фабричного поселка? Только одно - беспросыпное пьянство. Взгляните теперь, как расцветают фабричные оркестры балалаечников и какой живой струей это музыкальное течение влилось в серую фабричную жизнь. Появились самоучки и таланты, явился дух соревнования. Фабричные оркестры пользуются большим успехом у местного населения, доказывая, что музыка так же отвечает запросам народа, как и интеллигенции».

Популярность балалайки растет. Ее заметили даже в салонах, о ней стали писать поэты. Вот, например, Федор Сологуб пишет в 1902 году:

Балалайка моя,
Утешайка меня,
Балалаечка!
У меня ли была,
И жила, и цвела
Дочка Раечка.
Пожила, умерла,
И могила взяла
Дочку Раечку,-
Ну и как мне не пить,
Ну и как не любить
Балалаечку!
Что взгляну на мою
Балалаечку,
То и вспомню мою
Дочку Раечку.

Обучение людей в армии Андреев считал очень удобным, очень организованным. Научился - демобилизовался - теперь и сам играй и других учи, пусть все облагораживаются. А музыка облагораживает.

Андреев добился учреждения в войсках штата преподавателей игры на балалайке, а сам он был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии».

И до Андреева на балалайках играли. Но это считалось чем-то примитивным, мужицким, этнографическим. Хороший музыкальный мастер считал для себя оскорблением просьбу сделать балалайку. Артист cчитал за унижение выступать в концерте с балалаечниками. А вот благодаря фанатической настойчивости и таланту Андреева, его неуемной энергии балалайка не только стала уважаемой, но и будет основой оркестра. Андреев «создал новую область музыкального творчества - русское народно-инструментальное искусство письменной традиции - явление уникальное не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре, так как представляет собой особый сплав элементов фольклорного и профессионально-академического искусства». Это слова исследователя творчества Андреева М. И. Имханицкого. Постараюсь больше не углубляться в такие специальные характеристики, но суть понятна: была просто балалайка, играл мужик на завалинке. Пришел Андреев - и появились ноты для балалайки, сотни переработок для балалайки, оркестры появились не симфонические, привычные, а из народных инструментов, которые исполняют и народную музыку, и классическую, и сам Шаляпин запоет под этот оркестр. И Европа, и Америка ахнут, услышав такое. Андреев так организует игру балалаек, домр, гуслей, что иностранная публика станет говорить не только об особой красочности звучания инструментов, но и об особой красоте и загадочности русской души.

Сегодня мы можем видеть, например, в Бежецке, что народные инструменты в чести, игре на них обучают в детской музыкальной школе, оркестры народных инструментов выступают на сценах, ездят на гастроли, получают призы. Но так было не всегда. Были гонения на исполнителей на домрах, балалайках, гуслях - скоморохов, игравших на них, преследовали. Патриарх Никон (XVII век) велел собрать и сжечь все народные инструменты, они считались бесовскими, языческими. Под страхом наказания запрещалось звать скоморохов с домрами, балалайками, гуслями и волынками на свадьбы. Но народ все равно сохранял свои народные инструменты, игрой на которых он выражал свои чувства и настроения. Сохранял под спудом. И словно ждал такого человека, как Андреев, который придет и даст настоящую битву предрассудкам и рутинерству. Андреев, несмотря на непонимание, злобное недоброжелательство, на финансовые затруднения, вывел народные инструменты в большое искусство. Вот в этом - его подвиг. В этом - его великое дело.

Андрееву приходилось много сил тратить даже на то, чтобы объяснить, что инструменты эти исконно русские. Тем же авторам энциклопедии Брокгауза и Ефрона, которые иронизировали, что оркестр великорусский, а инструменты не русские, а татарские. Русские они, самые что ни на есть русские - пишет Андреев одну за другой статьи, доказывая это.

«Когда я начинал свою работу для создания Великорусского оркестра, я чувствовал себя, как одинокий человек в первобытном лесу, прокладывающий новую дорогу. Надо было вырабатывать размеры каждого инструмента, входящего в состав оркестра, усовершенствовать их в звуковом отношении, сохранить в неприкосновенности их народные черты и, в особенности, выработать приемы игры на них. Наконец, позаботиться о литературе, которой не существовало, привлечь исполнителей и сотрудников, добыть средства для их вознаграждения, выработать ансамбль. Решительно все надо было вновь создавать, а главное, бороться с полным недоверием и жестокими предрассудками против самого названия инструмента «балалайка», которое столетие служило синонимом антимузыкальности и так незаслуженно оскорбляло чувство национального достоинства. Но с помощью многих долголетних сотрудников мне удалось это глубоко народное искусство поставить на должную, по праву принадлежащую ему высоту и направить на верный путь. Искусство объединяет, а «в единении - сила», и чем больше, чем шире будет распространяться музыка по лицу земли родной, тем лучше». Так писал Василий Васильевич Андреев.

