Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кто такие поэты-шестидесятники.

Кто такие поэты-шестидесятники.

Характерной особенностью русской литературы второй половины XIX века явилась демократизация художественного сознания , чему способствовали как характер общественного движения, так и появление в общественно-политической и культурной сферах представителей разночинной интеллигенции.

«Из духоты семинарий, - писал о ней Огарев, - из-под гнета духовных академий, из бездомного чиновничества, из удрученного мещанства она вырвалась к жизни и взяла инициативу в литературе».

С конца 50-х годов возникла в литературе целая плеяда писателей и критиков - разночинцев : Чернышевский, Добролюбов, потом - Писарев, журналисты Благосветов и Курочкин, писатели Помяловский, Некрасов, Слепцов, Решетников, Г. Успенский, Златовратский... Почти все они прошли суровую жизненную школу: боролись с нуждой, странствовали по России, жили в «углах» среди бедноты. Свой жизненный опыт они привносили в литературное творчество. Так, литература тех лет обогатилась новыми сюжетами : описанием жизни «низов» столицы и провинциальных городов, крестьянства; появились деревенские, фабричные очерки и рассказы, произведения, отражающие многообразие народной жизни, как, например, повести Максимова - «Лесная глушь», «Год на Севере», «Сибирь и каторга» и др.

Воодушевленные передовыми идеями 60-х годов и «некнижным» знанием жизни, писатели эти в большинстве своем рассматривали литературную деятельность не как профессию или работу, в какой-то степени обеспечивавшую существование, а как гражданское служение . Литературное отображение жизни преследовало конкретную духовно-практическую цель - силой высказанных мыслей преобразовать жизнь России. Это стремление предопределяло не только тематику беллетристических произведений, но и частое обращение писателей-романистов к публицистике, как к более действенному воздействию на читателей.

Обострение политических конфликтов, развитие общественной жизни, наконец, изменения, произошедшие в сознании людей, требовали теперь от писателей не простого изображения каких-либо событий, а объяснения сложных явлений бытия. По словам Н. В. Шелгунова, «в 60-е годы, точно чудом каким-то, создался внезапно совсем новый, небывалый читатель с общественными чувствами, общественными мыслями и интересами, желающий думать об общественных делах, желавший научиться тому, что он хотел знать».

Литературе придавалось значение своего рода «учебника жизни ». Стихи, проза, публицистические статьи писателей и критиков возбуждали живейший интерес просвещенного общества.

Развитие общественной и культурной жизни изменило в целом и концепцию литературного творчества, подверглись пересмотру художественные и нравственные критерии, возрастали аналитические тенденции . Наступившая эпоха новых буржуазных отношений внесла существенные изменения в мироощущения людей.Романтический накал страстей в литературе и жизни сменился трезвым прозаическим восприятием . На смену романтическим повестям А. Марлинского пришли сначала очерки «натуральной школы», затем - полные жизненной правды романы Тургенева и Достоевского . В качестве господствующего направления в литературе на всем протяжении второй половины XIX века утвердился реализм , который в тот период носил в основном ярко выраженный социально-обличительный характер . Основу этого направления в 60-70-е годы составила творческая деятельность писателей, в свое время образовавших так называемую «натуральную школу » - Некрасова, Григоровича, Достоевского и более поздних крупнейших художников-реалистов: Тургенева, Островского, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого. При всем различии творческих начал их объединяло обостренное внимание к российской действительности, обличение социальной несправедливости, народолюбие и гуманизм .

Литературному реализму второй половины XIX века было присуще не только правдивое изображение действительности, но, прежде всего, аналитический подход , а также широкомасштабность художественного мышления , когда человеческая индивидуальность рассматривалась и оценивалась на фоне общенародной жизни, в соотнесении с ней .

Вместе с «маленьким человеком» Гоголя и писателей «натуральной школы» в литературу пришел герой, отображающий в какой-то степени дух эпохи, размышляющий о себе и важнейших проблемах страны . Тематика литературных произведений носила в основном национальный характер : современные русские люди, с их чувствами и проблемами, русская жизнь, русский пейзаж прочно вошли в поэзию и прозу.

Наряду с сюжетной основой повествования естественную трансформацию претерпел и образ литературного героя. Он не только стал человеком своего времени, обладателем определенных общественных идей, но изменился и внешне. Вместо впечатляющего романтического героя-красавца с пламенными очами в литературу пришел скромный, часто малопривлекательный наружно персонаж, но наделенный высоким духовным потенциалом . Такими предстают герои романов Л. Толстого - Кутузов (в «Войне и мире») - пожилой, обрюзгший, одноглазый; Пьер Безухов - рассеянный увалень в очках; Достоевского - Раскольников, Неточка Незванова.

В 60-х годах 19 века первым увидел изменения в людях Ф. М. Достоевский. Он видел ту невозможность существования капитализма на русской почве , видел то, как русским людям навязывается западный менталитет и как они от этого страдают (повышенный интерес к индивидуальности, необходимость накопления всё большего количества денег испортили людей, сломали их духовность и разрушили нравственность). Ф. М. называет это время "мечущимся ", Лесков же говорил об этих годах так: "Всё перебуровалось ".

Животрепещущим для русского общества являлся вопрос о дальнейшей судьбе России - как дальше развиваться стране, продолжать ли начатое дело реформ или повернуть вспять? Какими идти путями - решительной революционной ломки всего отжившего или медленного постепенного преобразования? Какие силы должны возглавить и совершить это? и т.д. и т.п.

