Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Грузинские художники. Грузинский петр николаевич художник картины

Грузинские художники. Грузинский петр николаевич художник картины

(Николай Пиросманишвили) - известнейший грузинский художник-самоучка конца XIX - начала ХХ века, работавший в стиле примитивизма. Человек, которого при жизни почти не замечали и на которого обратили внимание лишь за три года до смерти, который создал почти 2000 картин, росписей и вывесок, работая практически за бесплатно и умер в неизвестности, и которого полвека спустя выставляли от Парижа до Нью-Йорка. Его жизнь - печальная и отчасти трагичная история, которую в России знают в основном по песне "Миллион алых роз", хотя не все в курсе, что "грузинский художник" из песни - это именно Пиросмани.

В Грузии много всего связано с этим именем, поэтому полезно иметь представление о жизни этого человека. Для этого я и пишу этот небольшой текст.

Пиросмани смотрит выступление Маргариты. ("Пиросмани", фильм 1969 года)

Ранние годы

Нико Пиросмани родился в селе Мирзаани, около Сигнахи. Его отцом был садовник Аслан Пиросманишвили, а матерью - Текле Токликашвили из соседнего села Земо-Мачхаани. Фамилия Пиросманишвили была в те времена известная и многочисленная, и говорят, что и сейчас их много в Мирзаани. Впоследствии она станет у художника чем-то вроде псевдонима. Его будут звать Пиросман, Пиросмани, Пиросмана, и иногда по имени - Никала. В историю он войдёт как "Пиросмани".

День его рождения не известен. Годом рождения условно считается 1862. У него был старший брат Георгий и две сестры. Отец умер в 1870, брат - еще раньше. Пиросмани прожил в Мирзаани все первые 8 лет своей жизни до смерти отца, после чего был отправлен в Тбилиси. С тех пор он появлялся в Мирзаани только изредка. Почти ничего не сохранилось в селе с тех времен, разве что мирзаанский храм явно стоял в те годы на своем месте.

С 1870 по 1890 год в биографии Пиросмани огромный пробел. Согласно Паустовскому, в эти годы Пиросмани жил в Тбилиси и работал слугой у хорошей семьи. Эта версия многое объясняет - например, общее знакомство с живописью, и тот снобизм, которым Пиросмани отличался в среднем возрасте. Где-то в эти годы он перестал носить крестьянскую одежду и перешел на европейскую.

Мы знаем, что он жил в Тбилиси, изредка посещая своё село, но подробностей не знаем никаких. 20 лет неизвестности. В 1890 году он становится тормозным кондуктором на железной дороге. Сохранилась расписка от 1 апреля 1890 года о получении должностной инструкции. Пиросмани отработал кондуктором около четырех лет, посетив за это время нескоторые города Грузии и Азербайджана. Хорошего кондуктора из него так и не вышло, и 30 декабря 1893 года Пиросмани был уволен с выходным пособием в 45 рублей. Считается, что именно эти годы навели его на мысль о создании картины "Поезд", которую иногда называют "Кахетинский поезд".


У Константина Паустовского приводится еще одна версия тех событий: Пиросмани, по его словам, нарисовал первую свою картину - портрет начальник железной дороги и его жены. Портрет был несколько странен, начальник разозлился и выгнал Пиросмани со службы. Но это, видимо, миф.

Есть одно странное совпадение. Пока Пиросмани служил на железной дороге, туда же в 1891 году пришел работать российский бродяга Пешков. С 1891 по 1892 он проработал в Тбилиси в железнодорожных ремонтных мастерских. Здесь Эгнате Ниношвили сказал ему: «Напиши то, что ты так хорошо рассказываешь». Пешков стал писать и появился рассказ «Макар Чудра», а Пешков стал Максимом Горьким. Ни один режиссер еще не додумался снять сцену, где бы Горький закручивал гайки на паровозе в присутствии Пиросмани.

Где-то в те же годы - вероятно в 1880-е, Пиросмани накопил денег и построил в Мирзаани небольшой дом, который сохранился до наших дней.

Дом Пиросмани в Мирзаани

Первые картины

После железной дороги Пиросмани несколько лет торговал молоком. Своего магазина у него сначала не было, а был просто стол. Неизвестно точно где он торговал - или на Верейском спуске (где сейчас отель "Редиссон") или на Майдане . А может быть, менял места. Этот момент важен для его биографии - именно тогда он начал писать картины. Первыми такими были, видимо, рисунки на стене его лавки. Остались воспоминания его компаньона Димитра Алугишвили и его жены. Одним из первых портретов был именно портрет Алугишвили ("Был я чёрным и выглядел страшно. Дети пугались, пришлось сжечь"). Жена Алугишвили потом вспоминала, что он часто рисовал обнаженных женщин. Интересно, что эта тема потом прошла у Пиросмани полностью и в его поздних картинах эротика совершенно отсутствует.

Торговля молоком у Пиромани не заладилась. Видимо, уже в это время проявлялся его снобизм и асоциальность. Он не уважал свою работу, он плохо сходился с людьми, избегал коллективов и уже в те годы вёл себя так странно, что его даже побаивались. Однажды на приглашение на обед он ответил: "Почему ты меня приглашаешь, если в сердце не вынашиваешь какую-то хитрость?"

Постепенно Пиросмани забросил работу и перешел на бродяжнический образ жизни.

Расцвет

Лучшие годы Пиросмани - это десятилетие примерно с 1895 по 1905 годы. Он бросил работу и перешел на образ жизни свободного художника. Художники часто живут за счет меценатов - в Тбилиси таковыми были духанщики. Они подкармливали музыкантов, певцов и художников. Именно для них Пиросмани начал рисовать картины. Рисовал он быстро и продавал их дешево. Лучшие работы уходили за 30 рублей, а те, что попроще - за рюмку водки.

Одним из его главных заказчиков был Бего Яксиев, который держал духан где-то около современного памятника Бараташвили. В этом духане Пиросманишвили прожил несколько лет и впоследствии написал картину "Кампания Бего". Есть версия, что человек в шляпе и с рыбой в руках - сам Пиросмани.

"Компания Бего", 1907 год.

Много времени Пиросмани провел у Титичева в духане "Эльдорадо" в Ортачальских садах. Это был даже не духан, а большой парк развлечений. Здесь Пиросмани создал свои лучшие картины - "Жирафа", "Красавиц Ортачала", "Дворника" и "Черного льва". Последний был написан для сына духанщика. Основная часть картин того периода потом вошла в коллекцию Зданевича, а сейчас находится в голубой галерее на Руставели.

Одно время жил он в духане "Рача" - только неизвестно, в той ли "Раче", что сейчас находится на улице Лермонтова.

Заработанного хватало на еду и краски. Жилье предоставлял духанщик. Хватало на то, чтобы изредка съездить в родное село Мирзаани или в другие города. Много лет спустя несколько его картин были найдены в Гори и ещё несколько - в Зестафони . Бывал ли ли Пиросмани в Сигнахи? Спорный вопрос. Картин его там вроде бы не найдено, хотя это крупнейший населенный пункт рядом с его селом.

