Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как в повести Пушкина «Капитанская дочка» развивается тема чести и бесчестия? Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка.

Как в повести Пушкина «Капитанская дочка» развивается тема чести и бесчестия? Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка.

Береги платье снову, а честь смолоду. Наверное, каж­дый из нас впервые задумался над справедливостью этой известной пословицы, когда читал в школе «Капитан­скую дочку» А.С. Пушкина. Действительно, что такое честь: многие сегодня, к сожалению, считают это поня­тие надуманным, эфемерным, оторванным от реальной жизни. Другие утверждают, что именно честь всегда бы­ла основой верности Родине, делу, семье. Попытаемся ответить на вопрос: что же такое честь и почему ее, по словам А.С. Пушкина, нужно с юных лет « беречь, как хрустальный сосуд, как главную жизненную драгоцен­ность».

Обратимся к роману «Капитанская дочка». Главный герой, молодой русский дворянин Петр Гринев, проходит через тяжелейшие испытания, не уронив чести офицера и порядочного человека. Как ему это удается? Читатель знает, что Петруша, как его ласково называет Савельич, не получил серьезного образования и достойного воспи­тания. С одной стороны, месье Бопре, который «в отече­стве своем был парикмахер» и не пытался даже вложить в душу русского мальчика понятия о чести и достоинст­ве, поскольку нельзя вложить в воспитанника то, чем не обладаешь сам. С другой стороны, до отъезда в Белогор­скую крепость Савельич хоть и числился «дядькой» Пет­руши, но никакого влияния на подростка не оказывал, потому что пока юный дворянин относился к пожилому человеку только как к слуге. Откуда же в неокрепшей душе мальчика представления о чести? Безусловно, это влияние родителей, в первую очередь отца, вельможи екатерининского времени, пострадавшего именно за че­стность и порядочность.

Когда Петруша попал в Белогорскую крепость, неза­метно для него самого продолжилось формирование представлений о чести и достоинстве. Общение с семьей капитана Миронова стало настоящей школой доброты, человеческой отзывчивости, примером служения России. Таким образом, к моменту захвата крепости Пугачевым молодой русский офицер Петр Андреевич Гринев был уже сформировавшейся личностью, человеком, для ко­торого честь дороже жизни. И никакие обстоятельства не могли поколебать Петрушу изменить своим нравствен­ным принципам. Поэтому на предложение бунтовщика он гордо и честно отвечает, что один раз уже присягал отечеству и государыне - «боле присягать не буду». Ге­рой Пушкина, безусловно, рисковал своей жизнью, столь смело и решительно отказавшись от сотрудничества с Пугачевым. Но именно честь и смелость молодого офице­ра и оценил грозный предводитель крестьянского вос­стания. Потому он и помогает Петруше, что видит в этом вчерашнем мальчике нечасто встречающееся даже в офицерской среде нравственное качество - честь солдата и человека!

Через много испытаний пришлось пройти Гриневу и его любимой Маше. Бесконечно восхищают и удивляют их поведение и поступки: нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах не поступились они достоинством, свои­ми представлениями о долге, чести, справедливости. И каким замечательным примером являются они для всех нас!

Таким образом, можно сделать вывод: честь - это не умозрительное, оторванное от жизненных реалий поня­тие. Это непреходящая нравственная ценность, которая формируется еще с детства и которую надо беречь всю жизнь. Ее антиподы - бесчестье, подлость, предательст­во. Сохранить честь смолоду, как считает и сам прекрас­но знавший, что такое честь, Пушкин, удастся не всем: только требовательные к себе, постоянно работающие над собой, порядочные, достойные, честные способны на это!