Единственным слоем общества, который всё ещё помнил о нравственном законе, было купечество . Купеческая культура всё ещё сохраняла народную ментальность и веру, осознание народного единства.

В это время появляется такое понятие, как интеллигенция . Это особый слой общества (не сословие), как правило состоявший из разночинцев . Неотъемлемой частью жизни интеллигенции был интеллектуальный труд .

На фоне этих внутриполитических событий в России в литературе появляется новое направление - психологический реализм . Развитие литературы определяется жанром романа , хотя и другие жанры в это время тоже не теряют свою популярность и актуальность. Однако роман реализовал наиболее глубокое содержание замысла писателя, имел философский характер , который по сей день привлекает внимание учёных.Психологизм литературных произведений содержится, в первую очередь, в исповедальности главных героев, которая раскрывается в их поступках, в обстановке их окружающей. К тому же, роман как основной жанр литературы 60-70-х годов опирался и на образцы древней литературы , и на географию , как науку.

Антинигилистический роман - особый жанр литературы 60-х годов 19 века, который предполагает особую концепцию автора с отрицанием нигилизма, как общественного явления, вредного для русского народа.

В 70-х годах 19 века огромную значимость приобретает социальный характер романа , который отражает реалии жизни в определенный период истории народа (хотя в 60-х годах подобное тоже встречалось). Проблема случайных семейств стоит необычайно остро, т.к. семья - это и самое прочное звено общество, и самое хрупкое одновременно.

К концу 70-х годов наметился отход от эпической формы произведений, переход к малым формам (роман ---> повесть), т.к. сама жизнь не давала возможности писателям создавать романы. К 80-м годам жизнь стала более суетливой, необходимость зарабатывать деньги и содержать семью тревожила и самих писателей, да и реальность не давала такого героя, который достоин быть героем. Литература переживает переходный период, смену идей и настроений. Началось развитие массовой литературы для не очень взыскательного читателя ("народного").

Народный читатель - не имеющий образования и без эстетических принципов человек.

Встал вопрос о том, как писать для народа. Толстой предложил опираться на фольклор, который имел эстетические идеалы, присущие русскому народу и понятные каждому.

2.Общая характеристика развития русской литературы в 80-90 годы. (по учебнику «История всемирной литературы»)

Последние десятилетия XIX века были обозначены серьезными переменами в общественной и литературной жизни России. Крах народничества как системы социально-философских взглядов и как типа общественного поведения отразился в литературе: он повлиял на изображение не только героев, причастных к этому движению, но и такой важной вообще для русской литературы сферы жизни, как крестьянская. Проблема «интеллигенция и народ», которой всегда были заняты лучшие умы России, теперь - ввиду драматического поворота в истории революционно-народнического движения - приобрела особенную остроту. То, что происходило в деревне, имело прямое отношение к судьбам интеллигенции: рушилось целое мировоззрение.

Атмосфера политической реакции, настроения «конца века», «сумеречности», «хмурости» эпохи - все это не могло не давить на художественное сознание общества. Литература развивалась в условиях тяжелого цензурного и психологического гнета. И все же, приспосабливаясь к полицейскому режиму, чтобы не погибнуть вовсе, прогрессивная литература искала новые пути - и находила их. Интеллектуальная жизнь этой эпохи - эпохи «мысли и разума» - отличалась интенсивностью во всех сферах. И если техника, наука, живопись, музыка, как известно, переживали расцвет, то и словесное искусство не стояло на месте
Утверждение капитализма в экономике повлекло изменения в социальной, культурной, духовной сферах русской жизни. После либеральных реформ 60-70-х годов во внутренней политике восторжествовал консервативный курс.
В общественной мысли изжили себя просветительские иллюзии, потерпели крах идеи народничества, утопизм общинного социализма. Но в то же время вызревали новые интеллектуальные силы , шла упорная, часто подспудная работа коллективной мысли.

· Революционные призывы -> постепенное изменение страны.

· Прогрессивные идеи интеллигенции предшествующих лет не были утрачены, но произошедшее разочарование в полит. идеалах вызвало упаднические настроения. -> новые искания интеллигенции.

Н. А. Бердяев писал: «Были признаны права религии, философии, искусства независимо от социального утилитаризма, моральной жизни, то есть права духа, которые отрицались русским нигилизмом, революционным народничеством и анархизмом...».

Изменения коснулись и литературы. Ушли из жизни в начале 80-х годов Тургенев и Достоевский, отошел от художественного творчества Гончаров. На литературном горизонте появилась новая плеяда молодых мастеров слова - Гаршин, Короленко, Чехов. Среди писателей, начавших творческий путь в эти годы, - В. Гаршин (1855-1888), В. Короленко (1853-1921), А. Чехов (1860-1904), более молодые А. Куприн (1870-1938), Л. Андреев (1871-1919), И. Бунин (1870-1953), М. Горький (1868-1936).

В литературе этого периода появляются такие шедевры, как - в прозе - «Братья Карамазовы» Достоевского, «Смерть Ивана Ильича» Толстого, рассказы и повести Лескова, Гаршина, Чехова; в драматургии - «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» Островского, толстовская «Власть тьмы»; в поэзии - «Вечерние огни» Фета; в публицистике и научно-документальном жанре - речь Достоевского о Пушкине, «Остров Сахалин» Чехова, статьи о голоде Толстого и Короленко.

