Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Разница между инкультурацией и социализацией. Социализация и инкультурация, их виды и формы

Разница между инкультурацией и социализацией. Социализация и инкультурация, их виды и формы

ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье анализируются понятия социализации и инкультурации как И. В. Лескова важнейших механизмов идентификации личности. Показывается роль ин-

ститута образования как фактора социализации, инкультурации и иденти-Российский фикации личности.

государственный

социальный Ключевые слова: личность, образование, социализация, инкультурация,

университет идентичность.

Актуализация проблемы формирования социальной идентичности обусловлена значимостью этого процесса как для теоретического осмысления нынешнего периода развития общества, так и для оценки практических тенденций и направленности происходящих в нем изменений. Разрушение традиционных идентичностей в постсоветском социальном пространстве - это проблема, от решения которой во многом зависит реализация цели демократического преобразования российского общества.

Социальная идентичность формируется в процессе социализации личности в рамках определенных институциональных и стратификационных систем, а также соответствующего ценностно-нормативного комплекса. Ведущими институтами социализации личности являются семья и система образования. Наряду с этими институтами в настоящее время к сильнейшим агентам социального влияния на личность относят средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. Именно СМИ предоставляют современному человеку большой простор поиска оснований для социальной идентификации.

Отметим, что понимание сущности социализации разные авторы строят на разных основаниях рассмотрения и объяснения социальной реальности, акцентируют внимание на разных аспектах социализации. В зависимости от того, на базе каких оснований строится та или иная теория социализации, создаются теоретические модели этого процесса, предлагаемые в качестве достоверного и обоснованного аналога социализации. С.С. Фролов определяет социализацию как «процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности»1. Э.В. Тадевосян в словаре-справочнике по социологии и полито-

1 Фролов С.С. Социология. М.: Логос, 1996.

логии считает, что «социализация - осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становятся личностями»2. Заслуживает внимания в этих определениях то, что социализация здесь рассматривается не только как процесс включения индивида в систему общественных отношений посредством приобретения необходимых социально-типичных, социально-значимых черт, но и как процесс приобретения индивидуальности. А последнее обстоятельство и является главным требованием префигуративной культуры, поскольку именно в неповторимости личности и заложены источники социального и культурного развития общества.

На наш взгляд, сущность социализации состоит в сочетании приспособления (социальной адаптации), обособления человека (индивидуализации) и вхождения (интеграции) в условиях конкретного общества. Объективно содержание социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная социализация), создали семью (семейная социализация), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д. Таким образом, человек рассматривается, в первую очередь, как объект социализации.

Социализация осуществляется с помощью универсальных механизмов. Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, взглядов, характерных для семьи, друзей и ближайшего окружения, в том числе и тех, которые не соответствуют общественно одобряемым. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства, которое способствует накоплению человеком опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации. Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Межличностный механизм социализации реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, друзья и т.д.). Действие всех механизмов социализации в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией - внутренним диалогом, в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье и т.д. Т.е. человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в ней и самого себя.

Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Социализация - это процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида. Таким образом, под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им нормативно-ценностной системы общества, позволяющего ему успешно функционировать и самореализовываться в качестве его члена. Результат социализации - социализированность. Социализирован-ность в наиболее общем виде понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, но, с другой точки зрения, и как усвоение личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Социализированное^ имеет «мобильный характер», она может превратиться из успешной в неудачную и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. Поэтому возникло понятие «ресоциализация» - изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социальными предписаниями. Задача системы образо-

2 Тадевосян Э.В. Словарь - справочник по социологии и политологии. М.: Знание, 1996. С. 219.

вания, учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания. В результате социализации человек становится полноправным членом общества - личностью, свободно исполняющей предписанные социальные роли.

Человек в той или иной мере является «жертвой» социализации. При успешной социализации человек адаптируется к обществу и в то же время способен противостоять его негативным воздействиям. Жертвой социализации можно рассматривать человека, полностью идентифицирующего себя с обществом (конформиста), а также человека, не адаптированного к обществу (девианта). Из этого следует, что процесс и результат социализации содержат в себе внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью его обособления в нем. Этот конфликт в каждом конкретном случае связан как с типом общества, так и со стилями обучения и воспитания, характерными для семей и образовательных заведений и общества в целом. Кроме того, целые группы людей становятся жертвами неблагоприятных условий социализации.

В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Инкультурация -процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре; термин введен Херско-вицем в работе 1948; примерно в то же время К.К.М.Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация»з, т.к. существовавший к тому времени термин «социализация» не охватывал процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.). Американская культурная антропология, в отличие от английской социальной антропологии, ставила в центр изучения «культуру», а не «общество» и термин «инкультурация» был для нее более органичным. Вместе с тем, этот термин имел тот же смысл, что и понятие «социализация»; достаточно четкого разделения между ними не проводилось. Инкультурация обозначала и процесс приобщения к культуре, и результат этого процесса. В узком смысле инкультурация обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле ин-культурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям; он может также использоваться в контексте исследования культурного контакта и культурного изменения. Понятие инкультурация не получило широкого распространения и использовалось почти исключительно в американской антропологической традиции. Оно подвергалось критике ввиду неопределенности его значения; кроме того, оно дублировало гораздо более широко использовавшийся термин «социализация», а его происхождение было прямо связано с попыткой противопоставления общества (цивилизация) и культуры.

Инкультурация продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, ценностей и норм родной культуры. Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. Конечный результат инкультурации - личность, способная к воспроизводству культуры.

