Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Презентация на тему " синтаксис и пунктуация сложного предложения". Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения

Презентация на тему " синтаксис и пунктуация сложного предложения". Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения

Слайд 2

Основные виды сложных предложений

Предложения, состоящие из нескольких простых,

называются сложными

Средства связи простых предложений:

интонация, союзы, союзные слова.

сложные предложения

союзныебессоюзные

сложносочиненные сложноподчиненные

Слайд 3

ССП:ИНТОНАЦИЯ + СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Сочинительные союзы

Высоко в небе сияло солнце, горы зноем дышали в небо.

Слайд 4

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП

Шелестят зеленые сережки, горят серебряные росы.

Землю подсушилмороззапорошило первым снегом.

Для счастья людям нужен мир не нужна война.

Запятаяперед союзомине ставится, если в ССП есть общий второстепенный член.

Слайд 5

ПОДУМАЙ!

Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

У Ивана Ивановича большие выразительные глаза и рот несколько похож на букву ижицу.

У причала суетятся матросы и торжественно отплывают в море корабли.

Слайд 6

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Рано утром солнце еще не палило так жарко(?) и с моря веяло свежестью.

Пугачев дал знак (?) и меня тотчас развязали и оставили.

Вчера во время грозы дождь шумел(?) и ветер бушевал.

Сквозь серый камень вода сочилась(?) и было душно в ущелье темном(?) и пахло гнилью.

Не шевелится ни один листок вверху(?) и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик.

После обеда затянулось небо(?) и был дождь.

1 - , 2 + , 3 - , 4 +- , 5 +, 6 -.

Слайд 7

СПП:ИНТОНАЦИЯ + ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫИЛИ СОЮЗНЫЕ СЛОВА

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:когда, пока, едва, лишь, лишь только, потому что, так как, оттого что, ибо, чтобы, для того чтобы, если, коли, кабы, если бы, как, будто, как будто, словно, так что, что.

СОЮЗНЫЕ СЛОВА:кто, что, какой, чей, который, сколько, как, когда, где, куда, откуда, отчего, почему, зачем.

Слайд 8

СТРОЕНИЕ СПП

Я с нетерпением ждал, когда Вадим расскажет о своей поездке. , (когда)

Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам. (Чтобы),

Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели.

[ и, (когда), ]

Слайд 9

РАЗЛИЧАЙ!СОЮЗЫСОЮЗНЫЕ СЛОВА

Я уже точно знал, что он расскажет.

Немного погодя я отправился узнать, когда у нас будет следующее занятие.

Мы смотрели, как ловко он обходился с ребенком.

Я уже точно знал, что

он не придет.

2. Всегда грустно, когда

приходится расставаться с

близкими.

3. Мы не заметили, как пришло время уезжать.

Слайд 10

ПОТРЕНИРУЕМСЯ?СОЮЗ ИЛИ СОЮЗНОЕ СЛОВО?

Когда зимой ешь свежие фрукты, то во рту пахнет весною.

Путники вышли на полянку, которая была покрыта густой и сочной травой.

Летом наша река представляет собой лужицу, которую вы легко перейдете вброд.

Мы спросили лесника, как пройти к речке.

Лесник ответил, что надо идти прямо на юг.

1) с; 2 сс; 3) сс; 4) сс; 5) с

Слайд 11

СПП С УКАЗАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАМИ

Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам.

Они проснулись тогда, когда в избе было совсем темно.

Тот, кто любит родину, должен служить ей.

Мне грустно, друг уехал.

Задача не получилась потому, что ты неправильно записал условие.

потому что

Слайд 12

ОСОБЕННОСТИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ К ГЛАВНОМУ

ПО СМЫСЛУ

ПРИДАТОЧНОЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПОЯСНЯТЬ

ОДНО СЛОВО

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Стояла та сказочная тишина,

которая приходит с морозом.

ВСЕ ГЛАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Дом стоял на косогоре, так что окна были очень низко от земли.

Слайд 13

СПП с НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ, (), ()

Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу, как дед возил нас на сенокос.

Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу и как дед возил нас на сенокос.

СПП с НЕОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ (), , ()

Когда он говорил, я чувствовал, что на его месте поступил бы так

СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ , (), ()

Основные виды сложных предложений Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными Средства связи простых предложений: интонация, союзы, союзные слова. сложные предложения союзные сложносочиненные ССП сложноподчиненные СПП бессоюзные

ССП: ИНТОНАЦИЯ + СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ Сочинительные союзы соединительные противительные И, да (=и), ни…ни, А, но, да (=но), зато, и…и, не только…но и, однако как…так и, тоже, также разделительные Или, либо, или…или, либо. . либо, то…то, не то…не то Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо. , а

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. НО! Землю подсушил мороз и запорошило первым снегом. [---=] и [=] Для счастья людям нужен мир и не нужна война. Запятая перед союзом и не ставится, если в ССП есть общий второстепенный член.

ПОДУМАЙ! 1. 2. 3. Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза и рот несколько похож на букву ижицу. У причала суетятся матросы и торжественно отплывают в море корабли.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. 2. 3. 4. 5. 6. Рано утром солнце еще не палило так жарко(?) и с моря веяло свежестью. Пугачев дал знак (?) и меня тотчас развязали и оставили. Вчера во время грозы дождь шумел(?) и ветер бушевал. Сквозь серый камень вода сочилась(?) и было душно в ущелье темном(?) и пахло гнилью. Не шевелится ни один листок вверху(?) и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. После обеда затянулось небо(?) и был дождь. 1 - , 2 + , 3 - , 4 + - , 5 +, 6 -.

СПП: ИНТОНАЦИЯ + ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ИЛИ СОЮЗНЫЕ СЛОВА ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ: когда, пока, едва, лишь только, потому что, так как, оттого что, ибо, чтобы, для того чтобы, если, коли, кабы, если бы, как, будто, как будто, словно, так что, что. СОЮЗНЫЕ СЛОВА: кто, что, какой, чей, который, сколько, как, когда, где, куда, отчего, почему, зачем.

СТРОЕНИЕ СПП Я с нетерпением ждал, когда Вадим расскажет о своей поездке. , (когда) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам. (Чтобы), Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели. [ и, (когда), ]

РАЗЛИЧАЙ! СОЮЗЫ СОЮЗНЫЕ СЛОВА Я уже точно знал, что он не придет. С 1. С 2. Всегда грустно, когда приходится расставаться с близкими. С 3. Мы не заметили, как пришло время уезжать. 1. 2. 3. Я уже точно знал, что он расскажет. Немного погодя я отправился узнать, когда у нас будет следующее занятие. Мы смотрели, как ловко он обходился с ребенком.

ПОТРЕНИРУЕМСЯ? СОЮЗ ИЛИ СОЮЗНОЕ СЛОВО? 1. 2. 3. 4. 5. Когда зимой ешь свежие фрукты, то во рту пахнет весною. Путники вышли на полянку, которая была покрыта густой и сочной травой. Летом наша река представляет собой лужицу, которую вы легко перейдете вброд. Мы спросили лесника, как пройти к речке. Лесник ответил, что надо идти прямо на юг. 1) с; 2 сс; 3) сс; 4) сс; 5) с

СПП С УКАЗАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАМИ 1. 2. 3. Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам. ----Они проснулись тогда, когда в избе было совсем темно. Тот, кто любит родину, должен служить ей. СРАВНИ: 1. 2. потому что Мне грустно, Задача не получилась потому, неправильно записал условие. друг уехал. что ты

ОСОБЕННОСТИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ К ГЛАВНОМУ ПО СМЫСЛУ ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОЖЕТ ПОЯСНЯТЬ ОДНО СЛОВО Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Стояла та сказочная тишина, ~~~~~~~ которая приходит с морозом. ВСЕ ГЛАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Дом стоял на косогоре, так что окна были очень низко от земли.

