Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Герой литературного произведения. Литературный герой и персонаж

Герой литературного произведения. Литературный герой и персонаж

Так сложилось с древних времен: героями не рождаются - ими становятся. Но время неумолимо движется вперед, и сегодня героя можно создать на ровном месте. Таких героев еще называют действующими лицами художественного произведения, именно о них сегодня и пойдет речь. Ну и попробуем создать уникального персонажа, ведь теория без практики гроша ломаного не стоит.

Разница понятий

Итак, в каждом литературном произведении можно познакомиться с вымышленными людьми, которых называют действующими лицами, образами и типами. В чем их принципиальная разница и есть ли она вообще?

Действующим лицом в художественном произведении называется персонаж, который предпринимает определенные действия. Неважно, является он положительным или отрицательным, вся суть в том, что он что-то делает. Он может появиться только в одном или двух эпизодах, а может совершать поступки на протяжении всего рассказа, - не столь важно, когда это действующее лицо художественного произведения.

Герой - это еще один термин, которым называют участников художественных произведений. Согласно дословному определению, герой - это полубог или обожествленный человек. Так, к примеру, было заведено у древних греков. Звание героя давало человеку множество преимуществ, о нем слагали песни и легенды, ему поклонялись и всячески поддерживали. Со временем это слово перекочевало в литературу, и сегодня у читателя сформировалось два принципиальных представления:

  1. Положительный герой - благородный муж, спасающий мир, а по пути и всех, кто попал в плачевное положение.
  2. Отрицательный герой - негодяй, от которого нужно спасти мир.

Неправильные синонимы

Таким образом, действующее лицо художественного произведения называется еще и героем. Однако это понятие очень часто используют в качестве синонима к слову «персонаж», что не одно и то же. Персонажем можно назвать любое действующее лицо, в то время как герой - это выразитель сюжетного действия, на котором строится все содержание.

У термина «персонаж» нет никаких дополнительных значений. Как, к примеру, у действующего лица, которое должно что-то делать. И все же персонажи имеют свою типологию:

  • Эпизодическое лицо. Персонаж, что находится в центре внимания в рамках определенного эпизода.
  • Жанровые герои. Например, в эпопее персонаж будет благородным как по манерам, так и по происхождению, а в комедии его характеру будет приписаны нотки некоторой нелепости.
  • Антропоморфные персонажи. Говорящие вещи, звери и т. д.
  • Собирательные. Участники массовых сцен.
  • Групповые персонажи. Число участников ограниченное и все они названы по имени в произведении.
  • Внесценические. Персонажи, о которых рассказывается в истории, но сами они не появляются.
  • Заимствованные. Лица, взятые из произведений других писателей.
  • Двойник. Появляется как результат раздвоенного сознания героя.
  • Превращенные. Персонажи, с которыми в истории происходят различные метаморфозы.

Образы и типы

Также действующим лицом художественного произведения называют образ. Это своего рода художественное обобщение человеческих свойств и черт характера в описании героя произведения. Например, Татьяну Ларину из «Евгения Онегина» можно считать образом романтичной и мечтательной девушки, умной не по годам.

Итак, действующие лица художественного произведения называются образами, персонажами и типами. Кстати, о типах. Это обобщенный образ человеческой индивидуальности, который является наиболее характерным для социальной среды в определенное время. В типах концентрируются все самые яркие и примечательные черты, характерные для некоторой группы людей. К примеру, тип тургеневской девушки.

Легко ли быть творцом?

И все же, как бы ни назывались действующие лица художественного произведения, всех их можно считать литературными героями, что имеют характер, внешность и внутренний мир. Можно ли простому человеку создать персонажа?! Можно, но сложно.

Во-первых, нужно дать описательную характеристику таким позициям:

  • Портрет. лица и фигуры.
  • Одежда. Она отражает определенные черты характера.
  • Речь. Характеризует героя не меньше внешности.
  • Возраст. Определяет потенциал возможностей.
  • Профессия. Определяет положение в обществе.
  • История жизни. Происхождение героя.

А во-вторых, стоит уделить внимание внутреннему миру действующего лица. Нужно описать его мировоззрение, этические убеждения, веру, высказывания, поступки, мысли и привязанности. Главное - понимать, что герой в состоянии рефлексировать, то есть осознавать свои эмоции и анализировать действия.

Нюансы процесса

Любое действующее лицо в литературе - это вымышленный одушевленный субъект, обладающий собственным характером и уникальной внешностью. Эти данные автору предстоит самостоятельно придумать и убедительно донести их до читателя. Такой процесс трудоемкий и требует определенных навыков.

Лучше всего выписать на отдельный лист все личностные качества персонажа и поэтапно их расписать. Также нужно будет ответить на такие вопросы:

  • Как персонаж относится к другим людям, своему труду и самому себе?
  • Как он относится к своим вещам?

Ответив, можно получить полное представление о личности. Немаловажно добавить художественную деталь - некую подробность, что несет смысловую и эмоциональную нагрузку. И конечно же, выбрать правильное имя.

Потренируемся?

Что же, попробуем применить знания на практике. Прежде чем начать, нужно уточнить, что в художественных произведениях о действующем лице не дается сразу же вся информация, не предлагается полный список его характеристик. Вначале общее описание, а после, с каждым новым эпизодом, автор раскрывает все его особенности, и к концу истории у читателя уже имеется полное представление о герое.

Познакомить читателя со своим персонажем можно следующим образом:

«Никко всегда считал, что если какой-то объект нельзя исследовать, то его существование в этом мире бессмысленное. Ему было уже под сорок, но он все еще выглядел семнадцатилетним подростком, а вел себя как восьмилетний ребенок, которого интересовало абсолютно все. Только в своей лаборатории он становился спокойным, рассудительным и мечтательным.

Двенадцатый сын, лишенный родительской любви и опеки, рос как перекати-поле, проведя большую часть своей сознательной жизни в библиотеке. К двадцати годам он уже изучил все материальные объекты и теперь пытался разложить на молекулы человеческие эмоции. Был ли в этом смысл, Никко не знал, но благодаря этим исследованиям его жизнь начинала играть яркими красками».

Итак, как называется действующее лицо художественного произведения? По-разному: персонаж, герой или образ. Это ли главное? Каждый из них имеет имя и живет своей, пускай и придуманной автором, жизнью. Об этом не стоит забывать.

Герой литературного произведения - действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.

Героем часто называют всякое многосторонне изображённое действующее лицо в произведении. Такое основное или одно из основных действующих лиц может быть положительным художественным образом, положительным героем, выражающим в своих воззрениях, поступках, переживаниях черты передового человека своего времени и вызывающим у читателя стремление стать похожим на него, следовать ему в жизни. Положительными героями являются многие герои художественных произведений русских классиков, например: Чацкий, Татьяна Ларина, Мцыри, Тарас Бульба, Инсаров и другие. Героями для целого ряда поколений революционеров были герои романа Н. Г, Чернышевского «Что делать?» - Вера Павловна и Рахметов, герой романа А. М. Горького «Мать» - Павел Власов.

