Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Трагичная история жизни художника поля гогена. Самые красивые картины поля гогена

Трагичная история жизни художника поля гогена. Самые красивые картины поля гогена

«Невезение преследует меня с самого детства. Я никогда не знал ни счастья, ни радости, одни напасти. И я восклицаю: «Господи, если ты есть, я обвиняю тебя в несправедливости и жестокости», — писал Поль Гоген, создавая свою самую знаменитую картину «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?». Написав которую, он предпринял попытку самоубийства. Действительно, над ним будто бы висел всю жизнь какой-то неумолимый злой рок.

Биржевой маклер

Все началось просто: он бросил работу. Биржевому маклеру Полю Гогену надоело заниматься всей этой суетой. К тому же в 1884 году Париж погрузился в финансовый кризис. Несколько сорванных сделок, пара громких скандалов – и вот Гоген на улице.

Впрочем, он давно уже искал повод погрузиться с головой в живопись. Превратить это свое давнее хобби в профессию.

Конечно, это была полнейшая авантюра. Во-первых, Гогену было далеко еще до творческой зрелости. Во-вторых, новомодные импрессионистские картины, которые он писал, не пользовались у публики ни малейшим спросом. Поэтому закономерно, что через год своей художнической «карьеры» Гоген уже основательно обнищал.

В Париже стоит холодная зима 1885-86 года, жена с детьми уехала к родителям, в Копенгаген, Гоген голодает. Чтобы хоть как-то прокормиться, работает за гроши расклейщиком афиш. «Что действительно делает нужду ужасной - она мешает работать, и разум заходит в тупик, – вспоминал он позже. – Это прежде всего относится к жизни в Париже и прочих больших городах, где борьба за кусок хлеба отнимает три четверти вашего времени и половину энергии».

Именно тогда у Гогена возникла идея уехать куда-нибудь в теплые страны, жизнь в которых представлялась ему овеянной романтическим ореолом первозданной красоты, чистоты и свободы. К тому же он полагал, что там почти не надо будет зарабатывать на хлеб.

Райские острова

В мае 1889 года, слоняясь по огромной Всемирной выставке в Париже, Гоген попадает в зал, уставленный образцами восточной скульптуры. Осматривает этнографическую экспозицию, наблюдает ритуальные танцы в исполнении грациозных индонезиек. И с новой силой загорается в нем идея уехать прочь. Куда-нибудь подальше из Европы, в теплые края. В одном из его писем того времени читаем: «Весь Восток и запечатленная золотыми буквами в его искусстве глубокая философия, все это заслуживает изучения, и я верю, что обрету там новые силы. Современный Запад прогнил, но человек геркулесова склада может, подобно Антею, почерпнуть свежую энергию, прикоснувшись к тамошней земле».

Выбор пал на Таити. Изданный министерством колоний официальный справочник, посвященный острову, рисовал райскую жизнь. Вдохновленный справочником, Гоген в одном из писем того времени сообщает: «Вскоре я уезжаю на Таити, маленький островок в Южных морях, где можно жить без денег. Я твердо намерен забыть свое жалкое прошлое, писать свободно, как мне хочется, не думая о славе, и в конце концов умереть там, забытым всеми здесь в Европе».

Одно за другим шлёт он прошения в правительственные инстанции, желая получить «официальную миссию»: «Я хочу, – писал он министру колоний, – отправиться на Таити и написать ряд картин в этом краю, дух и краски которого считаю своей задачей увековечить». И в конце концов эту «официальную миссию» он получил. Миссия обеспечивала скидки на недешевый проезд до неблизкого Таити. И только.

К нам едет ревизор!

Впрочем, нет, не только. Губернатор острова получил из министерства колоний письмо об «официальной миссии». В итоге первое время Гогену был обеспечен там весьма хороший прием. Местные чиновники подозревали даже поначалу, что никакой он вовсе не художник, а скрывающийся под маской художника инспектор из метрополии. Его даже приняли в члены «Сёркл Милитер», мужского клуба для избранных, куда обычно брали только офицеров и высших чиновников.

Но длилась вся эта тихоокеанская гоголевщина недолго. Гоген не сумел поддержать это первое впечатление. По свидетельству современников, одной из главных черт его характера была некая странная надменность. Он часто казался высокомерным, заносчивым и самовлюбленным.

Биографы полагают, что причиной этой самоуверенности была нерушимая вера в свой талант и призвание. Твердое убеждение, что он – великий художник. С одной стороны, эта вера всегда позволяла ему быть оптимистом, выдерживать самые тяжкие испытания. Но эта же вера была и причиной многочисленных конфликтов. Гоген частенько наживал себе врагов. И вот именно это стало происходить с ним вскоре после его приезда на Таити.

Вдобавок довольно быстро выяснилось, что как художник он – весьма своеобразен. Первый же заказанный ему портрет произвел ужасное впечатление. Загвоздка крылась в том, что Гоген, желая не отпугнуть людей, попытался быть проще, то есть – работал в сугубо реалистической манере, а потому придал носу заказчицы натуральный красный цвет. Заказчица посчитала это издевательской карикатурой, упрятала картину на чердак, а по городу разнесся слух, будто у Гогена нет ни такта, ни дарования. Естественно, после этого никто из обеспеченных жителей таитянской столицы не хотел стать его новой «жертвой». А ведь он делал большую ставку на портреты. Надеялся, что это станет для него главным источником дохода.

Разочарованный Гоген писал: «Это была Европа - Европа, от которой я уехал, только еще хуже, с колониальным снобизмом и гротескным до карикатурности подражанием нашим обычаям, модам, порокам и безумствам».

Плоды цивилизации

После случая с портретом Гоген решил как можно скорее покинуть город, и осуществить, наконец, то, ради чего обогнул половину земного шара: изучать и писать настоящих, неиспорченных дикарей. Дело в том, что Папеэте, столица Таити, крайнее разочаровала Гогена. В сущности, он опоздал сюда лет на сто. Миссионеры, торговцы и прочие представители цивилизации уже давно сделали свое омерзительное дело: вместо красивого селения с живописными хижинами Гогена встретили шеренги лавок и кабаков, а также безобразные, неоштукатуренные кирпичные дома. Полинезийцы ничуть не походили на голых Ев и диких Геркулесов, которых представлял себе Гоген. Их успели уже как следует отцивилизовать.

