Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Композитор рубинштейн биография. А

Композитор рубинштейн биография. А


Рубинштейн Антон Григорьевич
Родился: 16 (28) ноября 1829 года.
Умер: 8 (20) ноября 1894 года.

Биография

Антон Григорьевич Рубинштейн (16 (28) ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния - 8 (20) ноября 1894, Петергоф) - русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Антон Рубинштейн родился в приднестровском селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики), третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец Рубинштейна - Григорий Романович (Рувенович) Рубинштейн (1807-1846) - происходил из Бердичева, с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова (в будущем врач, 1827 - 30 сентября 1863) был купцом второй гильдии. Мать - Калерия Христофоровна Рубинштейн (урождённая Клара Лёвенштейн или Левинштейн, 1807 - 15 сентября 1891, Одесса) - музыкант, происходила из прусской Силезии (Бреслау, впоследствии семья перебралась в Варшаву). Младшая сестра А. Г. Рубинштейна - Любовь Григорьевна Вейнберг (1833-1903), преподаватель фортепиано музыкальных классов К. Ф. фон Лаглера - была замужем за одесским адвокатом, коллежским секретарём Яковом Исаевичем Вейнбергом, родным братом литераторов Петра Вейнберга и Павла Вейнберга. Другая сестра, София Григорьевна Рубинштейн (1841 - январь 1919), стала камерной певицей и музыкальным педагогом.

25 июля 1831 года 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда - купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских детей (1827). На семью перестали распространяться законы черты оседлости, и уже через год (по другим данным в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрёл дом на Ордынке, в Толмачёвом переулке, где родился его младший сын Николай.

Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А. И. Виллуана. Уже в 1839 году Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл в Париже, где познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом, в Лондоне был тепло принят королевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертами Норвегию, Швецию, Германию и Австрию.

Проведя некоторое время в России, в 1844 Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

В 1846 умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I. В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852 ― появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники». 14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах. В мае 1855 года в одном из венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.

Летом 1858 Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859 добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя. На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с М. А. Балакиревым и А. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.

В сезоне 1871-1872 Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским.

Вернувшись в 1874 в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле в Петергофе, занявшись композицией и дирижированием. К этому периоду творчества композитора принадлежат Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой). В сезоне 1882-1883 он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885-1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.

Рубинштейн умер 20 ноября 1894 года в Петергофе и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Благотворительная деятельность

Как пишет критик А. В. Оссовский, «денежная щедрость Рубинштейна замечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А. Г. всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал».

Память

Именем Рубинштейна назван Высший музыкальный колледж в Тирасполе, а также бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге, на которой композитор жил с 1887 по 1891 годы.
В селе Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики есть музей. И в музее есть уголок памяти Рубинштейна.
В Петергофе, городе последних дней композитора, его именем названы улица и музыкальная школа.
На доме по адресу Троицкая улица, дом 38 в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска.

Сочинения

Среди произведений Рубинштейна 5 духовных опер (ораторий):
«Потерянный рай»
«Вавилонская башня»
«Моисей»
«Христос» (до 2011 года считалась безвозвратно утраченной)
одна библейская сцена в 5 картинах - «Суламифь»,
13 опер:
«Дмитрий Донской» (1849; по трагедии В. А. Озерова, поставлена в 1852 - Большой театр, Санкт-Петербург).
«Демон» (1875).
«Купец Калашников» (1880).
«Нерон» (1877).
«Попугай».
«Сибирские охотники, или Сороковой медведь» (на немецком языке).
«Фераморс» (1862).
«Хаджи-Абрек».
«Фомка-дурачок».
«Дети степей».
«Маккавеи» (1875).
«Среди разбойников».
«Горюша» (1889).

Балет "Виноградная лоза"

Шесть симфоний (наиболее известна Вторая с программным названием «Океан»), пять концертов для фортепиано, концерты для виолончели, скрипки с оркестром, более 100 романсов, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.

Тема с вариациями Среди литературных произведений - дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей», которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.

Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (28 ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния - 20 ноября 1894, Петергоф) - русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

А. Г. Рубинштейн и его подпись (гравюра, 1889)

Антон Рубинштейн родился в селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики). Был третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец - Григорий Романович (Рувенович) Рубинштейн (1807-1846), происходил из Бердичева; с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова (1827 - 30 сентября 1863), в будущем врача, был купцом второй гильдии. Мать - Калерия Христофоровна Рубинштейн, урождённая Клара Лёвенштейн (или Левинштейн) (1807 - 15 сентября 1891, Одесса) - музыкант, происходила из прусской Силезии (Бреслау, впоследствии семья перебралась в Варшаву).

Братья Рубинштейны. Почтовая карточка (открытое письмо, 1910 год)

Младшая сестра А. Г. Рубинштейна - Любовь Григорьевна (1833-1903), преподаватель фортепиано музыкальных классов К. Ф. фон Лаглера - была замужем за одесским адвокатом, коллежским секретарём Яковом Исаевичем Вейнбергом, родным братом литераторов Петра Вейнберга и Павла Вейнберга (их дочь - детский писатель и педагог Надежда Яковлевна Шведова (1852-1892) - была замужем за физиком Ф. Н. Шведовым, ректором Новороссийского университета). Другая сестра, София Григорьевна Рубинштейн (1841 - январь 1919), стала камерной певицей и музыкальным педагогом.

