Борис Гребенщиков рос в семье интеллигентов, которые старались воспитывать своего сына достойным и счастливым человеком. Отец мальчика – Борис Александрович начинал с должности рядового инженера и дослужился до руководителя опытного предприятия Балтийского пароходства.
Мать – Людмила Харитоновна посвятила свою жизнь Ленинградскому дому моделей, где работала юристом.
Сам Борис Гребенщиков окончил школу с математическим уклоном, поэтому с легкостью поступил в университет. Парень выбрал факультет прикладной математики. Здесь Гребенщиков продолжил заниматься школьным увлечением – музыкой.
Новоиспеченный студент вместе с товарищем Анатолием Гуницким проводил свободное время в актовом зале, где они окунались в творческую атмосферу. Они писали стихотворения, на которые накладывали музыку.
Первые творения Гребенщикова и Гуницкого были написаны на английском языке и напоминали песни их кумиров – Марка Болана, группы «TheBeatles», Боба Дилана.
На втором курсе университета Борис, Анатолий и еще несколько талантливых парней объединились в группу «Аквариум». Репетиции музыкального проекта проходили на подпольных квартирах при полной конспирации.
Дебютный альбом Гребенщикова и компании вышел в 1973 году под названием «Искушение Святого аквариума». В следующем году в коллективе произошли перестановки, были приняты двое участников: А. Романов и М. Вайнштейн.
Музыкальные критики высоко оценили работу молодых музыкантов, охарактеризовав это так: «Попытки создать новую концептуальную музыку».
Талантливые ребята решили попробовать свои силы в актерстве. Так они начали ставить небольшие постановки в актовом зале, которые на удивление понравились студентам. У этого увлечения оказалась обратная сторона, участники группы «Аквариум» один за другим покидали проект, с головой уходя в мир перевоплощений. В конечном итоге, Борис остался один, но опускать руки не спешил.
Постепенно Гребенщиков набрал новый состав, с которым плодотворно работал более 15 лет. Первым к нему присоединился Всеволод Геккель, играющий на виолончели. Борис тем временем был занят написанием песен, которые в последствие, стали хитами.
В 1976 году группа «Аквариум» презентует альбом «С той стороны зеркального стекла». Через несколько лет Гребенщиков совместно с Майком Науменко записал пластинку «Все братья-сестры».
Интересные заметки:Сотрудничество со звукозаписывающей студией Андрея Тропило подарило фанатам «Аквариума» новые пластинки: «Синий альбом», «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День серебра», «Дети декабря».
Ошеломительный успех принес Гребенщикову немало проблем. Его исключили из комсомола, уволили с официальной работы, запретили выступать на публике, что для музыканта было страшней всего.
Несломленный Борис Гребенщиков продолжал уверенно идти к своей цели. Он устроился дворником, чтобы не попасть в число, так называемых бездельников. Теперь он тайно выступает на квартирниках, где собираются такие же талантливые, но не угодные властям люди. Здесь судьба свела его с авангардистом С. Курехиным, который помог Гребенщикову попасть на телевизионную передачу «Веселые ребята».
В жизни Бориса наступает белая полоса, его приняли в Ленинградский рок-клуб. В 1982 году Гребенщиков выступил продюсером популярного проекта «Кино». В 1989 году музыкант отправился в США, где записал два англоязычных альбома.
В Америке БГ познакомился с некоторыми известными рок-исполнителями. В 1990 году прозвучало неожиданное заявление лидера группы «Аквариум» о прекращении существования проекта с таким названием.
Борис Гребенщиков основал новое детище «БГ-бэнд», которые через несколько лет с треском провалился. В результате пришлось вернуть «Аквариум», который продолжил радовать преданных поклонников.
В середине 90-х годов Борис стал активно выступать на больших площадках, клубах, стадионах. Музыкант стал записывать саундтреки ко многим отечественным картинам.
В 1994 году Борис презентовал два сольных альбома: «Задушевные песни» и «Песни Александра Вертинского». Накануне большого концерта во Франции состоялась презентация сборника «BorisGrebenchikov&Aquarium».
К тому времени на счету талантливого музыканта было множество престижных наград, включая премию «Люди нашего города», «За вклад в развитие рок-музыки», а также звание лауреата Царскосельской художественной премии.
В 2006 году Борис Гребенщиков с головой ушел в неоиндуизм , а его наставником стал известный гуру Шри Ченмоем. Индус дал российскому музыканту новое имя Пурушоттама. Шри помог Борису организовать сольный концерт в Лондоне, который состоялся Альберт-холле. В следующем году певец выступил с большим концертом в ассамблее ООН.
Периодически в газетах и журналах появлялась информация о распаде легендарного коллектива «Аквариум». Но это были утки, которые не стоили выеденного яйца.
Последние изменения в группе коснулись лишь ее названия, которое сменилось на «AquariumInternational». К сплоченному коллективу присоединился Брайан Финниган, играющий на флейте.