Все это стало для Коке (так называли Гогена таитяне) серьезным разочарованием. И когда он узнал, что если убраться из столицы, то можно еще обнаружить на окраинах острова прежнюю жизнь, он, разумеется, стал стремиться это сделать.

Однако отъезд состоялся не сразу, Гогену помешало непредвиденное обстоятельство: болезнь. Очень сильное кровоизлияние и сердечные боли. Все симптомы указывали на сифилис во второй стадии. Вторая стадия означала, что Гоген заразился много лет назад, еще во Франции. А тут, на Таити, течение болезни было лишь ускорено бурной и далеко не здоровой жизнью, которую он стал вести. А, надо сказать, что расплевавшись с чиновничьей элитой, он всецело окунулся в простонародные развлечения: регулярно посещал вечеринки бесшабашных таитян и так называемый , где можно было всегда без проблем найти себе красотку на час. При этом, конечно же, для Гогена общение с туземцами было в первую очередь отличной возможностью наблюдать и зарисовывать все то новое, что он видел.

Пребывание в больнице стоило Гогену 12 франков в день, деньги таяли, как лёд в тропиках. В Папеэте вообще стоимость жизни оказалась выше, чем в Париже. Да и Гоген – любил жить на широкую ногу. Все привезенные из Франции деньги кончились. Новых доходов не предвиделось.

В поисках дикарей

Как-то в Папеэте Гоген познакомился с одним из областных вождей Таити. Вождь отличался редкой лояльностью к французам и свободно говорил на их языке. Получив приглашение пожить в подчиненной своему новому другу области Таити, Гоген с радостью согласился. И не прогадал: то была одна из самых красивых областей острова.

Гоген поселился в обычной таитянской хижине из бамбука, с лиственной крышей. Первое время он был счастлив и написал два десятка картин: «Было так просто писать вещи такими, какими я их видел, класть без намеренного расчета красную краску рядом с синей. Меня завораживали золотистые фигуры в речушках или на берегу моря. Что мешало мне передать на холсте это торжество солнца? Только закоренелая европейская традиция. Только оковы страха, присущего выродившемуся народу!»

К сожалению, долго такое счастье продолжаться не могло. Вождь не собирался брать художника на баланс, а европейцу, не владеющему землей и не знающему таитянского земледелия, прокормиться было в этих краях невозможно. Он не умел ни охотиться, ни ловить рыбу. И даже если бы со временем научился, то все его время уходило бы на это, – ему бы просто было некогда писать.

Гоген оказался в финансовом тупике. Денег реально ни на что не хватало. В итоге он вынужден был просить, чтобы его отправили домой за государственный счет. Правда, пока прошение шло с Таити во Францию, жизнь вроде бы стала налаживаться: Гоген умудрился-таки получить кое-какие заказы на портреты, а также обзавестись супругой – четырнадцатилетней таитянкой по имени Теха’амана.

«Я снова начал работать, и мой дом стал обителью счастья. По утрам, когда всходило солнце, мое жилье наполнялось ярким светом. Лицо Теха’аманы сияло, словно золотое, озаряя все вокруг, и мы шли на речку и купались вместе, просто и непринужденно, как в садах Эдема. Я больше не различал добра и зла. Все было прекрасно, все было замечательно».

Полный провал

Дальше была нищета вперемежку со счастьем, голод, обострение болезни, отчаянье и эпизодическая финансовая подпитка от продажи картин на родине. С большим трудом Гоген возвращается во Францию, дабы устроить большую персональную выставку. До самого последнего момента он был уверен, что его ожидает триумф. Ведь он привез с Таити несколько десятков поистине революционных картин – так до него не писал еще ни один художник. «Вот теперь я узнаю, было ли с моей стороны безумием ехать на Таити».

И что же? Равнодушные, презрительные лица недоумевающих обывателей. Полный провал. Он уехал в далекие края, когда посредственность отказалась признать его гений. И надеялся по возвращении предстать во весь рост, во всем своем величии. Пусть мое бегство – поражение, говорил он себе, но возвращение будет победой. Вместо этого возвращение нанесло ему лишь новый сокрушительный удар.

В газетах картины Гогена назвали «измышлениями больного мозга, надругательством над Искусством и Природой». «Если хотите позабавить своих детей, пошлите их на выставку Гогена», – писали журналисты.

Друзья Гогена всячески уговаривали его не поддаваться естественному порыву, не уезжать тотчас обратно в Южные моря. Но тщетно. «Ничто не помешает мне уехать, и я останусь там навсегда. Жизнь в Европе – какой идиотизм!» Он будто бы позабыл обо всех тех лишениях, которые еще недавно испытывал на Таити. «Если все будет в порядке, я уеду в феврале. И тогда я смогу закончить свои дни свободным человеком, мирно, без тревоги за будущее, и не надо больше воевать с болванами… Писать не буду, разве что для своего удовольствия. У меня будет деревянный резной дом».

Невидимый враг

В 1895 году Гоген снова уехал на Таити и снова поселился в столице. Вообще-то он собирался в этот раз на Маркизские острова, где надеялся найти более простую и легкую жизнь. Но его мучила все та же так и не долеченная болезнь, и он выбрал Таити, где, по крайней мере, была больница.

Болезнь, нищета, отсутствие признания, эти три составляющие злым роком висели над Гогеном. Оставленные для продажи в Париже картины никто не хотел покупать, а на Таити он и вовсе никому был не нужен.

Окончательно сломило его известие о внезапной смерти девятнадцатилетней дочери – возможно, единственного существа на земле, которое он по-настоящему любил. «Я до того привык к постоянным несчастьям, что первое время ничего не чувствовал, – записал Гоген. – Но постепенно мой мозг ожил, и с каждым днем боль проникала все глубже, так что сейчас я совершенно убит. Честное слово, можно подумать, что где-то в заоблачных сферах у меня есть враг, который решил не давать мне ни минуты покоя».

