Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Образец. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живо-писными

Образец. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живо-писными

«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; … Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, … Сердце Аркадия понемногу сжималось». «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; … Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, … Сердце Аркадия понемногу сжималось».




Цели урока: -знакомство с историей создания романа; - определить характерные черты периода кон. 50 – нач. 60 годов в произведении И. С. Тургенева; - определять авторский замысел произведения; - формирование патриотизма, более глубокого понимания истории Отечеств, а также личности писателя.


Роман «Отцы и дети» год. Время действия гг.




Разночинцами назывались лица, которые получили образование, но не состояли на действительной службе. К разночинцам относились выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества. Значительную долю среди разночинцев составляли отставные солдаты и солдатские дети.




Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».


Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей - и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет - не знаю, но Боткин, который находится здесь... весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».


В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово». Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).


Роман назван «Отцы и дети» не случайно: - автор противопоставил в нем людей 40-х гг., либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев- демократов; -автор противопоставляет два поколения «отцов» и «детей» в полном смысле этого слова. Жанр - социально-психологический роман. В основе сюжета - острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых.



17

Олимпиада по литературе 10 класс.

Олимпиада по литературе 10 класс с ответами

а) "Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными.
Поля, всё поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова;
кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени.
Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетёнными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами".

б) "...А дорога тут с большака свёртывает, и идёт особый поворот вёрст на пятнадцать к монастырю, который называется П... пустынь.
Дорожку эту монахи справили, чтобы заманчивее к ним ездить было:
преестественно, там на казённой дороге нечисть и ракиты, одни корявые прутья торчат; а у монахов к пустыни дорожка в чистоте, разметена вся, и подчищена, и по краям саженными берёзами обросла, и от тех берёз такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный...
Словом сказать - столь хорошо, что вот так бы при всём этом и вскрикнул..."

в) "Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кустарника и въехали в берёзовый лес по обеим сторонам дороги.
В лесу было почти жарко, ветру не слышно было.
Берёза, вся обсеянная зелёными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы.
Рассыпанные кое-где по березнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме.
Лошади фыркали, въехав в лес, и виднее запотели".

г) "Выехав за город и оглядев снежные поля, он порадовался тому, что он один среди этих полей, завернулся в шубу, опустился на дно саней, успокоился и задремал.
Прощанье с приятелями растрогало его, и ему стала вспоминаться последняя зима,
проведённая им в Москве, и образы этого прошедшего, перебиваемые неясными мыслями и упрёками,
стали непрошено возникать в его воображении".

д) "Коляски ехали уже по берегу речки.
Высокие гористые берега мало-помалу сходились, долина суживалась и представлялась впереди ущельем;
каменистая гора, около которой ехали, была сколочена природою из громадных камней, давивших друг друга с такой страшной силой, что при взгляде на них (...) невольно кряхтел.
Мрачная и красивая гора местами прорезывалась узкими трещинами и ущельями,
из которых веяло на ехавших влагой и таинственностью; сквозь ущелья видны были другие горы, бурые, розовые, лиловые, дымчатые или залитые ярким светом.
Слышалось изредка, когда проезжали мимо ущелий, как где-то с высоты падала вода и шлёпала по камням".


Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слышать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.

Прощай! Завидую тебе -
Твоей поездке, не судьбе:
Я гордостью, ты знаешь, болен
И не сменяю ни на чью
Судьбу плачевную мою,
Хоть очень ею недоволен. -
Ты счастлив. Ты воскреснешь вновь...

Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой, -
Они им чуют-слышат воды
И в тёмной глубине земной....
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел -
Не раз под оболочкой зримой
Ты самоё её узрел...

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Ты ещё на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру - моя померкнет слава,
Не дивись - и не тужи о ней!

Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживёт.


3. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению Н.Некрасова «Ликует враг...».


Ликует враг, молчит в недоуменьи
Вчерашний друг, качая головой,
И вы, и вы отпрянули в смущеньи,
Стоявшие бессменно предо мной
Великие, страдальческие тени,
О чьей судьбе так горько я рыдал,
На чьих гробах я преклонял колени
И клятвы мести грозно повторял...
Зато кричат безличные: "Ликуем!",
Спеша в объятья к новому рабу
И пригвождая жирным поцелуем
Несчастного к позорному столбу.
(1866)


4. Соотнесите произведения с именами художников, которые иллюстрировали их.