Но больше не хватало ни на что.

Он нигде не жил долго, хотя ему и предлагали неплохие условия. Он переходил с места на место, в основном в районе тбилисского вокзала - в кварталах Дидубе, Чугурети и Кукия. Некоторое время он проживёт на Молоканской улице около вокзала (сейчас - улица Пиросмани).

Писал Пиросмани в основном красками хорошего качества - европейскими или российскими. В качестве основы использовал стены, доски, жестяный листы, а чаще всего - черные трактирные клеенки. Поэтому черный фон на картинах Пиросмани - это не краска, а собственный цвет клеенки. Наприер, знаменитый "Черный Лев" написан одной белой краской по черной клеенке. Странный выбор материала привел к тому, что картины Пиросмани хорошо сохранились - лучше, чем картины тех художников, что писали на холстах.

История с Маргаритой

В судьбе Пиросмани был переломный момент, и произошёл он в 1905 году. Этот момент - красивая и грустная история, известная как "миллон алых роз". В том году в Тбилиси приехала с гастролями французская актриса Маргарита де Севр. Она пела в развлекательных заведениях в Верейских садах, хотя есть альтернатиные верисии: Ортачальские сады и парк Муштаид . У Паустовского детально и художественно описано, как Пиросмани влюбился в актрису - факт широко известный и, видимо, исторический. Сама актриса так же исторический персонаж, сохранились афиши ее выступлений и даже фотография неизвестного года.


Кроме этого остался портрет работы Пиросмани и фотография 1969 года. И вот согласно классической версии событий, Пиросмани непонятно как покупает миллион алых роз, и одним раним утром дарит Маргарите. В 2010 году журналисты подсчитали, что миллион роз - это стоимость 12-ти однокомнатных квартир в Москве. В подробной версии Паустовского упоминаются не розы, а вообще всякие разные цветы.

Широкий жест мало чем помог художнику: актриса уехала из Тбилиси с кем-то другим. Считается, что именно после отъезда актрисы Пиросмани нарисовал ее портрет. Некоторые элементы этого портрета наводят на мысль, что это отчасти карикатура и написан он в виде мести, хотя не все искусствоведы с этим согласны.


Так появилась одна из самых известных работ Пиросмани. Сама история стала известна благодаря Паустовскому, а уже позже на это сюжет написали песню "Миллион алых роз" (на мотив латышской песни "Подарила Ма́риня девочке жизнь"), которую в 1983 году впервые спела Пугачева, и песня сразу завоевала бешеную популярность. О происхождении сюжета тогда мало кто знал.

История с Маргаритой в последние годы стала своего рода культурным брендом и отдельной новеллой вошла в фильм "Любовь с акцентом " 2011 года производства.

Деградация

Есть мнение, что история с Маргаритой поломала жизнь Пиросмани. Он переходит на совершенно бродяжнический образ жизни, ночует по подвалам и будкам, рисует за рюмку водку или кусок хлеба. Очень часто в тот период (1905 - 1910) он живет у Бего Яксиева, но иногда пропадает неизвестно где. Его уже знали в Тбилиси, его картинами были завешаны все духаны, но сам художник превратился фактически в нищего.

Признание

В 1912 году в Грузию по приглашению братьев Зданевичей приехал французкий художник Мишель Ле-Дантю. Летним вечером «когда угасал закат и силуэты синих и фиолетовых гор на желтом небе теряли свой цвет» они втроем оказались на вокзальной площади и зашли в трактир «Варяг». Внутри они обнаружили множество картин Пиросмании, которые их удивили: Зданевич вспоминал, что Ле-Дантю сравнил Пиросмани с итальянским художником Джотто. В ту пору в ходу был миф о Джотто, согласно которому он был пастухом, пас овец, и углем в пещере рисовал картины, которые позже заметили и оценили. Это сравнение укоренилось в культурологии.

(Сцена с посещнием «Варяга» вошла в фильм "Пиросмани", где находится почти в самом начале)

Ле-Дантю приобрел несколько картин художника и увез их во Францию, где их след затерялся. Кирилл же Зданевич (1892 - 1969) стал исследователем творчества Пиросмани и первым коллекционером. Впоследствии его коллекция была передана тбилисскому музею, перешла в Музей Искусств и вроде бы именно она выставлена сейчас (временно) в Голубой Галерее на Руставели. Зданевич же заказал Пиросмани свой портрет, который так же сохранился:


Воследствии Зданевич выпустит книгу "Нико Пиросманишвили". Его брат Илья 10 февраля 1913 года опубликовал статью "Художник-самородок" в газете "Закавказская речь", где был приведен список работ Пиросмани и указано, какая в каком духане находится. Там же было указано, что Пиросмани живет по адресу: Погреб Карданах, Молоканская улица дом 23. После этой статьи появилось еще несколько.

Зданевичи же устроили в мае 1916 года первую небольшую выставку работ Пиросмани у себя на квартире. Пиросмани был замечен "Обществом грузинских художников", которое основал Дмитрий Шеварднадзе - тот самый, которого в 1937 году расстреляют за несогласие с Берией относительно храма Метехи. Тогда же, в мае 1916, Пиросмани был приглашен на заседение общества, где молча просидел все время, глядя в одну точку, а в конце сказал:

Так вот, братья, знаете что, мы обязательно должны построить большой деревянный дом в сердце города, чтобы всем было близко, построим большой дом, чтобы собираться месте, купим большой самовар, будем пить чай и говорить об искусстве. Но вы этого не хотите, вы совсем о другом говорите.

Эта фраза характеризует не только самого Пиросмани, но и культуру чаепитий, которая впоследствии вымерла в Грузии.

После того заседания Шеварднадзе сообразил сводить Пиросмани к фотографу и так появилась фотография художника, которая долгое время считалась единственной.


Признание ничего не поменяло в жизни Пиросмани. Его эскапизм прогрессировал - он не хотел ничьей помощи. "Обществом грузинских художников" сумело собрать 200 рублей и передать их ему через Ладо Гудиашвили. Потом собрали еще 300, но найти Пиросмани уже не могли.

В те последие годы - 1916, 1917 - Пиросмани жил в основном на Молоканской улице (сейч. улица Пиросмани). Его комната сохранилась и сейчас это часть музей. Это та самая комната, где Гудиашвили передавал ему 200 рублей.

Смерть

Пиросмани умер 1918 году, когда ему было чуть меньше 60-ти лет. Обстоятельства этого события несколько туманны. Есть версия, что его нашли умершим от голода в подвале дома №29 по Молоканской улице. Однако, Тициан Табидзе сумел расспросить сапожника Арчила Майсурадзе, который был свидетелем последних дней Пиросмани. По его словам, Пиросмани в последние дни рисовал картины в духане Абашидзе около вокзала. Однажды, зайдя к нему в подвал (дома 29), Майсурадзе увидел, что Пиросмани лежит на полу и стонет. "Мне полохо. Три дня лежу здесь и не могу встать..." Майсурадзе вызвал фаэтон, и художника отвезли в больницу Арамянца.