  • Бесчестным можно назвать человека, который предал своего близкого
  • Истинные качества личности раскрываются в сложных жизненных ситуациях
  • Иногда поступки, с первого взгляда кажущиеся бесчестными, оказываются необходимыми
  • Человек чести не предаст своих нравственных принципов даже перед лицом смерти
  • Война выявляет бесчестных людей
  • Поступки, совершаемые из чувства злости и зависти, всегда бесчестны
  • Честь нужно отстаивать
  • Бесчестный человек рано или поздно получает возмездие за свои действия
  • Человек, предавший свои нравственные принципы, бесчестен

Аргументы

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. В произведении мы видим двух полностью противоположных героев: Петра Гринева и Алексея Швабрина. Для Петра Гринева понятие чести является ключевым при принятии важных решений. Он не изменяет своим принципам даже тогда, когда ему грозит казнь: герой отказывается присягнуть Пугачеву. Он решается вызволить Машу Миронову из Белогорской крепости, захваченной неприятелем, хотя это очень опасно. Когда Петра Гринева арестовывают, он говорит всю правду, но не упоминает о Марье Ивановне, чтобы не портить ей и без того несчастную жизнь. Алексей Швабрин – человек трусливый, способный делать подлые поступки, ищущий для себя более выгодные условия. Он мстит Маше Мироновой за отказ выйти за него замуж, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, на дуэли с Петром Гриневым стреляет в спину. Все это говорит о том, что он является человеком бесчестным.

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Письмо Татьяны Лариной, рассказывающей о своих чувствах, Евгений Онегин не воспринимает как что-то серьезное. После дуэли с Ленским герой уезжает из деревни. Чувства Татьяны не утихают, она все время думает о Евгении. Проходит время. На одном из светских вечеров появляется Евгений Онегин, которому по-прежнему чуждо общество. Там он видит Татьяну. Герой объясняется перед ней, Татьяна тоже признается в любви к Онегину, однако она не может предать своего мужа. В этой ситуации Татьяна сохраняет свои честь и достоинство, уважая не собственные желания, а высокие нравственные принципы.

А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”. Великому композитору Моцарту дан дар свыше. Сальери – труженик, добившийся успеха многолетней работой. Из зависти Сальери решается на не только бесчестный, но и бесчеловечный поступок – он бросает яд в стакан Моцарта. Оставшись наедине, Сальери осмысливает слова Моцарта о несовместимости злодейства и гения. Он плачет, но не раскаивается. Сальери рад, что выполнил “долг”.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Говоря о бесчестии, невозможно не обратиться к семье Курагиных. Все члены этой семьи безнравственны, преданны лишь деньгам, лишь внешне кажутся патриотами. Стараясь получить хотя бы часть наследства Пьера Безухова, князь Василий решает женить его на своей дочери Элен. Она изменяет честному, преданному, добродушному Пьеру, не испытывая угрызений совести. Анатоль Курагин совершает не менее гадкий поступок: будучи женатым, он привлекает внимание Наташи Ростовой и готовит попытку побега, которая оканчивается неудачей. Читая произведение, мы понимаем, что такие бесчестные люди не могут быть по-настоящему счастливы. Их успехи временны. Истинное счастье получают такие герои, как Пьер Безухов: нравственные, верные своему слову, по-настоящему любящие Родину.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Андрий, сын Тараса Бульбы, предает отца и Родину: не способный противостоять силе любви к полячке, он переходит на сторону врага и сражается против тех, кого совсем недавно считал товарищами. Старый Тарас убивает сына, так как не может простить ему этот бесчестный поступок. Совсем по-другому показывает себя Остап, старший сын Тараса Бульбы. Он сражается с неприятелем до последнего, погибает в ужасных муках, но остается верен своим нравственным принципам.

А.Н. Островский “Гроза”. Катерина, выросшая в в атмосфере любви и заботы, не может хорошо жить с безвольным мужем и своенравной Кабанихой. Девушка влюбляется в Бориса, это приносит ей и счастье, и горе. Измена Катерины – предательство, которое она не может пережить как человек нравственный. Героиня решается на самоубийство, зная, что совершила тяжкий грех, который не простит и без того ужасное общество. Вряд ли Катерину можно назвать бесчестным человеком, несмотря на совершенный ею поступок.

М. Шолохов “Судьба человека”. Андрея Соколова, главного героя произведения, не без оснований называют человеком чести. Его лучшие нравственные качества раскрылись на войне, в плену у немцев. Герой сказал правду о работе, которую делают пленные. Кто-то донес на Андрея Соколова, из-за чего его вызвал Мюллер. Немец хотел расстрелять героя, но перед смертью предложил выпить “за победу немецкого оружия”. Андрей Соколов – человек, не способный на такой бесчестный поступок, поэтому он отказался. За свою смерть он выпил, но не закусил, показывая силу духа русского народа. Отказался закусывать он и после второй стопки. Мюллер назвал Соколова достойным солдатом и отпустил с хлебом и куском сала назад. Для Андрея Соколова было делом чести разделить продукты между всеми, несмотря на то, что сам он был очень голоден.