Здоровье ухудшалось с той же скоростью, что и финансовые дела. Язвы распространились по всей больной ноге, а затем перешли и на вторую ногу. Гоген втирал в них мышьяк, до самых колен обматывал ноги бинтами, но болезнь прогрессировала. Потом у него вдруг воспалились глаза. Правда, врачи уверяли, что это не опасно, но писать он в таком состоянии не мог. Только подлечили глаза – нога разболелась до того, что он не мог ступать на нее и слег. От болеутоляющих он тупел. Если же пробовал подняться, начинала кружиться голова, и он терял сознание. Временами поднималась высокая температура. «Невезение преследует меня с самого детства. Я никогда не знал ни счастья, ни радости, одни напасти. И я восклицаю: «Господи, если ты есть, я обвиняю тебя в несправедливости и жестокости». Понимаешь, после известия о смерти бедняжки Алины я больше ни во что не мог верить, лишь горько смеялся. Что толку от добродетелей, труда, мужества и ума?»

Люди старались не подходить к его дому, думая, что у него не только сифилис, но и неизлечимая проказа (хотя это было не так). Вдобавок ко всему его стали одолевать сильнейшие сердечные приступы. Он страдал от удушья и харкал кровью. Казалось, он действительно был подвержен какому-то страшному проклятию.

В это время, в перерывах между приступами головокружения и невыносимых болей медленно создавалась картина, которую потомки назвали его духовным завещанием, легендарная «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».

Жизнь после смерти

О серьезности намерений Гогена говорит тот факт, что принятая им доза мышьяка была просто убойной. Он действительно собирался покончить собой.

Укрылся в горах и проглотил порошок.

Но именно слишком большая доза помогла ему выжить: организм отказался ее принять, и художника вывернуло. Обессиленный Гоген уснул, а, проснувшись, кое-как дополз до дома.

Гоген молил бога о смерти. Но вместо этого – болезнь отступила.

Он решил построить большой и удобный дом. И, продолжая надеяться, что парижане вот-вот станут покупать его картины, взял очень большой кредит. А чтобы расплатиться с долгами, устроился на нудную работу мелким чиновником. Снимал копии с чертежей и планов и инспектировал дороги. Эта работа отупляла и не давала заниматься живописью.

Все изменилось внезапно. Как будто где-то на небесах вдруг прорвало плотину невезения. Внезапно он получает из Парижа 1000 франков (кое-что из картин, наконец, было продано), отдает часть долга и оставляет службу. Внезапно он находит себя как журналист и, работая в местной газете, достигает на этом поприще достаточно ощутимых результатов: играя на политическом противодействии двух местных партий, поправляет свои финансовые дела и возвращает себе уважение местных жителей. Ничего особенно радостного, правда, в этом не было. Ведь свое призвание Гоген по-прежнему видел в живописи. А из-за журналистики великий художник на два года был оторван от холста.

Но внезапно появился в его жизни человек, который сумел хорошо продавать его картины и тем самым буквально спас Гогена, позволив снова заняться своим делом. Звали его Амбруаз Воллар. В обмен на гарантированное право приобретать не глядя не меньше двадцати пяти картин в год по двести франков каждая, Воллар стал платить Гогену ежемесячный аванс в триста франков. А также за свой счет снабжать художника всем необходимым материалом. О таком соглашении Гоген мечтал всю жизнь.

Получив, наконец, финансовую свободу, Гоген решил осуществить свою старую мечту и переехать на Маркизские острова.

Казалось, все плохое закончилось. На Маркизских островах он построил новый дом (назвав его не иначе как «Веселый дом») и зажил так, как давно хотел жить. Коке много пишет, а в остальное время проводит в дружеских застольях в прохладной столовой своего «Веселого дома».

Однако счастье было недолгим: местные жители втянули «прославленного журналиста» в политические интриги, начались проблемы с властями, и в итоге он и тут нажил себе множество врагов. Да и болезнь Гогена, которая было присмирела, опять постучалась в дверь: сильная боль в ноге, перебои сердца, слабость. Он перестал выходить из дому. Вскоре боли стали невыносимыми, и Гогену в очередной раз пришлось прибегать к помощи морфия. Когда он увеличил дозу до опасного предела, то, боясь отравления, перешел на опийную настойку, от которой его все время клонило в сон. Он часами сидел в мастерской и играл на фисгармонии. А немногие слушатели, собравшись на эти щемящие звуки, не могли удержать слез.

Когда он умер, на тумбочке возле кровати стоял пустой флакон из-под опийной настойки. Возможно, Гоген, нечаянно или намеренно, принял чрезмерно большую дозу.

Через три недели после его похорон местный епископ (и один из нажитых Гогеном врагов) отправил начальству в Париж письмо: «Единственным примечательным событием здесь была скоропостижная кончина недостойного человека по имени Гоген, который был известным художником, но врагом Господа и всего благопристойного».

Поль Гоген всегда легко увлекался и расставался без сожаления. Две главные женщины в его жизни были полной противоположностью друг другу. Пышнотелая грубоватая датчанка и смуглая покладистая таитянка. С первой Гогена связывали 12 прожитых вместе лет и пятеро детей, со второй - страстный, но скоротечный «туристический» брак. Однако несмотря ни на что обе эти женщины оставили самый заметный след и в душе художника, и в его творчестве.

Нарисованный очаг

С молодой датчанкой Метте Софи Гад Поль Гоген познакомился в Париже в 1872 году. Будущий художник только недавно устроился на работу в контору биржевого маклера, а девушка работала гувернанткой детей премьер-министра Дании. В январе следующего года они обручились, а в ноябре сыграли свадьбу. Вскоре у супругов родился первый ребенок, и их дела пошли в гору. Гоген получил высокооплачиваемую работу в банке, денег с лихвой хватало и на достойную жизнь семьи, и на главное увлечение Поля - живопись. Довольно долгое время Гоген оставался лишь ценителем и коллекционером чужих произведений, но в конце концов начал писать и сам.