25 июля 1831 года 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда - купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских детей (1827). На семью перестали распространяться законы черты оседлости, и уже через год (по другим данным в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрёл дом на Ордынке, в Толмачёвом переулке, где родился его младший сын Николай.

Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А. И. Виллуана. Уже в 1839 году Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл в Париже, где познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом, в Лондоне был тепло принят королевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертами Норвегию, Швецию, Германию и Австрию.

Проведя некоторое время в России, в 1844 Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

В 1846 умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I. В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852 ― появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он встречается с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники». 14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах. В мае 1855 года в одном из венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.

Летом 1858 Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859 добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя. На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно выезжая за границу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с М. А. Балакиревым и А. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.

В сезоне 1871-1872 гг. Рубинштейн руководил концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижировал, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос » в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским. Позже А. Г. Рубинштейн отмечал: «Заработок в Америке положил основание моему материальному обеспечению. До тex пор его не было; только после Америки я поспешил приобрести недвижимость - собственность - дачу в Петергофе». Его жена, Вера Александровна, выбрала участок с постройками в Большой Слободе Старого Петергофа, где находились также дачи принца Ольденбургского, княгини Оболенской, графа Игнатьева, барона Фенейвена и других известных государственных деятелей и влиятельных лиц аристократического общества. Земельный участок с постройками - на углу Знаменской улицы (ныне - улица Красных железнодорожников) и Ораниенбаумского спуска - было куплено у Б. А. Перовского, к которому имение перешло от скончавшейся в 1872 году Марии Алексеевны Крыжановской, вдовы коменданта Петропавловской крепости, урождённой Перовской.

Вернувшись в 1874 году в Россию, Рубинштейн поселился в Петергофе, занявшись композицией и дирижированием. К этому периоду творчества композитора принадлежат Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой). В сезоне 1882-1883 гг. он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885-1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.

Рубинштейн умер 20 ноября 1894 года в Петергофе и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Благотворительная деятельность

Как пишет критик А. В. Оссовский, «денежная щедрость Рубинштейна замечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А. Г. всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал».

Творчество Рубинштейна как пианиста

Антон Рубинштейн был уникальным самобытным пианистом, покорившим сердца многих своих современников. Его игру отличала большая мощь и необычайное умение создавать яркий художественный образ произведения. При этом созданию яркого целостного образа не мешали даже технические неточности, которые, по его собственному признанию, Рубинштейн во множестве допускал, - «полконцерта под рояль», как он иногда говорил про свою игру. Так отозвался о его творчестве С. В. Рахманинов:

Рубинштейн был чудом в смысле техники, и всё же он признавался, что делал промахи. Возможно, они и были, но при этом он воссоздавал такие идеи и музыкальные картины, которые смогли бы возместить миллион ошибок. Когда Рубинштейн был чересчур точен, его исполнение теряло какую-то долю своего восхитительного обаяния. Я помню, как однажды на одном из концертов он играл «Исламея» Балакирева. Что-то отвлекло его внимание и, очевидно, он совершенно забыл сочинение, но продолжал импровизировать в манере балакиревской пьесы. Минуты через четыре он вспомнил остальную часть и доиграл до конца. Это очень раздосадовало его, и следующий номер программы он играл с предельной точностью, но, как ни странно, его исполнение потеряло чудесное очарование момента, в котором подвела его память. Рубинштейн был воистину несравненен, может быть даже и потому, что был полон человеческих порывов, а его исполнение - далёким от совершенства машины.

Звания

  • Член Шведской королевской музыкальной академии (1870)

Память

  • Именем Рубинштейна назван Высший музыкальный колледж в Тирасполе.
  • Именем Рубинштейна названа бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге, где в доме № 38 композитор жил с 1887 по 1891 годы. На доме установлена мемориальная доска.
  • В музее села Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики есть уголок памяти Рубинштейна.
  • В Петергофе, городе последних дней композитора, его именем названы улица и музыкальная школа.

Бюст Рубинштейна на его могиле

Почтовая марка СССР, 1954 год

Рубинштейн на почтовой марке Молдовы, 2005 год

  • В Петергофе на Санкт-Петербургском проспекте, рядом со знаменитым парком, установлен бюст Рубинштейна.
  • Антон Григорьевич Рубинштейн упоминается как один из главных персонажей повести "Тапёр" Александра Куприна
  • В короткометражном фильме «Фонограф», снятом в 2016 году, Рубинштейн (его роль исполнил Сергей Галанин) показан среди музыкантов, поучаствовавших в сеансе звукозаписи, состоявшемся в январе 1890 года.

Семья

Жена (с 30.06.1865): Вера Александровна, урождённая Чикуанова (1841-1909). Их дети:

  • Яков (11.08.1866-1902)
  • Анна (1869-1915)
  • Александр (1872-1893).

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1886 год - бельэтаж - Троицкая улица, 27;
  • 1887-1891 - доходный дом П. В. Симонова - Троицкая улица, 38.

