Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Художественная культура половине 19 века. Культура России XIX века

Художественная культура половине 19 века. Культура России XIX века

В начале 19 века у людей вырос интерес к литературе и искусству. Человека на то время увлекала философия, исторические произведения, классическая трагедия и комическая опера. Люди стали заниматся коллекционированием и собирать книги. Устраивали домашние спектакли и посещали музыкальные вечера.

Начало "Золотого века" и новые веяния в культуре

Главным направлением в русском и европейском искусстве этого века был классицизм. В основу произведений классицизма входили идеи служения государю и Отечеству.

Сентиментализм возник перед Отечественной войной 1812. В отличие от классицизма, внимание уделялось к чувствам и переживаниям людей.

Новым направлением стал романтизм. В русском романтизме внимание уделялось традициям, отечественной истории.

Реализм получил развитие в 20-50х годах - изображали окружающую действительность. Новым стилем стал критический реализм - выявлял плохие стороны жизни и требовал перемен.

В первой половине 19века русская литература вступила в "золотой век". Писатели обращались к историческому прошлому страны, обсуждали важные общественные проблемы. Романтические произведения создавали великие поэты - Пушкин и Лермонтов, в их работах присутствовал оптимизм и активная борьба за идеалы.

В критическом реализме проявил себя Гоголь, одним из ярких его произведений является повесть "Шинель".

Реалистичный мир показал читателю Островский в драмме "Свои люди - сочтемся", работал по темам быт, купечество.

Тургенев писал произведения на тему крепостной деревни и крестьян, к которым он отнесся с симпатией и теплотой.

Театр и живопись

В театре в 20-30 годах особое внимание уделялось героико-трагедийным пьесам, в которых главным акцентом были переживания героев. С 40х годов тема театра связана с реалистическими направлениями. В реализме хорошо проявил себя великий актер театра М.С. Щепкин. Каждая его роль в театре была крупнейшим событием для Москвы.

Петровский театр в Москве в 1824 году разделили на Большой и Малый.

В живописи происходит отказ от классицизма, растет интерес к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

Кипренский и Тропинин были портретистами и работали в стиле романтизма. Кипренский создал портреты Пушкина. Тропинин любил рисовать человека за любимым делом. Критическим реализмом занимался Федотов. В картинах выражал главные социальные проблемы.

Архитектура

В архитектуре классицизм был дольше чем в других областях творчества. В начале 19 века внимание обращалось к стилю ампир - главным было четкость линий, богатые украшения. Главным были скульптуры которые дополняли оформление зданий. В стиле ампир строились здания правительства, театры, храмы.

В начале 19 века застраивались Москва, Петербург и центральные части крупных городов. Губернские города перестраивались по специальным технологиям. В центральной части были не только соборы и дворцы, но и новые здания - музеи, школы, библиотеки, театры.