Дальнейшее неизвестно. Пиросмани исчез, и место его захорнения неизвестно. В Пантеоне на Мтацминде можно увидеть доску с датой смерти, но она лежит сама по себе, без могилы. От Пиросмани не осталось никаких вещей - не осталось даже красок. По слухам, он умер в ночь на вербное воскресение 1918 года - это единственная существующая датировка.

Последствия

Он умер в тот момент, когда его слава только рождалась. Через год, в 1919 году, Галактион Табидзе упомянет его в одном стихе, как кого-то известного.

Пиросмани умер, а его картины все еще были разбросаны по духанам Тбилиси и братья Зданевичи продолжали их собирать, несмотря на свое сложное материальное положение. Если верить Паустовскому, то еще в 1922 году он жил в гостинице, стены которой были завешаны "клеенками" Пиросмани. О своей первой встрече с этими картинами Паустовский писал так:

Проснулся я, должно быть, очень рано. Резкое и сухое солнце косо лежало на противоположной стене. Я взглянул на эту стену и вскочил. Сердце у меня начало биться тяжело и быстро. Со стены смотрел мне прямо в глаза - тревожно, вопросительно и явно страдая, но не в силах рассказать об этом страдании - какой-то странный зверь - напряженный, как струна. Это был жираф. Простой жираф, которого Пиросман, очевидно, видел в старом тифлисском зверинце. Я отвернулся. Но я чувствовал, я знал, что жираф пристально смотрит на меня и знает все, что творится у меня на душе. Во всем доме было мертвенно тихо. Все еще спали. Я отвел глаза от жирафа, и мне тотчас же показалось, что он вышел из простой деревянной рамы, стоит рядом и ждет, чтобы я сказал что-то очень простое и важное, что должно расколдовать его, оживить и освободить от многолетней прикрепленности к этой сухой, пыльной клеенке.

(Абзац весьма странный - знаменитый "Жираф" был создан и хранился в увеселительном саде "Эльдорадо" в Ортачала, где Паустовский едва ли мог ночевать.)

В 1960 году открылся музей Пиросмани в селе Мирзаани и одновременно его филиал в Тбилиси - музей Пиросмани на Молоканской улице, в доме, где он умер.

Годом его славы стал 1969. В этом году выставку Пиросмани открыли в Лувре - и открыл ее лично министр культуры Франции. Пишут, что на ту выставку пришла та самая Маргарита, и ее даже успели сфотографировать для истории.

В том же году киностудия "Грузия-Фильм" сняла киноленту "Нико Пиросмани". Фильм вышел неплохой, хотя несколько медитативный. И актер не очень похож на Пиросмани, особенно в молодости.

После этого было еще множество выстаков во всех странах мира вплоть до Японии. Многочисленые афиши этих выставок сейчас можно видеть в музее Пиросмани в Мирзаани.

В конце XIX века Европа переживала научно-техническую революцию и одновременно развивалось отторжение технического прогресса. Ожил древний, античных времен, миф о том, что в прошлом люди жили в естественной простоте и были счастливы. Европа познакомилась с культурой Азии и Африки и внезапно решила, что это вот примитивное творчество и есть идеальная естественная простота. В 1892 году французский художник Гоген оставляет Париж и сбегает от цивилизации на Таити, чтобы жить на природе, среди простоты и свободной любви. В 1893 Франция обращает внимание на художника Анри Руссо, который так же призывал учиться только у природы.

Тут все понятно - Париж был центром цивилизации и усталось от нее начиналась именно в нём. Но в те же годы - около 1894 - начинает рисовать Пиросмани. Трудно предположить, что он устал от цивилизации, или что он внимательно следил за культурной жизнью Парижа. Пиросмани в принципе не был врагом цивилизации (а его заказчики-духанщики - тем более). Он вполне мог уйти в горы и жить сельским хозяйством - как поэт Важа Пшавела - но он принципиально не желал быть крестьянином и всем своим поведением давал понять, что он - городской человек. Он не учился рисовать, но при этом хотел рисовать - и рисовал. В его живописи не было идеологического мессаджа, как у Гогена и Руссо. Получается, что он не копировал Гогена, а просто рисовал - а получалось, как у Гогена. Его жанр не заимствован от кого-то, а создался сам собой, естественно. Таким образом он стал не последователем примитивизма, а его основателем, а рождение нового жанра в таком глухом углу, как Грузия - это странно и почти невероятно.

Помимо своей воли Пиросмани как бы доказал правильность логики примитивистов - они считали, что истинное искусство рождается вне цивилизации, и вот оно и родилось в Закавказье. Может быть именно поэтому Пиросмани стал так популярен у художников ХХ века.

Нико Пиросмани - художник, жизнь которого практически нигде не задокументирована, будто и не было вовсе такого человека. Но он был. Был и творил свои незамысловатые и пронзительные картины так же просто, как жил.

Детство и юность

Пока точно не удалось установить, в каком году родился грузинский художник Пиросмани. Искусствоведы предполагают, что это произошло в 1862-м. Нико Пироманошвили жил в бедной крестьянской семье в селе Мирзаани. Он был самым младшим ребенком и помогал отцу по хозяйству. Однако работа на земле не захватывала его. Каждую свободную минуту он посвящал рисованию. Воссоздавал на старой оберточной бумаге с помощью огрызка карандаша все, что его окружало: гроздья винограда, треснувший кувшин, куцего пса…

В восьмилетнем возрасте мальчик теряет отца, а вскоре и мать со старшим братом. С тех пор он зарабатывал себе на жизнь сам. Ходит по окрестным селам и перебивается мелкими подработками. Естественно, что в такой сложной жизненной ситуации ни о каком образовании, а уж тем более художественном, и речи быть не могло. Однако Нико все же обучился читать на русском и грузинском языках.

Путь к искусству

Еще с юности будущий художник Нико Пиросмани брал уроки живописи у странствующих мастеров. У них он перенял умение разрисовывать вывески для магазинов и трактиров. В восьмидесятых годах Нико предпринял попытку открыть мастерскую художественной росписи вместе со своим другом, тоже художником. Однако эта идея с треском провалилась: заказов практически не было и мастерскую пришлось закрыть.

Скопив небольшой капитал, работая кондуктором на железной дороге, Пиросмани вкладывает деньги в молочную торговлю. Однако Нико был человеком творческим, торговля была ему чужда. Но он получал небольшой доход от молочной лавки, на том и закончились его предпринимательские попытки.

Начало XX века стало целой эпохой в творчестве Пиросмани. Художник полностью посвящает себя искусству. Он вновь возвращается к изготовлению вывесок, а также увлекается созданием декоративных панно. Именно в этот период Нико много рисует на клеенке с помощью самостоятельно изготовленных красок. Особенно удачно ему удавалась черная. Пиросмани добавлял в золу печную копоть, настой коры дуба и пару капель масла. Клеенки были белого или черного цвета. И там, где нужно было отобразить эти оттенки, он просто оставлял незакрашенные участки. Так художник выработал один из своих уникальных приемов. Особенно впечатляюще он смотрится на портретах, придавая картине необычайную глубину и пронзительность.