Cамые ранние работы Гогена:



В лесу Сен-Клу
Поль Гоген 1873, 24 × 34 см

27.11.2016

Хочешь получать мотивацию с доставкой прямо на твой почтовый ящик? Тогда можешь смело вводить свой реальный e-mail адрес, на него придет письмо с активационной ссылкой:

В возрасте 54 лет, 8 мая 1903 года от тяжелой продолжительной болезни умирает почти никому не нужный французский художник Поль Гоген . Далеко не всегда в жизни бывают хэппиэнды. Хоть ты из кожи лезь, работай без устали каждый день без выходных, хоть железно верь в свой успех и будь предан своему делу, а ничего в итоге все равно не получишь. «Неудачи преследуют меня с самого детства. Я никогда не знал ни счастья, ни радости, всегда одни только напасти. И я восклицаю: «Господи, если ты существуешь, я обвиняю тебя в несправедливости и жестокости», - писал Поль Гоген, находясь в процессе создания своей самой знаменитой картины «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», написав которую, он предпринял попытку самоубийства.

Но начнем нашу историю с далекого 1884 года, когда Париж погружается в жестокий финансовый кризис. Поль Гоген тогда работал маклером на бирже, также как и знаменитый в свое время. Сорвав несколько важных сделок подряд, наш герой оказался на улице и абсолютно не предпринял никаких попыток, чтобы вернуться назад или найти себе новую работу. На самом деле он давно ждал подходящего момента, чтобы бросить все и заняться тем, что вызывало у него искреннюю радость и страсть — живописью. Он серьезно рисковал, поскольку во-первых был всего лишь любителем, а во-вторых писал картины в новом малопопулярном импрессионистском стиле, который не пользовался спросом у обывателей. Через год своего свободного плавания Поль Гоген успел основательно обнищать.

Суровая зима 1885 года заставила его жену с детьми уехать к своим родителям в Данию, а Гогена работать рекламным расклейщиком, чтобы хоть как-то прокормиться. Он сетовал на то, что борьба за кусок хлеба лишает его сил и времени заниматься тем, что он действительно любит, он не может рисовать. Именно тогда он захотел уехать в теплые экзотические страны, которые маячили в его сознании как оплот счастья, романтики и счастливой жизни. Гуляя по всемирной выставке в Париже, наблюдая за восточной культурой, ритуальными танцами индонезиек на картинах, он твердо решил покинуть «загнивающий запад», который не признает его и не дает развернуться его широкому таланту. В качестве своего пункта назначения Поль Гоген выбрал сказочный экзотический Таити, полагая что там сможет обрести свое счастье.

В 1891 году Поль наконец-то осуществляет свою мечту, оказавшись на сказочном экзотическом острове. Но найдет ли он там свое счастье? Попав в тропический рай, Гоген обретает неслыханное вдохновение и начинает писать картину за картиной. За 1892 год художник нарисовал более 80 полотен. Получив теплый прием властей из Папеэте, которые поначалу подозревали, что это некий ревизор из метрополии, Гоген не смог сохранить за собой этот образ. В его характере читалась надменность, самовлюбленность, заносчивость и высокомерие. Биографы утверждают, что причиной этой излишней самоуверенности была несокрушимая вера в себя и свой талант . У Гогена было твердое убеждение, что он — великий художник. С одной стороны это помогало ему переносить тяжелейшие испытания, которые выпадали на его долю, а с другой это наживало ему немало врагов. Так и произошло с ним на Таити, когда первый же заказанный портрет от богатой представительницы местных элит был жестко забракован ею. Получается, что как художник, он был весьма своеобразен и его работы не создавали нужного впечатления в глазах обывателей. После этого та дама разнесла по городу слух, что у приезжего художника нет ни таланта, ни малейшего мастерства. Нужно ли говорить, что после этого случая больше никто не заказывал у Гогена портреты, а это являлось основным, за счет чего тот собирался получать доход.

Вдобавок у Гогена сильно ухудшилось физическое состояние, все указывало на сифилис во второй стадии, который он подцепил еще давно в Париже. Лечение в местной больнице обходилось ему в 12 франков в день, а финансы стремительно таяли. Вскоре деньги совсем закончились, а доходов в ближайшем будущем не предполагалось. Ему даже пришлось подать прошение, чтобы его транспортировали обратно в Париж за государственный счет. Но каким-то чудом, пока это прошение шло с Таити во Францию, жизнь Поля Гогена стала потихоньку налаживаться. Болезнь отступила, а он сам неожиданно получил несколько заказов на портреты и даже обзавелся молодой таитянской женой. Но все это продлилось недолго, через какое-то время и болезнь, и нищета вернулись с новой силой. Художник впал в сильную депрессию и отчаяние. С огромным трудом Гоген возвращается во Францию, где собирается устроить большую выставку своих работ. До самого последнего момента он твердо верил, что его ждет неслыханный успех , самый настоящий триумф. Он верил, что его решение уехать и писать картины на Таити было одним из ключевых звеньев его будущего успеха, и сейчас общественность обязательно признает его талант.

И что он получил в итоге? Презрительные, высокомерные, равнодушные взгляды обывателей, которые искренне не понимали необычный стиль художника. Это был полнейший провал . Когда общественность отказалась признать его гений, он уехал в тропические края, чтобы по возвращении триумфально предстать перед всеми, кто его недооценивал, в своем блистательном величии. Он убеждал себя, пусть его отъезд из Парижа был сродни бегству, зато возвращение будет победой. Вместо этого он получил очередной оглушительный удар. Газеты представили Гогена на голову больным человеком, который издевается и над искусством, и над природой, которую изображает.

С трудом пережив такие издевательства над своим самолюбием, он решил больше не гоняться за славой и уже не питал надежд получить признание публики. Как он говорил тогда, что уедет обратно на тропические острова, будет жить в спокойствии, рисовать перестанет совсем, разве что только для личного удовольствия. И не надо будет больше никогда воевать с идиотами. Друзья уговаривали его остаться, но в 1895 году художник уехал обратно на Таити, несмотря на все лишения, нищету и беды, которые ему довелось там пережить.

