Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сообщение о творчестве горького кратко. Жизнь за границей

Сообщение о творчестве горького кратко. Жизнь за границей

Русский писатель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) прожил необыкновенно насыщенную жизнь. Потеряв в возрасте четырёх лет отца, а в десять — мать, будущий писатель вынужден был начать работать ещё мальчиком: служил в магазине, в мастерской чертёжника, посудником на пароходе, рабочим и десятником на ярмарочных постройках, булочником. Тяжёлая жизнь и безденежье лишили подростка возможности получить какое-либо образование — все свои довольно обширные знания Горький приобрёл самостоятельно, благодаря своей настойчивости и жажде знаний.

В юности Горький увлёкся революционной деятельностью, был арестован и провёл месяц в тюрьме. Он на всю жизнь сохранил сочувствие к борьбе простого народа за свои права. На революционные взгляды Горького, безусловно, повлияло трудное рабочее детство и огромный личный опыт. Он не понаслышке знал о лишениях бедных людей, испытывал острое неприятие к социальной несправедливости. Дважды молодой Горький отправлялся в странствия по России, прошёл весь Юг империи по донским степям, побывал в Украине, в Бессарабии, добрался до Дуная, затем отправился в Крым и на Северный Кавказ, дошёл до Тифлиса. Именно в Тифлисе в газете «Кавказ» был опубликован первый рассказ Горького «Макар Чудра » — с этой публикации началась его постоянная литературная деятельность; тогда же появился и псевдоним писателя — Максим Горький.

Всероссийская известность к Горькому пришла быстро, популярность его была огромна, через несколько лет он уже был знаком со всеми знаменитыми писателями того времени — Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, И.А. Буниным, А.И. Куприным и другими. За первое десятилетие творчества Горький написал много превосходных рассказов и очерков, среди которых особенно выделяются рассказы «Старуха Изергиль », «Челкаш » (оба — 1895), «Мальва » (1897). Горький также работал в уникальном жанре, новизна которого состояла в объединении прозы и песни, тем самым он продолжил традиции стихотворений в прозе Тургенева. Образцами этого жанра в раннем творчестве Горького стали «Песня о Соколе » (1895) и «Песня о Буревестнике » (1901), воспевавшие «безумство храбрых» и «жажду бури». В начале своего творческого пути Горький пишет сказки «Девушка и смерть », «О маленькой фее и молодом чабане » (обе — 1892).

Интерес к ранним произведениям Горького возник благодаря демократическому содержанию его рассказов и очерков, близкому широким кругам российского общества. Однако более всего читательскую Россию привлёк свежий голос, прозвучавший в его произведениях, жизнеутверждающий пафос, необыкновенно мощное сочетание реализма в изображении жизненных ситуаций и романтического духа.

В 1900-е годы жанровый и тематический спектр творчества Горького значительно расширился: с этого времени Горький обращается к драматургии. Самым глубоким по смыслу драматургическим произведением стала социально-философская драма «На дне » (1902), сюжетной основой которой было изображение судьбы обитателей ночлежного дома — несчастных и опустившихся, но тем не менее жаждущих жизни людей. В 1906 году, сразу после первой русской революции (1903-1905), Горький пишет роман «Мать », ставший на несколько десятилетий главным произведением социалистического реализма — направления в советской литературе XX века, соединившего принципы реалистического стиля с идеологией социализма. За Горьким прочно закрепилось определение «первого пролетарского писателя», хотя последующее его творчество доказывает, что такой подход к его писательским заслугам сужает истинный масштаб и значение его творчества.

В 1910-е годы Горький пишет рассказы, которые он включил в сборник «По Руси ». Этот сборник можно назвать «второй волной» интереса писателя к описанию жизни нашего Отечества, различных судеб, характеров, социальных типов. В рассказах этого сборника фигура центрального героя ранних произведений — «босяка» — получает большую социальную определённость, но при этом сохраняет черты бунтаря. Приверженность Горького своему типу героя удачно объяснил его современник — критик Д.В. Философов: «Он стоит за "босяка" не только потому, что тот угнетён, а потому, что в нём есть сила. <...> Босяк — это существо, отрицающее данный общественный уклад, это темперамент, не вмещающийся в рамки данного строя».