Основным или одним из основных действующих лиц может быть и образ отрицательный, в поведении и переживаниях которого писатель показывает людей с отсталыми или реакционными, враждебными народу взглядами, вызывающих гнев и отвращение своим отношением к родине, к людям. Такой отрицательный художественный образ помогает глубже разбираться в действительности, показывает, что осуждает писатель и тем самым что считает он положительным в жизни, вызывает стремление бороться с отрицательными явлениями в ней.

Русская классическая литература создала ряд отрицательных образов: Чичиков, Плюшкин, Хлестаков и другие в произведениях Н. В. Гоголя, Каренин («Анна Каренина» Л. Н. Толстого), Иудушка Головлёв («Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина), Маякин, Васса Железнова, Клим Самгин и другие в произведениях А. М. Горького.

Советские писатели создали галерею новых положительных героев, в образе которых отразились черты человека социалистического общества.

Таковы, например, Чапаев и Клычков в произведениях Д. Фурманова, Левинсон и другие в романе А. Фадеева «Разгром», коммунисты и комсомольцы-подпольщики в его романе «Молодая гвардия», Давыдов («Поднятая целина» М. А. Шолохова), Павел Корчагин и его боевые товарищи в произведении Н. Островского «Как закалялась сталь», Басов («Танкер "Дербент"» Ю. Крымова), Воробьёв и Мересьев в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого и др. Наряду с этим советские писатели (А. А. Фадеев, А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, Л. М. Леонов и другие) создали ряд отрицательных образов - белогвардейцев, кулаков, фашистов, авантюристов, фальшивых людей и т. п.

Понятно, что в литературе, как и в жизни, человек выступает в процессе роста, в развитии, борьбе противоречий, в переплетении положительных и отрицательных свойств. Поэтому мы встречаем в литературе самые различные характеры, которые лишь в конечном счёте относим к положительным и отрицательным образам. В этих понятиях выражаются наиболее резко разграниченные виды образов. Практически в каждом данном литературном произведении они получают конкретное воплощение в самых различных формах и оттенках. Следует подчеркнуть, что в советской литературе, важнейшей задачей которой является изображение передовых борцов за коммунизм, - создание образа положительного героя имеет основное значение.

Правильнее будет называть героем лишь положительного героя произведения - действующее лицо, поступки и мысли которого могут явиться, с точки зрения писателя, примером поведения для человека. В отличие от положительных героев других изображённых в произведениях людей лучше называть художественными образами, действующими лицами или, если они не влияют на развитие событий в произведении, персонажами.

Персонаж - вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в современном литературоведении используются словосочетания литературный герой и действующее лицо . Автор учебника полагает, что персонаж - наиболее нейтральный из вариантов, ибо героем неловко называть того, кто лишен героических черт, а действующим лицом - лицо пассивное (Обломов).

Понятие персонажа - важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи, образующие определенную систему, и сюжет составляют основу предметного мира. В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете (Гринев у Пушкина). В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное - в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта. Иллюзия собственной жизни персонажей в лирике резко ослабевает по сравнению с эпосом и драмой, поэтому вопрос о персонажах в лирике целесообразно рассматривать отдельно.

Чаще всего литературный персонаж - человек. Степень конкретности его изображения может быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения, но самое главное - от творческого метода писателя. О второстепенном герое реалистической повести (о Гагине в Асе) может быть сказано больше, чем о главном герое модернистского романа. Наряду с людьми могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа и проч. (сказки, Мастер и Маргарита, Маугли, человек- амфибия) Есть жанры в которых подобные персонажи обязательны или очень вероятны: сказка, басня, баллада, научная фантастика, анималистская литра и др.

Центром предмета художественного познания составляют человеческие сущности. Применительно к эпосу и драме это характеры , т. е общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей, высшая степень характерности - тип (часто слова характер и тип используют как синонимы). Создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным - противоречивым, статичным - развивающимся и т. д. свое понимание, оценку характеров писатель передает читатель, домысливая и претворяя прототипы(даже если это исторические лица: ср. Петра в «Петре Первом» у Толстого и в «Петре и Алексее» у Мережковского), создавая вымышленные индивидуальности. Персонаж и характер - понятия не тождественные ! В литературе, ориентированной на воплощение характеров, последние и составляют основное содержание - предмет рефлексии, а часто споров читателей и критиков. В одном и том же персонаже критики видят разные характеры. (полемика о Катерине, о Базарове) таким образом персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой- как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства. Если персонажей в произведении нетрудно посчитать, то уяснение воплощенных в них характеров - акт анализа (в «Толстом и тонком» четыре персонажа, но, очевидно, только два характера: Тонкий, его жена и сын образуют одну сплоченную семейную группу). Число характеров и персонажей в произведении обычно не совпадает: персонажей значительно больше. Есть лица, не имеющие характера, выполняющие только сюжетную роль (в Бедной Лизе подруга, сообщающая матери о гибели дочери) есть двойники, варианты оного типа (шесть княжен Тугоуховских, Бобчинский и Добчинский) существование однотипных персонажей дает основание критикам для классификаций, (самодуры и безответные - Добролюбов, лишний человек в творчестве Тургенева)

В соответствии с их статусом в структуре произведения персонаж и характер имеют разные критерии и оценки. Характеры вызывают этически окрашенное к себе отношение, персонажи прежде всего оцениваются с эстетической точки зрения, т. е в зависимости от того, насколько ярко и полно они воплощают характеры (как художественные образы Чичиков и Иудушка Головлев прекрасны и в этом качестве доставляют эстетическое наслаждение)

средствами раскрытия характера выступают в произведении различные компоненты и детали вещного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр. особой экономией средств изображения отличаются внесценические герои (хамелеон: генерал и его брат, любители собак разных пород)

Пространственные и временные рамки произведения расширяются благодаря заимствованию персонажей , заведомо известных читателям. Этот прием обнажает условность искусства, но и способствует лаконизму изображения: ведь имена, вводимые писателем, стали нарицательными, автору не нужно их как-то характеризовать. (Евгений Онегин, на именины к Татьяне приезжают Скотинины, брат двоюродный Буянов).

Персонажную сферу литературы составляют и собирательные герои (их прообраз - хор в античной драме) (рабочая слободка в романе Горького Мать)

С формированием личности именно характеры становятся основным предметом художественного познания. В программах литературных направлений (начиная с классицизма) основополагающее значение имеет концепция личности. Утверждается и взгляд на сюжет как на важнейший способ развития характера, его испытание и стимул развития.. сюжетные функции персонажей - в отвлечении от их характеров- стали предметом специального анализа в некоторых направлениях литведа 20 века. (формалист Пропп, структуралисты).

Основу предметного мира эпических и драматических произведений обычно составляют система персонажей и сюжет. Даже в произведениях, главная тема которых- человек наедине с дикой природой персонажная сфера как правило не исчерпывается одним героем (Робинзон Крузо, Маугли) Для образования системы персонажей необходимы как минимум два субъекта, их эквивалентом может быть раздвоение персонажа , знаменующее различные начала в человеке, или превращение (Собачье сердце), сложный двоящийся в нем сюжет в сущности раскрывает один характер. На ранних стадиях повествовательного искусства число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета (единый герой волшебной сказки требовал антитезы, потом героини как повода для борьбы и т. д.) Тут опять про Проппа с его семью инвариантами.

