Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» »  Венера - Все о Венере. Кто такой Арес? Венера утратила цвет

 Венера - Все о Венере. Кто такой Арес? Венера утратила цвет

MIXBUD: Стройматериалы купить Киев Менеджер предоставит ответы на интересующие Вас вопросы и поможет подобрать строительные материалы под Ваш конкретный случай. Приобретение стройматериалов онлайн– прекрасный способ закупки всего необходимого перед началом ремонта для тех, кто ценит свое время. В свою очередь мы обязуемся отправить заказанную Вами продукцию в точно оговоренный срок в полном объеме.

Имена планет

Само слово «планета» греческого происхождения; так древние греки называли странников, бродяг, путешественников. Отсюда и «planetes aster» - блуждающая звезда. В старину на Руси этот термин давали в переводе; писали «переходная звезда», позже - «блуждающая», «блудячая», «бродячая» или «движимая» звезда. Но уже в XI-XIII вв. использовалось и греческое слово, произносившееся тогда по-русски как «планитис», мужского рода и с гласными u . Однако древние греки говорили «планэтэс»; в таком звучании это слово позаимствовал у них латинский язык. Так что современное слово «планета» пришло к нам из латыни через западноевропейские языки, и случилось это не позже XVI в.

Древние знали пять «блуждающих звезд» - Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн, легко заметных для невооруженного глаза (впрочем, в наших широтах заметить Меркурий не так уж легко). При точном целеуказании и хороших условиях наблюдения можно заметить и Уран, имеющий блеск 5,5 m (хотя до изобретения телескопа и даже в течение двух веков после его изобретения распознать в Уране планету никто не смог). Однако с древности планет насчитывалось семь, поскольку астрономы в старину называли планетами также Луну и Солнце.

Слово «Луна» очень древнее; в латинском языке luna некогда имело форму luksna и было прямо связано с lux - свет, блеск. Его родственник - русское слово «луч». Луна в русском языке имеет и второе название - «месяц», как полагают, еще более древнее. Ученые прослеживают его связь с индоевропейским праязыком, в котором слово «Мес» служило названием Луны. Этот же корень встречается в словах «мера», «мерить». Возможно, это связано с циклическим изменением лунных фаз, позволяющим измерять время, вести календарь, недаром само слово «месяц» стало употребляться в значении «двенадцатая часть года». Обычно мы называем луной ночное светило в полной фазе, в виде светлого круга, а словом «месяц» обозначаем его, когда видим в виде тонкого серпа.

В отличие от Луны, Солнце имеет только одно имя. Славянское слово «Солнце» образовано от древнего индоевропейского корня sau - светить. По-латыни Солнце - sol Славяне же ввели в название Солнца уменьшительные суффиксы -н- и -ц-, так что его эмоциональная окраска теперь соответствует слову «оконце». Мы этого не улавливаем, как в случае «окно - оконце», поскольку другой формы у слова «Солнце» нет, но, говорят, в древности она была. В современном языке существует еще более «ласкательная» формы - «солнышко». Историки считают появление этих форм небескорыстным: так наши предки задабривали могучее светило. Но мне кажется, что причина этого не столько в страхе перед Солнцем, сколько в радости от его появления.

Но вернемся к «настоящим» планетам. Привычные для нас имена пяти ярких планет имеют древнеримское происхождение. Меркурий - бог римского пантеона, соответствовал греческому Гермесу, но греки времен Пифагора (VI в. до н. э.) называли эту планету «Стилбон», т. е. «сверкающий», «искрящийся». Для Венеры, позже названной в честь римской богини красоты, аналога греческой Афродиты, у древних греков было два имени: Геспера (вечер) и Фосфора (несущая свет) или Эосфора (несущая утро). Вплоть до Пифагора греки считали, что это два разных светила: одно появляется после захода Солнца, а другое - перед его восходом. Гипотезу о том, что это одна планета, приписывают Пифагору.