В литературном процессе отразилось напряженное развитие общественной мысли . Вопросы общественного и государственного устройства, быта и нравов, национальной истории - по сути, вся русская жизнь была подвергнута аналитическому освещению. При этом был обследован огромный материал, поставлены великие, определяющие дальнейший прогресс страны проблемы. Но вместе с тем русская литература наряду с так называемыми «проклятыми вопросами» отечественной действительности приходит к постановке и общечеловеческих нравственных и философских проблем .
Реалистическое направление оставалось господствующим, достигнув выдающихся успехов в предшествующий период. Тем не менее, с начала 80-х годов ряд крупных мастеров слова обнаруживают стремления к поиску новых выразительных средств . В переписке, статьях Л. Толстого, В. Короленко, А. Чехова, позднее М. Горького постоянно возникали вопросы о дальнейших судьбах реализма.
Развитие капиталистических отношений обозначилось не только ростом городов, строительством железных дорог, фабрик и заводов, но и изменениями в психологии людей. Новые условия жизни прождали новые понятия, меняли человеческие чувства, восприятия и духовные потребности. Актуальную остроту обретал вопрос, заданный Чеховым в одном из писем: «Для кого и как писать? ». В это же время Толстой неоднократно признавался в письмах и дневниках, что ему совестно изображать вымышленных героев . Эпоха долго не давала писателям конкретного образа литературного героя.
Творческие искания Толстого, Чехова, Короленко были глубоко индивидуальны. Но их объединяла общая направленность - в судьбах литературных персонажей усматривается отражение судеб общества , личная судьба становится поводом для постановки общечеловеческих нравственных проблем, по-новому осуществляется связь объективного повествования и субъективного авторского видения обстоятельств повествования. Поиски новых средств выразительности приводили в некоторых случаях к склонности употреблять символы, иносказания, аллегорические концовки повествования, введение в реалистический текст фактических или философских сюжетов.

Общая направленность поисков новых литературных персонажей Толстого, Чехова и Короленко:

· отражение судеб общества;

· личная судьба - постановка общечеловеческих нравственных проблем;

· в некоторых случаях - склонность употреблять символы, иносказания, аллегорические концовки, фактические и философские сюжеты в тексте

Критика 80-х - начала 90-х годов отмечала тургеневское и толстовское начало в рассказах Гаршина, Короленко, Чехова; в произведениях, написанных под впечатлением русско-турецкой войны 1877-1878 гг., находила сходство с военными описаниями автора «Севастопольских рассказов»; в юмористических рассказах Чехова - зависимость от щедринской сатиры и т. д.

В рассматриваемую эпоху шел бурный процесс «демократизации» литературы, сказавшийся в первую очередь на расширении ее тематики.

Цель многих писателей - натуралистическое воссоздание действительности -> воспроизведение как можно большего количества современных фактов/явлений . Пример - Боборыкин: масса эпизодов и действующих лиц с целью «схватить и изобразить настоящий момент», но произведениям не хватает глубины, сырые зарисовки, зачастую большое количество ненужных для сюжета персонажей.
Чехов критиковал приукрашенное, фотографически подобное, но не истинное воспроизведение современной жизни. Утверждал необходимость нравственной идеи в художественных произведениях
Отечественное бытие, особенно провинциальное с его особенностями и пороками, стало предметом пристального внимания одного из наиболее социальных писателей тех лет - В. Г. Короленко.
Биография писателя достаточно характерна для прогрессивно мыслящего интеллигента второй половины XIX века. Сын чиновника судебного ведомства, он еще гимназистом лишился отца. В 1874 году поступив в Московскую Петровскую сельскохозяйственную академию, через 2 года был исключен из нее, а затем и выслан за участие в коллективном протесте студентов против полицейского режима, царившего в этом учебном заведении.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 3944 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Во второй половине девятнадцатого века, русская литература и культура переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят важные события: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. В целом, общественные отношения преодолевают некую планку, определённый уровень, после которого возврат в недалёкое прошлое кажется невозможным. В первую очередь это касается отношений к человеку, его проблемам, без различия категорий и сословий. Начинается процесс формирования «нового человека», его общественного и нравственного самосознания. Не удивительно, что подобные стремления сделали именно реализм, основным направлением в русской литературе к середине 19 столетия, посредством которого развиваются принципы изображения действительности. Его новый этап был тесно связан с попыткой детального проникновения в глубины человеческих чувств и отношений. Авторы демонстрируют желание не только передать свои эмоции через действующих лиц, но и вскрыть основные причины социального зла. Как следствие, авторы всё чаще обращаются в произведениях к народной тематике, образ крестьянина, мужика, становится одним из основных в художественной литературе. Традиции реализма заложенные Лермонтовым,Пушкиным , Гоголем, закрепляются, их произведения во многом становятся эталоном для новых авторов. Изрядное значение и вес приобретают критические отзывы на произведения. Заслугой этому в немалой степени послужила деятельность Чернышевского, в том числе и его диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности". Нельзя не вспомнить, что именно в это время произошло знаменательное событие: в российской империи отменили крепостное право, что конечно нашло отражение и в художественной литературе. Желание дальнейших преобразований на этой почве привели к полемике и появлению двух лагерей: либералов и демократов. Первые предлагали политические и экономические реформы постепенного изменения общественных отношений, вторые настаивали на немедленных, радикальных преобразованиях, как правило, через революционные процессы. К демократическому лагерю принадлежали в числе прочих Добролюбов, Герцен, Некрасов, Чернышевский, а либеральных взглядов придерживались Достоевский, Тургенев, Дружинин, Лесков. Как правило обмен взглядами и идеями осуществлялся через полемику на страницах литературных журналов. Также в литературе идут споры между сторонниками «чистого искусства» и приверженцами «гоголевского» направления, позже – между «почвенниками» и «западниками». Под воздействием идеологии разночинцев развиваются идеи «реальной критики», поднимается проблема положительного героя. Творческие поиски писателей – реалистов приводят к новым художественным открытиям, обогащению жанра романа, усилению психологизма. Во второй половине 19-го века появляется целая плеяда талантливых русских писателей: Ф.М. Достоевский(Бедные люди, Преступление и наказание), И.С. Тургенев(Отцы и дети, Записки охотника), И.А. Гончаров(Обыкновенная история, Обломов, Обрыв), А.Н. Островский (Гроза, Не всё коту масленица, Бесприданница, Свои люди - сочтёмся), Н.А. Некрасов(Княгиня Волконская, Кому на Руси жить хорошо),М.Е. Салтыков – Щедрин(История одного города, Господа Головлёвы, Пошехонская старина), Л.Н. Толстой(Война и мир), А.П. Чехов(Роман доктора, Роман репортёра, Палата №6, Смерть чиновника, Тоска, Ванька, Вишнёвый сад).

