Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Грабарь игорь эммануилович – галерея произведений (101 изображение). Игорь Грабарь, картина «Иней» - один из лучших пейзажей русской живописи

Грабарь игорь эммануилович – галерея произведений (101 изображение). Игорь Грабарь, картина «Иней» - один из лучших пейзажей русской живописи

Биография Игоря Грабаря

(1871-1960)

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переезжают в Россию.

Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1989 год Грабарь обучается в московском лицее, а с 1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств

1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина , где в это же время учились Малявин, Сомов , Билибин .

Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.

Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Несмотря на сильный мороз, художник писал картину в вырытой им траншеи из снега. Ему удалось создать новый образ русской природы.

В 1909 – 1914 годах Грабарь предстает перед нами как архитектор. По его проекту был построен санаторий «Захарьино», находящийся под Москвой, архитектурный облик которого отразил увлечение Грабаря русским классицизмом и архитектурой Возрождения в Италии.

В 1910-1923 годах он отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников.

Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах, пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о Валентине Серове и Исааке Левитане .

В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи, который имеет значительную научную ценность.

Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства - икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

В 1926-30 Грабарь был редактором отдела изобразительного искусства Большой Советской Энциклопедии.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».

Работа над образом советского человека помогла Грабарю обратиться к большим историческим темам. Он создал полотна «В. И. Ленин у прямого провода» и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина».

В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.

Грабарь пользовался неоднозначной репутацией среди коллег. Многие называли художника «Угорь Обмануилович Гробарь». Именно Грабарь пошел против воли П. М. Третьякова, который завещал оставить в неприкосновенности собранную им галерею, устроив в Лондоне выставку русского искусства, которая должна была быть продемонстрировать Советскую Россию миру.


Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960), русский художник, историк искусства, музейный деятель. Родился в Будапеште 25 марта 1871 в семье Э.И. Грабаря, видного общественного деятеля, который в 1876 вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая против антиславянской политики австро-венгерских властей. Учился в петербургской Академии художеств (1894-1896), в частности у И.Е. Репина, а также в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896); организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898-1901. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Был членом объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников".
В художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но насыщенные по колориту пейзажи (Белая зима. Грачиные гнезда, Февральская лазурь, Мартовский снег, все три работы 1904) и натюрморты (Неприбранный стол, 1907; все - в Третьяковской галерее). Тогда же обнаружился его талант портретиста, а также архитектора (неоренессансно-палладианская усадьба Захарьино под Москвой, 1909-1914).
Активно работал как художественный критик (в журналах "Мир искусства", "Старые годы", "Аполлон" и др.). С 1906 совместно с издателем И.Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И.И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В.А. Серове (1914). Значительную роль в деле самоопределения национальной художественной школы сыграла подготовка многотомной Истории русского искусства (1906-1916; в связи с войной издание прервалось на 6-м томе), где он был автором ряда важнейших разделов.
Грабарь внес большой вклад в русскую культуру, став попечителем и директором Третьяковской галереи (1913-1925), а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (1918-1930, с 1944 - научный руководитель), которым позднее было присвоено его имя. Исследования Грабаря расширили знания об отечественной средневековой культуре (уточнив, в частности, творческий облик Феофана Грека и Андрея Рублева) и усовершенствовали методику реставрации.
В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам "старинных русских людей" (Н.В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Писал и официальные полотна ("В.И. Ленин у прямого провода", 1933; "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина и И.В. Сталина", 1938; обе картины в музее в Горках Ленинских). Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937; Сталинская премия 1941) и мемуарная "автомонография" "Моя жизнь" (1937). При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. 1-13, 1953-1969). В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И. Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).
Умер Грабарь в Москве 16 мая 1960.

И горь Грабарь писал наполненные светом пейзажи и натюрморты, был архитектором и искусствоведом. Именно он провел перепланировку Третьяковской галереи и составил ее первый научный каталог. Грабарь также организовывал выставки советских художников за рубежом и вел работы по сохранению древних икон и фресок.