Во всем мире люди, как правило, повторяли ошибку древних греков, считая Венеру двумя разными светилами. К примеру, как «утреннюю звезду» русский народ знает Венеру под названиями «Утренняя заря», «Утренняя звезда», «Утреница», «Утренняя зарница» или просто «Зарница», «Зарянка», «Зурница» и др. Как вечернюю звезду Венеру в России называли «Вечерняя заря», «Вечерняя звезда», «Вечерница», «Вечерняя зарница». Подобным образом Венеру называют многие народы, но есть и особенности. Например, многие тюркские народы называют утреннюю Венеру Пастушьей звездой: с ее появлением пастухи выводят скот на пастбище. Впрочем, у некоторых народов встречаются названия Венеры, объединяющие утреннюю и вечернюю звезды: по-арабски Венера - Зухра. Пройдя через несколько языков и изменив звучание, это слово на Руси превратилось в «Чигирь» или «Чигирь-звезду».

Ярчайшая из планет, Венера единственная из всех бывает видна на фоне беззвездного фиолетового неба сразу после заката или непосредственно перед восходом Солнца. В компании с ней в эти моменты может быть виден только месяц. Поэтому она получила немало соответствующих названий: «Слуга месяца», «Подруга месяца» (в Польше), «Жена месяца» (в Африке). В русской сказке мы встречаем прекрасную дочь Месяца и сестру Солнца, которую добывал хитроумный Иванушка из «Конька-Горбунка», - это планета Венера! Другой сюжет - красавица из пушкинской сказки, у которой «во лбу звезда го-Рит». Вообще, существует целый пласт легенд, навеянных Венерой, причем он постоянно обновляется: многие легенды XX в. об НЛО также связаны с Венерой.

Марс - римский бог войны, аналог греческого Ареса. Древние греки называли эту планету «Пирой» (огненный, пламенный), вероятно, из-за ее красного цвета. Поскольку Венера видна лишь по утрам и вечерам, место ярчайшего светила среди ночи принадлежит Юпитеру. Отсюда и его древнегреческое имя - «Фаэтонт» (блистающий, лучезарный). А именем Сатурна было «Фенонт» (сияющий). Так что самый древний ряд планет у греков выглядел так: Стилбон, Геспер, Пирой, Фаэтонт, Фенонт. Позже, познакомившись с культурой Двуречья, греки узнали, что вавилонские астрономы, существенно опередившие их в науке, называют планеты именами своих богов. Тогда греки стали называть планеты именами богов, - разумеется, уже своих, а не вавилонских. Так возник ряд: Гермес, Афродита, Арес, Зевс (аналог Юпитера) и Кронос (отец Зевса, в римской мифологии - Сатурн).

Позаимствовав науку у греков, римляне выстроили свой ряд планет, ставший теперь общепризнанным: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Даже старое «раздвоенное» представление о Венере как вечерней и утренней звезде было выражено на латинском по греческому образцу: Веспер («вечер» и «вечерняя звезда») и Люцифер («несущий свет» и «утренняя звезда»; сатаной Люцифер стал значительно позже, уже в мифах христианской религии). Что касается Гермеса, то он был заимствован как покровитель торговли у греков, но вошел римский ряд планет под именем Меркурий, образованным от латинского слова merx - «товар».

Таково происхождение названий пяти ярких планет. Шестую планету открыл в XVI в. Николай Коперник - это Земля! Древнейшее славянское слово «земля» восходит к понятиям «низ, поверхность». Сначала этим словом обозначали небольшие участки, а затем и большие территории (Новгородская земля), вообще сушу и даже весь мир. Но смысл «планета» появился у него лишь после выхода работы Коперника «Об обращениях небесных сфер» (1543 г.).

Две самые дальние планеты - Уран и Нептун - были открыты уже в новое время, около 200 лет назад, и ученым пришлось специально изобретать для них названия. По поводу Урана Ю.А. Карпенко пишет: «Выдающийся английский астроном Вильям Гершель (1738-1822), открывший в 1781 г. седьмую планету Солнечной системы, оказался плохим имятворцем. Он решил подарить эту планету своему королю и назвал ее Георгиевой звездой, по-латыни Georgium sidus . И термин sidus , преимущественно означающий "звезда", и король в названии планеты были абсолютно неуместны, поэтому название не получило в астрономии прав гражданства».