Коробкин А.Н. История Советской культуры 60 - 70-х годов XX века РЕФЕРАТ Чингисхан, Карл Великий и первый русский академик Меньшиков - они не умели писать на бумаге, но бегло писали на "досках Судьбы"... (Сергей Федин) . 1. ЛИТЕРАТУРА В русской советской литературе военных и послевоенных четырёх десятилетий XX века нам предоставляется возможность выделить два периода: - первый - литература военных лет и послевоенного возрождения (40 - 50-е годы) - второй - литература развитого социализма (60 - 70-е годы). Переход к этапу развитого социализма в СССР историки относят к концу 50-х годов, не связывая его с одной конкретной датой. Развитой социализм не мог сложиться в течение одного только года. С вступлением социализма в стадию зрелости стало очевидным, что уже сложилась и предстала перед взором человечества во всём своём величии новая цивилизация, а отсюда и новая культура, в корне отличающаяся от основанной на эксплуатации миллионов людей труда капиталистической цивилизации. В 60 - 70-е годы были созданы новые условия для развития литературы и искусства. Глубокие изменения в социальной структуре советского общества, рост его культуры, сознательности, инициативы открывали новые перспективы проявления принципов народности и партийности, требовали нового подхода к решению проблемы современного героя и ряда других проблем. На этапе развитого социализма стало особенно ясно, что ни один художественный метод не открывал перед художником таких возможностей, какие предоставлял метод так называемого социалистического реализма. В период развитого социализма продолжали свою работу в области литературы классики социалистического реализма. Это: Константин Федин, Михаил Шолохов, Александр Твардовский, Александр Фадеев, Леонид Леонов. Наряду с ними работало новое поколение писателей, таких как: В. Белов, В. Можаев, Г. Троепольский, В. Астафьев, В. Шукшин, В. Распутин, Виль Липатов, А. Чаковский, Ч. Айтматов и мн. другие. В произведениях этих писателей общественные и нравственные противоречия чаще всего выражались в формах повседневного, привычного человеческого существования. В литературоведении уже высказывался взгляд на период 60 - 70-х годов как на наиболее близкий к классическому реализму по сравнению с литературой первых послереволюционных лет. Этот вывод основывается на характере философских и нравственных исканий таких писателей, как Василий Шукшин. Талант В.М. Шукшина всё более меряется меркой Лескова, Чехова, Бунина. Его герои бьются над проблемами, которые приковывали внимание крупнейших писателей прошлого: в чём смысл жизни, "что с нами происходит", в чём тайна мира, красоты, движения, "зачем всё?" Духовная напряжённость его рассказов связана с попытками героев объяснить мир и себя, понять связь, "докопаться до дна". Как писатель Шукшин пробовал свои силы в жанрах романа ("Любавины", "Я пришёл дать вам волю"), повести ("Там вдали", "Калина красная", "До третьих петухов"), драмы ("Энергичные люди"), рассказа. Главные герои большинства рассказов Шукшина - деревенские люди: трактористы, шофёры, счетоводы, бригадиры, словом - сеятели и хранители земли. Как правило, герои В. Шукшина - люди любознательные, часто - "с чудинкой", но в мыслях и чувствах непосредственны, порой простодушны, до трогательности обаятельны. В своих рассказах Шукшин высмеивал человеческие пороки, умел показать, где добро, а где зло. В рассказе "Охота жить" зло и добро показаны в прямой схватке. Старый охотник Никитич, человек беспредельной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь, - и получил от него пулю в спину. Бескомпромиссно отрицательное отношение Шукшина к злу, в данном случае выполненному в образе уголовника. Тем важнее подчеркнуть, что писатель впоследствии не раз обращался в своих произведениях к людям, по тем или иным причинам отбывавшим тюремное заключение. Проблема счастья человека, остро волновавшая В. Шукшина, осталась неразрешённой им до конца, но решалась она в пользу нашей жизни всё с большим успехом. Литература 60 - 70-х годов, исследуя сложные пути развития нравственного сознания личности, исходила из социальной практики. Не только разум, не только знания, но и сила нравственного излучения личности приобретали особую цену. Обращаясь к широкому изображению действительности, к анализу особенностей того этапа жизни, писатели снова и по-новому ставили проблемы организации и управления производством, отношений руководителя и коллектива, творческого роста личности. Воссоздав атмосферу рабочих будней в романе "И это всё о нём", писатель Виль Липатов в конфликте Евгения Столетова с мастером Гасиловым показал борьбу созидателя с потребителем. Герой Липатова борется с такими пороками общества как мещанство, очковтирательство. Перечисленные проблемы волновали не только В. Шукшина и В. Липатова, а так же таких писателей, как В. Попов, М. Колесников, О. Куваев, поэта Е. Евтушенко. Но не только о современной им действительности повествовали писатели 60 - 70-х годов. Некоторые обращались и к военной теме, к героическому прошлому нашего народа. Теме Великой отечественной войны было посвящено много книг. Одна из них - "Блокада" А. Чаковского. Необычайный драматизм событийной стороны с несравнимой ни с чем битвой за Ленинград, - вот чем взяла "Блокада" в плен миллионы читателей. В романе показана героическая жизнь советского народа в дни вражеской блокады. Показан стратегический поединок между генералом Жуковым и фашистским фельдмаршалом фон Леебом. Победителем стал советский генерал, а в целом, конечно же, героические защитники города. К военной теме обращались так же писатели В. Быков ("Альпийская баллада", "Сотников"), М. Шолохов ("Они сражались за родину", "Судьба человека"), К. Симонов ("Живые и мёртвые", "Солдатами не рождаются"), Ю. Семёнов ("17 мгновений весны"), Ю. Бондарев ("Горячий снег"), поэт Р. Рождественский ("Реквием"). 