Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Бг биография. Любимые женщины музыканта

Бг биография. Любимые женщины музыканта

«Бог есть свет, и в нем нет никакой тьмы», - так поет Борис Гребенщиков в песне «День Радости». Певец-интеллектуал, основатель и бессменный лидер рок-группы «Аквариум» , духовный практик и философ, избравший для себя в качестве псевдонима христианское сокращение Б-г, празднует сегодня День Рождения, а мы вспоминаем его творчество, полюбившиеся не одному поколению тех, кого рожали под звуки маршей.




БГ – музыкант культовый. Поклонники знают, что, несмотря на кажущуюся простоту, его творчество многослойно и многогранно. Писать, как БГ, – не сложно, на первый взгляд, а вот чувствовать и жить, как он, - задача не из простых.



«Аквариум» был основан Борисом Гребенщиковым и поэтом Анатолием Гуницким в 1972 году (по версии Гуницкого, название группе дали по аналогии с названием пивного бара "Аквариум", Гребенщиков же эту версию отвергает, говоря, что знаковое слово промелькнуло среди десятка других вариантов случайно), и первые годы группа существовала полуподвально, о концертах и выступлениях можно было только мечтать. Дебютный акустический альбом был записан в 1978 году, а, спустя два года, «Аквариум» попадает в список запрещенных групп (по сути, БГ стал первым советским панком), Гребенщикова исключают из комсомола и увольняют с работы. Словом, музыканты проживают типичную для советского времени историю.



Далее были годы подпольной работы, запрещенных концертов, квартирников. В 1988 году группе удается выехать в Монреаль, где музыканты выступают на конференции против ядерной войны. Их песни приходятся по душе публике, но участники группы не получают гонорара, организаторы компенсируют траты на проезд, хотя и этого по тогдашним меркам было достаточно. В следующем году в Америке Гребенщикову удается издать первый англоязычный альбом.



Состав группы «Аквариум» неоднократно менялся, к студийной работе привлекались различные музыканты. БГ – экспериментатор в вопросах формы и содержания. Помимо коллективных и сольных музыкальных проектов, он занят литературой, съемками в кино и игрой в театре, организацией персональных фотовыставок. Особое место в его жизни занимают духовные практики и переводы буддистских книг. Кстати, о переводах. В советские годы Гребенщиков прославился тем, что сделал первый перевод бессмертной саги Толкина «Властелин колец».



Сегодня в копилке «Аквариума» - десятки прекрасных песен, некоторые из которых были написаны под впечатлением от реальных событий, происходивших в жизни музыканта. Так, песня «Этот город в огне» появилась в 1987 году. Музыкант сочинил ее в поезде, когда во время гастролей по СССР увидел, как за окном полыхали нефтяные вышки, словно факелы.



Интересны и версии создания песни «212-85-06». Так, по одной из них, этот номер действительно принадлежал БГ. Правда, сам музыкант говорит, что придумал его произвольно, поскольку цифры хорошо ложились в ритм. Песня стремительно набрала популярность, а вот квартиру, в которую был проведен этот номер, поклонники осаждали звонками. По номеру постоянно кто-то пытался дозвониться, и через полгода телефон попросту вынуждены были отключить.



А вот история создания песни - это отдельная загадка, о которой исследователи спорят уже давно.

Борис Гребенщиков имеет много громких эпитетов - учитель, гуру, легенда… Знающие люди утверждают, что выступления Б. Гребенщикова надо посещать хотя бы один раз в год. Знатокам конечно виднее, но одно с уверенностью можно утверждать, этот человек обладает многим, чему можно научиться каждому из нас. При этом, не подражая, а находя свою дорогу

Борис Борисович Гребенщиков родился в семье известных ученных и деятелей культуры. Яркое событие произошло в их жизни, когда 1953 году на свет появился будущий рок-исполнитель. Самым близким человеком для мальчика была бабушка, так как он проводил с ней невероятно большое количество времени. Как полагали родители, их сын станет тоже научным сотрудником одного из крупных научно-исследовательских центров.

После окончания школы, молодой парень все-таки решился, на то, что он будет ученным. Поступил на факультет математики. Вот именно там, в небольшой комнатке за сценой, проходили репетиции рок-группы, которую Борис создал вместе со своим школьным другом А. Гуницким, у которого было прозвище Джорж, так его звали приятели за то, что он был очень похож на Джорджа Харрисона. Начиная с 1969 г. Борис сочиняет и поет песни на английском языке, но позже он всё больше убеждается, что его песни должны исполняться на русском языке.