Зная непростую судьбу Гершеля, можно было бы более снисходительно отнестись к его неудачной попытке придумать название для новой планеты. Ганноверский немец по рождению, Вильям (Фридрих Вильгельм) Гершель в 19 лет эмигрировал в Англию и долгие годы был вынужден заниматься наукой как любитель, зарабатывая на жизнь как музыкант. Именно открытие Урана позволило ему полностью отдаться астрономии, поскольку за эту находку английский король Георг III сделал его своим личным астрономом и назначил ему пожизненную пенсию. Ну чем еще мог отблагодарить астроном своего покровителя? Не исключено, что Гершель понимал недолговечность такого названия, припоминая историю галилеевых спутников Юпитера, которые сам Галилей предлагал называть «Звездами Медичи». Так оно и вышло. Вскоре после открытия Гершелем новой планеты российский астроном А.И. Лексель предложил называть ее Нептуном Георгия III или Нептуном Великобритании, но это предложение не было поддержано: названия показались слишком длинными и неудачными по смыслу. Тогда французский астроном Ж. Лаланд предложил дать планете имя «Гершель», но и эту идею не поддержали, поскольку она нарушала традицию. И вот немецкий астроном Иоганн Воде придумал для новой планеты, движущейся за Сатурном, имя - Уран. Хотя этот бог не из римского пантеона, а из греческого, по смыслу название очень подходило: согласно мифу, отцом Зевса-Юпитера был Крон-Сатурн, а его отцом - Уран. Вот так и стала седьмая планета Ураном.

Восьмую планету, как известно, открыли «на кончике пера» в 1846 г. Французский астроном Урбен Леверье, теоретически определивший ее положение на основе наблюдений за движением Урана, сообщил свой прогноз немецкому астроному Иоганну Галле, и тот обнаружил новую планету на указанном месте. Робкая попытка назвать ее Планетой Леверье тотчас была отвергнута: сам Леверье предложил дать ей имя Нептун. Идея понравилась всем: поскольку генеалогическую линию Юпитер-Сатурн-Уран про должать было невозможно (Уран не имел отца), то вернулись к братьям Зевса-Юпитера, одним из которых и был бог морей Нептун (у греков - Посейдон).

Кроме восьми больших, классических планет в Солнечной системе есть популяция планет-карликов (dwarf planets), получившая права гражданства в 2006 г. Прототипом этой новой группы тел стал Плутон, открытый в 1930 г. и в течение 76 лет считавшийся девятой планетой Солнечной системы. Что касается имени новой планеты, то, придумывая его, астрономы прошли уже ставший типичным путь - от имени автора открытия к имени персонажа мифов, но при этом впер вые смогли найти компромиссное решение. Вообще-то открыл Плутон молодой американский астроном Клайд Томбо (1906-1997), работавший на Ловелловской обсерватории близ Флагстаффа (штат Аризона, США). Но это открытие стало итогом многолетней программы поиска «Планеты Икс» за Нептуном, начатой еще в 1905 г. основателем и владельцем этой обсерватории Персивалем Ловеллом (1855-1916). Дело в том, что, вдохновленные теоретическим открытием Нептуна, астрономы во второй половине XIX в. внимательно наблюдали за движением Урана и Нептуна, пытаясь обнаружить признаки возмущений со стороны еще более далекой планеты. Одно время казалось, что эти признаки найдены и что массивная транснептуновая планета действительно существует. Страстным энтузиастом ее поисков стал Ловелл, человек яркой и удивительной судьбы, талантливый предприниматель, дипломат, писатель и астроном. На собственной первоклассно оснащенной обсерватории он организовал поиски этой Planet X - так он сам ее называл.