В связи с этой спецификой в процессе образования приоритеты инкультурации не могут заменяться и, тем более, подменяться приоритетами социализации. Сегодня понятия «социализация» рассматривается и как процесс трансляции и распространения культуры, передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Понятие «инкультурация» оттеняет личностное начало этого процесса, его субъектность, такая акцентировка - следствие обращенности современной научной мысли к человеку, его культуре, его духовной жизни. По сути, социализация и инкультурация есть отражение в гуманитарном знании граней целостного единого процесса становления

3 Клакхон К.К.М. Зеркало для человека: введение в антропологию. СПб.: Евразия, 1998.

человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в социум и культуру. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев. Практически все исследователи сходятся в том, что социализация более универсальна, а инкультурация - культурно-специфична.

Таким образом, в образовательных учреждениях сегодня необходимо говорить не только о совершенствовании процесса социализации, способного формировать не только образованных, но и создании полноценного процесса инкультурации, направленного на формирование культурных людей. Именно система образования способна продолжить начатое в семье воспитание личности будущего специалиста и гражданина, затрагивая в процессе преподавания всех наук тончайшие струны человеческой души, разъясняя опасность для судеб человечества всего того, что разъединяет людей - национальная вражда, социально-классовые конфликты, конфессиональная отчужденность, противостояние поколений, убеждая в преимуществах диалогического способа разрешения противоречий в социальных отношениях и культуре4. У человека возможно сформировать умения, навыки, но лишь установки, ценностные ориентации людей будут определять их веру, вкус, интересы. Разумеется, достижение такой цели -непростая задача, она требует тщательной методической проработки и соответствующей подготовки преподавателей всех уровней.

Социализация и инкультурация связаны со становлением нормативноценностной системы у молодежи посредством овладения достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными навыками культуры (наука, искусство, религия, право, мораль). Ее формирование - многогранный, диалектически развивающийся процесс, состоящий из трех взаимосвязанных этапов: на первом из которых закладываются основы ценностных ориентаций молодого человека; на втором - приобретаются психологически отчетливо выраженные черты идеалов, убеждений, социально значимых качеств; на третьем этапе формируется их системная целостность. И если первый этап протекает в рамках первичной социализации, то второй и третий - в рамках вторичной.

Безусловно, процессы инкультурации и социализации главным механизмом, связывающим поколения между собой. Эти механизмы претерпевают и содержательные, и формальные изменения в ходе развития общества. И сегодня непосредственные участники процесса социализации и инкультурации более не противопоставляются как владеющие эталонным знанием эксперты (позиция учителя) и не обладающие этим знанием не эксперты (позиция учащегося). Монологические формы обучения уступают место диалогическому общению, принцип которого - «исключительная важность голоса личности»5. Смыслом образования, в рамках которого в большей мере реализуются эти процессы, становится основанный на идеях равенства, дополнительности, сотрудничества процесс понимания (а не только естественнонаучного объяснения) окружающей личность ученика реальности - материальной и духовной. Не беспристрастное, «отрешенное» познание, чуждое любым проявлениям человеческого чувства, а субъективное переживание, внутреннее преломление, постижение индивидуального значения - таков лейтмотив современной образовательной парадигмы. Таким образом, культурное воспроизводство коррелируется с типом культурной трансмиссии.

На сегодня образовательные учреждения, являясь наследием кофигуративной культуры, остаются главным агентами социализации и инкультурации. В них обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Любое образовательное учреждение - школа, ссуз, вуз - по сути своей воспринимается как бездушное заведение с казенной обстановкой и авторитарной вла-

4 Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1987.

5 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 309.

стью, чуждое для ребенка, который воспитывался дома. Дети должны также приспособиться к тому, что они становятся членами большого коллектива. Образовательное учреждение представляет собой общество в миниатюре - именно здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует их попыткам искать козлов отпущения и другим проявлениям антиобщественного поведения; во многом это напоминает, как в большом социуме устанавливаются правила, регулирующие поведение в общественных местах.

В рамках системы образования необходимо дать школьнику, студенту научные знания о человеке, его месте в мире, его отношения к миру, к обществу, а также показать отношение к личности социальных групп и общества в целом, к природе. Другими словами, формирование мировоззрения - главная цель образовательного процесса. А это, в свою очередь, предполагает освоение человеком достижений культуры и усвоение ее ценностей, формирование моральных устоев и нравственного облика.

Это порождает такую тенденцию как усиление защитной ориентированности воспитательной деятельности в системе образования в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника. Исходя из стремления социально защитить своих выпускников, учебные заведения ориентируют свою деятельность на формирование у выпускника позиции активного «игрока» на рынке труда общества с развитой информационной индустрией

Кроме того, в образовательном процессе вырабатывает у молодого человека следующие навыки и умения: владеть культурой мышления, уметь в письменной и устной форме логично изложить его результаты; в условиях ускоряющегося развития науки и техники приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии; владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации. Выполнение этих требований к образованности выпускника школы, ссуза или вуза является обязательным.

Система воспитания, существующая в том или ином учебном заведении, упорядочивает процесс социализации и придает ему целеустремленность, поэтому особая роль в современной социализации принадлежит социальному институту образования. Под воспитанием понимается целенаправленный процесс создания условий для развития, саморазвития и самореализации личности воспитуемого. При этом следует исходить из признания того, что только совокупное действие (как элементов единой воспитательной системы) таких условий воспитания как создание образовательной среды, влияние личности педагогавоспитателя и его деятельности, эффективная организация социальной ситуации развития, личностное и социально-ролевое общение, осуществление деятельностного сотрудничества в коллективе, активная, творческая деятельность воспитуемых, соотнесенная с особенностями их социально-возрастного периода развития, может дать положительный воспитательный эффект.