После революций 1917 года — Февральской, приведшей к отречению от трона императора Николая II, и Октябрьской, установившей новый политический режим с идеологией социализма, — Горький как писатель и гуманист часто оказывался на распутье, размышляя о справедливости действий власти и честности своей жизненной и общественной позиции. Будучи непререкаемым лидером и живым классиком советской литературы, он продолжал писать до самой своей смерти. В последний период творчества он создал ряд серьезных произведений, главное из которых — роман-хроника «Жизнь Клима Самгина » (1925-1936).

МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868-1936)

Максим Горький вошел в литературу как выразитель надежды на коренное изменение человеческой жизни, внутреннее преображение самого человека и мира в интересах большинства человечества. Горьковское понимание человека предопределило новизну его художественного мира с драматизмом идей и характеров, романтической, "солнечной" интенсивностью красок, экспрессивной броскостью и рельефностью образного рисунка, с мастерством индивидуального, речевого и живописного портрета, раздвинувшимся диапазоном художественного языка.

Некоторые проницательные современники Горького (например, А. М. Ремизов) видели в нем создателя новейшей модели древнего мифа об Икаре, о человеке, который преодолевает земную тяжесть и поднимается в небо. Подобный миф действительно реализовывался Горьким на протяжении всего сто творчества, причем и в романтическом, возвышающем человека, и в трагическом своем ключе.

Горький занял исключительное положение в русской литературе, рано познав головокружительную славу, а позднее, в советскую эпоху, сделавшись "главным" писателем, который вместе с тем в результате молчаливого примирения с репрессивным тоталитарным режимом стал "незаживающей болью" честных русских художников слова. Этот загадочно-противоречивый Горький далеко еще не в полной мере осмыслен нашей литературной наукой. Полное, объективное освоение его наследия впереди. Нам же необходимо, полагая основой всех возможных оценок писателя его художественные произведения, беспристрастно проанализировать их, стремясь в современном прочтении очертить картину его художественного мира.

Творческая биография М. Горького

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в Нижнем Новгороде 16 (28) марта 1868 т. Рано осиротев, Алексей Пешков воспитывался в доме деда Василия Каширина, владельца красильного заведения в Нижнем. Светлым воспоминанием Горького о детстве была только бабушка Акулина Ивановна с ее неистощимой добротой и любовью к народным сказкам и песням. В 1877 г. Горький - ученик слободского Кунавииского училища, которое, перейдя в третий класс, он должен был оставить из-за нужды, постигшей Кашириных после разорения деда. Для десятилетнего мальчика началась тяжкая жизнь "в людях": па побегушках в магазине, прислугой и учеником чертежника, десятником на ярмарке, посудником на пароходе, где он встретился с поваром Смурым, приохотившим подростка к чтению книг и навсегда оставившим благодарную память в сердце будущего писателя.

В 1884-1888 гг. Горький жил в Казани, где пытался поступить в университет. Там он познакомился с Гурием Плетневым, который ввел его в студенческие кружки; посещал библиотеку нелегальной литературы в булочной А. С. Деренкова; встречался с марксистом Н. Е. Федосеевым; вместе с народником М. А. Ромасем занимался революционной пропагандой среди крестьян в селе Красновидове под Казанью.

Осенью 1888 г. Горький отправляется в свое первое "хождение по Руси" (Каспий, Моздокская степь, Царицын). В 1891 г. путешествует второй раз (Поволжье, Дон, Украина, Кавказ). Им движет "вихрь сомнений", поиск самого себя и желание узнать, "что за народ вокруг".