Обучение в институте давалось очень легко, поэтому он находил время и чтобы заниматься музыкой. С каждым днем он все больше и больше вовлекался в сам процесс. Молодой парень достиг невероятных результатов в своем творчестве. Понятно, то, что он делал, не было в соответствии с устоями коммунистической партии. Это были зарубежные тенденции, которые категорически запрещались на территории СССР. Запись песен проводилась в небольших комнатах, именно поэтому и появилось название «Аквариум».

Нельзя не отметить, что Борис Борисович Гребенщиков был одним из тех, у кого были пластинки с записью музыки западных исполнителей. На то время достать такой товар просто было невозможным. Поэтому многие часы, он вместе со своими друзьями проводил за прослушиванием этих песен.

Карьера

Благодаря тому, что лидер группы хорошо знал английский язык, он отлично разбирался в иностранных течениях в музыке, и рубежи, которые он ставил перед собой, были всегда мирового уровня. Впереди его ждали невероятные перспективы и популярность. Конечно же, всего добиться с первого раза не удается, помимо всего советская власть всячески препятствовала распространению такой музыки. Гребенщиков был смелым парнем, который нес в массы свое видение мира.

В 1973 году слушатели смогли ознакомиться с творением Бориса Борисович Гребенщикова. Вышел первый альбом, который назывался «Искушение святого аквариума». Это было совершенно другое музыкальное направление, которое не было присуще исполнителям того времени. Собратья по сцене в большинстве исполняли узконаправленные советские песни. Группа органично вошла в мировую рок-культуру. После появления «Аквариума» мнение о советской рок-музыке существенно изменилось. Одновременно с группой «Кино» в 80-е годы они стали самыми популярными находками в СССР. Их концерты собирали стадионы поклонников.

Многие знают, что Борис Борисов Гребенщиков также занимался публикациям и выпускал собственный музыкальный журнал. Ценители его искусства с радостью раскупали каждый выпуск. С официальной властью группа особо не конфликтовала, но иногда всё-таки происходили небольшие инциденты. Так музыканты однажды собрались возле инженерного замка, чтобы дать небольшой концерт. Милиция, которая разбиралась по делу разбитых статуй в парке по соседству, задержала исполнителей. После этого по радио BBC было передано сообщение, что в СССР милиция разогнала первый советский рок фестиваль, и арестовала полторы тысячи человек. Именно таким образом складывалась биография и личная жизнь Бориса Гребенщикова на тот момент. Конечно же, его ждал колоссальный успех.

На одном из фестивалей, который проходил на Кавказе, группа молодых исполнителей «Аквариум», получили свою известность. На тот момент о них начали многие говорить и писать. Это смелое, для того времени, исполнение своей музыки буквально взорвало музыкальный мир Советского Союза, после чего официальные власти стали по-другому относиться к исполнителям.

В те времена стиль «панк» не был известен даже среди подпольных музыкантов и, конечно же, никто не понимал, как он повлияет на музыку, живопись, литературу.

Б. Гребенщиков и его соратники одними из первых обратили внимание на это новшество в музыкальном течение того времени. Они познакомились с В. Цоем и группой «Кино», в то время ещё «панками в законе». В то время им поступило предложение выступить на одном из фестивалей, проходящих в Грузии. Заранее была заготовлена программа, по которой они должны были выступать. В процессе Борис поменял песни на те, которые ему хотелось исполнить. Это был очень сложный инцидент, который привел к тому, что биография и жизнь исполнителя серьезно изменилась.

Переломный момент в биографии Бориса Гребенщикова произошел во время выступления на одном из конкурсов. Он вместе с группой начал исполнять свою композицию, в свою очередь жюри покинуло помещение. В последствие Борис был уволен из института, ему запретили репетировать, и исключили из коммунистической партии. Таким образом, он удостоился самых серьезных для себя наказаний. Несмотря на это, появилось очень много свободного времени, чтобы заниматься искусством. Именно этим и воспользовался Гребенщиков. Он понимал, что зацепил власть и правильно движется к своей цели.

После этих событий до середины 80-х годов Гребенщиков работает в различных местах, приходилось, как и остальным участникам «Аквариума», работать сторожем. Когда же ему посчастливилось стать членом профкома драматургов (это непонятная организация, принимающая под свое крыло, тружеников культуры, которые по разным обстоятельствам не могли официально состоять в Творческом союзе, и при этом появлялась возможность нигде не работать, считаясь творческим работником), мог на законных основаниях находиться в свободном плавании. На сегодняшний день личная жизнь и биография Бориса Гребенщикова интересует невероятно огромное количество поклонников.