Сочинения

Среди произведений Рубинштейна 5 духовных опер (ораторий):

  • «Потерянный рай»
  • «Вавилонская башня»
  • «Моисей»
  • «Христос» (до 2011 года считалась безвозвратно утраченной)
  • одна библейская сцена в 5 картинах - «Суламифь»,
  • «Дмитрий Донской» (1849; по трагедии В. А. Озерова, поставлена в 1852 - Большой театр, Санкт-Петербург).
  • «Демон» (1875).
  • «Купец Калашников» (1880).
  • «Нерон» (1877).
  • «Попугай».
  • «Сибирские охотники, или Сороковой медведь» (на немецком языке).
  • «Фераморс» (1862).
  • «Хаджи-Абрек».
  • «Фомка-дурачок».
  • «Дети степей».
  • «Маккавеи» (1874, либретто С. Мозенталя, премьера - 17 апреля 1875 года, Берлинская опера).
  • «Среди разбойников».
  • «Горюша» (1889).

Балет «Виноградная лоза», шесть симфоний (наиболее известна Вторая с программным названием «Океан»), пять концертов для фортепиано, концерты для виолончели, скрипки с оркестром, более 100 романсов, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.

Среди литературных произведений - дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей», которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.

Литература

  • А. В. Оссовский. Антон Григорьевич Рубинштейн. [Некролог, РМГ, 1894, 12]. / В кн: А. В. Оссовский. Музыкально-критические статьи (1894-1912). - Л.: Музыка, 1971. - С. 20-28.
  • Алексеев А. Д. Антон Рубинштейн. - М.-Л.: Музгиз, 1945. - 45 с. - (Классики русской музыки).
  • Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Т. 1-2. - Л.: Музгиз, 1957-1962.
  • На уроках Антона Рубинштейна / Ред.-сост. Баренбойм Л. А. - М.-Л., 1964.

Имя этого человека уже давно стало легендарным. Говорят, он часами просиживал за нотной бумагой и в таком состоянии не мог написать даже обыкновенное письмо. А когда он играл, то это делал исключительно с закрытыми глазами. Еще он признавался, что у него не было детства из-за бесконечных занятий музыкой. Тем не менее сам великий Чайковский завидовал его таланту. Речь идет о пианисте, дирижере, композиторе, педагоге и организаторе российской музыкальной жизни Антоне Рубинштейне.

Радушный дом Рубинштейнов

Рубинштейн Антон Григорьевич появился на свет в зажиточном еврейском семействе. Это было в 1829-м. Его отец был купцом из Бердичева. Мама - немкой.

У будущего композитора был и младший брат, которого звали Николаем. Впоследствии он стал известным музыкантом. Кроме того, у братьев были две сестры. Одна из них стала певицей, а другая преподавала музыку.

Когда маленькому Антону исполнилось два года, семейство Рубинштейнов перебралось в столицу. Там отцу удалось открыть карандашно-булавочное предприятие. Через пару лет он смог приобрести и дом на Ордынке.

Туда на огонек приходили студенты, учителя, чиновники. Постоянно звучала музыка. Именно тогда родители будущего композитора заметили, что он внимательно слушает, как его мать играет на фортепиано.

Преемник великого Листа

Первые уроки игры на пианино давала маленькому Антону его мама. А когда ребенок показал свои собственные сочинения, стало ясно, что ему необходимо нанять опытного педагога. В результате, с 1837-го и до 1842-го его наставником стал известный пианист, лучший педагог столицы Александр Виллуан. Впоследствии Рубинштейн назвал его своим вторым отцом.

Таким образом, девятилетний Антон Рубинштейн, краткая биография которого представлена вниманию читателя в статье, начал выступать в салонах Москвы. А когда ему уже исполнилось одиннадцать, состоялся и его концерт.

В 1840-м Виллуан повез Антона в Париж. Именно там он встретился с великими Шопеном и Листом, который назвал мальчика «своим наследником». Кроме того, известный композитор посоветовал ему отправиться в тур по европейским странам. Так, собственно, и произошло. Юный вундеркинд выступил на концертных площадках Германии, Англии, Чехии, Голландии, Швеции, Австрии, Польши.

А однажды он исполнил для поклонников его таланта свою «Ундину», аккомпанируя на фортепиано.

В целом гастрольное турне шло два года. И отклики на эти концерты были самые блестящие.

Покровительство великой княгини

В 1843-м Рубинштейн Антон Григорьевич, биография которого была совсем не простой, оказался в северной столице, чтобы уже на следующий год отправиться в Берлин. Там, с 1844-го по 1846-й, юный композитор начал заниматься теорией композиции. Его наставником стал Зигфрид Ден. Кстати, среди его учеников в свое время был и великий Глинка.

Тем временем бизнес отца композитора развалился, да и сам предприниматель вскоре скончался. А поскольку мама Рубинштейна с младшим сыном на тот момент находились в столице Германии, они были вынуждены вернуться в Россию. Но будущий композитор остался на Западе и в скором времени перебрался в Вену.

Чтобы заработать на жизнь, он давал уроки и пел в церкви. Кроме того, он имел встречу с Ф. Мендельсоном и Ф. Листом. Последний смог помочь юному дарованию в организации гастролей с флейтистом Гейнделем.

В 1849-м Рубинштейн вернулся в Санкт-Петербург. Великая княгиня Елена Павловна покровительствовала ему и он начал выступать не только как пианист, но и как дирижёр. Игра композитора имела колоссальный успех среди членов императорского семейства, включая государя Николая I. Заметим, в эти времена Рубинштейн в основном исполнял свои собственные произведения.

