Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Происхождение танца менуэт. Энциклопедия танца: Менуэт

Происхождение танца менуэт. Энциклопедия танца: Менуэт

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова менуэт

менуэт в словаре кроссвордиста

менуэт

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

менуэт

м. франц. устаревшая пляска.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

менуэт

менуэта, м. (фр. menuet). Старинный французский танец, изящный и плавный.

Форма музыкального произведения с ритмом менуэта (муз.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

менуэт

А, м. Старинный французский народный и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца.

прил. менуэтный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

менуэт

    Старинный французский бальный танец, характеризующийся плавностью и медленностью движений и состоящий в основном из поклонов и реверансов.

    Музыка к такому танцу.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

менуэт

МЕНУЭТ (франц. menuet, от menu - маленький) старинный народный французский танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер 3/4.

Менуэт

(франц. menuet, от menu ≈ маленький, мелкий), французский танец. Происходит от народного танца провинции Пуату. Со 2-й половины 17 в. становится придворным танцем, затем распространяется по всей Европе как бальный (в России появился на ассамблеях Петра I). М. исполнялся плавно, торжественно, движения строились в основном на поклонах и реверансах. Музыкальный размер 3/4. На протяжении 18 в. М. видоизменяется: ускоряется темп, усложняются движения, танец приобретает черты жеманной изысканности. Ранние образцы М. имеются в операх-балетах Ж. Б. Люлли, в клавирной музыке Ф. Куперена и др., в увертюрах к ораториям Г. Ф. Генделя, в его же оркестровых и инструментальных сюитах, а также у И. С. Баха. В. А. Моцарт внёс в М. черты лиризма и мужественной энергии. Постепенно М. превращается в скерцо (окончательно у Л. Бетховена), к концу 19 ≈ началу 20 вв. встречается редко (у К. Дебюсси, М. Равеля, Г. Форе, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и др.).

С. П. Панкратов.

Википедия

Менуэт

Менуэ́т - старинный народный французский грациозный танец , названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах, па меню (pas menus ). Произошёл от медленного народного хороводного (так называемый menuet de la chaîne) танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века - бальный . С XVII века широко распространился по всей Европе.

Примеры употребления слова менуэт в литературе.

Антифонное пение, разделенный надвое хор, менуэт , партии или голоса в музыкальном ансамбле, а также столь важные с точки зрения этнологии игры, когда отнимают друг у друга некий трофей, -- все это примеры антитетических игр, которые вовсе не должны быть полностью агональными, хотя элемент соревнования там весьма часто присутствует.

Только меняла платья и мокрые сорочки, обтиралась душистой водкой и снова, похудевшая, высокая, вся пропитанная музыкой, гордо кланялась в менуэте , как бешеная крутилась в польском.

Протанцевать этот менуэт значило, по местному выражению, проплясать последний раз джигу на виселичной веревке.

Традиционные составные части сюиты Бах дополнял разработкой тем гавота, менуэта , полонеза, старинных французских танцев паспье и бурре, славяно-итальянского танца форлана.

Вон как прелестно движется в менуэте княжна Лопу-хова, как ловка в контрадансе графиня Головкина, а он все бычится да по сторонам скучающе поглядывает.

А как его, нашего черта, что в соломе, в овине да в банях на полках живет, к менуэту да контрдансу приучишь!

И звуки менуэта доносились, как пастушеские флейты и виольдамуры из царства Венус, томным напевом: Покинь, Купидо, стрелы: Уже мы все не целы, Но сладко уязвленны Любовною стрелою Твоею золотою, Любви все покоренны.

На подзеркальном вычурном столике, под стеклянным колпаком, группа фарфоровых пастухов и пастушек застыла в реверансе менуэта .

Менуэты упоенья, Терпкий привкус просветленья, Стыд, боязнь пустоты И постылость возвращенья.

Кроме оперы, боевых песен и нескольких романсов основную часть его небольшого наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы - полонезы и мазурки, а также марши, менуэты , вальсы.

Менуэты , экоссезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы - таков круг танцевальных жанров, но над всем возвышаются вальсы - уже не просто танцы, а скорее лирические миниатюры.

Тогда еще запрещалось молодежи танцевать буржуазные танцы, а разрешались только народные, красивые, изячные, патриотические экосезы, менуэты , па-де-патенеры, вальсы-гавоты.

В сущности, это был менуэт , который в старину танцевали императоры и короли, но автомобильный король был американцем и поэтому танцевал его на американский лад.

Потому что - поверь мне, Геро, сватовство, венчанье и раскаянье - это все равно что шотландская джига, менуэт и синкпес.

