Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » 2 что такое композиция. Что такое композиция? Назови её виды

2 что такое композиция. Что такое композиция? Назови её виды

В публикации рассмотрим понятие композиции, видов композиции, которые широко распространены в различных областях искусства, а в некоторых являются основой.

Понятие композиции

В Большом Энциклопедическом словаре дается несколько определений данного понятия. Рассмотрим основные из них, исходя из сферы применения.

Слово происходит от латинского "compositio", что значит "связывание", "составление".

В первую очередь это создание определенного художественного образа или произведения, которое обусловлено его назначением, содержанием и характером. Композиция является самым важным элементом художественных форм, который придает цельность и единство созданному произведению, взаимоподчиняет его компоненты.

Следующие два определения связаны с музыкой и искусством. Одно из них трактуется следующим образом. Композиция - это живописное, музыкальное, графическое или скульптурное произведение. А также может быть процессом сочинения музыки или учебной дисциплиной в музыкальном учебном заведении.

Помимо этого, может включать несколько различных видов искусства.

Теперь приступим к рассмотрению основных видов композиции в различных сферах искусства.

Литература

С данным понятием каждый из нас встречался в школе на уроках изобразительного искусства, литературы и музыки. Подробнее остановимся на литературе, так как в этой области понятие играет ключевую роль для писателя. Рассмотрим также виды композиции в литературе.

К относят повествование, диалог и монолог, портрет и пейзаж, фабулу, описание, авторскую характеристику и отступления, вставные рассказы и систему образов.

Важная роль принадлежит и среди которых выделяют следующие:

Экспозиция (наличие ее в произведении необязательно, она позволяет писателю заранее уведомить читателя о событиях, а также настроить его на нужную волну).

Ретроспекция, иначе называющаяся "взглядом назад". Автор погружает нас в прошлое героев для раскрытия причин ныне происходящего. Наиболее характерен этот прием для рассказа-воспоминания.

Лучшим приёмом для придания произведению интриги является разрыв. Читаемая глава заканчивается интригующим моментом, а в следующей идет речь уже совсем о другом, при этом созданная интрига остается.

Среди видов композиции в литературе выделяют два основных - внешняя и внутренняя. Первая включает разделение текста на составные части: прологи, эпилоги, главы и так далее. Вторая делает акцент на содержании: сюжете, образах, речевых ситуациях и так далее.

Также композиция бывает обратной (произведение начинается с финальных сцен), кольцевой (конец произведения - это сцена, с которой оно начиналось), тематической (основывается на взаимоотношениях главных образов) и зеркальной (строится на симметрии некоторых образов или эпизодов).

Дизайн

Определенных видов композиций в дизайне, как правило, нет. Есть средства, качества и свойства композиции, которые мы и рассмотрим.

К средствам относятся линия, штриховка, пятно, цвет, светотень, а также линейная, цветовая и воздушная перспективы. Художники часто используют в своей работе сразу несколько средств. Например, линию, пятно и штрихи.

Линия считается основным средством Светотень используется для передачи на рисунке объема предметов. Перспективы применяются для создания иллюзии пространства.

Теперь перечислим качества и свойства композиций в дизайне: композиционное равновесие, гармоничная целостность, симметрии и асимметрии, динамичность и статичность композиции, единство характера форм.

Архитектура

В архитектуре также широко используется композиция, а виды композиции многочисленны.

Она предполагает организацию элементов архитектуры для достижения гармоничности и единства. Выбор той или иной композиции осуществляется не только на основе эстетических принципов, но и определяется всеми требованиями к архитектурному строению.

Рассмотрим виды архитектурной композиции. Объемная композиция выполняется за счет построения объемных форм. Пространственная соответствует некоему определенному пространству (например, зал, комната или арена). В основе глубинно-пространственной композиции лежит объединение нескольких пространств или же разделение пространства на взаимосвязанные части. В объемно-пространственной композиции сочетаются объемные формы с элементами пространства. Примером такого построения может служить план здания с частью двора. Фронтальная композиция строится по горизонтальной и вертикальной координатам. В высотной преобладает высота над размерами формы на плане.