После смерти Ловелла программа поиска Планеты Икс прекращалась и возобновлялась вновь, пока не завершилась 18 февраля 1930 г. открытием новой планеты за орбитой Нептуна. Правда, она оказалась совсем не такой крупной, как ожидалось, но это не разочаровало ни ее первооткрывателя Клайда Томбо, ни его коллег. Напротив, обнаружение новой планеты на Ловелловской обсерватории в канун 75-летия Персиваля Ловелла вызвало всплеск энтузиазма. Большая личная роль Ловелла в организации поиска новой планеты требовала каким-то образом увековечить его имя, и даже предлагалось назвать эту планету «Ловелл». Но астрономы и в этом случае проявили твердость и не отошли от традиции: новую планету, живущую на темной окраине Солнечной системы, назвали Плутоном. С точки зрения мифологии тут все идеально: Плутон - греческий бог подземного царства, брат Посейдона (Нептуна) и Зевса (Юпитера) Но при этом и Ловелл оказался увековечен: две первые буквы в имени планеты (Pluto) совпали с его инициалами - Percival Lowell, а графический знак планеты - Pl или P - не оставляет никаких сомнений в двойственном смысле названия девятой планеты. Разумеется, не был забыт и Клайд Томбо: в 1931 г. английское Королевское астрономическое общество наградило его золотой медалью.


После открытия Плутона Томбо с помощниками еще 14 лет продолжал поиск очередной, десятой планеты, но обнаружить ее не смог. Нельзя сказать, что работа была проделана зря: в ходе поисков было открыто 775 новых астероидов Главного пояса (в основном между орбитами Марса и Юпитера), но десятая планета не нашлась. Со временем и Плутон был лишен статуса нормальной планеты. Многие астрономы и любители науки были этим разочарованы и до сих пор возражают против «разжалования» Плутона. Мы еще вернемся к этой проблеме, а пока познакомимся с новым типом объектов - карликовыми планетами.


Поначалу в эту группу вошли только три объекта: бывшая «нормальная» планета Плутон, бывший крупнейший астероид Церера и новооткрытая планета Эрида, обитающая на периферии Солнечной системы, за поясом Койпера. Некоторая система в их названиях в тот момент просматривалась: Плутон - греческий бог подземного царства, Церера - римская богиня урожая и производительных сил земли, а Эрида - греческая богиня раздора, дочка Ночи и внучка Хаоса. К лету 2009 г. к ним добавились еще две карликовые планеты: Хаумея - персонаж из гавайской мифологии, и Макемаке - божество из мифов острова Пасхи. География персонажей расширилась, но пока система их названий в общих чертах не нарушена: это по-прежнему герои мифов, но теперь уже разных народов мира. Однако в дальних уголках Солнечной системы может обнаружиться еще много карликовых планет. Хватит ли для их наименования имен мифологических персонажей? Вероятно, когда-нибудь эту традицию придется изменить подобно тому, как постепенно менялась традиция наименования астероидов.

Что же касается созвездий, то большинство их на Руси носили славянские имена. Так, Млечный путь звался «Птичий Путь», «Гусиная Дорога», «Утиная Дорога», «Соломенный путь», «Становище».

Созвездие Большой Медведицы в русской традиции называли «Большой Ковш», «Лось», «Сохатый», «Воз», «Телега», «Повозка», «Плуг», «Конь на приколе». Есть версии, что «лосиные» названия были позаимствованы у наших ближайших северо-восточных соседей – финно-угорских народов, основным занятием которых была охота и которые одно время использовали лосей в качестве верховых животных. А «тележные» - у древних германцев, которые в I-II тысячелетиях до нашей эры еще составляли с финно-уграми единый этнос.

Малую Медведицу соответственно называли «Малым Ковшом», «Лосенком» и т.д. Полярная звезда в том же созвездии Малой Медведицыу наших предков звалась «Кол», «Гвоздь» и т.п. Славяне представляли ее в виде кола, вокруг которого движутся звезды (кстати, сходные представления встречаются и у других народов). Неудивительно, так как звезда располагается у самого Северного полюса.