В древнегреческом театре число актеров, одновременно находящихся на сцене, увеличивалось постепенно. Доэсхиловская трагедия - хор и один актер, Эсхил ввел двух вместо одного, уменьшил партии хора, Софокл ввел трех актеров и декорации. Сюжетные связи как системообразующий принцип могут быть очень сложными и охватывать огромное число персонажей (Война и Мир).

Однако сюжетная связь - не единственный тип связи между персонажами, в литературе он обычно не главный. Система персонажей - это определенное соотношение характеров. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров в зависимости от избранной темы. Для понимания главного проблемного героя могут играть большую роль второстепенные персонажи , оттеняющие различные свойства его характера, в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений. (Обломов: Штольц-Обломов-Захар, Ольга- Агафья Матвеевна)

Нитью, позволяющей увидеть за персонажами систему характеров, является прежде всего творческая концепция, идея произведения , именно она создает единство самых сложных композиций. (Белинский усматривал связь между пятью частями Героя нашего времени в одной мысли- в психологической загадке характера Печорина.)

Неучастие персонажа в основном действии произведения- нередко своеобразный знак его важности, как выразителя общественного мнения, символа. (В Грозе не участвующие в интриге пьесы Кулигин и Феклуша- как бы два полюса духовной жизни города Калинова)

Принцип «экономии» в построении системы персонажей сочетается, если этого требует содержание, с использование двойников (два персонажа, но один тип- Добчинский и Бобчинский), собирательных образов и соответствующих массовых сцен, вообще с многогеройностью произведений.

В лирике основное внимание уделяется раскрытию переживания лирического субъекта. Объектом переживания лирического субъекта часто выступает собственное я, в этом случае его называют лирическим героем (Я пережил свои желанья… Пушкин, Я за то глубоко презираю себя… Некрасов) такое узкое понимание лирического героя, являющегося лишь одним из типов лирического субъекта закрепилось в современном литведе. Стихотворение Есенина:

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенчивает лес.

Оно без лирического героя: описывается природа. Но выбор деталей, характер тропов свидетельствуют о том, что кто-то увидел эту картину. Все не просто названо, но и охарактеризовано. Объектом восприятия, переживания лирического субъекта могут быть и другие субъекты (Размышление у парадного подъезда.. Некрасов. Незнакомка. Блок). По аналогии с эпосом и драмой их можно назвать персонажами. Г.Н. Поспелов выделяет особую разновидность лирики - персонажную , к которой в частности, относит стихотворные послания, эпиграммы, мадригалы, эпитафии, надписи к портретам и т. д. однако термин персонаж можно понимать шире - как любое лицо, попавшее в зону сознания лирического субъекта. В лирике есть герои разного типа: в отличие от лирического героя персонажи - другие «я», поэтому по отношению к ним используются местоимения 2 и 3 лица. Сюжетные лирические стихотворения тяготеют к многоперсонажности (на железной дороге Блок, Орина, мать солдатская. Некрасов) Таким образом, лирику можно условно разделить на бесперсонажную и персонажную . Персонажи в лирике изображены иначе, чем в эпосе и драме. Здесь отсутствует сюжет, поэтому характеры редко раскрываются через действия и поступки. Главное - отношение лирического субъекта к персонажу. Пушкин, Ч помню чудное мгновенье: образ героини создан с помощью метафор и т. д. слова можно отнести к идеальной возлюбленной вообще, конкретного образа не возникает.

Важным способом создания образов- персонажей в лирике являются их номинации, часто характеризующие не столько персонажей, сколько отношение к ним л. субъекта. различают номинации первичные (имена, прозвища, местоимения), непосредственно называющие персонажа, и вторичные, указывающие на его качества, признаки. К вторичным могут относиться слова, используемые в их прямом значении тропеичные словосочетания также являются вторичными номинациями. Номинации фиксируют постоянные или ситуативные признаки персонажей. Лирика по изначальной своей установке безымянна . Лирическому герою нет надобности называть себя и кого-то из участников лирического сюжета по имени. Поэтому так редки в лирике собственные имена, даже употребляя их, автор старается вынести их в заглавие.

Вопрос о характере в лирике остается дискуссионным. В любом случае он создается иначе, чем в эпосе и драме. Стихотворение - маленькое по объему произведение, здесь часто лишь намечается характер, который нередко раскрывается в цикле произведений. В стихотворении может быть представлена система персонажей (Блок. О доблестях, о подвигах, о славе), если в стихотворении изображены персонажи, объединенные в группу по общему признаку, то возникает собирательный образ (в Незнакомке).

Анализ персонажей в эпосе, лирике и драме выявляет не только различие, но и сходство между литературными родами.

Обычный прием группировки и нанизывания мотивов -- это выведение персонажей, живых носителей тех или иных мотивов. Принадлежность того или иного мотива определенному персонажу облегчает внимание читателя. Персонаж является руководящей нитью, дающей возможность разобраться в нагромождении мотивов , подсобным средством для классификации и упорядочения отдельных мотивов. С другой стороны, существуют приемы, помогающие разобраться в самой массе персонажей и их взаимоотношениях.

Приемом узнания персонажа является его "характеристика ". Под характеристикой мы подразумеваем систему мотивов, неразрывно связанных с данным персонажем . В узком смысле под характеристикой разумеют мотивы, определяющие психологию персонажа, его "характер".

Простейшим элементом характеристики является уже называние героя собственным именем. В элементарных фабулярных формах иногда достаточно простого присвоения герою имени, без всякой иной характеристики ("отвлеченный герой"), чтобы зафиксировать за ним действия, необходимые для фабулярного развития. В более сложных построениях требуется, чтобы поступки героя вытекали из некоторого психологического единства, чтобы они были психологически вероятными для данного персонажа (психологическая мотивировка поступков ). В таком случае герой награждается определенными психологическими чертами.

Характеристика героя может быть прямая , т.е. о его характере сообщается непосредственно или от автора, или в речах других персонажей, или в самохарактеристике ("признаниях") героя. Часто встречается косвенная характеристика: характер вырисовывается из поступков и поведения героя. Частным случаем косвенной или наводящей характеристики является прием масок , т.е. разработка конкретных мотивов, гармонирующих с психологией персонажа. Так, описание наружности героя, его одежды, обстановки его жилища (например, Плюшкин у Гоголя) -- все это приемы масок. Маской может служить не только наружное описание, путем зрительных представлений (образов), но и всякое иное. Уже самое имя героя может служить маской. В этом отношении любопытны комедийные традиции имен-масок . ("Правдины", "Милоны", "Стародумы" "Скалозубы", "Градобоевы" и пр.), почти все комедийные имена заключают в себе характеристику. В приемах характеристики персонажей следует различать два основных случая: характер неизменный , остающийся в повествовании одним и тем же на всем протяжении фабулы, и характер изменяющийся , когда по мере развития фабулы мы следим за изменением самого характера действующего лица. В последнем случае элементы характеристики входят тесно в фабулу, и самый перелом характера (типичное "раскаяние злодея") есть уже изменение фабульной ситуации. С другой стороны, лексика героя , стиль его речей, темы, им затрагиваемые в разговоре, могут также служить маской героя.

