Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » История одной встречи с медведем.

История одной встречи с медведем.

Уважаемые пользователи официального сайта Централизованной библиотечной системы города Тюмени!

Проходит оптимизация сайта и перенос контента страницы «Краеведение» на другие страницы официального сайта и тематические сайты учреждения «Электронная библиотека тюменского писателя» и «ГородТ» .

В процессе переноса контента могут возникнуть ошибки и неточности при отображении информации. В случае их обнаружения, просим сообщить об этом в Гостевой книге , либо на электронную почту [email protected] Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. отдела информационной поддержки веб-ресурсов Центральной городской библиотеки, Алевтине Владимировне Попченковой.

  • Сазонов Геннадий Кузьмич

Сазонов Геннадий Кузьмич


Сазонов Геннадий Кузьмич (1934 – 1988) родился 22 октября 1934 года в селе Красный кут Саратовской области. В период учебы на геологическом факультете Саратовского университета проходил преддипломную практику на Севере Тюменской области. После окончания университета распределился в «Главтюменгеологию» и 16 полевых сезонов провел в экспедициях.

В 1963 году в газете «Тюменская правда» Г.Сазонов дебютировал очерком «Хасырей». Затем последовали очерки «Прометей просит огня», «Седьмое путешествие Синдбада» и другие. В 1965 году выходит его первая книга – сборник рассказов «Привет, старина!».

В 1966 году он принимает участие в совещании молодых литераторов Урала и Сибири, в 1989 году издает сборник рассказов «Жалость». В тот же год он участвует в VI Всесоюзном совещании молодых писателей. Его очерки охотно публикуют журналы «Урал», «Смена», «Аврора».

В 1971 году становится членом Союза писателей. Его прозу отмечают премией Тюменского обкома комсомола. В течение многих лет Геннадий Сазонов был руководителем секции прозы на ежегодных областных семинарах молодых писателей.

Уже в первой книге «Привет, старина!» проявились характерные черты творческой индивидуальности Сазонова. В каждой из 17 новелл писатель с любовью рисует природу Севера. Природа у него живет своей жизнью, это – живой организм, открытый каждому и требующий сбережения и такой же открытости от каждого.

Значительным событием в прозе Тюменского края стал созданный Геннадием Сазоновым в соавторстве с Анной Коньковой роман-сказание «И лун медлительных поток…» (1982), ставший первым в мансийской литературе романом. История рода охотников манси здесь тесно переплетена с народной мифологией и историей Югорской земли.

Произведения Г.К. Сазонова

  • Валька Адмирал: глава из неопублик. повести // Тюм. правда. – 1994. – 22 окт.
  • Великий охотник Бахтияров: рассказ // Урал. – 1974. - № 11. – С. 74-78.
  • Вечный бой: рассказ // Литература Тюменского края: хрестоматия / сост. Г. И. Данилина, Н. А. Рогачева, Е. Н. Эртнер. – Тюмень,1996. – Кн.2. 8-9 кл. – С. 76-91.
  • Волжские корни: очерки // Самотлор: стихи, романы, рассказы, повести, поэмы, очерки, статьи, юморески / сост. Н. В. Денисов. – Тюмень,1975. – С. 33-46.
  • Война, Петр и Алена: глава из повести «Вечный бой» // Тюм. правда. – 1983. – 9 мая.
  • Гости; Почта полевая: рассказы // Волга. – 1968. – № 12. – С. 8-17.
  • Гости: новелла // Письма идут месяц. – Новосибирск, 1970. – С. 248-256.
  • Жалость: рассказы. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1969. – 108 с.
  • Земля, как мать …; Ода геологической карте // Самотлор. – Свердловск, 1982. – С. 5-31.
  • И вечный бой: повесть // Волга. – 1975. – № 5. – С. 5-21.
  • И лун медлительных поток…: роман-сказание / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во,1990. – 253 с.
  • И лун медлительных поток…: роман-сказание / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во,1982. – 253 с.
  • И лун медлительных поток… / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова: отрывки из романа-сказания // Тюменской строкой: антология / сост. Ю. А. Мешков. – Тюмень, 2008. – С. 74-79.
  • Из неопубликованного: рассказы / предисл. А. Гришина // Эринтур (поющее озеро): альм. писателей Югры. – Ханты-Мансийск,1999. – Вып. 4. – С. 323-364. – Содерж.: Сашка Протокол; Туф, правнук Копы; Вдова.
  • Июнь; Июль: отрывки из романа-сказания «И лун медлительных поток …» / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова // Литература Тюменского края: хрестоматия / сост. Г. И. Данилина, Н. А. Рогачева, Е. Н. Эртнер. – Тюмень,1996. – Кн.3. 10-11 кл. – С. 87-106.
  • Как поссорился человек с медведем: отрывок из романа-сказания «И лун медлительных поток …» / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова // Литература Тюменского края: хрестоматия / сост. Г. И. Данилина, Н. А. Рогачева, Е. Н. Эртнер. – Тюмень,1996. – Кн.1. 5-7 кл. – С. 90-95.
  • Карта: отрывок из повести «Соната Леонова» // Тюм. правда. – 1984. – 26 мая.
  • Комполэн – болотный дух // Тюм. комсомолец. – 1984. – 26 окт.
  • Литературные мечтания // Тюм. правда. – 1988. – 9 янв.

О семинаре молодых литераторов в Тюмени.

  • Маков цвет: отрывок из повести «Не сотвори себе кумира» // Тюм. правда. – 1996. – 18 мая.
  • Мамонты и фараоны: повести и рассказы. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1976. – 182 с.
  • Могучая музыка звука: отрывок из новой повести // Тюм. правда. – 1984. – 1 дек.
  • Мой дед – Захар Нерчинск: повесть. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1973. – 123 с.; Волга. – 1969. – № 12. – С. 3-46.
  • На небе был: из повести «Тропы к верховьям» // Тюмень литературная. – 2012. – № 4. – С. 18.
  • Название беру у гор и речек: [интервью] / Г. Сазонов; кор. Н. Бубнова // Тюм. правда. – 1982. – 26 сент.
  • Неподалеку от войны: рассказ // Тюм. правда. – 1995. – 29 апр. – С. 5.
  • О чем молчит геологическая карта // Разбудившие землю: док. повесть о первооткрывателях тюм. нефти и газа. – Свердловск, 1965. – С. 65-69.
  • Открыватели: повесть, рассказы. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1985. – 303 с.; Современный уральский рассказ. – Свердловск, 1982. – С. 314-323.
  • Охотник из рода манси: рассказ // Аврора. – 1975. – № 12. – С. 6-10.
  • Привет, старина!: новеллы. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965. – 44 с.
  • Простой сюжет // Тюм. комсомолец. – 1985. – 24 апр.