СПП с НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ , () Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу, как дед возил нас на сенокос. Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу и как дед возил нас на сенокос. СПП с НЕОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ (), , () Когда он говорил, я чувствовал, что на его месте поступил бы так же. СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ , () Скоро выяснилось, что билеты будут продаваться, когда подойдет автобус.

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВОПРОСУ ВИД (ЗНАЧЕНИЕ) ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО СОЮЗУ ПО СИНТАКСИЧЕСКОЙ РОЛИ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ

09.10.2016 - 17:24

Вариант 1

Его не страшили нехоженые тропы () и не пугала встреча с дикими животными.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запя-тую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сказка нужна не только детям но и взрослым.

2) Куприн просто заставлял Никандрова писать долго терпеливо учил его основам писательского мастерства.

3) С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актёры и художники.

4) В саду росли пахучие белоснежные лилии и яркие алые розы и скромные бархатцы.

3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запя-тые?

Увидев свой отряд (1) измученный (2) и поредевший втрое (3) уныло растянувшийся вдоль дороги (4) он понял, как он (5) сам смертельно уставший (6) бессилен теперь сделать что-либо для этих людей.

1) 1,3,4 — выделяются деепричастный и причастный обороты

2) 1, 3, 4, 5,6— выделяются два причастных и один деепричастный обороты

3) 1,3,4 — выделяются два причастных оборота

4) 1,3,4,5,6 — выделяются три причастных оборота

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко-торых в предложениях должны стоять запятые?

Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была (1) в сущности (2) беспощадной схваткой с глупостью и подлостью. Многие писатели вам ничего не расскажут (3) о сущности (4) творческого процесса, как, очевидно, не сможет рассказать птица, как она поет.

1) 1,2,4 2) 1 3)1,2 4)1,2,3,4

5 Укажите предложение, в котором нет тире. (Знаки препинания расставлены частично.)

1) Все вещи диваны, столы и стулья были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом.

2) Так впервые я убедился в том, что главное для писателя это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи тем самым выразить своё время и свой народ,

3) Почему я не замечал этот родной пейзаж раньше? спрашивал я себя.

4) Я бродил в своих воспоминаниях по лесам, потом по берегам Невы или по голубым от льна холмам суровой псковской земли

6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

По Каме около устья тянулись такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предло-жения.

2) Третья часть сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первых двух частях.

3) Третья часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в предыдущих частях.

4) Третья часть сложного предложения указывает на основе, причину того, о чем говорится в предыдущих частях.

7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Поля (1) вдоль которых мы проезжали (2) когда возвращались домой (3) уже покрылись изумрудной зеленью.

1) 1,2,3 2)2 3)2.3 4) 1,2

8. В какой варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко-торых в предложении должны стоять запятые?

В одном из своих писем Куприн писал о том (I) что (2) когда он вышел из полка (3) самое тяжёлое было то (4) что у него не было никаких знаний — ни научных, ни житейских.

1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,4 4) 1,2,4

9. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нель-зя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Море, которое бушевало всю ночь, утром было уже безмятежным и спокойным.

2) Горничная была сирота, которая, спасаясь от голодной смерти, должна была поступить в услужение.

3) Небо всё было в звёздах, которые излучали ровный тихий свет.

4) Весёлый вечер, который начался без нас, был в самом разгаре.

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю своей страны,

1) летописи помогут вам в этом.

2) читайте мемуары очевидцев исторических событий.

3) в музеях хранится множество уникальных документов.

4) архивы играют огромную роль.

(По В. Ткаченко)

11 класс

Вариант 2

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

В лесу только иволги кричат () да кукушки наперебой отсчиты-вают кому-то непрожитые годы.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом запятая нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом ДА запятая нуж-на.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом ДА запятая не нужна.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Зна-ки препинания не расставлены.)

1) Ночь то распахивалась стремительным белым огнём то сжима-лась в непроглядную тьму.

2) Я незаметно ушёл и долго старался не думать об Анфисе и маль-чике.

3) Многое в нашей жизни можно было наполнить лирическим и ге-роическим звучанием и выразить живописно и точно.

4) Эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драго-ценных камней и вызывают у нас чувство таинственности и необъ-яснимой красоты.

3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запя-тые?
Отдельные камни (1) лежащие в скверах к парках (2) и едва проступающие на газонах (3) украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.

1) 1,3 — выделяется причастный оборот

2) 1,2,3 — выделяются два причастных оборота

3) 4 — выделяется деепричастный оборот

4) 1,3,4 — выделяются причастный и деепричастный обороты

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Снег падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что (1) казалось (2) будто с неба слетают на город легкие белые цветы. Удивительная и (3) как мне показалось (4) душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

1)1,2 2)3,4 3)2,3,4 4) 2,4

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Люди, птицы, травы — всё слушает песню соловья.

2) На выставке была представлена не только живопись, но и графика.

3) Мы увидели заросли земляники и лесной малины, и решили наполнить наши корзинки.

4) Он был хоть и невысок ростом, да жилист.

6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я верю: мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко-торых в предложении должны стоять запятые?

Я не был уверен (1) хватит ли у меня сил добраться до вершины горы (2) и подойдет ли к тому времени отряд (3) и собирался уже повернуть назад.

1) 1,3 2) 1 3) 1,2 4)3

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко-торых в предложении должны стоять запятые?

Человек такое дивное существо (1) что никогда не можно ис-числить вдруг его достоинств (2) и (3) чем более всматриваешься в него (4) тем более объявляется новых особенностей (5) и описа-ние их было бы бесконечно.

1)1,4 2)2,3,4,5 3)1,3,4 4)1,2,4,5

9. 1. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нель-зя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.

2) У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.

3) Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый учёный.

4) Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

1) лицо его выражало полное разочарование.

2) мне показалось странным это молчание.

3) она попросила впредь предупреждать о приезде.

4) ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

11. Спишите текст, вставьте необходимые орфограммы и пунктограммы.

Калеча кр..соту пр..роды мы и себя самих и своих п..томков обкрад..ваем. Если бы всегда все и каждый относились к пр..роде вн..мательно и серьёзно с пон..манием её места и значения в нашей жизни мы бы может многого горя изб..жали.

Сколько как п..думаешь тв..рит..ся на земле зла из-за ч..л..веческой глупости и бе..памятства! Кто к пр..меру п..ручит..ся что всплеск жестокости накипь зла в иной пустой (не) зрячей душ..нке (не) начались с бе..смысле..о разорё..ого птич..его гнезда или безобраз..ого к..стрища в лесу осквернившего его царстве..ую красу?

Всё в этом мире теснейше взаимосвяза..о обижа..ш.. безответную пр..роду а губ..ш.. свою бе..смертную душу...

(По В. Ткаченко)

Ответы

Вариант 1

МБОУ «Константиновская школа» Симферопольского района Республики Крым

Учитель первой категории Кириченко Т.В.

Урок русского языка в 9 классе

Тема. Повторение темы «Синтаксис и пунктуация сложного предложения».

Цель: закрепить и систематизировать знания о сложном предложении, навыки постановки знаков препинания в нем; развивать чувство языка, грамотность; воспитывать внимательность.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, дидактический материал, карточки.

Осознание специфики

сложного предложения –

важнейший шаг к

развитию культуры речи.

К. Шульжук

Ход урока.

    Актуализация опорных знаний учащихся.

    Словарный диктант.

Искусство слова, гениальный русский писатель, литературный труд, душевная красота, жизненные проблемы, необыкновенное мастерство, нравственные ценности, характер человеческих чувств, духовное богатство.

    Практика по методу «Клубок».

Составьте со словосочетаниями из словарного диктанта предложения.

    Мотивация учебной деятельности учащихся.

Метод «Ассоциативная звезда» ССП, СПП, БСП.

Учащимся необходимо определить, какие карточки относятся к ССП, СПП и БСП.

    Объявление темы и цели урока.

    Восприятие учащимися учебного материала.

Слово учителя.