Первые знаменитые сочинения

Как говорилось выше, страсть к сочинению охватила Рубинштейна с детского возраста. По большому счету он упорно и много трудился практически во всех музыкальных жанрах. Число его творений - 119, не считая двенадцать опер, романсов и сочинений для фортепиано

1850 год для Рубинштейна стал поистине удачным. Прежде всего, он представил свои первые симфонию и оперу, которая называлась «Куликовская битва». Через два года ее поставили на сцене Большого.

На следующий год композитор написал и Вторую симфонию под названием «Океан». Она завоевала большое признание среди европейских и американских ценителей музыки. Также это творение очень любил великий Чайковский. Он считал, что рубинштейновский «Океан» - эта кульминация композиторской деятельности Антона Григорьевича.

После триумфа, с 1854-го до 1858-го, Рубинштейн снова отправился за границу. По словам биографов, именно в этот период он прославился как один из величайших пианистов современности.

Экзамены в консерваторию

Несмотря на большую известность, Рубинштейн считал, что его важнейшее дело - музыкальное просвещение. Он был одним из основоположников профессионального музыкального образования в стране. В результате ему удалось переломить существующее мнение о том, что музыка является исключительно уделом дилетантов-аристократов.

Таким образом, когда он вернулся в Россию после турне, то взялся за организацию Русского музыкального общества. Он стал его директором.

В 1862-м он сформировал классы музыки, которые впоследствии трансформировались в первую в стране консерваторию. Заметим, перед тем как он возглавил это учреждение, решил сдать экзамены по ряду предметов, после чего получил диплом «свободного художника».

В этих стенах в качестве преподавателя он начал вести классы инструментовки, ансамбля, оркестровый, фортепиано. А одним из первых студентов, которые стали дипломированными специалистами, был Петр Чайковский.

К сожалению, деятельность композитора как руководителя консерватории порой не находила понимание. Антон Рубинштейн был вынужден покинуть этот пост. Это произошло в 1867 году.

Рубинштейн не имел соперников

На протяжении последующих двух десятилетий Рубинштейн посвятил концертной и творческой деятельности. К этому времени его известность как пианиста была сравнима лишь со славой Ференца Листа. Как виртуоз он вообще не имел соперников. Техника пальцев стала для него лишь средством, орудием, но вовсе не целью.

Через два года после того, как Рубинштейн уволился из консерватории, он в очередной раз отправился в турне по европейским странам. Герцог Карл-Александр, который был восхищен его талантом, предложил остаться ему при дворе в Веймаре. Но композитор отказался.

Через некоторое время последовала другой, американский, тур. Сцену он тогда делил с известным скрипачом Г. Венявским. За восемь месяцев дуэтом они дали 215 выступлений!

Однако в этот период Антон Рубинштейн, пианист, только и мечтал, чтобы оставить навсегда концертную эстраду. Его мысли сильнее и сильнее обращались к духовной опере. Именно тогда он написал оперу «Вавилонское столпотворение». В 70-х она с большим успехом исполнялась в городах Дюссельдорф, Вена и Кенигсберг.

Судьба опер была не всегда удачной

Самое известное произведение композитора - это опера «Демон». Она была написана по мотивам известнейшей поэмы М. Лермонтова и может быть сопоставлена с иными зрелыми образцами жанра: «Вертером» Массне и «Фаустом» Гуно. Благодаря этому творению прославились такие знаменитые певцы, как Шаляпин, Штоколов, Тартаков.

Однако рубинштейновское произведение было запрещено цензурой. Только через четыре года его всё-таки поставили в театре.

Правда, самой трудной оказалась судьба оперы «Купец Калашников». Впервые ее показали в России. Дирижировал сам автор. Но вскоре исполнение запретили.

Спустя три года запрет был снят, и все шло к постановке. На генеральной репетиции присутствовал именитый министр К. П. Победоносцев, который был недоволен, что на декорациях были изображены иконы. В результате спектакль снова был отменен.

В 1889-м оперу в очередной раз начали ставить. После даух спектаклей сам Антон Рубинштейн, биография которого интересует всех ценителей прекрасной музыки, отказался вносить некоторые изменения.

Масштабное музыкальное действо

В 1885-1886 гг. композитору удалось организовать масштабный цикл, который назывался «Исторические концерты». Это было 175 музыкальных произведений, которые были исполнены два раза в российских и западноевропейских городах. Заметим, повторно он выступал только для педагогов и учащихся, при этом на безвозмездной основе. Такие концерты для каждого музыканта были настоящим событием.

Почетный гражданин Петергофа

Через три года композитор вновь возглавил консерваторию Петербурга. К этому времени он начал читать свои публичные музыкальные лекции. Их было 32. Так, он прочитал учащимся уникальный по объему «Курс фортепианной литературы». При этом эти лекции он сопровождал своими музыкальными иллюстрациями.

В эти же времена начались торжества, связанные с полувековым юбилеем артистической деятельности великого музыканта.

Кроме того, Рубинштейну присвоили звание Почетного гражданина Петергофа. Дело в том, что на протяжении двух десятилетий лет жизнь музыканта была связана с этим городком: там располагалась его дача.

Тогда же он в очередной раз покинул консерваторию.