О поэте Н.Денисове.

  • Прощание / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова // Лукоморье: лит. хрестоматия: кн. для учащихся 5-7 кл. / сост. Н. Н. Горбачева, Н. А. Рогачева. – Тюмень, 1997. – С. 218-220.
  • С любовью сыновней // Тюм. правда. – 1979. – 7 июля

О творчестве хантыйского писателя Е.Айпина.

  • Следы: очерк // Страна без границ: лит. хрестоматия для учащихся 8-9 кл. / сост. Н. Н. Горбачева, Н. А. Рогачева. – Тюмень, 1998. – Кн. 1. – С. 303-310; Тюм. правда. – 1988. – 20 марта.
  • Солнечный ветер // Тюм. правда. – 1987. – 11 апр.

О прозе поэта Р.Ругина.

  • Соседи: отрывок из повести // Тюм. правда. – 1985. – 27 июля.
  • Страна семи звезд: рассказ // Тюмень литературная. – . – № 2. – С. 14-15.
  • Струги Ермака: глава из неопублик повести «Последняя капля Чингиза» // Тюм. правда. – 1999. – 23 окт.
  • То было раннею весной: рассказ // Тюм. изв. – 1994. – 22 окт.
  • Торопи меня молодость… // Тюм. комсомолец. – 1977. – 11 нояб.

О тюменском поэте Н.Денисове.

  • Тропы к верховьям: повесть. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978. – 280 с. – (Новинки прозы); Современная уральская повесть. – Свердловск, 1981. – Т. 2. – С. 303-429.
  • Туф, правнук Копы: рассказ // Тюм. правда. – 1995. – 5 нояб.
  • Яшка – бриллиантовые глаза: рассказ // Тюм. правда. – 1984. – 21 окт.

Литература о жизни и творчестве Г.К.Сазонова

  • Денисов Н. Сазонов и паровоз Черепановых // В чистом поле: о тюм. писателях и не только о них / Н. Денисов. – Шадринск, 2012. – С. 27-33; Страницы разных широт / Н. Денисов. – Шадринск, 1998. – С. 115-117; Тюмень литературная. – 2008. – № 1. – С. 7; Тюм. изв. – 1996. – 2 марта.
  • Мешков Ю. [Сазонов Геннадий Кузьмич] // Очерки литературы Сибирского Зауралья: (Тюменские тетради) / Ю. Мешков. – Тюмень, 2010. – С. 175-177.
  • Геннадий Сазонов // Тюменской строкой: антология / сост. Ю. А. Мешков. – Тюмень, 2008. – С. 73.
  • Гришин А. Геннадий Сазонов / А. Гришин // Проталина: лит. прил. к газ. «Тюм. изв.»: сб. / сост. Е. Ю. Минакова (Тихомирова). – Тюмень, 2005. – С. 132.
  • Комаров С. А. Сазонов Геннадий Кузьмич / С. А. Комаров // Большая Тюменская энциклопедия. – Тюмень, 2004. – Т. 3. Р-Я. – С. 58-59.
  • Чернышов А. В. Сазонов Геннадий Кузьмич / А. В. Чернышов // Тюменскому региональному отделению Союза писателей России – 40 лет (1963-2003) / А. В. Чернышов. – Тюмень, 2003. – С. 95-96.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич (1934-1988): биогр. // Сердца и песни людям отданы (у писателей Тюмени юбилей): указ. лит. / ЦГБ им. А. В. Луначарского; ИБО; сост. Э. Н. Ишунина. – Тюмень, 1999. – Вып. 2. – С. 22.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич // Страна без границ: лит. хрестоматия для учащихся 8-11 кл. / сост. Н. Н. Горбачева, Н. А. Рогачева. – Тюмень, 1998. – Кн. 2. – С. 482.
  • Роман-сказание Г. Сазонова и А. Коньковой «И лун медлительных поток…» // Литература Тюменского края: кн. для учителя и ученика / под ред. Н. А. Рогачевой. – Тюмень, 1997. – С. 123-130.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич: биогр. // Лукоморье: лит. хрестоматия: кн. для учащихся 5-7 кл. / сост. Н. Н. Горбачева, Н. А. Рогачева. – Тюмень, 1997. – С. 312-313.
  • Лагунов К. Я. Солнцу и ветру брат // Портреты без ретуши / К. Я. Лагунов; ред. А. С. Шилова. – Тюмень, 1994. – С. 92-113.
  • Геннадий Кузьмич Сазонов: (к 60-летию со дня рождения) // Календарь знаменательных и памятных дат Тюменской области на 1994 год: ист.- информ. справки и рек. списки лит. / ТОНБ; отд. краевед. библиогр. и лит.; сост. Сущая Е. А. – Тюмень,1993. – С. 38-40.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич // Писатели Тюменской области: биобиблиогр. указ. – Свердловск,1988. – С. 80-82.
  • Немченко М. Верность тропе: предисл. / М. Немченко // Открыватели / Г. Сазонов. – Свердловск, 1985. – С. 294-302.
  • Геннадий Кузьмич Сазонов // Писатели земли Тюменской: метод. разработка в помощь лекторам. – Тюмень, 1980. – С. 23-27.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич // Наш современник в произведениях тюменских писателей / ТОБ; обл. отд-ние о-ва книголюбов; сост. А. Х. Сайфуллина, Т. Ю. Ксенофонтова. – Тюмень, 1979. – С. 7.
  • Геннадий Сазонов: крат. биогр. справка // Письма идут месяц. – Новосибирск, 1970. – С. 248.
  • Омельчук А. Привет, старина / А. Омельчук // Мир Севера. – 2009. – № 5. – С. 36 -38.
  • Материалы к «Словарю писателей Тюменского края»: Сазонов Геннадий Кузьмич / сост. Ю. А. Мешков // Филолог. дискурс. – 2006. – № 5. – С. 139. - Библиогр. в конце разд.
  • Щенников Г. Сюжет как движение мысли / Г. Щенников // Урал. – 1986. – № 5. – С. 179-182.

О книге «Тропы к верховьям».

  • Медников С. Сибирское направление / С. Медников // Знамя. – 1979. – № 3. – С. 223-233.

О творчестве писателей, пишущих о Тюменском крае, в том числе о Г.Сазонове.

  • Лейдерман Н. Непокорность материала // Н. Лейдерман // Урал. – 1979. – № 5. – С. 160 -162.

О книге «Тропы к верховьям».

О книге «Мамонты и фараоны».

  • Лагунов К. Привет, старина! / К. Лагунов // Урал. – 1966. – № 10. – С. 147-148.

О новеллах «Привет, старина!»

  • Чечета О. Крестовый поход в старую Тюмень / О. Чечета // Тюм. курьер. – 2012. – 21 февр. – С. 3.