В российской архитектуре первой трети XIX в. господствовал классицизм, задержавшийся благодаря французской моде времен Наполеона и получивший своеобразную форму ампира. Он опирался на традиции императорского Рима (откуда и пошло само название: ампир — имперский) и отличался монументальностью форм, богатством внешнего убранства зданий, военной эмблематикой в архитектурных деталях, воспевающих военную и гражданскую мощь империи, ее славу и многовековую историю.
Наиболее известными зодчими этой эпохи были А.Н. Воронихин и А.Д. Захаров. Первый прославился возведением Казанского собора и здания Горного института в Петербурге, второй — приданием нового облика Адмиралтейству, сделавшемуся одним из градостроительных узлов столицы. Необходимо упомянуть и о Тома де Томоне, ставшим автором здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Ампир царил в России с начала века до 1830-х гг. Именно тогда сформировались главные площади Петербурга, Театральная площадь в Москве, центры Ярославля, Твери, Нижнего Новгорода, Смоленска.
Великий мастер ампира К. И. Россы стремился возводить не отдельные здания, а целые ансамбли. По его чертежам построены здания Сената и Синода, Михайловский дворец, Александрийский театр. Московский ампир отличался от петербургского мягкостью форм и линий. Особенно это ощущается в творчестве О.И. Вове, возведшего здания Большого и Малого театров в Москве, Триумфальную арку в честь победы над Наполеоном, здание Манежа. Мало в чем уступал ему и Д.И. Жилярди, заново отстроивший после пожара 1812 г. здание Московского университета, возведший дом Лукиных на Никитском бульваре.
В 1830—1890-х гг. в российской архитектуре господствует эклектизм: романтический — до 1850-х гг. и исторический — во второй половине века. Главной чертой эклектики является заимствование различных элементов стилей прошлых эпох и слияние их в одном ансамбле. Для романтического этапа характерны русско-византийский стиль, а также интерес к готике, барокко, классицизму. Ведущим в нем является все же русско-византийский стиль, называемый национальным романтизмом. Яркий его приверженец К. Тон создал в Москве Большой Кремлевский дворец, Оружейную палату в Кремле, храм Христа Спасителя на Волхонке.
А.П. Брюллов, построивший здание штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади и Пулковскую обсерваторию, предпочитал смешение классицизма с псевдоготикой. А.А. Монферран — творец Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге — считал ведущими элементы классицизма и барокко. Такое разнообразие стилей сделало центры российских городов первой половины XIX в. весьма своеобразными и в то же время легко узнаваемыми.
В истории русской живописи первенство в споре классицизма (академизма) и романтизма осталось за последним. При этом полного забвения традиций классицизма не произошло. Романтизм, сумевший вобрать в себя черты и классицизма, и нарождающегося нового стиля, стал искусством думающим и эмоциональным. С наибольшей полнотой ему удалось раскрыться в жанре портрета. Художественная культура в начале 19 века.
Первая половина XIX в. дала России немало мастеров портретной живописи. Это и О.А. Кипренский, и В.А. Тропинин, и А. Г. Венецианов, и К. П. Брюллов. Если портреты Кипренского поражают мастерством, но выполнены в традиционной манере, то Брюллов стал первооткрывателем жанра «портрета-пейзажа», а Тропинин — «портрета — жанровой картины». Венецианов же, с его любовью к идиллии сельской жизни, сделался родоначальником живописи жанра из народной жизни, предварив формирование реализма в русской живописи.
Во второй трети XIX в. ведущим жанром становится историческая живопись, пытавшаяся решить центральную проблему русской культуры — проблему народности. Ошеломившим современников событием стала картина Брюллова «Последний день Помпеи». Его прорыв был подхвачен и дополнен такими художниками, как Ф.П. Бруни («Медный змей») и А.А. Иванов («Явление Христа народу»). Созданию своего полотна Иванов отдал 30 лет жизни, пытаясь отразить в нем вечные нравственные проблемы, стоявшие перед человечеством.
Необыкновенно ярким проявлением зарождавшегося критического реализма в живописи стало творчество П. А. Федотова. Наиболее полно драматический талант живописца раскрылся в жанровой картине. Его «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» еще перегружены карикатурным антуражем. Зато «Анкор, еще анкор!», «Вдовушка» — лаконичны, психологически достоверны и необычайно сильны по своему воздействию на зрителя.
Важную общественно-воспитательную и культурную функцию выполнял в первой половине столетия русский театр. Здесь, как и в других видах искусства, происходили столкновение и смешение стилей, выработка идейных направлений. Центры театрального искусства, Петербург и Москва, разработали свои актерские школы, свои методы воздействия на зрителя. В Петербурге постоянно играли три труппы: французская, немецкая и русская, которые нанимала Дирекция императорских зрелищ и музыки. В Москве в начале XIX в. казенных театров не было, однако позже лучшие труппы перешли в ведение Московской конторы императорских театров.
В драматическом искусстве процветали классицизм и сентиментализм. Большим успехом пользовались комедии ИЛ. Крылова и АЛ. Шаховского. В 1810-е гг. начинается история русского водевиля, который быстро превратился в оригинальное национальное явление. «Высокое» искусство было представлено трагедиями В Л. Озерова «Дмитрий Донской», «Ярополк и Олег», обращенными к патриотическим чувствам публики и воспевающими сильную княжескую власть, направленную на защиту Отечества. Эти спектакли отвечали романтическим настроениям зрителей, поэтому вокруг театра бурлили общественные споры, игра актеров вызывала горячий отклик.
Во второй четверти XIX в. после введения цензурного устава 1826 г., многое изменилось. Главными театральными жанрами стали романтическая драма, водевиль и балет, уводившие публику от острых вопросов действительности (из 48 пьес, поставленных в 1835 г. на русской сцене, 27 являлись водевилями). Постепенно утверждение реализма в русском театре связано с именами А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя. Их произведения — «Моцарт и Сальери», «Горе от ума», «Женитьба», «Ревизор» — ожидал разный прием у публики. Однако позже именно им суждено было стать классикой русского театра, наполненной глубоким социально-психологическим и сатирическим содержанием.
Дальнейшее развитие реалистического театрального искусства связано с творчеством А.Н. Островского и И.С. Тургенева, а также замечательной плеяды артистов московских и петербургских театров: В.А. Каратыгина, A.M. Максимова, В.В. Самойлова, П.С. Мочалова, М.С. Щепкина. Последний стал фактическим организатором Малого театра в Москве и подлинным реформатором сцены. Щепкин учил актеров искусству перевоплощения, умению проникнуть в сокровенные тайны создаваемого образа. Уже в первый период своей деятельности из-за силы своего воздействия на зрителя Малый театр приобрел славу второго Московского университета.
В истории русской музыки первой половины XIX в. огромная роль принадлежит М.И. Глинке и А.С. Даргомыжскому. С именем Глинки связано возникновение русской музыкальной классики, в которой большое значение имело народное начало. Недаром Глинка писал, что «музыку создает народ, композиторы же лишь аранжируют ее». Его оперы «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» (первоначальное название — «Иван Сусанин») определили два направления развития русского оперного искусства: национально-сказочного и национально-драматического. Они были довольно холодно встречены Зимним дворцом и «светом», но восторженно приветствовались передовой частью общества. Дело Глинки продолжил его ученик Даргомыжский, написавший сложную, опередившую свое время музыку к произведениям Пушкина «Русалка» и «Каменный гость». Романсы-речитативы Даргомыжского до сих пор считаются одними из самых сложных для исполнения.