Международный музыкальный конкурс

Уволившись из консерватории, Рубинштейн организовал Международный конкурс для молодых композиторов и пианистов. По его замыслу, это состязание должно проходить каждые пять лет. Расходы оплачивал сам композитор. Материальная составляющая заключалась в процентах с его собственного капитала.

На первом конкурсе, который состоялся в Петербурге в 1890-м, председательствовал лично Рубинштейн. Следующее мероприятие прошло в Берлине в 95-м. Затем эстафету приняли города Вена, Париж и другие. Последний конкурс должен пройти в Берлине в 1915-м, но планам помешала Первая мировая.

На эти музыкальные состязания были привлечены лучшие пианисты и композиторы со всех уголков мира. Рубинштейн, по его воспоминаниям, вовсе не считал педагогическую деятельность своим любимым занятием. Но все-таки молодых музыкантов он многому сумел научить. Радовали слушателя своей прекрасной музыкой такие достойные ученики Антона Рубинштейна, как Кашперова, Кросс, Якимовская, Познанская, Голлидэй, Терминская.

Польский ученик

Самым известным учеником Рубинштейна был польский пианист Иосиф Гофман. Еще в детском возрасте он, как и учитель, был вундеркиндом. С семи лет маленький Иосиф уже начал гастролировать.

В 1892-м в Дрездене он прослушался и у Рубинштейна. В результате, Гофман стал единственным частным учеником композитора. Два раза в неделю он приходил к нему домой. Рубинштейн усиленно работал с ним. При этом он учил его не столько технике игры на пианино, но и формировал определенные музыкальные идеалы.

Как зрелый музыкант, польский пианист, ученик Антона Рубинштейна, Иосиф Гофман дебютировал в 1894-м. Он тогда исполнил Четвертый концерт своего педагога. После выступления Рубинштейн констатировал, что он уже не в состоянии учить его чему-то и прекратил занятия с ним. А произведение, с которым Гофман выступил, навсегда вошло в его концертный репертуар.

Картина Репина

Антон Рубинштейн дружил с И. Репиным. Великий художник очень любил музыку, считался меломаном. Особенно его очаровало творчество друга, Антона Рубинштейна. Художник написал три его портрета. Последняя картина «Портрет дирижера и композитора А. Г. Рубинштейна» создавалась, когда самого композитора уже не стало.

Любопытно, в этот период Репин познакомился с членами купеческого семейства Шихобаловых из Самары. Они предложили приобрести эту картину, и терпеливо ждали завершения работы. В 1915-м портрет Антона Рубинштейна уже украшал стены особняка Шихобаловых в Самаре. А весной 1918-го вся коллекция этих купцов была национализирована и передана в местный музей.

Незабвенный гений

Последние годы жизни композитор провёл в основном в Дрездене. Порой он приезжал и в другие города с целью принять участие в благотворительных концертах. Также он продолжал заниматься композиторской, педагогической и литературной работой.

Внезапная смерть в 1894-м застала его на любимой даче в Петергофе.

Кончина именитого музыканта нашла отклик в самых широких кругах российского общества. Именно тогда начали говорить о нем как о «незабвенном».

Похоронили его в Александро-Невской лавре. Впоследствии прах перенесли в Некрополь мастеров искусств, что на Тихвинском кладбище. Это было в 1938-м.

В 2005-м в любимом для Рубинштейна Петергофе состоялось открытие памятника композитору. Кроме того, одна из улиц северной столицы носит его имя.

Многогранный талант Рубинштейна - пианиста, дирижера, композитора, педагога, организатора музыкальной жизни страны - сделал его имя легендарным. Тем обиднее, что он не мог быть вполне счастлив, так как постоянно при жизни его творчество, безосновательно, считали не совсем русским. По этому поводу Рубинштейн с горечью восклицал: «Для евреев я - христианин, для христиан - еврей, для русских я - немец, для немцев - русский, для классиков я - новатор, для новаторов - ретроград».

Антон Григорьевич Рубинштейн родился в Подольской губернии 28 ноября 1829 года. С двух или трехлетнего возраста и до одиннадцати лет мальчик безвыездно жил в Москве. Как известно из мемуаров и других материалов, в радушном доме Рубинштейнов постоянно собирались студенты, чиновники, учителя, звучала музыка - пели, танцевали. Феноменально восприимчивый к музыке, Антон, несомненно, впитал массу впечатлений. Звуковую атмосферу Москвы тех лет определяли песни и романсы Алябьева, Варламова, бытовые танцы. Единственный учитель Рубинштейна - Александр Иванович Виллуан, имевший на своего воспитанника большое влияние, был коренной москвич. Пьесы Виллуана и входили преимущественно в репертуар Антона Рубинштейна. Эти произведения, и особенно фортепианный концерт, с точки зрения мелодики целиком находятся в русле московской традиции.

Антон уже на десятом году жизни начал выступать публично. И как многие вундеркинды середины века, совершил со своим учителем Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1841-1843 годах. С 1844 по 1846 Антон занимался в Берлине теорией композиции у Зигфрида Дена, у которого в свое время занимался и Глинка. Весьма скоро он обрел полную самостоятельность: из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью вернулись из Берлина в Москву, Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе. Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость и твердость характера, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, - эти качества отличали его творчество на протяжении всей его жизни.