Фотография

Говоря о композиции и видах композиции, хочется уделить внимание популярному виду искусства - фотографии. Каждого человека, будь то профессиональный фотограф или любитель, волнует, как сделать свои фотографии интересными и выразительными. Для этого существует несколько правил построения композиции.

Правило третей гласит о том, что кадр делят на девять частей, то есть получается сетка. Таким образом, наиболее важные объекты располагают на пересечении линий или вдоль их.

Правило "золотого сечения". В композиции есть точки, которые наиболее привлекают внимание человека, они находятся на расстоянии 5/8 и 3/8 от краев кадра. Всего таких точек 4.

Также существуют правила диагоналей и диагонального золотого сечения.

Заключение

Композиция и виды композиции являются основной темой в изучении изобразительного искусства, а также архитектуры. Без знания правил построения объектов, предметов и пространств, а также умения применять те или иные приемы нельзя создать шедевр.

Композиция – (от лат. compositio – составление, сочинение). 1). Определенное построение художественного произведения, которое обусловлено его содержанием, характером и назначением и во многом определяет восприятие. Композиция есть важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворенном виде, причем степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др. В литературе и в журналистике под композицией обычно понимаются организация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. Композиция включает: расстановку и соотнесенность характеров (композиция как «система образов»), событий и поступков (композиция сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная композиция), подробностей обстановки, поведения, переживаний (композиция деталей). Приемы и способы композиции разнообразны. Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удаленных друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом композиции является последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, – временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. И, наконец, композиция включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы. Наряду с термином «композиция» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура» (например, «структура художественного произведения»). Представляя собой «...бесконечный лабиринт сцеплений...» (Л. Н. Толстой), композиция завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна. В одном из исследований по теории литературы есть такое определение: «Композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли... Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на нее похожа; ее цель – расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи». В изобразительных искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и , перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем. Композиция изображения (в том числе фото, кино, видео) представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д. Типы композиции разделяются на «устойчивые» (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и «динамические» (где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), «открытые» (где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю) и «закрытые» (где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения). В истории изобразительных искусств большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве эпохи Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жестких канонических схем к свободным композиционным приемам. Так, в искусстве XIX–XX вв. большую роль играло стремление художников к свободной композиции, отвечающей индивидуальным творческим наклонностям.

Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. - Бишкек: Издательство КРСУ . А. А. Князев . 2002 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Композиция" в других словарях:

    Композиция - (от латинского «componere» складывать, строить) термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. называется создание музыкального произведения, отсюда: композитор автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие К. перешло из… … Литературная энциклопедия

    Композиция - (от лат. compositio составление, сочинение), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший организующий компонент… … Художественная энциклопедия

    КОМПОЗИЦИЯ - (лат., этим. см. пред. слово). 1) соединение отдельных предметов в одно целое. 2) состав, из которого приготовляются поддельные драгоценные камни. 3) музыкальное сочинение. 4) техническое выражение для различных металлических сплавов. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    композиция - и, ж. 1. composition f., пол. kompozycyja <, ит. composizione. Иск. Сочинение, создание произведений искусства; составление чего л. Сл. 18. Фасад, в котором нижний карниз дорической, а главной средней карниз собственной господина сочинителя… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КОМПОЗИЦИЯ - КОМПОЗИЦИЯ, композиции, жен. (лат. compositio составление) (книжн.). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе. || Музыкальное произведение (муз.). Это очень талантливая … Толковый словарь Ушакова

    КОМПОЗИЦИЯ - (от лат. compositio составление связывание),1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший, организующий элемент художественной… … Большой Энциклопедический словарь

Словарь Ушакова

Композиция

компози ция , композиции, жен. (лат. compositio - составление) (книж. ).

1. Теория составления музыкальных произведений (муз. ). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе.

| Музыкальное произведение (муз. ). Это - очень талантливая композиция.