2. АРХИТЕКТУРА В 60-е годы XX века в связи с ростом промышленности и городов перед архитектурой вставали новые и новые задачи. Всесоюзное совещание архитекторов и строителей в декабре 1954 года, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" в 1955 году и Всесоюзное совещание по градостроительству в 1960 году определили дальнейшие пути совершенствования планировки и застройки населённых мест, способствовали широкому развитию индустриализации строительства, внедрению в него достижений науки и техники. Наступил новый этап развития советского градостроительства. Бурное развитие производительных сил страны, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии, вызвало строительство новых городов. Ежегодно на географической карте страны появлялось около 20 городов и посёлков городского типа. Были построены и быстро развивались города: Братск, Новосибирский Академгородок, Тольятти, Навои, Шевченко, Набережные Челны, Нижневартовск, Надым, Зеленоград, Усть-Илимск, Амурск, Тында, Червоноград, Днепрорудный и многие другие. В новых и заново отстроенных городах воздвигались памятники и мемориалы. 15 октября 1967 года состоялось торжественное открытие памятника-ансамбля на Мамаевом Кургане в Волгограде в честь советских героев победоносной Сталинградской битвы. Авторами этого мемориала являются архитектор Белопольский и cкульптор Вутетич. Ансамбль венчает 52-х метровая фигура женщины с поднятым мечом. Это олицетворение Родины-матери, которая зовёт своих сынов на разгром врага. В Зале воинской славы зажжён вечный огонь. В дотла сожжённой фашистами деревне Хатыни были установлены памятники жителям деревни. Авторами памятников являются архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор С. Селиханов. На всю страну известен памятник Матери, проводившей на фронт пятерых сыновей. Авторы памятника архитектор А. Трофимчук и скульптор А. Заспицкий. Ещё много можно называть памятников и их авторов. Все они заставляют нас помнить о героическом прошлом и настоящем нашего народа. Исторический XXII съезд КПСС проходил в новом величественном здании Московского Кремля - Кремлёвском Дворце Съездов. Разработка проекта Кремлёвского Дворца Съездов - большое творческое достижение авторского коллектива проектировщиков, возглавляемого членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры СССР М.В. Посохиным. В составе авторского коллектива были архитекторы А.А. Мндоянц, Е.Н. Стамо и ещё целый ряд архитекторов и инженеров. Кремлёвский Дворец Съездов построен в короткие сроки - менее чем за полтора года. Объём здания составляет около 400 тысяч кубических метров. 17 октября 1961 года здание было открыто. Его фасад облицован белым уральским мрамором и золотистым анодированным алюминием. Над главным входом был расположен золочёный герб СССР, который ныне заменён на герб Российской Федерации. Во внутренней отделке использован красный карбахтинский гранит, мрамор коелга и узорчатый бакинский туф, различные породы дерева. Новое здание, обогатившее кремлёвский ансамбль, построено для народа. Оно стало местом проведения общественно-политических мероприятий и культурного отдыха людей. Внутри здания были запущены установки по озонированию воздуха, смонтированы устройства - переводчики с 29-ти иностранных языков. Значительное произведение советской архитектуры, созданное молодыми зодчими, - московский Дворец пионеров и школьников имени 40-летия Всесоюзной пионерской организации - представляет собой необычный по своему составу архитектурный комплекс, предназначенный для внешкольного воспитания детей, для всестороннего развития их способностей в самых различных областях науки, техники, искусства и спорта. Проект Дворца пионеров создан (на основе конкурса, проходившего в Москве весной 1958 года) бригадой архитекторов и инженеров Моспроекта. Авторы проекта архитекторы: В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков в соавторстве с большой группой архитекторов и инженеров. Дворец пионеров расположен в юго-западном районе столицы, на Ленинских горах. Его территория (общей площадью 56 га) отличается редким сочетанием благоприятных градостроительных качеств. Ярко выраженный рельеф, разнообразие растительности, близость Москвы-реки и парка Ленинских гор - всё это придаёт участку загородный характер, несмотря на то, что он находится в системе городской застройки. Обладая богатыми природными данными, площадка имеет вместе с тем развитые инженерные коммуникации и удобные транспортные связи. Открывая новые возможности для развития общественных форм воспитания детей, Дворец пионеров представляет собой значительное явление в советской архитектурно-строительной практике. В моём родном городе Свердловске (ныне Екатеринбург) за период 60 - 70-х годов было построено множество архитектурных сооружений. С развитием архитектуры, от архитекторов требовалась новая планировка жилых домов, комплексов. В городах страны повысилась этажность жилых домов. В частности, в Свердловске пятиэтажных домов стали строить всё меньше. Строились 12-ти и 9-ти этажные дома. Было построено много общественных зданий. Почти в одно время были сданы в эксплуатацию: здание Дома Политпросвещения по улице "8-е Марта" (ныне театр Эстрады), архитектор Лопаткин, кинотеатр "Космос" и Дворец Молодёжи, архитектор Г.И. Белянкин - заслуженный архитектор РСФСР, главный архитектор города, народный архитектор СССР. К 64-й годовщине Октябрьской Революции, 6 ноября была принята в эксплуатацию очередная работа Белянкина - ДК УЗТМ, равного которому по величине не было тогда в Советском Союзе. Архитектором знаменитого памятника воинам Уральского добровольческого танкового корпуса на Привокзальной площади (1960 год) также является Г.