О писателе и его книге «Мамонты и фараоны».

  • Гончарова Н. Их имена запомнятся надолго / Н. Гончарова // Тюм. обл. сегодня. – 2007. – 14 марта. – С. 6.
  • Вдовенко Е. С тобой и без тебя: стихи памяти Геннадия Сазонова / Е. Вдовенко // Тюм. правда. – 2001. – 20 окт. – С. 5.
  • Огрызко В. Барон Врунгель / В. Огрызко // Лит. Россия. – 1998. – 25 сент. – С. 10.
  • Вдовенко Е. Запоздалое посвящение [Г. К. Сазонову] / Е. Вдовенко // Тюмень литературная. – 1995. – № 1. – С. 10.
  • Гришин А. Привет, старина, привет! / А. Гришин // Тюм. изв. – 1994. – 22 окт. – (Проталина).
  • Гилев В. Считавший годы – по веснам / В. Гилев // Тюм. правда. – 1989. – 21 окт.
  • Тоболкин З. Время собирать камни / З. Тоболкин // Тюм. правда. – 1988. – 19 окт.
  • Слово прощания // Лит. Россия. – 1988. – 17 июня. – С. 20.
  • Памяти товарища // Тюм. правда. – 1988. – 23 апр.
  • Тереб Н. Пласты творчества / Н. Тереб // Тюм. комсомолец. – 1984. – 26 окт.
  • Дементьева Н. В верховьях рек мансийских / Н. Дементьева // Тюм. правда. – 1982. – 10 июля.
  • Филиппович А. Мужество повседневности / А. Филиппович // Урал. – 1977. – № 3. – С. 166-167.

О книге «Мамонты и фараоны».

  • Лагунов К. Гранить талант трудом / К. Лагунов // Тюм. правда. – 1976. – 14 окт.

О «Мамонты и фараоны».

  • Геолог и писатель: [Г. Сазонов] // Тюм. комсомолец. – 1971. – 12 дек.
  • Александрова Е. Необходимость или инерция? / Е. Александрова // Лит. газ. – 1970. – 11 февр. – С. 5.

О книге «Жалость».

  • Андреев Ф. От лица искателей / Ф. Андреев // Тюм. правда. – 1969. – 20 сент.

О книге «Жалость».

Алфавитный указатель произведений Г.К. Сазонова

Валька Адмирал

Великий охотник Бахтияров

Вечный бой

Война, Петр и Алена

Волжские корни

Земля, как мать

И вечный бой

Как поссорился человек с медведем

Комполэн – болотный дух

Литературные мечтания

Маков цвет

Мамонты и фараоны

Могучая музыка звука

Мой дед – Захар Нерчинск

На небе был

Название беру у гор и речек

Неподалеку от войны

О чем молчит геологическая карта

Ода геологической карте

Открыватели

Охотник из рода манси

Почта полевая

Привет, старина!

Простой сюжет

Прощание

Сашка Протокол

С любовью сыновней

Современный уральский рассказ

Солнечный ветер

Соловьи, соловьи

Страна семи звезд

Струги Ермака

То было раннею весной

Торопи меня молодость

Тропы к верховьям

Туф, правнук Копы

Яшка – бриллиантовые глаза

Собираясь в путешествие, или просто отдыхая на природе, неверно считать, что где-то там, в тайге, притаился злой, голодный и мечтающий разодрать вас на мелкие кусочки, медведь. На самом деле встреча с человеком, является для медведя таким же стрессом, как и для человека, встреча с ним. Практика показывает, что этот зверь всегда предпочитает скрыться. Можно целыми днями идти по его следам, лежкам, местам обитания, но так ни разу нигде и не встретится, и даже если встреча все же произошла, то большинство этих хищников, как правило, стремятся убежать. Однако следует заметить, что происходит это лишь в тех случаях, когда человек уважительно относится к этому зверю, знает его повадки и, исходя из этого, соблюдает несколько несложных правил, которые мы с вами и попытаемся здесь сформулировать.

ОДНАЖДЫ,

работая в поселке Взморье, мне пришлось подвезти одну попутчицу, с двумя ведрами шампиньонов. По пути разговорились. Оказалось эта женщина каждый год, в течение всего лета, занимается сбором дикоросов.

— Но ведь в ваших краях полно медведей, — удивился я, — а у вас, как посмотрю, никаких средств защиты с собой нет.

— Средство очень простое, — улыбнулась она, — перед выходом на природу я беру какую-нибудь тряпочку, замачиваю ее в сильном растворе хлорки и ложу в полиэтиленовый пакет. По приходу в лес, достаю и обматываю тряпочку внизу — вокруг сапога.

— И что? Медведи убегают?

— Да уже лет двадцать хожу по их следам, но еще ни разу с ними не встречалась, так, видела издалека.

НИЧТО

так сильно не развито у медведя, как нюх и слух. Что касается зрения, так оно очень слабое. Глазами зверь видит примерно так же как человек, смотрящий сквозь мутное стекло. Иногда, встречаясь с медведями на небольших расстояниях, я наблюдал, как они вертят головой, шевелят ушами и нюхают воздух, пытаясь разобраться, кто же и что же находится перед ними. Нюх у этого хищника идеален. Например, вы когда-нибудь пробовали передвигаться в абсолютной темноте, по лесу, без освещения? Скажу вам, что даже с хорошим фонарем это не так просто. Медведь же спокойно гуляет по зарослям всю ночь. Своими великолепными радарами — обонянием и слухом, он буквально сканирует каждую веточку. Можно сказать, что его нюх, это и есть его основное зрение. Вы еще будете находиться от хищника за километр, а он уже будет знать, где вы находитесь и в какую сторону движетесь. В принципе, на этих двух особенностях зверя и строится вся концепция безопасности человека. Представьте, что вы решили на кого-то напасть, а вам вдруг неожиданно завязали глаза — от атаки придётся отказаться однозначно. То же самое и для медведя, от сильного чужеродного запаха он буквально «слепнет» и старается обойти этот запах за версту. Вообще многие специалисты сходятся во мнении, что лучшее средство против агрессивного хищника, это специальный газовый баллончик. Ученые биологи штата Аляска, где на сегодняшний день насчитывается примерно 150 тысяч медведей, опросили около ста семидесяти человек, которым приходилось когда-либо применять против зверя специальный газ. В большинстве своем это были случаи, когда медведи выходили к жилью или стоянкам на запах пищи, но было и несколько нападений на туристов, которые, как оказалось, не соблюдали элементарных правил и спаслись только благодаря баллончику. Исходя из выше сказанного, мы уже можем определить для себя несколько несложных правил поведения в дикой природе.

