Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Лобанов издатель словаря сергей васильевич максимов. Сергей Васильевич Максимов

Лобанов издатель словаря сергей васильевич максимов. Сергей Васильевич Максимов

Максимов Сергей Васильевич (25.09.1831-3.06. 1901), писатель-этнограф, очеркист. Родился в с. Парфентьево Кологривского у. Костромской губ. в семье мелкопоместного дворянина, служившего почтмейстером. По окончании училища в с. Парфентьеве поступил в Костромскую гимназию. Летом 1850 приезжает в Москву поступать на историко-филологический факультет Московского университета, но прием был только на медицинский. Среди новых друзей - будущий историк Д. И. Иловайский и будущий знаменитый врач С. П. Боткин. Впоследствии напишет: «Москве я обязан моими первыми литературными связями, моим литературным воспитанием и первыми проблесками моего сознания, что я должен чем-нибудь быть полезен народу». Этим проблескам сознания он обязан редакции «Москвитянина», где познакомился со своим земляком А. Ф. Писемским. Через многие годы А. Н. Майков напишет ему: «Вы помните ваше знакомство с Писемским: не знаю, он ли был крестным отцом ваших первых произведений, но помню, что его трезвый взгляд на жизнь и искусство сильно действовал на вас, еще юношу, и не остался без влияния на дальнейшие ваши труды. Он, кажется, первый и указал вам на изучение жизни русского народа, найдя в вас и нужную для того подготовку, меткий взгляд и разумную наблюдательность». Максимов сблизился со своим костромским земляком именно в то время, когда «Тюфяк» А. Ф. Писемского и «Свои люди - сочтемся» А. Н. Островского забили, по словам А. А. Григорьева, «светлыми лучами», открывая новые пласты народной жизни. В 1850 ядро молодой редакции «Москвитянина» составил кружок Островского. Это было второе поколение 20-летних славянофилов, старшему из которых, Островскому, было 27 лет, а младшему, Максимову, 20. Вспоминая об этом 2-летнем московском периоде, Максимов особо подчеркивал, что «в кружке московских друзей привольно было лишь коренным русским людям», каждый, писал он, «побывавший здесь уходил и с более приподнятым челом, уверенностью и твердою поступью, как будто он на свое природное звание получил оформленный и засвидетельствованный патент». С этим «патентом» молодой писатель явился в 1852 в Петербург. Недаром в первых же его этнографических очерках критики отметили «отсутствие космополитизма».

В течение 1854 «Библиотека для чтения», самое массовое по тому времени издание, публикует 6 очерков Максимова. На них обратил внимание И. С Тургенев, чьи «Записки охотника» тоже в определенном смысле были «этнографическими». «Ступайте-ка в народ, внимательно наблюдайте, изучайте его на месте, запасайтесь свежим материалом. Дорога перед вами открыта», - посоветовал он молодому писателю.
Первую свою «экспедицию» Максимов совершил во Владимирскую, Нижегородскую, Костромскую и Вятскую губернии, еще не имея, как он сам признавался, «никакой школы и поучения», надеясь на русское «авось». Цикл его очерков появился в той же «Библиотеке для чтения», составив впоследствии книгу «Лесная глушь».

В 1855 Военно-морское ведомство, возглавляемое братом императора вел. кн. Константином Николаевичем, при проведении давно назревшей реорганизации флота, решает послать «литературную экспедицию» для исследования и описания морских побережий и главных водных артерий России. Островского командировали на Верхнюю Волгу, Потехина (сотоварища Максимова по Костромской гимназии) - на Нижнюю Волгу, Писемского - в Астраханскую губ., Афанасьева-Чужбинского - на Днепр, Данилевского - в Малороссию и Крым, М. Михайлова - на Урал, Н. Филиппова - на Дон, а самого молодого из них Максимова - на Русский Север, в тот «край непуганых птиц», который через полвека после него вновь откроет М. Пришвин. Очерки Максимова, как и др. участников экспедиции, публиковал «Морской сборник», а в 1859 они вышли отдельным двухтомным изданием «Год на Севере».