Гребенщиков успевал не только писать тексты для будущих хитов, а также их исполнять, но и сниматься в кино. Дебютировал Борис в короткометражной ленте «Иванов…», где сыграл ключевую роль , перевоплотился в музыканта Борю. Затем были эпизодические роли в таких разноплановых лентах, как: «Город» и «Над темной водой».
В 1993 году Борис Гребенщиков получил главную роль в романтической комедии «Город». Здесь его персонажа зовут Володя, он без ума влюблен в красивую девушку Алевтину.
Но неопытный парень не знает с чего начать знакомство, поэтому пускает все на самотек. В итоге, герой Гребенщикова становится успешным, а вот гордая и неприступная девушка осваивает профессию проститутки.
Кроме того, Борис Борисович Гребенщиков за многие годы выпустил несколько книг:
Помимо публицистики, Борис Гребенщиков выступил автором прозаических произведений, а именно: повести «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказа «Иван и Данило».
Отличный музыкальный вкус Гребенщикова и его знания в области музыки позволили БГ зарекомендовать себя в качестве радиоведущего . С 2005 года Борис Борисович ведёт часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».
С первой супругой Натальей Козловской Гребенщиков прожил четыре года. В браке у них родилась дочь , которая стала востребованной артисткой. Следующие отношения Бориса были с художницей Людмилой Шульгиной. Стоит отметить, что до БГ девушка жила с Всеволодом Геккелем.
Вскоре Борис Гребенщиков стал отцом во второй раз, на свет появился мальчик Глеб. В 1991 году Гребенщиков узаконил отношения с Ириной Титовой , у которой уже было двое собственных детей: Василиса и Марк. Борис удочерил Василису, чтобы стать еще ближе к ней и внутреннему миру ребенка. Сейчас девушка все также занимается написанием картин.
Как считается рейтингПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Борис Борисович Гребенщиков (БГ). Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский поэт и музыкант, лидер рок-группы «Аквариум», один из «отцов-основателей» русской рок-музыки.
Отец - Борис Александрович Гребенщиков (1926-1975), был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства.
Мать - Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929-2009), юрисконсульт Ленинградского дома моделей.
Бабушка - Екатерина Васильевна, как и её дочь Людмила, пережила блокаду Ленинграда, потеряв мужа и отца.
В 1970 году окончил ленинградскую физико-математическую школу № 239.
В 1976 году окончил факультет прикладной математики - процессов управления Ленинградского государственного университета им. Жданова и стал работать в НИИ социологии, продолжая писать песни, выступать с концертами и сотрудничая с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета. Основал самиздатовский журнал «Рокси».
Летом 1972 года вместе с Анатолием Гуницким и группой единомышленников основал группу «Аквариум» . Группа жила полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на короткие гастроли в другие города. Позже сам Гребенщиков так охарактеризовал свой проект: «У меня простой подход. Боб Марли говорил: "Who are playing with me is Wailers" - кто играет со мной, те и есть Wailers. Если людям будет интересно играть со мной, то это будет "Аквариум". Это буду не я лично, потому что мы, когда работаем вместе, мы и делаем всё вместе. Если людям интересно играть эту музыку, значит, это "Аквариум"».
По распространённой версии, название группы возникло, когда Гребенщиков и Гуницкий ехали в автобусе и увидели на Будапештской улице Петербурга пивной бар под названием «Аквариум» (в 1980-е годы это заведение было закрыто). Сам Борис Гребенщиков в разные годы по-разному отвечал на вопрос о названии группы.
Поначалу у группы дело не шло дальше репетиций и первый концерт группа дала в Зеленогорске только ранней весной 1973 года. Ещё одно выступление состоялось в ленинградском ресторанчике «Трюм» около Центрального Парка Культуры и Отдыха, а первый гонорар составил 50 рублей наличными.
Первое время состав был приблизительно таким: Гребенщиков, Джордж (барабаны), Александр Цацаниди (бас), Вадим Васильев (клавишные), Валерий Обогрелов (звук). В 1973 году непродолжительное время с «Аквариумом» репетировал гитарист Эдмунд Шклярский, впоследствии лидер группы «Пикник». В том же году появился бас-гитарист Михаил Файнштейн-Васильев (Фан). В следующем году к группе в качестве клавишника присоединился Андрей «Дюша» Романов. Вскоре под влиянием игры Иэна Андерсона он переквалифицировался во флейтиста.
К 1974 году относятся первые магнитоальбомы «Аквариума». В январе - феврале на каникулах Гребенщиковым и Джорджем было записано «Искушение святого Аквариума». Вскоре был подготовлен ещё один короткий альбом «Менуэт земледельцу», но эта запись, похоже, утеряна окончательно. Третий альбом назывался «Притчи графа Диффузора». Он был записан Гребенщиковым, Джорджем, Фаном и Дюшей Романовым.
В 1975 году в «Аквариуме» появился виолончелист Всеволод (Сева) Гаккель.