Персонажи обычно подвергаются эмоциональной окраске . В самых примитивных формах мы встречаем добродетельных и злодеев . Здесь эмоциональное отношение к герою (симпатия или отталкивание) разрабатывается на моральной основе. Положительные и отрицательные "типы" -- необходимый элемент фабульного построения. Привлечение симпатий читателя на сторону одних и отталкивающая характеристика других вызывают эмоциональное участие ("переживание") читателя в излагаемых событиях, личную его заинтересованность в судьбе героев.

Персонаж, получающий наиболее острую и яркую эмоциональную окраску, именуется героем. Герой -- лицо, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель. Герой вызывает сострадание, сочувствие, радость и горе читателя.

Не следует забывать, что эмоциональное отношение к герою является заданным в произведении. Автор может привлечь сочувствие к герою, характер которого в быту мог бы вызвать в читателе отталкивание и отвращение. Эмоциональное отношение к герою есть факт художественного построения произведения.

Этот момент часто упускали публицисты-критики 60-х годов XIX в., которые расценивали героев с точки зрения общественной полезности их характера и идеологии, вынимая героя из художественного произведения, в котором предопределено эмоциональное отношение к герою. Читать надо наивно, заражаясь указаниями автора. Чем сильнее талант автора, тем труднее противиться этим эмоциональным директивам, тем убедительнее произведение. Эта убедительность художественного слова и служит источником обращения к нему как к средству учительства и проповедничества.

Герой вовсе не является необходимой принадлежностью фабулы. Фабула как система мотивов может и вовсе обойтись без героя и его характеристики. Герой является в результате сюжетного оформления материала и является, с одной стороны, средством нанизывания мотивов, с другой -- как бы воплощенной и олицетворенной мотивировкой связи мотивов. Это ясно на элементарной повествовательной форме -- на анекдоте.

Литературный герой: что это такое?

Слово «герой» имеет богатую историю. В переводе с греческого «heros» означает полубог, обожествленный человек. В догомеровские времена (X-IX век до н.э.) героями в Древней Греции назывались дети бога и смертной женщины или смертного и богини (Геракл, Дионис, Ахилл, Эней и т.д.). Героям поклонялись, в честь них сочиняли стихотворения, им воздвигали храмы. Право на имя героя давало преимущество рода, происхождения. Герой служил посредником между землей и Олимпом, он помогал людям постигнуть волю богов, иногда сам приобретал чудесные функции божества.

Такую функцию, например, получает прекрасная Елена в древней греческой храмовой легенде-сказке об исцелении дочери друга Аристона, царя спартанцев. Этот безымянный друг царя, как повествует легенда, имел очень красивую жену, в младенчестве бывшую весьма уродливой. Кормилица часто носила девочку в храм Елены и молила богиню избавить девочку от уродства (Елена имела в Спарте собственный храм). И Елена пришла, и помогла девочке.

В эпоху Гомера (VIII в. до н.э.) и вплоть до литературы V века до н.э. включительно слово «герой» наполняется иным значением. В героя превращается уже не только потомок богов. Им становится любой смертный, достигший выдающихся успехов в земной жизни; любой человек, сделавший себе имя в сфере войны, нравственности, путешествий. Таковы герои Гомера (Менелай, Патрокл, Пенелопа, Одиссей), таков Тесей Вакхилида. Авторы называют этих людей «героями» потому, что те прославились определенными подвигами и вышли, тем самым, за рамки исторического и географического.

Наконец, начиная с V века до н.э., в героя превращается уже не только человек выдающийся, но любой «муж», как «благородный», так и «негодный», попавший в мир литературного произведения. В качестве героя выступает также ремесленник, вестник, слуга и даже раб. Подобное снижение, десакрализацию образа героя научно обосновывает Аристотель. В «Поэтике» - глава «Части трагедии. Герои трагедии» - он замечает, что герой может уже не отличаться «(особенной) добродетелью и справедливостью». Героем он становится, просто попадая в трагедию и переживая «ужасное».

В литературоведении значение термина «герой» весьма неоднозначно. Исторически это значение вырастает из обозначенных выше смыслов. Однако в теоретическом плане оно являет новое, преображенное содержание, которое читается на нескольких смысловых уровнях: художественной реальности произведения, собственно литературы и онтологии как науки о бытии.

В художественном мире творения героем называется всякое лицо, наделенное внешностью и внутренним содержанием. Это не пассивный наблюдатель, но актант, реально действующее в произведении лицо (в переводе с латинского «актант» означает «действующий»). Герой в произведении обязательно что-то созидает, кого-то защищает. Главная задача героя на этом уровне - это освоение и преображение поэтической реальности, построение художественного смысла. На общелитературном уровне героем является художественный образ человека, обобщающего в себе наиболее характерные черты действительности; проживающего повторяемые схемы бытия. В этом плане герой является носителем определенных идейных принципов, выражает замысел автора. Он моделирует особый оттиск бытия, становится печатью эпохи. Классический пример - это лермонтовский Печорин, «герой нашего времени». Наконец, на онтологическом уровне герой образует особый способ познания мира. Он долженствует нести людям истину, знакомить их с многообразием форм человеческой жизни. В этом плане герой - это духовный проводник, проводящий читателя по всем кругам человеческой жизни и указывающий путь к истине, Богу. Таков Вергилий Д. Алигьери («Божественная комедия»), Фауст И. Гете, Иван Флягин Н.С. Лескова («Очарованный странник») др.

Термин «герой» часто соседствует с термином «персонаж» (иногда эти слова понимают как синонимы). Слово «персонаж» французского происхождения, однако имеет латинские корни. В переводе с латинского языка «регзопа» - это особа, лицо, личина. «Персоной» древние римляне называли маску, которую надевал актер перед выступлением: трагическую или комическую. В литературоведении персонажем называется субъект литературного действия, высказывания в произведении. Персонаж представляет социальный облик человека, его внешнюю, чувственно воспринимаемую персону.

Однако герой и персонаж - далеко не одно и то же. Герой являет собой нечто целостное, законченное; персонаж - частичное, требующее пояснения. Герой воплощает в себе вечную идею, предназначается к высшей духовно-практической деятельности; персонаж просто обозначает присутствие человека; «работает» статистом. Герой - это актер в маске, а персонаж одна только маска.

Евгений Петрович Барышников в своей статье о литературном герое Барышников Е. П. Литературный герой) первым делом упоминает о том, что понятие «литературный герой» в современном литературоведении тождественно понятию «персонаж», «действующее лицо». Это первое, что следует уяснить, прежде чем мы приступим непосредственно к анализу текста. Также мы упомянем о том, что литературные герои часто условно делятся на положительных и отрицательных. Именно в таком ключе нам и необходим этот термин. Если в начале становления литературы термин «герой» использовался для определения некоего персонажа, воплощающего светлые идеалистические черты, то теперь это упразднилось.