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи» В.Васнецов
Л.Н. Толстой. «Воскресение» М.Добужинский
А.Н. Островский. «Снегурочка» П.Боклевский
Н.В. Гоголь. «Ревизор» Л.Пастернак

5. Дайте характеристику художественного своеобразия отрывка из поэмы
Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо...».

Недаром наши странники
Поругивали мокрую,
Холодную весну.
Весна нужна крестьянину
И ранняя и дружная,
А тут - хоть волком вой!
Не греет землю солнышко,
И облака дождливые,
Как дойные коровушки,
Идут по небесам.
Согнало снег, а зелени
Ни травки, ни листа!
Вода не убирается,
Земля не одевается
Зелёным ярким бархатом
И, как мертвец без савана,
Лежит под небом пасмурным
Печальна и нага.

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Роман».

7. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Какое произведение русской классической прозы вы предложили бы для телеверсии и почему?» Дайте обоснование вашему выбору.


Ответы на задания 10 класс

А) И.С. Тургенев. «Отцы и дети».
Б) Н.С. Лесков. «Очарованный странник».
В) Л.Н. Толстой. «Война и мир».
Г) Л.Н. Толстой. «Казаки».
Д) А.П. Чехов. «Дуэль».

А) М.Ю. Лермонтов. А.О. Смирновой.
Б) Н.А. Некрасов. Тургеневу.
В) Ф.И. Тютчев. А.Фету.
Г) Ф.И. Тютчев. К.Б.
Д) Н.А. Некрасов. Зине.

4. Соотнесите произведения с именами художников, которые иллюстрировали их.

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи» М.Добужинский

Л.Н. Толстой. «Воскресение» Л.Пастернак

А.Н. Островский. «Снегурочка» В.Васнецов

Н.В. Гоголь. «Ревизор» П.Боклевский

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живо-писными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь: кое-где виднелись небольшие леса, вились овраги… Попадались и речки с обрывистыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными кры-шами, и покривившиеся сарайчикис плетеными из хвороста сте-нами, и церкви, тос отвалившеюся кое-где штукатуркою, то де-ревянные с наклонившимися крестами и разоренными клад-бищами.

Сердце Аркадия понемногу сжималось…(И. С. Тургенев)

Перед нами текст, представляющий собой описание с элемен-тами повествования; относится к стилю художественной литера-туры; жанр – роман (один из начальных фрагментов романа И. Тур-генева «Отцы и дети»). Задача автора – показать читателю призна-ки вырождения дворянских поместий.

В тексте слово с является предлогом, так как служит для выра-жения отношений между двумя объектами – речки и берега, пруды и плотины, деревеньки и избёнки , образует предложно-падежные сочетания существительных с берегами, с плотинами, с избёнками.

Данный предлог в тексте употреблен шесть раз. Он активно участвует в структурировании той части информации в тексте, кото-рая непосредственно рисует неприглядную картину окрестностей поместья Кирсановых: крошечные пруды с худыми плотинами , деревеньки с низкими избёнками … покривившиеся сарайчики с плетеными из хвороста стенами , церкви с отвалившеюся шту-катуркою , с наклонившимися крестами и разоренными кладби-щами . Структурно-композиционная роль предлога заключается в том, что он служит для связи слов, называющих объекты описания.

По значению предлог относится к разряду определительных,

т. к. участвует в выражении определительных отношений: дере-веньки (какие?) с избёнками .

Не изменяется, т. к. не имеет морфологических категорий.

Употреблен с творительным падежом имен существительных: (с чем? ) – с плотинами , с избёнками , со стенами

По структуре предлог простой, первообразный, непроизвод-ный.

Относится к имени существительному избёнки , образует с ним предложно-падежную форму твор. падежа с избёнками ;в предло-жении служит для связи существительного с существительным, образуя словосочетание деревеньки с избёнками , компоненты которого выступают в функции подлежащего (что? – деревеньки ) и несогласованного определения: деревеньки (какие?) – с избёнками.

СХЕМА И ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СОЮЗА

Схема

1. Общая характеристика текста : функционально-смысловой тип речи, жанр, коммуникативная задача автора.

2. Слово в тексте :

2.2. Информативная и структурно-композиционная роль в текс-те (соотнесенность с тема-рематической структурой текста, роль в структурировании связности текста).