Так или иначе, на сегодня именно образовательное учреждение задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в полноценную жизнь общества. Оно расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа6.

Вместе с тем, инкультурация и социализация личности в контексте информационного давления СМИ и СМК, обнаруживает внутренние противоречия. Новые средства коммуникации, такие как Интернет и современные компьютерные технологии, видео- и аудиопродукция, нетрадиционная печатная продукция расширяют возможности студентов ознакомиться с самыми противоречивыми оценками одного и

6 См.: Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.

того же события. Цепкость памяти, любознательность молодого человека в сочетании с дефицитом жизненного опыта позволяет ему запоминать разного рода информацию, не отличая ее по степени важности, значимости, необходимости и может привести к обратному результату. В памяти молодого человека хаотично, бессистемно может оседать нужная и не столь нужная информация, а иногда не столь важное вытесняет из памяти главное. Таким образом, возможен такой итог процесса социализации и ин-культурации, когда под воздействием отрицательных знаний, полученных в молодом возрасте, формируется соответствующее отношение человека к жизни.

Процесс усвоения и освоения ценностно-нормативной системы общества обеспечивается несколькими путями. Во-первых, - стихийно, когда человек сам выбирает те источники информации, которые способствуют освоению им положительных культурных норм и ценностей. Но в этой ситуации большая роль принадлежит случаю. Особенно актуален этот вопрос в век технологического и информационного прогресса - когда современное общество, и российское в частности, характеризуется стихийностью процессов инкультурации - доступ к захлестнувшим общество информационным потокам не ограничен благодаря Интернету, видео и телевидению, а также агрессивному коммерческому распространению информации. Все это способствует стихийному восприятию молодыми людьми негативной информации.

А во-вторых, посредством целенаправленного содействия приобретению личностью положительных культурных норм и ценностей, и опять же посредством тех же информационно-телекоммуникационных технологий. В этом случае личность усваивает те знания, которые будут способствовать в будущем правильной оценке нравственных и культурных ценностей и выбору положительных ценностей. В этих условиях готовность педагогов к активному диалогу становится важным условием эффективности его воспитательной деятельности, направленной на развитие у ребенка критичности мышления, умения анализировать поступки, факты, действия, иметь и отстаивать собственную точку зрения.

Таким образом, проведенный анализ позволяет утверждать, что с наступлением префигуративной культуры наблюдаются изменения в содержании и формах процессах социализации и инкультурации как основных форм трансмиссии культуры. Сегодня произошло изменение процесса образования и воспитания в сторону синергетической модели формирования личности. Содержательно и социализация, и инкульту-рация все больше нацелены на индивидуализацию. Формально же эти процессы начинают опосредоваться информационно-телекоммуникационными технологиями.

Список литературы

1. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996.

2. Тадевосян Э.В. Словарь - справочник по социологии и политологии. - М.: Знание, 1996.

3. Клакхон К.К.М. Зеркало для человека: введение в антропологию. - СПб.: Евразия, 1998.

4. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М.: Просвещение, 1987.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.

6. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М.: Наука, 1976.

SOCIALISATION AND INCULTURATION AS MECHANISMS OF PERSONALITY IDENTIFICATION

The author of the article dwells upon the notions of socialization and incultura-tion as the main mechanisms of personality identification. The educational institutions are analysed as the factors of socialization, inculturation and identification of a personality.

Key words: personality, education, socialization, inculturation, identity.

Russian State Social University

Американский ученый Мелвилл Херсковиц ввел понятие «инкультурация», под которой он понимал вхождение индивида в конкретную форму культуры. Культура - это способ жизни людей, а общество есть организованный агрегат взаимодействующих индивидов, ведущих определенный образ жизни, т.е. общество состоит из людей, а способ поведения, ими избираемый, есть их культура. Основное содержание инкультурации состоит в усвоении особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Инкультурацию необходимо отличать от социализации - освоения в детском возрасте общечеловеческого способа жизнедеятельности. В действительности эти процессы сосуществуют, развиваются одновременно и реализуются в конкретно-исторической форме.

Инкультурация - процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретением ребенком первых навыков и освоения речи, и происходит без специального обучения, в ходе повседневного взаимодействия с взрослыми людьми на основе накопления собственного опыта.

Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в языке, ритуалах, ценностях своей культуры. Особенность процесса инкультурации состоит в том, что, начинаясь в детстве с приобретения навыков в еде, речи, поведении и т.п., она продолжается в виде совершенствования навыков и во взрослом состоянии. Поэтому в процессе инкультурации Херсковиц выделил два уровня - детство и зрелость, раскрыв с их помощью механизм изменений в культуре через гармоничное сочетание стабильности и изменчивости. Главная задача для человека на первом уровне - усвоить культурные нормы, этикет, традиции, религию, т.е. овладеть предшествующим этнокультурным опытом. Первый уровень инкультурации - это механизм, обеспечивающий стабильность культуры. Основная особенность второго уровня инкультурации состоит в том, что у человека появляется возможность не принимать или отрицать какие-либо культурные явления, следовательно, вносить в культуру соответствующие изменения. Этот уровень инкультурации детерминирует изменения в культуре, предоставляя для этого альтернативные возможности и разрешая новое в поведении и мышлении. Таким образом, по Херсковицу, инкультурация - это процесс, обеспечивающий не только воспроизводство «культурного человека», но и содержащий механизм осуществления изменений.

М. Херсковиц общий культурно-исторический процесс представлял как сумму разнонаправленных развивающихся культур. В самом общем плане культуру он понимал как созданную человеком среду обитания, рассматривая каждую отдельную культуру как неповторимую уникальную модель, определяемую постоянной традицией, которая проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей, часто несопоставимых с системами других народов. В культуре каждого народа, считал Херсковиц, всегда есть некий «культурный фокус» - самая существенная черта этой культуры.