«Сладостный, чудесный запах свежей краски»

Игорь Грабарь. Автопортрет (фрагмент). 1942. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Игорь Грабарь. Автопортрет с палитрой (фрагмент). 1934. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Игорь Грабарь. Автопортрет в шляпе (фрагмент). 1921. Частное собрание

Игорь Грабарь родился в 1871 году в Австро-Венгрии (сегодня - Венгрия), в Будапеште. Его отец Эммануил Грабарь был юристом и депутатом венгерского парламента. Из-за своих русофильских взглядов он в 1876 году был вынужден уехать в Россию. В городе Егорьевске Рязанской губернии Эммануил Грабарь поступил учителем в местную гимназию. Позднее к нему перебрались жена и дети.

Игорь Грабарь искусство полюбил еще в детстве: «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей». Мальчик рисовал по воображению и копировал портреты военных из журналов. В гимназии Егорьевска, где он учился, рисование преподавал местный художник, он и заинтересовал Грабаря живописью.

Мне до смерти хотелось как-нибудь к нему забраться, чтобы собственными глазами увидать, как пишут картины и что это за масляные краски, о которых я знал только понаслышке. Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски.

В 1882 году 11-летний Игорь Грабарь отправился на учебу в Московский Императорский лицей в память цесаревича Николая. Жизнь в лицее оказалась непростой. Он был там «живущим стипендиатом», а окружали его мальчики из состоятельных семей, которые не упускали возможности подшутить над бедностью Грабаря. Он ушел с головой в живопись и рисование: «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры». Он рисовал педагогов и работников лицея, знакомых и одноклассников. Выходные дни он проводил в Третьяковской галерее и на московских выставках.

Грабарь закончил учебу в лицее с отличием, из Москвы он отправился в столицу. В 1889 году поступил сразу на два факультета Петербургского университета - юридический и историко-филологический. Он успевал писать биографии художников и юмористические рассказы для популярного журнала «Нива», рисовать иллюстрации и выступать как художественный критик с обзорами выставок.

Игорь Грабарь. Абрамцево. Плетень (фрагмент). 1944. Самарский областной художественный музей, Самара

Игорь Грабарь. Весенний пейзаж. Апрель (фрагмент). 1939. Частное собрание

Тяга к искусству привела Грабаря в мастерскую знаменитого педагога, профессора Павла Чистякова , у которого в разные годы занимались Василий Поленов и Валентин Серов . Грабарь писал о занятиях в студии: «Придя в мастерскую, новенький в восторженном настроении садился перед моделью и начинал ее рисовать, а иногда и прямо писать. Являлся Чистяков, и, когда очередь доходила до него, учитель принимался разбирать каждый миллиметр начатого этюда, причем свою уничтожающую критику сопровождал такими прибаутками, словечками, усмешками и гримасами, что бедняка бросало в холодный пот и он готов был провалиться от стыда и конфуза в преисподнюю. В заключение Чистяков рекомендовал бросить пока и думать о живописи и ограничиться одним рисованием…»

И все-таки Игорь Грабарь выбрал карьеру художника: после окончания университета он в 1894 году поступил в Академию художеств , где занимался в студии у Ильи Репина . Через год Грабарь отправился в свое первое путешествие по Европе, которое затянулось на несколько лет. Он побывал в Париже и Италии , учился в популярной у европейских мастеров студии художника-педагога Антона Ашбе в Мюнхене. Вскоре он уже и сам там преподавал, возглавив одно из отделений школы, и продолжал изучать живопись, скульптуру и архитектуру.

Весной 1900 года Игорь Грабарь побывал на Всемирной выставке в Париже. Он вспоминал: «Незабываемы впечатления, вынесенные мною от ретроспективного отдела выставки, в котором впервые столь полно были представлены такие гиганты французского искусства, как Милле, Курбе, Мане. Но эта выставка мне подсказала мысль, не дававшую мне с тех пор покоя, - мысль, что художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, потому что понимали это свое лучше, чем чужое, и потому что любили его больше чужого». В 1901 года Грабарь вернулся на родину.