Этот этап в жизни ознаменовался тем, что никаких выступлений не проводилось. Борис в свободное от работы время занимался записыванием музыки, созданием стихов. В последствие весь материал использовался при создании новых альбомов.

Новые проекты

Далее были созданы блестящие проекты Б. Гребенщикова и «Аквариума», которые появились в совместном творчестве с известным авангардным музыкантом С. Курехиным. Яркий пианист, Сергей стал периодически выступать вместе с группой, при этом оказывая огромное влияние на работу группы. После выхода «Треугольника» коллектив впервые появился на телевидении в шоу-программе «Весёлые ребята». Во время выступления струны на гитаре Гребенщикова были специально зафиксированы, чтобы было видно, что песни исполняются не вживую. Сам Гребенщиков отличается довольно сложным характером, поэтому любые выяснения отношений с ним ни к чему хорошему не приводили.

Самостоятельно с 1981 года начал заниматься записью песен и их продажей. Огромного спроса на них не было, но песне живут в сердцах до сих пор. Говоря о таланте Бориса Борисовича Гребенщикова, можно долгое время перечислять его успехи. Он достоин того, чтобы войти в зал лучших исполнителей рока за всю историю СССР и Российской Федерации. Конечно же, нельзя не отметить и талантливых музыкантов, которые круглые сутки работали вместе с ним.

В 84-86 гг. группа мелькает в разных телевизионных программах (Музыкальный ринг и др.). Постепенно газетных интервью и телевизионных съемок становится всё больше. Когда в Ленинграде открыли рок-клуб, в его деятельности, Борис стал самым активным участником. Когда наступила эпоха «гласности и перестройки» группа наконец-то смогла выйти из подполья, имея за плечами огромную популярность не только среди музыкальных поклонников. Подъезд Гребенщикова постоянно был заполнен любителями творчества артиста. Группа много времени проводила на гастролях.

Главная цель молодого рок-исполнителя – это было поменять сознание советского народа. Конечно же, это приводило к тому, что он не раз оказывался в отделах милиции. На то время уже потихоньку нарастал хаос в обществе, который и привел к развалу СССР. За небольшой период времени, Борис Борисович Гребенщиков вместе со своей командой выпустил несколько альбомов. Каждая песня несла в себе какую-нибудь историю. Именно поэтому он был и популярен.

В 1993 году начинается новая волна популярности группы Аквариум. Целеустремлённые мужчины собираются, чтобы вновь начать популяризировать собственную музыку. Таким образом, появились альбомы «Снежный лев» и многие другие. Было немалое количество совместных песен, которые выпускались с различными новичками в рок-культуре и с довольно известными личностями. С каждым днем популярность только увеличивалась.

Гребенщиков как музыкант удивляет своих поклонников не только своими песнями, в 94-м г. он выпускает диск с песнями А. Вертинского в своём исполнении, в 99-м - песни Б. Окуджавы. Эти два диска удивляют оригинальным духом авторов песен, но в исполнении Гребенщикова чувствуется его индивидуальность. В это же время выходит альбом «Прибежище», это тибетские мантры. Каждый этап в карьере олицетворялся чем-то новым и интересным. Музыканты на то время были уже не молодыми и понимали, что нужно внести в музыку, чтобы она понравилась.

В настоящий момент записано более 40 альбомов группы, каждый из которых получил признательность со стороны слушателей. Всем известны такие супер хиты как: «Город золотой», «Дети декабря», «Дубровский». Невероятно большое количество хитов полюбились слушателям. Даже сегодня он собирает целые стадионы, где многие приходят услышать творчество Бориса Борисовича Гребенщикова. В последнее время интерес к такой музыке постепенно угас, но все же есть преданные фанаты, которые продолжают поддерживать Аквариум.

Б. Гребенщиков живет и трудится на радость своих поклонников в Санкт-Петербурге. Вплотную интересуется буддизмом и занимается переводом письменных трудов восточных гуру на русский язык. Конечно же, нельзя не отметить его целеустремлённость. Несмотря на все сложности, он достиг своей цели.