Затем последовали др. экспедиции: в 1859-60 - на Амур, в 1862-63 - на Урал, Каспий и Кавказ, в 1867-68 - на Смоленщину и в Белоруссию. Результатом их стали новые книги: «На Востоке», «Сибирь и каторга», «Бродячая Русь Христа-ради». Эти книги тоже представляли жанр беллетризованной этнографии, возникший, не без участия Максимова, на стыке науки и литературы. Известный историк И. Е. Забелин писал ему: «Этнография есть та же археология, только живая, действующая».
Однако наибольшую известность обрели книги Максимова, которые не имели прямого отношения к этнографии и его этнографическим экспедициям. В 1872 в журнале «Школьная жизнь» (№ 11-13) был опубликован цикл его очерков для детей среднего возраста «Куль хлеба и его похождения», в 1873 вышедший книгой (переиздания 1875, 1881, 1894). Спустя столетие (1982, 1985, 1987) «Куль хлеба» вновь оказался в центре внимания, причем уже не только детей. Максимов создал поэму о хлебе, гимн русскому хлебу и русскому хлебопашцу: «Хлеб - всему голова! - уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом деле: крестьянин землю пашет, хлеб сеет, собирает и продает; ел бы богач деньги, кабы убогий не кормил его хлебом. Ни о чем так сильно не хлопочут, ни о чем так усердно не молятся Богу простые русские люди, как о росте посеянного хлеба. Без хлеба не крестьянин. Хлеб на стол - и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска. Без хлеба несытно, без него и у воды худо жить, без хлеба смерть; хлеб - дар Божий, батюшка, кормилец».

Во время этнографических экспедиций Максимов вел и фольклорные записи - песен, сказок, легенд, обрядов, пословиц, поговорок, но все их передал фольклористам. В его этнографических книгах фольклор присутствует в своей естественной среде обитания. Все его книги фольклорные в точно такой же степени, как этнографические. Фольклор воссоздает внутреннюю жизнь народа, этнография - внешнюю. Они - как душа и тело народа.

Лишь в одной книге Максимов собрал воедино эти фольклорные золотые россыпи, выделив из них самородки крылатых слов. В 1880-е он публикует в различных газетах и журналах свои заметки, посвященные толкованию отдельных слов и выражений. В 1891 его «крылатые слова» были изданы, а затем неоднократно переизданы, став, наряду с «Кулем хлеба», одной из самых популярных книг.

Современники по праву называли Максимова патриархом народоведения. Его Собрание сочинений, вышедшее в издательстве «Просвещение», состоит из 20 томов. Но и оно - далеко не полное. Собрание сочинений стало итогом его полувековой литературной деятельности, но посмертным. При жизни Максимов вынужден был зарабатывать себе на хлеб насущный журналистикой в петербургских «Полицейских ведомостях». Его современник и биограф П. В. Быков писал о нем за год до смерти: «Это удивительно скромный человек далеко не оценен на своей родине, где его имя очень популярно, но не гремит, как гремело бы за границей, если бы Сергей Васильевич, только очень недавно избранный в почетные академики Императорской Академии Наук, - был писателем иностранным… Но такова уж судьба русского писателя за очень немногими исключениями».

Сергей Васильевич Максимов
Дата рождения:
Место рождения: посад Парфеньево , Кологривский уезд ,
Костромская губерния
Дата смерти:
Место смерти: Санкт-Петербург
The query description has an empty condition.
Род деятельности: писатель, этнограф
Награды:
Произведения на сайте Lib.ru

Сергей Васильевич Максимов ( -) – известный в конце XIX - начале в. писатель, этнограф, путешественник, исследователь обычаев, традиций, языка, верований русского народа. В советское время его книга «Нечистая, неведомая и крестная сила » не издавалась отдельным изданием, в перестройку её текст поглавно размещала газета "Литературная Россия" (редактором был Эрнст Иванович Сафонов). Она посвящена верованиям, обычаям и суевериям: в домовых, леших, ведьм, мать-сыру землю, живую воду и т. п.