«Фантастическая красота»: зимние пейзажи и натюрморты

Игорь Грабарь. Февральская лазурь (фрагмент). 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Игорь Грабарь. Иней (фрагмент). 1905. Ярославский художественный музей, Ярославль

Игорь Грабарь. Мартовский снег (фрагмент). 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В столице он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства». В 1903 году живописец переехал из Петербурга в Москву. На одной из московских выставок он встретил художника Николая Мещерина, и тот пригласил Грабаря в свою гостеприимную усадьбу Дугино. С тех пор он подолгу бывал в усадьбе и здесь же встретил будущую жену Валентину, племянницу Николая Мещерина. Вокруг усадьбы располагались живописные места, русская природа очень вдохновляла художника. Он много работал: вставал в пять-шесть часов утра и шел на этюды, писал, забывая об отдыхе и еде.

В начале 1900-х Грабарь увлекся импрессионизмом . Он любил зиму и зимние пейзажи, на эту тему создал произведения «Февральская лазурь» (1904), «Мартовский снег» (1904), «Иней» (1905). Изменения в природе и в освещении происходили быстро, и художник писал с азартом, «швыряя краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая».

Игорь Грабарь. Неприбранный стол (фрагмент). 1907. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Игорь Грабарь. Дельфиниум (фрагмент). 1908. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Игорь Грабарь. Хризантемы (фрагмент). 1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Идею для «Февральской лазури» подсказала художнику сама природа во время прогулки в лесу. Он засмотрелся на березу и выронил палку, наклонился за ней и случайно поднял глаза вверх. В книге «Моя жизнь» Грабарь так писал об этом случае:

Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывавшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба… Я тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины.

Чтобы достичь впечатления низкого горизонта, он сделал в глубоком снегу траншею и разместился там с мольбертом и большим холстом. Грабарь использовал для передачи цвета «голубой эмали неба» разные оттенки голубого. За две с половиной недели он закончил полотно полностью на натуре. Сам художник называл «Февральскую лазурь» самым значительным своим произведением.

Игорь Грабарь часто говорил, что с окончанием зимы жанр пейзажа для него терял свою привлекательность. Тогда он начинал писать натюрморты. В Дугине круглый год в саду и оранжерее росли цветы, и среди натюрмортов 1910-х годов в творчестве Грабаря стали преобладать цветочные - он создал полотна «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907), «Дельфиниум» (1908).

Архитектор, искусствовед и руководитель Третьяковской галереи

Игорь Грабарь. Зимний вечер (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Игорь Грабарь. Иней. Восход солнца (фрагмент). 1941. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева, Иркутск

Игорь Грабарь. Сентябрьский снег (фрагмент). 1903. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Талант мастера проявился не только в живописи и графике, но и в архитектуре. Екатерина Захарьина, вдова знаменитого врача Григория Захарьина, предложила Игорю Грабарю возвести в их имении больницу-мемориал в память об умершем сыне. Он с увлечением принялся за проект. Инженеры-конструкторы и строители по проекту Грабаря построили большую современную больницу с несколькими корпусами, домами для врачей и операционной. После завершения проекта он хотел вновь заняться архитектурой, но пришлось выбирать между зодчеством и наукой: на тот момент он вел обширную работу над многотомной «Историей русского искусства». Грабарь стал редактором и автором нескольких ключевых разделов в многотомнике для издательства Иосифа Кнебеля. Он собирал архивные материалы по всей стране и практически не занимался живописью. «Эта «История искусства» есть в сущности почти уже история русской культуры. Мне хотелось бы выпустить 12 томов… Нужен занимательный рассказ, близкий к описанию жизни и быта в разные эпохи, иллюстрированный произведениями искусства», - писал он.

Первый выпуск «Истории» вышел в 1908 году, всего же до 1915 года было выпущено восемь томов. Книги успешно публиковались, но работу над многотомником остановили: во время Первой мировой войны издательство Кнебеля разгромили, многие стеклянные негативы были утрачены безвозвратно. Грабарь писал: «Ведь потому-то я и вынужден был прекратить выпуск «Истории», что все негативы - до 20 000 штук - снятые под моим руководством, а в значительной степени и мною лично, были уничтожены. Среди них были не сотни, а тысячи драгоценнейших уник, документов, ныне уже не восстановимых, ибо я исколесил всю Россию, весь Север, все значительные усадьбы в центральных губерниях». После этого события художник несколько месяцев не мог работать. Монументальный труд «История русского искусства» стал важным этапом в отечественном искусствоведении.