Личная жизнь

Как и у любого творческого человека, личная жизнь Бориса Гребенщикова не всегда складывалась гладко. В 1976 году он вступил в первый брак с Натальей Козловской. Эти отношения длительное время не продолжались и спустя четыре года они приняли решение о расставании. Алиса Гребенщикова — это их совместная дочь, которая стала также не менее известной актрисой. Творческая личность Бориса Гребенщикова помогала ему продвигаться вперед и в первую очередь за счет своего невольного мышления.

После непродолжительного времени, уже в 1980 году личная жизнь Бориса Гребенщикова снова запылала страстью. На этот раз он женился на Людмиле Шульгиной. На тот момент она была известной художницей. Через четыре года у них родился сын, но и эти отношения разрушились. Всему причиной была особенная влюбчивость Бориса. Отношения с другими женщинами были причиной разрушения всех браков. Он очень мало времени проводил дома, помимо всего в биографии было очень много сложных этапов, вследствие которых не было денег.

В 1991 году Борис женился на Ирине Титовой. Что примечательно, она была женой одного из участников группы «Аквариум», что сразу же вызвало большое негодование среди поклонников их творчества. Сегодня у них есть двое детей. На самом деле личная жизнь Бориса Гребенщикова никогда не мешала детям.

Он очень ответственный отец, который всячески помогает своим детям в карьере. Что касается музыкальной карьеры, то Борис Борисович иногда выступает на разнообразных рок-фестивалях.

Легендарного Гребенщикова по достоинству считают отцом-основателем русского рока. Благодаря его таланту слушатели наслаждались потрясающими композициями и познакомились с совершенно непривычным жанром в музыке.

Биография

Борис Борисович – потомственный ленинградец, родился в интеллигентной семье 27 ноября 1953 года. Папа, Борис Александрович, – научный сотрудник вуза, мама -преподаватель математики. Семья проживала недалеко от метро «Московская». Здесь и прошло детство будущей легенды русского рок-течения. Учился сначала в обычной школе, в средних классах перешел в школу с математическим уклоном. Мальчик успешно сдал экзамены и поступил в университет, выбрал математическую специальность. Параллельно он организует первый в своей жизни музыкальный ансамбль, его помощником становится приятель Анатолий Гуницкий. Стартовые репетиции проходили в актовом здании вуза. В молодые годы Борис Гребенщиков, Гуницкий, как и вся молодежь, заслушивались западной музыкой. Кумирами миллионов были группы «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Дип Перпл» и т. д. На жанр, выбранный молодыми исполнителями, повлияло творчество Моррисона, Дилана, Марли. Отлично владея английским, Гребенщиков мог с легкостью переводить любые композиции. В 1973 году выпущен первый винил «Искушение святого Аквариума». Публика услышала что-то необычное, не похожее на композиции советской эстрады – привычной и однотипной.

Все фото 7

В 1974 году ансамбль пополняется Файнштейном и Романовым. Параллельно с созданием группы ребята организовали в институте театральный кружок и принимают участие в постановках. Гуницкий становится автором пьес, Гребенщиков и Романов примерили на себя роли актеров. Но постоянная занятость на сцене отрицательно сказывается на репетициях «Аквариума», и группа оказываются на грани распада. В то же время руководство факультета запрещает ребятам выступать, и Гребенщиков вступает с деканатом в конфликт. Состав ансамбля сокращается до одного человека. Спустя несколько месяцев Гребенщиков познакомился с Севой Гаккелем – талантливым виолончелистом. Он, не раздумывая, приглашает его выступать вместе и пишет композиции, которые вошли в золотой список хитов «Аквариума». Выступления группы полностью запрещены руководством вуза, и ребята начинают выступать подпольно. Некоторый период Борис Гребенщиков со своими коллегами играл на квартирах, в которых собирались поклонники русского рока. Чтобы соседи не позвали правоохранителей, петь и играть на инструментах нужно было очень тихо. Но для «закрытых» музыкантов в те годы существовала еще одна проблема: они не могли записывать свои песни, с ними не работали звукозаписывающие студии. Пришлось искать нелегальные пути в самиздатах, и в 1976 году записывается альбом «Зеркальное стекло», через два года – «Все братья-сестры». Несмотря на то что последняя пластинка имела тираж 10 экземпляров, слушатели стали передавать диск из рук в руки и переписывать шлягер в домашних условиях. Благодаря росту популярности ребята заимели полезные связи и уже на полулегальном положении работали в студии. Борис начал сотрудничать с Андреем Тропилло. С его помощью в свет вышли альбомы «Треугольник», «День Серебра» и несколько других. Впервые открыто о себе группа «Аквариум» заявила на рок-фестивале в Тбилиси. Публика приняла выступление на ура, но номенклатурное жюри было недовольно успехом ребят. Во время концерта Гребенщиков познакомился с Виктором Цоем и сказал о его творчестве лестные слова. Руководство также возмутил тот факт, что «Аквариум» исполнил не ту композицию, о которой объявил ранее. Вместо акустического выступления музыканты исполнили песни «Герои», «Кусок жизни» и «Минус 30». Жюри покинуло концерт, зал для репетиций в Ленинграде опечатали. Бориса Гребенщикова исключили из комсомола, распалась семья. Образованному человеку пришлось устроиться обычным сторожем. Чтобы заниматься творчеством, он согласился войти в состав профкома драматургов и продолжил работать в «Аквариуме». Сергей Курехин, неоднократно приходивший на помощь андеграундным исполнителям, начинает раскручивать «Аквариум». Вскоре группу пригласили в эфир передачи «Веселые ребята». Затем они становятся участниками популярного «Музыкального ринга». Так началась телевизионная карьера легендарного «Аквариума».