С 1976 года «Аквариум» начинает вести довольно регулярную концертную деятельность. Первый совместный концерт Гребенщикова, Гаккеля и Дюши Романова состоялся 27 февраля 1976 года на первом празднике музыки Beatles, а в конце марта «Аквариум» на свои деньги едет непрошеным гостем на «Таллиннские Песни Молодежи - 1976» - Таллиннский фестиваль популярной музыки, где играет четыре акустические вещи.
Летом 1978 года состоялась совместная с Майком Науменко запись акустического альбома «Все братья - сёстры», вдохновленного творчеством Боба Дилана. В записи принимал участие Михаил Файнштейн.
К концу семидесятых «Аквариум» уже знаком с двумя значимыми фигурами советского рока - Артемием Троицким и Андреем Тропилло, в студии которого были записаны первые «исторические» альбомы «Аквариума». В новогоднюю ночь 1979 года впервые выступил с «Аквариумом» Александр Ляпин (он окончательно вошёл в состав «Аквариума» в 1982 году), весной 1979 года Дюша и Фагот вернулись из армии.
Громко заявить о себе в рок-кругах «Аквариуму» удалось на тбилисском рок-фестивале 1980 года. Призов группа не получила, но своим выступлением устроила настоящий скандал. По сравнению с остальными участниками фестиваля «Аквариум» вёл себя на сцене эксцентрично и эпатажно, но жюри этого не оценило: когда во время концерта Гребенщиков, играя на гитаре, лёг на сцену, все члены жюри демонстративно покинули зал. «Аквариум» обвинили в пропаганде гомосексуализма (так был расценён один из эпизодов выступления), инцеста (исполняя песню «Марина», Гребенщиков вместо «выйти замуж за финна» спел «выйти замуж за Ино»: из-за плохой техники многим показалось «выйти замуж за сына») и в непристойном поведении и поначалу даже хотели немедленно выслать с фестиваля. О выступлении стало известно в Ленинграде, и в результате БГ лишился работы и был исключён из комсомола.
В январе 1981 года записан «Синий альбом», ставший первой «исторической» самостоятельной студийной работой «Аквариума».
В 1981 году группа становится членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.
В 1982 году Гребенщиков осуществил продюсирование первого альбома группы «Кино» «45».
C начала 1982 года группа начинает играть электрические концерты. В самом начале года, 6 января, был сыгран концерт в ДК имени Луначарского в Москве. Летом записывается альбом «Табу». По словам БГ, для группы это были тяжёлые времена, после концерта в Архангельске рок-клуб запретил «Аквариуму» концертную деятельность до конца года. Файнштейн и Дюша устроились летом на работу и почти не участвовали в записи альбома - по этой причине на обложке после названия группы даже был поставлен вопросительный знак. В числе приглашённых музыкантов оказался 20-летний Игорь Бутман.
Популярность «Аквариума» увеличивалась, несмотря на отсутствие официального признания. В конце 1983 года группа попала в тройку лучших в СССР по результатам первого в советской практике опроса экспертов, проведённого газетой «Московский комсомолец» среди примерно тридцати журналистов и рок-деятелей из Москвы, Ленинграда и Таллина.
В марте 1984 года группа приглашается Тамарой и Владимиром Максимовыми на запись первой передачи «Музыкальный ринг» на ленинградском телевидении. 24 октября 1986 года ансамбль появляется на «Музыкальном ринге» во второй раз, а 17 января 1987 года это выступление транслируется уже по первой общесоюзной программе. «Музыкальный ринг» становится первой «визуализацией» «Аквариума» «в полный рост» - в режиме студийного ток-шоу и концерта и в масштабе всего СССР.
Аквариум - Город Золотой
3 июня 1988 года группа сыграла свой первый концерт за границей - в канадском Монреале, после которого «Аквариум» в полном составе записал в Канаде две песни («Китай» и «King Arthur») для будущего сольного англоязычного альбома БГ. В августе 1988 года он работает в США и Великобритании над «Radio Silence» («Радио Тишина»). Осенью и зимой «Аквариум» даёт несколько концертов, но Гребенщиков постоянно отлучается в США, появляется в прессе и даёт концерты независимо от группы.
В начале 1990-х деятельность «Аквариума» была прекращена.
В 1991-1992 годах Гребенщиков возглавлял группу «БГ-Бэнд» . «БГ-Бэнд» был собран Гребенщиковым весной 1991 года и представлял собой своеобразную реинкарнацию «Аквариума» в новом названии и звучании и в новых «старых» лицах, среди которых не было ядра классического «Аквариума» - Гаккель, Романов, Файнштейн. В ансамбль вошли Гребенщиков, Олег Сакмаров (флейта), Сергей Щураков (аккордеон, мандолина), Андрей Решетин (скрипка) и Сергей Березовой (бас). Решетин и Щураков уже участвовали в записи «Равноденствия» (1987), а Сакмаров и Березовой были известны по гастрольной работе с последним составом «Аквариума».