Западная Европа

Романти́зм - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половиныXIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Романтизм в искусстве и литературе имеет общие свойственные черты: неприятие современной им буржуазной, мещанской действительности, противопоставление прозе существующего мира мир идеального. Это противопоставление осуществлялось присущими разным видам искусства собственными способами выразительности. Например, противопоставление дня, наполненного суетой, привело поэтов, музыкантов и живописцев к поэтизации ночи, этого странного, порой ирреального мира, живущего по своим законам. Ночной жанр становится любимым в творчестве художников-романтиков. Иногда лирика ночи отступает перед ужасом мрака Неприятие жизни и действительности рождает мотив ухода, бегства от жизни, которое выражается в разных формах, в том числе в жанре путешествия, скитания, чаще всего на Восток. Тема смерти приобретает особый смысл. Излюбленная тема романтиков - герой-бунтарь, трагическая борьба, смятение бурных чувств. Портретная живопись приобретает особое значение. Художники стремятся изобразить внутреннюю работу мысли, самоуглубление, чувственную индивидуальность. Образы бурной природы позволяют аллегорически передать задуманное. Тема героической борьбы со стихией, отчаянное напряжение, порыв - общие для романтиков европейских стран. Стремление глубже узнать тонкости человеческой души рождает темы трагедии сломленной судьбы, больной души, отчаяния. Наиболее яркими представителями французской школы являлись Э. Делакруа, Т. Жерико.
Романтизм нашел отражение и в пейзажной живописи, передающей особое настроение, вдохновение от созерцания родной природы. Это прежде всего характерно для английского искусства, яркими представителями которого являлись Дж. Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон.