Оказавшись снова в Папеэте, над ним как злой рок снова нависла болезнь, нищета и отсутствие признания. Картины, которые художник оставил в Париже с целью их распродажи, все равно никто не покупал. А на Таити он и вовсе оказался никому не нужен. Без того далеко не праздное существование Гогена было омрачено ужасной новостью. Его 19-летняя дочь умерла, возможно это был единственный человек, которого он любил за всю жизнь. Эта новость окончательно сломала его. Гоген написал тогда, что он до такой степени привык к постоянным несчастьям и неудачам, что вообще перестал чувствовать и боль, и радость. Вообще ничего. Но постепенно боль проникала все глубже и глубже в душу, так что сейчас он полностью уничтожен. Он всерьез начинал верить, что какое-то злейшее существо на небесах постоянно следит за ним и закидывает его несчастьями, чтобы никогда не было ему покоя на земле.

Проблемы со здоровьем усугубились до такой степени, что все ноги покрылись язвами, дикие боли не давали спать, потом воспалились глаза. В таком состоянии было просто невозможно работать. Болеутоляющие дурманили сознание, голова кружилась, поднималась высокая температура. Между обострениями приступов сильных болей и головокружения, он медленно, но упрямо создавал свое легендарное творение «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», которое его потомки потом признают духовным завещанием. Люди даже близко не подходили к его дому, шарахаясь от него, как от проклятого, зараженного проказой места. Они и вправду думали, что Гоген болен проказой, но это было не так.

«Господи, если ты существуешь, я обвиняю тебя в несправедливости и жестокости», восклицал Гоген незадолго перед своим самоубийством. Многие даже хотели, чтобы это произошло побыстрее. Но как выяснилось, не смотря на богатырскую дозу мышьяка, которую принял художник далеко от дома, он сумел выжить, поскольку организм отторгнул такую дозу яда. Обессилевший, он уснул, а когда пробудился, кое-как добрался ползком до своего дома.

Он молил бога о смерти, но вместо этого его здоровье улучшилось. Решив построить себе большой и удобный дом, он взял огромный кредит в банке, все еще продолжая надеяться, что его картины вот-вот начнут раскупать во Франции. Как бы не так. Чтобы хоть как-то отдавать долги, он устроился на работу журналистом, причем добился серьезных успехов и его дела пошли в гору. Он сумел отдать долги и встать на ноги. Но ничего радостного в этом Гоген особо не видел, поскольку работа не давала ему создавать картины, а именно в этом он видел свое основное призвание. В результате он на целых два года был оторван от своего любимого занятия. Внезапно «небеса прорвало» и Гогену пришел из Парижа чек на тысячу франков, наконец-то кто-то купил несколько его картин. Стараниями некого Амбруаза Воллара, который непонятно как, но умудрялся продавать картины Поля Гогена, наш герой наконец-то сумел оставить работу и вернуться к живописи. Впоследствии Воллар стал постоянным спонсором Гогена, высылая ему по 300 франков каждый месяц, в обмен на железное право выкупать определенное число его картин в год по фиксированной цене. Это то, то о чем Поль Гоген мечтал всю свою жизнь.

Обретя наконец , он решил что пора бы осуществить свою давнюю мечту и переехать на Маркизские острова, построить там большой дом и начать жить так, как всегда мечтал. Так оно и произошло, он очень много работал, а в свободное время отдыхал с друзьями. Однако идиллия не продлилась слишком долго. Вернулась болезнь, и самочувствие художника стало стремительно ухудшаться. Боли в ногах были настолько невыносимыми, что он прибегнул к помощи морфия, который стал употреблять в опасной дозировке, тщетно надеясь заглушить страдания…

Пустой пузырек из под опиумной настойки впоследствии обнаружили около его кровати. Возможно, Гоген случайно или преднамеренно выпил слишком большую дозу. Через несколько недель в Париж было отправлено письмо, в котором местный епископ докладывал своему начальству, что единственным событием в их краях стала смерть недостойного человека по имени Гоген, который был бездарным художником и врагом всего благопристойного.

Слава пришла к художнику после его смерти. В 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.

Его полотно «Когда свадьба» является на данный момент самой дорогой в мире проданной картиной , ушедшей в 2015 году с аукциона за 300 миллионов долларов. Ближайший конкурент отстает аж на целых 50 миллионов $. Именно жизнь Поля Гогена легла за основу одной из самых известных вдохновляющих книг в мире Соммерсета Моэма. В честь художника даже назвали кратер на Меркурии. Также про него снято несколько художественных фильмов, среди которых Волк на пороге 1986 года и Найденный рай 2003 года, из которого я взял картинку для превью. Готовил я для вас данный материал под этот великолепный трек:

Вам также может быть интересно:

Нет, начать жизнь заново в поисках лучшей доли, переквалифицировавшись из рыбака в охотника или из банкира в бизнесмена, - дело нехитрое. Уйти на пике успеха - куда более странный поступок с точки зрения обывателей. Странный, потому что непонятный. И действительно, у таких порывов нет одного объяснения. Кто-то бежит от реальности, кто-то бежит навстречу мечте, один по зову сердца, другой по зову других органов. Мы собрали самые известные случаи «взял и все бросил» в истории, происшедшие с более или менее психически здоровыми мужчинами, а ты уж сам решай - завидовать героям, сочувствовать им или следовать их примеру.

Кем был: сыном раджи, живущим во дворце наслаждений
На что променял: на жизнь странствующего проповедника
Возраст кризиса: 29 лет
Причина: шок от реальности


Согласно каноническим источникам, Сиддхартха Гаутама был рожден супругой влиятельного индийского раджи в майское полно­луние около 563 года до нашей эры. Как и положено в приличных семьях, благословить титулованного младенца пригласили знаменитого отшельника, который обнаружил 32 признака того, что дитя станет великим человеком. Однако никто не уточнил - великим правителем или великим учителем. Отцу, конечно, хотелось иметь в семье наследника, а не проповедника, и он принял решение с малолетства оградить сына от страданий, уродств и вообще непривлекательных сторон жизни. Сиддхартху поселили во дворце наслаждений, куда имели доступ только юные и прекрасные люди. В 16 лет его женили, и ближайшие 15 лет план хитрого раджи в общем-то работал успешно. Однако в какой-то момент принц все же заподозрил подвох, проник за пределы своей золотой клетки и вкусил все прелести индийской глубинки - с навозом по колено, прокаженными нищими и прочим незабываемым ориентальным колоритом, который успешно впечатляет поэтических юношей всей планеты вот уже не одну тысячу лет.