В созвездии Ориона выделяли три центральные звезды, представляющие собой так называемый «Пояс Ориона». Звались они на Руси: «Три плуга», «Грабли» и «Косари», что, очевидно, имело отношение к земледельческим работам. Дело в том, что созвездие восходило в конце лета, когда пора было по утрам выходить на покос.

Созвездию Тельцанаши славянские предки дали имя «Юнец». Но и современное наименование на Руси уже употреблялось. Исследователи полагают, что оно появилось в отдаленные времена, когда основным занятием наших предков было скотоводство, а точка весеннего равноденствия находилась как раз в этом созвездии.

Звездное скопление Плеяды, расположенное также в созвездии Тельца, было у наших предков весьма популярным. Называли его по-разному: «Семь сестер», «Волосыни», «Волоса», «Стожары», «Волосожары». Для Плеяд характерно то, что в средней полосе России можно наблюдать их на небе только с августа по апрель. По мнению историков, движение Плеяд по небу на Руси могли связывать с хозяйственной деятельностью (например, с их появлением можно было собирать урожай). Ряд названий созвездия, возможно, были связаны с богом скотоводства Велесом, аналог которого в древнегреческой мифологии – Гермес, сын Майи, одной из Плеяд. Название «Стожары» происходит от слова «стог». У восточных славян стожаром назывался кол, воткнутый в землю для укрепления стога сена.

Русское название созвездия Весов - «Ярем» («ярмо»). В астрологии знак этот связан с торговлей. А Солнце вступает в знак Весов после осеннего равноденствия, когда на Руси традиционно начинались ярмарки, собиралась дань и налоги.

Созвездие Водолея в различных русских и славянских текстах именовалось «Мокрешью», «Водолиятелем», «Водоточцем», что в общем-то близко к нынешнему названию.

Это созвездие можно наблюдать только в южной части горизонта, в средних широтах оно перестает быть видимым в первой декаде ноября. Как раз в это время славяне проводили празднества в честь богини ремесел Макошь (Мокошь). А вновь видимым Водолей становится весной, когда наступает «мокрое» время года – тает снег и текут ручьи.

Как видите, в отличие от планет, даже современные наименования созвездий в России не являются позаимствованными из латыни и не слишком отличаются от придуманных славянами.

October 9th, 2016 , 12:11 pm

У меня как-то интересовались названиями планет в Древней Греции, и я поизучал этот вопрос.

Известны названия примерно VI в до н.э., и традиционно их приписывают пифагорейцам, но я полагаю их более ранними минимум на век, восходящими к VII веку, когда в Греции начались первые "настоящие" астрономические наблюдения.

Солнце и Луна, очевидно, уже тогда назывались Гелиос и Селена, вот названия планет.

- Меркурий - Στίλβων, Стилбон ("Блестящий "), также Ἀπόλλων, Аполлон;
- Венера - Ἓσπερος, Геспер (лат.Vesper, "Вечерний ", Венера вечерняя), Εωσφόρος/Φωσφορος, Эосфор/Фосфор ("Зореносец ", лат.Lucifer, "Светоносец ", Венера утренняя) (также Геспер и Эосфор - боги, братья, надо полагать, персонификация планеты);
- Марс - Πυρόεις, Пироис ("огненный");
- Юпитер - Φαέθων, Фаэтон ("блистающий);
- Сатурн - Φαίνων, Фенон / Фаэнон / Фэйнон Фоцифер ("сияющий").

Венера первоначально имела два разных имени и считалась за две разные планеты, утреннюю и вечернюю. Эта планета не отходит далеко от Солнца и видна всегда в зоревое время или на границе ночи. Утверждение идентичности вечерней и утренней планет приписывается Пифагору (Плиний) или Пармениду.

С Меркурием должна быть точно такая же ситуация, он также виден только в лучах зори утром или вечером низко над горизонтом, но для него почему-то не находится двух ипостасей в древней астрономии. Поэтому к версии про Венеру тоже стоит относиться с осторожностью.

Все названия переводятся как относящиеся к свету.

У Гигина Юпитер и Сатурн обменялись названиями.