Критический реализм . Во второй половине XIX в. становится господствующим художественным мышлением и методом. Критический реализм вовсе не означает негативное отношение к действительности. Это форма оппозиции к существующей (господствующей) идеологии. Ведущая роль в критическом реализме принадлежит литературе. Реалистическое отражение действительности определяется не теми или иными приемами, а общим отношением к действительности, т. е. художественной правдой, которая включает в себя две стороны: правдивое отражение существующих сторон жизни и истинность, соответствие эстетическому идеалу. В первой половине XIX в. реализм функционировал в тесной связи с романтизмом.
Для культуры XIX в. характерны многостильность, борьба различных направлений, начало кризисных явлений. Принципиально меняется характер взаимодействия человека с окружающей действительностью: появляется созерцательное мироощущение, стремление к чувственному контакту с миром, причем в разных течениях это осуществляется по-разному. В натурализме - через фиксацию мимолетного, через индивидуальное впечатление. В импрессионизме - через передачу динамически наполненной жизни. В символизме - благодаря одушевлению внешнего мира, а в модернизме - благодаря созданию образов духа.

Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Название этого течения происходит от французского слова, означающего «впечатление». История жанра берет начало из творческих исканий и реалистов и романтиков. Сущность импрессионизма состоит в стремлении передать непосредственное впечатление от окружающего мира. Живописными средствами художники стремились передать неповторимость и иллюзию света, воздуха, воды, цвет во всей его чистоте, тонкие нюансы световоздушной среды. Живопись раздвинула рамки пространства, «открыла окно» в природу со всеми неповторимыми и мимолетными ее изменениями. Основоположником направления был Эдуард Мане, но признанным его лидером стал Клод Моне. Выдающимися импрессионистами были О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, К. Писсаро, позже - П. Сезанн, В, ван Гог и очень близок к ним по характеру творчества был скульптор О. Роден. Импрессионизм положил начало новому восприятию окружающего мира, позволил ощутить прелесть каждого мгновения жизни и оказал огромное влияние на появление новых направлений в искусстве.
В целом культура Западной Европы в XIX в. складывалась как культура индустриального общества со всеми присущими ей характеристиками и оказала влияние на дальнейшее его формирование.



ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ общее название течений в живописи кон. 19 - нач. 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и «наби» - группу художников, работавших в Париже в конце 1880-х - начале 1900-х годов и создавших под влиянием Гогена своеобразный, близкий к символизму вариант стиля модерн, для которого характерны декоративная обобщённость форм, плоскостность композиции, главенство цветового начала.

МОДЕРН - стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 - нач. 20 вв. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.


Художественная культура Европы XIX в.

Множественность художественных направлений в XIX веке была следствием процесса модернизации. Художественная жизнь общества теперь определялась не только церковным диктатом и модой придворных кругов. Изменение социальной структуры повлекло за собой изменение восприятия искусства в обществе: возникают новые социальные слои состоятельных и образованных людей, способных самостоятельно оценивать произведения искусства, ориентируясь только на требование вкуса. Именно к XIX веку начинает формироваться массовая культура; газеты и журналы из номера в номер печатавшие длинные романы с занимательным сюжетом, стали прообразом телевизионных сериалов в искусстве XX века.

В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц - Париж, Санкт-Петербург, Берлин - обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий. Символом Парижа стала знаменитая Эйфелева башня , построенная в 1889 г. к открытию Всемирной выставки. Эйфелева башня продемонстрировала технические возможности нового материала – металла. Однако оригинальное художественное решение было признано не сразу, башню призывали снести, называли чудовищной.
Неоклассицизм в первой половине XIX в. пережил поздний расцвет, теперь он получает название ампир (от франц. «империя»), этот стиль выражал величие империи созданной Наполеоном. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитектуры прошлого - так возникли неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму - механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым.