Естественно, царевич бросил постылый комфорт и на пять лет погрузился в блуждания по шумным базарам, разговоры с учителями разной степени просветленности, выживание под стеной муссонных дождей и выпрашивание мисочки риса на задворках забытой богами деревни.

В 35 лет, сидя под деревом Бодхи, Сиддхартха достиг просветления и стал основателем одной из самых популярных религий планеты.


Кем был: римским императором
На что променял: на жизнь садовода-огородника в провинции
Возраст кризиса: 60 лет
Причина: разочарование в согражданах


Будущий император родился в семье вольноотпущенника (бывшего раба). Еще в юном возрасте он был отправлен на военную службу и сделал невероятную карьеру - от обычного солдата до наместника провинции. Когда умер император Кар, а его наследника убили в ходе государственной интриги, популярного среди солдат Диоклетиана избрали на высшую государственную должность. Выбор оказался удачным, однако последним: Диоклетиан стал одним из самых эффективных правителей в античной истории, который превратил принципат* в монархию.

Форма государственного строя, при которой титул императора может как наследоваться сыном действующего правителя, так и перейти к абсолютно постороннему человеку в ходе голосования сената

Стратег и великолепный военачальник, он добился укрепления зыбких границ огромного государства и впервые за долгие годы установил мир на огромных территориях империи. Его правление было названо «возвращением золотого века». Однако избалованные римляне повели себя по-свински* - народ оказался недоволен недостаточной пышностью празднований после окончания войны. Рейтинги императора начали падать. И он принял решение передать власть преемнику и уехать в деревню, на историческую родину, - разводить огород. Это, правда, была не совсем деревня, а крепость-дворец в живописной Никомедии. И Диоклетиан не то чтобы сам работал тяпкой - скорее, прогуливался по оранжереям. Однако, по словам римского историка Евтропия, однажды на письмо из столицы, в котором преемник спрашивал, не желает ли император вернуться к управлению, Дио­клетиан ответил знаменитой фразой: «Если бы вы увидели, какую капусту я вырастил, то не стали бы задавать дурацких вопросов!»


Кем был: самым модным писателем США
На что променял: на жизнь затворника в провинции
Возраст кризиса: 34 лет
Причина: неизвестна


Джером родился в семье нью-йоркского ребе и с детства вел войну с родителями, не хотевшими видеть в сыне писателя. Сэлинджер сменил три университета и один колледж и опубликовал в журналах несколько ученических рассказов. Все закончилось отправкой на фронт, куда Сэлинджера долго не желали брать по состоянию здоровья, однако, к ужасу семьи, он сумел-таки пробиться на передовую Второй мировой. В Европе Сэлинджеру удалось познакомиться со своим кумиром Хемингуэем, который отметил талант начинающего писателя и вдохновил его на продолжение писательской карьеры.

Именно этим Джером и занялся по возвращении на родину. Его рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка» так понравился журналу New Yorker, что редакция договорилась о покупке прав на все дальнейшие рассказы перспективного писателя.

Это было начало невероятной славы. Сэлинджер жил в Нью-Йорке, писал запоем рассказы, вел переговоры с Голливудом об их экранизации, вращался в артистическом обществе и создавал свою самую удивительную повесть - «Над пропастью во ржи». В 1951 году она увидела свет и вскоре стала национальным бестселлером. Книгу называли библией для подростков по возрасту и духу, а ее автор был возведен в статус пророка. Однако чем дальше развивался культ, тем меньше это нравилось Сэлинджеру, который в это же время увлекся восточной философией и практиковал дзен-буддизм.

В 1953 году самый модный писатель Америки купил дом в Нью-Гэмпшире и неожиданно закрылся там - выходил лишь для трехразового ежедневного разгона папарацци со своего крыльца. Так Джером провел следующие 56 лет. В 1965-м он прекратил печататься и окончательно перестал появляться перед общественностью как автор и как человек.

Все эти годы поклонники надеялись, что Сэлинджер пишет и что где-то в нед­рах неприступного дома растет стопка гениальных романов и замечательных рассказов, которыми читатели смогут насладиться хотя бы после смерти экстравагантного затворника. В 2010 году смерть все-таки наступила, и оказалось, что «великое неопубликованное наследие» было пшиком. Вместо нескольких огромных томов «неизданного Сэлинджера» свет увидели только три небольших рассказа. Все это время бывший великий писатель спокойно медитировал на коврике в своем неприступном доме, посмеиваясь над ожиданиями толпы.


Кем был: преуспевающим биржевым маклером
На что променял: на жизнь прокаженного художника в соломенной хижине на Таити
Возраст кризиса: 45 лет
Причина: желание воплотить мечту


Гоген начал с того, что родился в семье французского журналиста и перуанской аристократки. Детство будущий гений провел в колониальном доме в Перу, среди ярких красок и экзотических традиций. В семь лет мальчика привезли в Париж, где он получил образование, однако так и не смог до конца вписаться в столичную жизнь. Провалив экзамены в университет, Поль сбежал из города и устроился моряком на корабль дальнего плавания. Когда шалопаю исполнилось 24 года, влиятельный друг матери устроил его на биржу. Гоген женился на девушке из приличной семьи, семейство произвело на свет четверых детей, переехало в престижный район.



Все, казалось, шло к тому, что приключения бурной юности превратятся в пару излюбленных анекдотов, рассказываемых за семейными обедами. Однако месье Гоген выкинул неожиданный фортель. Много лет он пописывал картины в свободное от работы время и вдруг решил бросить работу и семью и с головой окунуться в богемную жизнь. Поль перевез семью на родину жены в Данию, а сам возвратился в Париж. Он стал своим в компании художников-импрессионистов и даже участвовал в знаменитом эпизоде с отрезанием уха Ван Гога. Прогремев в парижских притонах, Гоген уехал из Франции сначала на Таити, а затем на совсем дикие Маркизские острова. В хижине под пальмами живописец-самоучка в невероятном темпе писал удивительные картины о красоте черных женщин и всесилии языческих богов. Больной проказой, в полной нищете, однако в окружении ярких мечтаний Гоген закончил свои дни, так и не узнав о том, что он один из самых великих художников XIX века.