Следует также упомянуть, что фантастическая литература возродила некоторые романтические традиции, и в то же время, романтизм, как направление в литературе, неизменно включал в себя фантастические приемы. Об этом подробнее можно прочесть в книге Чернышевой Т.А. Природа фантастики. Вспомним же отличительные черты романтического героя: противостояние реальности, приверженность хаосу, как разрушителю всех условностей и преград, что не дают раскрыться индивидуальности, личности.

«Завидное постоянство в любви романтиков ко всему фантастическому и чудесному имеет глубокие корни в их взглядах на жизнь, искусство, задачи и принципы творчества, в их мировоззренческих и философских концепциях. Прежде всего, романтики не только разделяли искусство и действительность как совершенно различные сферы, но и резко противопоставляли их.[…]

Из такого взгляда на искусство логически вытекал и столь характерный для романтиков бунт против одного из основополагающих принципов эстетики

Аристотеля -- принципа подражания природе. Раз действительность противоположна искусству, то следует ли ей подражать? Ее нужно пересоздать, улучшить и только в таком виде допустить в искусство! Поэзия призвана не подражать природе, а улучшать и обогащать ее вымыслом и фантазией.»

Задача улучшить и обогатить природу как действительность легла на плечи романтического героя, именно поэтому он должен быть сильным, исключительным и непохожим ни на кого и при этом обладать поэтическим мышлением. Но при этом поэзия воспринимается романтиками совершенно необычно:

«Сказка есть как бы канон поэзии. Все поэтическое должно быть сказочным»

Таким образом, мы видим, что литературный герой в фантастике - романтический герой. Конечно, учитывая процесс развития литературы, полностью и безнадежно романтическим героев фантастических романов назвать нельзя, но основной ход мысли понятен. Более того, в современной фантастике сказку, в которую должно превратить действительность, герой воплощает не с помощью поэзии, воображения и личной силы, а с помощью достижений науки. Наука стала тем фактором, которая сделала теоретически возможным такое преображение.

Герой стал не средством, но направляющим орудием, личные качества, душевное и духовное богатство, личность и поэзию заменили звездолеты, всевозможные преобразователи, излучатели и роботы. Человеку больше не нужно менять весь мир самому, при этом меняя свою личность, но нужно лишь изобрести нечто, что изменит мир и создаст долгожданную сказку. Именно поэтому фантастика хоть и имеет черты романтизма, но им не является.

Какие же черты имеет типичный фантастический герой? И как это соотносится с героем-роботом?

Персонаж легко превращается в героя в том случае, если получает индивидуальное, личностное измерение или характер. По Аристотелю, характер соотносится с проявлением направления «воли, каково бы оно ни было».

В современном литературоведении характер - это неповторимая индивидуальность персонажа; его внутренний облик; то есть все то, что делает человека личностью, что отличает его от других людей. Иначе говоря, характер - это тот самый актер, который играет за маской - персонажем. В основе характера находится внутреннее «я» человека, его самость. Характер проявляет образ души со всеми ее поисками и ошибками, надеждами и разочарованиями. Он обозначает многогранность человеческой индивидуальности; раскрывает ее нравственный и духовный потенциал.

Характер может быть простым и сложным. Простой характер отличается цельностью и статичностью. Он наделяет героя незыблемым набором ценностных ориентиров; делает его либо положительным, либо отрицательным. Положительные и отрицательные герои обычно разделяют систему персонажей произведения на две враждующих группировки. Например: патриоты и агрессоры в трагедии Эсхила («Персы»); русские и иностранцы (англичане) в повести Н.С. Лескова «Левша»; «последние» и «множества» в повести А.Г. Малышкина «Падение Дайра».

Простые характеры традиционно объединяются в пары, чаще всего на основе противопоставления (Швабрин - Гринев в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, Жавер - епископ Мириэль в «Отверженных» В. Гюго). Противопоставление заостряет достоинства положительных героев и умаляет заслуги героев отрицательных. Оно возникает не только на этической основе. Его образуют и философские оппозиции (таково противостояние Йозефа Кнехта и Плинио Дезиньори в романе Г. Гессе «Игра в бисер).

Сложный характер проявляет себя в непрестанном поиске, внутренней эволюции. В нем находит выражение многообразие душевной жизни личности. Он открывает как самые светлые, высокие стремления души человеческой, так и самые темные, низменные ее порывы. В сложном характере закладываются, с одной стороны, предпосылки для деградации человека («Ионыч» А.П. Чехова); с другой - возможность его будущего преображения и спасения. Сложный характер очень трудно обозначить в диаде «положительный» и «отрицательный». Как правило, он стоит между этими терминами или, точнее, над ними. В нем сгущается парадоксальность, противоречивость жизни; концентрируется все самое загадочное и странное, что составляет тайну человека. Таковы герои Ф.М. Достоевского Р. Музиля, А. Стриндберга и др.

«Литературный персонаж -- это, в сущности, серия последовательных появлений одного лица в пределах данного текста. На протяжении одного текста герой может обнаруживаться в самых разных формах: упоминание о нем в речах других действующих лиц, повествование автора или рассказчика о связанных с персонажем событиях, анализ его характера, изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности, сцены, в которых он принимает участие словами, жестами, действиями и проч.»

Мы уже помним, что герой и персонаж - одно и то же. Но что значит лицо? Очевидно, что здесь идет речь о термине «действующее лицо». Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что термин «литературный герой» мы назвать однозначным не можем. Такие термины, как «образ», «тип», «характер» сливаются в один и невозможно дать ничему четкое определение. Таким образом, чтобы продолжить данное исследование, мы решим данную неоднозначность, как выше мы определили для себя, что такое искусственный интеллект и искусственный разум.

«…человек, изображенный в литературе, не абстракция (какой может быть человек, изучаемый статистикой, социологией, экономикой, биологией), а конкретнее единство. Но единство, не сводимое к частному, единичному случаю (каким может быть человек, скажем, в хроникальном повествовании), единство, обладающее расширяющимся символическим значением, способное поэтому представлять идею.»

Отметим, что здесь идет речь конкретно о человеке, для расширения термина скажем - «мыслящее существо». Таким образом, не теряя основного смысла, мы можем сказать, что фантастические персонажи, с какой бы планеты или завода они ни были, они так же являются единством, как и человеческий персонаж. Разберем же, что такое действующее лицо.

«...работа охватывала исследование богатой области атрибутов действующих лиц (т.е. персонажей, как таковых […] Меняются названия (а с ними и атрибуты) действующих лиц, не меняются их действия или функции. Отсюда вывод, что сказка нередко приписывает одинаковые действия различным персонажам. Это дает нам возможность изучить сказку по функциям действующих лиц»

То есть, действующее лицо - это некая функция в тексте, позиция персонажа по отношению к другим персонажам, художественному миру, автору и читателю.

Таким образом, мы приходим к тому, что литературный герой является системой, которая состоит, как мы видим из позиции героя, что назовем действующим лицом и из персонажа, т.е., личности, частного случая проявления действующего лица. Для прояснения термина «образ» обратимся к Г. А. Гуковскому, который дал на этот счет самое исчерпывающее и полное определение.

