Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Толкование русских имен. Русское имя

Толкование русских имен. Русское имя

(Изобразительное искусство, Основы православия, Православное краеведение)

по теме

7 класс урок №21.

Выполнил: Усова Людмила Николаевна

МКОУ Подгоренская СОШ

Район: Калачеевский

Область: Воронежская

Конспект урока

Педагог: Усова Людмила Николаевна

Предмет: Изобразительное искусство, Основы православия, Православное краеведение.

Класс: 7

УМК:

Тема: Библейские темы в изобразительном искусстве.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: интегрированный с элементами проектной деятельности.

Урок №21

Цель: развивать художественно-творческие способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Задачи:

1) Формировать представление о сложном мире сюжетно-тематической картины на примере картин религиозно-мифологического жанра, фресок и икон Преображенского храма села Подгорного Калачеевского района.

2)Продолжить знакомство с творчеством великих художников и историей создания знаменитых полотен, с творчеством мастеров родного края (фресковая роспись и иконопись Преображенского храма)

3) Формировать зрительские умения и навыки.

4) Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки публичного выступления, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

5)Развивать интерес к искусству, и искусству родного края.

УУД:

1)личностные – направить ценностно-смысловую ориентацию учащихся на достижение своей цели;

2)регулятивные – умение учащихся организовать свою учебную деятельность;

3)познавательные – используя общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем достичь определённых результатов в выполнении проектов;

4)коммуникативные – учить детей участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные результаты:

- развитие интереса к искусству и искусству родного края

Развитие умений креативного подхода к выполняемому заданию, самоконтроля, рефлексии и самооценки.

Уважение к наследию предков, культурным памятникам, к творческим личностям.

Метапредметные результаты:

Формирование позитивной мотивации к изучению изобразительного искусства, Основ православия и Православного краеведения.

Развитие умений и навыков самостоятельной работы, поиска материала.

Развитие умения слушать изучаемую тему, наблюдать, осуществлять сравнение и извлекать нужную информацию.

Развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать полученную информацию, строить сообщение на основе полученных знаний.

Развитие умений работать индивидуально, в паре, в группе.

Предметные результаты:

Приобщение учащихся к другим культурам на основе изучаемых произведений, в том числе и к Православной культуре, национальной культуре

Расширение образовательного кругозора в рамках изучаемой темы изучение культуры места, где проживают учащиеся.

- расширение словарного запаса учащихся в рамках темы.

Методы работы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные.

Содержание: Архивные и краеведческие документы музея "Живые истоки", материал по теме урока взятый из учебника "Библейские темы в изобразительном искусстве ".

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, парная , групповая.

Оснащение: компьютер, интерактивная доска, листы самооценки, раздаточный материал, смайлы для рефлексии, мультимедийная презентация к уроку, проектные работы учащихся, фотографии Преображенского храма Усовой Л.Н..

Литература:

1. А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009

2. Ф.Ф.Луценко "Летопись слободы Подгорной", документы музея "Живые истоки" села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

3. В.Гюго Стихотворение о Библии (интернет)

4. М.Н. Босикова Стихотворение "Люблю мой край"

5.Усова Л.Н. Стихотворения к уроку

Ход урока

Основные этапы урока

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационно- мотивационный

Приветствует учащихся, настраивает учащихся на работу.

Готовятся к уроку, занимают свои места, проверяют наличие материала и оборудования к уроку.

Планируют учебное сотрудничество с учениками и учителем. Общаются в парах, группах. Готовятся к реализации проекта.

Выбирают средства для реализации своего проекта

    2-3 минуты

Учитель:

Прозвенел, друзья, звонок.

Начинается урок.

Отложили все портфели.

Всё готово? Посмотрели.

Стали ровно, тихо сели.

И учиться захотели.

Вас сегодня видеть рада.

Как работалось, ребята?

Вы работать поучились.

Все ль проекты получились?

А теперь, прошу я вас,

Чтобы был серьёзным класс...

2.Целеполагание

Обозначить тему урока, на примере различных источников.

Учитель предлагает посмотреть ролик "Мой родник" для определения темы урока. Задаёт наводящие вопросы учащимся. Читает стихотворение В.Гюго о Библии.

Сотрудничество с учителем и одноклассниками. Доброжелательность эмоционально - нравственная отзывчивость.

5-6 минут

Ребята, я сейчас прочту стихотворение известного писателя В.Гюго.