Первые успехи

В десятых годах XX века на Нико обращают внимание в профессиональных кругах. Художник-футурист Кирилл Зданевич приобретает большое количество картин Пиросмани, некоторые из них были написаны на заказ. Брат Кирилла, Илья, опубликовал о Нико статью «Художник-самородок» в местной газете. И уже в марте 1913 года картины самоучки были выставлены на выставке в Москве. Конечно, это была не персональная выставка, но тем не менее личный грандиозный успех для бедного крестьянина из грузинского села.

В 1916 году наконец удалось устроить выставку, где были представлены исключительно работы Пиросмани. Самородок получил определенную известность. Он был приглашен в Общество грузинских художников, его произведения стали покупать для частных коллекций. Однако, несмотря на это, художник Пиросмани, имя которого стало ассоциироваться с аутентичным творчеством, умер в нищете и бедности.

След в искусстве

Примитивизм - стиль живописи, характерный для художника Пиросмани, - это художественное воплощение детских рисунков. Наивные по своему исполнению и честные по эмоциональной составляющей, эти картины не несут в себе ничего напыщенного, лишнего, наносного. Лишь простота восприятия жизни, какой бы она ни была. Рисовал Нико быстро. Мог создать картину всего за несколько дней. Он не любил что-либо исправлять или дорабатывать в произведении - как вышло, так и вышло.

Основные мотивы в творчестве Нико Пиросмани анималистические. Животных художник изображал со взглядом человеческих глаз, трогательных, на которые, кажется, вот-вот навернутся слезы. Друзья Нико утверждали, что, изображая животных, Пиросмани на самом деле больше рисует самого себя, нежели жирафа или барашка. Из-за того что они были исполнены в самобытной технике, животные выглядели особенно беззащитными и одинокими.

Также одной из излюбленных тем было изображение пиров и застолий. Богатые столы ломятся от яств, вино льется рекой, люди веселятся, забывая о тяготах жизни. Все это имело огромный контраст с реалиями жизни художника - бедной, голодной, одинокой. Рисовал Пиросмани и портреты, но зачастую не с натуры, а просто перерисовывал изображение с фотографии.

Сохранилось не так уж и много работ руки художника-самоучки. В основном мы можем оценить творчество Пиросмани по его вывескам для магазинов и таверен.

Самые известные картины

Нико Пиросмани - художник, картины которого поражают своей пронзительностью. «Актриса Маргарита» - это произведение, которое однажды было выставлено в Лувре. Говорят, что на выставку приходила даже сама француженка, изображенная на полотне, и долго смотрела на картину, не отрывая глаз. Художник подчеркнул изящность ножки актрисы, тонкую талию девушки. С большой любовью он изобразил Маргариту, ради которой однажды пошел на отчаянный шаг.

Произведение «Бездетный миллионер и бедная с детьми» как будто показывает, в чем истинное богатство. Сухие пеньки деревьев на заднем плане подчеркивают бессмысленность жизни, которую невозможно увековечить в потомках.

В картине «Сбор винограда» можно видеть художественное развитие Пиросмани. Он применил прием изображения перспективы - виноградники, уходящие вдаль, подчеркивающие плодородную, богатую грузинскую землю. Художник также нарисовал пробивающийся свет сквозь листья - попытка поиграть светом и тенью.

Каким он был?

Художник Пиросмани, имя которого теперь известно на весь мир, был загадкой для современников и остался неразгаданной тайной и для нас. В конце 1910 годов поклонники творчества художника начали ходить по деревне и собирать о нем информацию, чтобы составить если не биографию, то хотя бы приблизительный портрет Нико. Из отзывов крестьян мы знаем, что Пиросмани обладал взрывным характером и неуравновешенным нравом. Прямолинейный, эмоциональный, отчаянный. Соседи говорили, что у художника семь пятниц на неделе, будто он не от мира сего. Такие пересуды подкрепляли рассказы самого Нико о том, что он видит святых и кисть его «сама пишет».

Запутанный след

Известно, что художник вел переписку со своей сестрой, но письма эти не сохранились. Их сожгла сама девушка, видимо, напуганная тем, что в близлежащих селах незнакомые люди все больше стали расспрашивать о брате.

Говорят, что у Нико была тетрадь, с которой он никогда не расставался и постоянно делал в ней записи. Но еще при жизни художника эти заметки где-то затерялись. И только незадолго до смерти Пиросмани встретил образованных людей, которые понимали ценность жизни Нико и зафиксировали события встречи с ним и личные впечатления.

  • В 1969 году в Лувре состоялась персональная выставка Нико Пиросмани.
  • История несчастливой любви бедного художника из песни «Миллион алых роз» была взята из жизни Нико Пиросмани. Художник потратил все свои сбережения, чтобы одарить приехавшую в Тифлис французскую актрису Маргариту де Севр.
  • Картина «Арсенальская гора ночью» была продана за 1,2 млн долларов на аукционе Christie’s. Работа была представлена в разделе «Русское искусство», что вызвало недовольство грузинского сообщества.
  • Художник Пиросмани, биография которого наполнена трагическими моментами, вдохновил на творчество многих творцов. О нем снято три фильма (один из них короткометражный). Нико посвящали стихи Булат Окуджава, Андрей Вознесенский,

Художники могут не просто запечатлеть жизнь, но и дать возможность человечеству радоваться миру и любить его. В этот день предлагает читателям узнать, кто и как из современных художников Грузии останавливает прекрасные мгновенья.

Итак, знакомьтесь: топ-10 самых популярных и интересных грузинских художников современности.

Зураб Церетели

© photo: Sputnik / Кирилл Каллиников

Выставка живописи З.Церетели "Я садовником родился"

Несмотря на то, что Церетели знаменит, прежде всего как скульптор, по собственному признанию, в душе он художник, да еще какой. Его картины - это настоящие оды цвету, красоте человека и природы. Церетели любит рисовать подсолнухи, нереальные портреты реальных людей, а также неуловимые сюжеты жизни - неожиданные, милые и всегда важные. А вечным вдохновением его творчества, разумеется, остается Грузия и ее неповторимая, богатая и красочная культура.

Нино Чакветадзе

© photo: Sputnik /

Самый добрый и теплый художник современной Грузии. Ее картины не просто воплощение счастливого детства, первых сладких и горьких детских переживаний, красивых воспоминаний и мечты, полотна Чакветадзе - это настоящее антистресс-творчество. Не зря художница сотрудничала с психологами и художественно оформляла метафорические карты для работы с пациентами. В прямом и переносном смысле своими исцеляющими душу полотнами Нино Чакветадзе прославилась далеко за пределами своей родины.