Тенденция культурного релятивизма проявляется в подчеркивании различий между культурами разных народов, различий в восприятии, мышлении, мироощущении народов. Все культуры рассматриваются как равные по значимости, но качественно разные. Эта тенденция реализуется в концепции типологии культур Р. Бенедикт, в теории ментальности Л. Леви-Брюля, в гипотезе различия в восприятии у разных народов Херсковица.

Тенденция универсализма подчеркивает, что базовые психологические процессы являются общими, едиными для всех народов, но их проявления зависят от культуры народа. В рамках концепции универсализма теория К. Леви-Стросса доказывает универсальность структуры мышления разных народов, людей разных эпох и культур. Людям всех народов и культур присуща единая потребность - объективного познания мира, стремления к порядку, к классификации явлений окружающего мира.

Процесс культурной трансмиссии - это механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям. Обычно выделяют три вида трансмиссии: 1) вертикальную, в процессе которой культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям; 2) горизонтальную - ребенок осваивает традиции культуры в общении со сверстниками; 3) «непрямую трансмиссию» - человек обучается в школах, вузах, у родственников, соседей, старших членов общества.

В полиэтнической среде ребенок подвергается также влиянию взрослых, принадлежащих к чужой культуре, т.е. включается в процесс аккультурации. В многих традиционных культурах ребенок принадлежит не только отцу и матери, но и всей общности, в которой он живет, и тогда общность принимает участие в его воспитании.

Исследования этнологов показали, что если для культуры народа свойственно, что женщины заняты главным образом работой и не уделяют внимания своим детям, нерегулярно их кормят, не учат говорить и ходить, то у детей формируется противоречивое отношение к матери - тоска по материнской заботе и одновременно недоверие, враждебность, что в свою очередь приводит к формированию базовой личности, которой присущи недоверчивость, подозрительность, подавленная враждебность к внешнему миру.

Американский антрополог М. Мид подчеркивала, что именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин. Если культура племени мун- дугуморов не поощряет ласковое и любящее отношение к детям, а наоборот, поддерживает суровость по отношению к ним, то в дальнейшем эти дети вырастают агрессивными и враждебно настроенными людьми, склонными к насилию, войнам, эксплуатации, даже каннибализму.

Если дети в племени арапешей живут в обстановке доброжелательности и заботливости, если их защищают от агрессии и драк, то из младенцев постепенно формируется базовая личность добродушного, кроткого взрослого.

Разное отношение в культурах к агрессивности приводит к формированию определенного типа личности и народа. Например, бушмены ограничивают проявления агрессивности у ребенка даже в игре. Мать успокоит обиженного ребенка, но не будет побуждать к мщению. Но в племени яномами всячески поощряют агрессивность, во время игр матери подстрекают своих сыновей, а обиженному ребенку мать дает в руки палку и предлагает ему отомстить за себя. В результате такого разного воспитания бушмены являются миролюбивым народом, а яномами - воинственным, агрессивным.

Американский ученый Р. Ронер выделил три типа возможного отношения родителей к ребенку, которые в разной степени характеризуют культуры и определяют особенности народа: 1) понимание, теплое отношение и любовь; 2) враждебность и агрессия; 3) индифферентность, безразличие, равнодушие, отвержение. В среднем для большинства культур присущ достаточно высокий уровень родительского принятия и заботы о детях. В разных культурах имеется свой уровень родительского контроля, родительской строгости или вседозволенности. В культурах, где родительский контроль превалирует, например в Корее, он воспринимается детьми как норма, как родительская заботливость, а вовсе не как отвержение и отсутствие любви. В тех же культурах, где, как в современной Германии, высоко ценится снисходительное отношение родителей к детям, строгий контроль воспринимается детьми как отвержение.

Выделяют шесть основных параметров воспитания детей, отличающихся в разных культурах:

  • 1) воспитание послушания, подчинения взрослым;
  • 2) воспитание ответственности за порученное дело, за домашние дела и свое пропитание;
  • 3) воспитание заботливости (приучают ребенка помогать младшим детям, больным, старикам);
  • 4) воспитание стремления к достижениям (стремление к успехам, к победе, к соревнованию с другими людьми);
  • 5) воспитание самостоятельности (умение заботиться о себе, самому удовлетворять свои потребности);
  • 6) общая независимость (свобода детей от контроля и надзора взрослых).

В общем виде выделяют два полюса воспитания: воспитание уступчивости (послушание, ответственности, заботливости) и воспитание самоутверждения (стремление к достижениям, самостоятельности, независимости). Русская традиционная культура - культура воспитания уступчивости, коллективистическая культура, а американская культура - воспитание самоутверждения, индивидуализма, доминантности - господства, эгоистичности. Японская культура - сочетание воспитания уступчивости, дисциплинированности и стремления к достижениям.

В разных культурах выделяют различные уровни воспитания:

  • ? уровень родительской строгости, суровости;
  • ? уровень родительского контроля или вседозволеннности, слабого контроля;
  • ? уровень родительской ласки и любви;
  • ? поощрение родителями миролюбия или агрессивности в поведении детей в ответ на нанесенную обиду;
  • ? участие в воспитании детей только их родителей или и других членов общества: соседей, бабушек, детсада и т.п. - общественное воспитание;
  • ? авторитарное поведение родителей или демократичное.