Слайд №2

А теперь внимательно посмотрите ролик "Мой Родник"

Слайд №3

Как вы думаете о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Давайте попробуем связать тему воедино.

Сегодня на уроке мы познакомимся с темой связанной с Библией, историей родного края и православным храмом. Давайте определим тему.

Слайд №4

Отгадываем загадки

Итак: наша тема звучит - "Библейские темы в изобразительном искусстве"

Слайд №5

Самое интересное, что у нас сегодня не только урок Изобразительного искусства, но и Основ православия, и Православного краеведения. Три урока связанных вместе. И так, начнём.

3. Актуализация знаний по теме

Подвести учащихся к определению актуальности и нужности данной темы урока.

Подводит черту по определению уровня подготовки материала по проектам.

Умение структурировать знания, умение осознанно строить речевые высказывания.

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Выделение главного и осознание того, что уже усвоено.

10-13 минут

Ребята, на прошлом занятии вы выбрали себе задания для самостоятельной работы дома, проекты. Давайте, посмотрим что же у нас получилось. Перед вами табличка, которую необходимо быстро заполнять во время выступления учащихся, подготовивших домашнее задание, проекты.

Проекты учащихся

Оценка проекта

Что понравилось?

Что не понравилось?

Новые слова

Проект " История Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Проект "Фрески Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Проект "Иконы Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Проект по истории Преображенского храма села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

1. Проект " История Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Слайд №6 (коллективная работа 3-4 учащихся)

2. Проект "Фрески Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Слайд№7 (коллективная работа 3-4 учащихся)

3. Проект "Иконы Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Слайд №8 (коллективная работа 3-4 учащихся)

Во время показа с 6 по 8 сладйд выступают учащиеся с проектом по истории Преображенского храма села Подгорного (коллективная работа 3-4 учащихся)

История села Подгорного и история его Преображенской церкви очень давняя. После заселения слободы Подгорная в начале XVIII века появилась необходимость в постройке храма. Царское правительство, в то время, требовало наличие Божьего храма в каждом крупном населённом пункте. И поэтому, сход граждан вынес решение построить церковь. Но за какие деньги? Наши предки были люди небогатые, пожертвовать крупную сумму мог не каждый.

Со временем выход нашёлся. В то время соседний Калач был уже застроен. В нём проживало достаточно много богатых людей, занимавшихся хлебопашеством и торговлей. Так как чернозёмные земли нашего края всегда высоко ценились, то нашёлся один богатый человек, по прозвищу «Голый пан», который на выгодных для него условиях получил за плату землю в пользование. Ему достался на северной окраине слободы, на реке под Сапожковой горой квадрат земли 50 десятин, из которых 15 десятин были пригодны к использованию, а остальные мелкие топкие болота, заросшие ольхой, вербой, лозой и камышами.

За деньги, полученные от пана, общество слободы Подгорной купило на стороне готовую деревянную церковь, которая в 1730 году, по другим данным в 1740 году уже стояла на площади. Название своё она получила в честь праздника Преображения Господня.

Проходило время, церковь ветшала, очень сильно увеличилось население Подгорного. Общество слободы Подгорной вынесло решение о постройке кирпичной церкви. Она строилась на средства верующих. Зажиточные крестьяне не особо были щедры, чтобы пожертвовать церкви более солидные суммы, а у бедных давать было нечего. Поэтому приходилось всё делать за счёт сбора денег «Церковниками» на стороне. Выбранные люди из числа верующих ходили с колокольчиками по дворам круглый год и собирали, кто, что даст на постройку, получалась за ряд лет порядочная сумма денег. Преображенская церковь строилась 12 лет, после чего достраивалась 2 раза. Окончательно церковь была достроена в 1822 году.

Преображенская церковь расположена в центре села. Имеет, характерную для церквей юго-востока Воронежского края конца XVIII - начала XIX в. объемную композицию. К вытянутой с севера на юг храмовой части (ядро храма и приделы) примыкают три прямоугольные, со скругленными углами апсиды и широкая трапезная - зимняя церковь. Ядро храма увенчано высоким световым восьмериком с восьмилотковым куполом и восьмигранной глухой главкой. С запада к трапезной примыкает трехъярусная колокольня с боковыми объемами первого яруса. Колокольня завершена главкой на высокой восьмигранной ножке.

