Цели: проверить уровень сформированности коммуникативных и нормативных умений и навыков; совершенствовать умение писать ; обучать учащихся составлению небольших письменных высказываний на основе личного опыта. оборудование: текст изложения, текст стихотворения Д. Пав-лычко, учебные тексты. тип урока: применения знаний и формирования умений.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Что вас привлекает в чтении книг?
Назовите ваши любимые книги. мотивируйте свой ответ.
2. работа с текстом
А) Послушайте стихотворение Дмитрия Павлычко на украинском языке. Определите его тему и основную мысль.
У книги люди, наче бджоли в соти, Знесли духовний, чародійний мед. Сліпцеві очі їм потри, і вмент Побачить сонце й голубі висоти, Відчує мислі найстрімкіший лет, Збагне людські страждання і турботи, Поможе іншим темряву збороти, Рвучи з очей пов’язки чорних лент! Благословенна та ясна година, Коли буквар до рук бере дитина, Коли читає «Кобзаря» юнак, Коли Франка «огромнії сонети» Підносять дух, коли говорять Гете, Шекспір, міцкевич, Бальзак.
С чем сравнивает поэт собранное людьми в книгах?
Передайте содержание стихотворения на русском языке. При пересказе попытайтесь сохранить яркие авторские образы.
III. Постановка целей и задач урока .
Мотивация учебной деятельности
Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни и всех её сложностей. Она служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, одним словом, делает вас мудрым.
У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или кем-либо другим.
Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.
(По Д. Лихачеву)
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. вступительное слово учителя
Текст, который предлагается вам для выборочного изложения с творческим заданием, представляет собой публицистическое рассуждение на тему «любимая книга». По сути, в нем содержится четыре отзыва о книгах, по разным причинам близких сердцу автора, человека неравнодушного, влюбленного в литературу и хорошо представляющего себе значение книги для формирования духовного мира человека. В единое высказывание их (отзывы) объединяет общая коммуникативная установка автора - обосновать свой выбор, объяснить, почему из великого множества любимых книг он выбирает именно эти.
2. Чтение текста учителем
Послушайте текст. Определите его тему и основную мысль. Подумайте, заголовок отражает тему или основную мысль текста.
КНИГИ, БЕЗ КОТОРЫХ Я НЕ МОГУ ОБОЙТИСЬ
Если бы книгам угрожал всемирный потоп, я бы поспешил построить ковчег, в который попытался бы захватить всех своих любимцев. Само собой разумеется, что чем меньше был бы ковчег, тем мне было бы трудней и печальней. Если бы можно было взять с собою сотню книг, затруднения мои были бы не так велики, как если бы выбор был ограничен десяткой. И уж невыносимо трудно было бы мне, если бы десятку сократили до трех-четырех. а все-таки. Какие же из миллионов книг вошли бы в число заветных?
Первая книга - это, конечно же, стихи александра Пушкина. Ничто не имело и не имеет для духовной жизни моей, для жизни в прекрасном того значении, которое имел и имеет . Он пришел ко мне с колыбели, он останется со мной до конца. Он был всегда со мной - и в дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моем военном багаже.
Но разговор о Пушкине без самого Пушкина невозможен. а посему вот хотя бы одно пушкинское стихотворение - то, что мне всех милей и дороже:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Я не знаю ничего лучше в мировой лирической поэзии. Я не знаю ничего более чистого, ясного и благородного. Это сама Поэзия, само Сердце. И то и другое необходимы мне всегда. Без них я жить не могу.
Вторая книга - это «Война и мир» льва Толстого. Это книга глубочайшего проникновения в человеческий материал. Никто не умел и не умеет так глядеть в человека, так понимать, так раскрывать, так любить и жалеть его. Этой гигантской книге обязаны, в той или иной мере, почти все писатели, писавшие после Толстого.
Третья книга - это «мертвые души» Николая Гоголя. Гоголь - явление чрезвычайное. мне кажется, никто не писал смелее и доказательнее. Образы «мертвых душ» невозможно оспорить. Страшная сказка, рассказанная им, прекрасна и беспощадна одновременно. Другой такой никто придумать и рассказать пока не смог. При этом никто не смог быть столь прекрасным и столь живописным в описании уродливого.
Четвертая книга - это стихи Владимира маяковского. Я не люблю маяковского, и поэтому мне нелегко решиться взять его с собой. Он слишком много якает. Он бесцеремонен, груб и излишне часто пускает в ход локти, форсируя к тому же свою лужёную глотку. Он постоянно наступает всем на ноги и не считает нужным извиниться. Но я почел за благо примириться. Я глубоко благодарен маяковскому, много потрудившемуся над уничтожением всяческих культов всяческих личностей. Он самый современный из современных писателей. Он современен весь, целиком, с головы до пят, стихом, душой, материалом, манерой, хваткой, темпераментом, неуравновешенностью, словарем, отношением к прошлому, настоящему и будущему. Он боец - всегда и во всем. Он первооткрыватель и первопроходчик. Он профессиональный Колумб. Это его призвание и специальность. Прекрасная и ни с чем не сравнимая специальность.