Кем был: представителем золотой молодежи Ассизи
На что променял: нищенствующим монахом
Возраст кризиса: 22 лет
Причина: презрение к обществу потребления


Франциск, проводивший время в веселых кутежах и попойках, однажды устыдился роскоши и безделья. В XII веке юноша из хорошей семьи, отдающий плащ нищему, смотрелся экстравагантно - тогда еще благотворительные центры не были завалены джинсами и майками, которые люди ленятся донести до помойки. Поэтому Франциск, который полюбил раздавать свои шитые золотом камзолы побирушкам, почти сразу был признан святым. Существуют многочисленные рассказы о том, как на глазах у изумленной публики он целовал руку прокаженному, как выгребал из кармана горсть золотых и высыпал в коробочку для подаяния, как он уходил с праздничного обеда, чтобы посидеть в хлеву со свиньями. Франциск попал в жилу: мир и процветание в его округе тогда были высоки как никогда, а когда людям становится слишком скучно потреблять, им надо дать возможность поститься и опрощаться - это возбуждает самые сильные религиозные чувства. Франциска обожали и бедняки, и богачи, он на многие века стал одним из самых популярных христианских деятелей.


В конце концов Франциск основал орден нищенствующих монахов, ходил в дерюге, подпоясанной веревкой, читал проповеди птичкам и призывал всех следовать его примеру. К моменту смерти его орден - орден францисканцев - получил официальное признание и стал самым многочисленным в Европе.


Кем был: российским императором
На что променял: отстранившись от управления страной, уехал путешествовать
Возраст кризиса: 48 лет
Причина: чувство вины


Легенда о старце Федоре Кузьмиче появилась через десять лет после смерти Александра I. Люди говорили, что в Сибири появился некий странник, лицом чрезвычайно напоминающий императора Александра Благословенного. Старец тот хранит молчание относительно своего прошлого (правда, пару раз оговорился, что был кем-то очень влиятельным и променял заботы на «свободу духа»), ведет жизнь праведную и постную, совершает чудеса исцеления и учит детей, принимая только пищу в качестве подаяния.

Народ верил, что боготворимый им император, который привел Россию к победе в Отечественной войне 1812 года, не умер, а инсценировал свою смерть, чтобы уйти странствовать, - в этом отразилась вся русская любовь к сказкам и властителям.


Впрочем, даже если факт отшельничества императора Александра I был легендой, следует признать, что в последние годы жизни император терзался чувством вины за то, что участвовал в убийстве собственного отца, императора Павла, и за то, что вел многочисленные войны, в которых погибло множество народу - более мудрый правитель, вероятно, сумел бы этих жертв избежать. Александр неоднократно говорил о своих планах отречения от престола, увлекался мистицизмом, принимал при дворе всяческих проповедников экзотического толка. Царь не находил удовольствия в светских развлечениях и все больше ратовал за «освобождение от страстей через духовный путь». Правда, министр Аракчеев сумел при помощи искусной интриги разогнать эзотерическую братию и утвердить при дворе позицию официальной церкви, однако Александр в ходе этого экзорцизма совершенно потерял вкус к жизни и полностью удалился от государственных дел. Де-факто власть полностью перешла к Аракчееву, а император отправился путешествовать, чтобы разогнать хандру. По официальной версии, в пути, в Таганроге, вдали от столицы, Александра I настиг брюшной тиф, от которого он скоропостижно скончался. Дальше начинается легенда.


Кем был: лучшим шахматистом планеты
На что променял: на жизнь обывателя в Калифорнии
Возраст кризиса: 27 лет
Причина: добился цели


В 1956 году 13-летний Роберт Фишер стал победителем чемпионата США по шахматам, в 15 лет - самым юным гроссмейстером в мире. Фишер был суперзвездой и вел себя соответственно. Был капризен, эксцентричен, требовал невероятные гонорары за игру, установил непомерные расценки за интервью - и все равно отказывался разговаривать с журналистами. И да, он был настоящим гением, великим математиком и гениальным режиссером шахматной игры. Каждый турнир с его участием превращался в первоклассное шоу. Главной интригой в шахматном мире стала борьба Фишера за звание чемпиона мира. Русские не отдавали шахматную корону на протяжении 25 лет, это противостояние было символическим знаком превосходства социализма над «загнивающим Западом». В 1970 году Фишер наконец выиграл у Спасского и получил баснословный гонорар - 250 000 долларов. Это был его величайший триумф и исполнение всех желаний. А как известно, исполнения желаний нужно бояться. После матча гений пожертвовал большую часть гонорара какой-то странной церкви и поселился в калифорнийской глубинке, переезжая с одной дешевой квартиры на другую, пока не осел в подвале дома своей старой знакомой. Фишер ничем не занимался, гулял по городу, читал журналы и вел себя так, будто никакого великого шахматного шоу не было в его жизни. Почему он это сделал, не понимал никто. Фишер стал первым чемпионом, чья корона ушла другому из-за неявки бывшего короля. На все приглашения, на любые предложения Фишер отвечал отказом. Журналисты полагали, что Бобби просто боится поражений и хочет навсегда остаться в памяти поклонников на пике своей карьеры, что он сломался, потеряв цель. Так продолжалось двадцать лет. Однако в 1990 году случилось невероятное: Фишер согласился сыграть матч-реванш со Спасским, причем матч чрезвычайно скандальный. Битва должна была происходить в Югославии, которую Америка в тот момент считала врагом. США объявили, что приговорят Фишера к 10-летнему тюремному заключению, если он нарушит требования эмбарго и приедет в Югославию. А он приехал и выиграл турнир с призовым фондом в 5 миллионов долларов! Остаток жизни Фишер провел в Венгрии, Японии, на Филиппинах и в Исландии, скрываясь от американского правосудия. После смерти гения оказалось, что на его наследство претендуют сразу несколько вдов, одна из которых даже умудрилась в судебном порядке добиться эксгумации тела - только чтобы выяснить, что Фишер не был отцом ее ребенка.