В конце 80-х «Аквариум» полностью выходит из подполья. Парни с завидным постоянством дают концерты на лучших площадках страны. Популярность стала залогом набитых битком стадионов и залов, композиции звучат в культовых кинолентах «АССА», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Город» и т. д. Слушатели могут спокойно наслаждаться песнями «Равноденствие», «Город золотой», «Десять стрел». Борис Гребенщиков разъезжает по миру, в 90-е годы примыкает к легендарной британской группе «Ю-Ритмикс» и солирует вместе с непревзойденной Энн Леннокс. В 1986 году в США выходит сингл ансамбля, затем сразу два диска «Радио Лондон» и «Радио Сайленс». В 2003-м талантливому музыканту был вручен орден 4-й степени «За заслуги перед Отечеством», а также награда «Триумфа» за вклад в искусство.

Личная жизнь

Лидер «Аквариума» неоднократно состоял в официальном браке. Первой женой музыканта была Наталья Козловская. Молодые люди познакомились, еще будучи совсем юными, Наташа только окончила институт. Свадебные торжества были пышными, гуляли в легендарном ресторане «Астория», были приглашены друзья и родственники. Семейная идиллия продлилась недолго. После рождения дочери Алисы Борис ушел из семьи. С дочерью он никогда не прекращал общаться, помогал во всем, в том числе поддержал, когда она объявила о том, что хочет стать актрисой. После ухода из семьи лидер «Аквариума» попросился пожить у друга Гаккеля. Его супруга, Людмила Шурыгина, была женщиной ослепительной красоты. Гребенщиков настолько увлекся, что не только занял полезные метры, но и отбил жену у близкого приятеля. На удивление, Сева спокойно отнесся к такой новости и не стал вступать в конфликт с другом. Приятели поддерживают отличные отношения до сих пор. Молодые уехали из Ленинграда в небольшое село на Валдае и поселились в бывшем доме культуры. Там новоиспеченная семейная пара арендовала участок земли, занялась хозяйством. Поначалу артисту нравились тишина и спокойствие. Так они прожили девять лет, родился мальчик Глеб. О загородном доме музыкант мечтал давно, но привыкший к городскому быту сын интеллигентов вскоре устал от деревенской жизни. Вскоре он бросил жену и ребенка и уехал в Питер. Вторая жена осталась в деревне и начала заливать свое одиночество алкоголем. В 1991 году наш герой встретился с супругой солиста группы «Земляне» Александра Титова Ириной. Борис влюбился с первого взгляда, почувствовал в женщине родственную душу и увел ее от законного мужа. В том же году была сыграна свадьба. У Ирины от первого брака есть сын Марк, немного позже она родила исполнителю «Города золотого» дочь Василису. Пара до сих пор вместе и, судя по всему, расставаться не собирается.

Семья и школьные годы Бориса Гребенщикова

Один из «отцов-основателей» русского рока родился в Ленинграде 27 ноября 1953 года в интеллигентной семье. Борис Александрович Гребенщиков, отец мальчика, занимался научными исследованиями, а мать, Людмила Харитоновна, работала в отделе социологических исследований Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований.