Рубинштейн - явление, порожденное XIX веком - эпохой романтизма, эпохой фортепиано, виртуозов, гастролеров: это был композитор-пианист. Естественно, что как композитор он начинал с сочинений для фортепиано. В 1843-1844 годах он пишет четыре польки, а затем, на протяжении полувека, огромное количество инструментальных произведений: полонезы, ноктюрны, тарантеллы, баркаролы, краковяки и мазурки, экспромты и колыбельные, скерцо и баллады, элегии, вальсы, серенады, чардаши и т. д. и т.п. Если говорить о контексте русской музыки, то Рубинштейн стал первым композитором, в творчестве которого сочинения для фортепиано заняли одно из ведущих мест и воплотили не менее крупные художественные идеи, чем его же симфонии или камерные ансамбли.

В конце 1840-х годов Рубинштейн приехал в Петербург. С этим городом связана дальнейшая его деятельность.

1850 год стал очень удачным для композитора. Молодой музыкант исполнил две свои фантазии на темы русских песен. Он пишет свою первую симфонию. И первая опера - «Куликовская битва», - была написана в 1850 году и поставлена спустя два -года в Большом театре. Рубинштейна увлекает тема Востока. Получив от В.А. Соллогуба либретто «Дмитрия Донского», молодой композитор обратился к другому литератору, В.Р Зотову, который по его просьбе «дописал второе действие - сцену у татар. Восток» . В дальнейшем у Рубинштейна образы Востока и музыка восточного характера, как и у других русских композиторов, были по преимуществу связаны с Кавказом. Он много раз бывал в Тифлисе, хорошо знал деятелей грузинской культуры. Восточные мотивы звучат в «Танце кашмирских невест» (опера «Фераморс»), в пьесе «Паша и Альмея» (фортепианный цикл «Костюмированный бал»), «Лезгинке» (сборник национальных танцев).

В 1851 году композитор пишет Вторую симфонию - «Океан», обладающую несомненными художественными достоинствами. Она завоевала признание во многих странах Европы и в США. Известно, что ее любил Чайковский. Он назвал Вторую симфонию кульминационным пунктом композиторской деятельности Рубинштейна, произведением «кипучего, молодого, но вполне сложившегося таланта».

С 1854 по 1858 год Рубинштейн концертирует за границей, а вернувшись на родину, становится одним из организаторов, директором и дирижером Русского музыкального общества. В 1862 году он основал в Петербурге музыкальные классы, преобразованные позднее в первую в России консерваторию, директором и профессором которой состоял до 1867 года. Последующие двадцать лет Рубинштейн посвятил творческой и концертной деятельности. В 1869 году необычайно успешно проходят его гастроли в Европе. Восхищенный талантом русского музыканта, герцог Карл-Александр, в свои юные годы привлекший к работе Гёте, предлагает даже остаться Рубинштейну при дворе в Веймаре. Однако он мечтает оставить концертную эстраду, чувствуя себя несчастным из-за невозможности отдаться композиции, - и мысли его обращаются к духовной опере. Рубинштейн создает такое произведение - «Вавилонское столпотворение». Опера исполнялась в начале 1870-х годов на сценах Вены, Кенинсберга, Дюссельдорфа.

Следующие гастроли музыканта Рубинштейна состоялись в 1872 году. Концертная поездка со скрипачом Г. Венявским по городам Америки снова прошла на редкость удачно - за 8 месяцев состоялось 215 концертов! Но раньше композитор начинает работу над новой и, вероятно, своей лучшей оперой - «Демон». Это не первая его опера. Картина рубинштейновского оперного наследия весьма пестра. Мы встречаем самые разные жанры: лирический («Фераморс»), комический («Среди разбойников», «Попугай»), традиционная большая опера («Нерон»), на историческую тему («Куликовская битва»).

Тем не менее среди всех опер «Демон» занимает особое место. Рубинштейновский «Демон» может быть сопоставлен с другими зрелыми образцами жанра: «Фаустом» Гуно, «Вертером» Массне.

Хотя лирической опере, как правило, не присуще адекватное воплощение всей глубины содержания литературного первоисточника, Рубинштейн все же предпринял попытку отразить философскую, богоборческую проблематику поэмы Лермонтова. «Демон» Рубинштейна вобрал многие типичные для лирической оперы второй половины XIX века черты. Это относится прежде всего к драматургии. Обилие и разнообразие массовых сцен, связанных с бытом, с жизнью; центральное место сцен лирических, а среди них особое - диалогических; отход от замкнутых номеров и известное приближение к драматическому театру - таковы в самом общем виде черты этой драматургии.

Такой оперный герой, как Демон, был настоящим художественным открытием - это первый в русской опере герой, в обрисовке которого акцент сделан целиком на раскрытии внутреннего душевного мира.

Опера «Демон» ставилась в Лондоне и Лейпциге, постоянно включалась в репертуар крупнейших российских театров.

Не у всех опер Рубинштейна судьба складывалась так удачно. Некоторые, хотя и были поставлены сразу или вскоре после создания, но шли на сцене недолго. Особенно трудной оказалась судьба «Купца Калашникова». Премьера, на которой дирижировал автор, прошла с успехом 22 февраля 1880 года, но вскоре опера была снята. Казнь главного героя оперы... напоминала о казни народовольца И.О. Млодецкого, стрелявшего в министра внутренних дел М. Лорис-Меликова и повешенного по распоряжению Александра III в день, который совпал с днем премьеры спектакля.