Кем был: королем Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии
На что променял: на титул герцога и жизнь пенсионера во Франции
Возраст кризиса: 42 лет
Причина: женщина


Жизнь Эдуарда VIII можно было бы назвать «сказкой об анти-Золушке». Принц полюбил девушку из народа, однако вместо того, чтобы сделать ее принцессой, сам отрекся от престола и уехал жить в другую страну. Правда, возлюбленная Эдуарда оказалась вовсе не работящей простушкой из сказки, а дважды разведенной американской светской львицей из газетной хроники (о эти свежие, рослые, жадные американские барышни начала XX века!). Впрочем, еще до романа с Уоллис Симпсон принц прославился своим пристрастием к замужним женщинам. «Похоже, несчастный мальчишка остановился в своем развитии сразу после того, как достиг половой зрелости», - сокрушался его отец Георг V.


В итоге Эдуард VIII, унаследовавший трон в 1936 году, правил страной меньше года. Его роман с Уоллис был тогда в самом разгаре. Возможно, король рассчитывал, что церковь и государство уступят капризу наследника, когда тот заявил, что женится на своей любовнице, даже если это будет стоить ему отречения. Однако у Эдуарда был младший брат, и трон с легкостью отошел к нему, а узник нежной страсти был отправлен в отставку.

Была ли это великая жертва любви, или несостоявшийся король просто бежал от огромной ответственности по управлению гигантской империей в процессе Второй мировой, которая как раз собирались на горизонте? Мы никогда не узнаем. Однако остаток жизни экс-король провел в статусе светского мотылька, порхая с женой между Парижем и Нью-Йорком и являясь почетным гостем на всех модных мероприятиях.

Всем известны яркие и экзотичные полотна французского живописца Поля Гогена. Крупнейший представитель постимпрессионизма прожил яркую и сложную жизнь.

Чары тропиков

Он родился в Париже в июне 1848 года в семье журналиста-республиканца и именитой перуанки. Уже год спустя после рождения малыша семья двинулась в Южную Америку, по пути туда отец Поля Гогена умер от сердечного недуга. До семи лет маленький Поль жил в семье своей матери среди красочных пейзажей жаркого Перу. Тогда и родилась в его душе страсть к тропикам, путешествиям и переливчатым радостным оттенкам, которыми и будет наполнена его живопись.

Юность гения

В возрасте семи лет мальчик вместе с матерью возвращается во Францию. Биография Поля Гогена отныне связана с учебой. В семнадцать лет он держит экзамен в мореходное училище, но не поступает туда. Тогда юноша отправляется в море в качестве курсанта на судне, которое бороздит Средиземное и Впечатления тех лет тоже не остались в дальнейшей судьбе Гогена без воплощения в его художественных пластических работах. Получив предсмертное письмо матери, Поль понимает, что счастье целиком в его руках: долгие морские скитания оторвали его от семьи, лишив надежды на помощь. Он, однако, находит ее в лице старинного друга своей матери, маклера, который устраивает Поля Гогена на должность брокера на бирже и всячески опекает молодого человека.

Страсть к изысканному

Затем следуют годы достатка и процветания. Гоген женится на дочке зажиточного промышленника, разводит дорогие сорта роз в своем саду и коллекционирует картины импрессионистов - к ним он питает особую страсть. И, конечно же, пишет сам. Первые картины находят живой отклик у профессионалов. Личное знакомство с импрессионистами Писсаро и Дега становится не только источником нового вдохновения и веры в свои силы, но и серьезной финансовой опорой. Дега покупает для своей коллекции и убеждает крупных торговцев делать то же самое.

Выбор

В 1885 году Гоген оставляет биржевую деятельность, а также жену с детьми, и уезжает из Копенгагена, где в ту пору жили Гогены, сначала во Францию, а потом в Бретань. Теперь его жизнь вся подчинена одному только искусству. Он дружит с художниками, совершает короткие путешествия в разные страны. В 1888 году Гоген селится в Арле, где его знаменитый коллега Винсент Ван Гог задумал основать товарищество художников. Занятия живописью не приносят того дохода, который Гоген некогда имел от успешных биржевых сделок. Холод и голод леденят душу мастера, но он не сдается.

Рай земной

Все чаще Гоген обращается к волнующим детским впечатлениям, наслаждаясь памятью о буйстве красок и запахов экзотических южно-американских селений близ океана. Наблюдая рост научно-технического прогресса в городах, художник все более склонен считать цивилизацию недугом, сковавшим людей, исцеление ему видится на лоне прекрасной и дикой природы. Тогда и принимает решение поселиться вдали от кипящих мегаполисов Поль Гоген. Остров Таити стал для него домом и обиталищем муз. Он писал полотна и стихи. Одновременно это были годы бедственного положения. Картины его во Франции все еще продавались, но совсем недорого. Вскоре денег из Парижа ему уже не высылали. Тогда он обратился с просьбой прислать ему семена цветов.

Около своей скромной хижины художник создал великолепнейший цветник. Это был вызов испытаниям и утверждение живой вечной красоты. Здесь обрел и новую любовь Поль Гоген. Художник стал отцом малышей, которых родила ему молоденькая прекрасная таитянка. Отношения с ней художник уподобляет счастью первых людей - Адама и Евы в К этому времени относятся картины, исполненные лукавой нежности и всеобъемлющей гармонии, - полотна «Материнство», «Две таитянки», «А, ты ревнуешь?». Одновременно Гоген увлечен созданием скульптур. Он вдохновенно лепит их из глины и покрывает воском. Фигуры людей и животных заставляют местных жителей замирать от ужаса и восторга.

Его бессмертное наследство

Интерес к мифологии, древним легендам и восточной образной системе делает работы Гогена невероятно таинственными и притягательными. Трудно поверить, что эти завораживающие эмоциональны пейзажи, портреты, сюжетные композиции создал изнуренный нищетой, болезнями и депрессией, чуть было не приведшей к самоубийству, человек. Художник скончался весной 1903 года на острове Хива-Оа, в Океании. Ему шел пятьдесят четвертый год. Слава нашла Гогена спустя три года после его смерти. На Парижской выставке экспонировалось более двухсот его картин, имевших бешеный успех.

Сегодня жизнь и творческая биография Поля Гогена представляют такой же интерес, как и его бессмертные творения. О нем снимают фильмы и пишут книги. А разговор об искусстве двадцатого столетия немыслим без упоминания об этом великом и неподражаемом художнике.