Игорь Грабарь. На озере (фрагмент). 1926. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Игорь Грабарь. Рябины (фрагмент). 1924. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов, Ярославская область

Игорь Грабарь. Осень. Рябина и березы (фрагмент). 1924. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

В 1913 году Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею. В своих письмах он говорил, что согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». Он провел масштабную перепланировку экспозиции музея, что вызвало дискуссии в газетах и даже на заседаниях Государственной думы. Стены в залах галереи до прихода Грабаря были от пола до потолка загружены картинами, без какой-либо логики - «крошечные этюдики рядом с огромными холстами». В основу новой экспозиции Грабарь положил новаторские для того времени монографический и исторический принципы. Сотрудники музея провели перепланировку части залов, убрали щиты и перегородки. Частная коллекция превратилась в музей европейского типа. Преобразования поддержали деятели искусства: художник Илья Репин говорил, что «была проделана огромная и сложная работа на славу галереи Павла Третьякова ».

Грабарь составил и первый научный каталог галереи: под его руководством проверили и заново описали более четырех тысяч экспонатов. Он также приобрел для Третьяковской галереи картины классиков русского искусства Ореста Кипренского и Павла Федотова , а также полотна «новейших» художников - Ильи Машкова, Кузьмы Петрова-Водкина . Игорь Грабарь пробыл директором галереи до 1925 года.

Грабарь-реставратор

Игорь Грабарь. Груши на зеленой драпировке (фрагмент). 1922. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Игорь Грабарь. Сирень и незабудки (фрагмент). 1905. Ярославский художественный музей, Ярославль

Игорь Грабарь. Яблоки и астры (фрагмент). 1926. Таганрогский художественный музей, Таганрог, Ростовская область

После Октябрьской революции художник остался в России и занимался административной музейной работой. В 1918 году по его инициативе в Москве открыли Центральные реставрационные мастерские.

В первой трети XX века историки и реставраторы вели большую работу по раскрытию образцов древнерусского и византийского искусства - росписей и икон, уцелевших в старинных монастырях и церквях. Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи. В начале века реставрацию называли ремонтом, и у мастеров был соответствующий подход: перед реставрацией не проводили научных исследований. Грабарь же хотел сделать реставрацию наукой: он привлекал к работам ученых - химиков, физиков и микробиологов. Он организовывал и участвовал в экспедициях в Новгород и Псков , по городам Поволжья, в Крым и на Кавказ. Экспедиции проводили чтобы найти, отреставрировать и укрепить памятники искусства и старины. В письме к жене Валентине он говорил: «И вот теперь я организовал работы по расчистке всех циклов фресок и икон Рублева, а одновременно по расчистке стен владимирских храмов и главным образом знаменитых чудотворных икон Боголюбской Богоматери, Максимовской и Владимирской… И должен сказать, результаты превзошли самые смелые надежды: мы уже сейчас знаем вещи, о которых недавно и не снилось… Всю историю древнерусской живописи приходится переделывать».

Несмотря на то что в 1920-е годы Игорь Грабарь занимался общественной работой, живопись он не оставлял. Художник писал натюрморты, чтобы «поддерживать беглость руки»: «натюрмортная зарядка» - так он называл свои полотна. В композициях он соединял разные фрукты и ткани, достигал контраста фактур и насыщенного колорита теплых и холодных цветов, как в картинах «Яблоки и астры» (1922), «Груши на зеленой драпировке» (1922).