Здесь вина сплошь янтарные, замирающие каденции сладкозвучных напевов, гордый менуэт , добрые леди, флиртующие со своих балконов почмокивающими устами, загнившие сифилисом девки и молодые кумушки, которые, весело отдаваясь своим насильникам, обнимают и обнимают их вновь.

Этот термин был заимствован из французского языка "menuet ",что в переводе означает "бальный танец ". Менуэт наполнен изящными позами,маленькими шагами,реверансами и поклонами.Получил название из за мелких движений - "па".
В далеком средневековье считался народным.Отличался задором и непосредственностью и носил совершенно другое название "Branle de Poitou a Mener ".

Уже в 17 веке весьма полюбился высокородным господам и дамам и поменял название.Теперь он носил имя "Amener " от слова "a mener",что в переводе с французского означает "вести ".
Такой сменой названия убивалось сразу два зайца,во первых подчеркивалось главенство первой пары,поскольку первым всегда был король,а во вторых было скрыто неблагородное происхождение этого танца.
Чуть позже отказались и от этого имени.Поскольку в этом танце было множество мелких "па",то вместо "Amene" стали произносить "Менуэт " - "Pas Menu",что в переводе означало "маленький шаг ".

Самым популярным танцем "Менуэт " становится во времена Людовика 14 .Именно при его правлении были заново переписаны правила бальных церемоний.
Ведь в то варварское время,касаться дамы в танце считалось верхом неприличия.
В "Менуэте " же кавалер касается кончиков пальцев своей дамы и это считается нормой.

С течением времени этот легкий танец распространился по всей Европе.Более того,что бы сделать движения танцующих гораздо элегантнее в королевской академии во Франции занялись его усовершенствованием.Уже в 18 веке танец настолько изменился и стал гораздо сложнее,что не все кавалеры могли правильно вести свою даму.Движения стали жеманнее,вычурнее и быстрее.Был весьма популярен среди французской знати.Про него стали говорить,что "Менуэт - король танцев и танец королей ".

Популярный и всеми любимый танец "Менуэт " почил в бозе,когда наступила великая и ужасная французская революция.Любители танцев либо убежали за границу,либо расстались со своей головой в буквальном смысле.
Танцевать "Менуэт " стало даже опасно,за это могли донести и отправить за решетку.

Второе рождение этот танец получил в балете.


Множество великих композиторов отдали должное этому танцу - Глазунов, Дебюсси, Глинка, Рубинштейн, Чайковский, Глюк, Моцарт, Бетовен, Гендель, Бах.
Кто то ввел инструментальную суиту,кто то вставил элементы мелодии танца в свои балеты,а кто то в оперную увертюру.
Впервые,кто применил "Менуэт " в своем произведении стал великий композитор Йозеф Гайдн.

Не оставил столь популярный в прошлом танец и Ги Де Мопассан.

Отрывок из рассказа:
"Объясни мне старый танцовщик,что же такое Менуэт?
Он оживился.
Менуэт,господин,это танец королей и король танцев.
Однако с тех самых пор,как не стало королей,исчез и Менуэт"

Что танцевали дворяне на балах?

  • Одним из самых популярных танцев был Полонез .Наибольшую популярность имел при Екатерине 2.Танцевали все без исключения.При Полонезе дамы встречают кавалеров.
  • Вальс занимал второе по популярности место.В России стал моден лишь в 19 веке.
  • Мазурка танцевалась в середине бала.В России о ней узнали в 1810 году.Танцуют мазурку четырьмя парами.При этом танце можно было разговаривать.
  • Котильон стал известен в России в 19 веке.Это такая необычная танец-игра.
  • Гавот появился в 16 веке.Уже в 17 веке стал исполняться при дворе.Излишне жеманный и грациозный.
  • Кадриль появилась в конце 18 века.Однако уже в конце 19 века утратила свое значение.
  • Полька очень модный французский танец.В Россию ее завез известный танцовщик Н. Гольц.

(pas menus ). Произошёл от медленного вальса (так называемый menuet de la chaîne) - танца провинции Пуату . Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века - бальный . С XVII века широко распространился по всей Европе.

Исторический обзор

Менуэт в творчестве композиторов

В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной , клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо (не менее великого, а может даже более, но без такого же "титула"), Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах , Гендель), иногда - даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно -симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре , то второй нередко пишется в одноимённом миноре . Второй менуэт чаще всего назывался трио .

В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка и ранних симфониях Гайдна , у которого менуэт приобретает нередко оживлённый и бодрый характер, приближаясь по характеру к крестьянскому танцу. Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии. [ ] Моцарт внёс в менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации. Бетховен в своих поздних симфониях заменил менуэт на скерцо . Позднее, в XIX веке менуэты писали Чайковский , Глазунов , Дебюсси , Сати и другие композиторы.

Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали также Глинка и Рубинштейн . В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта.