И. Белянкин (скульпторы В.М.Друзин и П.А.Сажин). Вместо бывшего пустыря перед Окружным Домом офицеров было построено здание треста ГлавСредУралстроя и разбита площадь с цветомузыкальным фонтаном. Автором этого ансамбля является архитектор А.М. Манжелевский. В своё время эта работа получила диплом на конкурсе. Но всё названное далеко не всё. Много было построено и строится сейчас. 3. ТЕАТР, МУЗЫКА, КИНО В 60 - 70-е годы XX века были постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о выделении средств на развитие театрального и киноискусства. В это период выявились новые таланты в театральном и киноискусстве. Появились новые актёры и новые режиссёры. Они создавали новые фильмы, рассказывающие о прошлом и настоящем нашего народа. Режиссёр С. Юткевич затрагивал тему о В.И. Ленине. У него было несколько работ: "Солдат с ружьём", "Ленин в Польше". В те годы стал известен так же режиссёр С. Бондарчук. Достаточно вспомнить его киноэпопею "Война и мир", где он сам снялся в роли Пьера Безухова. В роли князя Андрея Болконского снялся Вячеслав Тихонов, талантливый киноактёр. Сергей Бондарчук снял такие фильмы на военную тему, как: "Они сражались за родину", где в главной роли Лопахина снялся писатель В. Шукшин, и "Судьба человека", который в 1960 году был удостоен Государственной премии СССР. Известен в те годы и театральный режиссёр Олег Ефремов. Он долгое время являлся художественным руководителем МХАТа. Руководителем театра "Современник" являлся прекрасный актёр театра и кино Олег Табаков. С уходом Олега Ефремова в 1970 году во МХАТ, Олег Табаков руководил "Современником" шесть с половиной лет. Он снимался в фильмах "Каштанка", "17 мгновений весны", "Несколько дней из жизни Обломова" и др. В театре им. Вахтангова работали и работают много великолепных актёров, среди них артист театра и кино Михаил Ульянов. Он создал прекрасный образ полководца Георгия Жукова в киноэпопее режиссёра Ю. Озерова "Освобождение". В Большом Театре СССР работали ведущими солистами Елена Образцова, Ирина Архипова и Борис Штоколов. Известно, что И. Архипова даже и не собиралась стать певицей. В послевоенные годы она училась в Московском архитектурном институте, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой. По окончании института, не проработав и года, она поступила в Московскую государственную консерваторию, и вот она уже известна во всём мире. Борис Штоколов великолепно исполнял партии Бориса Годунова, Ивана Сусанина и др. За интересные концертные программы он был удостоен Государственной премии СССР за 1981 год. Непревзойдённой исполнительницей роли царевны Лебедь в балете П.И. Чайковского "Лебединое озеро", Джульетты в балете С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" стала заслуженная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР, герой социалистического труда Галина Уланова. Талантливыми исполнителями музыки Бетховена, Шопена, Листа стали широко известные музыканты, такие как пианисты Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс, скрипач Игорь Ойстрах и мн. другие. На III международном конкурсе им. Чайковского первое место в исполнении обязательной программы занял скрипач Виктор Третьяков, а на VI одноимённом конкурсе, проходившем в 1978 году, первое место завоевал молодой пианист Михаил Плетнёв. Жюри особо отметило необычайную одарённость этого молодого исполнителя. Широко известны мастера эстрады, такие как Владимир Высоцкий, Алла Пугачёва и мн. другие. Двери филармоний и театров широко открыты для посетителей. В СССР было создано много театров сатиры и юмора. Московским театром "Миниатюр" практически бессменно руководил знаменитый актёр Аркадий Райкин, а "Театр кукол" под руководством Сергея Образцова открыт как для взрослых, так и для детей. Весёлая постановка "Необыкновенный концерт" вот уже многие годы радует зрителей. В 60-е годы продолжали работу и творили свои произведения композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский. Ими написана масса произведений. Широко известна опера Прокофьева "Война и мир". Им написаны также 7 балетов, среди них "Золушка" и "Ромео и Джульетта". Темой побочной партии первой части 7-й симфонии Прокофьева начиналась телевизионная программа "Время". На весь мир известна опера "Катерина Измайлова" и 7-я "Ленинградская" симфония Шостаковича. Для него музыка была средством для беседы с людьми о самом важном. Балеты Арама Хачатуряна "Гаяне" и "Спартак" часто ставятся на сценах театров страны. Композитор Д. Кабалевский известен операми "Кола Брюньон" (по книге Ромена Роллана), "Семья Тараса". Им написано множество песен для детей ("Наш край", "Девушка прощай" и др.). Им так же написан Реквием на слова Р. Рождественского, 4 симфонии и много других произведений. Дмитрий Кабалевский был известен так же и как активный пропагандист музыки. Последние годы жизни он работал простым преподавателем музыки в одной из московских школ. К более молодому поколению той эпохи относятся такие композиторы как Лев Шапорин, Родион Щедрин, Александра Пахмутова и др. Кто не знает известную песню Щедрина "Не кочегары мы, не плотники" из кинофильма "Высота"? Родионом Щедриным сочинены так же 4 балета, самый известный из них - "Анна Каренина". Александра Пахмутова известна как композитор песенник. Долгое время она работала с поэтами Добронравовым и Рождественским. В 60 - 70-е годы были известны так же такие композиторы как Шаинский, Сорокин, Хренников. Все они - признанные мастера музыкального искусства. Таким образом, период 40-х, 50-х и, в особенности период 60 - 70-х годов XX века ознаменовался мощным толчком вперёд в развитии социалистической культуры и мировой культуры вообще. _______ Июнь 2013.