Первый рассказ Горького "Макар Чудра" появился в 1892 г. в газете "Кавказ". В том же году, вернувшись в Нижний Новгород, при поддержке В. Короленко Горький публикует ряд своих произведений: "О Чиже, который лгал, и о Дятле, любителе истины", "Месть" (оба - 1893), "Дед Архип и Лёнька", "Мой спутник", повесть "Горемыка Павел" (все три - 1894) и др. С 1895 г. он становится постоянным сотрудником "Самарской газеты", где печатает такие произведения, как "На плотах", "Старуха Изергиль", "Песня о Соколе" (все - 1895) и др. В том же году в столичном журнале "Русское богатство" появился в печати его рассказ "Челкаш". В Петербурге в 1898 г. вышел в свет двухтомный сборник рассказов "Очерки и рассказы", который сделал Горького знаменитым писателем. Критика необычайно заинтересованно и многоголосо встречала произведения молодого писателя. В связи с его рассказами о босяках, а позже поэмой "Человек" (1904) и др. в критике развернулась полемика о влиянии философии Ницше на Горького.

В 1899-1900 гг. Горький знакомится с А. П. Чеховым, И. А. Буниным, А. И. Куприным, встречается с Л. Н. Толстым. С 1900 г. начинается его деятельность в издательстве "Знание", которое объединяло демократически ориентированных писателей-реалистов. Па рубеже веков публикуются его первые романы: "Фома Гордеев" (1899) и "Трое" (1900), с 1902 г. начинается творчество Горького-драматурга: пьесы "Мещане" и "На дне" (обе - 1902), "Дачники" (1904), "Дети солнца" (1905) и "Варвары" (1906).

В 1902-1904 гг. Горький сближается с большевиками и в 1905 г. вступает в РСДРП (где он состоял до 1917 г.), встречается с В. И. Лениным, принимает участие в подготовке Московского вооруженного восстания. В 1906 г., чтобы избежать ареста, Горький отправляется в Америку для сбора средств в пользу революции. В том же году здесь им были написаны пьеса "Враги" и роман "Мать", а также сатирические памфлеты "Мин интервью" и очерки "В Америке".

Из Америки Горький уезжает в Италию, где живет на острове Капри до 1913 г. В этот период он ведет оживленную переписку со множеством корреспондентов из России (И. А. Буниным, Л. Н. Андреевым, И. Е. Репиным, К. С. Станиславским, Ф. И. Шаляпиным, В. И. Лениным и др.). Писатель увлекается идеями "богостроительства", отразившимися в повести "Исповедь" (1908), где мечта о будущем духовном единении народа и "коллективистической психологии" окрашивается в тона некоего религиозного верования. На Капри Горький пишет повести "Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина", статью "Разрушение личности" и др.

В 1913 г. писатель возвратился в Россию. С началом Первой мировой войны он организовал журнал "Летопись", занявший активную антивоенную позицию. В художественном творчестве Горький обратился к проблемам национального русского характера (рассказы 1912-1917 гг., позже, в 1923 г., объединенные в цикл "По Руси"), а также к сатире ("Русские сказки") и автобиографическому жанру: повести "Детство" (1913-1914) и "В людях" (1916).

В 1917-1918 гг. отношение Горького к Октябрьской революции было очень сложным. В эти годы Горький, публицист и редактор газеты "Новая жизнь", вступил в страстную полемику с большевистским правительством, решительно расходясь с ним в оценке происходящего в стране. Это выразилось в его публицистических статьях данного периода, впоследствии собранных в книги "Несвоевременные мысли", "Заметки о революции и культуре" (Пг., 1918) и "Революция и культура. Статьи за 1917 г." (Берлин, 1918). Таким образом, разногласия Горького с большевиками, а не только необходимость лечения были причиной его эмиграции в 1921 г., которая продолжалась до конца десятилетия.

В 1928-1932 гг. Горький неоднократно приезжал в Советский Союз, а в 1933 г. вернулся уже навсегда. Факт возвращения писателя, с неизбежностью повлекший за собой его примирение с тоталитарным сталинским режимом, до сих пор остается в нашей науке до конца не объясненным. Понятно, что этот поступок был следствием внутренних противоречий и компромиссов в сознании писателя, какой-то эволюции в мировосприятии. Можно согласиться с исследователем, который считает предпосылкой эволюции взглядов Горького в 1920-1930-е гг. такие факторы, как "просветительское" рационалистическое начало его мировосприятия, "крестьянофобия", недоверие к крестьянам, мужицкой "частнособственнической" психологии, наконец, "комплекс Луки", т.е. двойственное отношение писателя к правде.