Все детство Боря прожил в Ленинграде, в доме №22 по Алтайской улице (район метро Московская).до восьмого класса Гребенщиков обучался в школе №421, известной и престижной среди ленинградцев, после чего завершал среднее образование в 239-й школе с математическим уклоном. Окончив школу, Борис поступает в Ленинградский университет на факультет прикладной математики. Тогда же Борис Гребенщиков, с последних классов школы увлекшийся музыкой, организует вместе со школьным другом Анатолием Гуницким музыкальный коллектив, репетиции которого проводятся в актовом зале университета.

Борис Гребенщиков - основатель «Аквариума»

Анатолий Гуницкий, еще в школе получивший прозвище «Джордж» за внешнее сходство с Дж. Харрисоном, разделял убеждения Бориса Гребенщикова о том, что музыка – это главное в жизни. Ребят объединял не только музыкальный талант и интерес к западной рок-культуре – оба были одаренными и в плане поэтическом. Вначале молодые люди сочиняли и исполняли англоязычные композиции, но вскоре пришли к выводу, что тексты песен обязательно должны быть на русском языке.

Хотя в те годы в СССР официально не приветствовалась западная культура, в том числе и музыкальная, сложно отрицать влияние на творчество «Аквариума» таких титанов зарубежной рок-сцены, как Марк Болан, Игги Поп, Боб Дилан, Боб Марли, Джим Моррисон. Борис Гребенщиков, в совершенстве владея английским языком, всегда ставил себе высшую планку качества прослушиваемой музыки, и поэтому великолепно ориентировался в последних трендах мировой рок-сцены.

Последние интервью с Борисом Гребенщиковым

«Искушение святого Аквариума»

Дебютный альбом коллектива, получивший название «Искушение святого Аквариума», был выпущен самиздатовским способом в 1973 году. Музыкальные критики называют альбом чуть ли не первым экспериментом по созданию концептуальной музыки в СССР. «Искушение…» выгодно отличалось от творчества всех ленинградских рок-коллективов, писавших похожие друг на друга, как две капли воды, песни советской направленности. С первой же пластинкой «Аквариум» заявил о себе как об органичной части мировой рок-культуры, не отступая при этом от русской песенной и текстовой традиции.

К 1974 году в состав «Аквариума» входят А. Романов и М. Файнштейн. Тогда же на факультете прикладной математики организовывается студенческий театральный кружок, в труппу которого входят и «аквариумисты». Гуницкий пишет пьесы в жанре абсурда, играют в этих постановках Гребенщиков и Романов. Позже к кружку присоединяется режиссер Эрик Горошевский. Увлечение театральным кружком приводит к тому, что «Аквариум» оказывается на грани распада – соратники Бориса все более и более уходят в драматургию. На фоне ухода участников группы Гребенщиков конфликтует с руководством университета, запрещавшим репетиции «Аквариума» и грозившим Борису отчислением. В те годы «Аквариум» по сути состоит из одного человека – Бориса Гребенщикова.

Борис Гребенщиков в подполье

Вскоре Борис знакомится с виолончелистом Всеволодом Гаккелем и приглашает его в «Аквариум». С этого момента начинает формироваться состав «Аквариума», практически неизменный на протяжении следующих пятнадцати лет. Тогда же Борис создает многие хиты, исполняемые группой и поныне. Однако деятельность коллектива, которому окончательно запретили репетиционную и концертную деятельность на базе факультета, становится подпольной.

Для подпольных музыкантов была закрыта и такая важная составляющая музыкальной деятельности, как звукозапись. Приходилось писаться в подпольных условиях, самиздатом. Записи ценились очень дорого, хранились бережно и переписывались десятки, а то и сотни раз. «Подпольно» коллектив Гребенщикова записывает альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978). Тираж последнего, записанного вместе с Майком Науменко на открытом воздухе, составил всего десять экземпляров.

Позднее, когда связи и сеть знакомств позволяли «Аквариуму» писаться полулегально на студиях, разрешавших пользоваться их аппаратурой, качество пластинок существенно повысилось, однако невозможно было записать, скажем, полноценный электрический альбом Гребенщиков сотрудничал со знаменитой студией Андрея Тропилло, дававшей периодический приют таким коллективам, как «Машина Времени», «Алиса», «Кино». В этой студии были записаны «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря» и «Синий Альбом».

Квартирники Бориса Гребенщикова

Концертная деятельность «Аквариума» в семидесятых – начале восьмидесятых годов ограничивалась «квартирниками». Квартирник подразумевал акустический формат выступления на квартире у кого-то из слушателей. Играли тихо, чтобы соседи не вызвали милицию. В то время выступать на «квартирнике» было не менее опасно, чем приходить на него в качестве слушателя – и тем не менее люди поддерживали «запрещенную» музыку, несмотря на все опасности нажить себе проблемы.