Декор фасадов выполнен в русском стиле, характерном для 3-й четверти XIX в. Филенчатые пилястры фланкируют фасады всех объемов и членят приделы на прясла, каждое из которых завершено фронтоном-кокошником. Тимпаны фронтонов имеют ковровое орнаментальное заполнение штукатурными розетками и полурозетками. Аналогичные фронтоны завершают северный и южный фасады первого яруса колокольни. Фасады трапезной и апсид опоясывает несколько фризовых тяг. Оконные проемы - арочные в рамках с килевидными архивольтами. Входы в церковь с лучковыми перемычками, обрамлены пилястрами, на которые опираются сандрики в формах барокко.

Церковь сделана из кирпича местного производства. Под горой (богатой красной глиной) было налажено изготовление и обжиг кирпичей. Каким было строение, где делали кирпичи нам не известно. Но ямы, из которых брали глину, видны до сих пор.

Фундамент здания не высокий, примерно 50 сантиметров высотой, выложен из известняка объёмом 100 x 50 x 50 сантиметров. Так как камень очень крепкий, то можно сделать вывод, что он привезён из других мест. Наш местный камень для таких работ не подходит. За период времени в 200 лет церковь не просела и не потрескалась только благодаря фундаменту.

Стены храма имеют толщину боле полуметра. Окна зарешечены самодельными коваными решётками, покрашенными в синий цвет (кое-где ещё видны следы краски).

Полы в храме сохранились ещё со времён постройки. Сделаны они из местного материала (вербы и дуба).

Наша церковь – трёхпрестольная. Её пределы освящены в честь трёх праздников. Преображение Господне – в центре. С правой стороны – предел «Святых Отцов I Вселенского Собора». С левой стороны предел «Богоматери Скорбящей Всех Радостей».

Внутри храма находилось много фресок, большинство сохранилось и до наших дней. Иконы, висевшие на громадных по объёму колонах, были написаны на холсте масляными красками. В селе у местных жителей до сих пор есть иконы из Преображенского храма. Центральную часть храма украшал семирядный иконостас. Что было большой редкостью для сельских храмов нашего района того времени. Два другие предела украшали трёхрядные иконостасы. Красиво было и убранство церкви. Под центральным куполом находилась большая люстра с подсвечниками. Точно такие же, но меньшего размера люстры были в центральной части каждого предела.

Постановлением Главы администрации города Воронежа «О принятии под государственную охрану памятников истории, археологии и архитектуры города Воронежа» от 22.10.1992 № 472. Преображенской церкви присвоен № Р (Р – объект культурного наследия регионального значения).

Закрылась церковь в 1936 году. Проект по восстановлению храма начал свою работу в 2004 году. Храм был открыт в 2008 году.

Учитель: Ребята, сдайте свои записи, они мне помогут оценить вашу работу по домашнему заданию и разобрать на следующем уроке непонятное: слова, высказывания, уточнить данные по темам.

Физкультминутка

Учить учащихся релаксировать, отдыхать, расслабляться, переключаться от одной деятельности к другой.

Показывает различные физкультурные движения для разминки.

Узнают как можно весело и необычно провести физкультминутку.

Учатся работать в группе.

2-3 минуты

(комплекс упражнений, проводят дежурные класса)

Учитель:

Всё ребята, отдыхаем.

Физминутку выполняем.

Две минутки отдыхаем.

И к работе приступаем.

К нам дежурные идут,

Физминутку проведут.

4. Изучение нового материала

Погружение в проблему данной темы, работа над проектами.

Учитель организовывает погружение в проблему урока.

Приобретение новых знаний. Построение логической цепи рассуждений.

Инициативное сотрудничество учащихся в поиске и выборе информации, в выборе способа её реализации, преподнесения классу.

Выделение новой информации.

15 минут

У ч и т е ль . Послушайте стихотворение. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой свой след вы хотели бы оставить на земле?

Говорят: талант от Бога

Этим дан, а этим нет...

Всем зато дана дорога

Кто какой оставит след?

С. Викулов.

В этой четверти мы с вами знакомимся с тематической картиной.

О каком жанре мы говорили на прошлом уроке? (Об историческом )

Какие ещё жанры тематической картины вы знаете?· (Бытовой, сказочно-былинный, религиозно-мифологический )

Учащимся предлагается раздаточный материал, таблица, которую необходимо заполнить в процессе объяснения нового материала.