За время своего существования группа «БГ-Бэнд» дала 171 концерт в Москве, Ленинграде-Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Риге, Казани, Северодвинске, Архангельске, Харькове и нескольких городах Поволжья, Урала и Сибири, на которых исполнялись совершенно новые песни и некоторые из прежнего репертуара Гребенщикова и «Аквариума».
Новый «Аквариум» был собран в сентябре 1992 года. В него вошли уже игравшие в «Аквариуме» и «БГ-Бэнде» Александр Титов, Олег Сакмаров и Алексей Зубарев, а также двое новых членов: Алексей «Лорд» Рацен и Андрей Вихарев. Чуть позже к этой шестёрке присоединился Сергей Щураков.
В 1994 году в свет выходят два сольных альбома Гребенщикова - «Песни Александра Вертинского» и «Задушевные песни» (последний записан совместно с «Аквариумом», обозначенным на обложке как «Квартет Анны Карениной»). Кроме того, во Франции для европейских слушателей появляется сборник «Boris Grebenchikov & Aquarium 1991-1994». Он приурочен к большому концерту Гребенщикова в парижском Theatre de la Ville.
В 1997 году Гребенщиков вместе с «The Band» (знаменитая американская группа, среди прочего, аккомпанировавшая Бобу Дилану) записал альбом «Лилит», вышедший в двух вариантах (русском и американском).
В январе 1998 года стал лауреатом премии «Триумф».
31 марта 2002 - Гребенщикову и «Аквариуму» вручили премию НАШЕго радио «ПобоRoll» за вклад в развитие музыки.
2003 - 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова и большой концерт в Кремле по этому поводу.
Март 2005 - выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым, замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ.
22 мая 2005 - начал карьеру радиоведущего и ведёт почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».
В 2006 году Гребенщикову сделана операция по коррекции зрения.
18 марта 2013 года Гребенщиков заявил о прекращении общения с прессой в России, продолжая изредка давать интервью за границей. В январе 2013 «Аквариум» возобновил сотрудничество с гитаристом состава 90-х годов Алексеем Зубаревым. В конце 2013 года, в честь дня рождения БГ, выходит двадцать второй «естественный» альбом «Аквариум плюс», содержащий в числе прочих по-новому переигранные малоизвестные песни группы. «Это фантазия на тему "как бы звучали песни Аквариума, если бы все было по-другому". Альбом был записан между Петербургом, Лондоном и Лос-Анжелесом при деятельной помощи нашего нового коллеги Митчелла Фрума. При записи не пострадала ни одна панда», - комментировал альбом БГ.
2014 - сольный альбом БГ «Соль», «лучший за 40 с лишним лет».
18 марта 2016 года «Аквариум» выпустил мини-альбом из трёх песен «Песни Нелюбимых». Две из них были записаны на Кубе исключительно с кубинскими музыкантами.
16 июня 2017 года группа «Аквариум» обнародовала новую песню «Пегги Поршень». В недавнем интервью БГ рассказал о работе над новым альбомом «Аквариума». С июня 2017 года у «Аквариума» стартовал тур, посвящённый 45-летию группы. Праздничные концерты, посвящённые 45-летию «Аквариума», с участием гостей из разных стран прошли 30 июня в Москве в клубе «STADIUM» и 2 июля в Санкт-Петербурге в ДС «Юбилейный».
20 октября 2017 вышел мини-альбом «Двери Травы» с тремя песнями, сочинёнными в 1970-е и 1980-е годы и записанными в Петербурге и Париже в 2017 году.
В 2017 году Борис Гребенщиков стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».
Рост Бориса Гребенщикова: 176 сантиметров.
Личная жизнь Бориса Гребенщикова:
Первая жена - Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года после института. Свадьбу играли в «Астории». По воспоминаниям друзей, гуляли широко, шумно, весело. На торжество приезжали музыканты «Машины времени».
В то время БГ вел богемный образ жизни, возможно, это и явилось причиной того, что семья распалась через три года. Развелись в 1980-м.
Дочь Алиса подарила внука Алексея (род. 2008).
Вторая жена - Людмила Шурыгина (1980) (до этого - гражданская жена Всеволода Гаккеля). Художник, работала уборщицей в 222-й школе. С Людой БГ прожил с 1980 по 1989 год.
Сын Глеб Гребенщиков (род. 14 декабря 1984) - известен как диджей gebe. Внучка - Алиса Гребенщикова.
Третья жена - Ирина. В браке с 1991 года. Бывшая жена Александра Титова, который играл в группе «Земляне» при Кемеровской консерватории. Борис и Ирина воспитывали Марка Титова и Василису Гребенщикову - сына и дочь Ирины и Александра, удочерённую Борисом. Дети Ирины получили высшее образование. Глеб жил с отцом со времени смерти прабабушки Екатерины Васильевны. Марк играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса - художник.