В традиционной русской культуре преобладают тенденции воспитания миролюбия у детей, тенденции общественного воспитания и авторитарного поведения родителей, с умеренным уровнем строгости и ласки, контроля. В американской культуре преобладают тенденции пониженного уровня строгости, пониженной ласки, пониженного контроля, демократичное либо отчужденное поведение родителей.

Стиль воспитания, принятый в той или иной культуре, у того или иного народа, зависит от многих факторов - от содержания преобладающей хозяйственной деятельности, социальной структуры общества, структуры семьи и др.

Тип культуры и стиль воспитания приводят к закреплению определенных форм поведения детей и взрослых. В сравнительном исследовании поведения детей в восьми культурах и странах, проведенном американскими психологами-супругами Дж. и Б. Уайтингами, были выделены 12 основных типов действия детей: ищет помощь, ищет внимания, добивается господства, ответственно советует, предлагает поддержку, проявляет дружелюбие и общительность, прикасается, делает замечания, дружески нападает (грубая шутка), проявляет физическую агрессию, оскорбляет. Если бы культуры не оказывали влияния на социальное поведение детей, то частота всех 12 типов поведения была бы во всех культурах одинаковой. Однако выяснилось, что их распространенность от культуры к культуре меняется. Хотя проявления общительности встречались везде, но на втором месте у американских детей был поиск внимания, у мексиканцев и русских - предложения помощи, индийцы стремились к господству и т.п.

Существенное влияние на воспитание детей и формирование личности оказывают основные идеи и постулаты доминирующей религии. Православные христиане и католики, мусульмане и буддисты во многом по-разному воспитывают своих детей, формируя различные ценностные ориентации и идеалы, различные нормы и правила поведения. Таким образом, формирование личности (социализация) протекает в зависимости от типа общества, его культуры, принятого типа воспитания, отношения к детям, поведения родителей, т.е. социализация сочетается с процессами инкультурации, освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры, формируется определенный доминирующий тип личности.

Понятие социализации и инкультурации. Содержание процесса социализации и инкультурации.

Агенты социализации и инкультурации. Стадии социализации и инкультурации.

Механизмы социализации и инкультурации

Понятиями «социализация» и «инкультурация» обозначается процесс вхождения в общество и культуру. Они охватывают все формы приобщения индивида к культуре: взаимодействия, общение, освоение ценностей, норм и образцов поведения, технологий деятельности и т. д.

Наличие таких близких по содержанию терминов обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что освоение биологически ненаследуемого опыта является предметом анализа и социологии и культурологии. Однако между этими дисциплинами существуют определенные различия в точке зрения на освоение культуры: в социологии преимущественное внимание к массовым процессам, в культурологии (психологической антропологии) акцент на индивидуальный опыт и первичные группы. Для отражения этих различных акцентов и вводится два понятия: социализация и инкультурация.

Во-вторых, в рамках самой культурологии существуют различные представления об объеме понятия «культура». Те, кто включает в понятие «культура » и биологически ненаследуемый опыт животных, склонны употреблять термины «социализация» и «инкультурация» как синонимы.

Те же, кто относит понятие «культура» к содержанию общественной жизни человека, считают целесообразным проводить терминологическое различие. Понятие «социализация» связывается с освоением социальных норм, а понятие «инкультурация» - с освоением традициейных способов мышления и действий, составляющих культуру того или иного сообщества. С нашей точки зрения, освоение социальных норм - это также процесс вхождения в культуру, и поэтому понятия «социализация» и «инкультурация» можно употреблять как тождественные.

Социализация - это процесс становления социального «Я», которое с необходимостью включает в себя освоение и активное воспроизводство всего социального опыта, накопленного тем или иным сообществом.

По своему содержанию социализация и инкультурация- это двусторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социально-исторического опыта, символов, ценностей, норм, знаний и умений. Этот процесс может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер равнонаправленных факторов, так и в условиях целенаправленного педагогически организованного процесса образования и воспитания. С другой стороны, социализация и инкультурация предполагают процесс усвоения индивидом социального опыта, его интериоризацию. Под интериоризацией в данном случае понимается переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы психики человека, при котором они претерпевают соответствующую трансформацию: обобщаются, вербализуются, становятся способными к использованию и дальнейшему развитию.

В соответствии с особенностями сфер и участников процесса выделяются два уровня социализации и инкультурации: уровень первичной социализации и инкультурации и уровень вторичной социализации и инкультурации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации и инкультурации. Агенты социализации и инкультурации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации и инкультурации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации и инкультурации и направляют его.

Первичная социализация и инкультурация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации и инкультурации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т. д. Эти агенты называются первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности находится на первом месте по степени значимости. Вторичная социализация и инкультурация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения, представители администрации школы, армии, государства и т. д.

Каждый агент социализации и инкультурации дает для становления личности то, чему может научить и воспитать. Агенты первичной социализации и инкультурации универсальны. Их воздействие охватывает практически все сферы жизнедеятельности индивида, а их функции взаимозаменяемы. Иначе говоря, и родители с родственниками, и друзья, внося свой вклад в процесс становления личности, часто перекрещиваются в своих функциях. Агенты же вторичной социализации и инкультурации действуют узкоспециализированно. Каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.

В социализации и инкультурации принято выделять две основные стадии: первичную,*" или детскую (обычно включая подростковый возраст), и вторичную, или социализацию взрослых (включая процессы ресоциализации). На первом этапе дети впервые осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Задача взрослых здесь сформировать у нового поколения адекватные навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Задача детей - максимально полно овладеть «азбукой» культуры. Для этого периода в любой культуре существуют специальные представления, которые минимизируют степень риска при использовании детьми полученных знаний и навыков в их повседневной практике. Ярким и показательным примером такого рода может служить феномен игры.