(По И. Бражнину)
Y Определите стиль текста и тип речи.
Y Сколько частей можно выделить в тексте?
Y Как строятся четыре рассуждения-доказательства?
Пояснение учителя
В тексте хорошо проявляется ведущая функция публицистического стиля - функция эмоционального воздействия на чувства и разум читателя. Выбранный автором тип речи также полностью соответствует коммуникативной задаче высказывания - рассуждение позволяет привести доказательства в защиту своей точки зрения, убедить примером.
Текст имеет простую и ясную композицию: он состоит из вводной части, где говорится о трудностях выбора, а точнее, о нежелании ограничить круг чтения, и основной части, распадающейся на четыре микротекста. Каждый из них по типу речи представляет собой рассуждение с обоснованием тезиса, содержащего оценку. В данном случае текста и схема его строения совпадают.
Примерный план текста
1) О трудностях выбора.
2) Стихи Пушкина.
3) «Война и мир» Толстого.
4) «мёртвые души» Гоголя.
5) Стихи маяковского.
Схема строения текста
Рассуждение-объяснение
1-е рассуждение-доказательство
2-е рассуждение-доказательство
3-е рассуждение-доказательство
4-е рассуждение-доказательство
4. повторное чтение текста учителем
5. написание изложения (черновые варианты) с творческим заданием
Напишите выборочное изложение.
Сделайте самостоятельный отбор произведений, руководствуясь своим вкусом, своими склонностями и интересами и расскажите о них и о своём отношении к ним в композиционной форме, аналогичной данному тексту, его строению.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
Читайте же больше и читайте с величайшим выбором! Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь на каждую модную книгу! Не будьте суетны! Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает,- своё время.
(По Д. Лихачёву)
VI. Домашнее задание
Показать текст целиком
Дмитрий Сергеевич Лихачев в прочитанном мною тексте заставляет задуматься над такой актуальной в нашем мире проблеме, как чтение. Эта тема волнует многих, потому что в наш век развитых информационных технологий современный человек все меньше и меньше отводит времени бумажной книге. Сейчас, как верно замечает автор, люди читают больше "для галочки": то, что надо прочесть "(по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия)", а не для собственного удовольствия.
По мнению автора, читать литературные произведения необходимо "в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке" для того, чтобы открылось самое главное: что хотел писатель донести до сердца, до души читателя, взявшего книгу."Незаинтересованное", но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека" - говорит Лихачев . Литература же, по мнению Дмитрия Сергеевича, при "полном погружении" может сотворить с человеком удивительное: сделать интеллигентным, развить "не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей" и многое, многое другое.
Позиция же автора заключается в том, что читать нужно больше и читать "с величайшим выбором". Лихачев призывает нас не тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым мы обладаем, - свое время на "суетность",
Критерии
Каково место отводится литературе в жизни людей? Как влияет на нас чтение? Над подобными вопросами предлагает поразмыслить академик Дмитрий Лихачев. Каждый человек может превратить чтение книг в свой образ жизни, но для этого важно определиться с правильной книгой. Это способ оказаться в иных эпохах, среди других народов и увидеть раскрытые перед собой сердца разных людей. Литературе отведено огромное место в жизни человека, так как ею предоставляется “колоссальный, обширнейший…опыт жизни” для нас.
Она способна сделать людей более мудрыми, обогатив их внутренний мир, и воспитав, при этом образованную личность.
Чтение книги – это осмысленное, вдумчивое занятие. Важно акцентировать свое внимание на каждой мелочи, ведь именно детали скрывают интересные и загадочные факты. Только для своего удовольствия необходимо погружаться в чтение, а не ради кого-то. Наиболее полезно читать классические произведения, что сумели выдержать испытание временем. Хотя современная литература тоже обладает способностью дать ответы на вопросы, которыми озадачивается современный
человек. По-настоящему полюбить книгу и прийти к ее пониманию можно лишь, неоднократно ее перечитав.
Героине романа “Евгений Онегин” Пушкина Татьяне Лариной было присуще испытывать сильную любовь к книгам. Она их читала, воображая себя в качестве главных героинь романов. Татьяна настолько умела погрузиться в процесс, что начинала переживания те чувства, которые ими владели.
Роман-эпопея Толстого “Война и мир” тоже вызывает у читателей волнительные ощущения по отношению к его персонажам. Переживания за героев заставляет открывать снова и снова полюбившийся роман.
Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой - нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.
Сочинение
Испокон веков чтение литературы было одним из главных показателей образованного во всех отношениях человека.