В 1930-е годы Игорь Грабарь создавал портреты известных людей: композитора Сергея Прокофьева , поэта Корнея Чуковского , академиков Сергея Чаплыгина и Владимира Вернадского , искусствоведов Абрама Эфроса и Анатолия Бакушинского. Художник много путешествовал по миру, его приглашали музеи в качестве эксперта-искусствоведа. Он был инициатором создания Городка художников: на улице Верхняя Масловка в Москве располагались дома с мастерскими и квартирами живописцев, в том числе и мастерская Грабаря.

В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево» , руководил . На закате жизни Игорь Грабарь поселился в дачном поселке Абрамцево, любимом месте многих русских художников. Он продолжил заниматься живописью и работать над «Историей русского искусства». В письме коллеге Грабарь писал: «Вы увидали бы, какой у меня с третьего этажа моей дачи русский простор открывается - просто дух захватывает. Все лето занимался живописью…» Он создавал летние и зимние пейзажи, обращался к излюбленной зимней теме в работах «Иней» (1952), «Зимний пейзаж» (1954).

В 1960 году Игорь Грабарь умер в возрасте 89 лет. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Страница:

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), русский художник, историк искусства, музейный деятель.

Родился в Будапеште 25 марта 1871 в семье Э.И.Грабаря, видного общественного деятеля, который в 1876 вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая против антиславянской политики австро-венгерских властей. Учился в петербургской Академии художеств (1894-1896), в частности у И.Е.Репина, а также в студии А.Ашбе в Мюнхене (с 1896); организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898-1901. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей.

Грабарь Игорь Эммануилович

В художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но насыщенные по колориту пейзажи (Белая зима. Грачиные гнезда, Февральская лазурь, Мартовский снег, все три работы 1904) и натюрморты (Неприбранный стол, 1907; все - в Третьяковской галерее). Тогда же обнаружился его талант портретиста, а также архитектора (неоренессансно-палладианская усадьба Захарьино под Москвой, 1909-1914).

Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др.). С 1906 совместно с издателем И.Н.Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И.И.Левитане (1913, в соавторстве с С.Глаголем) и В.А.Серове (1914). Значительную роль в деле самоопределения национальной художественной школы сыграла подготовка многотомной Истории русского искусства (1906-1916; в связи с войной издание прервалось на 6-м томе), где он был автором ряда важнейших разделов.

Грабарь внес большой вклад в русскую культуру, став попечителем и директором Третьяковской галереи (1913-1925), а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (1918-1930, с 1944 - научный руководитель), которым позднее было присвоено его имя. Исследования Грабаря расширили знания об отечественной средневековой культуре (уточнив, в частности, творческий облик Феофана Грека и Андрея Рублева) и усовершенствовали методику реставрации.

В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н.В.Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Писал и официальные полотна (В.И.Ленин у прямого провода, 1933; Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина, 1938; обе картины в музее в Горках Ленинских). Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937; Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. 1-13, 1953-1969). В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).

И́горь Эммануи́лович Граба́рь (1871-1960) - русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.

Академик АХ СССР (1947). Академик АН СССР (1943). Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье галицко-русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря, избранного в конце 1860-х годов депутатом венгерского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель русского движения в Закарпатье и Галиции. Мать художника, Ольга Грабарь, также занималась русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына Ольга Грабарь с детьми уехала в имение отца в Карпатской Руси. Эммануил Грабарь был вынужден бежать в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей князя Сан-Донато П. П. Демидова, а через три года последовал за ними в Париж. В 1876 году Э.Грабарь переехал в Российскую империю и поселился в Егорьевске Рязанской губернии, где, сдав экзамен на право преподавания французского и немецкого языков, стал работать в местной гимназии под фамилией Храбров. В течение 1879-1880 гг. в Россию переехали его жена с сыновьями.

С 1880 по 1882 годы Игорь Грабарь учился в Егорьевской прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя И. С. Тургенева. С 1882 года учился в лицее цесаревича Николая, который окончил в 1889 году с золотой медалью; затем - на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника. Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств; с 1892 года начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, а в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где в 1895 году начал заниматься в мастерской И. Е. Репина. В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899).

В 1901 году вернулся в Россию; участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», на выставках которых экспонировались его пейзажи и натюрморты.

Выставки

В 1903 году он окончательно переехал в Москву. С этого времени Грабарь принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставлялись и за границей - в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. В 1910-х годах с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов» .

Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным; неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне - посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области).

После Октябрьской революции Грабарь также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

Искусствоведческая работа

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах - в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».

В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи - он оставался на этой должности вплоть до 1925 года; в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать «… не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты; в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что «… обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи ее основатель»; И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». В 1917 году была осуществлена инвентаризация всего собрания и издан каталог галереи с новыми атрибуциями каждого экспоната - для этого были проведены исследования для установления имен изображённых лиц, проведены обмеры и детально исследованы обороты четырёх тысяч произведений. Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина.

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен.

Кроме того, Грабарь в 1918-1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, инициатором создания которых был. С 1921 года он - профессор Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств. С 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен Игнатий Трофимов. С 1944 года директор Института истории искусств АН СССР.

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

Действительный член Императорской Академии Художеств (1913). Действительный член АН СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947).

Избранные публикации

  • Грабарь И. Э. История русского искусства. - Т.1. - М.:изд. Кнебель, 1910; Т.2. - М., 1910-1911; Т.3. - М., 1912
  • Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов. - М.: изд. Кнебель, 1914
  • Грабарь И. Э. Репин - М.: Жургаз, 1933. - 264 с. - 50 000 экз. ЖЗЛ
  • Грабарь И. Э. Репин. В 2-х томах. - М.: Изогиз, 1937. - 5 000 экз.
  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. - М.-Л.: Искусство, 1937
  • Грабарь И. Э. Новооткрытый Рембрандт. - М.: изд. АН СССР, 1956
  • Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. - М.: Наука, 1974, 1977, 1983.
  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. - Составл.: Володарский В. М., вступ с., комментарии. - М.: Республика, 2001. - 495 с.

Семья

Жена: Валентина Михайловна Мещерина (1892-1959)

Дети:Ольга (род. 1922) и Мстислав (1925-2006)

Ученики

  • Афонина, Таисия Кирилловна
  • Ахмаров, Чингиз Габдурахманович
  • Булгакова, Матильда Михайловна
  • Гаврилов, Владимир Николаевич
  • Гремитских, Владимир Георгиевич
  • Конопацкая, Галина Павловна
  • Кугач, Юрий Петрович
  • Лактионов, Александр Иванович
  • Мыльников, Андрей Андреевич
  • Новиков, Николай Фёдорович

Награды и звания

  • Сталинская премия первой степени (1941) - за двухтомную монографию «Репин» (1937)
  • Народный художник РСФСР (1943)
  • народный художник СССР (07.04.1956)
  • два ордена Ленина (10.06.1945; 25.03.1946)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (14.01.1940; 27.03.1954)
  • медали

Галерея

Пейзажи и натюрморты

  • «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
  • «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
  • «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
  • «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
  • «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
  • «Хризантемы» (1905, ГТГ),
  • «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
  • «Груши на синей скатерти» (1915, ГРМ),
  • «Разъяснивает» (1928)
  • «Последний снег» (1931),
  • «Берёзовая аллея» (1940),
  • «Зимний пейзаж» (1954)
  • «Зимнее утро» (1907)

Жанровые сцены

  • «В. И. Ленин у прямого провода»,
  • «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»

В годы Великой Отечественной войны И. Э. Грабарь внёс свои средства в Фонд обороны:

Дорогой Иосиф Виссарионович!
Когда вся страна отдаёт свои трудовые сбережения на усиление технической мощи Красной Армии для окончательного разгрома врага, советские художники не могут оставаться в стороне от стихийного всенародного движения, поэтому я внёс сегодня в Госбанк 70.000 рублей, как первый вклад в фонд создания бронетанковой колонны «Советские художники Красной Армии».

Директор Всероссийской академии художеств, академик живописи, доктор искусствоведческих наук
Игорь ГРАБАРЬ

Самарканд
Благодарю Вас, товарищ Грабарь, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии.
Примите мой привет и благодарность Красной Армии.

И. СТАЛИН