ИТАК, ПРАВИЛО ПЕРВОЕ

В лесу вы ни в коем случае не должны, образно говоря, «пахнуть колбасой». Активно применяйте средства против комаров и клещей. Тщательно упаковывайте продукты в полиэтилен. На стоянках, прежде чем поесть, разводите огонь. Не раскидывайте объедки и сжигайте весь мусор, в том числе и пустые консервные банки. Готовясь к ночлегу, приберитесь и помойте посуду. Если котелок остался с едой, накройте его травой или лопухами. В этом случае целесообразно положить сверху пустые чашки и кружки. Если все же ночью придёт мохнатый гость, шум посуды известит вас о его прибытии. Вещи и рюкзаки складывайте на ночь во вкладыши (полиэтиленовые мешки). Перед ночевкой разведите костер. Лучший вариант «Нодья» из трех коротких бревен, такой огонь долго горит, и к утру еще остаются угли. Очень нежелательно ездить в глухие уголки природы на пиво и шашлыки, а если при этом еще ваши дети бесконтрольно носятся по кустам, то это вообще непростительная глупость. Как-то раз в лесу, на одном из карьеров нашего предприятия, заехавшие на пост охранники, решили отметить свой приезд шашлыками. Не прошло и часа, как на поляну вышел медведь и «подмел» все их угощение. Ребята еле успели скрыться в вагончике, и сидели целую неделю без воды, а зверь, надеясь на продолжение банкета, их охранял, пока его не вспугнули случайно заехавшие туда лесники.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ

Конечно, бывает и так что медведь не всегда может нас учуять. Происходит это в тех случаях, когда мы движемся навстречу ему против ветра, или во время цветения сильнопахнущих трав, а также в местах большого скопления тухлой рыбы. В этих ситуациях мы используем такое свойство зверя как его идеальный слух. Передвигаясь по ручьям, зарослям, тропам, желательно покрикивать, или производить любой другой шум, особенно в местах ограниченного обзора пространства, например на закрытых поворотах реки, перепадов высот и прочее. Во время длительных одиночных путешествий, когда от крика начинает болеть горло, я, например, достаю чашку, кружку, связываю их вместе и подвешиваю на поясе, возле ноги — погремушка получается что надо! Каждый раз, спускаясь к реке, будьте внимательны, потревоженный во время добычи медведь очень сильно нервничает, и не дай Бог вам с ним встретится неожиданно, но если он услышит вас заранее, то все же рисковать не станет и поспешит скрыться.

КРИТИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ

Одна из особенностей хищника состоит в том, что при встрече с человеком на близком расстоянии, он начинает воспринимать его как угрожающего ему противника. Это конечно не означает, что зверь обязательно на вас нападет. С психологической точки зрения медведи бывают трех разных типов: трусы, олимпийцы и драчуны. Труса мы рассматривать не будем, если он от вас убежал, то и, слава Богу. Олимпиец будет спокойно стоять и смотреть, вертеть головой, нюхать воздух, пытаясь определить кто перед ним, а возможно даже что зверь, в это время чувствует, сканирует ваше внутреннее состояние и если вы психологически к этой встрече были готовы, не паникуете и сохраняете спокойствие, то этот медведь тоже уйдет. (Одну из таких встреч я описал ) Ну и третий, самый редкий тип-драчун. При критической дистанции, (а по моему мнению она составляет менее десяти метров), он нападает сразу и это очень опасный тип, исходя из чего у нас возникают две следующие темы, а именно средства защиты и психологическая готовность.

Рассмотрим их по порядку.

Не будем в данной статье обсуждать огнестрельное оружие, так как это отдельная, большая и сложная тема. Обратимся к простым и доступным каждому, средствам.

ГАЗОВЫЙ БАЛЛОНЧИК

Как уже упоминалось выше, средство защиты очень хорошее. Сильная, бьющая на семь метров струя, специального едкого состава, способна, гарантировано остановить нападение хищника, но только при условии, что вы психологически к этому нападению готовы. Когда на человека несется разъяренный хищник, с ревом и оскаленной пастью, не у каждого хватит нервов спокойно стоять и направлять струю газа ему в морду. Большим недостатком этого средства является то, что при сильном встречном или боковым ветром, его эффективность сводится к нолю. В рискованных местах заранее учитывайте этот фактор. При покупке баллончика спрашивайте сертификат соответствия, газ должен быть именно для защиты от медведя. К сожалению, на настоящий момент в наших торговых точках ничего такого нет.

В прошлом году зашел в Южно-Сахалинский магазин «Медведь». Смотрю, стоит что-то похожее, с нарисованным «хозяином тайги» и надписью -«От агрессивных животных». Купил, отдал 800 рублей. Через неделю взял его с собой в поход. К вечеру первого дня путешествия, придя на стоянку, достаю из кармана баллончик и ничего не пойму, крупными буквами на нем написано: «ЛАК ДЛЯ ВОЛОС «НОЧНАЯ ФИАЛКА». Странно, думаю, откуда это у меня взялось? И где средство против медведя? Оказалось залепуха. Во влажном кармане бумажная наклейка слезла и обнажилась настоящая надпись. Теперь друзья подкалывают, спрашивают: «Ты что, хотел медведю прическу сделать?».

ФАЛЬШФЕЙЕР

Этим средством защиты я пользуюсь уже много лет. Шумный, яркий, сильный, горящий в течении минуты огонь, также способен остановить нападающего хищника. Скажу честно, что не смотря на огромное количество путешествий и встреч с медведем, зажигать фальшфейер для самообороны мне еще не приходилось так как хищник все время уходил. И все же были случаи, когда меня спасал именно фальшфейер. Попробую расшифровать. Одно дело, когда ты стоишь перед мишаком с пустыми руками, и совсем другое, когда с оружием, которому доверяешь. Весной 2008 года, двое моих товарищей попросили научить их ориентироваться в походных условиях по компасу и карте. Выбрав незнакомый маршрут, на майские праздники мы отправились в поход. На второй день пути, спускаясь с косогора, на одном из притоков реки Шебунинка, на большом расстоянии мы увидели вдалеке медведя. Решив по-выпендриваться перед опытным путешественником, не смотря на предупреждение, мои спутники смело рванули вперед. Переходя через бурную реку, я следил за тем, чтобы не набрать воды в болотки и на какое-то время упустил товарищей из виду. Закончив переправу и подняв голову, вижу, как навстречу мне летят двое смельчаков и с криком: «ОН бежит»- проносятся мимо. Мгновенно достав фальшфейер, я приготовился к атаке. Медведь стремительно приближался и метров за пять, когда рука уже была готова рвануть шнур, зверь вдруг резко свернул влево и сиганул в лес. В последствии, анализируя этот случай, я пришел к выводу, что именно мое спокойствие и выдержка заставили зверя прекратить атаку, ну а главное, этим спокойствием я был обязан именно наличию фальшфейера в руках.