Основой репертуара большинства квартирных концертов того времени составляли песни альбома «Акустика», успевшего разойтись в самиздате по всему Союзу. Группа была запрещена официально, и единственным способом донести до слушателя свое творчество оставались «квартирники».

Город Золотой, Гребенщиков

С конца 1977 года Гребенщиков основывает первый советский рок-журнал «Рокси», просуществовавший до 1979 года. Отношения с властями тогда были достаточно ровными, конфликтов у Гребенщикова с представителями власти практически не было.

Фестивальная деятельность Бориса Гребенщикова. Телевидение

В ноябре 1980 года группа впервые заявляет о себе официально выступлением на Всесоюзном фестивале рок-групп «Весенние ритмы» в Тбилиси. Смелое выступление коллектива повлекло за собой не только всенародное признание, но и проблемы с властями. Тогда же Гребенщиков обращает внимание на новый даже в среде рок-андеграунда стиль панк-рока. Гребенщиков знакомится с Виктором Цоем и группой «Кино» и высоко отзывается об их творчестве.

На «Весенние ритмы» «Аквариум» залитовал акустическую программу, которую группа репетировала в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Однако на самом фестивале коллектив исполнил совершенно другие песни – «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Жюри во время выступления «Аквариума» демонстративно покинуло зал в полном составе, а по приезду в Ленинград группа лишилась места для репетиций. Сам Гребенщиков потерял работу и был исключен из комсомола, вскоре от него ушла жена.

Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за дармоедство.

Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении – в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполняет под фонограмму песню «Два тракториста».

После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.

Эпоха гласности и перестройки

В середине 80-х годов в Ленинграде формируется рок-клуб, в деятельности которого активное участие принимает и «Аквариум». Группа выходит из подполья и активно гастролирует, собирая полные залы и стадионы. Один за одним выходят в свет лучшие альбомы Гребенщикова - «Дети Декабря», «Десять стрел», «Равноденствие». Кинематограф также не обходит вниманием группу – песни Гребенщикова звучат в фильмах «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», «Митьки в Европе», «Город». Гребенщиков снимается в картине «Два капитана–2».

В 1986 году выходит первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома - «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков знакомится со многими известными представителями западной рок-сцены.

БГ - Подмога (нас с тобою на*бали)

Борис Гребенщиков Двухтысячные

В 1999 году группа выпускает альбом «?», а в 2002 - «Сестра Хаос». Обе пластинки получаются жесткими и разноплановыми, непохожими на привычный стиль «Аквариума». Гребенщиков не стесняется называть в песнях вещи своими именами, и это приводит к новому витку популярности группы. Чуть ранее Гребенщиков становится первым и пока единственным рок-музыкантом, получившим государственную премию в области литературы и искусства «Триумф». В 2003 году Борис Борисович награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. 18 марта 2013 года появились сообщения о прекращении существования группы, однако вскоре эти заявления были опровергнуты.

Российский музыкант, поэт, лидер рок-группы «Аквариум» , обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие музыкального искусства.

Борис Борисович Гребенщиков родился осенью 1953 года в Ленинграде в семье директора завода Балтийского пароходства и юрисконсульта Ленинградского дома моделей. Дед Бориса умер во время блокады Ленинграда, а бабушка стала для него самым близким и родным человеком в семье.

Окончив физико-математический лицей, Гребенщиков вовсю посвящал себя музыке – вместе с друзьями записывал песни в домашних студиях. Группу назвали «Аквариум» . Гастрольная деятельность не мешала музыканту учиться в Ленинградском государственном университете им. Жданова на факультете прикладной математики. Более того, он участвовал в деятельности экспериментального студенческого театра, а после получение диплома стал работником НИИ социологии.

Несмотря на то, что Борис Гребенщиков был лидером группы и автором большинства песен, он стремился к тому, чтобы слушатель понимал – перед ним творчество «Аквариума» .

– Когда существует понятие «Аквариум», не существует ни единого человека. То есть Гребенщикова там тоже нет. Если группа играет, то играет вся вместе, на сцене нет ни единой личности как таковой. Там присутствует некая система, которая играет музыку и очень тащится, делая это. А отдельные люди могут быть до сцены и после сцены, лично я это так вижу.