Известный этнограф, фольклорист, выдающийся писатель народнического поколения, почетный академик с 1900 г. по отделению русского языка и словесности. Учился в Московском университете и медико-хирургической академии. С.В.Максимов был близок славянофилам. Он изучал общинный и артельный быт крестьян, мастеровых-отходников, заключенных, староверов и сектантов, малых народов севера. Он много путешествовал по России. В 1855 г. С.В.Максимов ходил пешком по Владимирской губернии, посетил затем Нижегородскую и Вятскую губернии, сделав один из первых опытов непосредственного изучения народного быта. Когда, по мысли великого князя Константина Николаевича морским ведомством был организован ряд этнографических экспедиций (1855), С.В.Максимову было поручено обследовать Русский Север. Он отправился в Олонецкий край, затем к Белому морю, добрался до Ледовитого океана и Печоры. По поручению Морского ведомства в 1860-1861 гг. С.В.Максимов исследовал Дальний Восток и Приамурье. На обратном пути этнограф имел задание по изучению сибирских тюрем и жизни ссыльных. Глубокое знание быта и нравов народа, знание, что называется, изнутри, верность деталей и живость зарисовок обеспечили писателю заслуженную известность и признание в русской литературе. Максимов был первопроходцем, исследующим новые, еще не освоенные литературой его времени явления действительности, обратившийся к глубокому исследованию народной души во всех ее проявлениях, писатель особого склада личности.

«Нечистая, неведомая и крестная сила» изначально задумывалась В.Н.Тенешевым как этнографическое исследование, призванное раскрыть связи между верованиями крестьян и их деятельностью, поведением и психологией. Это исследование было поручено С.В.Максимову, являвшемуся лучшим практическим знатоком быта и верований крестьян. В итоге было написано сочинение, не вполне отвечавшее поставленным задачам, но ставшее в подлинном смысле энциклопедией мифологических воззрений крестьян, раскрывающей глубины народной культуры, вполне воссоздающей поэтический мир народных верований и легенд. В книге рассказ о народной демонологии сочетается с ярким красочным описанием крестьянских годовых праздников, создавая этнографию бытового православия. Максимов подметил демонологическое мироощущение русского православного крестьянина с его своеобразными взглядами на мир и природу. Очерки Максимова - не фактографические хроники, они организованы сюжетно. В них отразилась обрядность, внутренняя сущность быта, целесообразность исторически сложившегося жизненного уклада. Неслучайно многие исследователи отмечают композиционное изящество, строгость сюжета очерков Максимова. Народное творчество в книге словно оживает, расцвечивается всеми цветами радуги, потому что всякий раз писатель погружается в живую жизнь. В сочинении Максимова о крестьянских верованиях и демонологии художественная изобразительность переплетается с научной этнографией. Удивителен язык произведения, своеобразно-народный, так хорошо из русских писателей конца XIX – начала ХХ вв. им владел только С.В.Максимов.