2. Отдел теории архитектуры, излагающий правила соединения частей в одно целое (архит. ).

3. Художественная структура, построение произведения (иск. ). Поэма, прекрасная по композиции, но недостаточно обработанная. Композиция лирического стихотворения. Композиция картины. Композиция романса, сонаты.

4. Материал, представляющий собой сплав, состав из нескольких веществ. «Медальон... из какой-то композиции.» Гончаров .

5. Имитация, подделка (преим. драгоценного камня; устар. ). Малахитовая композиция.

Культурология. Словарь-справочник

Композиция

(лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Архитектурный словарь

Композиция

(лат. compositio - составление)

Под архитектурной композицией подразумевают сочетание и взаимосвязь всех элементов сооружения, которые в результате создают целостность и законченность архитектурного произведения. Эстетическая сторона составляет здесь лишь часть общей программы. Задачей архитектурной композиции является приведение к гармоническому единству всех требований функционального, технического, экономического и эстетического порядка.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Словарь лингвистических терминов

Композиция

(лат. compоsitio – сочинение, связь)

Соотношение отдельных частей, компонентов текста, образующее единое целое. Структура, предполагающая использование отношений единства "первичных" элементов и закон композиции.

Словарь антонимов русского языка

Композиция

рассоединение

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Композиция

(лат. compositio - составление, связывание) - построение художественного произведения, система средств раскрытия и организации образов, их связей и отношений.

Рб: композиция и сюжет

Син: а р х и т е к т о н и к а

Вид: закрытая композиция, зеркальная композиция, кольцевая композиция, открытая композиция

Часть: зачин, конфликт, концовка, присказка, пролог, ситуация, сюжет, фабула

* "И в большом сложном романе, и в маленьком лирическом стихотворении мы будем иметь дело с композицией, с определенным построением, вытекающим из данного содержания" (Л.И. Тимофеев).

"В подлинно художественном произведении композиция, все ее приемы подчиняются выражению его идейного содержания" (А. Ревякин).

"Одной архитектоники... довольно, чтобы поглотить всю умственную деятельность автора: соображать, обдумывать участие лиц в главной задаче, отношение их друг к другу, постановку и ход событий... и т.д." (И.А. Гончаров). *

Словарь музыкальных терминов

Композиция

(лат. compositio - составление, размещение)

1. Процесс музыкального творчества.

2. Завершенное музыкальное произведение.

3. Построение музыкального произведения, расположение и со­отношение его частей.

4. Учебный предмет, преподаваемый в консерваториях.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Композиция

1) В литературе и искусстве: построение, внутренняя структура произведения (подбор, группировка, последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое;

2) структура муз.произведения; сочинение музыки как вид творчества, а также муз.произведение как продукт такого творчества; научная и учебная дисциплина, посвященная этому виду творчества.

лат. compositio «1) сочетание, соединение, сложение; 2) составление, сочинение; 3) состав, снадобье, лекарство».

Как музыкальный термин слово композиция появляется в самом начале ХVIII в. из ит. composizione «составление, композиция; произведение (искусства)» через польск. komposicja в значении «составление, сочинение» (Бирж., 371). Например: «По указу ее И.В. велено Гибненеру, за композицию на нотах музыки, выдать денег пятьдесят рублев...» (Храповниц. Мат. ист. А.Н. 1726, Т.I; цит. по КДРС). В 20-х годах XVIII в. из фр. composition «состав вещества, лекарства» через польское посредство были восприняты значения: «1) приготовление лекарств; лекарство, мастика; 2) сплав; род меди, смешанной с другими металлами» (Бирж., 371). С середины ХVIII в. слово композиция в значении «составление целого рисунка из отдельных частей» применяется в живописи. Впервые фиксируется в Сл.Кург. (397) в значения «состав, смесь». Ср.: БАС, V, 1263-1264. Как термин химии, музыки и живописи отмечается в Сл.Яновск. (II, 344-345). Его применение в медицине было ограничено рамками XVIII в. Как химический термин слово композиция просуществовало до начала XX в., обозначая, в том числе, «поддельный, составной камешек или иную подобную вещь» (Сл.Даля1, II, 759; Сл. Чудин 1902 (348).