Борис Гребенщиков, жена Ирина и Джоанна Стингрей
Не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов он всерьёз увлёкся буддизмом, называл себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России. Неоднократно посещал ашрам известного индийского гуру Саи Бабы. В 2006 году в Малайзии познакомился с известным неоиндуистским гуру Шри Чинмоем, который дал музыканту имя Пурушоттама (в переводе с санскрита означает «великолепный человек»). При поддержке Шри Чинмоя были организованы концерты Гребенщикова в Лондоне, в Альберт-холле, в августе 2007 года - сольный концерт в ООН, в котором Гребенщикову аккомпанировали ученики Шри Чинмоя.
Иногда посещает православные церкви и участвует в православных богослужениях. Долгое время он занимался составлением списка чудотворных икон России. Изучает индийскую и китайскую философию. Перевёл с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом «Бхагавад-гиты» на русский язык. Музыкант утверждает, что эта «гениальнейшая книга человечества» переведена на русский язык «так, что читать её невозможно. Я пытаюсь сделать так, чтобы было понятно всем».
Среди русских классиков Гребенщикову нравится творчество Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Булгакова и Ахматовой; из современных писателей - Бориса Акунина и Виктора Пелевина.
Любимые фильмы - «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля и «Остров» Павла Лунгина, а также популярные сериалы «Пуаро» и «Приключения Шерлока Холмса».
Борис Гребенщиков является большим поклонником The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение.
Фильмография Бориса Гребенщикова:
1981 - Тбилиси-80 | Советский рок (Финляндия, документальный)
1981 - ...Иванов (короткометражный) - Боря, музыкант
1986 - Диалоги (документальный) - гитарист "Поп-механики"
1986 - Йя-хха! (короткометражный)
1988 - Серп и гитара (From Russia with rock / Sirppi ja kitara) (документальный)
1988 - Рок (документальный)
1990 - Город - Борис Гребенщиков
1991 - Клон (документальный)
1991 - БГ 1991 (документальный)
1992 - Над тёмной водой - эпизод
1993 - Два капитана - 2
2000 - Нежный возраст - Борис Гребенщиков
2005 - Александр Башлачев. Смертельный полет (документальный)
2005 - Культурный слой. Rock 70-80-е: все братья и сестры (документальный)
2005 - Культурный слой. Rock-80-е: Цой жив (документальный)
2006 - 40:0 в пользу БГ (документальный)
2008 - Поэзия и время. Андрей Вознесенский (документальный)
2008 - Живая история. Русский рок (документальный)
2009 - Рокеры
2010 - Культурный слой. Рок-самиздат (документальный)
2010 - Татьяна Окуневская. Качели судьбы (документальный)
2010 - Последний рок-н-ролл (документальный)
2011 - Петр Мамонов. Черным по белому (документальный)
2011 - Жара. Огонь и вода (документальный)
2011 - Александр Кайдановский. Загадки Сталкера (документальный)
Вокал Бориса Гребенщикова в кино:
1984 - Милый, дорогой, любимый, единственный... - песня "Стучаться в двери травы"
1985 - Чужие здесь не ходят - песня "Город"
1987 - Асса
1988 - Трагедия в стиле рок
1989 - Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви
1991 - Дом под звёздным небом
1991 - Афганец
2000 - Нежный возраст
2008 - 2-Асса-2
2011 - Как пройти в библиотеку? (использована песни "Обещанный день", "День радости")
Работы Бориса Гребенщикова в кино как композитора:
1981 - ...Иванов (короткометражный)
1985-1991 - Терпение труд (документальный)
1986 - Искусство быть смирным (короткометражный)
1988 - Рок (документальный)
1988 - Жажда (документальный)
1989 - Ты успокой меня (документальный)
1990 - Ёлы-палы, или Митьки в Европе (документальный)
1990 - Город - музыка ансамбля "Аквариум", дирижер
1991 - Приключения Стингрей (короткометражный)
1992 - Трава и вода (короткометражный)
1992 - Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер (анимационный)
1993 - Два капитана - 2
2006 - Связь
2010 - Золотое сечение
2012 - Танец Дели
«Доисторические» альбомы Бориса Гребенщикова и «Аквариума»:
1973 - Искушение Святого Аквариума (БГ + Джордж)
1973 - Менуэт земледельцу
1974 - Притчи графа Диффузора
1976 - С той стороны зеркального стекла
1978 - Все братья - сёстры (БГ + Майк).