Источники

Отточенные десятилетиями танцевальные па менуэта демонстрируют галантность кавалеров и очарование дам. Ведь менуэт – это танец, достойный королей.

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas – маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.


Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем – несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора – король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта – в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.

Менуэт — танец королей

Менуэт (фр. menuet ) - бальный танец. Состоит из поклонов и реверансов, маленьких шагов, изящных поз. Назван так из-за своих мелких движений (па). Происхождением из Франции. В средневековье был народным. Отличался живым непосредственным характером и имел совершенно другое название - Бранль а Мене из провинции Пуату (Branle de Poitou à Mener).

С ХVII века принят знатью и сменил имя. Превратился в Amener, от à mener – вести. Во-первых, таким образом скрывалось его крестьянское происхождение. Во-вторых, подчёркивалось предводительство первой пары (первым всегда шёл король). Однако и от нового названия пришлось отказаться. Благодаря своим мелким па вместо «Амене» стали говорить «Менуэт» (Pas Menu - маленький шаг).

Придворным танцем менуэт стал в эпоху правления короля Людовика ХIV. Тогда же произошла «революция» в правилах бальных церемоний. Ведь касаться даже кончиков пальцев дамы считалось неприличным. В менуэте же кавалер ведет партнершу именно за кончики пальцев.

Постепенно мода танцевать менуэт распространилась по всей Европе, а во Франции его усовершенствованием занялись члены королевской академии танцев. В ХVIII веке танец ещё более усложнился, стал быстрее, движения — вычурнее и жеманнее. Приобрел популярность в кругах буржуазии. О нем говорили «Менуэт – это танец королей и король танцев!».

История менуэта прервалась Великой французской революцией. Аристократы либо бежали из страны, либо погибли на гильотине. Танцевать менуэт стало некому и негде, придворные балы ушли в прошлое.

С тех пор менуэт живет лишь в балете.

Так или иначе дань менуэту отдали в своем творчестве выдающиеся композиторы: Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт, Глюк, Чайковский, Рубинштейн, Глинка, Дебюсси, Глазунов. Кто-то вставлял элементы мелодии танца в свои балеты, кто-то вводил в инструментальную сюиту, кто-то - в оперную увертюру

В симфониях первым использовал менуэт великий австрийский композитор Йозеф Гайдн

Ги де Мопассан «Менуэт»

(Отрывок из рассказа)

«…- Объясните мне, - сказал я старому танцовщику, - что такое менуэт?
Он встрепенулся.
- Менуэт, сударь, это король танцев и танец королей - вот что это такое. С тех пор как не стало королей, не стало и менуэта.
И он в высокопарном стиле произнес длинный дифирамб менуэту, из которого я ничего не понял. Я попросил описать мне все его па, движения, позы. Он путался, приходил в отчаяние от своего бессилия, нервничал. И вдруг он обернулся к своей старой подруге, по-прежнему молчаливой и важной:
- Элиза, хочешь, скажи, хочешь, - это было бы так мило с твоей стороны, - хочешь показать этому господину, что такое менуэт?
Она беспокойно огляделась по сторонам, потом поднялась, не говоря ни слова, и стала против него. И тут я увидел нечто незабываемое.
Они двигались взад и вперед, по-детски жеманясь, улыбались друг другу, наклонялись, кланялись, подпрыгивали, точно две старые куклы, которых приводит в движение допотопный механизм, сделанный рукой искусного мастера по правилам того времени.
Я смотрел на них, а сердце томилось странным чувством, душа была полна невыразимой грусти. Мне казалось, что передо мной предстало жалкое и смешное привидение, старомодный призрак целого века. Мне хотелось смеяться и в то же время плакать.
Они вдруг остановились - окончились все фигуры танца. Несколько мгновений они стояли друг против друга, строя какие-то удивительные гримасы, потом, плача, обнялись»
.

Что танцевали на дворянских балах

  • Полонез . Им открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Продолжался полчаса. Танцевали все присутствующие. Во время полонеза дамы встречали кавалеров.
  • Вальс . Второй по счету танец дворянского бала. Вошел в моду в России
    в начале ХIХ века.
  • Мазурка . Середина бала. В России появилась около 1810 года. Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.
  • Котильон . Происхождением из Франции. Известен в середины ХVIII века. В Россию пришел в следующем столетии Он представлял собой танец-игру. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.
  • Гавот . Известен с ХVI века. В ХVII веке стал придворным танцем, приобрёл грациозный и жеманный характер.
  • Кадриль . Французский танец, возник в конце XVIII века. Был популярным до конца XIX века. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику друг против друга.
  • Полька . Была очень модна во Франции. В России полька появилась в 1845 году. Привёз её знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Н. Гольц.

Видео танца