3. Грамматическая характеристика :

3.1. Разряд союза по синтаксической функции (сочинительный / подчинительный).

3.2. Подразряд по значению (соединительный, противитель-ный, сопоставительный, разделительный, присоединительный, оп-ределительный, причинный, временной и т. д.).

3.3. Морфологические свойства.

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» Руководитель Федеральной Председатель Научно- службы по надзору в сфере методического совета ФИПИ по образования и науки литературе Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ Демонстрационный вариант КИМ 2006 г. подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Директор ФИПИ А.Г. Ершов Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс. (стр. 2) Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ Демонстрационный вариант 2006 г. Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 4 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время при выполнении работы: части 1, 2 и 3 – не более 2 часов, часть 4 – 2 часа. Части 1, 2 и 3 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического произведения, текст стихотворения и фрагмент одной из изученных в рамках школьного курса пьес). Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов. Анализ текста эпического, лирического и драматического произведений имеет общую структуру: 5 заданий с выбором ответа (тип "А"), 4 задания с кратким ответом (тип "В") и 1 задание с развёрнутым ответом (тип "С"). К каждому из заданий А с выбором ответа дано 4 варианта ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание и укажите номер верного ответа. Следующие 4 задания В требуют краткого ответа (слува или сочетания слов). Задания С1, С2 и С3 требуют развёрнутого ответа ограниченного объема. Выполняя эти задания, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (не более 4 – 6 предложений), избегая пространных вступлений и характеристик. Для экономии времени при выполнении заданий с выбором ответа и с кратким ответом из частей 1, 2 и 3 пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Часть 4 состоит из трех заданий (С4.1, С4.2, С4.3) в виде проблемных вопросов на литературную тему. Вы выбираете один из трёх предложенных вам вопросов и письменно даёте на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре литературно-критической статьи или рецензии. За выполнение различных по сложности заданий даётся один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс. (стр. 3) Часть 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания A1 – A5; B1 – B4; C1. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетёными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтёрханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей – и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..» Так размышлял Аркадий... а пока он размышлял, весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми, звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял. – Теперь уж недалеко, – заметил Николай Петрович, – вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживём с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли? © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс. (стр. 4) – Конечно, – промолвил Аркадий, – но что за чудный день сегодня! – Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным – помнишь, в Евгении Онегине: Как грустно мне твоё явленье, Весна, весна, пора любви! Какое... – Аркадий! – раздался из тарантаса голос Базарова, – пришли мне спичку, нечем трубку раскурить. Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал было слушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешил достать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал её Базарову с Петром. (И.С. Тургенев «Отцы и дети») При выполнении заданий А1 – А5 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. A1 К какой жанровой разновидности романа относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»? 1) автобиографический роман 2) воспитательный роман 3) социально-психологический роман 4) авантюрно-приключенческий роман A2 Какое место занимает этот эпизод в произведении? 1) является вставным эпизодом 2) завершает повествование 3) открывает роман 4) является одним из эпизодов начала романа A3 Главной для данного фрагмента является 1) тема дружбы 2) тема искусства 3) социальная тема 4) любовная тема © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс. (стр. 5) A4 Необходимость для отца и сына «узнать друг друга хорошенько» явилась следствием 1) многолетней размолвки между отцом и сыном 2) долгой учёбы Аркадия в Петербурге 3) длительного пребывания отца за границей 4) вынужденного неучастия отца в воспитании сына A5 Авторское отношение к происходящему выражается в 1) описании природы 2) прямых авторских оценках 3) репликах Аркадия 4) поведении Базарова При выполнении заданий В1 – В4 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или словосочетания. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. B1 Дайте название сюжетно-композиционного элемента художественного произведения, представляющего собой описание природы («Места, по которым они проезжали…»). Ответ: ________________. B2 Назовите приём, использованный автором в следующей фразе: «Как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты». Ответ: ________________. B3 Назовите средство художественной изобразительности, активно использованное в приведённом фрагменте («весенний красный день», «безотрадная, бесконечная зима» т.