Н. Карамзин “Бедная Лиза”. Эраст, человек дворянского происхождения, влюбляется в Лизу, обычную крестьянку. Поначалу юноша мечтает оставить свое общество ради их будущего счастья. Лиза не может не верить ему, ее настолько охватывает любовь, что она без сомнений отдается Эрасту. Но ветреный молодой человек проигрывает в карты большую сумму денег, теряет все свое состояние. Он решает жениться на богатой вдове, а Лизе говорит, что уходит на войну. Разве это не бесчестный поступок? Когда Лиза узнает об обмане, Эраст пытается от нее откупиться. Бедной девушке не нужны деньги, она не видит смысла жить и в итоге погибает.

В. Распутин “Уроки французского”. Молодая учительница Лидия Михайловна преподает французский язык и является классным руководителем главного героя произведения. Когда мальчик приходит в школу побитым, предатель Тишкин рассказывает, что он играет на деньги. Учительница не спешит ругать героя. Постепенно Лидия Михайловна узнает, как трудно живется ребенку: его дом далеко, еды мало, денег не хватает. Учительница пытается помочь, предложив мальчику играть на деньги с ней. С одной стороны, ее поступок является недопустимым. С другой стороны, его нельзя назвать и плохим, ведь он совершен во имя благой цели. Директор узнает о том, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, и увольняет ее. Но понятно, что осудить учительницу не за что: кажущийся бесчестным поступок на самом деле несет добро.

А.П. Чехов “Попрыгунья”. Ольга Ивановна замужем за врачом Осипом Ивановичем Дымовым. Муж ее очень любит. Он много работает, чтобы оплатить увлечения жены. Ольга Ивановна знакомится с художником Рябовским, изменяет мужу. Дымов догадывается об измене, но не подает виду, а старается работать еще больше и упорнее. Отношения Ольги Ивановны и Рябовского заходят в тупик. В этом время Дымов заражается дифтеритом, выполняя свой врачебный долг. Когда он умирает, Ольга Ивановна понимает, насколько бесчестным, безнравственным было ее поведение. Она признает, что потеряла по-настоящему достойного человека.

«Береги честь смолоду». Эту пословицу (точнее, часть пословицы) Александр Сергеевич Пушкин взял эпиграфом к своей повести «Капитанская дочка», подчеркнув этим, насколько важен для него этот вопрос. Для него, не позволившего себе ни одну стихотворную строку сделать ступенькой к карьере, воспринявшему как обиду камер-юнкерский мундир, шагнувшему к смертельному барьеру, чтобы на имя, которое принадлежит России, не упала даже тень клеветы и сплетен.

Создавая образ юного офицера Петруши Гринева, Пушкин показывает, как формировалось в русских семьях понятие чести и идущего с ней рука об руку долга, как передавалась из рода в род на личном примере верность воинской присяге. В начале повести перед нами обычный дворянский недоросль, - выучившийся грамоте от крепостного, больше умеющий судить «о свойствах борзого кобеля», чем о французском «и прочих науках ». Он бездумно мечтает о службе в гвардии, о будущей веселой петербургской жизни.

Но отец его, служивший при графе Минихе и ушедший в отставку при восшествии на престол Екатерины, имеет о службе другое представление. Он отправляет сына в армию: «Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдатом, а не шаматон». Единственное рекомендательное письмо старому сослуживцу содержит просьбу держать сына «в ежовых рукавицах», единственное напутствие сыну - приказ за лаской не гоняться, от службы не отговариваться и беречь свою честь.

Первые самостоятельные шаги Петруши смешны и нелепы: напился с первым встречным офицером, проиграл в бильярд сто рублей. Но то, что он заплатил проигрыш, говорит о его понимании кодекса офицерской чести. То, что подарил тулуп и полтину на водку случайному спутнику за помощь во время бурана, - о его умении быть благодарным. Петрушу тянет к простой и честной семье капитана Миронова, ему неприятны сплетни и клевета Швабрина. Вызывая Швабрина на дуэль за оскорбительные слова о Маше, Гринев не думает, что так положено вести себя офицеру, он просто почеловечески защищает девушку от клеветы.