Художники

Картины

Библия – важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности. Библия как сама жизнь подсказывала художникам, скульпторам, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших мастеров мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Рублёва, Крамского, Сурикова, Иванова. Для европейского искусства, для картин, мозаик фресок Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. В станковом искусстве Западной Европы и России здесь есть богатейший ряд гениальных произведений. На сегодняшнем и последующих уроках мы будем говорить о библейских темах в живописи и на следующем сами выполним рисунки на сюжеты из Библии. Для этого вам было дано задание повторить материал, изученный на уроках православной культуры, выбрать для себя наиболее интересный сюжет для дальнейшего иллюстрирования. Но вначале, на сегодняшнем уроке, мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев.

Слайд № 10 "Библейские темы в изобразительном искусстве"

1. Леонардо да Винчи "Благовещение".

Сюжет картины основан на Библиях 15 столетия. Архангел Гавриил явился к Деве Марии с известием.

Он становится на колени перед ней и сообщает ей благую весть о том, что она выбрана чтобы родить Сына Бога. Сцена справа - соответствует архитектуре того времени. Архангел Гавриил держит в руке лилию (символ чистоты Марии). Леонардо впервые мастерски использовал пейзаж, усиливающий впечатление от картины.

2. Микеланджело Буонарроти "Отделение света от тьмы".

Сюжет из Библии о сотворении первых людей на земле.

В образ Бога - величественного, могучего стара, подчёркнут созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку.

3. Питер Пауль Рубенс "Поклонение пастухов".

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных, тяжёлых фигур в стремительном движении, эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени наделяют картину эмоционально заряженной атмосферой. Богатые краски наделяют изображение кипучей энергией. Хотя он и писал грубоватые библейские сцены, но на холсте всегда была высочайшая жизненная драма.

4. Рембрандт Харменс ван Рейн "Возвращение блудного сына".

Рембрандт «Возвращение блудного сына» История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Точная дата написания картины не установлена, но считается, что это одна из последних работ Рембрандта.

5. Андрей Рублёв "Троица".

Главным творением Андрея Рублева, вершиной его искусства явилась "Троица" (1420-е), самая прекрасная и совершенная русская икона, исполненная в память и почитание великого просветителя Руси преподобного Сергия Радонежского (XIV в.). В "Троице" представлено триединое божество в образе трех ангелов, восседающих вокруг стола с жертвенной чашей. Изображение на этой иконе интерпретируется по-разному. Согласно одной из трактовок, ангел, помещенные в центре, олицетворяет второе лицо Троицы - Бога-Сына, Иисуса Христа. Левый ангел - это первое лицо Троицы - Бог-Отец, правый ангел - Святой дух. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, триединого божества, воспринималась как олицетворение духовного единства, согласия, взаимной любви и смирения.

6. Крамской Иван Николаевич "Христос в пустыне".

«Христос в пустыне», «Мой Бог – Христос, - писал Крамской, - потому что Он сам справился с дьяволом. Он черпает силу в Себе Самом…». Сюжет взят из Евангелия. Рассказывает о том, как Спаситель в течение 40 дней после Крещения был в пустыне, искушаемый дьяволом. Боролся. И победил.

7. Суриков Василий Иванович "Милосердный самаритянин".

Сюжет картины написан на одну из известных Иисуса Христа , упоминаемая в . Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего - представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что « примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий ».

8. Иванов Александр Андреевич "Явление Христа народу".

На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка. А он говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. Особое значение придавал А. Иванов достоверности и выразительности пейзажа. Он "просиживал по нескольку месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок". В первую очередь поражает композиционное мастерство, с которым Иванов обращает множество четко индивидуализированных персонажей к единой возвышенной цели. На весьма выгодном для картины отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг? картина писалась 20 лет, о так и не была закончена. Но всё равно считается одним из мировых шедевров.

5. Рефлексия

деятельности:

- анализ и оценка успешности достижения цели

- анализ успешности деятельности

обучающихся в целом и самооценивание своего результата работы

(3 мин)

Подвести итоги урока, оценить деятельность товарищей. Выбрать домашнее задание с учётом индивидуальных возможностей учащихся.

Подводит итоги: что делали на уроке и для чего, как прошёл урок, какое настроение у детей.

Осуществление самооценки собственной деятельности.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Осознавать познавательную рефлексию.