ВЫБОР ФАЛЬШФЕЙЕРА

Как показала практика, самый лучший фальшфейер-судовой, нашего российского производства. Пускается со шнура, причем мгновенно в отличие от западных образцов, имеющих трехсекундную задержку, что в экстремальной ситуации недопустимо. К недостаткам относится конусная, зауженная к низу рукоять. Как правило, в походе у вас мокрые, скользкие, а иногда испачканные в земле и глине руки и удержать фаер при запуске очень сложно. Поэтому надо что-нибудь придумать, например, намотать изолентой на рукоятку буртик.

И ЕЩЕ ОДИН ВАЖНЫЙ МОМЕНТ

Во время путешествия, все средства защиты должны находится в специально оборудованных для них, карманах, то есть это молнии, клепки, фиксирующие резинки и прочее. Конструкция кармана для фальшфейера, должна позволять мгновенно его вытаскивать и в то же время он не должен вываливаться самопроизвольно. Если вы положили фаер в простой карман, то, через пару часов пути заметите, что у вас его уже нет, проверено на практике многократно. Так же бестолково класть фаер в рюкзак, как делают некоторые мои друзья, в этом случае вообще теряется весь смысл его присутствия. Это то же самое что охотится с разобранным и сложенным в чехол ружьем.

ПОСТКРИПТУМ

Один известный путешественник, посвятивший много времени изучению образа жизни медведей, утверждает, что из каждых двухсот встреч человека с хищником, лишь одна является опасной. Надеюсь, что следование вышеизложенным правилам поможет вам благополучно пережить и эту двухсотую встречу.

Кожевников Алексей Венедиктович Книга былей и небылиц про медведей и медведиц

Алексей Венедиктович Кожевников

Алексей Венедиктович Кожевников

БЫЛЕЙ И НЕБЫЛИЦ ПРО

МЕДВЕДЕЙ И МЕДВЕДИЦ

Последняя книга старейшего советского писателя, лауреата Государственной премии СССР - маленькие рассказы о нравах, обычаях и поверьях людей Сибири и Урала в разные годы, о дружбе человека с медведем.

МЕДВЕДЬ - ЛИПОВА НОГА

МЕДВЕДЬ-ОБОРОТЕНЬ

МЕДВЕДЬ-ПЧЕЛОВОД

С МЕДВЕДЕМ ВОКРУГ СВЕТА

МЕДВЕДЬ-ПОДЖИГАТЕЛЬ

МЕДВЕДЬ-КЛЮЧНИК

МЕДВЕЖЬЯ ЛЮБОВЬ

МЕДВЕДЬ-ПАХАРЬ

МЕДВЕДЬ, ОБУТЫЙ В КАПКАН

МЕДВЕДЬ-ГЕОЛОГ

МЕДВЕЖЬИ СЛЕЗЫ

ДВУЛИКИЙ МЕДВЕДЬ

МЕДВЕДЬ-НЕДОДУМОК

МЕДВЕДЬ ТУНГУССКИЙ

МЕДВЕДЬ-ПЛОТОГОН

МЕДВЕДЬ-СТРОИТЕЛЬ

ПОСЛЕСЛОВИЕ Ю.ЛУКИНА

ДОРОГИЕ МОИ ЧИТАТЕЛИ!

Наберитесь терпения и прочтите, возможно, скучную, но необходимую страницу о том, как создавалась эта книжка.

Первые тринадцать лет своей жизни я провел в северной деревушке, вдали от городов, от больших рек и шумных, людных столбовых дорог. Кругом на многие и многие версты стояли сумрачные хвойные леса с редкими поселочками, крошечными полями и покосами.

Воистину медвежий угол. Медведь там - не редкость, не диво, а постоянный сосед человека. Первая сказочка, что запомнилась мне, была про медведя. Первая песенка - тоже про медведя. Моя первая встреча с диким зверем - встреча с медведем.

Медведи лакомились в тех же лесных малинниках, где и мы, деревенская ребятня. Разговор о медведях был одним из самых частых, не уступал коренным крестьянским: о погоде, о полевых работах, об урожае.

Почти каждый день нашу деревеньку волновала какая-нибудь медвежья новость. То найдут около скотных дворов медвежьи следы. То прибегут с пастьбы в деревню кони, напуганные медведем. То ребятишки встретят медведя в малиннике. То собаки поднимут истошный лай на медведя.

В раннее весеннее время оголодалые после зимней спячки медведи часто угоняли у зазевавшихся пастухов телят и баранчиков, случалось, гробили и крупный скот.

Медведи - любители сладкого - не давали покою моему дедушке, пчеловоду. От тех весенних дней, когда медведи поднимались из своих зимних берлог, и до тех осенних, когда снова забирались в них, дедушка почти безвыходно жил на своем пчельнике. А медведи-лакомки ухитрялись как-то разорять и даже уносить ульи.

Были у медведей повадки и посерьезней, поопасней. Когда людям приходилось работать возле леса, медведи любили пугнуть их и пугали по-своему, по-медвежьи: выворачивали пенья, коренья и швыряли в работающих. Эти медвежьи шутки порой кончались нешуточно, тяжелыми увечьями.

Недобрые медвежьи повадки, забавы, шутки мой дедушка считал продолжением тысячелетней войны медвежьего отродья против рода человеческого. До появления человека в наших лесах царствовали медведи, тут среди зверья нет им опасных супротивников. Но появились люди и пошли охотиться за медвежьим мясом и мехом. Сильно досаждали медведям и самые смирнейшие из людей - землепашцы. Эти принялись жечь леса - высвобождать землю под поля и покосы. Заодно с лесами горели и медвежьи дома-берлоги. Тогда медведь пошел на человека со всеми своими зубами и когтями, а человек на медведя - с рогатиной, с ружьем, с огнем. Устраивал лесные пожары нарочно, чтобы отогнать медведей из ближних лесов в дальние. Но ведь там были свои хозяева - медведи, которые совсем не радовались пришельцам.

Потом при своей шатучей жизни я увидел, что в нашей стране тема "Человек и медведь" почти повсеместная, она - и сказка, и воспоминание, и живая обыденность. У меня все тверже становилось желание написать "медвежью книгу".

Я расспрашивал о медведях везде, куда забрасывала меня жизнь. Выслушал множество историй, особенно много охотничьих. Но эти не упомнил, даже постарался выбросить из памяти. Я не охотник по твердому убеждению, охота без крайней нужды - варварство, ее надо не воспевать, а осуждать. Моя книга совсем-совсем не охотничья.

МЕДВЕДЬ - ЛИПОВА НОГА

Жестокая северная зима. От холода громко "стреляют" бревна нашей избенки. Лед толстым слоем нарос на оконных стеклах и на двери.