«В школьной практике утвердился обычай термином "образ" обозначать не только преимущественно, но и исключительно образ-характер действующего лица литературного произведения. Это словоупотребление настолько укоренилось, что оно имеет тенденцию перейти и в вузовское преподавание литературы, а у некоторых доцентов пединститутов и университетов уже и вошло в правило. Между тем такое применение термина и понятия «образ» ненаучно, и оно искажает правильное понимание искусства вообще и литературы в частности. Наука об искусстве учит нас, что в художественном произведении образ - это вовсе не только внешний и внутренний (психологический) облик действующего лица, что в нем все элементы сконструированы в смысловом отношении как образы, что вообще искусство - это образное отражение и истолкование действительности

[…]в произведении художественной литературы мы обнаруживаем сложную систему образов, в которой одну из важнейших, но вовсе не единственно важную роль играют образы действующих лиц

Когда мы говорим об «образах» в традиционном и ненаучном смысле, мы часто забываем, что ведь всякий образ есть непременно образ чего-либо, что образ сам по себе и сам для себя не бывает, потому что представление, ничего общеидейного не выражающее, - это еще не образ, это еще не искусство, это еще не идеология вообще»

Каким же образом термин «литературный герой» соотносится с термином «образ»? Исходя из вышесказанного, можно предположить, что образ - это то, что возникает именно в читателе, в его голове, но не только. Каждого писателя есть свой образ каждого героя, но исходя из текста каждый создает свой собственный образ. Получается, образ - результат субъективного восприятия литературного героя, возникающий именно в воображении читателя, как воспринимающего субъекта.

В связи с этой субъективностью, а также тем, что каждый автор по-своему воспринимает героя, точно так же, как и читатель, М. М. Бахтин выявил несколько закономерностей, которые характеризуют отношения автора и героя.

«Первый случай: герой завладевает автором. Эмоционально-волевая предметная установка героя, его познавательно-этическая позиция в мире настолько авторитетны для автора, что он не может не видеть предметный мир только глазами героя и не может не переживать только изнутри события его жизни; автор не может найти убедительной и устойчивой ценностной точки опоры вне героя. Конечно, для того чтобы художественное целое, хотя бы и незавершенное, все же состоялось, какие-то завершающие моменты нужны, а следовательно, и нужно как-то стать вне героя (обычно герой не один, и указанные отношения имеют место лишь для основного героя), в противном случае окажется или философский трактат, или самоотчет-исповедь, или, наконец, данное познавательно-этическое напряжение найдет выход в чисто жизненных, этических поступках-действиях. Но эти точки вне героя, на которые все же становится автор, носят случайный, непринципиальный и неуверенный характер; эти зыбкие точки вненаходимости обыкновенно меняются на протяжении произведения, будучи заняты лишь по отношению к отдельному данному моменту в развитии героя, затем герой снова выбивает автора из временно занятой им позиции, и он принужден нащупывать другую; часто эти случайные точки опоры дают автору другие действующие лица, с помощью которых, вживаясь в их эмоционально-волевую установку по отношению к автобиографическому герою, он пытается освободиться от него, то есть от самого себя. Завершающие моменты при этом носят разрозненный и неубедительный характер».

То есть, если автор имеет дело с привычным героем, личность героя может стать эмоционально довлеющей над автором, причем, автором не литературным, который в тексте, но автором биографическим, реальным и живым человеком. Но при этом, подобное мы видим только при полной неубедительности героя, его беспомощности. Не зря Бахтин говорит о неубедительности завершающих моментов. Без них образ в голове читателя неполон, а автор отличается от читателя тем, что он способен додумать как ему угодно его героя без вреда сюжету и вообще готовому произведению. Такой автор, создавая художественный мир, таким образом, создает из героя себе кумира или героя в его изначальном смысле слова, но при этом не трудится для того, чтобы другие увидели тот образ, который видит он. Текст получается незавершенным, в нем образуются смысловые пустоты. В некоторых случаях это не мешает произведению стать классическим и войти в Золотой Фонд Литературы, но прочтение и восприятие такая аномалия затрудняет.

Если говорить об искусственном интеллекте и его жизнеподобии, то при всем желании невозможно такое сделать с героем, не являющимся живым существом в полном смысле этого слова. Во многом это обуславливается тем, что при должном жизнеподобии такой персонаж е выявляет эмоций, а это затрудняет отношения автора и героя. Невозможно эмоционально и умственно проникнуться существом, которое не испытывает эмоций и мыслит иными категориями. Более подробно мы будем об этом говорить в третьей главе, когда столкнемся непосредственно с циклом А. Азимова «Позитронные роботы» и произведением С. Лукьяненко «Фальшивые зеркала», повествующих об искусственном интеллекте.

Второй случай аномалий отношений героя и автора звучит так:

«Второй случай: автор завладевает героем, вносит вовнутрь его завершающие моменты, отношение автора к герою становится отчасти отношением героя к себе самому. Герой начинает сам себя определять, рефлекс автора влагается в душу или в уста героя.

Герой этого типа может развиваться в двух направлениях: во-первых, герой не автобиографичен и рефлекс автора, внесенный в него, действительно его завершает; если в первом разобранном нами случае страдала форма, то здесь страдает реалистическая убедительность жизненной эмоционально-волевой установки героя в событии. Таков герой ложноклассицизма, который в своей жизненной установке изнутри себя самого выдерживает чисто художественное завершающее единство, придаваемое ему автором, в каждом своем проявлении, в поступке, в мимике, в чувстве, в слове остается верен своему эстетическому принципу. У таких ложноклассиков, как Сумароков, Княжнин, Озеров, герои часто весьма наивно сами высказывают ту завершающую их морально-этическую идею, которую они воплощают с точки зрения автора. Во-вторых, герой автобиографичен; усвоив завершающий рефлекс автора, его тотальную формирующую реакцию, герой делает ее моментом самопереживания и преодолевает ее; такой герой незавершим, он внутренне перерастает каждое тотальное определение как неадекватное ему, он переживает завершенную целостность как ограничение и противопоставляет ей какую-то внутреннюю тайну, не могущую быть выраженной ».

В современной фантастической литературе такая аномалия происходит чаще всего в среде массовой литературы, а точнее, в многочисленных циклах приключенческого фэнтези, которое отличается вот таким незамысловатым сюжетом: герой, весьма похожий на автора внешностью и характером, попадает в другой мир, отличающийся от нашего наличием магии или технологии. Такой сюжет дает множество лазеек для автора выразить свою позицию по любому поводу, поместить себя, пусть и ненастоящего в некое пространство приключений и прочее. Т.е., подобный герой не несет никакой смысловой нагрузки. Если литературный герой в мире, автор которого находится в точке вненаходимости, несет в себе не только свой характер и структуру в целом, но и некий символ, олицетворение какой-либо идеи, хоть и не так всеобъемлюще, как в случае первой аномалии.