Порой он отчаивался, когда упирался в глухую стену непонимания. В одну из таких минут отчаяния написал письмо Льву Николаевичу Толстому: «Скажите мне, граф, продолжать ли этот труд, а главное, верный ли он, по Вашему мнению. Стоит ли отдавать ему все способности, время и средства? Нужна ли народу его песня и может ли по образцам этой песни, передаваемой в совершенстве балалайкой, развиться его музыкальность?..»

Толстой ответил: «Милостивый государь Василий Васильевич! Я думаю, что Вы делаете очень хорошее дело, стараясь удержать в народе его старинные, прелестные песни. Думаю, что и путь, избранный Вами, приведет Вас к цели, и потому желаю успеха Вашему делу. С совершенным уважением готовый к услугам Л.Толстой. 20 марта 1896 года».

«После этого письма я уже минуты не сомневался, что стою на верном пути, а главное, сочувствие Толстого восстановило мою энергию и веру в себя».

В России заслуги Андреева признали в полной мере только после огромного успеха Великорусского оркестра за границей.

А за границей поначалу были настроены скептически. Вот в Англии первый концерт оркестра. Выходит Андреев, занимает место дирижера. Раздались два-три поощрительных хлопка, пока никаких аплодисментов. Мол, посмотрим, послушаем. Пошел первый номер программы. По окончании его какой-то шепот пошел по залу. Аплодисментов никаких. После второго номера публика зашевелилась, раздались аплодисменты. Потом все больше и больше слушатели проникались, а после исполнения «Эй, ухнем» наступила сначала гробовая тишина, а потом началась просто буря аплодисментов. Англичане, сдержанные англичане требовали повторить. Андреев не знает, что делать. Ему режиссер перед началом концерта сказал, что здесь не вызывают на повтор и повторов не будет. Что делать? Подбегает режиссер и просит срочно повторить на «бис». Занавес распахивается - и снова звучит наша великая волжская песня... Английские музыкальные критики подняли в газетах оркестр Андреева на небывалую высоту. Срочно переписывается контракт, оркестру продлевают пребывание в Англии. К Андрееву приходят английские музыканты, просят дать ноты некоторых русских народных песен. Во всех самых фешенебельных ресторанах начинает звучать русская музыка. При появлении Андреева в ресторане тут же начинают играть «Эй, ухнем».

Вот как очевидец описывает последний концерт Великорусского оркестра в Англии: «При появлении оркестра на сцене в последнюю субботу раздались нескончаемые аплодисменты. Пока Андреев раскланивался, он стоял буквально под непрерывным дождем цветов. Затем начались подношения. Театр гудел. Когда, наконец, Андреев встал на возвышение и хотел начать свою программу, внезапно театральный оркестр заиграл русский гимн... Пятитысячная толпа неумолчно аплодировала во все время исполнения русского гимна, он был повторен три раза, когда, наконец, публика несколько успокоилась и стала занимать места. Андреев, обернувшись к публике лицом, начал играть английский гимн. На сцену полетели опять цветы. Весь театр пел, аплодисменты покрывали голоса и оркестр... В этот вечер в предвидении оваций программа была не особенно большая. По окончании всех номеров Андреев выходил несколько раз на аплодисменты и после четвертого или пятого вызова взошел на возвышение и, опять обернувшись лицом к публике, начал играть прощальную песню. Тишина в зрительном зале. Как будто никто не узнал первых звуков. Но через несколько мгновений произошло что-то такое, чего нет возможности описать. Что-то похожее на прорвавшуюся чудовищно-огромную плотину, на рев бури огласило весь театр. Крики, свист, аплодисменты - все слилось в какой-то общий хаос. А когда на половине исполнения этой песни оркестром Андреева взмахнул палочкой и г. Ля Рондель, капельмейстер театрального оркестра, и присоединился с последним к Андрееву, и в воздухе витали две дирижерские палочки, то казалось, вот-вот разрушится все здание театра и обломки его смешаются с неистовавшей толпой. Что это был за момент! Немудрено, что среди этого торжества мелькали носовые платки около глаз плачущих. Какое единение сердец. Это чувствовалось. Вся атмосфера театра дышала дружбой и братством». Это воспоминания Ю.А. Мансфельда, секретаря и переводчика Андреева во время гастролей Великорусского оркестра в Англии в 1909 - 1910 годах.

Это только в Англии. А были столь же триумфальные гастроли во Франции, в Германии, в Америке. Во Франции Андреева наградили орденом Почетного легиона и золотой медалью. В Америке в 1911 году выпустили грампластинку с записью Великорусского оркестра. Кстати, в этом же году в оркестре Андреева впервые выступил с соло на балалайке десятилетний Ника Осипов, будущий знаменитый музыкант, имя которого носит оркестр народных инструментов имени Н.П. Осипова.

Прекрасно прошли концерты оркестра Андреева с участием знаменитой певицы Надежды Плевицкой в Москве. Гастроли Велирусского оркестра по России всегда проходили замечательно.

Надо сказать, что название оркестру - Великорусский - Андреев дал по составу инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии, или древнему государству Московскому. Была ведь еще Малороссия - это юг, окраина (Украина) России. Была еще Белая Русь.