Вообще-то я не проверял названия по аутентичным первоисточникам, пифагорейских (точнее, близких к ним) источников вообще крайне мало, переведенных на русский, кажется, вообще нет, если не считать "Фрагментов ранних греческих философов" 1998 года, вся эта информация из античных описаний и средневековых схолий.

После походов Македонского в IV веке до н.э. пошла волна интереса к восточному научному знанию, и по аналогии с вавилонской астрономией греки начали применять "божественные" имена к планетам:

- Меркурий - звезда Гермеса,
- Венера - звезда Афродиты и т.д.

Эта традиция укрепилась, перешла к римлянам и так осталась в европейской астрономии.

Но образованные латиняне должны знать греческую традицию, и вот Авсоний в IV веке уже нашей эры, пишет мнемоничекое упражнение для запоминания греческих названий планет.

...Знает, каков оборот Стильпона, каков Пироента,
Сколько дано Фенону, как долго Юпитер обходит
Небо благим огнем, как Венера спешит или медлит,
Сколько затмений затмят Луну и сколько Титана
Прежде, чем наступит конец Великого Года
И возвратятся в высь светила на прежнее место,
Где начинали свой бег при начале строения мира.

Та звезда, что в небе всех звезд прекрасней..." - эти слова древнегреческой поэтессы Сафо (VII-VI вв. до н.э.), самой великой поэтессы древней Греции (недаром ее называли десятой музой), обращены к планете Венера - "Звезде Афродиты", покровительнице и вдохновительнице ее творчества.

Но Сафо была не только поэтессой. Она стояла во главе своеобразной школы, "кружка муз", основанной ей в городе Митилены на острове Лесбос. Туда со всей Греции съезжались девушки из самых знатных семей, чтобы обучиться музыке, пению, танцам и правилам хорошего тона. Эта школа была основана Сафо как культовое учреждение, посвященное богине любви и красоты Афродите, олицетворением которой на небе была планета Венера.

Название планеты Венера, используемое нами сегодня, имеет древнеримское происхождение. Но в прошлом каждый народ именовал ее по-своему.

Так, древние греки называли ее Фосфорос - несущий свет или Эосфорос - несущий утро. Этими названиями они величали Венеру утреннюю, а Венеру вечернюю именовали Геспер, что означает "вечерний". Гомер в своей "Илиаде" именно Геспер называет прекраснейшим светилом на небе.

Долгое время греки считали, что утренняя и вечерняя Венера - это два разных светила. Но уже в VI веке до н.э. Пифагор высказал догадку, что на самом деле это одна и та же планета (впрочем, до Пифагора об этом знали еще древние вавилоняне). Когда греки это поняли, у планеты появилось ее божественное имя - Афродита - богиня любви и красоты.

А в древнем Вавилоне Венера была олицетворением богини любви и плодородия Иштар. И именно ей были посвящены знаменитые висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света. Главные ворота Вавилона также были посвящены этой богине и назывались "воротами Иштар". Да и само название города Вавилон связано с этими воротами и планетой Венера: "Баб-иллун" - "ворота богини".

Там, в Вавилоне, в садах Семирамиды Александр Македонский искал убежища от жестоко палящего южного солнца. И там же, 13 июня 323 года до н.э., великий полководец умер от тропической малярии - наследия индийского похода. И скорбила о нем планета Венера, сиявшая в то утро в созвездии Тельца.

Вполне естественно, что Венера, богиня любви и красоты, была, в первую очередь, покровительницей женщин.

Рассказывают, что во время войны римлян с галатами, именно она вдохновила италийских женщин на подвиг. Они остригли головы и свои волосы отдали солдатам, чтобы те изготовили из них канаты для катапульт.

В эпоху эллинизма под именем Афродиты обожествляли цариц. Так, например, царица Египта Арсиноя II была после смерти обожествлена как Афродита Зе-фирийская. Ее храм находился близ города Канопа, недалеко от Александрии. Именно в этом храме Береника II принесла в жертву локон своих волос, ставший потом созвездием .