Л.Н. Толстой – великий русский писатель, который прошел долгий и сложный путь творческих исканий и духовного совершенствования. Лев Толстой – прозаик, драматург, историк, психолог человеческой души, видный общественный деятель, учитель. Ребята, давайте вспомним, какие произведения написал Л.Н. Толстой? (ответы девятиклассников).

1. Игра-упражнение «Угадай».

На доске написаны три предложения, в своей структуре имеющие много общего, но чем-то отличающиеся. Перед игрой эти предложения прочитываются, расставляются пропущенные знаки препинания. Затем к доске приглашается один ученик, которому вручается карточка с одним из предложений, записанных на доске. Он характеризует это предложения, не называя входящих в него слов. Ученики должны угадать его по некоторым отличительным признакам.

    В осеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разнообразный запах прелых листьев и оттаявшей земли (Л. Толстой).

    На левом фланге, куда мне приказано явиться, происходила жаркая битва (Л. Толстой).

    Ветер не уменьшался, и пошел снежок (Л. Толстой).

    Выборочная работа.

    Чтение учителем текста.

Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету, и я подсаживал ее мать и потом ее. Я смотрел на эти вещи и, не закрывая глаз, видел ее перед собой то в ту минуту, когда она, выбирая из двух кавалеров, угадывает мое качество, и слышу ее милый голос, когда говорит: «Гордость? да?» - и радостно подает мне руку или когда за ужином пригубливает бокал шампанского и исподлобья смотрит на меня ласкающими глазами. Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве (Л. Толстой).

Задание к тексту.

Докажите что перед вами текст.

Найдите предложение с подчинительной и сочинительной связью.

Сделайте полный синтаксический разбор этого предложения. Постройте схему.

    Метод «бахрома».

На доске записано предложение, необходимо его охарактеризовать с помощью карточек, построить схему.

Всякая охота тем хороша, что имеешь дело с природой.

    Конструирование предложения по его началу.

Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог (Л. Толстой).

Даже те редкие минуты нежности, которые наступали между ними, не успокаивали ее: в нежности его теперь она видела оттенок спокойствия, уверенности, которых не было прежде и которые раздражали ее (Л. Толстой).

Графически выделите части сложных предложений, определите вид связей, постойте схемы.

5. Графический диктант.

1) Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы (Л. Толстой).

2) Все это смешно показалось Оленину: точно эти казаки играли в солдат (Л. Толстой).

3) Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху снег шел сухой и мелкий (Л. Толстой).

6. Переведите предложение с русского языка на украинский. Определите вид сложного предложения.

Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею (Л. Толстой).

Кожн i й людин i , для того щоб д i яти, потр i бно л i чити свою д i яльн i сть важливою та доброю.

    Подведение итогов.

    Домашнее задание .

Повторить теоретический материал, упр. 421.

Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

/Русский язык. Урок-практикум. 10 класс/

Цели:

Образовательные :

    учить применять ранее изученные пунктуационные правила;

    учить анализировать предложенный текст.

Развивающие:

    развивать умение вдумчиво расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами, аргументировать свои ответы;

    развивать память, речевую активность учащихся;

    создавать презентации на заданную тему;

    высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

    прививать интерес к родному языку, развивать желание изучать родное слово;

    на примере текста учить понимать и оценивать человеческие поступки.

Задачи: повторить правила, регламентирующие правописание и постановку знаков препинания; продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку.

Оборудование урока:

Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение.

    Компьютер

    Экран, мультимедийный проектор

    Тестовые задания на распечатанных листах. Работа с текстом.

Ход урока

I. Графический диктант.

Составьте схемы данных предложений.

1. Поступок важен в жизни каждого человека, в общении между людьми.

2. По поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности и ответственности.

3. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни.

II. Обобщение знаний по теме «Сложное предложение».

Фронтальный опрос – беседа.

1. Расскажите об особенностях строения сложного предложения. (Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение нескольких грамматических основ, аналогичных простому предложению.)