Значение МАКСИМОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

МАКСИМОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Максимов, Сергей Васильевич - известный этнограф, почетный академик (1831 - 1901). Учился в Московском университете и медико-хирургической академии. В 1850 - 1851 годах напечатал анонимно ряд переводов и компиляций. В 1854 г. поместил в "Библии для чтения" несколько этнографических очерков. В 1855 г. Максимов ходил пешком по Владимирской губернии, посетил затем Нижегородскую и Вятскую губернии, сделав один из первых опытов непосредственного изучения народного быта. Результатом был ряд очерков, напечатанных в "Библии для чтения" и др. изданиях, составивших впоследствии книгу: "Лесная глушь" (Санкт-Петербург, 1871). Когда, по мысли великого князя Константина Николаевича, морским ведомством был организован ряд этнографических экспедиций (1855), Максимову достался Север; он отправился к Белому морю, добрался до Ледовитого океана и Печоры и напечатал ряд статей в "Морском Сборнике", "Библии для чтения" и "Сыне Отечества", составивших затем известную книгу: "Год на Севере" (Санкт-Петербург, 1859; 4-е издание, Москва, 1890). Морское ведомство поручило Максимову отправиться на Дальний Восток, для исследования только что приобретенной Амурской области. Путешествие это было предметом нового ряда статей в "Морском Сборнике" и "Отечественных Записках", вошедших в книгу: "На Восток, поездка на Амур в 1860 - 61 годах" (Санкт-Петербург, 1864; 2-е издание, 1871). На возвратном пути в Россию Максимову было поручено обозрение сибирских тюрем и быта ссыльных, но это исследование к опубликованию не было разрешено, а было издано морским ведомством "секретно", под заглавием: "Тюрьмы и ссыльные" (Санкт-Петербург, 1862). Позже в "Вестнике Европы" и "Отечественных Записках" появились отдельные статьи Максимова по этому вопросу, а затем и книга: "Сибирь и каторга" (Санкт-Петербург, 1871; 3-е издание, Санкт-Петербург, 1900). В 1862 - 63 годах Максимов посетил юго-восток России, прибрежья Каспийского моря и Урала. Из статей, вызванных этой поездкой, в "Морском Сборнике" появились две - "Из Уральска" и "С дороги в Уральск", а остальные, касающиеся раскола ("Иргизские старцы", "Ленкорань", "Секта общих", "Молокане", "Духоборцы", "Прыгуны", "Скоппы", "Хлысты", "Субботники", "Божий промысел" и другие), напечатаны в "Деле", "Отечественных Записках", "Семье и Школе". Еще ранее из статей Максимова, напечатанных в "иллюстрации" и "Сыне Отечества", составилась книжка: "Рассказы из истории старообрядцев" (Санкт-Петербург, 1861). Максимов редактировал и сам составил книжки для народа: "О русской земле", "О русских людях", "Мерзлая пустыня", "Дремучие леса", "Русские степи и горы", "Крестьянский быт прежде и теперь", "Соловецкий монастырь" и другие. Командированный (1868) Географическим Обществом в северо-западный край, Максимов объездил губернии Смоленскую, Могилевскую, Витебскую, Виленскую, Гродненскую, Минскую и свои наблюдения напечатал в книге: "Бродячая Русь Христа ради" (Санкт-Петербург, 1877). В 1873 г. Максимов выпустил книгу: "Куль хлеба и его похождения" (4-е издание, Санкт-Петербург, 1894), в 1890 г. вышел большой ценный труд: "Крылатые слова" (2-е издание, Санкт-Петербург, 1899), в котором даны интересные объяснения различных слов и оборотов живой русской речи; в 1899 г. появилась книга: "Нечистая сила" (2-е издание, Санкт-Петербург, 1903). В 1900 г. Максимов был избран в почетные академики. В 1908 - 13 годах вышло "Собрание сочинений" Максимова в 20 томах, в которое не вошли его литературные статьи, воспоминания и другое. - Полный список работ Максимова составлен А.Г. Фоминым и приложен к ХХ тому собрания сочинений Максимова - Ср. П.В. Быкова, в I томе "Собрания сочинений Максимова"; А. Пыпин "История русской этнографии", том II; "Исторический Вестник" (1901, книга VII); "Русская Мысль" (1901, книга VI).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАКСИМОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАКСИМОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1831-1901) русский писатель, этнограф, почетный академик Петербургской АН (1900). Книги "Лесная глушь" (т. 1-2, 1871), "Сибирь и каторга" (т. 1-3, …
  • МАКСИМОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I этнограф-беллетрист, род. в 1831 г. в семье уездного почтмейстера в Кологривском у. Костромской губ., в посаде Парфентьеве, где и …
  • МАКСИМОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? этнограф-беллетрист, род. в 1831 г. в семье уездного почтмейстера в Кологривском у. Костромской губ., в посаде Парфентьеве, где и …
  • МАКСИМОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • МАКСИМОВ в Энциклопедии фамилий:
    Имя Максим (от латинского ‘величайший’) всегда было популярно. От этого имени и его производных форм образованы фамилии Максаев, Максаков, Максарёв, …
  • МАКСИМОВ в Литературной энциклопедии:
    Сергей Васильевич — беллетрист-этнограф. Р. в Костромской губ. в семье почтмейстера. Учился в Московском университете и Медико-хирургической академии в …
  • СЕРГЕЙ
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • МАКСИМОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМОВ Юр. Пав. (р. 1924), генерал армии (1982), Герой Сов. Союза (1982). С 1942 в Сов. Армии, участник Вел. Отеч. …
  • МАКСИМОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМОВ Сер. Вас. (1831-1901), рус. писатель, этнограф, поч. акад. Петерб. АН (1900). Кн. "Лесная глушь" (т. 1-2, 1871), "Сибирь и …
  • МАКСИМОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМОВ Ник. Ал-др. (1880-1952), ботаник, акад. АН СССР (1946). Один из основоположников экологич. физиологии р-ний. Осн. тр. по физиол. основам …
  • МАКСИМОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМОВ Леон. Ал-др. (р. 1931), физик- теоретик, ч.-к. РАН (1997). Тр. по физике тв. тела и мол. физике. Иссл. экситонные …
  • МАКСИМОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМОВ Вл. Ем. (1930-95), рус. писатель, публицист. С 1974 в эмиграции (Париж); гл. ред. (1974-92) ж. "Континент". Ром. "Семь дней …
  • МАКСИМОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМОВ Вас. Макс. (1844-1911), рос. живописец, передвижник. Жанровые картины показывают нравы и обычаи рус. деревни ("Семейный раздел", 1876), запечатлевают уходящий …
  • МАКСИМОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМОВ Ал-др Ал-др. (1923-90), учёный в области ракетно-космич. техники, ген.-полк. (1981), Герой Соц. Труда (1984). Занимался разработкой, организацией произ-ва, освоением …
  • МАКСИМОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМОВ Ал-др Ал-др. (1891-1976), философ, ч.-к. АН СССР (1943). Работы по истории науки и филос. проблемам …
  • МАКСИМОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМОВ Ал-др Ал-др. (1874-1928), гистолог, ч.-к. РАН (1920) и АН СССР (1925). С 1922 в США. Осн. тр. по анатомии …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕРГЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Сергей, (Сергеевич, …
  • МАКСИМОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Александрович (1874-1928) , российский гистолог, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент РАН с 1920). С 1922 в США. Основные труды …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ в Цитатнике Wiki.
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • ТРОИЦКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троицкий Петр Васильевич (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 31 декабря и …
  • РУМПЕЛЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румпель Иван Васильевич (1926 - 2002), чтец, регент. Родился 7 июня 1926 г. в …
  • РОЗОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Розов Константин Васильевич (1874 - 1923), архидиакон. Родился 10 февраля 1874 года в …
  • ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петров Николай Васильевич, имя нескольких лиц: Петров Николай Васильевич (1874 - 1956), прот., проф. Петров …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви - совещательный орган, содействующий высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ГОРЮНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горюнов Николай Васильевич (1880 - 1938), протодиакон, священномученик. Память 9 марта, …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ГЕРМОГЕН (МАКСИМОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гермоген (Максимов) (1861 - 1945), митрополит, предстоятель " Хорватской Православной Церкви ". В …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • БОЛОТОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Болотов Василий Васильевич (1853 - 1900), историк Церкви, филолог, член-корреспондент Императорской Академии Наук по …
  • СКОПИН-ШУЙСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Скопин-Шуйский (Михаил Васильевич, 1587 - 1610) - князь, знаменитый деятель в Смутное время. Рано лишившись отца, Василия Федоровича, который при …
  • МАКСИМОВ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Максимов, Николай Яковлевич - филолог (1832 - 88), окончил в 1853 г. Главный педагогический институт; был директором 6-й Санкт-Петербургском гимназии, …
  • МАКСИМОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Максимов, Николай Васильевич - беллетрист-этнограф и корреспондент (1848 - 1900), брат С.В. Максимова. Окончив морской корпус, служил во флоте. …
  • МАКСИМОВ КОНСТАНТИН АФАНАСЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Максимов, Константин Афанасьевич - беллетрист (родился в 1848 г.). Выступив в печати в 1876 г. в "Пчеле", Максимов печатал множество …
  • МАКСИМОВ ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Максимов, Евгений Яковлевич - писатель, военный корреспондент (1849 - 1904). Учился в технологическом институте и на юридическом факультете Петербургского университета; …