Ранняя социализация характеризуется превалированием роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией культурного опыта вплоть до использования механизмов принуждения ребенка к постоянному выполнению определенных стереотипных форм активности. Эта ступень социализации рассматривается как один из ключевых механизмов, обеспечивающих стабильность культуры.

Основные черты второй стадии инкультурации обусловлены правом индивида на самостоятельность в пределах, установленных в данном обществе. Он начинает комбинировать полученные знания и навыки для решения жизненно важных задач: расширяются его возможности принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для Других; он получает право участвовать во взаимодействиях, результатами которых могут быть культурные изменения. Причем индивид во всех этих ситуациях сам должен контролировать степень индиви-дуального риска при выборе решений и действий.

Таким образом, первый уровень инкулътурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку трансляция старшим и воспроизведение новым поколением уже имеющихся культурных образцов контролирует беспрепятственное проникновение в совместную жизнь людей случайных и новых элементов. Второй уровень социализации обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Взаимодействие процессов инкультурации на этих двух уровнях и обеспечивает нормальное функционирование и развитие как личности, так и культурной среды.

Каковы же механизмы социализации? Уже З. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д. Идентификация - это способ осознания принадлежности у той или иной общности через отождествление себя с этой общностью. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности, нормы, образцы поведения как. свои собственные.

Т. Парсонс и С. Бейлз несколько по-иному интерпретировали понятия «имитации». Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры: особые знания, мнения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, поскольку семья считается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и средства массовой информации и коммуникации.

Механизм социализации через групповой опыт в рамках ролевой концепции личности и раскрывает теория «зеркального Я». Основоположник этой теории американский социальный психолог Ч. Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на восприятии или реакции других людей, с которыми вступает в контакт. Это индивидуальное «Я», открывающееся через реакцию других, получило известность как «зеркальное Я». Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на мое поведение и внешность дает образ социального «Я». Первоначально роль социального зеркала выполняют родители, близкие и дальние родственники, друзья, сверстники, учителя, тренеры, лидеры молодежных группировок и другие лица из непосредственного или ближайшего окружения индивида. Развиваясь, личность становится более строгой при выборе референтной группы и осуществляет отбор образцов, оказывающих на него влияние.

Теория «зеркального Я» Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды и отмечая избирательный характер, не в достаточной мере учитывала активность личности в этой избирательности. Развитием теории «зеркального Я» является концепция «обобщенного другого» Дж. Мура. В соответствии с данной концепцией «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я-образ». Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

Уточнение концепции Дж. Мура является концепция «значимости другого» А. Таллера. «Значимый другой» - это та личность, одобрение которой добивается индивид и чьи указания он по преимуществу принимает. В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, товарищи, популярные личности.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтоб помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализации взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Зависимость процессов формирования личности от социального окружения может быть рассмотрена на разных уровнях обобщения. Если развести их предельно дихотомично, то социальные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления и которые определяют , могут быть проанализированы как ситуации собственно межличностного взаимодействия (как влияние «других людей») и как ситуации влияния общества в целом. Последнее же всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение, так как включает в себя, помимо общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений, еще и культуру (или культуры). Внимание исследователей к роли культуры в индивидуальном развитии связано в основном с очевидным контрастом между разнообразием обычаев, верований, нравов разных народов (культурной вариативностью человечества) и определенной инвариантностью сущности человека. Как соотносятся параметры уникального (свойственного конкретной культуре) и всеобщего (свойственного разным культурам) в развитии индивида - вот тот вопрос, который задал кросс-культурный подход в психологическом анализе. И если для общей психологии интересна роль культуры в формировании психических процессов, то социальная психология ориентирована на анализ факторов культуры в социальном развитии личности - формировании социльного поведения, становлении системы персональных ценностей и Я- концепции.

В основном выделяются три исторически сложившихся направления анализа: исследования культурных различий перцептивных процессов, мышления и памяти. Начиная с конца прошлого века, когда впервые англичанин У. Риверс экспериментально исследовал остроту зрения, восприятие цвета и пространства у туземцев островов Торресова пролива, и до современных кросс-культурных исследований когнитивного развития «центральным пунктом спора является культура как независимая переменная». На сегодняшний день большинство исследователей разделяют точку зрения, согласно которой культурная среда не влияет непосредственно на психические процессы, а задает существование определенных социальных практик. Последние и оказывают влияние; так, например, острота зрения культурно инвариантна, но в каждой культуре есть свои привычки интерпретации видимого, которые и влияют на конкретный результат. Подробнее о кросс-культурных исследованиях когнитивных процессов.

В определяющем значении культуры для человека в его социальном качестве легко убедиться: достаточно оказаться в инаковом культуральном окружении просто столкнуться с другой культурой, как казавшиеся очевидными нормы социального поведения (от нормативов величины межличностной дистанции в общении до норм взаимопомощи, отношений доминирования/подчинения, способов разрешения конфликтных ситуаций) перестанут быть таковыми. Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ человека - существующий на уровне индивидуального и общественного сознания ответ на вопросы о возможных и должных качествах личности. Эти ответы могут быть достаточно неструктурированны, но, как справедливо замечает И. С. Кон, «именно они составляют ядро, стержневую ось так называемой наивной, обыденной, житейской, народной психологии любого народа, нации или этнической группы, интегрируя и суммируя особенности его социального воспитания, ожиданий и оценок».

Именно этот нормативный канон человека в культуре определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее институтами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллективные достижения, интернальный или экстернальный локус контроля, множественность или структурная «собранность» Я-концепции.