В русской литературе 60-х годов произошли существенные изменения. В новых условиях литература и литературная критика стали одним из мощных факторов социального и духовного развития. Еще более усиливается критическая направленность литературы, вместе с тем нарастает стремление выдвинуть положительную программу переустройства общества на началах социальной справедливости.

После вынужденной задержки в развитии русской литературы (и период «мрачного семилетия») всего за 10-15 лет были созданы многие замечательные произведения, вошедшие в золотой фонд русской и мировой культуры. В них заметны были разные подходы к актуальным проблемам современности, разными были соотношение и взаимодействие социальности и психологизма, характера и среды, сатирического гротеска и жизнеподобия. Но при всех различиях несомненным был расцвет критического реализма во всех родах литературы. Создаются новые художественные формы в прозе, поэзии, драматургии. Внимание писателей прежде всего было приковано к восприятию и изображению социально-политической сферы жизни - такова была новая тенденция литературного процесса. Среди литературных жанров ведущее место занимает , который во многом определяет пути развития мировой литературы.

Существенные изменения происходят в самом жанре романа, к характере повествования. В социально-психологических романах проявляются публицистические элементы; формы выражения авторского сознании становятся более ясными и открытыми. Наряду с романом значительное развитие получает очерк. Усиливается сатирическая направленность литературы, заметно стремление, как писал (Салтыков-Щедрин, «перейти с почвы психологической на почву общественную».

60-е годы - один из важнейших этапов и в истории драматургии. Центрально- место в становлении и развитии русского реалистического театра, самобытной национальной драматургии нанял А. Н. Островский, творчество которого стало выдающимся пилением всей русской культуры. Многообразные драматические жанры, использованные Островским (драмы, комедии, сцены, исторические хроники), намечали основные пути, по которым развивалась в дальнейшем русская драматургия.

Своеобразно й чертой русской драматургии 60-х годов было стремление к циклизации. Так, Островский задумал (хотя и не Осуществил полностью) цикл драм «Ночи на Волге». А. В. Сухово-Кобылину принадлежит трилогия: «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина», посвященная беспощадной критике бюрократического аппарата самодержавного государства. А. К. Толстой создал цикл исторических драм: «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Трилогия эта, учитывавшая опыт пушкинского «Бориса Годунова», стала заметным явлением в истории русского театра и драматургии.

Характерной особенностью литературного процесса 60-х годов является формирование целого отряда демократических писателей, наиболее видными представителями которого являются: Н. Г. Помяловский, Ф. М. Решетников, В. А. Слепцов, Н. В. Успенский, Г. И. Успенский и др. В утверждении их мировоззрения и литературного таланта большую роль сыграл «Современник», на страницах которого они начинали свою деятельность.

По-новому раскрывалась в демократической литературе проблема народа, которой молодые писатели уделяли в своих произведениях гораздо больше внимания, чем их литературные предшественники.

Революционным демократам была чужда идеализация народа, они отвергали барскую снисходительность и высокомерное умиление при его описании. Напротив, горькая правда, сказанная о забитости и пассивности народа, имела главною целью пробудить его к активной, сознательной борьбе за свое освобождение. Поэтому Чернышевский всячески поддерживал Н. В. Успенского (1837-1889), автора «Очерков народного быта». В статье «Не начало ли перемены?» (1861) Чернышевский противопоставлял рассказы Николая Успенского произведениям о крестьянах Григоровича и Тургенева, выступая с требованием писать о народе «правду без всяких прикрас».