Леван Мосиашвили

Грузинский живописец-самоучка из семьи художника, пишущий картины в самых разнообразных стилях. Жизнь на две страны - Грузию и Францию - вносит в его полотна яркие контрасты европейско-кавказского очарования. Но сердцем его творчества все же является Грузия, детство в Кахетии, любовь и природа. Работы Мосиашвили всегда полны солнца, а яркая гамма цветов на его простых, как все гениальное, шедеврах заставляет почувствовать, что жизнь прекрасна. Картины Мосиашвили получили признание не только на родине, но и по всему миру — от Южной Африки до Европы. Кроме того, Мосиашвили активно поддерживает подрастающее поколение художников Грузии.

Ладо Тевдорадзе

Один из самых честных, немного наивных, но самых правдивых художников Грузии, изображающих жизнь такой, какая она есть. Его картины покоряют зрителей буквально с первого взгляда: они полны домашнего уюта, примитивного обаяния, улыбки и иронии, ностальгии по теплым моментам жизни и быта - не как рутины, а как глотка воздуха. Душевные полотна Ладо Тевдорадзе дышат не раем, а жизнью, и не приукрашенной, а настоящей. И в ней нет ни грамма тяжести, только легкость бытия. В этом грузинский художник уникален.

Гия Бугадзе

Один из авторитетных живописцев Грузии. Бугадзе - художник-монументалист, специализировался на росписях и фресках. Его монументальные работы известны и за рубежом: он расписал церковь Мартина Лютера в Берлине (Германия), "Зал Свободы слова" в университете Луизианы (США) и грузинскую православную церковь в Париже. Кроме того, Бугадзе работает художником-постановщиком для театра и кино. Кроме родной Грузии Бугадзе персонально выставлялся в Ватикане, Италии, Испании, Швейцарии, Эстонии, Франции, Германии, России, Украине и Армении.

Олег Тимченко

Алена Савельева

Интересный и оригинальный художник из Тбилиси. Живописец очень правдиво передает дух современной грузинской столицы. Профессор Академии художеств в своих картинах безумно романтичен, а с его полотен можно услышать музыку - до того реальность бьет через край. И у каждого она своя. А еще Тимченко невероятно многогранен: рисует сказочные и восточные мотивы, урбанистические пейзажи, постеры в стиле поп-арта. Одним словом, живопись Тимченко - пронзительно красивая и модная.

Леван Сонгулашвили

© Levan Songulashvili Art

Картина Левана Сонгулашвили "Медуза"

Молодой грузинский художник, чьи работы сейчас более популярны в США, чем на родине. В настоящее время 25-летний живописец проходит магистрантский курс обучения в Нью-Йоркской академии искусства. Творчество грузинского художника высоко оценено представителями знаменитых аукционных домов, а также культурными критиками со всего мира. Сонгулашвили очень любит черно-белые оттенки. Его стиль отличает утонченность, магия, глубина эмоций наряду с кажущимся минимализмом, а также явно выраженный мистицизм. Излюбленный жанр - ню.

Тенгиз Марр

Один из самых загадочных, тонких и лаконичных живописцев грузинской столицы. Потомок известного историка, востоковеда и ученого Николая Марра, Тенгих Марр рисует очень своеобразные натюрморты гуашью. Виноград, гранат, персики на его картинах не просто фрукты - а произведения какого-то неуловимого, но явного магнетизма. Геометрические формы у художника принимают абсолютно потрясающие, изящные и элегантные мотивы. Архитектор по образованию, Марр рисует с детства и за это время пережил в своем творчестве много метаморфоз, каждая из которых прекрасна по-своему.

Туту Киладзе

Примитивистка с душой "маленького принца". Герои ее картин - это маленькие люди большого мира. А на картины художницы нужно смотреть по принципу "большое видится на расстоянии". Корабли, деревья, люди, города, дома и светящиеся огоньки в их квартирах - на полотнах Туту из маленьких точек превращаются в эпицентр мира, где жизненно важен каждый момент, от которого трудно оторвать взгляд.

Кока Цхведиани

Его стильные полотна выигрышно украсят стены любой комнаты, офиса, магазина, отеля или галереи. Сюжеты работ Цхведиани настолько сюрреалистичны, хрупки и содержательны, что, кажется, художник не просто космополит, а гуру это безумного, безумного, безумного, безумного мира и его человечества. Краски, жизни, параллельные миры, боль, безудержная энергия и любовь планетарного масштаба насквозь просверлили творчество Коки Цхведиани и живет в каждом миллиметре его трогательных картин.

Уникальны и многогранны работы современных грузинских художников. Их картины наполняют жизнь красками, прививают любовь к родине и дарят эстетическое наслаждение.

Личность художника Церетели многогранна. Знаменитый скульптор, педагог, профессор, чье сердце навсегда покорила живопись. В изобразительном искусстве он видел истинный смысл бытия.

Зураб, как и все современные художники Грузии, передавал в красках все, что его окружало. Быт простых людей, женская красота, благоухание цветов, поля подсолнечников, пальмы на морском берегу, автомобили – все отразилось в творчестве. Живопись автора самобытна и выходит за рамки грузинской школы. Полотна передают особое отношение к жизни, необузданный темперамент, стремление вперед к покорению вершин и частую смену настроения. Умиротворенное любование природой, отрешенность от людской суеты, заставляет задуматься о чем-то глубоком и сокровенном. Многообразие красок наполняет полотна восхищением перед единством человека и природы, и искренней любовью к родной Грузии. Картины художника отличаются фактурой и преобладанием земляных оттенков.

Часто в основе изображения – сцены народных праздников или цирковых представлений с клоунами акробатами. Современный Художник Грузии устремлял взор не на самих героев, а на мелкие детали, будь то элементы костюма или предметы быта. Творчеству присущи эксперименты с жанрами. Но приоритетными остаются портреты маслом и поэтические картины с задумчивым сюжетом, выражающим отношение к жизни.

Трогательные картины грузинской художницы Нино Чакветадзе излучают теплый свет далекого детства. Главные герои – беспомощные добродушные дети и старики. Их хочется согреть, защитить, окружить лаской и заботой. Многие из картин олицетворяют биографию автора. «Автопортрет на дереве» любимая работа художника. Впереди зима, с дерева слетают последние листья, грустно прощаясь с летом. Девочка на ветке сама Нино в детстве. Работы Чакветадзе легко узнать по присущей им ностальгии по беззаботной поре, расставаться с которой так не хочется.

В картине «Неизбывная нежность» Добрые выражения на старческих лицах, словно признак уходящего времени. Грустным взглядом люди, познавшие жизнь наблюдают за безмятежно дремлющим младенцем. У него все только начинается. Художник наполняет картину умиротворением и печальными нотками теплоты и заботы.

Болотные, лиловые, серые тона и недостаток солнечного света – характерная черта всех полотен Нино. Туман, дождь, снег, одинокие люди или животные придают работам особые романтические нотки.