«Исторические» альбомы Бориса Гребенщикова и «Аквариума»:
1981 - Синий альбом
1981 - Треугольник
1981 - Электричество
1982 - Акустика
1982 - Табу
1983 - Радио Африка
1984 - Ихтиология
1984 - День Серебра
1986 - Дети Декабря
1986 - Десять стрел
1987 - Равноденствие
1989 - Radio Silence (БГ)
1991 - История Аквариума том 3 - Архив
1992 - Русский альбом (БГ)
1993 - Любимые песни Рамзеса IV
1993 - Письма капитана Воронина
1994 - Пески Петербурга
1994 - Песни Александра Вертинского
1994 - Кострома mon amour
1994 - Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной)
1995 - Навигатор
1996 - Снежный лев
1996 - Чубчик (БГ)
1997 - Гиперборея
1997 - Лилит (БГ)
1998 - Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors»)
1998 - Молитва и пост (internet-only album) - на компакт-диске выпущен впервые в 2001 году
1998 - Борис Гребенщиков и Deadушки (БГ + Deadушки)
1999 - Ψ
2000 - Территория
2002 - Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors»)
2002 - Сестра Хаос
2003 - Песни рыбака
2005 - ZOOM ZOOM ZOOM
2006 - Беспечный русский бродяга
2007 - Феодализм (запись 1990 года)
2008 - Лошадь белая
2009 - Пушкинская, 10
2009 - БГ+Зомбияйц (запись 1998 года)
2010 - Оракул Божественной Бутылки (запись 1998 года)
2010 - День радости
2010 - Наша жизнь с точки зрения деревьев (запись 1988 года)
2010 - Записки о Флоре и Фауне (запись 1982 года)
2011 - Архангельск
2012 - Сроки и цены (запись 1983 года)
2012 - 21-й век
2012 - Воздухоплавание в компании сфинксов
2012 - Тайная история пчеловодства
2013 - Аквариум +
2014 - Соль (БГ)
2016 - Песни Нелюбимых EP
2017 - Двери Травы EP.
Сольная дискография Бориса Гребенщикова:
1989 - Radio Silence (БГ)
1992 - Русский альбом (БГ)
1996 - Чубчик (БГ)
1997 - Лилит (БГ)
1999 - Песни Булата Окуджавы (БГ)
2004 - Без слов - в продажу не поступил, распространяется только на концертах группы (БГ)
2014 - Соль (БГ)
2018 - Время N.
Все детство Боря прожил в Ленинграде, в доме №22 по Алтайской улице (район метро Московская).до восьмого класса Гребенщиков обучался в школе №421, известной и престижной среди ленинградцев, после чего завершал среднее образование в 239-й школе с математическим уклоном. Окончив школу, Борис поступает в Ленинградский университет на факультет прикладной математики. Тогда же Борис Гребенщиков, с последних классов школы увлекшийся музыкой, организует вместе со школьным другом Анатолием Гуницким музыкальный коллектив, репетиции которого проводятся в актовом зале университета.
Хотя в те годы в СССР официально не приветствовалась западная культура, в том числе и музыкальная, сложно отрицать влияние на творчество «Аквариума» таких титанов зарубежной рок-сцены, как Марк Болан, Игги Поп, Боб Дилан, Боб Марли, Джим Моррисон. Борис Гребенщиков, в совершенстве владея английским языком, всегда ставил себе высшую планку качества прослушиваемой музыки, и поэтому великолепно ориентировался в последних трендах мировой рок-сцены.
Последние интервью с Борисом Гребенщиковым
К 1974 году в состав «Аквариума» входят А. Романов и М. Файнштейн. Тогда же на факультете прикладной математики организовывается студенческий театральный кружок, в труппу которого входят и «аквариумисты». Гуницкий пишет пьесы в жанре абсурда, играют в этих постановках Гребенщиков и Романов. Позже к кружку присоединяется режиссер Эрик Горошевский. Увлечение театральным кружком приводит к тому, что «Аквариум» оказывается на грани распада – соратники Бориса все более и более уходят в драматургию. На фоне ухода участников группы Гребенщиков конфликтует с руководством университета, запрещавшим репетиции «Аквариума» и грозившим Борису отчислением. В те годы «Аквариум» по сути состоит из одного человека – Бориса Гребенщикова.
Для подпольных музыкантов была закрыта и такая важная составляющая музыкальной деятельности, как звукозапись. Приходилось писаться в подпольных условиях, самиздатом. Записи ценились очень дорого, хранились бережно и переписывались десятки, а то и сотни раз. «Подпольно» коллектив Гребенщикова записывает альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978). Тираж последнего, записанного вместе с Майком Науменко на открытом воздухе, составил всего десять экземпляров.
Позднее, когда связи и сеть знакомств позволяли «Аквариуму» писаться полулегально на студиях, разрешавших пользоваться их аппаратурой, качество пластинок существенно повысилось, однако невозможно было записать, скажем, полноценный электрический альбом Гребенщиков сотрудничал со знаменитой студией Андрея Тропилло, дававшей периодический приют таким коллективам, как «Машина Времени», «Алиса», «Кино». В этой студии были записаны «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря» и «Синий Альбом».
Основой репертуара большинства квартирных концертов того времени составляли песни альбома «Акустика», успевшего разойтись в самиздате по всему Союзу. Группа была запрещена официально, и единственным способом донести до слушателя свое творчество оставались «квартирники».
Город Золотой, Гребенщиков
С конца 1977 года Гребенщиков основывает первый советский рок-журнал «Рокси», просуществовавший до 1979 года. Отношения с властями тогда были достаточно ровными, конфликтов у Гребенщикова с представителями власти практически не было.