В пять часов вечера уже темным-темно. А светло будет только в девять утра. Куда девать шестнадцать ночных часов? Правда, у отца с матерью всегда вдоволь работы. Он чинит обувь на всю семью, она прядет, шьет, латает. А мы, мелюзга, изнемогали от избытка времени: читать не умели, спать по шестнадцати часов в сутки не могли, даже играть порой уставали. Тогда мы прилипали к бабушке и.начинали канючить:

Баушка, скажи сказку! Про лису, баушка, нет, сперва про медведя.

Бабушка обычно сдавалась: "Ладно, скажу. Марш все на полати аль на печку!" Бабушка избыток времени любила проводить там, в тепле, в темноте, без хлопот. Это у нас в деревне называлось "сумерничать".

Любимейшей у всех сказкой была "Медведь - липовая нога".

Не за горами и морями, не в тридесятом царстве-государстве, а в самом в том, в котором мы живем, совсем близко от нашей деревни жили старик со старухой. Оба сильно хиленькие и совсем беленькие, вроде меня, грешной, - неторопливо начинала бабушка. Жили небогато, одиноко, ни детей при них, ни внуков, ни коровушки, ни лошадушки. Всей живности один баранчик, две курочки да кошка.

Жили не шибко просторно и не шибко тесно, в избушке в три окошка. У одного старик плел лапти, у другого старуха командовала чугунками, горшками, чашками, ложками, а третьим владела кошка - то нежилась одна, то играла с котятами.

Жили не шибко голодно, но и не шибко сытно: в праздники ели хрен, редьку, картоху в тулупах да лук с солью и запивали снедь квасом, а в будни делали наоборот - пили квас и заедали его редькой, хреном, картохой и луком с солью. Даже кошка привыкла есть хрен и редьку.

Самой трудной порой было начало лета, когда новый урожай не вырос, а старый подходил к концу. И вот в такое постное время старухе захотелось скоромного. Сперва она молвила тихо:

Мясца бы... давно не едали.

Старик будто и не слыхал. Тогда старуха молвила погромче:

Распромыслил бы как-нибудь.

Где-ка? - сердито отозвался старик.

И оба замолчали, оба понимали, что зарезать баранчика али курочку нельзя: баранчик для них шерстку растит, а курочки яйца несут.

Помолчав, старуха сказала:

Тебе лучше знать, где оно - мясо - водится. Ты - добытчик, а я только куфарка. Ты, случалось, хорошо добывал, а теперь разленился. Аес-от рядом. Пойди убей какую-нибудь зверюгу аль пичугу.

И верно, лес стоял круг всей избушонки, одна березка забралась даже во двор и склонилась над самым крылечком.

Вечером старуха прикинулась больной и всю ночь донимала старика:

Хочу мяса, хоть кусочек бы с наперсточек. Ох, умру без мясца, ох, ох!..

И наконец добилась - утром старик начал собираться на охоту. Обул новые лапти, надел испытанный во всех трудах старый зипун, подпоясался веревкой, сунул за нее топор, взгромоздил на плечо ружье суворовского кремневого фасону.

А старуха тем временем наставляла его:

Голубя встретишь - не секи: грешно, божья птица. Соловья, скворца тоже не секи: птицы певчие. Зайца не трожь: жалко, зверек маленький, безобидный, все равно что дитеночек.

Кого же сечь мне? - всполошился старик.

Кабана, картофельного вредителя. Медведя, скотского ненавистника.

Тут она замолкла. Старик перекрестился в святой угол и ушел. Старуха проводила его глазами до околицы, затем крепко уселась возле своего окошка и стала переговариваться с теми, кто проходил мимо. Когда у нее не было своих дел, она любила заниматься чужими.

Первую половину дня старику не счастливило: птицы встречались только запретные - соловьи, голуби, а звери только совсем поганые - крысы, мыши, жабы.

Он хотел уж воротиться домой и обмануть старуху: ис-крестил-де вдоль и поперек весь лес - ничего в нем нетути. Но тут ему сильно повезло. На лесной прогалинке спал большущий медведь, от него шел такой храп, что деревья кругом вздрагивали. Одна медвежья лапа крепко обнимала толстую колодину, на которой как на подушке лежала медвежья голова.

Сгоряча старик чуть было не замахнулся на всего медведя, но вовремя призадумался. С его ружьишком и топориш-ком смертельно опасно затевать этакое: если не убьешь одним ударом, другой не успеешь сделать. И старуху не увидишь больше. Да зачем ему весь медведь, хватит и одной лапы.

Тут старик вспомнил, как обходился с медведями его отец - убивая, он говорил: "Не стал бы трогать тебя, но голодуют мои детушки. Ты пожил, теперь им пожить надо. Прости уж меня, не сердись". Так и старик сперва шепнул: "Прости меня, медведко, я отвалю у тебя только одну ногу, ошшо три останутся. Проживешь, привыкнешь. Я вот при двух живу". Потом собрал весь дух, всю силу и жахнул топором по медвежьей лапе. Она отскочила, как полено от чурки. Старик схватил ее и бежать в деревню. На медведя даже не посмел оглянуться, таков был грозен и страшен медвежий рев. Казалось, весь лес орет и стонет медвежьим голосом.

Старика охватила такая дрожь, будто бы голенького, босого вытолкнули на снег, на трескучий мороз.

Дома он сразу забрался на печку под одеяло и скоро уснул. А старуха остригла лапу, содрала с нее шкуру, мясо поставила на огонь вариться и села прясть медвежью шерсть.

Медведь тем временем зализал искалеченную ногу, приделал к ней деревяшку и пошел искать старика. Шел и жало-бился.

Тут бабушка запела:

Скрыпи, скрыпи, липова нога!

Скрыпи, скрыпи, осинова нога!

Веди, веди, липова нога,

К моему злому обидчику!

Мы всем ребячьим хором подхва...

Евринцы встречались с пришлыми за-ради дела - обмена, купли и продажи, но в жизнь свою не пускали. Однако, когда пчела берет взяток, перелетая с цветка на цветок, разве она не оставляет на красном цветке золотистую пыльцу с синего или желтого? И пришлые оставляли что-то после себя, хотя это не явное еще, не всегда уловимое, - то дыхание Большой Человеческой Реки, а каждый ребенок знает, что тихий ветер раздувает уголек и переносит на себе лесной пожар.

Но тогда как жить? - размышлял Максим Каргин. - Островом? Никто не придет на помощь, когда на остров нападут черный мор, голод и смерть. И в Большой Реке - смерть роду… Но только ли сохранять древние законы, чтобы закон сохранял род? Большая Река разрушит и унесет плотины законов, смоет обычаи. И кем мы тогда станем? И разве остановишь волны той Реки?..