М.М. Бахтин выделяет третий случай аномалии в отношениях автора и героя и после мы перейдем к тем особенностям, которые удалось обнаружить в ходе анализа произведений А. Азимова "Позитронные роботы " и С. Лукьяненко «Фальшивые зеркала».

«Наконец, третий случай: герой является сам своим автором, осмысливает свою собственную жизнь эстетически, как бы играет роль; такой герой в отличие от бесконечного героя романтизма и неискупленного героя Достоевского самодоволен и уверенно завершен.

Охарактеризованное нами в самых общих чертах отношение автора к герою осложняется и варьируется теми познавательно-эстетическими определениями целого героя, которые, как мы видели это раньше, неразрывно слиты с чисто художественным его оформлением. Так, эмоционально-волевая предметная установка героя может быть познавательно, этически, религиозно авторитетной для автора -- героизация; эта установка может разоблачаться как неправо претендующая на значимость -- сатира, ирония и проч. Каждый завершающий, трансгредиентный самосознанию героя момент может быть использован во всех этих направлениях (сатирическом, героическом, юморическом и проч.).»

Эта аномалия не может быть применена к искусственному интеллекту, каким бы самостоятельным он ни был, а почему именно, вы прочтете ниже. Пока же здесь следует сказать, что это распространенное заблуждение среди писателей, будто бы герой сам решает выбрать себе дорогу. Такого не случается, если автор, находясь в позиции вненаходимости, действительно видит персонажа и весь его мир насквозь, зная каждое движение в им самим написанном мире.

Но не стоит забывать, что герой - это не самое главное в произведении. В литературном произведении главное значение имеет структура в целом, а в этой структуре важнее не один герой, кем бы он ни был, но система персонажей.

Литературный герой - лицо ярко индивидуальное и в то же время отчетливо коллективное, то есть порожденное общественной средой, межличностными отношениями. Он редко представляется изолированно, в «театре одного актера». Герой расцветает в определенной социальной сфере, средисебе подобных или в обществе людей, если ре идет об искусственном разуме. Он включается в «список действующих лиц», в систему персонажей, возникающую чаще всего в произведениях крупных жанров (романах). Героя могут окружать, с одной стороны, родственники, друзья, соратники, с другой - враги, недоброжелатели, с третьей - иные, посторонние ему мыслящие существа.

Система персонажей представляет собой строгую иерархическую структуру. Герои, как правило, различаются на основе их художественной значимости (ценности). Их разделяет степень авторского внимания (или частота изображения), онтологическое предназначение и функции, которые они исполняют. Традиционно выделяют главных, второстепенных и эпизодических героев.

Герои, как правило, активно осваивают и преображают художественную реальность: предопределяют события, совершают поступки, ведут диалоги. Главным героям свойственна хорошо запоминающаяся внешность, четкая ценностная ориентация. Иногда они выражают основную, обобщающую идею творения; становятся «рупором» автора, особенно если допущена первая аномалия, описанная Бахтиным в статье «Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою»

Количество персонажей, находящихся в центре литературного повествования может быть разным. У И.А. Бунина в «Жизни Арсеньева» мы видим только одного главного героя. В древнерусской «Повести о Петре и Февронье» в центре - два действующих лица. В романе Дж. Лондона «Сердца трех» главных героев уже трое.

Второстепенные герои находятся рядом с главными героями, но несколько позади их, на заднем плане художественного изображения. Героями второго ряда, как правило, являются родители, родственники, друзья, знакомые, сослуживцы героев первого ряда. Характеры и портреты второстепенных персонажей редко детализируются; скорее - проявляются пунктирно. Эти герои помогают главным «раскрываться», обеспечивают развитие действия.

Такова, например, мать бедной Лизы в одноименной повести Н.М. Карамзина. Таков Казбич М.Ю. Лермонтова из повести «Бэла».

Эпизодические герои находятся на периферии мира произведения. Они не совсем имеют характеры и выступают в роли пассивных исполнителей авторской воли. Их функции чисто служебные. Они появляются только в одном избранном эпизоде, почему и называются эпизодическими. Таковы слуги и вестники в античной литературе, дворники, возчики, случайные знакомые в литературе XIX века. Искусственный интеллект, как будет доказано ниже, отличается от таких персонажей тем, что в некоторых случаях искусственный интеллект создает иллюзию полноценного персонажа, как это происходит в серии повестей Айзека Азимова «Позитронные роботы», открывающих на мир созданный Азимовым в таких сериях как «Академия», в цикле рассказов «Я, робот» и т.д.. Это можно сравнить с героем, одержимым кем-то, который в развязке узнает, что был управляем и все поступки, совершенные на протяжении всего сюжета - лишь результат приказа, который он воспринимал и не мог противиться. В таком случае, главным героем окажется не тот, кто совершал поступки, но тот, кто заставлял совершать эти поступки. Читатель воспринимает героя, как такую же личность, как и он сам и таким образом, если поступки совершает некто другой, то и все внимание на самом деле было обращено к нему.

Герой, персонаж, характер в художественном произведении.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Герой, персонаж, характер в художественном произведении.
Рубрика (тематическая категория) Литература

Персонаж (фр.
Размещено на реф.рф
personnage, от лат. persona - особа, лицо, маска) - вид художественного образа, субъект действия, переживания, выска­зывания в произведении.
В том же значении в современном литерату­роведении используются словосочетания литературный герой, действующее лицо (преимущественно в драме, где список действующих лиц традиционно следует за названием пьесы). В данном синоними­ческом ряду слово персонаж - наиболее нейтральное, его этимология (persona - маска, которую надевал актер в античном театре) малоощу­тима. Героем (от гр.
Размещено на реф.рф
heros-полубог, обожествленный человек) в некоторых контекстах неловко называть того, кто лишен героических черт (ʼʼНельзя, чтобы герой был мелок и ничтоженʼʼ 1 ,-писал Буало о трагедии), а действующим лицом - бездействующее (Подколесин или Обломов).

Понятие персонажа (героя, действующего лица) -важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персо­нажи, образующие определœенную систему, и сюжет (система событий) составляют основу предметного мира.

Чаще всœего литературный персонаж - это человек . Степень кон­кретности его представления должна быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения и пр.
Размещено на реф.рф
Но более всœего принципы изображения, само направление детализации определяются замыслом произведения, твор­ческим методом писателя: о второстепенном персонаже реалистиче­ской повести (к примеру, о Гагинœе в ʼʼАсеʼʼ И.С. Тургенева) в биографическом, социальном плане должна быть сообщено больше, чем о главном герое модернистского романа. Наряду с людьми в произведении могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические суще­ства, роботы и пр . (ʼʼСиняя птицаʼʼ М. Метерлинка, ʼʼМауглиʼʼ Р. Киплинга, ʼʼЧеловек-амфибияʼʼ А. Беляева). Есть жанры, виды литературы, в которых подобные персонажи обязательны или очень вероятны: сказка, басня, баллада, анималистская литература, научная фантастика и др.