В 1920-е гг. Горький завершает автобиографическую трилогию повестью "Мои университеты" (Берлин, 1923), пишет роман "Дело Артамоновых" (Берлин, 1925), ряд мемуарных очерков и литературных портретов (в том числе "В. Г. Короленко", "Л. Н. Толстой", "Владимир Ленин", 1924; "В. И. Ленин", 1930), рассказы (например, "Отшельник", где запечатлен всегда волновавший писателя образ "утешителя") и др.

В 1930-е гг. писатель вновь обращается к драматургии, создает новые редакции старых пьес ("Егор Булычов и другие", "Васса Железнова"), пишет новые пьесы: "Сомов и другие", "Достигаев и другие". Начиная со второй половины 1920-х гг. Горький работает над эпопеей "Жизнь Клима Самгина", четвертая часть которой осталась незаконченной из-за смерти писателя.

В 1934 г. под руководством Горького организуется и проводится Первый съезд писателей, положивший начало "Союзу советских писателей".

В 1936 г. 18 июня Алексей Максимович Горький скончался и был похоронен в Москве в некрополе у Кремлевской стены.

Предварительный просмотр:

Тема. М.Горький. Жизнь, творчество, личность.

Цель: Познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути М.Горького.

Ход урока.

I. Вводное слово.

Имя М.Горького (наст. Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936) известно всем. Горький – основоположник литературы социалистического реализма, литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его детстве и юности мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».

II. Составление таблицы с биографическими данными.

В семье столяра-краснодеревщика.

1871 г. Пешковы переезжают в Астрахань, где у него умирает отец.

1873 – 1878 гг. Алексей с матерью живет у деда, который учит его грамоте. Учится в нижегородском слободском Кунавинском начальном училище одновременно подрабатывая.

1879 г. Умерла мать.

1879 – 1884 гг. Дед отправляет Алешу « в люди»: он работал рассыльным в магазине, прислугой, посудником на пароходах, учеником иконописной мастерской. Очень

Много читал, позже открыл для себя мир русской литературной классики.

1884 г. Уезжает в Казань. Безуспешно пытается поступить в университет. Работает на пристанях. Посещает собрания революционной молодежи.

1887 г. 12 декабря В результате разлада между мечтой и действительностью Пешков пытается покончить с собой. (Позже, пережитое за эти годы, породило автобиографическую

Прозу.)

  1. гг. Знакомиться с В.Г.Короленко.

Обошел Поволжье, Дон, Украину, Крым,

Кавказ. Пришел в Тифлис. По совету народовольца А.М.Калюжина начинает писать.

Рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом

М.Горький.

1895 гг. В «Самарской газете», с которой сотрудничал Горький, печатается рассказ «Старуха Изергиль». В журнале «Русское богатство» выходит рассказ «Челкаш». В критике начинаются первые разговоры о Горьком.

1898 г. Выходит книга «Очерки и рассказы». Посылает ее А.П.Чехову, с которым завязывается переписка.

1899 г. В журнале «Жизнь» выходит повесть «Фома Гордеев».

1900 г. Знакомиться с Л.Толстым в Москве.

1901 г. Участвует в демонстрации в Петербурге на площади возле Казанского собора. Арестован и привлечен к ответственности за революционную деятельность. Л.Толстой хлопочет об освобождении Горького по состоянию здоровья. Освобожден через месяц под домашний арест.

1902 г. В Московском художественном театре – первое представление «На дне».

1905 г. Активно участвует в революционном движении. Выступает на митинге в Петербурге, призывает бороться с самодержавием. Арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Освобожден под залог. Знакомиться с Лениным.

1906 г. Работает над романом «Мать». Пишет ряд революционных заметок. Едет в Америку с партийным поручением. Уезжает на Капри и остается там до 1913 г. Работает, читает лекции по русской литературе.

1913-1914 Работает над пьесой «Фальшивая монета» и автобиографической повестью «Детство».

Живет в Финляндии, Петербурге, Москве. Работает над повестью «В Людях».