При изображении социальной жизни народа писатели демократического лагеря широко пользовались бытовыми, экономическими, этнографическими деталями и подробностями, воспроизводимыми с документальною, точностью. Такого рода тенденции приводили порою к элементам натурализма, как это проявлялось некогда и в «натуральной школе», традиции которой широко использовались в литературе 60-х годов. От «натуральной школы» идет и дальнейшее развитие жанра социально-бытового очерка с характерным для него переплетением публицистического и художественного начал, «раскованностью» сюжета, обзорной композицией, подчинением психологического анализа просветительским задачам, усилением идейно-художественной функции автора.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Литература второй половины 60-х годов - необходимое и естественное продолжение в эволюции предшествующей русской литературы. Вместе с тем она развивается по социально-нравственным законам, которые характерны для страны, вступившей в новый этап своего развития. Важнейшее значение имел ХХ съезд КПСС, на котором подводились итоги пройденного страной пути и намечались планы на будущее. Большое внимание на съезде уделялось вопросам идеологии. На ХХ съезде подвергся критике культ личности Сталина и были восстановлены относительно демократические нормы руководства. Была восстановлена репутация таких деятелей литературы, как А. Ахматова, М. Зощенко, А. Платонов, М. Булгаков и др., которые ранее подвергались односторонней критике, был осужден тон проработки в критике, в истории литературы восстановлены имена ряда писателей, которые долгие годы не упоминались. Литературно-общественная хроника тех лет насыщена событиями, имевшими большое значение в формировании умонастроений и эмоционального мира нескольких послевоенных поколений. Большую роль в этом сыграл Второй съезд писателей. Второй съезд писателей стал литературно-общественным событием не только потому, что собрался после двадцатилетнего перерыва, но прежде всего из-за яркой и смелой речи Шолохова, ставшей поистине поворотной вехой в истории писательской организации.

В конце 50-х годов в русской прозе появляются новые тематические жанры:

1. Деревенская проза – Нилин, Солженицын («Матренин двор»), Шукшин («Характеры», «Земляки»), Фоменко (роман «Память земли»), Проскурен («Горькие травы»), Алексеев («Вишневый омут»), Абрамов («Пряслины») – прослеживалась судьба русской деревни, с большим количеством действующих лиц, что позволяло изображать авторам широкую панораму;

2. Военная проза (поколение лейтенантов) – Бондарев («Горячий снег»), Быков («Третья ракета»), Воробьев, Астафьев, Богомолов, Окуджава. Сосредоточено внимание на локальности событий (ограниченное время, пространство, действующие лица) – война, увиденная из окопа (рассказы и повести), Симонов (трилогия «Живые и мертвые» - крупнейшее произведение);

4. Лирическая проза – Солоухин («Капли росы»), Казаков («Северный дневник», «Тедди») – по сути, не имеет сюжет, есть так называемый сюжет- переживание (мимолетные эмоции);

5. Лагерная проза – Солженицын («Один день Ивана Васильевича»), Шаламов.

После окончания периода «оттепели», начинается период, когда у власти встает Л. И. Брежнев. В это время проза еще больше расширяет свой жанрово-тематический спектр:

1.Расширяется деревенская проза – Распутин, Астафьев, Можаев («Живой», «Мужики и бабы»), Белов («Воспитание по доктору Споку»), Антонов («Васька»), Тандряков («Пара гнедых»);

2. Появляется городская проза – Трифонов («Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», роман «Время и место»), Калебин, Кураев, Мотанин, Поляков, Пьецун, Петрушевская;

3. Военная проза в свою очередь начала делиться на: а) проза документального характера (автобиографичность) – Медведев, Федоров; б) художественная документалистика – Фадеев, Полевой, Бирюкова («Чайка»), Одамович («Каратель»), Гранин и Одамович («Блокадная книга»), Крон («Капитан дальнего плавания»). В произведениях все меньше военных реалий, действие происходит не на фронте;

4. Литература о русской истории – историческая проза – Балашов, Шукшин («Я пришел дать Вам волю»), Трифонов, Давыдов, Чавелихин, Окуджава («Путь дилетантов»), Солженицын («Красное колесо»), Пикуль («Пером и шпагой»);

5. Лагерная проза – Гинсбург («Крутой маршрут»), Волков («Погружение во тьму»), Солженицын («Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом»), Гладимов, Рыбаков («Дети Арбата»);

6. Научная проза – художественные книги об ученых и о проблемах науки – цикл ЖЗЛ – Данин, Гранин («Зубр», «Эта странная жизнь»);проблемы научного поиска – Грекова («Кафедра»), Крон («Бессонница»), Дудинцев.

7. Фантастическая проза – Ефремов, Юрьев, Булычев, братья Стругацкие.

Широкое развитие получила в последние годы публицистика. В газетах и журнальных статьях обсуждаются важные вопросы общественной жизни, исторической судьбы, «белые пятна» истории, по-новому истолковываются явления недавнего и далекого прошлого. В целом же в литературе этого периода пытливое внимание художников слова обращено к исследованию духовного мира своего современника, к воплощению его нравственных качеств, определению его жизненной позиции.