В художественной жизни первой половины XIX века преобладал романтизм , отразивший разочарование в идеологии Просвещения. Романтизм стал особым мировоззрением и образом жизни. Романтический идеал личности, не понятой обществом, формирует манеру поведения его высших слоев. Для романтизма характерно противопоставление двух миров: реального и воображаемого. Реальная действительность рассматривается как бездуховная, негуманная, недостойная человека и противостоящая ему. «Прозе жизни» реального мира противопоставляется мир «поэтической реальности», мир идеала, мечты и надежды. Видя в современной ему действительности мир пороков, романтизм пытается найти выход для человека. Этот выход – одновременно и уход от общества в разных вариантах: герой уходит в свой собственный внутренний мир, за пределы реального пространства и уход в другое время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности Средневековье, видя в нем инею реальность, культуру, ценности.

Главой французского романтизма в живописи суждено было стать Эжену Делакруа (1798-1863). Неистощимое воображение этого художника создало целый мир образов, до сих пор, живущих на полотне своей напряженной, полной борьбы и страстей жизнью. Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории («Битва при Пуатье»). Делакруа запечатлел многочисленные образы людей Востока, главным образом алжирцев и марокканцев, которых он видел во время своего путешествия в Африку. В произведении «Резня на острове Хиос» (1824) Делакруа отразил борьбу греков против турецкого владычества, волновавшую тогда всю Европу. Группе страдающих пленных греков на переднем плане картины, среди которых и обезумевшая от горя женщина, и ребенок, ползущий к груди мертвой матери, художник противопоставил надменные и жестокие фигуры карателей; вдали виден горящий разрушенный город. Картина поразила современников и захватывающей силой человеческих страданий, и своим необычайно смелым и звучным колоритом.

События Июльской революции 1830 г., закончившиеся поражением революции и восстановлением монархии, вдохновили Делакруа на создание широко известной картины «Свобода на баррикадах» (1830). Женщина, поднявшая трехцветное знамя Французской республики, олицетворяет свободу. Образ свободы на баррикадах 0 олицетворение борьбы.


Представителем романтизма с мировым именем был испанский художник Франциско Гойя (1746–1828) Гойя сложился в крупного художника сравнительно поздно. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776-1791) многочисленных гобеленов, созданных для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде («Зонтик», «Слепой гитарист», «Продавец посуды», «Игра в жмурки», «Свадьба»). В 90-х гг. XVIII века в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании «старого порядка». Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника); смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф.Гиймарде), аромат тайны и скрытой чувственности («Маха одетая» и «Маха обнаженная»). С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV». Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов «Бедствия войны» (82 листа, 1810–1820).

Франциско Гойя "Капричос"

Если в литературе субъективность восприятия художника открывает символизм, то в живописи подобное открытие совершается импрессионизмом. Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине 19 века. Импрессионисты избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры. Художественная концепция импрессионизма строилась на стремлении естественно и непринужденно запечатлеть окружающий мир в его изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления. Благодатную почву для развития импрессионизма подготовили художники Барбизонской школы: они первыми стали писать этюды с натуры. Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха» лег в основу пленэрной живописи импрессионистов.
В 1860-х гг., года молодые художники-жанристы Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега попытались вдохнуть во французскую живопись свежесть и непосредственность наблюдения жизни, изображение мгновенных ситуаций, зыбкость и неуравновешенность форм и композиций, необычные ракурсы и точки зрения. Работа на открытом воздухе помогала создавать на полотнах ощущение сверкающего снега, богатства природных красок, растворения объектов в среде, вибрации света и воздуха. Особое внимание художниками- импрессионистами уделялось взаимоотношениям предмета с окружением, исследованиям изменения цвета и тона объекта в изменяющейся среде. В отличие от романтиков и реалистов, они уже не были склонны изображать историческое прошлое. Сферой их интересов была современность. Жизнь маленьких парижских кафе, шумные улицы, живописные берега Сены, железнодорожные вокзалы, мосты, неприметная красота сельских пейзажей. Художники больше не желают затрагивать острые социальные проблемы.