1917 г. В газете «Новая жизнь» Горький отрицательно оценивает победу Октябрьской революции.

1921 г. Ленин настаивает на отъезде Горького за границу. Выезжает в Гельсингфорс.

1925 – 1927 гг. Живет в Сорренто, Неаполе. Завершает «Дело Артамоновых». Работает над романом «Жизнь Клима Самгина». Печатается.

1933 г. Возвращается в СССР.

1934 г. Работает над 4 томом «Самгина». Открывается I Всесоюзный съезд писателей. Горький в качестве председателя.

III. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

– Вспомним, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов.

Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

– Вспомним романтические произведения Пушкина и Лермонтова. («Цыганы» Пушкин, «Мцыри», «Демон» Лермонтов)

Отличительные черты романтических образов Горького - гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Без свободы нет для героя счастья, она дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются».

Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Таковы герои ранних романтических рассказов Горького. Макар Чудра предстает в романтическом пейзаже.

– Приведите примеры, доказывающие это

(Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», «безграничная степь», «бесконечное море»).

Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его нежелание на что бы то ни было ее променять.

В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной…»

В рассказе «Челкаш» морской пейзаж описывается несколько раз: при свете яркого солнца, темной ночью. Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: « На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первое – остроту, вторая – цену. Но по ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»

– Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

(Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: максималистское стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша. Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, рассказанных М.Чудрой и С.Изергиль, тоже воплощают стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь к Лойко Зобару. Неразрешимое противоречие между любовью и гордостью мыслиться Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться оно может только смертью.)

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.


Максим Горький - литературный псевдоним А.М.Пешкова, родившегося 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Его раннее детство прошло в семье деда, а образование ограничивалось 2 классами нижегородского слободского Кунавинского училища. С десятилетнего возраста началась жизнь «в людях»: «мальчик» в магазине, ученик и прислуга у чертежника, посудник на пароходах, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках, статист в театре и т. д. С 17 лет после неудачной попытки поступить в Казанский университет Алексей Пешков проходил жизненные «университеты» в трущобах Казани, перебиваясь случайными заработками и занимаясь самообразованием. В 1887 г. он предпринял попытку самоубийства, был отлучен от церкви и отправился путешествовать по стране.

Первый рассказ под псевдонимом М.Горький (это был «Макар Чудра») опубликован 12 сентября 1892 г. в газете «Кавказ», выходившей в г. Тифлисе (ныне - Тбилиси). Рассказы 1890-х гг., напечатанные в местной прессе, а затем и в центральных журналах, делают имя Горького известным в литературных кругах. Взлет литературной популярности Горького в России пришелся на 1901-1904 гг. В 1902 г. состоялся успешный дебют Горького в качестве драматурга: были опубликованы и поставлены на сцене Художественного театра пьесы «Мещане» и «На дне».

В середине 1900-х гг. писатель познакомился с В.И.Лениным и другими большевиками. В 1906 г. под угрозой ареста он эмигрировал и направился в Америку, где завершил работу над книгой «Мать», впервые опубликованной на английском языке и вызвавшей похвалу Ленина. Период 1906-1913 гг. Горький провел на итальянском острове Капри. После царской амнистии 1913 г. он вернулся в Петербург. В годы первой мировой войны написал автобиографические произведения «Детство» (1914) и «В людях» (1916). В 1917-1918 гг. выпускал газету «Новая жизнь», в которой публиковал помимо «Русских сказок» и рассказов статьи под рубрикой «Несвоевременные мысли». За неделю до октябрьского переворота опубликовал статью «Нельзя молчать!», в которой призвал большевиков отказаться от вооруженного выступления. В 1918 г. вышли в свет два тома горьковской публицистики: «Революция и культура» и «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре».