В данном тексте Д.С. Лихачев поднимает актуальную на сегодняшний день проблему роли книг в жизни человека.
Обращаясь к теме, автор делает акцент на том, что простое, «насильственное», заинтересованное чтение гораздо менее важно и продуктивно, нежели чтение «бескорыстное», ради собственного удовольствия – медленное и размеренное, со вниканием во все мелочи. Именно подобного рода употребление литературы, преимущественно классической, помогает любить и уважать труд писателей и поэтов, по-настоящему наслаждаться произведениями и, что не менее важно, расширять собственный кругозор. Дмитрий Сергеевич проводит параллель между книгой и телевизором и делает акцент на том, что произведения, в отличие от телепередач, человек может выбирать по собственной душе, рассчитывать нужное ему для подобного рода досуга время и тем самым погружаться в книгу гораздо глубже, вбирая самые важные и интересные для себя моменты. Такое спокойное, вдумчивое и размеренное чтение поможет сохранить «самый большой и самый драгоценный капитал», каким обладает человек, - собственное время.
Автор считает, что именно книги формируют личность. Литература способна воспитать в человеке интеллигентность, развить в нем чувство прекрасного, а также понимание жизни во всех её плоскостях. С помощью книг возможно путешествие «в другие эпохи к другим народам», а также путешествие к душам огромного множества достойных и интересных личностей. Другими словами, именно книги делают нас мудрыми.
Я полностью согласна с мнением Д.С. Лихачева и тоже считаю, что без книг невозможно полноценное формирование человека как личности. Существует множество книг, без которых сложно представить жизнь любого человека – в них заложен необходимый базис, нужный человеку для комфортного существования в обществе. Такие книги не просто служат ориентиром для человека – они к тому же являются одновременно и учителями, и психологами и собеседниками.
В антиутопии Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» проблема роли чтения показана через призму деградированного общества, в котором книги запрещены законом. Люди в нем бездуховны, безнравственны, они не имеют собственного мнения, не имеют критического мышления и вообще какого-либо желания самостоятельно мыслить, все их развитие сконцентрировано вокруг стен, напоминающих экраны телевизоров. Но главный герой по началу, как и окружающие его люди, не замечает ничего плохого в своем укладе жизни, пока не решается прочесть книгу. И лишь после этого он осознал, насколько пусты, глупы и несчастны окружающие, осознал, что чтение может заменить ему и жену, и друзей и даже весь мир, бездуховный и пустой.
А.С. Пушкин поднимал проблему роли книг в жизни человека в романе «Евгений Онегин». Татьяна, одна из главных героинь произведения, росла в семье, где чтение не было постоянным занятием, и культурного воспитания как такового не было. Однако душа героини требовала культурного развития, общения с интересными людьми, она хотела открыться кому-нибудь, ведь на тот момент она могла вести душевные беседы лишь со своей няней. И тогда Татьяна открыла для себя романы и в этот момент нашла себе не только постоянного, умного, романтичного, культурного собеседника, она обрела в этих романах новую жизнь, которая вскоре смешалась с реальной. Возможно, чтение исключительно романов сыграло не самую лучшую роль в формировании идеала героини, однако сама девушка выросла зрелой, интересной, одухотворенной и самодостаточной личностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что чтение – это то уникальное занятие, которое может заменить и общение с человеком, и просмотр телевизора, и важно понимать, какую роль играет книга в развитии личности. Читая хорошую литературу, мы развиваем и способность говорить, и способность мыслить, а это является неотъемлемым критерием зрелой личности.
(Д. Лихачев)
Какое место занимает литература в жизни людей? Что нам дает чтение? Как правильно выбирать книги? Насколько важно читать книгу «бескорыстно», с интересном? Академик Дмитрий Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.
В тексте речь идёт о том, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать правильную книгу, ведь она, по словам Лихачёва, служит «проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни», несёт мудрость, обогащает внутренний мир человека, воспитывая его.
Д. С. Лихачёвпризывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя. Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она. А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.
Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», питала к книгам такую же сильную любовь, какую питаю и я. «Теперь с каким она вниманьем/ Читает сладостный роман,/ С каким живым очарованьем/ Пьет обольстительный обман!» Татьяна читала книги, воображая себя на месте главных героинь романов: погрузившись в чтение с головой, она разделяла с ними чувства, владеющие ими.
Незабываемые минуты я провела с романом-эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Переживая за Андрея Болконского, волнуясь за судьбу Марьи Болконской, удивляясь поступкам Пьера Безухова, я читала страницу за страницей. Княжна Марья сразу же полюбилась мне, и я не могла оставить книгу закрытой: переживания за княжну заставляли меня вновь и вновь открывать полюбившийся мне роман. А какую радость я испытала, когда узнала, что Марья обрела наконец счастье с Николаем Ростовым, нельзя передать словами.
Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачева: «есть много книг, без которых жить нельзя».
Вконтакте