Вот и сына его, Мирона, позвала Большая Человеческая Река, он хочет понять ее, и сперва понять соседний остров, что зовется землей людей Тахы - сосьвинских манси.

Не стал отговаривать сына Максим, сказал только:

Не тропа ведет человека - сам он бьет тропу. Нет человека без своей тропы. Трусы и слабые, женщины и дети ходят по чужим, легким тропам. Знаю: дальние, неведомые урманы охотнику ума и жизни прибавляют. Иди! Протяни свой след вдогонку за собою!

И Мирон Картин, тая в себе радость и гордость узнавания, ушел с собаками лесовать в дальние земли сосьвинских манси. Не оттого, что кондинские урманы оскудели, - Мирона затягивала в себя даль. С порога юрты даль всегда чудится непостижимо дальней. Но это лишь до первого, самого тяжелого, самого неприподъемного шага. Сделан первый шаг, второй… и пятый… и сотый шаг - и потянулась тропа, как слабая нитка за пронзительно дерзкой иглой.

Долго не видели евринцы Мирона.

Вернулся он на закате зимы, в последнюю волчью пургу. И не один. С тяжело нагруженных нарт легко спрыгнула и вслед за Мироном вошла в избу женщина в сахи, в беличьей шубке - «лыенъях». Крупная, широкоплечая, ростом с Мирона была та женщина. Яркий шелковый платок с длинными кистями одним концом закинут за спину, а другим свободно опускается на грудь, прикрывая лицо.

Здорово, живи долго, отец Максим! - поздоровался Мирон.

Пасе олын сим ком! Здорово живи, милый мужчина! Кто? Откуда взял? - кивнул в сторону женщины старый Картин. - Какой земли, какого рода эта женщина?

То жена моя, тетюм! Апрасинья зовут ее. Она из людей рода Чайки. Журавлиный Крик ее имя.

Ап-ра-синья, - протянул Картин. - Из людей рода Чайки… Давно ты поспел, налился силой, чтобы семя бросить и плод взрастить. На глазах у бога эта женщина должна принести сынов нашему роду. Пасе олын сим нэ! - повернулся старик к Апрасинье. - Здорово живи, милая женщина!

Покажись! - приказал старик.

«Наверное, пытает», - подумал Мирон. В груди стало тесно: откроет сейчас лицо Апрасинья - и гнев охватит отца. Изобьет - ладно, можно потерпеть маленько, а вот если проклянет и выгонит из дома, как глупого пса?

А старик ждал. Хотел он узнать, какие законы в землях Тахыт-Махум, какие законы наложили там мужчины на женщину, на такое непокойное, тревожное и зыбкое существо? Максим Картин свято чтил законы, хотя не мог себе объяснить странный обычай «избегания». Женщина открывает лицо перед родственниками, перед мужем, перед его младшими братьями, хоть те и женаты. Но перед старшими братьями, перед свекром невестка не могла открыть лица…

Покажись! - уже тише повторил старик.

Ай-е, Сайрын Коталум - Белый Светлый День! - О, Пупий Самт - на глазах у Шайтана! Боги не позволяют открыть мне лицо, отец!

Может, сын мой привел в дом лесную корягу? Или Вор-Люльнэ - Лешачиху? - усмехнулся старый Картин. - У такого фартового охотника должна быть красивая, как важенка, жена. Не бойся! Я позволяю тебе, Журавлиный Крик!

Светлое, мерцающее, как звездное небо, чуть скуластое лицо Апрасиньи с раскосыми, приподнятыми к вискам глазами притягивало не столько красотой и здоровьем, сколько сдержанной властностью. Бездонные глаза-омуты затягивали в себя, набрасывали невидимые путы, и не было сил оторваться от них, как от неба, зачаровывала упругая, грозная воля и языческая сила, что таилась в глубинах тех глаз.

Ап-ра-синья! - прошептал старик. - Закрой лицо… Оно светится. Грозит оно, как лицо Сурненнэ - Золотой Бабы! Какой же ты заплатил калым, Мирон?

Сын промолчал, Апрасинья успела сбросить с себя беличью шубу. Семь младших братьев и сестры, подоспевшие родственники и сжигаемые любопытством соседи увидели крепкую, широкоплечую девушку в легкой мансийской парке из золотистого неплюя. Подол парки украшен широкой полосой белого оленьего меха, а по белому полю затейливо разбежались тонкие, четкие узоры. В узоре заячьи уши и голова соболя, утиное крыло, весло и гибкая ветка березы…

Ай-е, красивая девка! - горностаем прошмыгнул шепоток.

Закрыв платком лицо, Апрасинья открыла дверь и выскользнула в морозную ночь. Тонко провизжал снег под легкими ее кисами. Она ловко развязала ременные узлы, разгрузила нарты и отвела оленей под навес к стене избы. Не торопясь, осторожно вынула сосульки из широких ноздрей вожака, обтерла куском шкуры запавшие бока важенок. Молча, осторожно открывая дверь, она перенесла груз в избу. Из поленницы набрала березовых чурок, нащепала ножом лучину и развела огонь в чувале. Сестры и младшие братья Мирона обступили ее, загремели котлами, забегали, закружились вокруг нее, как лопоухие щенки, повизгивая от восторга, оттого что Апрасинья такая красивая, сильная, такая спокойная и уверенная в себе.

Мирон развязывал мешки и бросал под ноги отца струящиеся меха соболей, куниц, черных лисиц, прошитых сединой, колонков, связки голубовато-дымчатых шкурок белок и горностаев.

Богатая, фартовая добыча! - довольно улыбался старый Картин. - Отменный ты охотник, Мирон! Дети мои, твои братья и сестры, будут сыты и в тепле.

Мирон пытался поведать отцу о своем долгом пути, но тот перебил его:

Ты, сын, скажи, какой калым заплатил за Апрасинью? - Искоса поглядывал отец на девушку, что нагружала колташиху лосятиной и бросала в кипящий бульон сухие корешки и травы, доставая их из расшитого замшевого мешочка. Юрту наполняли запахи борабеломошника, просыпающегося в зоревых росах.

Не давал я калыма, тетюм… - неожиданно для Максима ответил сын.

Украл?! - вздыбился старик. - Украл? - поземкой дохнул его голос.

Не да-вал калы-ма?! Ой-ей! Да чтоб сожгло меня! Не давал калыма?! - потянул сквозняком шепоток.

Нет, тетюм! Не украл! - улыбнулся Мирон. - Апрасинью нельзя украсть. Она - ветер, не дается она в руки. Как от солнца луч нельзя украсть, как звезду со дна ручья, - с тихой потаенной радостью ответил сын.