Горький сотрудничал с новой властью в области культуры и просвещения. В 1918-1919 гг. он помог организовать первый рабоче-крестьянский университет, Большой драматический театр в Петрограде, издательство «Всемирная литература». 1920-егг. писатель провел преимущественно за рубежом. В этот период написаны романы «Дело Артамоновых» (1925) и «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936, остался незаконченным). В 1928-1929 гг. писатель посещал СССР, совершал поездки по стране, рассказав о них в книге очерков «По Союзу Советов». В 1928-1930 гг. в Москве было издано первое отечественное собрание сочинений писателя. В 1931 г. Горький окончательно вернулся в СССР и стал председателем основанного в 1934 г. Союза писателей. Умер М.Горький 18 июня 1936 г., похоронен на Красной площади в Москве.

Творчество Горького в трактовке советского литературоведения было почти синонимом «литературного марксизма». Конечно, марксистом в строгом смысле слова писатель никогда не был, а история его отношений с этим политическим течением - это история дружбы-вражды. Что же сделало Горького пусть непостоянным, неустойчивым, но все же союзником российских большевиков? Общим с отечественными радикалами у Горького был сильнейший заряд отрицания существовавшего мира. Для него, как и для большевиков, это был мир социальной несправедливости, контрастов буржуазной роскоши и убогого быта бедняков, мир «свинцовых мерзостей», как он напишет в повести «Детство». Однако еще более важным для него было отрицание любых проявлений человеческой слабости - слезливой жалости и беспомощности, житейской покорности судьбе, «непротивления злу».

Некрасивость и бессилие «маленького человека» для раннего Горького - не меньшее зло, чем социальное неравенство и жестокость общественных порядков. В раннем творчестве Горького русская литература будто затосковала по большей этической определенности, по энергии непричесанной, «не омещанившейся» силы.

«Маленький человек» в русской литературе предшествующей эпохи унижен и оскорблен, но сохранил в себе живую душу и потому достоин сострадания. Русские писатели XIX в. видели причины его бедствий в несовершенстве жизненного порядка, непосильном гнете социальной среды. Иной взгляд на природу страданий человека у Горького, писателя нового поколения. Особенно отчетливо, даже подчеркнуто резко, этот взгляд выражен в его аллегорической поэме в прозе с эмблематическим названием «Человек».

В поэме Горького человек - сам причина своих обретений и утрат. Она насыщена высокой патетикой и завершается настоящим апофеозом Человеку-победителю - «величественному, гордому и свободному» борцу, идущему «вперед! и - выше! все - вперед! и - выше!». Масштаб риторического обобщения в поэме Горького пределен. Риторика исключает описательность, делая ставку на лирические абстракции, ее цель - не точность отражения, но заражающая сила убеждения. Вереница восклицательных знаков в финале поэмы передает экзальтированную веру писателя в способность человека распрямиться и вырасти в колосса - стать Человеком с большой буквы. Для этого ему нужно не только преодолеть «весь мрачный хаос жизни на этой исстрадавшейся земле», но и перешагнуть через такие важные для прежней литературы ценности, как Любовь, Дружба, Надежда, Гнев, Вера. Главной же опорой в преодолении этих «несовершенных созданий его творческого духа» служит окрыляющая сила Мысли. «Человек» - концентрированное, крайнее выражение горьковской героической концепции личности.

Горький 1890-х - начала 1900-х гг. воспринимался читателями прежде всего как строптивец, отрицающий традиционную систему ценностей, официальную религию и общепринятую мораль. Это отрицание направлено не столько на обыденную жизнь и быт, сколько на миропорядок в целом. Корень зла молодой писатель видит в человеческой косности, в самой не просветленной смыслом природе, в окружающем человека мире, который нужно полностью переменить. Горький отказывает природе в изначальной упорядоченности. Лишь напряженная мысль, крылатое воображение человека могут привнести в нее гармонию. Потому окружающий мир - и социальный, и природный - нужно покорять и обуздывать.

Вот почему столь враждебным кажется темный лес, сквозь который горьковский Данко ведет толпу людей. В противоположность слепой природе Горький наделяет качествами совершенства человеческое сознание, он делает ставку на силу воли человека и безграничные возможности его разума. Такой взгляд на отношения человека и мира принято определять как антропоцентрический: в центре художественного мира писателя - человек, стремящийся быть хозяином своей судьбы. Характерны сами названия многих горьковских рассказов - «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш», «Коновалов», «Мальва» и др. Проблематику и поэтику горьковских произведений во многом определяет принцип «человек - крупным планом». Устами одного из персонажей пьесы «На дне» Горький так передает свой символ веры: «Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное - дело его рук и его мозга!».