В 1883 году снова решался вопрос о постановке «Калашникова». Дело дошло до генеральной репетиции, но присутствовавший на ней К.П. Победоносцев, недовольный тем, что на декорациях были нарисованы иконы, воспрепятствовал показу спектакля. И в третий раз, уже в 1889 году, оперу сняли после двух спектаклей, так как автор не согласился внести изменения.

В 1885-1886 годах Рубинштейн организует грандиозный цикл «Исторических концертов». В него вошло 175 произведений, исполненных дважды в городах России и Западной Европы. С 1887 по 1891 год Антон Григорьевич вновь становится директором и профессором Петербургской консерватории. Последние годы жизни Рубинштейн провел преимущественно в Дрездене. Он скончался 20 ноября 1894 года.

1. "письмо само никуда не пойдет..."

Антон Рубинштейн, который мог часами просиживать за нотной бумагой, чувствовал себя не в состоянии написать обыкновенное письмо. По его словам, ему было значительно легче сочинить большую симфонию, чем маленькое письмо. Одному из своих друзей он рассказал, что однажды он все-таки настрочил письмо в шесть страниц.
- Но знаете, что из этого вышло? - спросил он. - Когда это ужасное письмо было закончено, я прочел его и, оставшись крайне недовольным своим сочинением, так-таки и не отправил его, а тут же сел в поезд, приехал туда, где проживал адресат злополучного письма, и быстренько обо всем договорился с ним лично...

2. спасибо, больше не надо!

Однажды к Антону Рубинштейну пришел начинающий композитор и попросил послушать две его пьесы. Сыграв одну пьесу, автор хотел было начать вторую, но Рубинштейн поспешно произнес:
- Огромное вам спасибо, уважаемый, и можете больше не утруждать себя... Я уже понял, что ваша первая пьеса нравится мне гораздо больше, чем вторая...

3. договорились...

Как-то раз на гастролях за границей Рубинштейну пришлось иметь дело с очень скупым антрепренером, который предложил маэстро за выступление сумму, вдвое меньше обычной. Выслушав доводы антрепренера, Рубинштейн заявил:
- Ну хорошо, не будем спорить. Если вы настаиваете, я сыграю за эти деньги. Но имейте в виду, что за эти деньги играть я буду вдвое тише...

4. пожалел

Однажды Рубинштейн обратился к своим ученикам с такой шутливой речью:
- Дорогие друзья, сегодня день рождения Ференца Листа. Чтобы отметить эту дату достойно, мы не будем исполнять сегодня ни одного его произведения!

5. бедная бабушка...

Антон Рубинштейн был чрезвычайно строг и требователен к своим ученикам. Однажды пианист остановил ученика, когда тот играл какой-то из этюдов Шопена.
- Так, мой дорогой, - хмуро заявил Рубинштейн, - вы можете играть на именинах у своей бабушки! А у меня на занятиях будьте любезны работать с полной отдачей сил, как настоящий музыкант, да к тому же еще мой ученик!
Молодой человек начал играть снова. Антон Григорьевич опять был недоволен и прервал его.
- Скажите, а ваша бабушка жива? - вдруг поинтересовался он.
- Нет, она уже умерла...
- Часто ли вы играли для нее на фортепиано? - еще более сурово спросил Рубинштейн.
- Да, я часто для нее играл...
Рубинштейн тяжело вздохнул:
- Теперь мне совершенно понятно, отчего бедная женщина так рано покинула этот мир...

Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (16 (28 ) ноября , Выхватинец , Подольская губерния - 8 (20 ) ноября , Петергоф) - русский композитор , пианист , дирижёр , музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна .

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён . Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория . Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский . Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства .

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Биография

Антон Рубинштейн родился в селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района ) . Был третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец - Григорий Романович (Рувенович) Рубинштейн (1807-1846), происходил из Бердичева ; с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова (1827 - 30 сентября 1863), в будущем врача, был купцом второй гильдии. Мать - Калерия Христофоровна Рубинштейн, урождённая Клара Лёвенштейн (или Левинштейн) (1807 - 15 сентября 1891, Одесса) - музыкант, происходила из прусской Силезии (Бреслау , впоследствии семья перебралась в Варшаву) .

Братья Рубинштейны. Почтовая карточка (открытое письмо, 1910 год)

Младшая сестра А. Г. Рубинштейна - Любовь Григорьевна (1833-1903), преподаватель фортепиано музыкальных классов К. Ф. фон Лаглера - была замужем за одесским адвокатом, коллежским секретарём Яковом Исаевичем Вейнбергом , родным братом литераторов Петра Вейнберга и Павла Вейнберга (их дочь - детский писатель и педагог Надежда Яковлевна Шведова (1852-1892) - была замужем за физиком Ф. Н. Шведовым , ректором Новороссийского университета). Другая сестра, София Григорьевна Рубинштейн (1841 - январь 1919), стала камерной певицей и музыкальным педагогом.

Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А. И. Виллуана . Уже в 1839 году Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл в Париже , где познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом , в Лондоне был тепло принят королевой Викторией . На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертами Норвегию , Швецию , Германию и Австрию .

Проведя некоторое время в России, в Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин , где учится игре на фортепиано у Теодора Куллака и где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена , у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка . В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером .

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно выезжая за границу, он знакомится с Иваном Тургеневым , Полиной Виардо , Гектором Берлиозом , Кларой Шуман , Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки » во главе с М. А. Балакиревым и А. Н. Серов , опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон », которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.

В сезоне 1871-1872 гг. Рубинштейн руководил концертами Общества друзей музыки в Вене , где дирижировал, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским . Позже А. Г. Рубинштейн отмечал: «Заработок в Америке положил основание моему материальному обеспечению. До тex пор его не было; только после Америки я поспешил приобрести недвижимость - собственность - дачу в Петергофе». Его жена, Вера Александровна, выбрала участок с постройками в Большой Слободе Старого Петергофа, где находились также дачи принца Ольденбургского, княгини Оболенской, графа Игнатьева, барона Фенейвена и других известных государственных деятелей и влиятельных лиц аристократического общества. Земельный участок с постройками - на углу Знаменской улицы (ныне - улица Красных железнодорожников) и Ораниенбаумского спуска - было куплено у Б. А. Перовского , к которому имение перешло от скончавшейся в 1872 году Марии Алексеевны Крыжановской, вдовы коменданта Петропавловской крепости , урождённой Перовской .

Творчество Рубинштейна как пианиста

Антон Рубинштейн был уникальным самобытным пианистом, покорившим сердца многих своих современников. Его игру отличала большая мощь и необычайное умение создавать яркий художественный образ произведения. При этом созданию яркого целостного образа не мешали даже технические неточности, которые, по его собственному признанию, Рубинштейн во множестве допускал, - «полконцерта под рояль», как он иногда говорил про свою игру.

Так отозвался о его творчестве С. В. Рахманинов :

Рубинштейн был чудом в смысле техники, и всё же он признавался, что делал промахи. Возможно, они и были, но при этом он воссоздавал такие идеи и музыкальные картины, которые смогли бы возместить миллион ошибок. Когда Рубинштейн был чересчур точен, его исполнение теряло какую-то долю своего восхитительного обаяния. Я помню, как однажды на одном из концертов он играл «Исламея» Балакирева. Что-то отвлекло его внимание и, очевидно, он совершенно забыл сочинение, но продолжал импровизировать в манере балакиревской пьесы. Минуты через четыре он вспомнил остальную часть и доиграл до конца. Это очень раздосадовало его, и следующий номер программы он играл с предельной точностью, но, как ни странно, его исполнение потеряло чудесное очарование момента, в котором подвела его память. Рубинштейн был воистину несравненен, может быть даже и потому, что был полон человеческих порывов, а его исполнение - далёким от совершенства машины.

Звания

Память

  • Именем Рубинштейна назван в Тирасполе .
  • Именем Рубинштейна названа бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге , где в доме № 38 композитор жил с 1887 по 1891 годы. На доме установлена мемориальная доска.
  • В музее села Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики есть уголок памяти Рубинштейна.
  • В Петергофе, городе последних дней композитора, его именем названы улица и музыкальная школа.
  • В Петергофе на Санкт-Петербургском проспекте, рядом со знаменитым парком, установлен бюст Рубинштейна.
  • Антон Григорьевич Рубинштейн упоминается как один из главных персонажей повести "Тапёр" Александра Куприна
  • В короткометражном фильме «Фонограф », снятом в 2016 году , Рубинштейн (его роль исполнил Сергей Галанин) показан среди музыкантов, поучаствовавших в сеансе звукозаписи, состоявшемся в январе 1890 года .

Семья

Жена (с 30.06.1865): Вера Александровна, урождённая Чикуанова (1841-1909). Их дети:

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1886 год - бельэтаж - Троицкая улица, 27;
  • 1887-1891 - доходный дом П. В. Симонова - Троицкая улица, 38.

Сочинения

Среди произведений Рубинштейна 5 духовных опер (ораторий):

  • «Дмитрий Донской » ( ; по трагедии В. А. Озерова , поставлена в - Большой театр , Санкт-Петербург).
  • «Попугай».
  • «Сибирские охотники, или Сороковой медведь» (на немецком языке).
  • «Хаджи-Абрек».
  • «Фомка-дурачок».
  • «Дети степей».
  • «Маккавеи » ( , либретто С. Мозенталя , премьера - 17 апреля 1875 года, Берлинская опера).
  • «Среди разбойников».
  • «Горюша» ().

Балет «Виноградная лоза», шесть симфоний (наиболее известна Вторая с программным названием «Океан»), пять концертов для фортепиано, концерты для виолончели, скрипки с оркестром, более 100 романсов, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.

Среди литературных произведений - дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей», которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.

Литература

  • А. В. Оссовский . Антон Григорьевич Рубинштейн. [Некролог, РМГ, 1894, 12]. / В кн: А. В. Оссовский. Музыкально-критические статьи (1894-1912). - Л.: Музыка, 1971. - С. 20-28.
  • Алексеев А. Д. Антон Рубинштейн. - М.-Л.: Музгиз, 1945. - 45 с. - (Классики русской музыки).
  • Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Т. 1-2. - Л.: Музгиз, 1957-1962.
  • На уроках Антона Рубинштейна / Ред.-сост. Баренбойм Л. А. - М.-Л., 1964.

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118926802 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.