5-7 минут

Итак мы познакомились с творчеством великих живописцев. Каждый по своему отразил в картине библейский сюжет, глубоко пережив его, пропустив через свою душу. А теперь вам предстоит по своему представить один из библейских сюжетов. на следующем уроке вы начнёте работу. На следующем уроке вы выполните рисунки в альбомах, а сейчас мы с вами.

Учитель организовывает рефлексию, предлагая продолжить высказывание:

-Я знаю картины …

-Я знаю художников, работавших на библейские темы...

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

- Я бы хотела, хотел, узнать...

- Над этим нужно поработать...

6. Домашнее задание

1 минута

Учитель: Ребята, поработайте над сюжетом будущей картины на библейскую тему. Можно сделать несколько набросков по выбранной вами теме.

7. Орг. окончание урока

1 минута

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня очень плодотворно поработали на уроке. Хочется отметить всех, а особенно...

Духовные шедевры живописи, рассказы о родных местах и произведениях искусства родного края делают нас добрее, нравственно богаче. Вспомните: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнётся уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.

Закончить урок хочется словами стихотворения нашей поэтессы, землячки Босиковой М.Н.

Люблю мой край.
Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее,
солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит,
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.

Практически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии. В наше время Библия пришла сквозь долгие века, преодолев немало трудностей. Ее запрещали читать, уничтожали, жгли в огне, но она по-прежнему цела. Восемнадцать столетий ушло на ее создание, ею занималось около 30 гениальнейших авторов, живших в разные года и эпохи, всего написано 66 книг Библии на разных языках.

По школьной программе детям обязательно рассказывают про библейские темы в изобразительном искусстве. ИЗО в школе, таким образом, знакомит учащихся с библейскими персонажами и историями, описанными в книге.

Библейские сюжеты в живописи. Великий художник Рембрандт

Великие мировые художники использовали библейские темы в изобразительном искусстве. Пожалуй, более ярко оставил свой след гениальный художник Рембрандт. Он сумел очень правдиво и действительно искренне показать неисчерпаемое богатство человека через библейские сюжеты в живописи. Его герои похожи на обычных людей, современников, среди которых жил художник.

В простом человеке Рембрандт мог увидеть внутреннюю цельность, благородство и духовное величие. У него получалось передать на картине самые прекрасные качества человека. Его полотна наполнены подлинными человеческими страстями, ярким подтверждением этого служит картина «Снятие с креста» (1634 г). Известная картина - «Ассур, Аман и Эсфирь», написаная по в котором рассказывается, как Аман оклеветал иудеев перед царем Ассуром, желая их смертной казни, а царица Эсфирь сумела раскрыть коварную ложь.

Загадочный Брейгель

В истории искусства сложно найти более загадочного и неоднозначного живописца, чем Брейгель. Он не оставил после себя никаких записок, трактатов или статей о своей жизни, не рисовал он и автопортретов или портретов своих близких. На его полотнах библейские темы в изобразительном искусстве покрыты тайной, персонажи не имеют запоминающихся лиц и все фигуры лишены индивидуальности. В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Поэтому картины так притягивают. Смотря на них, хочется разгадать тайну.

Библейские герои Брейгеля изображены среди современников, они ведут свою обыденную жизнь на фламандских городских улицах и в сельской местности. Например, Спаситель, обремененный тяжестью своего креста, теряется среди множества обычных людей, даже не подозревающих, что они делают свой глядя на Бога.

Полотна Караваджо

Великий Караваджо писал полотна, которые поражают своей необычностью, они по сей день вызывают горячие споры между ценителями искусства. Несмотря на то, что в эпоху Возрождения любимой темой для живописи были праздничные сюжеты, Караваджо остался верен себе, своей трагической тематике. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте, и «Положение во гроб» с изображением народной драмы.

В его картинах всегда присутствует будничность и обыденность человеческой жизни. Он всячески презирал картины с выдуманным сюжетом, то есть скопированным не из жизни, для него такие полотна были безделушками и детскими забавами. Был уверен в том, что только полотна с изображением реальной жизни могут считаться настоящим искусством.

Иконопись

На Руси иконопись появилась в X веке, после того как Русь в 988 году приняла византийскую религию - христианство. В Византии в то время иконопись и сюжеты Ветхого Завета в изобразительном искусстве, превратились в строгую, каноническую систему изображения. Поклонение иконам стало основной частью вероучения и богослужения.

На протяжении пару веков на Руси предметом живописи была только иконопись, через нее простой народ приобщался к прекрасному искусству. Изображая моменты из жизни Христа, Девы Марии и апостолов, иконописцы старались выразить свое индивидуальное представление о добре и зле.