Но начать такому человеку, по мнению Горького, нужно с самого себя: конфликт человека и породившей его природы разворачивается в душе самого человека. В ней борются начала « зрячего» разума и «слепых» инстинктов, гармонии и стихии. Природно-инстинктивное начало, воплощенное, например, в образе «сына орла» Ларры, ведет человека к плотским удовольствиям, к сугубо биологическому существованию: будучи рабом инстинктов, человек не может не быть индивидуалистом, а у индивидуалиста нет будущего. Напротив, сила разума способна раскрепостить внутреннюю энергию человека, сделать его своего рода «сверхчеловеком», который сумеет подчинить себе обстоятельства и повести за собой других людей.

Алексей Пешков, более известный как писатель Максим Горький, для русской и советской литературы фигура культовая. Он пять раз номинировался на Нобелевскую премию, был самым издаваемым советским автором на протяжении всего существования СССР и считался наравне с Александром Сергеевичем Пушкиным и главным творцом отечественного литературного искусства.

Алексей Пешков - будущий Максим Горький | Pandia

Он родился в городке Канавино, который в те времена располагался в Нижегородской губернии, а сейчас является одним из районов Нижнего Новгорода. Его отец Максим Пешков был столяром, а в последние годы жизни управлял пароходной конторой. Мать Васильевна умерла от чахотки, поэтому Алеше Пешкову родителей заменила бабушка Акулина Ивановна. С 11 лет мальчик был вынужден начать работать: Максим Горький был посыльным при магазине, буфетчиком на пароходе, помощником пекаря и иконописца. Биография Максима Горького отражена им лично в повестях «Детство», «В людях» и «Мои университеты».


Фото Горького в молодые годы | Поэтический портал

После безуспешной попытки стать студентом Казанского университета и ареста из-за связи с марксистским кружком будущий писатель стал сторожем на железной дороге. А в 23 года молодой человек отправляется странствовать по стране и сумел добраться пешком до Кавказа. Именно во время этого путешествия Максим Горький кратко записывает свои мысли, которые впоследствии будут основой для его будущих произведений. Кстати, первые рассказы Максима Горького стали издаваться тоже примерно в то время.


Алексей Пешков, взявший себе псевдоним Горький | Ностальгия

Уже став известным литератором, Алексей Пешков уезжает в Соединенные Штаты, затем перебирается в Италию. Это произошло вовсе не из-за проблем с властями, как иногда преподносят некоторые источники, а из-за изменений в семейной жизни. Хотя и заграницей Горький продолжает писать революционно направленные книги. В Россию он вернулся в 1913 году, поселился в Санкт-Петербурге и стал работать на различные издательства.

Любопытно, что при всех марксистских взглядах Октябрьскую революцию Пешков воспринял довольно скептически. После Гражданской войны Максим Горький, который имел некоторые разногласия с новой властью, вновь уезжает за рубеж, но в 1932 году окончательно возвращается домой.

Писатель

Первым из изданных рассказов Максима Горького стал знаменитый «Макар Чудра», который вышел в 1892 году. А известность писателю принес двухтомник «Очерки и рассказы». Интересно, что тираж этих томов был почти в три раза выше обычно принятого в те годы. Из самых популярных произведений того периода стоит отметить рассказы «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Челкаш», «Двадцать шесть и одна», а также поэму «Песня о Соколе». Еще одна поэма «Песня о Буревестнике» стала хрестоматийной. Много времени Максим Горький уделял детской литературе. Он написал ряд сказок, например, «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии», издавал первый в Советском Союзе специальный детский журнал и организовывал праздники для ребятишек из бедных семей.