А в скандинавском обращении к женщине "фру" или немецком "фрау" и по сей день мы слышим отзвук имени этой планеты - Фрейя. Так в скандинавской языческой мифологии звали богиню любви, красоты и плодородия.

Еще одно интересное открытие ждет нас в древнеримской мифологии. Само название Венера, как уже упоминалось, римское, но у древних римлян, как и у греков, по традиции для вечерней и утренней Венеры были отдельные названия. Вечернюю Венеру называли Веспер - "вечер", а утреннюю - Люцифер, "несущий свет". Позднее, в христианской мифологии Венера-Люцифер стала одним из обозначений сатаны.

Но не только с сатаной связана утренняя Венера. В "Апокалипсисе" Христос говорит о себе: "Я есмь... звезда светлая и утренняя". Византийская же церковная поэзия уподобляет Венере Деву Марию: "звезде, являющей Солнце". А философ Ориген (около 185-245 гг. н.э.) сравнивает с Венерой Иоанна Крестителя, предтечу Иисуса Христа, так как тот предвещал его приход, подобно тому, как утренняя Венера предвещает восход Солнца.

На Земле, наверное, вряд ли найдется хоть один народ, который не обращал бы свои взоры на эту планету. Так, у индейцев Центральной Америки одним из главных божеств был Кецалькоатль - "Пернатый Змей". Он был творцом мира, создателем человека, покровителем жрецов и богом утренней звезды - Венеры.

В древнем городе майя Чичен-Ица, где находилась пирамида Кецалькоатля, был специально посвященный Венере храм. Как полагают некоторые исследователи, культ Венеры перешел к майя от тольтеков - народа, переселившегося на Юкатан и в район Чичен-Ицы в XI веке. Тольтеки называли Венеру Тлаунскальпантекутли и она была символом бога Мишкоатля - "Облачного Змея", которому приносились человеческие жертвы. Почиталась у них Венера и как бог войны Кахин.

По одному из ацтекских мифов Кецалькоатль умер, а затем воскрес и улетел на Венеру, обещав вернуться. Он должен был вновь появиться на востоке из-за Океана. Поэтому, когда испанские завоеватели высадились на восточном побережье Мексики в 1519 году, в год, посвященный Кецалькоатлю, ацтеки сначала приняли Кортеса, предводителя испанцев, за вернувшегося бога.

Являясь внутренней планетой, Венера, подобно Луне и Меркурию, меняет свои фазы. В этом отношении очень интересен миф австралийских аборигенов о Смеющейся Звезде.

Когда-то жили на Земле семь сестер Меа-Мей. За ними ухаживали братья Береи-Береи и хотели жениться на них. Но однажды двух сестер похитил старый Варруна - "Странствующий Герой", а остальные пять сестер, спасаясь от преследования, вознеслись на небо. Через некоторое время двум девушкам удалось убежать от Варруны и они присоединились к своим сестрам. С тех пор семь сестер Меа-Мей сияют в небе и известны как звездное скопление Плеяды. Братья Береи-Береи, узнав," что Меа-Мей стали звездами, вскоре умерли от тоски по ним. И духи вознесли их на небо, превратив в звезды пояса и меча Ориона.

У сестер Меа-Мей был на небе один родственник. Случилось так, что в тот момент, когда две сестры, спасаясь от Варруны, поднимались к небу, этот родственник смотрел на Землю. Видя, как Варруна бегал, кричал и приказывал сестрам вернуться, он так забавлялся неудачей старика, так радовался побегу сестер, что не выдержал и рассмеялся. Так он продолжает смеяться и поныне. Австралийцам этот веселый родственник Плеяд известен как "Смеющаяся Звезда" - Венера.

В этом мифе нет ничего удивительного. В истории встречается очень много случаев, когда люди невооруженным глазом видели Венеру на дневном небе, ее фазы. И с большой степенью вероятности мы можем предположить, что улыбка "Смеющейся Звезды" у австралийцев - это серп Венеры.