Так, в американской культуре исторически сложилась высокая оценка таких, например, личностных качеств как уверенность в себе и умение владеть собой, и, следовательно, в процессе социализации ребенок будет ориентирован именно на эту модель - институты социализации будут формировать у него навыки уверенного и сдержанного в проявлении негативных чувств социального поведения, данные качества будут представлены как ценности на уровне индивидуального сознания и т.п.

Таким образом, если в качестве ведущей задачи социализации выделить задачу межпоколенной трансмиссии культуры, т.е. задачу «передачи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных конкретной культуре особенностей (от способов пеленания и времени отлучения от груди до представлений о смысле человеческого существования), то социализация может быть понята как процесс вхождения человека в культуру своего народа, а сам термин заменен термином инкультурация.

Понятие инкультурации было введено в научный обиход американским культурантропологом М. Херсковицем. Он рассматривал культуру как «созданную человеком часть среды, включающую знания, верования, искусство, обычаи»1. В процессе инкультурации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в культуре - в языке, ритуалах, ценностях и т.п. Однако Херсковиц особо подчеркивает, что социализация как инкультурация происходит одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества.

М. Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры:
- детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры;
- зрелость, т.е. инкультурацию во взрослом возрасте, которая в отличие от предыдущего этапа носит прерывистый характер и касается только отдельных «фрагментов» культуры - изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей.

Если на первом этапе индивид в целом пассивно воспринимает культурные влияния, то на втором он обладает способностью избирательного к ним отношения, что обусловливает не только воспроизводство культуры в каждом из последующих поколений, но и ее развитие.

В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида:
- вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;
- горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;
- «непрямую» (oblique) трансмиссию, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике - у окружающих его, помимо родителей, взрослых - родственников, старших членов общины, соседей и т.п..

Очевидно, что изучение процессов инкультурации «принадлежит» не только социальной психологии - с самого начала постановки данной проблемы и до настоящего времени исследования роли культуры в социальном развитии человека составляли предмет культурантропологии, этнографии, этнопсихологии, этнопедагогики. Для социально-психологических же исследований личности в культуральном контексте характерно внимание к различиям социальных норм и ценностей, вариативности ролевого поведения и особенностям социальной идентичности и Я-концепции.

Как потребитель культуры человек использует культурные универсалии в своей социальной практике, во взаимодействии с другими людьми. Он пользуется языками и символами коммуникации, знаниями, этическими нормами, которые даны ему в качестве готового инструментария, способов личной самоидентификации и социальной самореализации в данном обществе.

Понятия «человек» и «личность» относятся к одному и тому же объекту и употребляются зачастую как синонимы. На самом деле, между ними существует принципиальное смысловое различие. Человек как понятие родовое, указывает на принадлежность к человеческому роду как высшей ступени развития живой природы со всеми характерными только для этого вида особенностями (членораздельной речью, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности). Человек рассматривается в совокупности своих биологических, социальных и культурных характеристик.

Очевидно, нельзя считать личностью человека первобытного общества, поскольку он не является носителем индивидуального сознания и не способен рефлексивно выделить себя из коллектива, а также из природной среды. Нельзя также считать личностью малолетнего ребенка, поскольку он лишь только-только начал усваивать социокультурные нормы, образцы, ценности. Наряду с этим понятие личности нельзя отождествить и с детьми-«маугли», которых «воспитывали» животные, а также с индивидами, не желающими или не способными адаптироваться в пространстве социума.

Личность – это человек, представляющий собой единство тела и духа, единство, в котором ведущую роль играет именно дух: в духе, а не в теле заключена сущность человека. Но человеческий дух, духовность - это явление сугубо социальное. Соответственно, в понятии «личность» отражена сущность человека как общественного существа.

Понятия «инкультурация» и «социализация» обозначают различные стороны процесса формирования личности в условиях социокультурной среды. Если процесс социализации выражается во взаимодействии индивидов друг с другом, в человеческом поведении, то процесс инкультурации происходит в системе таких социокультурных элементов, как ценностно-смысловые ориентиры, язык, система коллективного знания, ментальность, культурная картина мира, общественные идеалы, этические нормы.

Инкультурация - это процесс и результат приобщения индивида к культуре, это длительное постепенное освоение человеком навыков, норм, манер поведения, характерных для определённого типа культуры, для определённого исторического периода. В процессе инкультурации человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе. Эти процедуры зафиксированы, прежде всего, в языке. Процесс инкультурации связан с более тонкой сферой и материей человеческой экзистенциальности. Он происходит в системе таких социокультурных элементов, как ценностно-смысловые ориентиры, язык, система коллективного знания, ментальность, культурная картина мира, общественные идеалы, этические нормы. Т.о. инкультурация - это процесс освоения человеком присущего данной этнической культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от представителей других культур. Наиболее важным в процессе инкультрации является овладение знанием.

Осуществляется этот процесс посредством воспитания в детстве, при получении образования, в ходе общения с членами семьи, друзьями, коллегами, при осмыслении содержания произведений литературы и искусства.

Социализация - это долгий и трудный путь становления личности, постепенное усвоение требований общества: определенной системы норм, ценностей, установок поведения, необходимых для успешного взаимодействия с членами данного общества. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей называются институтами социализации или агентами социализации. Агентами социализации осуществляются функции обучения и контроля. Агентами первичной социализации для ребенка являются родители, близкие и родные, друзья. Агентами вторичной социализации - руководители и официальные представители государства и его органов.

В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача ему основных форм социокультурного опыта. Особенно велика роль первичной социализации на раннем этапе развития личности. В детстве в процессе своей социализации человек приобщается к нормам и ценностям культуры, к технологии деятельности, к этике взаимодействия с другими людьми. В процессе социализации у ребёнка формируется речь и сознание, усваивается общественный опыт, социальные роли и т. д. Дети, лишённые в детском возрасте человеческого общения, оказываются не способными стать людьми в полном смысле слова.