Как? Как без калыма? Без выкупа - как?! Порченая?! Или дикая она? Кого ты привел мне в дом, Мирон?! - не понимает Картин, как мог сын его нарушить древний закон. - Ты вызовешь месть ее рода! Нас, Картиных, осталось совсем мало, чтобы оберечь свой род от бесчестья!

Я, наверное, уходил в Подземный мир. Я уже, наверное, подходил к своим предкам, - тихо проговорил Мирон. - Я видел уже твоего отца, тетюм! Апрасинья вернула меня к солнцу…

Тогда ты должник ее вдвойне! - отрезал старик. - Она вернула тебя земле, а ты выкрал ее?! Ее род не простит нашему роду. Молодая кровь хлынула тебе в голову. Ты вызываешь ссору с людьми Тахы.

Когда был еще молод дед Максима, дотлевала, вспыхивая, вековая вражда между людьми Тахы, Конды и Ас - Великой Оби. Нападали люди сосьвинских земель на стойбища кондинцев, уводили женщин, воровали, умыкали их без выкупа, даже убивали. На Брусничной реке выкрали люди Тахы деда Максима Картина и обменяли у ненцев на оленью упряжку. Лишь на третий год юный охотник нашел дорогу домой… На тайных тропах подкарауливали кондинцы людей Сосьвы, что возвращались с богатой добычей, избивали, отнимали добычу, пушнину. И долго это шло, и долго старейшины родов Конды и Тахы гасили вражду - та уносила юношей, зрелых охотников, плодила сирот и вдов.

Хрестоматия является составной частью комплекса учебных пособий для общеобразовательных школ Ямала и других регионов Крайнего Севера.
Хрестоматия способствует расширению круга знаний учащихся по национально-региональному компоненту. Тексты, собранные в ней, дают представление о мифологии, фольклоре и литературе народов Ямала. Некоторые тексты никогда ранее не публиковались.
Хрестоматия тесно увязана с учебником «Мифология, фольклор и литература Ямала» для 5–7 классов общеобразовательных школ.
Рекомендуется использовать хрестоматию в сочетании с учебником, однако она представляет интерес и как самостоятельное собрание образцов фольклорно-литературного творчества народов Ямала.
Адресована учащимся школ, учителям и всем интересующимся культурой народов, населяющих Ямал и другие регионы Крайнего Севера.

ПОЯС НУМИ-ТОРУМА.
(мансийская сказка)
Верхний дух, Нуми-Торум создавал Землю. Послал он на Землю свою старшую сестру Иоли-Торум-Шань:
- Посмотри, хорошо ли будет на Земле Человеку, и Зверю, и Птице всякой.
Иоли-Торум-Шань спустилась на Землю и увидела, что ненадежно стоит Земля,

шатается. Как же Человек устоит на ней? Как Птица гнездо совьет? Поднялась она в небо к брату своему, сказала:
- О, брат мой, Нуми-Торум! Как ни велика стала Земля, а все еще движется, не стоит на месте. Плохо будет на ней и Человеку, и Птице, и Зверю всякому. О, Верхний Дух, брат мой, Землю нашу укрепи!..

Верхний Дух думать стал. Пока сидел думал, не один котел рыбы сварить можно было. Потом он снял свой драгоценный пояс с тяжелыми пуговицами и опоясал им Землю. Чтобы крепко стояла.
Там, где пояс пролег по Земле, вырос Уральский хребет. Земли середина. Где были пуговицы, там заплескались озера.
Живи да радуйся, Человек, и Зверь, и Птица всякая!

СОДЕРЖАНИЕ
Обращение к читателю
Традиционный фольклор
В народе говорят... (Пословицы, поговорки, приметы)
Загадки северных народов
Песнь старца из Теги. Хантыйское сказание (отрывки)
Сказки
Пояс Нуми-Торума (мансийская сказка)
Храбрый Яндо и его сестра Тэюне (ненецкая сказка)
Три сына (ненецкая сказка)
Сильнейший из сильнейших (ненецкая сказка)
Почему собаки только лают (селькупская сказка)
Берестяная малица Ичи (селькупская сказка)
Хозяйка огня (селькупская сказка)
Идэ (сказка народа ханты)
Деревянный идол (сказка народа ханты)
Племянник по имени Место, Где Были Рожки (сказка народа ханты)
Луна и Солнце (татарская сказка)
Три дочери (татарская сказка)
Горе (татарская сказка)
Мифы и легенды
Ненецкие мифы о сотворении мира
Миф о происхождении самоедов, остяков, зырян, русских и сотворении собаки (ненецкий)
Миф о создании богом людей (мансийский)
Миф о всемирном потопе (ненецкий)
Ядне Н. Легенда о фамилиях
Легенда о роде Няруй
Священный сказ о сотворении земли (мансийский миф)
Остяцкая легенда о сотворении мира
Мифы, притчи, сказки, обработанные современными писателями Ямала
Айпин Е. Вверх Ушедший Человек (из романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари»)
Айпин Е. Луна-Человек (отрывок из повести «Я слушаю землю»)
Айпин Е. Собака Старика Месяца (из книги «Я слушаю землю»)
Неркаги А. О чем плачет гагара (из повести «Белый ягель»). Легенда
Дудников Н. Сопка пяти пальцев. Легенда
Габдель Махмут. Начало пути (татарская притча)
Афанасьев Ю. Летучий Зверь-Налим
Лазарев Г. Сказка про Глухаря
Дудников Н. Спорила ворона с солнцем (сказка)
Сазонов Г., Конькова А. Как поссорился человек с медведем (отрывок из романа-сказания)
Мария Вагатова. Пять слов, пять рассказов
Ругин Р. Залив Священной Собаки
Слинкина Г. Старик-Луна
Стихи о Ямале
Лапцуй Л. Полярная ночь (перевод В. Афанасьева)
Лапцуй Л. Рождение Ямала. Глава из поэмы (перевод Н. Грудининой)
Лапцуй Л. Алеет заря (перевод Г. Гампер)
Ругин Р. Живун (перевод И. Фонякова)
Стихотворения о лучшем друге человека
Ругин Р. Щенок (перевод И. Голотиной)
Ругин Р. Собачий лай (перевод И. Фонякова)
Ругин Р. Бродячие собаки (перевод И. Голотиной)
Лапцуй Л. Лайка (перевод В. Афанасьева)
Лапцуй Л. Мальчик из стойбища. Поэма (перевод И. Грудининой)
Художественная проза
Таинственная игра неведомых огней
Афанасьев Ю. Рассказ девочки про собаку
Ругин Р. Ланги (повесть)
Габдель Махмут. Татарчонок
Истомин И. Встань-трава (глава из романа «Живун»)
Краткие сведения об авторах.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Мифология, фольклор и литература Ямала, Хрестоматия, 5-7 класс, Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.