Шварбин же - полная противоположность Гриневу. Этот бывший петербургский гвардеец то и дело поступает бесчестно, без раздумья и, кажется, даже без раскаяния, преступая даже самые обычные человеческие нормы. Желая отомстить Маше за отказ выйти за него замуж, клевещет на девушку, без всякого сомнения ранит Петрушу, воспользовавшись тем, что противник отвлекся, и кажется именно он не гнушается написать родителям Петруши письмо, в котором очерняет его невесту.

В годину суровых испытаний, прекрасно понимая слабость укрепления Белогорской крепости, Петруша твердо знает: «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания». Ни минуты не колеблясь, не раздумывая о тщетности этого поступка, с одной лишь шпагой он выходит за ворота крепости вместе со своими командирами. Перед лицом смертельной опасности он готовится «повторить ответ великодушных своих товарищей» и оказаться на виселице. При следующей встрече с самозванцем, во время разговора один на один, Гринев отвечает ему с твердостью: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Юноша не может даже пойти на компромисс, пообещав, что не будет сражаться против Пугачева.

В отличие от Петра Гринева, Швабрин изменяет присяге, переходя на сторону самозванца ради сохранения собственной жизни, получения должности коменданта и власти над Машей. Сам момент предательства Пушкин не показывает. Мы видим лишь результат - Швабрин, «обстриженный в кружок и в казацком кафтане », словно он, изменив присяге, сменил и личину. Верный своему офицерскому долгу, Петруша является в Оренбург и вносит одно предложение за другим, чтобы освободить Белогорскую крепость и спасти Машу. Но командование не интересует судьба дочери капитана Миронова, геройски погибшего «за матушку государыню», больше заботит сохранность собственной шкуры и покой. Устав имитировать деятельность в ленивой перестрелке, до глубины души тронутый мольбой Маши, Гринев самовольно уезжает к Пугачеву. Он понимает, что подобное нарушение дисциплины противно офицерской чести, но в данный момент он выше слепой буквы кодекса, защищая жизнь и честь девушки, всецело доверившейся ему.

Долг и честь Петруши вырастают из подлинной человечности, из чувства ответственности за близких. Так, например, он не может бросить в плену у пугачевцев отставшего на плохой лошади Савельича. В истинно нравственном отношении к людям нет мелочей и второстепенного. Честно признавшись Пугачеву, что его невеста - дочь капитана Миронова, Гринев говорит: «Жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»... Когда Маша освобождена и, казалось бы, можно было наслаждаться счастьем, Петруша отправляет девушку к своим родителям, а сам вступает в отряд Зурина, не забыв о воинском долге перед Родиной.

Все поведение Петруши - поведение сильного и цельного человека, пусть и очень молодого. В его отношении к людям и к своим обязанностям нет ни капли эгоизма. И снова антитезой образу Гринева предстает пред нами Швабрин, живущий по принципу: «Если не мне, так и никому». Именно он, понимая, что Маша ускользает из его рук, выдает ее Пугачеву, без зазрения совести и всякого сочувствия ставя под угрозу жизнь девушки. После подавления восстания Пугачева, оказавшись обвиненным как изменник, Швабрин клевещет на Гринева. И снова Петруша делает нравственный и чисто человеческий выбор, решаясь не называть имя Маши Мироновой, потому что сама «мысль впутать ее имя между гнусными наветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку» кажется ему невыносимой.

Таков же и отец Петруши: его страшит не казнь сына, а бесчестие: «Пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!..»

У Петруши выбор еще сложнее - между своим бесчестием, вернее, честью, которую он не может защитить, не пожертвовав честью любимой девушки. Если б Гринев-старший знал истинные причины, помешавшие Петруше сказать что-либо в свое оправдание, он бы понял сына. Потому что понятие чести и долга у них одно - семейное, выстраданное. Пушкинское. ...В сентябре 1836 года Пушкин закончил работу над «Капитанской дочкой». А в январе 1837 года, защищая свою честь и честь своей жены, он шагнул к смертельному барьеру.

В произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка" честь показывается как одна из главных ценностей человека. Мне кажется, у всех главных героев есть свое мнение об этом.
Для начала следует разобраться в том, что это такое. Честь - достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости. Бесчестие же - это поругание, оскорбление, позор.
Петр Гринев - протагонист романа - представляется читателю благородным человеком. Он остается верен Маше во время войны и суда, на котором мог бы оправдаться, если б сам рассказал правду о своей любви, даже когда его родители запретили жениться на такой девушке, Гринев все равно готов это сделать, наперекор всем. Ему могли помешать разные испытания, было множество возможностей бросить девушку, но главный герой, руководствуясь своими понятиями о чести, совершает практически невозможное - договорившись с Пугачевым, выхватывает добычу у злодеев, при этом оставшись незапятнанным. Этот персонаж изображается как идеал - пример благородного человека. На этом можно было бы и остановиться, но автор вводит в повествование Емельяна Пугачева - антагониста, который олицетворяет вершину порока. Но так ли это на самом деле? Вероятно ли, что писатель показал совсем не то, что собирался? Кто же он - ужасный злодей или самый обычный человек, имеющий право на ошибку?
Я считаю, что ответ на последний вопрос стоит искать не только в тексте, но и в определенных исторических источниках, ведь очень многое из прототипа переносится в персонажа.
Емельян Иванович Пугачев, как историческая личность - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773 - 1775 гг. Его семья принадлежала к православной вере. Большое влияние на Пугачева и его последующую деятельность оказало его временное проживание со старообрядцами, известными своей мятежной натурой. Он был хорошим предводителем, но слишком сильно доверял людям. Это стало роковой ошибкой.
Емельяна предали подчиненные. Но, даже стоя на эшафоте, этот человек отличался мужеством. Он крестился на соборы и просил прощения у всего православного народа, в основном, у крестьян.
Герой Пушкина очень похож на настоящего человека. Он также хитер, умен, лукав, но умеет быть благородным. У него живой характер, это совершенно самостоятельный, не зависящий от автора персонаж, но даже сам писатель проявляет к нему сочувствие в виде мыслей Гринева:"Но между тем, странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле... Мысль о нем неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне в одну из ужасных минут моей жизни, и об избавлении моей невесты из рук Швабрина".
Я, прочитав данный роман, была поражена пренебрежением к Емельяну Пугачеву, хоть и с некоторыми нотками сочувствия. Мне кажется, что каждый, совершивший ошибку, должен иметь возможность ее исправить. К сожалению, чаще всего, на практике это не применимо. Мне известны минимум три примера из книг и из реальной жизни, доказывающих это утверждение. Порой нам не дают "второго шанса", и это прискорбно. Будучи верующим человеком, я могу иметь смелость, чтобы утверждать, что если бы Емельян Пугачев смог усмирить свою гордыню и покаяться, по-настоящему, всем сердцем, то возможно его ошибка была бы забыта, вероятно он мог бы спастись.
Как я уже утверждала ранее, Пугачев оступился лишь раз. Он назвал себя Петром III. Именно это было его просчетом, а вовсе не то, о чем утверждал Гринев. Мне кажется, что те поступки, которые Пушкин считает "бесчестными", на самом деле, нельзя так охарактеризовать. В условиях войны убийство серьезным грехом не считается, по моему мнение, так как оно совершено в защиту своих Родины, мнения, жизни и т.д. Поэтому Емельян Пугачев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" вполне может считаться благородным и честным человеком во всем, кроме обмана - принятия другого имени. Если же это не так, как могут посчитать те, к кому я обращаюсь, то, осмелюсь напомнить о ветеранах ВОВ. Коль следовать принципу "убийство - страшный грех, за которым следует тюрьма", то все, без исключения, герои II Мировой войны после смерти должны попасть в ад, а сейчас обязаны быть изолированы от общества, то есть находиться в тюрьме. На основе этого вполне можно назвать Пугачева благородным. И вероятно этого человека следует считать примером для подражания, почему нет? Ведь решимость, с которой он отстаивает свое мнение, пытается помочь своему народу, похвальна.
Значит ли это, что в "Капитанской дочке" нет совершенно бесчестных героев?
К сожалению, я полагаю, стоит обратить внимание на Швабрина. Это тот самый герой, который заслужил "тридцать сребряников", притом не раз. Он способен на убийство, как мы можем догадаться из истории с дуэлью, также этот человек не умеет любить. Он ведь только смешивает Машу с грязью, рассказывая о ней Гриневу, он написал донос, тогда как должен был лишь порадоваться за влюбленных, пусть ему и могло быть больно. Когда Гринев прибыл, чтобы освободить девушку, он увидел ее "бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье". Не это ли показатель "любви" Швабрина? Единственное преступление этого персонажа, не считающееся таковым - это его переход на сторону Пугачева. Страх толкает на мноное, в том числе и на предательство. Вот только, даже стоя на собственном эшафоте, Швабрин клевещет на других. Воистину говорят:"Предавший один раз, предаст и дважды"...
Конечно, в тексте есть и другие герои, раскрывающие тему чести и бесчестия. Но в данном сочинении представлены три самых важных представителя благородства по степени градации порока. На их примере Пушкин медленно, но верно поясняет свой выбор эпиграфа:"Береги честь смолоду..." Это поговорка, продолжение которой звучит так:"...а кафтан с нову". Эта мудрость перемещается от строчки к строчке, от слова к слову, приобретая свои особые качества. И вот, мы видим уже не кафтан, а заячий тулупчик, который становится не просто подарком бродяге, а вещью, спасшей жизни более четырех человек. А честь незаметно вливается в разум читателя как одна из главных ценностей человека. Не это ли вершина мастерства писателя - влиять на людей так, чтобы они думали уже совершенно о другом? Раскрывать смысл одной маленькой фразы с помощью великолепного романа и удивлять людей символизмом?
Таково мое мнение, но есть ли в нем "белые пятна", решать вам. У главных героев романа "Капитанская дочка" имеется честь, как и у немногих личностей в современном мире. Входите ли вы в их число?