Легендарный советский писатель | Киевская еврейская община

Очень важны для осмысления творчества писателя пьесы Максима Горького «На дне», «Мещане» и «Егор Булычов и другие», в которых он раскрывает талант драматурга и показывает, каким образом видит окружающую его жизнь. Большое культурное значение для русской литературы имеют повести «Детство» и «В людях», социальные романы «Мать» и «Дело Артамоновых». Последней работой Горького считается роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина», который имеет второе название «Сорок лет». Над этой рукописью писатель трудился на протяжении 11-ти лет, но так и не успел окончить.

Личная жизнь

Личная жизнь Максима Горького была довольно бурной. В первый и официально единственный раз он женился в 28 лет. Со своей женой Екатериной Волжиной молодой человек познакомился в издательстве «Самарской газеты», где девушка работала корректором. Через год после свадьбы в семье появился сын Максим, а вскоре и дочь Екатерина, названная в честь матери. Также на воспитании писателя находился его крестник Зиновий Свердлов, взявший позднее фамилию Пешков.


С первой женой Екатериной Волжиной | Живой Журнал

Но влюбленность Горького быстро улетучилась. Он стал тяготиться семейной жизнью и их брак с Екатериной Волжиной превратился в родительский союз: они жили вместе исключительно из-за детей. Когда маленькая дочь Катя неожиданно умерла, это трагическое событие стало толчком к разрыву семейных уз. Впрочем, Максим Горький и его жена до конца жизни оставались друзьями и поддерживали переписку.


Со второй женой, актрисой Марией Андреевой | Живой Журнал

После расставания с женой Максим Горький при помощи Антона Павловича Чехова познакомился с актрисой МХАТовского театра Марией Андреевой, которая стала его фактической супругой на следующие 16 лет. Именно из-за ее работы писатель уезжал в Америку и Италию. От предыдущих отношений у актрисы остались дочь Екатерина и сын Андрей, воспитанием которых занимался Максим Пешков-Горький. Но после революции Андреева увлеклась партийной работой, стала меньше внимания уделять семье, поэтому в 1919 году пришел конец и этим отношениям.


С третьей женой Марией Будберг и писателем Гербертом Уэллсом | Живой Журнал

Точку поставил сам Горький, заявив, что уходит к Марии Будберг, бывшей баронессе и по совместительству его секретарше. С этой женщиной литератор прожил 13 лет. Брак, как и предыдущий, был незарегистрированным. Последняя жена Максима Горького была на 24 года моложе его, и все знакомые были в курсе, что она «крутит романы» на стороне. Одним из любовников жены Горького был английский фантаст Герберт Уэллс, к которому она уехала сразу после смерти фактического супруга. Существует огромная вероятность, что Мария Будберг, имевшая репутацию авантюристки и однозначно сотрудничавшая с органами НКВД, могла быть двойным агентом и работать еще и на английскую разведку.

Смерть

После окончательного возвращения на родину в 1932 году Максим Горький работает в издательствах газет и журналов, создает серии книг «История фабрик и заводов», «Библиотека поэта», «История гражданской войны», организовывает и проводит Первый Всесоюзный съезд советских писателей. После неожиданной смерти сына от воспаления легких писатель сник. При очередном посещении могилы Максима он сильно простудился. Три недели у Горького была лихорадка, приведшая к смерти 18 июня 1936 года. Тело советского писателя было кремировано, а прах поместили в Кремлёвскую стену на Красной площади. Но предварительно мозг Максима Горького извлекли и передали в Научно-исследовательский институт для дальнейшего изучения.


В последние годы жизни | Электронная библиотека

Позднее несколько раз поднимался вопрос о том, что легендарного писателя и его сына могли отравить. По данному делу проходил народный комиссар Генрих Ягода, который был любовником жены Максима Пешкова. Также подозревали причастность и даже . Во время репрессий и рассмотрения знаменитого «дела врачей» троим докторам ставилась в вину в том числе и смерть Максима Горького.

Книги Максима Горького

  • 1899 - Фома Гордеев
  • 1902 - На дне
  • 1906 - Мать
  • 1908 - Жизнь ненужного человека
  • 1914 - Детство
  • 1916 - В людях
  • 1923 - Мои университеты
  • 1925 - Дело Артамоновых
  • 1931 - Егор Булычов и другие
  • 1936 - Жизнь Клима Самгина