Иконописцам всегда приходилось придерживаться строгих правил, они не могли изобразить выдуманный или сфантазированный сюжет. Но при этом они не были лишены возможности творить, можно было истолковать библейские сюжеты в изобразительном искусстве по своему усмотрению, подбирая различное сочетание красок. Иконы некоторых иконописцев отличаются среди других своим особенным стилем написания.

Иконы Андрея Рублева

Часто предметом научных дискуссий является принадлежность отдельных икон к творчеству Рублева. Единственное произведение, которое точно написал Рублев - икона «Троица». Авторство остальных пока под сомнением.

В «Троице» изображена необыкновенная простота и «немногословность» библейского события. С величайшим умением художник выделил именно те детали, которые помогают воссоздать представление происходящего события - это гора, символизирующая пустыню, палата Авраама и Благодаря этой иконе искусство, просто иллюстрирующее Библию, превратилось в познающее. Ранее никто не осмеливался на такое перевоплощение священного текста на картине.

Древнерусская живопись всегда четко следовала библейскому тексту, ее первоначальной задачей было воссоздать образ, о котором повествует Библия и Евангелие. Рублеву удалось раскрыть философский смысл библейского писания.

Сюжеты Нового и и библейские темы в изобразительном искусстве

Сюжеты из Нового и Ветхого Завета занимают одно из основных мест в христианской живописи. Изображая библейские сюжеты, художник должен перенести на полотно священный текст, поспособствовать пониманию, усилить эмоциональное восприятие и укрепить веру. Поэтому изобразительное искусство и Библия тесно связаны между собой, их история изменялась совместно.

Христианское искусство непросто воспроизводило библейские сюжеты. Талантливые художники создавали потрясающие картины, каждые из которых уникальны, благодаря тому, что по-особенному рассказывают о библейском сюжете.

Изначально христианство возникло как новое учение в иудаизме, поэтому в раннем христианском искусстве преобладали сюжеты из Ветхого Завета. Но потом христианство стало удаляться от иудаизма и художники стали изображаться сюжеты из

Авраам в изобразительном искусстве

Одним из персонажей, объединяющий несколько вер (иудаизм, христианство и ислам) является Авраам. В его образе совмещаются несколько граней:

  • родоначальник евреев, а через детей Агари и Кетуры - разных арабских племен;
  • первооснователь иудаизма, олицетворяющий идеал преданности вере;
  • заступник человечества перед Богом и герой-воитель.

В иудейских и христианских представлениях бытует понятие «Лоно Авраамово» — это особое потустороннее место для упокоения умерших праведников. В живописи изображают Авраама, сидящего на коленях, у него за пазухой либо во чреве сидят души верующих в виде детей. Это можно увидеть на полотнах «Золотые ворота», «Княжеский портал».

Жертвоприношение Исаака

Но самым любимым сюжетом, связанным с Авраамом, является жертвоприношение.

В библейском писании рассказывается, как Бог попросил Авраама сжечь своего сына Исаака, чтобы доказать свою преданность. Отец устроил жертвенник на горе Мориа, и в последний момент жертвоприношения Исаака к ним явился ангел и остановил его. Вместо ребенка был сожжен ягненок.

Такой драматический эпизод наводит на глубочайшие размышления о божьей справедливости.

Библейские темы в изобразительном искусстве всегда притягивали к себе художников. Несмотря на то, что библейские истории давно остались в прошлом, живописцам удается отразить через них современную действительность жизни.

План – конспект урока изобразительного искусства

В 7 классе на тему

« «Библейские темы в изобразительном искусстве.

Ветхий Завет»

Выполнила

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 36 г.о. Самара

Демина Ирина Александровна

Самара 2015г.

Тема урока «Библейские темы в изобразительном искусстве. Ветхий Завет»

I. Организация деятельности учащихся

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправится с утра?

Идти за солнцем следом,

Хоть этот путь не ведом.

Идти, мой друг, всегда идти

Дорогою Добра.

Вопрос: Что такое религия? Ответы детей-- форма культуры

Вопрос: Какие мировые религии вы знаете?- ответы детей

Вопрос: Назовите основателей религий мира- ответы детей

Вопрос: Давайте вспомним храмы религий мира ответы детей

Каждая религия имеет свои свящ енные писания - основополагающие тексты какой-либо религии. Священные писания, как правило, ссылаются на своё сверхчеловеческое происхождение или вдохновение божества.