Работы художницы обладают необъяснимым целебным психотерапевтическим эффектом. Они хорошо лечат, снимают усталость. К ее творчеству обращаются психологи при оформлении материалов для работы с пациентами. Живопись Нино востребована не только в Грузии, но и за ее пределами.

Первым учителем Левана был отец – известный художник — Тамаз Мосиашвили. Он привил сыну навыки работы в разных стилях. Полотнам присущи яркие краски, простые сюжеты. В основе работ – народный быт Грузии. Природа родной страны дала хороший урок художнику для его образования живописи.

Интересы Левана расширилась, после переезда во Францию и стали соответствовать европейским тенденциям. Ощущение вольной жизни передалось и его кисти. Художник увлекся абстрактным направлением. В творчестве органично соединились закавказские народные и мировые художественные элементы. Работы приобрели известность не только в родной georgia, но и хранятся во многих странах мира. Сегодня Леван Мосиашвили является членом Союза художников Грузии и Франции и активно помогает молодым талантам.

Известный художник Грузии, правдоруб, творивший в жанре примитивизма. Его картины – отражение национальной реальности с помощью хорошего теплого юмора. В полотнах изображен уют домашнего очага Грузинов через призму легкой иронии и примитивного обаяния.

Картины грузинских художников наполнены любовью к жизни, в настоящем ее проявлении. Ладо — не исключение. Он часто вспоминал, что во время творческого процесса он словно находится в параллельном измерении: «Потому что земля это не рай, много плохого. Когда рисуем, мы в хорошем мире, легче жить на этом свете». Он не любил писать под заказ. Но на картинах часто изображал себя и круг знакомых. В картине «Древо желаний» – присутствие автора легко определить по картине в руках героя. На полотне «Деревенский клуб» все люди – знакомые грузины.

Главное в творчестве художника – работать ежедневно, не разрешая душе лениться. Он воодушевлялся иллюстрациями импрессионистов. Свой же стиль живописец называл «академическим примитивизмом».

Основные сюжеты картин — сцены праздников или застолий Грузии, представляющих яркую противоположность полуголодной жизни самого Нико. Искусство у Pirosmani находилось на первом месте. Случались и голодные дни, когда он творил за кусок хлеба. Материальная сторона не имела значения. Так и появились натюрморты художника – «Пиры», рисованные на вывесках.

Другие мотивы в картинах — анималистические. Животные всегда изображены с взглядом, как у человека, одинокие подобно самому автору. Рисовал он и портреты, «карточки» на картоне, часто срисовывая изображение с картинки.

«Актриса Маргарита» – картина, украшавшая стены Лувра. С француженкой на полотне, у художника связана дивная история. Однажды в Тифлисе Пиросмани увидел женщину невероятной красоты певицу и танцовщицу Маргариту де Севр. Лавочник Николай, желая удивить прекрасную даму, продал свой скромный бизнес и на вырученные деньги купил розы. Цветы он в буквальном смысле бросил к ногам француженки. Чем закончилась красивая история художника с миллионом алых роз, можно только гадать. Исследователи творчества Нико опровергают этот случай, уверяя, что историю придумал Паустовский, уже после кончины Пиросмани.

Произведение «Бездетный миллионер и бедная с детьми» показывает настоящий смысл бытия. Высохшие сухие стволы позади указывают пустоту бытия. Настоящее богатство для автора заключается в продлении рода.

В картине «Сбор винограда» Niko подчеркивает плодородную землю родной страны путем уменьшения изображенных виноградников. Для произведения характерна игра светом, льющимся сквозь виноградную лозу.

Работ художника — самоучки практически не сохранилось. Но его картины и натюрморты, известные нам, обезоруживают своей пронзительностью. Пиросма, имя которого известно всему миру, — загадка для современников его века и неразгаданная тайна для нас.

Грузинская живопись – великое художественное наследие для всего мирового сообщества. Полотна современных художников пестрят разнообразием образов и направлений. Все произведения объединяет любовь к особенностям родной страны, её природе и уважение к простому народу.

Грузия Художники Грузии (Грузинские художники)

Грузия Республика Грузия - государство в центральной и западной части Закавказья на юго-восточном побережье Чёрного моря.
Грузия Республика Грузия Черноморское побережье Грузии имеет протяженность 308 км и лишено каких-либо значительных заливов, островов или полуостровов. На севере Грузии расположен Большой Кавказский хребет. На южном склоне Большого Кавказского хребта расположены Гагрский, Бзыбский, Кодорский, Сванетский, Харульский, Ламисский, Гудисский, Картлийский и Кахетский хребты; на северном склоне - Хохский, Шавана, Кидеганский, Хевсуретский и Пирикитский хребты.

Грузия Республика Грузия Сегодня в Грузии проживает более 4 миллионов человек.

Первые следы пребывания первобытного человека на территории Грузии относятся к среднему палеолиту. В раннем энеолите на востоке Грузии возник крупный очаг земледелия. Древнейшие памятники бронзового века в районе Ахалцихи появились ок. 5000 лет назад. В середине бронзового века в районе Триалети существовал крупнейший культурный центр. В конце бронзового века (ок. 3000 лет назад) распространились курганные культуры, с которыми связана миграция с юга протогрузинских племен (диаухи, табали, мусхи и колхи). Они умели плавить железо и обрабатывать металл, а их подвиги получили отражение в греческих мифах о Золотом руне и Прометее. По рассказам греков, эти символы богатства и знаний находились на Кавказе. Ассирийцы, вторгшиеся на Кавказ и оттеснившие древнегрузинские племена на север, царствовали в 8-7 вв. до н.э. Геродот отметил, что ассирийский царь Саргон II переселился в Колхиду с частью израильского населения, которое он вывез из Палестины в 722 до н.э. Западно-грузинское Колхидское царство сформировалось приблизительно в 6 в. до н.э., а восточное Картлийское (Иберийское) царство - в 4 в. до н.э. Оба они имели политические и экономические связи с греками, Ахеменидским и Парфянским государствами. Согласно указаниям Страбона и Плиния Старшего, оба государства процветали. С 4 в. до н.э. грузины называют себя картвели, а свою страну Сакартвело («земля картвельцев»).

Грузия История Грузии Древняя история Грузии
В 1 в. до н.э. римские легионы под командованием Помпея Великого установили в Колхиде власть римлян и вынудили Картлийское царство подписать договоры с Римом. Примерно в 330 н.э. в Картли было введено христианство, в Западной Грузии и Абхазии - в 6 в. В 523 Картлийское царство было завоевано Сасанидами, в 562 н.э. Колхидское царство было присоединено к Византийской империи. В начале 7 века Византия установила свою власть и над Картли. С середины 7 по 9 век значительная часть грузинских земель была захвачена арабами. На территории Грузии образовалось несколько феодальных государств: Абхазское царство на западе (включало Абхазию и Западную Грузию), Тао-Кларджетское на юге, Кахети и Эрети на востоке, Картлийское в центральной части.