Творчество Эдуарда Мане (1832-1883) предваряло новое направление в живописи – импрессионизм, но сам художник не примкнул к этому движению, хотя несколько изменил под воздействием импрессионистов свою творческую манеру. Мане декларировал свою программу: «Жить своим временем и изображать то, что видишь перед собой, открывая подлинную красоту и поэзию в повседневном течении жизни». При этом в большинстве работ Мане отсутствовало действие, даже минимальная сюжетная завязка. Постоянным мотивом творчества Мане становится Париж: городская толпа, кафе и театры, улицы столицы.

Эдуард Мане "Бар в Фоли-Бержер"

Эдурд Мане "Музыка в Тюильри"

Само название импрессионизма обязано своим происхождением пейзажу Клода Моне (1840-1926) «Впечатление. Восход солнца» .

В творчестве Моне ведущее значение приобрела стихия света. К 70-м гг. XIX в. Относится изумительный «Бульвар Капуцинок» , где брошенные на холст мазки передают и уходящую вдаль перспективу оживленной улицы, и движущийся по ней бесконечный поток экипажей, и веселую праздничную толпу. Он писал множество картин с одним и тем же, но по-разному освещённым предметом наблюдения. Например, стог сена утром, в полдень, вечером, при луне, в дождь и так далее.

Многие достижения импрессионизма связаны с творчеством Пьера Огюста Ренуара (1841-1919), вошедшего в историю искусства как «живописец счастья». Он действительно создавал на своих картинах особый мир пленительных женщин и безмятежных детей, радостной природы и прекрасных цветов. В течение всей жизни Ренуар писал пейзажи, но его призванием оставалось изображение человека. Он любил рисовать жанровые картины, где с поразительной живостью воссоздавал суету парижских улиц и бульваров, праздность кафе и театров, оживленность загородных прогулок и праздников под открытым небом. Все эти картины, написанные на пленэре, отличает звучность цвета. Картина «Мулен де ла Галетт» (народный бал в саду монмартского танцевального зала) - шедевр ренуаровского импрессионизма. В ней угадывается живой ритм танца, мелькание юных лиц. В композиции нет резких движений, и ощущение динамики создается ритмом цветовых пятен. Интересна пространственная организация картины: первый план дан сверху, сидящие фигуры не заслоняют танцующих. На многочисленных портретах преобладают дети и молодые девушки, в этих портретах раскрылось его мастерство: «Мальчик с кошкой», «Девушка с веером».

Активный участник всех выставок Эдгар Дега (1834 - 1917), был далек от всех принципов импрессионистов: был противником пленэра, не писал картины с натуры, не стремился уловить характер различных состояний природы. Значительное место в творчестве Дега занимает серия картин с изображением обнаженного женского тела. Множество его картин последних лет посвящено «женщине за туалетом». Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту («Гладильщицы» , «Прачки с бельем »). В утверждении эстетической значимости жизни людей, их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух театра («Звезда балета», «Балетная школа», «Урок танцев» ).


Постимпрессионизм охватывает период с 1886 г., когда состоялась последняя выставка импрессионистов, на которой были впервые представлены работы неоимпрессионистов, до 1910-х гг., возвестивших о рождении совершенно нового искусства в формах кубизма и фовизма. Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников.
Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и преходящего - каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства. Работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к модерну.
Винсент Ван Гог (1853-1890) создавал максимально яркие художественные образы путем синтеза (соединения) рисунка и цвета. Техника Ван Гога – это точки, запятые, вертикальные черточки, сплошные пятна. Его дороги, грядки и борозды действительно убегают вдаль, а кусты горят на земле, как костры. Он изображал не один схваченный миг, а непрерывность мигов. Он изображал не данный эффект согнутого ветром дерева, а самый рост дерева из земли.. Все случайное Ван Гог умел претворить в космическое. Душа Ван Гога требовала ярких красок, он постоянно жаловался брату на недостаточную силу даже его любимого ярко-желтого цвета.
«Звёздная ночь» была не первой попыткой Ван Гога изобразить ночное небо. В 1888 году в Арле он написал «Звёздную ночь над Роной». Ван Гог хотел изобразить звёздную ночь как пример силы воображения, которое может создать более удивительную природу, чем та, которую мы можем воспринять при взгляде на реальный мир.