Существуют различные объяснения процесса социализации. Французский социолог Г. Тард, считал, что в основе социализации лежит принцип простого подражания. Дж. Смелзер был убеждён, что социализация означает приобретение людьми социального опыта, а также осознание человеком тех ценностей, которые необходимы ему для исполнения социальных ролей: она даёт человеку возможность взаимодействия с другими людьми и способствует передаче опыта от поколения к поколению.

В процессе социализации, как правило, выделяют две основных фазы: социальную адаптацию , т. е. приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям и социальным статусам, нормам и интериоризацию , означающую включение социальных норм во внутренний мир человека. Интериоризация, которая начинается с формирования чувств вины и стыда и завершается становлением чувств долга, чести и совести, является процессом социализации, очеловечивания человека. В результате этого процесса появившийся на свет индивид вида Homo sapiens становится личностью, т.е. человеком как общественным существом.

Социализацию неправильно отождествлять с воспитанием, представляющим собой целенаправленную систему психолого-педагогических воздействий с целью сформировать у человека определённые качества и формы поведения, соответствующие определённому образцу. При этом ребёнок может играть пассивную роль. В процессе же социализации роль ребёнка непременно активная: он что-то выбирает, а что-то отвергает. Социализация, в широком смысле слова, означает процесс интеграции в человеческое общество, приобретение человеком социального опыта, необходимого для исполнения социальных ролей.

В реальной жизни процессы социализации и инкультурации тесно взаимосвязаны и протекают одновременно. Они не заканчиваются после достижения возрастной зрелости: развитие культурной и социальной адекватности личности продолжается всю жизнь.

В каждом обществе и культуре постепенно формируется определённый процесс социализации личности в зависимости от исторически конкретной структуры общества и от типа культуры. Свои особенности имеет социализация в первобытно-общинном, античном, феодальном, капиталистическом и социалистическом обществах. Своими особенностями социализации личности отличаются также традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Процессы социализации отличаются в восточных, европейских, африканских культурах и др. Например, в традиционном обществе фактически не существует специализированных институтов социализации.

С процессами инкультурации и социализации связано понятие культурной самоидентичности, которое означает ощущение и осознание представителями того или иного этноса, нации, социальной группы принадлежности к определенной культуре, понимания ее единства и целостности, а также её своеобразия по сравнению с другими культурами.

Приобретая культурную самоидентичность, человек усваивает и интегрирует в свой внутренний мир культурные ценности, нормы, стереотипы, образцы того общества, к которому он принадлежит. Это наглядно проявляется в соответствующей линии поведения, в отношениях с другими членами общества, во взаимодействии с окружающим миром, в особенностях языка и мышления. При этом социально-психологические установки и мировосприятие представителей западного и восточного типов культуры будут существенно отличаться.

Погружаясь в мир иной культуры, человек в условиях серьёзных культурных различий может испытывать, по выражению американского учёного Ф. Боасса «культурный шок». В этой ситуации становится ярко выраженной принадлежность индивида к «своему» обществу, его истории и культуре.

В процессе социализации и инкультурации в сознании индивида формируется культурная картина мира. В культурную картину мира входят вненаучные знания, первичная интуиция, национальный архетип, способы восприятия пространства и времени. В ней заключена избирательная оценка значимых материальных и духовных ценностей, их важности, значимости, позитивности. Человек, существуя в пространстве определенной культуры, усваивает этнические, национальные, социальные нормы, образцы, ценности, предпочтения, которые находят отражение в его миропонимании.

Культурная картина мира, усвоенная индивидом как членом общества, определяет систему его представлений о себе, диктует адекватную этим представлениям линию поведения. Культурная картина мира созидается постепенно под влиянием обыденной жизни, неотрефлексированной повседневности. Но вместе с тем, именно система рационального знания, рефлексия, непротиворечивые, абстрактно-логические построения, ясное и очевидное содержание артефактов делают картину мира ясной и законченной. Система знаний выражает структурированность мира человека в соответствии с принципом взаимосвязи вещей, их функций с практической деятельностью. С этих позиций можно выделить религиозную картину мира, эстетическую картину мира, этическую, правовую, научную и т.д.

Сформировавшаяся в результате социализации и инкультурации личность может не только избирательно усваивать социокультурный опыт, но также способна выступить в роли разрушителя отживших элементов культуры, которые однозначно тормозят культурно-исторический процесс.

Уже в детстве в психике человека формируется своеобразная структура, которая в дальнейшем определяет его ведущую деятельность и тип жизненных отношений Недооценка роли культуры в становлении личности сегодня несёт большую угрозу всему человечеству завтра. Пренебрежительное отношение к культурному наследию прошлого или отрицание необходимости существования нового в культуре может быть воспитано семьёй, СМИ, официальной государственной идеологией. Деформации в соотношении «старого» и «нового» могут привести к уродливому развитию и человека, и государства, и культуры. Это находит выражение в нецивилизованном решении, связанных с научно-техническим прогрессом, экологической катастрофой, с межгосударственными, межнациональными отношениями, воспитанием и образованием, соблюдением прав и личных свобод личности.

В последнее время человек по своему образу жизни всё чаще дистанцируется от культуры, общества, направляя свою деятельность в сторону социального протеста, альтернативного стиля жизни. Итак, становление личности является результатом культурной эволюции индивида. Ценности культуры постоянно воздействуют на личность, развивая её. Культура творит человека как бы по заказу и под присмотром общества.