Персонажную сферу литературы составляют не только обособлен­ные индивидуальности, но и собирательные герои (их прообраз -хор в античной драме). Интерес к проблемам народности, социальной психологии стимулировал в литературе XIX-XX в. развитие данного ракурса изображения (толпа в ʼʼСоборе Парижской Богоматериʼʼ В. Гюго, базар в ʼʼЧреве Парижаʼʼ Э. Золя, рабочая слободка в романе М. Горького ʼʼМатьʼʼ, ʼʼстарухиʼʼ, ʼʼсосœедиʼʼ, ʼʼгостиʼʼ, ʼʼпьяницыʼʼ в пьесе Л. Андреева ʼʼЖизнь Человекаʼʼ и др.).

Разнообразие видов персонажа вплотную подводит к вопросу о предмете художественного познания : нечеловеческие персонажи вы­ступают носителями нравственных, т. е. человеческих, качеств; суще­ствование собирательных героев выявляет интерес писателœей к общему в разных лицах. Как бы широко ни трактовать предмет познания в художественной литературе, его центр составляют ʼʼчеловеческие сущ­ности , т. е. прежде всœего социальныеʼʼ 2 . Применительно к эпосу и драме это характеры (от гр.
Размещено на реф.рф
charakter -признак, отличительная черта), т. е. общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчет­ливостью в поведении и умонастроении людей;
высшая степень харак­терности - тип (от гр.
Размещено на реф.рф
typos - отпечаток, оттиск). (Часто слова характер и тип используются как синонимы.)

Создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение и т. д. Свое понимание, оценку жизненных характеров писатель и пере­дает читателю, домысливая и претворяя прототипы, создавая вы­мышленные индивидуальности. ʼʼПерсонажʼʼ и ʼʼхарактерʼʼ -понятия не тождественные, что было отмечено еще Аристотелœем: ʼʼДействующее лицо будет иметь характер, в случае если <...> в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли, каково бы оно ни было...ʼʼ В литературе, ориентированной на воплощение характеров (а именно такой является классика), последние и составляют основное содержание -предмет рефлексии, а часто споров читателœей и критиков. В одном и том же персонаже критики видят разные характеры.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой -как художественный образ, воплощающий данный харак­тер с какой-либо степенью эстетического совершенства.

В рассказах А.П. Чехова ʼʼСмерть чиновникаʼʼ и ʼʼТолстый и тонкийʼʼ Червяков и ʼʼТонкийʼʼ как образы неповторимы: первого мы встречаем в театре, ʼʼнаверху блаженстваʼʼ, второго -на вокзале, ʼʼнавьюченногоʼʼ своей поклажей; первый наделœен фамилией и должностью, второй - именем и чином и т. д. Различны сюжеты произведений, их развязки. Но рассказы взаимозаменяемы при обсуждении темы чинопочитания у Чехова, настолько сходны характеры героев: оба действуют по одному стереотипу, не замечая комизма своего добровольного лакейства, приносящего им только вред. Характеры сведены к комическому несоответствию между поведением персонажей и этической нормой, им неведомой; в результате смерть Червякова вызывает смех: это ʼʼсмерть чиновникаʼʼ, комического героя.

В случае если персонажей в произведении обычно нетрудно сосчитать, то уяснение воплощенных в них характеров и соответствующая группи­ровка лиц - акт интерпретации, анализа. В ʼʼТолстом и тонкомʼʼ - четыре персонажа, но, очевидно, только два характера: ʼʼТонкийʼʼ, его жена Луиза, ʼʼурожденная Ванценбах... лютеранкаʼʼ, и сын Нафанаил (избыточность сведений -дополнительный штрих к портрету смеш­ного человека) образуют одну сплоченную семейную группу. ʼʼТонкий пожал три пальца, поклонился всœем туловищем и захихикал, как китаец: ʼʼХи-хи-хиʼʼ. Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломленыʼʼ.Число характеров и персонажей в произведении (как и в творчестве писателя в целом) обычно не совпадает: персонажей значительно больше. Есть лица, не имеющие характера, выполняющие лишь сю­жетную роль . Есть двойники, варианты одного типа (шесть княжон Тугоуховских в ʼʼГоре от умаʼʼ А.С. Грибоедова,. Существование однотипных персонажей дает основание крити­кам для классификаций, для привлечения к анализу одного типа целого ряда персонажей (ʼʼсамодурыʼʼ и ʼʼбезответные ʼʼ в статье Н.А Добролю­бова ʼʼТемное царствоʼʼ, посвященной творчеству Островского; турге­невский ʼʼлишний человекʼʼ в статьях ʼʼЛитературный тип слабого человекаʼʼ П.В. Анненкова, ʼʼКогда же придет настоящий день?ʼʼ Доб­ролюбова). Писатели возвращаются к открытому ими типу, характеру, находя в нем всœе новые грани, добиваясь эстетической безупречности образа.

В соответствии с их статусом в структуре произведения персонаж и характер имеют разные критерии оценки. В отличие от характеров, вызывающих этически окрашенное к себе отношение, персонажи оцениваются прежде всœего с эстетической точки зрения, т. е. исходя из того, насколько ярко, полно и концентрированно они воплощают характеры.

Средствами раскрытия характера выступают в произведении раз­личные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр . При этом восприятие персонажа как характера не обязательно нуждается в развернутой структуре образа. Особой экономией средств изображения отличаются внесценические герои (к примеру, в рассказе ʼʼХаме­леонʼʼ -генерал и его брат, любители собак разных пород). Своеобразие категории персонажа - в ее завершающей, интегральной функции по отношению ко всœем средствам изображения.

Есть еще один путь изучения персонажа-исключительно как участника сюжета͵ действующего лица (но не как характера). Приме­нительно к архаичным жанрам фольклора (в частности, к русской волшебной сказке, рассмотренной В.Я. Проппом в книге ʼʼМорфология сказкиʼʼ, 1928), к ранним стадиям развития литературы такой подход в какой-либо степени мотивирован материалом: характеров как гаковых еще нет или они менее важны, чем действие. Аристотель считал главным в трагедии действие (фабулу): ʼʼИтак, фабула есть основа и как бы душа трагедии, а за нею уже следуют характеры, ибо трагедия icrb подражание действию, а в связи с этим особенно действующим лицамʼʼ 1 .

С формированием личности именно характеры становятся основ­ным предметом художественного познания. В программах литератур­ных направлений (начиная с классицизма) основополагающее значение имеет концепция личности, в тесной связи с ее пониманием в философии, общественных науках. Утверждается в эстетике и взгляд да сюжет как на важнейший способ раскрытия характера, его испы­тание и стимул развития. ʼʼХарактер человека может обнаружиться и в самых ничтожных поступках; с точки зрения поэтической оценки самые великие дела те, которые проливают наиболее света на характер личностиʼʼ 2 -под этими словами Лессинга могли бы подписаться многие писатели, критики, эстетики.

Сюжетные функции персонажей - в отвлечении от их характеров - стали предметом специального анализа в некоторых направлениях литературоведения XX в. В структуралистской теории сюжета это связано с задачей построения общих моделœей (структур), обнаружива­емых в многообразии повествовательных текстов.

Герой, персонаж, характер в художественном произведении. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Герой, персонаж, характер в художественном произведении." 2017, 2018.