  • Трипи́така (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины») - свод буддийских священных текстов,
  • Коран - священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».
  • Би́блия (греч. «книга, сочинение») - собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет был заимствован христианством из иудаизма, оригинал называется Танах и является священным текстом для иудеев. Ветхий Завет состоит из 39 книг и разделяются в иудаизме на три отдела. Эта часть Библии является обшей Священной Книгой для иудаизма и христианства.
  • Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I в. до н. э. на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке.
  • В период с III в. до н. э. по I в. н. э. Ветхий Завет был переведён на древнегреческий язык.
    • Архиологические раскопки подтверждают гибель городов Содома и Гоморры упомянутых в Библии
    • английский археолог Леонард Вулли, открыл в 1923 году город Ур. У подножия древней ступенчатой башни шумеров в г. Уре и сейчас может каждый желающий спуститься вниз по лестнице в узкую шахту и увидеть свидетельства гигантского и катастрофического потопа. Большинство ученых считают, что гигантское наводнение идентично с библейским Всемирным потопом. Следы этого потопа ученые находят и на европейском континенте.

Тема нашего урока Библейские сюжеты в живописи, поэтому мы рассмотрим сегодня более подробно Библию как уникальный памятник культуры. Попробуем дать анализ историческим, философским, нравственным и художественным проблемам, которые она ставит перед людьми

Еврейский мудрец Гилель сказал: «Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. ».

Эти слова называют «золотым правилом Гилея», а изложенный в них принцип воспринят многими народами и считается главным правилом человеческой морали.

Вы уже Изучали на уроках литературы Ветхий Завет, на уроках истории вы говорили о Египте. В частности о походах фараонов (посмотрите на слайд).

Вопрос: Откуда вам известны, указанные сведения? А историкам? Ответы (из исторических источников, можно перечислить, вспомнив, вещественные и письменные)

Работа с таблицей: “Факты истории и события в Библии”.

Вопрос: Можно ли назвать Ветхий Завет – историческим источником? Существует огромное количество археологических доказательств, подтверждающих историческую достоверность библейского повествования

Вопрос: Являются ли факты, указанные в Библии реальными? Что же говорит нам археологическая наука о событиях, описанных в Библии?
1. Таковы, например, археологические находки, связанные с именем древнееврейского царя Соломона

Вопрос: Чем отличается Библия от мифологии, в частности древнеегипетской, о которой у вас уже шла речь на уроках? Ответы(Единобожие и многобожие)

Вопрос: Что кроме истории можно почерпнуть в В.З.?

А) это система философских знаний ответ Рассуждения о Смысле жизни человека.

Б) система нравственных, общечеловеческих проблем – десять заповедей.

В чём своеобразие первых четырёх, почему можно выделить две группы? (1-взаимодействие Бог-человек, вера-безверие, 2-взаимоотношение человек-человек).

Вопрос: Следуют ли этим заповедям люди неверующие?

Итак, В.З. затрагивает историю, поднимает философские и нравственные проблемы, НО в какой форме это происходит? Художественный текст! т.к. он насыщен художественными образами.

Пример: Вавилонская башнячему учит нас история, рассказанная в этой главе? Какой урок должен вынести человек разумный?

Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня»

  • Расскажите о строительстве Вавилонской башни.
  • За что Бог покарал людей?
  • Почему понимание языка друг друга так важно для людей?
  • К чему ведёт непонимание языка?

Ной и Ноев ковчег. Поль Гюстав Доре

Ноев ковчег – модель мира. Ной – образ праведника, высоконравственности и ценности семейных отношений!

Всемирный потоп Иван Константинович Айвазовский

Миф о Всемирном потопе есть во многих религиях: в Полинезии, в Древней Греции, в Вавилоне.

Мифы о Потопе – следствие наблюдений, сделанных в разных уголках Земли в связи с большими наводнениями, колебаниями земной коры, вызвавшими разъединение континентов и опускание под воду различных участков суши.

А Рублёв « Святая Троица» Символика деталей картины «Чаша» имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка».

Пример: Слайд презентации “Суд царя Соломона”. Никола Пуссен

Давайте вспомним о чём рассказывает притча?