В конце 10 века царь Баграт III объединил восточную и западную части Грузии в единое государство (его потомки Багратиды правили в Грузии до 1801).
Грузия История Грузии Средние века
Окончательно монархия и объединенная Грузия укрепляются при Давиде IV Строителе (правил в 1089-1125) и его внучке царице Тамаре (правила в 1184-1213).
Грузия История Грузии Средние века
12 столетие стало «золотым веком» культурного и политического развития страны. Это была эпоха процветания крупных грузинских академий в Гелати и Икалто, в это время проявился яркий талант поэта Шота Руставели (посвятившего царице Тамаре эпическую поэму Витязь в тигровой шкуре), творили золотых дел мастера Бека и Бешкен Опизари создавали уникальные ювелирные украшения. Было построено множество храмов. Грузинские воины участвовали в крестовых походах, а ученые Грузии были известны в монастырях Палестины и Греции.
Грузия История Грузии Средние века
К началу 13 века Грузинское царство, простиравшееся от Черного до Каспийского моря, стало одним из самых могущественных государств региона и имело торговые связи с Европой и Востоком. Период его величия закончился в 13 веке, когда в страну вторглись монголо-татары. Особенно она пострадала от нашествия войск Тимура в самом начале 15 века. Грузинские цари и аристократия не смогли сохранить целостность страны, за исключением короткого периода правления Георгия V Блистательного (1314-1346). После падения в 1453 Константинополя Грузия была отрезана от христианского мира, впоследствии подверглась турецкому и персидскому завоеваниям. Даже при таких великих царях, как Вахтанг VI (1703-1712 и 1719-1724) и Ираклий II (1744-1798), страна постоянно подвергалась разорительным набегам горных племен с севера и мусульман с юга.
Грузия История Грузии Союз Грузии с Россией и вхождение в Российскую Империю
В 1783 Ираклий II заключил с российской императрицей Екатериной II договор (Георгиевский трактат), согласно которому Россия установила протекторат над Картлийско-Кахетинским царством. В 1801 Россия аннулировала договор и включила в состав России Восточную Грузию. Незадолго до этого, в 1800 году умер последний царь из династии Багратионов - Георгий XII Картлийско-Кахетинский. Западная Грузия на протяжении 1803-1864 была по частям включена в состав Российской империи. Особенно этому процессу способствовали победы России в русско-персидских (1804-1813 и 1826-1828) и русско-турецких (1806-1812 и 1828-1829) войнах. Периодически вспыхивавшие антироссийские восстания быстро и жестоко подавлялись.


В 19 веке в Грузии произошли большие изменения в общественной и политической жизни. Сильное влияние на формирование грузинской нации оказали отмена крепостного права, рост городов, совершенствование системы образования и развитие промышленности. Тбилиси (Тифлис) стал административным и торговым центром всего Кавказа. В 1872 году было открыто железнодорожное сообщение между портовым городом Поти и Тифлисом. Наладилась связь с черноморскими портами. По железной дороге крестьяне приезжали в города для поиска работы.
Грузия История Грузии Российское правление
К 1905 году грузинская секция Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) оказалась самой сильной социалистической организацией в Российской империи. После того как РСДРП в 1903 году распалась на фракции большевиков и меньшевиков, большинство грузинских марксистов примкнули к меньшевистской фракции. После свержения царского самодержавия в 1917 году власть перешла в руки Временного правительства России и грузинских советов, в которых преобладали меньшевики. Вскоре после отставки Временного правительства власть в Грузии захватили меньшевики. После непродолжительного периода федерализма с соседними Арменией и Азербайджаном грузинское правительство во главе с меньшевиками 26 мая 1918 декларировало независимость страны. С согласия меньшевиков в июне 1918 Грузию оккупировали германские и турецкие войска. В декабре 1918 года их заменили британские войска, которые оставались здесь до июля 1920. В феврале 1921 большевики подняли вооруженное восстание и с помощью Красной Армии свергли меньшевистское правительство Грузии.


В 1921 Грузия стала советской республикой, а в декабре 1922 была включена в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) как части СССР (образован 30 декабря 1922). В 1936 ЗСФСР была упразднена, и Грузия стала одной из союзных республик СССР.
Грузия История Грузии История советской Грузии
Надежды на политическую автономию Грузии были уничтожены политикой И.В.Сталина. С целью ликвидации оппозиции Сталин в 1931 назначил первым секретарем Коммунистической партии Грузии Л.П.Берию, который занимал этот пост до 1938. При Берии коллективизация в сельской местности осуществлялась особенно жестоко, в процессе массовых чисток погибли десятки тысяч людей (партийные активисты, интеллигенция, специалисты и все, кто подозревался в недовольстве сталинским режимом).
Грузия История Грузии История советской Грузии
В 1944 году примерно 100 тысяч месхетинцев (смешанная группа грузин-мусульман и турок) были депортированы из Южной Грузии в Среднюю Азию.
Грузия История Грузии История советской Грузии
При Н.С.Хрущеве Грузия получила бóльшую самостоятельность в управлении экономикой и культурной жизнью.
Грузия История Грузии История советской Грузии
В 1970-е годы в Грузии возникло движение диссидентов во главе с Звиадом Гамсахурдиа и Мерабом Костава. Курс на перестройку, провозглашенный в конце 1980-х годов М.С.Горбачевым, привел к быстрой смене лидеров коммунистической партии Грузии.
Грузия История Грузии История советской Грузии
В сентябре 1990 был избран неофициальный парламент, конкурирующий с действующим, который назывался Национальным Конгрессом (в выборах участвовало более половины электората). В нем преобладали члены Национальной партии независимости во главе с Ираклием Церетели и Национально-демократической партии во главе с Георгием Чантурия (до января 1992 Национальный конгресс играл роль внепарламентской оппозиции Верховному Совету и президенту Гамсахаурдиа).

Грузия История Грузии История советской Грузии
На многопартийных выборах в Верховный Совет Грузии 28 октября 1990 победила коалиция Звиада Гамсахурдиа «Круглый стол - Свободная Грузия». За этот блок проголосовали 54% избирателей, и он получил 155 из 250 мест в парламенте. Коммунистическая партия Грузии завоевала 30% голосов (64 места). Всегрузинский союз национального согласия и возрождения набрал 3,4% голосов и не получил ни одного места в парламенте. Председателем Верховного Совета в ноябре 1990 был избран Гамсахурдиа.
Грузия История Грузии История советской Грузии
Гамсахурдиа провозгласил курс на унитарное государство без автономий. С такой политикой были не согласны абхазы и жители Южной Осетии. 20 сентября 1990 Южно-Осетинский облсовет провозгласил Южно-Осетинскую Советскую Демократическую Республику, а 26 октября утвердил ее конституцию. На первом заседании 11 декабря Верховный Совет Грузии принял решение о ликвидации автономии Южной Осетии, объявил незаконным призыв грузин в советские вооруженные силы и учредил независимую Национальную гвардию.
Грузия История Грузии Выход Грузии из СССР
В марте 1991 грузинское правительство отказалось проводить на территории страны референдум о будущем СССР и вместо этого провело референдум о независимости Грузии. В референдуме приняли участие 95% электората, 93% голосовавших высказались за самостоятельность и независимость грузинского государства. 9 апреля 1991 Верховный Совет Грузии принял Акт о восстановлении государственной независимости Грузии и признал действительными Акт о независимости 1918 года и Конституцию 1921 года.