Как в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» развивается тема чести и бесчестия?

Тема эта задается уже эпиграфом к произведению - рус­ской народной пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на во­енную службу. И уже сам поступок Андрея Петровича Гри­нева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторо­ну глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гри­невы - старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Тема чести и бесчестия варьируется в сюжете пушкинской повести. Она воплощена здесь и как дворянская честь (биль­ярдный проигрыш Гринева Зурину), и как защита чести дамы (дуэль Гринева со Швабриным). Однако основное значение понятия «чести и бесчестия» в «Капитанской дочке» - это воинская честь, верность присяге, верность долгу перед От­чизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотноше­ний Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепо­сти Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Од­нако Гринев не может признать в нем государя, так как пони­мает, кто он есть на самом деле. Рискуя собственной жизнью, он отказывается служить Пугачеву, сохраняет верность воин­ской присяге.

Тема чести воплощается и в других эпизодах романа. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, не­жели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся при­сягнуть Пугачеву.

Тему бесчестия иллюстрирует в «Капитанской дочке» по­ведение Швабрина. Этот персонаж противопоставлен семье Гриневых в повести. Противопоставляя этих героев, Пушкин выражает свою излюбленную мысль: старое, коренное дво­рянство сохранило свои лучшие человеческие качества - сме­лость, выдержку, чувство долга. С самого начала Швабрин ведет себя недостойно: из ревности оговаривает Машу Миро­нову. Когда Пугачев захватил крепость, Швабрин сразу же перешел на сторону бунтовщиков, изменив государственной присяге. Бесчестно и безнравственно ведет себя он по отношению к осиротевшей Маше, насильно удерживая ее возле себя. Бесчестен Швабрин и в финале романа: захваченный войсками императрицы, он доносит на Гринева, того обвиня­ют в государственной измене.

Тема чести и долга неразрывно переплетается в сюжете с темой милосердия. То, что для Гринева является испытанием его чести, для Пугачева оказывается испытанием на добро и мило­сердие. Какова же авторская позиция в повести? А.С. Пуш­кин в повести утверждает модель противостояния кодекса че­сти и абсолютных нравственных норм. И мы видим, что един­ственное, что может помочь человеку выжить в трудной ситу­ации, - это внутренний голос совести. Поэтому «Капитан­ская дочка» считается величайшим произведением, заключа­ющим в себе христианские, православные истины.