Таким образом, Ветхий Завет – это уникальный памятник культуры, в котором, в отличие от других памятников, включены исторические, философские, нравственные и художественные проблемы. Он многогранен и всеобъемлющ. Ветхий завет “даёт пищу” для всей мировой культуры: литературы, изобразительного искусства, театра и т.д.

По мнению христиан Книги Ветхого Завета написали Пророки. Считают что это люди, которые имели особый дар – слышать, что говорит им Бог. Такой дар называют пророчеством, а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророком.

Задание : нарисовать любой сюжет из Ветхого Завета.

…о Б и б л и и: «Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, мудрою». Иоанн Златоуст …о Б и б л и и: «Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, мудрою». Иоанн Златоуст В наше сложное время каждый человек пытается сохранить покой и мир в своём доме, оградить близких от зла и агрессии…




Вспомни и объясни какое изображение называют фреской, в чем ее отличие от иконы? В православных храмах всюду можно увидеть изображения святых и сюжеты из Библии… Фреска Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения в Новгороде Богоматерь Владимирская Спас Троица Андрей Рублев


Православные иконописцы и художники Западной Европы по-разному видели и изображали Библейских героев: Дай объяснение термину «канон». Каким образом он связан с иконографией? Для чего необходима икона и для чего нужна картина? Богоматерь Одигитрия Дионисий 1502 г. С Сикстинская мадонна Рафаэль гг. Мадонна Литта Леонардо да Винчи гг.


Было время, когда не было ни дней ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на них. По одному слову Господа Бога явились земля, солнце и всё-всё в мире… Сотворение мира И.Айвазовский Бог Саваоф В.Васнецов Из цикла «Сотворение мира» М.Чюрлёнис Вспомни и назови, известные тебе, Библейские предания.














Отечество наше хранят святые, просиявшие в земле русской… Установи соответствие: «вид ИЗО» - «произведение искусства» Юность Сергия Радонежского М.Нестеров А.Невский. Петр и Феврония Серафим Саровский Матрона Московская Федор Ушаков Ксения Петербургская ОТВЕТЫ: живопись иконопись скульптура фотография иллюстрация ОТВЕТЫ: живопись иконопись скульптура фотография иллюстрация




З А Д А Н И Е: Создайте эскиз композиции на темы Библейских преданий: Райский сад Всемирный потоп Вавилонская башня Блудный сын и другие ветхозаветные предания; Благовещение Рождество Святое семейство Ангел Хранитель Жизнь и подвиги святых, просиявших в земле русской Дорога к храму




Символика цвета в христианстве. Росписи храма Христа Спасителя… символ радости, блаженства, Божественной энергии, вечности. Ему тождественен желтый цвет. обозначает небо обозначает небо и вечность цвет чистоты и славы Христа, означает самого Бога золотой синий голубой белый




Символика цвета в христианстве. Росписи храма Христа Спасителя… обозначает юность и цветение знак сокровенной Божественной тайны З А Д А Н И Е: Запомни значение цвета в христианстве Выполняя рисунок на Библейскую тему, примени знания о символике цвета. обозначает юность и цветение знак сокровенной Божественной тайны З А Д А Н И Е: Запомни значение цвета в христианстве Выполняя рисунок на Библейскую тему, примени знания о символике цвета.


Работы учащихся 7 классов нашей школы, участвовавшие в городских, региональных и всероссийских православных конкурсах: Рисунки с конкурсов: «Красота Божьего мира» и «Гренадеры, вперед!» Рождество Ксения Петербургская Петр и Феврония Сергий Радонежский Дмитрий Донской Захарчук Н. 7в Данилова Е. 7а Мусатова Ю. 7а Кудрявцава Д. 7а Осокина Е. 7б Благословение Сергия Дорога к храму Графкова Н. 7б Данилова Е. 7а Богоматерь – защитница родной земли. Мусатова Ю, Семенова А. 7а


Победители епархиального этапа конкурса «Красота Божьего мира – 2010 года»: Любимый храм Крикова П. 3б Благословение. Салтыкова Е. 8а Награждение Алаевой В. в Успенском кафедральном соборе г.Ярославля года Крещение. Алаева В. 6в


Спасибо за внимание! В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ: Детская Библия Ресурсы Интернет Автор презентации: Фомичёва Ольга Анатольевна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МОУ СОШ 12 г.Рыбинска Ярославской области В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ: Детская Библия Ресурсы Интернет Автор презентации: Фомичёва Ольга Анатольевна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МОУ СОШ 12 г.Рыбинска Ярославской области