2. Какие типы сложных предложений вы знаете? (Части сложного предложения соединены посредством интонации, а также интонации и союзов (союзных слов). На этой основе сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения, в зависимости от типа союзов и внутренних взаимоотношений между частями, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.)

3. Какими признаками обладает сложносочинённое предложение? (Сложносочинённое предложение – сложное предложение, части которого равноправны, независимы друг от друга и соединены при помощи сочинительных союзов.)

4. Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении для разделения частей? (В сложносочинённом предложении для разделения частей применяются запятая, точка с запятой, тире.) Назовите условия постановки этих знаков.

5. Какими признаками обладает сложноподчинённое предложение? (Сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены интонацией и подчинительными союзами (союзными словами), а также одна часть подчинена другой.)

6. Какие типы придаточных вы знаете? (Определительные придаточные, изъяснительные придаточные, определительные придаточные.)

7. Какими знаками препинания может отделяться придаточная часть от главной? (Придаточная часть от главной может быть отделена запятой, при помощи двоеточия, тире.)

8. Какие знаки разделяют части бессоюзного предложения? (Части бессоюзного сложного предложения разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием.)

III. Составление схемы классификации видов сложных предложений.

VI. Выборочный диктант.

Заполните таблицу, указывая номер предложения (знаки препинания не расставлены).

1. Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать но насущной необходимостью . (А. И. Куприн)

2. Язык которым Российская держава великой части света повелевает по его могуществу имеет природное изобилие красоту и сил, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сомнения чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство каковому в других удивляемся. М. В. Ломоносов

4. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

В. Солоухин

5. Уже я с трудом различал отдельные предметы поле неясно белело вокруг за ним с каждым мгновеньем надвигаясь громадными клубами вздымался угрюмый мрак.

И. Тургенев

6. Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы валуны полегшие травы и низкие лохматые тучки.

7. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

8. Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

М. Пришвин

Виды предложений

Сложносочинённые

Сложноподчинённые

Бессоюзные

V. Анализ предложений.

1. Сравнить схемы двух предложений. Привести примеры предложений, соответствующих данным схемам.

2. Дать характеристику предложения (без его предварительной записи). Составить схему.

Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

3. Дать характеристику предложеня, составить его схему. Перестройте его дважды таким образом, чтобы изменилась его характеристика. Дайте общую характеристику получившимся предложениям.

Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте

великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.

(В.Шукшин).

А) Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте

великий русский язык, переданный нам нашими дедами и отцами.

(Простое, осложнённое).

Б) Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте

великий русский язык, который передан нам нашими дедами и отцами.

(Сложноподчинённое с придаточным определительным)

4. Из двух простых предложений (Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно выплывала из-за леса.) составить сложносочинённое. Записать полученное предложение, добавив в первую его часть определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого существительного; во вторую – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Объяснить графически пунктуацию предложения. (Например: Гроза, грохочущая вдали, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно выплывала из-за леса.)

V I . Подведение итогов.

Тест № 1

1.1. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Через низкие ворота города мы вошли в поле (1) и (2) пройдя шагов сто вдоль каменной ограды (3) остановились перед узенькой калиткой .

1) 1, 2, 3;
2) 1;
3) 2, 3;
4) 1, 3.

1.2. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Я поскакал (1) сломя голову (2) и застал отца в живых (3) но уже при последнем издыхании .

1) 1, 2, 3;
2) 1, 3;
3) 2, 3;
4) 3.

1.3. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Мы вместе с Гагиным переправлялись через Рейн (1) и (2) проходя мимо любимого моего ясеня со статуйкой мадонны (3) присели на скамью .

1) 1, 2, 3;
2) 1;
3) 2, 3;
4) 1, 3.

1.4. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Плюшкин (1) севши в кресло (2) и (3) взявши в руки перо (4) долго еще ворочал на все стороны четверку .

1) 1, 2, 3, 4;
2) 1, 3, 4;
3) 1, 4;
4) 2.

ОТВЕТЫ на тест № 1:

1.1 – 3,
1.2 – 4,
1.3 – 3,
1.4 – 3,

Домашнее задание.