Обостренное восприятие действительности и душевная неуравновешенность приводят Ван Гога к психическому заболеванию. Гоген приезжает погостить в Арль, но творческие разногласия вызывают ссору. Ван Гог кидает стакан в голову художника, затем, после заявления Гогена о намерении уехать, бросается на него с бритвой. В припадке сумасшествия вечером этого же дня художник отрезает себе ухо («Автопортрет с перевязанным ухом» ).

Творчество Поля Гогена (1848-1903) неотделимо от его трагической судьбы. Самым важным в стилистической концепции Гогена было его понимание цвета. На о. Таити, куда художник уехал в 1891 г., под влиянием примитивных форм полинезийского искусства он писал картины, отличающиеся декоративностью, плоскими формами и исключительно чистыми цветами. «Экзотическая» живопись Гогена – «А ты ревнуешь?» , «Ее зовут Вайраумати» , «Женщина, держащая плод» - отражает не столько природные качества предметов, сколько эмоциональное состояние художника и символический смысл задуманных им образов. Особенность живописной манеры Гогена состоит в ярко выраженной декоративности, стремлении закрашивать одним цветом большие плоскости холста, в любви к орнаментике, которая присутствовала и на тканях одежда, и на коврах, и в пейзажном фоне.

Поль Гоген "Когда же замуж" "Женщина держащая плод"

Важнейшим достижением культуры XIX в. является появление искусства фотографии и дизайна. Первый в мире фотоаппарат был сделан в 1839 году Луи Жак Манде Дагером.
Ранние попытки Дагера сделать работоспособную камеру были неудачными. В 1827 году он встретился с Жозефом Ньепсом , который тоже пытался (и к тому времени добился немного большего успеха) изобрести фотокамеру. Через два года они стали партнерами. В 1833 году Ньепс умер, но Дагер упорно продолжал трудиться. К 1837 году он наконец смог разработать практическую систему фотографии, названную дагеротипией. Изображение (дагеротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3-4 часов пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита. Дагеротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить только один снимок.
В 1839 году Дагер опубликовал свое изобретение, но не оформил патент. В ответ французское правительство назначило ему и сыну Ньепса пожизненные пенсии. Объявление об изобретении Дагера вызвало большую сенсацию. Дагер стал героем дня, на него обрушилась слава, а метод дагеротипии быстро нашел широкое применение.
Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 г. Ее оформление знаменовало сближение искусства и техники и положило начало новому виду творчества.

Луи Дагер, Нисефор Ньепс и камера-обскура Ньепса

Джозеф Нисефор Ньепс. Первая в мире фотография, сделанная на сплаве олова со свинцом, 1826 год.

Снимок Дагера «Студия художника», 1837 г

В 1870-ых годах два изобретателя Илайша Грей и Александр Грехем Белл независимо друг от друга разработали устройства, которые могли передавать речь посредством электричества, которые в последствии назвали телефоном . Они оба направили соответствующие патенты в патентные бюро, разница в подаче заявок была всего лишь в несколько часов. Однако, Александр Грехем Белл) получил патент первым.
Телефон и телеграф являются электрическими системами, основой которых являются провода. Успех Александра Белла, точнее его изобретения, был вполне закономерным, так как, изобретая телефон, он пытался усовершенствовать телеграф. Когда Белл начал экспериментировать с электрическими сигналами, телеграфом уже пользовались как средством коммуникации в течение приблизительно 30 лет. Несмотря на то, что телеграф был достаточно успешной системой передачи информации, основанной на азбуке Морзе с её отображением букв с помощью точек и тире, тем не менее, большой минус телеграфа заключался в том, что информация была ограничена получением и отправкой одного сообщения одновременно.