п.). Ответ: ________________. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс. (стр. 6) B4 Укажите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева. Ответ: ________________. Для выполнения задания С1 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме, не превышающем 4 – 6 предложений. C1 В чём главные причины противостояния «отцов» и «детей» в тургеневском романе и в каких произведениях русской прозы присутствует эта тема? Часть 2 Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания A6 – A10; B5 – B8; C2. *** Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольёт мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси - Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живётся на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Всё равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс. (стр. 7) По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Но и всё же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Всё любя, спокойно умереть! (С.А. Есенин, 1925 г.) При выполнении заданий А6 – А10 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « × » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. A6 Какому традиционному жанру классической поэзии близко стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»? 1) оде 2) элегии 3) балладе 4) сонету A7 Ведущей в стихотворении является тема 1) любви и дружбы 2) родины и природы 3) города и деревни 4) народа и власти A8 Как называется использованный Есениным приём, основанный на резком противопоставлении предметов и явлений (мир патриархальной Руси и мир современной поэту действительности)? 1) антитеза 2) параллелизм 3) повтор 4) сравнение © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс. (стр. 8) A9 В какой строфе стихотворения противоречивая гамма настроений лирического героя предстаёт как обобщённая характеристика русской души? 1) в первой 2) во второй 3) в четвёртой 4) в пятой A10 Лирический герой стихотворения 1) иронизирует над вечными законами жизни 2) философски осмысливает противоречия действительности 3) яростно сопротивляется новым веяниям времени 4) отказывается от прежних убеждений и верований При выполнении заданий В5 – В8 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или словосочетания. Каждую букву пишите разборчиво в отдельной клеточке. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. B5 В строке «Плачут вербы, шепчут тополя» использован приём, предполагающий одушевление и очеловечивание явлений природы. Назовите этот приём. Ответ: ____________________. B6 Выпишите слово, повтор которого в 5-ой и 6-ой строфах объясняет истоки душевной драмы лирического героя. Ответ: ____________________. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс. (стр. 9) B7 Укажите название средства иносказательной выразительности, которым воспользовался поэт для создания лирического пейзажа в 1-ой строфе стихотворения: «свинцовой свежести полынь». Ответ: ____________________. B8 Определите размер, которым написано стихотворение. Ответ: ____________________. Для выполнения задания С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме, не превышающем 4 – 6 предложений. C2 Что отличает образ «есенинской Руси» и кто из русских поэтов ХХ века близок Есенину в воплощении темы Родины? Часть 3 Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания A11 – A15; B9 – B12; C3. Аммос Федорович (в недоумении расставляет руки). Как же это, господа? Как это, в самом деле, мы так оплошали? Городничий (бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов... Анна Андреевна. Но это не может быть, Антоша: он обручился с Машенькой... Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом – вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесёт по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище – © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс. (стр. 10) найдётся щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши! Чему смеётесь? – Над собою смеётесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чёртово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стёр вас всех да чёрту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Суёт кулаком и бьёт каблуком в пол. После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего – и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте! Артемий Филиппович (расставляя руки). Уж как это случилось, хоть убей, не могу объяснить. Точно туман какой-то ошеломил, чёрт попутал. (Н.В. Гоголь «Ревизор») При выполнении заданий А11 – А15 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « × » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. A11 Жанр пьесы «Ревизор» ее автор определяет как 1) водевиль 2) трагикомедию 3) комедию 4) фарс A12 Данный фрагмент в пьесе является 1) завязкой действия 2) экспозицией 3) развязкой действия 4) кульминацией A13 В данной сцене ведущим мотивом поведения городничего является 1) месть 2) самобичевание 3) страх 4) самолюбование © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Анализ отрывка из эпического произведения