После провозглашения независимости в Республике Грузия обострилась борьба за власть, которая часто сопровождалась вооруженными конфликтами.

Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
В конце апреля 1991 года Верховный совет Грузии принял новую конституцию и избрал Звиада Гамсахурдиа на пост президента. На прямых президентских выборах 26 мая 1991 года Гамсахурдиа получил почти 87% голосов. Однако уже в декабре 1991 года развернулась борьба между сторонниками президента и оппозицией, к которой примкнула Национальная гвардия. После нескольких недель боев в центральной части Тбилиси в январе 1992 года Гамсахурдиа был смещен со своего поста и бежал из страны. К власти пришел Военный совет во главе с Тенгизом Китовани. В марте 1992 Военный совет объявил о самороспуске и создании Государственного совета, состоявшего примерно из 70 представителей 36 оппозиционных партий. Председателем Государственного совета стал Э.А.Шеварднадзе.

Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
В июле 1992 Шеварднадзе прекратил 18-месячную войну с Южной Осетией, на территорию которой были введены Смешанные силы по поддержанию мира в составе российского, грузинского и осетинского батальонов. Однако внезапно вспыхнувшую в августе 1992 войну с абхазами остановить не удалось.

Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
В октябре 1992 состоялись выборы в новый парламент. Его председателем был избран Шеварднадзе, получивший 96% голосов избирателей. Кабинет, назначенный Шеварднадзе в конце 1992, отражал баланс политических сил в новом парламенте. Парламентские фракции вскоре объединились в группу большинства, т.е. сторонников Шеварднадзе, и оппозиционную группу противников Шеварднадзе. Большинство объединилось в широкую коалицию Союз граждан Грузии во главе с Зурабом Жвания. Оппозицию возглавили Народный фронт, Национально-демократическая партия, «Хартия-91» и Общество Ильи Чавчавадзе. Всегрузинский союз возрождения представлял в Тбилиси политические силы Аджарии. Сформировались новые политические партии: Христианско-демократический союз во главе с Ираклием Шенгелая, Демократический грузинский союз (Автандил Маргиани), Партия национальной независимости (Ираклий Церетели), Партия грузинских монархистов (Тимур Жоржолиани) и Объединенная коммунистическая партия Грузии (Пантелеймон Георгадзе).

Сторонники Гамсахурдиа сразу после его отстранения развернули партизанскую борьбу. В течение 1992-1993 они предпринимали нападения на руководителей государства и экономические объекты стратегического значения. Осенью 1993 Гамсахурдиа попытался вернуться к власти, положив начало короткой, но ожесточенной гражданской войне. В январе 1994 Гамсахурдиа был убит при невыясненных обстоятельствах.
Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
Парламентские выборы в ноябре 1995 были проведены на основе смешанной системы по партийным спискам и одномандатным округам. В парламенте Республики Грузия были представлены 10 партий, преодолевших 5-процентный барьер, но наиболее влиятельными были три: Союз граждан Грузии, Национально-демократическая партия Грузии и Всегрузинский союз возрождения.

Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
После 1995 Грузия вступила в полосу стабилизации. Значительного прогресса удалось добиться на переговорах по осетинско-грузинскому конфликту. Грузинский парламент проводит экономические реформы в сотрудничестве с МВФ и Всемирным банком и делает ставку на восстановление Древнего шелкового пути - Евразийского коридора, используя географическое положение Грузии как моста для транзита товаров между Европой и Азией.
В 2000 году Шеварнадзе был избран на очередной пятилетний срок президентом страны. В стране набирает силу оппозиция правящей партии СГГ, о чем свидетельствует убедительная победа на местных выборах 2002 Лейбористской партии Грузии, блока «Национальное движение - Демократический фронт» и партии «Новые правые».
Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
В 2003 году, президент Грузии Эдуард Шеварнадзе потерял народное доверие и после продолжительных митингов протеста в связи с фальсификацией парламентских выборов президент Шеварднадзе вынужден был сложить с себя полномочия президента (впоследствии названо этот период был назван «революцией роз»).
Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
В 2004 году на внеочередных президентских выборах абсолютным большинством голосов (примерно 95 %) побеждает Михаил Саакашвили и становится президентом Республики Грузия.

Грузия Культура Грузии
Грузия Республика Грузия - страна с древнейшей и богатейшей самобытной культурой, толщи которой простираются в глубь тысячелетий. Знание о ней и признание ее богатства, давно пересекло национальные границы и вышло на международный уровень, так как является культурным достоянием и наследием всего человечества.
Грузия Культура Грузии
Культура Грузии представляет собой синтез ближневосточных, европейских и местных традиций. Уже в Средние века в Грузии процветали философия и историография, теология и право, поэзия и искусство, в частности прикладное, национальная архитектура, астрономия, география и другие отрасли знания. Несмотря на территориальную близость и культурное влияние Персии и Турции, грузины в большей степени тяготели к Европе.

Грузия Художники Грузии (Грузинские художники)
Живопись древней Грузии
Благодаря сохранившимся росписям VII - XIII веков в Атенском Сионе, Бетании, Гелатском монастыре и Кинцвиси теперь достоверно известно о культурной славе средневековых художников Грузии.

Грузинская художественная школа всегда имела свой национальный колорит и хорошо известна во всем мире.
Изобразительное искусство Грузии стало широко известно благодаря одаренным и талантливым грузинским художникам, внесших огромный вклад в культуру Грузии: Ладо Гудиашвили, Елена Ахвледиани, Давид Какабадзе, Корнелий Санадзе, Симон Вирсаладзе, Нико Пиросманишвили (Пиросмани), Екатерина Багдавадзе, Сергей Кобуладзе и Гиго Габашвили. Искусство Грузии настолько изящно, что с особым изыском и утонченностью сочетает в себе грузинские традиции и европейскую школу. Недаром грузинские скульпторы Зураб Церетели, Элгуджа Амашукели и Очиаури Ираклий внесли значительный вклад не только в культуру Грузии, но и в мировое наследие.

Грузия Современная Грузия Художники Грузии (Грузинские художники)
Грузия Художники Грузии (Грузинские художники) Сегодня в Грузии живет и работает новое поколение грузинских художников, скульпторов, и мастеров художественной фотографии. Современные Грузинские художники создают новые оригинальные картины и скульптуры .
Грузия Художники Грузии (Грузинские художники) В нашей галерее вы можете познакомиться с работами лучших грузинских художников и грузинских скульпторов.

Грузия Художники Грузии (Грузинские художники) В нашей галерее вы можете найти и приобрести для себя лучшие работы грузинских художников и грузинских скульпторов.