На «Весенние ритмы» «Аквариум» залитовал акустическую программу, которую группа репетировала в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Однако на самом фестивале коллектив исполнил совершенно другие песни – «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Жюри во время выступления «Аквариума» демонстративно покинуло зал в полном составе, а по приезду в Ленинград группа лишилась места для репетиций. Сам Гребенщиков потерял работу и был исключен из комсомола, вскоре от него ушла жена.
Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за дармоедство.
Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении – в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполняет под фонограмму песню «Два тракториста».
После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.
В 1986 году выходит первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома - «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков знакомится со многими известными представителями западной рок-сцены.
БГ - Подмога (нас с тобою на*бали)
Борис Гребенщиков (“БГ” - псевдоним) является талантливым гитаристом, композитором и исполнителем популярной музыки, основателем знаменитой российской рок-группы, организованной еще в Советском Союзе.
До сих пор музыкант пользуется феноменальной популярностью и небывалым признанием среди отечественных и зарубежных звезд эстрады. И все благодаря своим невероятным способностям и яркой незабываемой харизме.
Чем примечательна биография Бориса Гребенщикова? Какова история его взлета и в чем секрет гениальности? В данной статье даются ответы на эти и многие другие вопросы. А также размещены фотографии Бориса Гребенщикова в молодости, в зрелые годы и в настоящий момент.
Родился маленький Боря поздней осенью 1953 года, в большом и красивом городе Ленинграде. Родители будущего рок-певца были образованными и интеллигентными людьми. Мама Бориса Гребенщикова - Людмила Харитоновна, занимала ответственную должность в НИИ, отец - Борис Александрович, работал научным инженером.
Впоследствии прославленный гитарист не раз утверждал, что многим в своей жизни обязан матери. Именно она познакомила его с театром, музыкой и литературой, именно она привила ему любовь к искусству и самовыражению.
Людмила Харитоновна научила сына ценить прекрасное, в какой бы новой, неординарной форме оно ни находилось. Она познакомила мальчика с рок-музыкой, побуждала не бояться идти вслед за своим талантом, защищала перед отцом и верила в его счастливую звезду.
Свое музыкально призвание юный Борис осознал не сразу. Вначале он хотел избрать другой жизненный путь - путь одаренного трудолюбивого ученого.
В школьную пору биография Бориса Гребенщикова была связана с математикой. Первые годы он обучался в элитной городской школе. Затем перешел в среднее учебное заведение, специализирующееся на глубоком изучении математических наук. Успехи парня были потрясающими.
Высшее образование молодой Гребенщиков решил получить в авторитетном университете, избрав специальность “прикладная математика”. Казалось бы, вся его судьба расписана на несколько десятилетий вперед: красный диплом, научная деятельность, академические звания…
Но жизнь распорядилась иначе.
В высшем учебном заведении талантливый математик увлекся музыкой. И не привычной классикой, а западным рок-н-роллом. Он в совершенстве знал английский язык, поэтому мог свободно воспроизводить зарубежные композиции, подражая иностранным музыкантам в манере и стиле исполнения.
Увлечение музыкой оказалось серьезным - молодой Гребенщиков создал свой коллектив, систематические репетиции которого постоянно проводились в университетском актовом зале.
Вместе с Анатолием Гуницким (школьным другом и творческим союзником) молодой Борис окунулся в творческие поиски своего направления. Поначалу ребята писали стихи по-английски, сочиняя музыку на западный манер. Несколько позднее молодые люди определились с собственным стилем - они захотели исполнять репертуар лишь на родном языке.
Как же называлась рок-группа, созданная Борисом Гребенщиковым? “Аквариум”. Это был современный ансамбль, которому предстояло около десяти лет осуществлять полуподпольную деятельность, покоряя сердца сотен и даже тысяч слушателей.
Так как деятельность “Аквариума” была нелегальной, Борис Гребенщиков и ребята, входящие в его группу, выступали редко и конспиративно, а пластинки записывали подпольно, собственными усилиями и умениями, без необходимой техники и аппаратуры.
Первым треком коллектива стал альбом “Искушение Святого Аквариума”, который музыканты выпустили в 1973 году. Эта пластинка была оригинальной и непохожей на популярный русский рок советского периода. Лидер ансамбля, вложив в это произведение всю душу, уверенно заявил о себе как об образцовом и талантливом представителе мирового рока, гармонично сочетаемого с российскими традициями и ценностями.
Приблизительно в этот период в группе появляются новые лица: Романов, Файнштейн, Грошевский. Они пишут и ставят на студенческой сцене гротескные постановки, все более и более углубляясь в артистическое искусство. На фоне этого в молодой рок-группе произошел раскол, и Гребенщиков оказался почти один.
Однако такая ситуация не повлияла на его энтузиазм. Молодой человек был полон энергии и воодушевления. Он усиленно искал новых единомышленников, которыми оказались Александров и Гаккель.