Содержание слова композиция расширяется в первой половине XIX в. – оно уже означает «компоновку в музыке и других художествах» (СА 1847, II, 195), а к началу XX в. утверждается в качестве общего термина искусства и литературы (Сл.Ушак., I, 1420). С последней трети ХХ в. словом композиция называется «монтаж, составленный из произведений различных авторов», напр.: «Программа вечера, посвященного этой композиции, состояла из «Двенадцати» Блока, читаемых полностью в виде пролога, и текста «Униженных и оскорбленных», перемежаемого время от времени вставками из «Двенадцати» (А.Закушняк. Вечер рассказа, 201). Это значение впервые отмечается в МАС (II, 86).

Композиционный . Образовано при помощи суф. -онн - (Сл.Ушак., I, 1420).

Дизайн. Словарь терминов

Композиция

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio) – сочинение, составление; соединение, связь. В литературе и искусстве – построение (структура) художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, обусловленные идейным замыслом и назначением произведения. В архитектуре – связанные между собой в едином композиционном построении несколько зданий. Композиция произведения изобразительного искусства – это размещение на полотне людей и предметов. Композиция важна и в портрете, и в натюрморте, и в пейзаже. Обычно в картине существует некий центр, в котором происходит основное действие и где находятся её главные герои. Но бывают и другие композиции.

Толковый переводоведческий словарь

Композиция

взаимодействие принципов внутреннего и внешнего построения текста в его язы-ково-стилистическом оформлении; это не только схема построения текста, а идейно-эстетическая категория, теснейшим образом связанная с содержанием.

Тезаурус русской деловой лексики

Композиция

Syn: произведение, составление, формирование

Энциклопедический словарь

Композиция

(от лат. compositio - составление, связывание),

  1. построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).
  2. Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.
  3. Произведение, включающее различные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.
  4. Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

Словарь Ожегова

КОМПОЗИ ЦИЯ, и, ж.

1. (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги.

2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная к. Хореографическая к. Литературно-музыкальная к. Архитектурная к.

3. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции.

4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (напр. железа и бетона, пластика и стекла, металла и неметалла) (спец.).

| прил. композиционный, ая, ое (к 1, 3 и 4 знач.).

КОМПОЗИЦИЯ, -и, ж. 1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К.романа, картины, симфонии, книги. 2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная к. Хореографическая к. Литературно-музыкальная к. Архитектурная к. 3. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции. 4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (напр. железа и бетона, пластика и стекла, металла и неметалла) (спец.). || прил. композиционный, -ая, -ое (к 1,3 и 4 знач.). Композиционные особенности романа. Композиционные материалы.


Смотреть значение КОМПОЗИЦИЯ в других словарях

Композиция — композиции, ж. (латин. compositio - составление) (книжн.). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе.........
Толковый словарь Ушакова

Композиция Ж. — 1. Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое. 2. Произведение живописи, музыки и т.п., имеющее........
Толковый словарь Ефремовой

Композиция — -и; ж. [от лат. compositio - составление]
1. Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства. К. романа. К. оперы. К. картины. Мастерство........
Толковый словарь Кузнецова

Композиция — - во Франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением. Получение К. было запрещено в Великом ордонансе 1357 г.
Юридический словарь

Амебейная Композиция — (от греч. amoibaios - попеременный - чередующийся),композиция (обычно стихотворная), при которой на протяжении всегопроизведения чередуются отрывки (стихи, строфы), связанные........