После появления этого бэнда, понятие об отечественной рок-музыке кардинально поменялось. «Аквариум» и «Кино» стали самыми известными музыкальными проектами в СССР в 1980-е годы. Они собирали стадионы и эпатировали публику.

В 1980 году Бориса Гребенщикова даже исключили из комсомола, а группу официально запретили – причиной послужило выступление на Тбилисском рок-фестивале. Правда, вскоре запрет сняли.

После трагической гибели Виктора Цоя прекратило своё существование «Кино» , «Аквариум» распался вслед за ним. В 1989 году Борис Гребенщиков записал сольный англоязычный альбом «Radio Silence» и создал новый музыкальный проект «БГ-Бэнд» .

– Когда был сыгран концерт в марте 91-го года, последний концерт старого «Аквариума» , то многие его участники – не скажу про себя – странным загадочным образом излечились от многих внутренних болезней, которые у них были. Чисто физических. Это стояло как мощная энергетическая преграда, как пробка, и поэтому, когда эту пробку совместными усилиями вышибли, и эта тень перестала висеть, то и люди вылечились, и у меня песни новые пошли.

В 1993 году участники группы «Аквариум» воссоединились и, как будто обретя второе дыхание, стали покорять любителей отечественной рок-музыки с новыми силами.

За долгие годы творческой деятельности группа Бориса Гребенщикова получила несколько музыкальных наград и выпустила более пятидесяти альбомов.

В 2005 году Борис Гребенщиков стал радиоведущим авторской программы «Аэростат» на «Радио России», через два года отыграл концерт на лондонской сцене Royal Albert Hall, а ещё через два года в Берлине сделал операцию – шунтирование сердца.

Известно, что Борис Гребенщиков увлекается буддизмом и переводит письменные труды известных гуру на русский язык.

Он также составил список всех чудотворных икон в России:

– Православие меня интересует ничуть не меньше. Просто его я открыл для себя на 10 лет позже буддизма. У меня есть интерес ко всем небытовым проявлениям жизни. Буддизм, индуизм, православие, даоизм – всё, что выходит за рамки повседневного. Думаю, если не притворяться, экстремальные чудеса интересуют всех больше всего.

Борис Гребенщиков был официально женат три раза. От первого брака у него есть дочь Алиса , известная киноактриса, от второго – сын Глеб , который работает диджеем. В 1991 году он женился на бывшей супруге Александра Титова Ирине и усыновил её детей Марка и Василису .

– Я иногда слышу от людей: дети – лучшее, что они сделали в своей жизни. Какая же это эволюция – родить себе подобного?.. По-моему, такая фраза сразу сводит человечество к нулю. Если человек не может сделать в жизни ничего, кроме как родить ребёнка, значит, от животного абсолютно ничем не отличается. По-моему, грядёт матриархат. А мужик должен тащить на себе эволюцию…

Дискография

  • День радости (2010)
  • Пушкинская, 10 (2009)
  • Лошадь белая (2008)
  • Беспечный русский бродяга (2006)
  • ZOOM ZOOM ZOOM (2005)
  • Без слов – лимитированное издание (2004)
  • Песни рыбака (2003)
  • Сестра Хаос (2002)
  • Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (2002)
  • Территория (2000)
  • Ψ (1999)
  • Песни Булата Окуджавы (1999)
  • Оракул Божественной Бутылки (1999)
  • БГ+Зомбияйц (1998)
  • Борис Гребенщиков и DeadУшки (БГ + Deadyшки) (1998)
  • Молитва и пост (internet-only album) (1998)
  • Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (1998)
  • Лилит (1997)
  • Гиперборея (1997)
  • Чубчик (1996)
  • Снежный лев (1996)
  • Навигатор (1995)
  • Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной) (1994)
  • Кострома mon amour (1994)
  • Песни Александра Вертинского (1994)
  • Пески Петербурга (1994)
  • Письма капитана Воронина (1993)
  • Любимые песни Рамзеса IV (1993)
  • Русский альбом (1992)
  • Феодализм (1989)
  • Равноденствие (1987)
  • Наша жизнь с точки зрения деревьев (1987)
  • Десять стрел (1986)
  • Дети Декабря (1985)
  • День Серебра (1984)
  • Ихтиология (1984)
  • Радио Африка (1983)
  • Табу (1982)
  • Акустика (1982)
  • Электричество (1981)
  • Треугольник (1981)
  • Синий альбом (1981)
  • Скоро кончится век (1980)