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетёнными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались всё обтёрханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей - и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с её метелями, морозами и снегами... "Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..”

Так размышлял Аркадий... а пока он размышлял, весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё - деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени ещё низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых её волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления... Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял.

Теперь уж недалеко, - заметил Николай Петрович, - вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживём с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли?

Конечно, - промолвил Аркадий, - но что за чудный день сегодня!

Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным - помнишь, в Евгении Онегине:

Как грустно мне твоё явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое...

Аркадий! - раздался из тарантаса голос _______, - пришли мне спичку, нечем трубку раскурить.
Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал было слушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешил достать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал её _________ с Петром.

Хочешь сигарку? - закричал опять ___________.

Давай, - отвечал Аркадий.

Пётр вернулся к коляске и вручил ему вместе с коробочкой толстую чёрную сигарку, которую Аркадий немедленно закурил, распространяя вокруг себя такой крепкий и кислый запах заматерелого табаку, что Николай Петрович, отроду не куривший, поневоле, хотя незаметно, чтобы не обидеть сына, отворачивал нос.
Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома, выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей. Это и было Марьино, Новая слободка тож, или, по крестьянскому наименованью, Бобылий хутор.

И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

В1. Из какого города возвратился Аркадий Кирсанов?

В2. Назовите фамилию героя романа, которую нужно вписать на месте пропусков.

В3. Как называется описание природы в литературном произведении?

В4. Назовите художественный приём, лежащий в основе соотнесения первого и второго абзацев текста.

В5. Как называется образное определение предмета, дающее ему яркую характеристику (обтёрханные мужички, зевающие воротища, исхудалые , шершавые коровы)?

В6. Как называется приём, основанный на использовании дословных выдержек из чужих произведений?

В7. Назовите синтаксическое средство, которое использует автор в третьем предложении, для того чтобы создать ощущение езды и сопровождающей её смены объектов, попадающих в поле зрения героев.

С1. Почему окружающую героев природу доверено увидеть именно Аркадию и что расскажет этот пейзаж о своём наблюдателе?

С2. В чём смысл обращения к Пушкину в этом фрагменте и в романе «Отцы и дети» в целом? В каких произведениях русской литературы ещё встречаются обращения к творчеству поэта?

Ответы и комментарии

Задание С1 предполагает, что ученики будут рассматривать пейзаж не только "сам по себе”, но и как средство характеристики его наблюдателя. Важно заметить контраст между первым и вторым абзацем, услышать внутреннюю речь Аркадия в финале первого абзаца, понять, почему "побеждает” светлое, весеннее настроение в душе героя. Можно спросить себя и о том, почему не преобразователю жизни Базарову доверено увидеть нищету родной земли, и вспомнить эпилог, из которого мы узнаём, что настоящим хозяином на этой земле стал именно Аркадий.

Задание С2 предполагает, что ученики вспомнят многочисленные пушкинские цитаты и реминисценции, рассыпанные по тексту романа Тургенева (Пушкина цитирует Николай Петрович, он же читает «Цыган», над Пушкиным будет иронизировать Базаров, но сам заговорит в момент объяснения в любви пушкинскими словами; с пушкинской цитатой мы встретимся в заключительном предложении романа). Пушкин - один из самых значимых для Тургенева поэтов, им поверяется отношение героев к жизни. Пушкин - это образ вечности в искусстве, он сродни "широкой жизненной волне”, которая разлита в природе и которую чувствуют многие герои романа. К Пушкину обращаются герои многих произведений русской литературы: Хлестаков, Поэт в стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин», Никитин («Учитель словесности» Чехова), герои «Белой гвардии» Булгакова, лирический герой стихотворения «Юбилейное» В.Маяковского и т.д.

Сергей Волков

Предварительный просмотр:

Анализ лирического произведения

* * *

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нём
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.

Сергей Есенин, 1918

В8. Какие цвета прямо или косвенно названы в стихотворении?
В9. Как называется дважды использованный во второй строфе художественный приём, основанный на явном, открытом уподоблении предметов и явлений?
В10. Как называется приём внутреннего, скрытого сопоставления предметов и явлений, делающий картину образной, многомерной (листьев дождь, седина пролилась в бороде )?
В11. Как называется использованное в стихотворении перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы (стережёт голубую Русь // старый клён на одной ноге )?
В12. Назовите интонационно-синтаксическое средство, использованное в первой строке третьей строфы и позволяющее сделать выказывание эмоциональным.

С3. Какую роль в стихотворении Есенина играют образы деревьев?
С4. В каких произведениях русской литературы поднимается тема прощания с родным домом и как они перекликаются со стихотворением Есенина?

Ответы и комментарии

Задания В8–В12 направлены на выявление особенностей стихотворения Есенина, важных для характеристики его поэтического мира вообще. Здесь и особая цветовая гамма, и обилие сравнений, метафор, олицетворений, и эмоциональный синтаксис.