Вместе с ними начинающий музыкант начинает целеустремленно добиваться призвания. Ребята активно ведут концертную деятельность, выступая везде, где есть люди: в скверах, парках, институтах. Из всех акустических музыкальных инструментов и приспособлений у них были только гитара, виолончель, флейта и… юношеский задор.
В 1976 году “Аквариум” Бориса Гребенщикова смело заявляет о себе на поп-фестивале в Таллине, куда является дерзко и без приглашения. Однако такой поступок пришелся присутствующим по душе - группе присуждают приз за самое интересное выступление. С тех пор коллектив начал часто выезжать на гастроли, а звукозаписывающие компании стали разрешать полулегальным музыкантам записывать у них пластинки.
Благодаря этому свет увидели такие яркие и незабываемые альбомы, как “С той стороны зеркального стекла”, “Все братья-сестры”, “Треугольник”, “Дети декабря” и “День серебра”, которые отличались от предыдущих более качественной звукозаписью.
На весенних ритмах в Тбилиси 1980 года выступления Гребенщикова и его компании ознаменовались огромным скандалом. Являясь представителями русского рока, ребята настолько выложились на сцене, что ошеломили публику своей эпатажностью и эксцентричностью. Их обвинили в пропагандировании гомосексуализма, кровосмешения и непристойности. А когда солист, увлеченно играя на гитаре, лег на сцену, судейская комиссия демонстративно покинула свои места.
Слух об этом выступлении вызвал множество толков. Любители рока обратили внимание на талантливую развивающуюся группу, а критически настроенные власти решили наказать рок-лидера. Его уволили с работы (в то время Гребенщиков уже несколько лет трудился в НИИ).
Чтобы зарабатывать деньги и продолжать концертную деятельность, талантливый музыкант устроился работать дворником. В это время для своих концертов он стал использовать новый вид помещений.
В те времена ребят часто приглашали к слушателям на квартиру, где они выступали очень тихо и осторожно.
Так как по всему СССР группа была запрещена, посещать такие музыкальные вечера было очень опасно не только исполнителям, но и зрителям. Однако недозволенная музыка пользовалась небывалым спросом, поэтому “Аквариум” часто выезжал на “квартирные” гастроли.
В одной из таких вылазок предприимчивый солист познакомился с С тех пор биография Бориса Гребенщикова резко изменилась.
Благодаря протекции Курехина “Аквариум” был приглашен в эфир “Веселых ребят”, где музыканты исполнили популярную в те году песню про двух трактористов.
После этого коллектив получал еще приглашения на участие в телепрограммах и передачах, что увеличивало его всесоюзную популярность.
В этот период Гребенщиков вместе со своей группой начал вести открытую концертную деятельность. Он выступал преимущественно в столице и Ленинграде, параллельно издавая англоязычные пластинки, записывая музыку для популярных кинофильмов, продюсируя Виктора Цоя и работая над собственными проектами.
В конце 1980-х Гребенщиков несколько раз выступал с концертами на Западе (как собственными, так и вместе с группой).
Неспокойное настроение 1990-х затронуло и рок-группу Гребенщикова. Март 1991 года ознаменовался последним месяцем коллектива, но уже через несколько недель было объявлено о создании новой группы, где мелькали уже знакомые лица, - “БГ-Бэнд”.
Только что созданный коллектив продолжил идею русского рока, ознаменовавшись необычным репертуаром. В выступлениях группы стали появляться религиозные образы православной церкви, что считалось актуальным и злободневным для эпохи того времени.
“БГ-Бэнд” вел активную выездную деятельность. Посетив самые крупные города России и Украины, он провел около двухсот ярких и незабываемых концертов.
Однако ансамбль просуществовал недолго. На его смену пришел другой коллектив со старым названием - “Аквариум”, который после этого еще несколько раз менял состав и репертуар.
Ниже приводится самая выдающаяся дискография Бориса Гребенщикова того времени:
Помимо этого, певец издал несколько сольных альбомов, впечатляющих своей экстранеординарностью, смелостью и прямодушием.
Чем же сейчас примечательна биография Бориса Гребенщикова?
В настоящее время выдающийся музыкант занимает активную жизненную позицию в отношении музыкальной жизни страны. Он часто выступает с концертами, появляется на телепередачах и радиопрограммах, пишет книги и снимается в фильмах.
О прошлой и современной личной жизни Бориса Гребенщикова известно очень много.
Рок-музыкант был несколько раз женат. Его первой супругой была Наталья Козловская, инженер-экономист по специальности. Дочь Бориса Гребенщикова от первого брака Алиса сейчас является известной киноактрисой.
Второй брак был заключен с художницей по образованию. От этого союза у супругов родился сын Глеб, который в данный момент работает вместе с отцом в его знаменитой группе.
Третья супруга Гребенщикова, с которой он живет уже больше двадцати лет, - Ирина Титова. Ее дети от первого брака стали приемными детьми рок-музыканта.
Как видим, каждого члена этой большой семьи объединяет любовь к музыке и искусству. И это неудивительно, ведь отец семейства - знаменитый и талантливый Борис Гребенщиков!