В только что рассказанном австралийском мифе внимательный читатель, наверное, уже заметил некоторую связь Венеры с Плеядами. Эту связь мы можем обнаружить и в русской сказке "О волке и семерых козлятах". Наиболее популярна та ее версия, где козлята - это Плеяды, а волк - Луна. И пожирание волком козлят - это ни что иное, как покрытие Плеяд Луной. Но есть и другая трактовка этой сказки. На Руси помимо утренних и вечерних названий Венеры, таких как: Зарянка, Зорница, Заряница или Вечерница, Вечерняя Звезда, было и такое название - Волчья Звезда. Поэтому волк, съедающий козлят - это Венера вблизи Плеяд, затмевающая их своим блеском, а лунный серп - это мама-коза.

На Руси Венера не всегда вызывала приятные ассоциации, к тому же, по народным поверьям, из-за нее случались солнечные затмения, так как именно в ней видели виновницу ссор между Солнцем и Луной. Ведь супружеская пара Луна и Солнце ссорятся из-за того, что Месяц начинает ухаживать за Венерой, из-за чего разгорается семейный скандал и происходит затмение.

Любовные связи Венеры и Месяца - очень распространенный сюжет в мифах и сказаниях многих народов. Например, в архаическом балтийском мифе о "небесной свадьбе", Месяц изменяет Солнцу с Венерой, за что бог-громовержец Перкунас разрубает Месяц мечом. А в латышской мифологии Солнце, Сауле, из ревности повелевает Венере, Аустре, всегда держаться рядом. Поэтому Венера никогда не удаляется далеко от Солнца.

Венера была влюблена не только в Месяц. Двигаясь по небосклону, она соединяется с другими планетами. За это на древнем Востоке ее называли "блудницей". Согласно греческим мифам Афродита была женой Ареса и Гермеса (Марса и Меркурия), а также других богов. Но это уже более поздние мифы. В самых же ранних Афродита была воплощением всепроникающей космической любви. Недаром ее самым древним титулом был Афродита Урания - то есть Афродита Небесная.

В эти вечера Венера величественно сияет на небосводе. Когда Вы будете смотреть на нее, подумайте о том, что на протяжении многих тысячелетий миллиарды людей устремляли к ней взоры. Миллиарды сердец учащенно бились, пораженные ее светлыми стрелами.

О, сколько влюбленных сходили с ума от страсти, вселяемой в них Венерой, сколько юных невест, из поколения в поколение, на протяжении многих тысяч лет с нетерпением ждали ее появления на небесах и делились с ней своими самыми сокровенными мечтами! Сколько неспокойных душ, мучимых любовью, сгорело в ее лучах... подумайте об этом!

Была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Киферы, а затем на остров Кипр, ставший любимым местопребыванием этой богини. По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы и обаянию ее красоты покорялись все боги, люди и даже звери. Культ Афродиты, по мнению многих ученых-исследователей, был занесен в Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню под именем Астарты .

Мифы древней Греции. Афродита (Венера). Повелительница любовных желаний

Существует несколько разноречивых сказаний о рождении Венеры. Но художники, изображая это рождение, представляют ее всегда выходящей из морской пены. На античных картинах богиня обыкновенно лежит в простой раковине. На монетах она изображается на колеснице, везомой тритонами; наконец, на многочисленных барельефах богиня является в сопровождении морских коней или морских кентавров. В XVIII веке французские художники, и главным образом Буше , любили изображать этот поэтический миф на плафонах и декоративных картинах. Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее. Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугро «Рождение Венеры».

Туалет Венеры – излюбленный сюжет для художников и поэтов. Оры занимаются воспитанием прелестной богини, а грации (хариты) присутствуют при ее туалете и помогают ей. «Она – самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона , желая вернуть любовь Юпитера , просит Венеру одолжить ей этот пояс. Ее золотые украшения горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер). Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

Когда греческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений Венеры к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило эту богиню воображение греков, этих страстных поклонников красоты. Богиню стали изображать сидящей на троне, она обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Венеры есть именно изящество, элегантность драпировок и движений. Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе Венеры выражена, главным образом, женственность ее натуры, и чувство любви, которое она должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в Венере именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.