Александр Белл говорит в первую модель телефона

Первый телефон, созданный Александром Грехемом Беллом представлял собой устройство, через которое звуки речи человека передавались при помощи электричества (1875 год). 2 июня 1875 года, Александр Грехем Белл, экспериментируя со своей техникой, которую он назвал "гармонический телеграф" обнаружил, что он может услышать звук по проводу. Это был звук часов.
Самый большой успех Белла был, достигнут 10 марта 1876 года. Разговаривая с помощью трубки со своим помощником, Томасом Уотсоном, который находился в соседней комнате, Белл произнес слова, которые сегодня известны всем "Mr. Watson -- come here -- I want to see you" (Мистер Уотсон – идите сюда - я хочу видеть Вас). В это время не только родился телефон, но и умер многократный телеграф. Потенциал коммуникаций, заключенный в демонстрации того, что можно было поговорить благодаря электричеству, сильно отличался оттого, что мог предложить телеграф с его системой передачи информации при помощи точек и тире.

Понятие кинематограф появилось впервые в его французском варианте -- «синематограф», обозначавшем систему создания и показа фильма, разработанную братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер. Первый фильм был снят при помощи кинокамеры французом Луи Эме Огюстеном Ле Принеси (1842--1890гг) в ноябре 1888 года в Великобритании и состоял из двух фрагментов: в первом -- 10-12 картинок в секунду, во втором -- 20 картинок в секунду. Но официально считается, что кинематограф берёт своё начало 28 декабря 1895 года . В этот день в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж, Франция) состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер» . В 1896 году братья совершили мировое турне со своим изобретением, посетив Лондон, Нью-Йорк, Бомбей.
Луи Жан Люмьер окончил промышленную школу, был фотографом и работал на фабрике фотоматериалов, принадлежавшей отцу. В 1895 Люмьер изобрёл киноаппарат для съёмки и проекции "движущихся фотографий". В его работе по изобретению кинематографа принимал активное участие его брат Огюст Люмьер. Аппарат был запатентован и получил название кинематограф. Первые кинопрограммы Люмьера демонстрировали сценки, снятые на натуре: "Выход рабочих с фабрики Люмьера", "Прибытие поезда", "Завтрак ребёнка", "Политый поливальщик" и другие. Интересно, то что слово lumiere по-французски означает "свет". Может быть это случайность, а может судьба создателей кинематографа была решена заранее.

Вопросы и задания:
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:[email protected]

Крысанова Алина Олеговна

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов - буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура 19 века Выполнила: Крысанова А.О Ученица 11 класс МОБУ СОШ №5 с.Нагорное П ожарский район, Приморский край Руководитель Шевчик Олег Дмитриевич

1.КЛАССИЦИЗМ 2. РОМАНТИЗМ 3. РЕАЛИЗМ

Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII-XIX вв

КЛАССИЦИЗМ Начал складываться в европейском искусстве в XVIIв. Важнейшая черта – обращение к принципам античного искусства. Сложился во Франции, отразив утверждение в этой стране абсолютизма. Для классицистов эстетическую ценность имеет лишь неподвластное времени, т.е. непреходящее. Он выдвинул новые этические нормы, так как большое значение придавал общественно-воспитательной функции искусства. Эстетика классицизма – нормативные правила. Была установлена строгая иерархия жанров (высокий жанр – исторические картины, мифические, религиозные; низкий жанр – пейзаж, портрет, натюрморт. Высокие – трагедия, эпопея, ода; низкими – комедия, сатира, басня). Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченности, которые в период его упадка усилились. В середине XIXв. Классицизм переродился в безжизненный академизм.

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв.

РОМАНТИЗМ Романтическому искусству свойственны – отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма. Он зародился в Германии. Распространился по всей Европе. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки феодального общества, прежнего, казавшегося незыблемым миропорядка, романтизм (и как особый вид мировоззрения, и как художественное направление) стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры.

Реализм – художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью.

РЕАЛИЗМ В реализме явления действительности предстают во всей их сложности. К середине столетия - он ведущий стиль. Возник во Франции и Англии в условии капиталистических отношений. По своей идейной направленности он становиться критическим – писатели критически подходили к социальным противоречиям.