Великорусский оркестр родился из Кружка любителей игры на балалайках. У него были свои успехи. Он гастролировал по России, был даже на гастролях во Франции. Но в в 1896 году Андреев понял, что кружок перерос свои рамки, надо преобразовывать его в серьезный оркестр.

Андреев всего себя отдал музыке. Нужны были неимоверные силы, беспредельное здоровье, чтобы работать так много, как он. Но, надо сказать, что он здоровьем и крепким характером был в мать. Софья Михайловна, по воспоминаниям современников, в семьдесят с лишним лет танцевала мазурку и ездила верхом, как гусар. Она отличалась независимостью суждений, могла публично на балу так «отбрить» губернатора (это вспоминает писатель Леонид Ленч, отец которого играл в оркестре Андреева), что тот не знал куда деться. «Своего Васеньку она боготворила». Василий Васильевич с матерью и прожил всю жизнь. Своей семьи у него не было. Он весь был в музыке.

Вот, кстати, еще штрих из воспоминаний Ленча. Это его псевдоним, а фамилия - Попов. «Андреев был влюблен в Россию, в русский народ, в русское искусство. Он даже одевался летом в русский кафтан старинного покроя, накинутый на плечи, в русскую алую или белую рубаху с цветным шелковым пояском, и шаровары и высокие сапоги. На голове - шапки того фасона, который щеголи сейчас называют «опричник». В Марьинском парке он построил для себя по рисунку Рериха (а, может быть, Врубеля) «Избушку на курьих ножках» - очаровательное бревенчатое гнездышко. В этой избушке он любил принимать гостей. Стульев не было полагалось сидеть на лавках. Но Андреев не был «квасным патриотом и надутым поклонником стиля «рюс». Его «русский дух» был органичным и естественным выражением его влюбленности в Россию».

Таким запомнил Ленч Андреева в деревне, в имении. А вот каким он был в Петербурге. Это уже вспоминает П.А. Оболенский, дирижер одного из первых оркестров народных инструментов из рабочих: «Петербургское общество считало Василия Васильевича образцом мужской элегантности. Шаляпин часто говорил, что носить костюм он научился у Андреева. Пластичность и умение почти «по балетному» владеть жестами очень помогали Андрееву как дирижеру. Он обладал каким-то магическим влиянием на свой оркестр. Как сейчас вижу совсем близко на репетиции его красивый жест, выразительную мимику. Вот нахмуривает бровь, пристальный взгляд в сторону басовых домр - и из-под рук виртуоза оркестра Мамерса полились чарующие бархатные звуки налимовской домры...»

С. И. Налимов - «балалаечный Страдивари» в коллективе Андреева. Он создал непревзойденные и по сей день образцы русских народных щипковых инструментов.

25-летний юбилей Великорусского оркестра отмечали в 1913 году в большом зале Мариинского театра в Петербурге. От рабочих Путиловского завода до крупнейших музыкальных деятелей - все поздравляли Андреева. Хорошо сказал Шаляпин: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку-балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...»

Шаляпин и Андреев были близкими друзьями. Когда Андреев умер, а это произошло во время гастролей в 1918 году на Северный фронт Красной Армии, то Шаляпин глубоко скорбел. Приехал на похороны в Александро-Невской лавре, был на отпевании, потом долго стоял и смотрел в лицо Андреева и все говорил: «Вася, Вася! Что же ты сделал, что?» Поцеловал Андреева в лоб, погладил с нежностью его по голове и с глазами полными слез отошел в сторону.

Надо сказать, что Андреев сразу принял Октябрьскую революцию. Ему казалось, что теперь силы народные будут раскрепощены, и открывается широкая дорога перед деятельностью таких людей, как он сам. Он предложил переименовать оркестр в «Первый народный государственный оркестр». Начал много ездить с выступлениями перед красноармейцами. Бойцы даже пишут письма советскому правительству с благодарностью за возможность услышать «оркестр под управлением товарища Андреева».

Один из поэтов уже новой эпохи Виссарион Саянов напишет о балалайке стихи, которые прямо не посвящены Андрееву, но вполне могли бы быть посвящены его памяти:

Три струны всего у балалайки,
Но широк ее размах большой,
Взмах руки, и пролетают чайки
С набежавшей песенной волной.
Парень укорачивает струны,
Прижимает крепко их к ладам,
И плывет напев простой и юный
По окрестным паркам и садам.
Слушаю его и молодею,
Прохожу по саду налегке,
Все-то, видно, знает и умеет
Парень с балалайкою в руке.
Дай и мне к струне твоей певучей,
Прикоснуться медленной рукой,
Может, прозвучит еще получше
Песенка, придуманная мной.

1949 год

В заключение необходимо сказать, что традиции народного искусства во многом благодаря Андрееву, а, может, исключительно благодаря ему, активно развиваются в Бежецке. Некоторые музыканты приезжают в Бежецк из других краев и областей, чтобы здесь вдохновляться и расти как музыканты. Остаются здесь жить, преподают. А детские бежецкие оркестры народных инструментов часто занимают первые места на различных фестивалях и конкурсах. Надо держать марку: Бежецк - родина Андреева.