Задания С1 и С2 позволят проанализировать стихотворение глубже. О любви Есенина к образам деревьев сказано много (в частности, см. статьи М.Эпштейна в рубрике «ЛитМотив» в № 22 и 23 «Литературы» за этот год). Мир деревьев и мир человека близки, проникают друг в друга (березняк способен грустить, как мать лирического героя). Излюбленный приём Есенина - использование природных деталей при описании внешности человека: седина в бороде сравнивается с яблонным цветом . Клён в мире Есенина становится alter ego автора.

Прощание с родным домом - один из распространённых мотивов литературы и искусства вообще. Школьники могут вспомнить Татьяну Ларину, отъезжающую в Москву, Штольца, отправляющегося в Петербург, Ростовых, покидающих родное гнездо перед нашествием французов, героев «Вишнёвого сада». Среди лирических произведений, кроме стихотворений самого Есенина, в которых этот мотив встречается часто, ученики могут обратиться, например, к «Родине» Некрасова или «Лотовой жене» Ахматовой.

Сергей Волков

Предварительный просмотр:

Анализ отрывка из драматического произведения

Те же, Дикой и Кулигин

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой. Поди ты прочь! Кака польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин . Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи ), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом ), простую самую. Уж я всё это прилажу, и цифры вырежу уже всё сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдёте и видите <...> А то этакое место прекрасное, и вид, и всё, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, всё-таки украшение - для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе - ровный, что ли? Ишь ты, какое дело нашёл важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну, что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну, и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчёт, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и всё. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: "И в рубище почтенна добродетель!”

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю, а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмём: у нас грозы частые, а не заведём мы громовых отводов.

Дикой (гордо ). Всё суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были.

Дикой. Какие такие там у тебя громовые отводы?

Кулигин. Стальные.

Дикой (с гневом ). Ну, ещё что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более ). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да ещё-то что? Наладил: шесты! Ну, а ещё что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!

Кулигин. Электричество.

Дикой (топнув ногой ). Какое ещё там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные! прислушайте-ка, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит. )

А.Н. Островский. «Гроза»

В1. К какому из трёх родов литературы относится пьеса «Гроза»? (Ответ запишите в именительном падеже.)

В2. Какое устройство предлагает установить на бульваре механик-самоучка Кулигин в первой части фрагмента?

В3. Гроза в пьесе - это иносказательный образ, имеющий множество значений и обладающий особой смысловой ёмкостью. Как называется такой образ в литературоведении?

В4. Как называют острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия? (Такое столкновение между Диким и Кулигиным мы наблюдаем в приведённом фрагменте.)

В5. Как называется речевое общение двух или более лиц, построенное на чередовании их высказываний в разговоре?

В6. Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в ответ на слова другого персонажа?

В7. В приведённом фрагменте есть авторские пояснения к тексту пьесы и высказываниям героев, стоящие в скобках. Каким термином их обозначают?

С1. Как приведённый фрагмент помогает раскрыть общий конфликт пьесы «Гроза»?
С2. Каких героев русской литературы можно, вместе с Диким, назвать невежественными, самодурными? Ответ аргументируйте.

Ответы и комментарии

Задания С1 и С2. Разбирая приведённый отрывок из 4-го действия драмы «Гроза», ученики отметят, что диалог Дикого с Кулигиным непосредственно предшествует кульминации пьесы - признанию Катерины под сводами галереи. То, о чём говорят герои, формально никак с Катериной и её драмой не связано (Кулигин вообще не встречается с Катериной на сцене, если не считать момента, когда он выносит её труп), однако в более широком смысле можно увидеть связь прямую: ведь перед нами на сцене столкновение невежественного самодура и хорошего, умного, но слабого человека. Это столкновение как нельзя лучше характеризует атмосферу, окружающую главную героиню: в ней подавляется и губится всё живое. Грубость Дикого, чувствующего себя полноправным хозяином в городе, соотносится с всевластием Кабанихи в своём доме. Робкие попытки противодействия (настойчивость Кулигина), равно как и усилия по бесконфликтному изменению этой атмосферы, обречены на неудачу ("Нечего делать, надо покориться”). На таком фоне поступок Катерины выглядит скорее как яркий протест (хотя, как известно, в критике существуют и другие точки зрения). Невежество и грубость Дикого вызывают в памяти персонажей Фонвизина (Простакову, Скотинина) и - по касательной - фамусовское общество с его ненавистью к просвещению. Сцену разговора сильного и слабого можно увидеть, например, в «Шинели» Гоголя.

Сергей Волков