В. писатель, этнограф-беллетрист, путешественник, исследователь обычаев, традиций, языка, верований русского народа, почетный академик Петербургской АН (1900). В советское время его книга «Нечистая, неведомая и крестная сила» не издавалась. Она посвящена верованиям, обычаям и суевериям: в домовых, леших, ведьм, мать-сыру землю, живую воду и т. п.

Известный этнограф, фольклорист, выдающийся писатель народнического поколения, почетный академик с 1900 г. по отделению русского языка и словесности. Учился в Московском университете и медико-хирургической академии. С.В.Максимов был близок славянофилам. Он изучал общинный и артельный быт крестьян, мастеровых-отходников, заключенных, староверов и сектантов, малых народов севера. Он много путешествовал по России. В 1855 г. С.В.Максимов ходил пешком по Владимирской губернии, посетил затем Нижегородскую и Вятскую губернии, сделав один из первых опытов непосредственного изучения народного быта. Когда, по мысли великого князя Константина Николаевича морским ведомством был организован ряд этнографических экспедиций (1855), С.В.Максимову было поручено обследовать Русский Север. Он отправился в Олонецкий край, затем к Белому морю, добрался до Ледовитого океана и Печоры. По поручению Морского ведомства в 1860-1861 гг. С.В.Максимов исследовал Дальний Восток и Приамурье. На обратном пути этнограф имел задание по изучению сибирских тюрем и жизни ссыльных. Глубокое знание быта и нравов народа, знание, что называется, изнутри, верность деталей и живость зарисовок обеспечили писателю заслуженную известность и признание в русской литературе. Максимов был первопроходцем, исследующим новые, еще не освоенные литературой его времени явления действительности, обратившийся к глубокому исследованию народной души во всех ее проявлениях, писатель особого склада личности.

«Нечистая, неведомая и крестная сила» изначально задумывалась В.Н.Тенешевым как этнографическое исследование, призванное раскрыть связи между верованиями крестьян и их деятельностью, поведением и психологией. Это исследование было поручено С.В.Максимову, являвшемуся лучшим практическим знатоком быта и верований крестьян. В итоге было написано сочинение, не вполне отвечавшее поставленным задачам, но ставшее в подлинном смысле энциклопедией мифологических воззрений крестьян, раскрывающей глубины народной культуры, вполне воссоздающей поэтический мир народных верований и легенд. В книге рассказ о народной демонологии сочетается с ярким красочным описанием крестьянских годовых праздников, создавая этнографию бытового православия. Максимов подметил демонологическое мироощущение русского православного крестьянина с его своеобразными взглядами на мир и природу. Очерки Максимова - не фактографические хроники, они организованы сюжетно. В них отразилась обрядность, внутренняя сущность быта, целесообразность исторически сложившегося жизненного уклада. Неслучайно многие исследователи отмечают композиционное изящество, строгость сюжета очерков Максимова. Народное творчество в книге словно оживает, расцвечивается всеми цветами радуги, потому что всякий раз писатель погружается в живую жизнь. В сочинении Максимова о крестьянских верованиях и демонологии художественная изобразительность переплетается с научной этнографией. Удивителен язык произведения, своеобразно-народный, так хорошо из русских писателей конца XIX – начала ХХ вв. им владел только С.В.Максимов.