Композиция — (от лат. compositio - составление - связывание),1) построениехудожественного произведения, обусловленное его содержанием, характером,назначением и во многом определяющее........
Большой энциклопедический словарь

Шахматная Композиция — создание на шахматной доске оригинальныхискусственных позиций фигур: шахматных задач (в которых одной из сторонпредлагается выполнить задание, напр. объявить мат........
Большой энциклопедический словарь

Шашечная Композиция — создание на 64- или 100-клеточной доске оригинальныхискусственных позиций с заданиями - выиграть, сделать ничью (этюды),лишить возможности хода ("запереть") имеющиеся на........
Большой энциклопедический словарь

Композиция — - построение художественного произведения, расположение частей и предметов, а также произведение, включающее отдельные виды искусств.
Исторический словарь

Композиция — (от лат. compositio - составление, сочинение).
1) Музыкальное произведение, результат творческого акта композитора. Понятие К. как законченного художеств. целого сложилось........
Музыкальная энциклопедия

Композиция — - бинарная алгебраическая операция. Напр., К. (или суперпозицией) двух функций f(x)и g(x)наз. функция h(x)=f.O K. в теории вероятностей см. Свертка.
Математическая энциклопедия

Композиция Бумаги (картона) — Вид и соотношение волокнистых и неволокнистых компонентов бумаги (картона).
Полиграфический словарь

Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое.

три основных признака формальной композиции:

единство соподчинение равновесие

условие композиционного построения, его основной признак. Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность как первый признак композиции.

Целостность не рассматривается буквально как некий спаянный монолит, между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки взаимосвязь логическая, смысловая или сюжетная зрительно выделяет изображение или предмет из окружающего пространства. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, а может быть внутри изображения. Целостностная композиция не должна распадаться на отдельные случайные пятна.

Единства в композиции можно добиться многими способами: совмещением пластических и колористических характеристик, установлении соподчиненности объектов, соблюдением пропорций и т. д.

Сложно найти целостность в композиции, построенной на контрастном сочетании элементов. Различие может быть, к примеру, а их величине, а сходство, которое их объединяет - в расположении или цвете. Единство, основывающееся только на равных, простых элементах - скучна и монотонна.

Добиться единства в композиции также можно группировкой вокруг главного центра, уменьшения количества элементов, нюансировкой, членения и т.д. Однако нужно следить, чтобы это не привело к упрощению композиции.

Соподчинение.

Наличие доминанты или другими словами подчиненность второстепенного главному. Обычно главный элемент композиции сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие второстепенные элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смысловой центр композиции. Центр, фокус в композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины, главное, что второстепенные элементы подводят взгляд к кульминации изображения, в свою очередь соподчиняясь между собой.

Доминанта может состоять из нескольких элементов или одного большого, это также может быть свободным пространством - композиционная пауза.

Выделить композиционный центр можно различными способами:

выделить один из элементов цветом. При этом по другим свойствам элемент должен быть неизменным;выделить элемент контрастно, например, формой, размером и т.д;заполненностью пространства или наоборот пустотой (композиционная пауза).

Возможны две доминанты, но одна из них должна быть ведущей, чтобы избежать неопределенности.

Композиционный центр всегда располагается в активной части, то есть ближе к геометрическому центру композиции.

Равновесие - это расположение элементов композиции, в которой каждый элемент находится в устойчивом положении. Равновесие композиции по определению связанна с симметрией, но симметричная композиция имеет качество уравновешенности изначально, как данность. Симметрия всегда уравновешенна, а равновесие не всегда симметрично. Мы рассматриваем композицию, где элементы расположены без оси или центра симметрии, где все строится по принципу художественной интуиции в конкретной ситуации.

Уравновесить композицию может пустое поле или одна точка поставленная в определенном месте картины.

Тональная и цветовая составляющая левой и правой части должны быть равными по количеству. Если в одной части больше контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части, либо ослабить в правой. Можно также изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.

Чтобы добиться равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения элементов.

В динамических композициях уравновешенность нужно уделять особое внимание, так как художественная задача в таких композициях состоит как раз в нарушении равновесия. В произведениях искусства, самая асимметричная, динамическая композиция всегда скрупулезно уравновешена. Неуравновешенная композиция производит впечатление неопределенности и случайности.

Основные виды композиций

Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Такое разделение в какой-то мере условно, так как на практике мы имеем дело с сочетанием различных видов композиции. Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной; объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды.