Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что относится к понятию этническая общность. Этнос, этническая общность и этничность

Что относится к понятию этническая общность. Этнос, этническая общность и этничность

Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой . К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины "народ" и "этнос" употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа , в котором он осознает свое единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируется его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.

Типы этнических общностей

К наиболее древним этническим общностям относятся племена , жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались между собой своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой – от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена – это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовала разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и австралийского континентов.

С разложением первобытнообщинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации , при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности, - народу . Все народы как этнические общности на стадии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии или Китая, а в более поздние периоды – народы Франции, Германии или России) всегда отличались и отличаются поныне своими особыми социально-этническими признаками . В том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т.д.

В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами – нациями , достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.

Формирование наций, начинавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера.

Такой подход несколько расходится с тем подходом к проблеме развития исторических общностей людей, согласно которому первобытнообщинные племена развивались в народности, а последние – в нации. При этом народности и нации наделялись по сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков, подчеркивалось, что со временем народности становятся нациями.

Подобны, как выяснилось, во многом искусственный критерий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Остается неясным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую – народностью и как определить момент перерастания народности в нацию.

Один из известных отечественных этнографов М.В. Крюков небезосновательно утверждает, что, например, Ленин употреблял термины "нация", "национальность", "народность", "народ" в качестве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным в 1921 г. в тезисах "Об очередных задачах партии в национальном вопросе". По мнению Крюкова, это было "теоретически несостоятельным и практически вредным", ибо искусственно порождало новые межэтнические противоречия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других – к народностям. Как и многие другие этнографы, Крюков еще несколько лет назад предлагал вернуться к употреблению словосочетания "народы Советского Союза", подобно тому, как это обозначено в известной "Декларации прав народов России". В том и другом случаях термин "народы" заменяет термины "нации" и "народности", различие между которыми чисто условное.

Нация

В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, французский ученый Ж.Э. Ренан (1823-1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, "начиная с конца Римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого…"

Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе . Раса указывает "на родство по крови", а нации могут складываться в процессе совместной жизни и "перемешивания" представителей разных рас. "Самые большие страны – Англия, Франция, Италия – это те, в которых кровь наиболее перемешана". Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе.

В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации является общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К. Каутский (1854-1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, экономической жизни, которая по утверждению К. Каутского, стала складываться еще в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась при капитализме.

Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в нее людей. Общность интересов обуславливается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. "Нация – это душа", - заявляет Э. Ренан.

Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841-1931) исходил из того, что "каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности". Из этого "душевного строя" проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил о "душе народа" и о том, что "только она…сохраняет нацию". Душа народа – это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Римляне, по его словам, имели очень сильный идеал. Этот идеал – величие Рима – абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью.

В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вышли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. "Когда варвары явились у его (Рима) ворот, его душа уже была мертва".

Идею "души народа" как "души нации" поддерживал и развивал психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям.

Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как "естественная общность" исходит из "физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей". Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. "Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации", - утверждал он. Национальное сознание трактуется им как сознание того, факта, что люди сходятся между собой "в обладании известными культурными ценностями", а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера . Теоретически национальное сознание есть сознание того, что я и мои соплеменники суть продукты одной и той же истории.

Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы "сделать национальную культуру…достоянием всего народа и таким, единственно возможным образом сплотить всех членов нации в национально-культурную общность".

Обобщая сказанное, можно утверждать, что нация – это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического слада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.

Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Эта связь может быть выражена в большей или меньшей степени, но она всегда имеет место. Так, экономические или политические отношения приобретают национальное содержание ровно настолько, насколько они связаны с решением этнических проблем жизни народов – наций. За этими пределами они могут оказаться социально-классовыми или какими-то другими отношениями, но не национальными. То же можно сказать и о нравственных, эстетических и других отношениях. Национальный характер они приобретают тогда, когда их социальное содержание органически соединяется с этническим, "переплавлено" с ним.

В дальнейшем будем употреблять термины "этнос", "народ", "нация" как синонимы, т.е. равнозначные по смыслу, скажем русский народ есть русский этнос и русская нация. Объем и значение данных явлений и выражающих их понятий и терминов по сути одинаковы. То же относится к украинскому, казахскому, грузинскому или же французскому и немецкому народам (этносам, нациям), соответствующим понятиям и терминам. В настоящее время многие ученые, в том числе весьма известные, демонтируют именно такой подход к данному вопросу. Как тождественные употребляет понятия "этнос" и "народ" Л.Н. Гумилев. В.А. Тишков, известный ученый-этнограф, предлагает вместо понятий "народность" и "нация" употреблять одно понятие – "народ".

Понятие национальность обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех ее представителей, где бы они ни жили, в том числе на территориях других народов и государств.

При характеристике этнических общностей необходимо, прежде всего, дать определение категории «этнос». Здесь мы обращаемся к «Краткому словарю по социологии», по которому этнос (греч. – племя, народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, иными словами – этническим самосознанием. Признаки, выражающие свойства уже существующего этноса и отделяющие его от других этносов – это язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, то есть компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют так называемую этническую культуру , обладающую специфическим для нее стилем.

Очень важным является тот факт, что этносом может быть только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей, т.е. обладает этническим самосознанием. В социологии выделяют специальный раздел – этносоциология , которая изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнических (межнациональных) отношений.

К этническим общностям относятся племя, народность, нация. Началом развития этнических общностей была семья. Несколько или много семей образовывали род. Рода объединялись в кланы, связанные уже не кровным родством, а верой в происхождение от общего предка. Несколько кланов, объединившись, составляли племя. Племена в ходе дальнейшего культурного развития, пройдя стадию народности, превращались в нации.

Рассмотрим кратко вышеуказанные типы этнических общностей.

Кланы – это родовые союзы, являющиеся зачатком политических институтов. Члены клана признают себя кровными родственниками. Кланы – это группы, первоначально характерные для первобытных обществ, но в некоторых, преобразованных формах, они могут играть важную роль и в современном обществе.

Племя – обычно охватывающее большое число родов и кланов – это более высокая форма социальной организации. Племя складывается на основе общности языка, особых обычаев, обрядов, характерных имен. Племя имеет уже задатки внутренней организации, вождя или совет вождей; племенные советы, решающие важные вопросы, религиозные обряды. Племена также связаны с определенной территорией. Даже если племя ведет кочевой образ жизни, область его кочевок ограничивается территорией, которую оно защищает. Некоторые племена, состоящие из родов и кланов, определенную часть года живут разобщенно, но один раз в год или чаще собираются для общих целей. Известны племена, состоящие из нескольких десятков тысяч человек. В племенах начинают формироваться контуры хозяйственного уклада.



Народность – этническая и социальная общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Народность вырастает из смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытно-общинного строя и утверждения новых, частно-собственнических отношений. В отличие от родо-племенной организации, построенной на кровно-родственных связях, в народности приобретают значение связи территориальные, складывается общий язык на основе племенных языков. Народности свойственно наличие хозяйственных связей, хотя они не имеют столь развитого, консолидирующего характера как у нации. Первые народности формируются в рабовладельческом обществе. Процесс этот продолжается и в другие эпохи. Развитие капиталистических отношений в социальных и, главным образом, экономических сферах приводят к превращению народности в нацию.

Нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникающая на основе общности языка, территории, экономической жизни, а также некоторых своеобразных черт характера, психологии, культуры и быта и т.д. Способность к образованию собственного государства, его укреплению и развитию, так же, как и способность внести вклад в общечеловеческую культуру, считается основным признаком выделения и образования нации. Нация начинает складываться в период разложения феодализма и появления капитализма. Этому способствует ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными территориальными образования, объединение местных рынков в общенациональный.

Национализм – это утверждение собственной нации в качестве наивысшей ценности, превосходства собственной нации, нетерпимость к другим нациям, стремление подчинить их себе. Часто национализм смыкается с расизмом , основанным на расовом превосходстве и избранности нации для выполнения особой миссии. Национализм может быть обоснован также с помощью религии, когда какая-либо нация утверждает, что она избрана богом для выполнения особой миссии.

Очень часто употребляется термин «народ». Народ – в обычном смысле – население государства, страны. В более узком, конкретно-социологическом смысле, народ – совокупность социальных групп, занятых в массовых видах деятельности в системе общественного разделения труда (прежде всего – в материальном производстве). Народ – единое социальное целое, поскольку имеет общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни и нравов, а также чувство принадлежности к единой исторической общности. Народ – носитель коллективного социального опыта: языка, исторической памяти, культурных ценностей и норм, трудовых навыков и умений и т.д. Одним из отличительных факторов народа является культура. Уильям Томс в 1846 году создал терминфольклор , охватывающий мифы, легенды, пословицы, песни, танцы, обычаи и др. Народы отличаются также характерной материальной культурой – орудиями труда, жилищем, одеждой.

Социология этнических общностей


1. Предмет этнической социологии


Этносоциология - это отрасль социологической науки, исследующая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. В ее предметную область входят специфика социальной структуры у различных народов, влияние этнических особенностей на характер и динамику социальных изменений. Она исследует также этнические традиции в организации семейных отношений, специфику языковой коммуникации в этнических группах, динамику развития этнического самосознания, этносоциокультурные особенности менталитета.

Основным понятием этносоциологии является понятие "этнос". Этот термин относится к особому виду общности людей, в разговорном языке традиционно именуемом народом.

Этнические группы неизбежно вступают друг с другом в отношения, которые могут быть очень разными по своему характеру. Исследователи выделяют несколько типов межэтнических отношений. Согласно взглядам американского социолога Р. Парка, наиболее распространенный тип межэтнических отношений возникает тогда, когда какая-либо этническая группа или ее сегмент интегрируется в уже существующее общество. В таких случаях межгрупповые отношения проходят определенный путь развития, этапами которого являются вначале психологическое неприятие и отторжение чужаков, затем возникновение соперничества в обладании различными благами, далее приспособление этнических групп друг к другу и мирное сосуществование на одной территории, наконец, ассимиляция, т.е. культурное сближение вплоть до полного растворения включенной группы в большом этносе.

Второй тип межэтнических отношений предполагает насильственное покорение одной этнической группы другой и установление отношений господства-подчинения. Таким образом, например, строились отношения между европейскими завоевателями и туземцами-аборигенами на завоеванных ими территориях. Этническое доминирование в наиболее жестких формах связано с феноменом дегуманизации подавляемой этнической группы - представления о ее членах как о низшей расе людей, практически лишенной человеческих способностей и качеств. Такое отношение служит психологическим обоснованием жестокого обращения с членами подчиняемой этнической группы.

К третьему типу отношений между этническими группами относятся отношения, возникающие при установлении колониального порядка, который отличается от господства-подчинения и предполагает наличие конструктивного сотрудничества между колонизаторами и частью колонизируемой этнической группы. В то же время колониальные отношения проявляются в постепенном разложении этнических культур колонизуемых групп, их этнического самосознания и солидарности, а также в периодических вспышках протеста со стороны местного населения и восстаниях.

Четвертый тип - отношения между этносами, возникающие тогда, когда этническая группа с более развитой культурой оказывается в подчинении у менее развитой в культурном отношении группы. В таких случаях фактическое господство второй группы дополняется подспудным культурным влиянием первой.


Социология этнических общностей


В научной литературе под этнической общностью принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на одной территории, имеющих свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса, - Россия, Франция, Индия и т.д.

Интегративным показателем сложившейся общности выступает этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, территории, традиции, обычаи и т.п., т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Вопрос исследования этносов очень важен для социологии, так как именно этносы представляют собой самую стабильную социальную общность.

Наиболее разработанной на сегодня концепцией этносов является концепция этногенеза Л.Н. Гумилева. В своей книге "Этногенез и биосфера земли" исследователь разработал теорию "пассионарности".

Природно-биологический характер этноса Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос есть результат процесса адаптации человека к природногеографическим условиям обитания. Этнос - это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер.

Гумилев в своей теории пытался раскрыть причины гибели одних этносов и зарождения других, которые, по его мнению, культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и развития этнических общностей является присутствие в них "пассионариев" - наиболее энергичных, даровитых и развитых людей и "субпассионариев", обладающих противоположными качествами. Из этой категории людей формируются бродяги, преступники, для которых характерны "безответственность и импульсивность".

Появление пассионариев и субпассионариев есть процесс генетических мутаций в популяции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря деятельности энергических пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ведет к гибели этноса.

Природно-климатические условия играют очень важную роль, так как именно под их действием вырабатывается определенный стереотип поведения, характерный для данного этнического сообщества. В качестве общепринятой классификации этносов в социологии выступает выделение трех их видов: племени, народности и нации, различающихся по уровню развития.

Племя - это тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Племя формируется на основе нескольких родов и кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей в данной общности объединяют общие примитивные религиозные верования (фетишизм, тотемизм), зачатки политической власти (совет старейшин, вожди), наличие общего разговорного диалекта. В ходе развития племена объединяются и создают союзы, которые совместно осуществляют переселения и завоевания, что ведет к образованию народностей.

Народность - это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на крови, а на территориальном единстве. Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, наличием культуры в виде мифов, сказок, устоев. Народность обладает сформировавшимся языком, особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.

Нация - это исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Процесс создания нации как наиболее развитой формы этноса происходит в период окончательного складывания государственности, широкого развития экономических связей, общей психологии, особой культуры, языка и т.д.

Ярко выраженной особенностью современной эпохи является тенденция к национально-этническому возрождению многих народов, их стремление самостоятельно решать проблемы собственного существования. Среди основных причин национального возрождения народов и их политической активности следует отметить следующие:

1)стремление народов укрепить все элементы социальной справедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития в рамках бывших колониальных империй и некоторых современных федеративных государств;

2)реакция многих этносов на процессы, связанные с распространением современной технологической цивилизации, урбанизации и так называемой культуры, нивелирующие условия жизни всех народов и ведущие к утрате их национальной самобытности;

3)желание народов самостоятельно использовать природные ресурсы, находящиеся на их территории и играющие роль в удовлетворении их жизненных потребностей.

Для достижения задачи этнического возрождения необходима готовность нации понять свои подлинные интересы, а также интересы других наций и найти точки соприкосновения.

этнический социология пассионарность конфликт


3. Этнические конфликты


Любые социальные отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества являются многочисленные конфликты. Одними из наиболее значимых являются конфликты между этническими общностями. Но этнических конфликтов в "чистом" виде фактически не существует, в реальности мы встречаемся с взаимопроникающими конфликтами, каждый из которых составляет питательную среду для другого. Не случайно, даже специалисты-конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело - с этническим в политическом камуфляже или наоборот. По мнению В.А. Тишкова, к категории этнических можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, ведь: "В силу полиэтничного состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств..., фактически любой внутренний конфликт, социальноэкономический или политический по своей природе, обретает этническую окраску, что, как правило, углубляет и осложняет возникающие противоречия, придавая конфликтам дополнительный эмоциональный фон".

Исследователи предлагают самые разные классификации этнических конфликтов.

При классификации по целям, которые ставят перед, собой вовлеченные в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на:

-социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения);

-культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;

-политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);

-территориальные - на основе требований изменения границ, присоединения к другому - "родственному" с культурно-исторической точки зрения - государству или создания нового независимого государства.

На Земле почти повсюду существуют противоречия между этническими общностями - межэтническая напряженность в широком смысле слова. Без нее, к сожалению, не обходится ни одно полиэтническое общество. Чаще всего напряженность существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством, но она может быть как открытой, проявляющейся в форме конфликтных действий, так и скрытой, тлеющей. В последнем случае напряженность выражается в социальной конкуренции, достигаемой оценочным сравнением своей и чужой групп в пользу собственной. А имеющиеся социальные противоречия, хотя и играют решающую роль среди причин конфликтных действий, не связаны с ними напрямую: конфликтные действия возникают, если противоборствующие стороны осознали несовместимость своих интересов и имеют соответствующую мотивацию поведения. Иными словами, очень важна стадия осознания и эмоционального вызревания конфликта. Пережитые "исторические несправедливости" вызывают у низкостатусных групп этнического меньшинства желание восстановить справедливость, но это не обязательно приводит к возникновению мгновенной реакции. Чаще до начала конфликтного взаимодействия проходят многие годы, на протяжении которых этническая общность сплачивается вокруг идеи отмщения. Прошли многие столетия со времени изгнания евреев из земли обетованной, но именно этот факт явился обоснованием их многолетней борьбы за возвращение.

На стадии конфликтного взаимодействия этнические конфликты имеют тенденцию к саморазрастанию или эскалации, которая означает, что стороны переходят от "легких" к "тяжелым" тактикам: от массовых действий ненасильственного характера (митингов, манифестаций, акций "гражданского неповиновения") к столкновениям, которые рано или поздно приводят к крови (между осетинами и ингушами в Пригородном районе Северной Осетии- Алании или между киргизами и узбеками в Ошской области Киргизии), и даже к военным конфликтам - этнополитическим войнам (армяно-азербайджанской, грузино-абхазской).

После завершения прямого противодействия - на этапе "зализывания ран" - конфликт может сохраняться в форме социальной конкуренции и проявляться в образе врага и предубеждениях. Даже в середине 90-х гг. 24% русских респондентов старше 60 лет, т.е. переживших войну, соглашались с утверждением, что немцы - исконные враги русского народа.

Итак, под этническим конфликтом в широком смысле слова можно понимать любую конкуренцию между группами - от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до конкуренции социальной - во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.


Литература


1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова. 2-е издание. - М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс, 2007 - 572 с.

Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009. - 316 с.

Добреньков В.И. Социология: Краткий курс / Добреньков В.И., Кравченко А.И. М.: Инфра-М., 2008 - 231 с.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009. - 860 с.

Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008. - 269 с.

Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы. Р/нД, 2009. - 319 с.

Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2007. - 479 с.

Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов. / Кравченко А.И., Анурин В.Ф. - СПб и др. Питер, 2008 - 431 с.

Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов - М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010. - 734 с.

Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник / Пер. с англ. - М.: Гранд, 2009. - 602 с.

Социология. Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др. / Под ред. В.Н. Лавриненко - М.ЮНИТИ: 2009 - 447 с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)

Такого рода общности называют также кровнородственных или общностями, выделяемых на основе особой культуры. К ним относят: племена, народности, нации. Во всяком случае, при изучении этнических общественных структур, явлений, процессов, центральной базой является категория "этнос", что от греческого происхождения означает: стая, группа, рой, племя, народ.

Существует много подходов, концепций относительно трактовки и определения ключевого понятия "этнос". Одни ученые (например, американский социолог JI. Уорнер) допускают применение этнического термина к каждому человеку, который сам себя считает (или считается) членом группы, имеющей определенную культуру и участвует в деятельности группы. По мнению других ученых (немецкий этнолог В. Мюльман), "этнос" понимается как соответствующая единство и самосознания. Под этим понимают и совокупность людей, которые коллективно и бессознательно приписывают себе определенные ценностные характеристики (М. Мажет, французский этнолог).

Рассматривая категорию "этнос" как основную единицу этнической классификации человечества, в широком смысле ее отождествляют с понятием "народ", "национальность" - как особую форму коллективного существования людей.

Главным этническим определителем нужно считать этническое самосознание, которая рассматривается как осознание членами каждого этноса своей принадлежности к определенной этнической общности, основанной на общности языка, культуры, исторической судьбы, признании особых черт.

В отличие от расы, как продукта биологического развития, социальные общности представляли собой результат социального взаимодействия (общения, верования, обычаи, ритуалы), которые объединяли людей.

Эволюционисты создали теорию развития этнических общностей, где началом была семь "я. Более обширным слиянием был род - исторически первые социальные общности людей, природные кровнородственных объединения. Роды объединялись в определенные племена, связанные не только кровным родством, а и верой. Объединение кланов составляло племя. Племена - более высокая форма организации, в процессе культурного развития объединялись в народности, а те - на высших стадиях развития экономических, политических и других связей - превращались в нации. Рассмотрим лишь основные общности.

"Народ" - термин многозначный. Языком политических наук "народом" называют трудящиеся слои, классы города и деревни. Языке социальных наук - это общности, в этнической иерархии стоят между нацией и племенем. Они устойчивым образом связаны с территорией, имеют свой язык, культуру, систему власти, политический строй. Народ - это культурно-историческая общность людей. Этот срок может быть синонимом коренного этноса страны или синонимом распространенного по миру этноса. В обществоведческой литературе немало путаницы в отношении этой категории, поэтому ее не всегда корректно используют (применяют) как на этнологическом, так и на политическом уровне. Фактически народ - это все население определенной страны или государства.

"Нация" рассматривается как этническая и политическая категории. Нация - это и своеобразный степень развития культуры. Это - устойчивая общность людей, исторически возникла на базе общего языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в общности культуры. Нации возникали в период зарождения капитализма, когда формировались политические организации, внутренний рынок, культура, хозяйственный уклад. Они многочисленными за народности. На основе единой территории, языка, культуры и экономики сформовувався единый национальный характер и психологические особенности.

Хотя по своей специфике термин "нация", как и этнос, означает "народ", в современном этнологическом потребления их все же следует различать. То, что у нас называют нацией, - фактически воспроизводит этническую специфику. В широком смысле, нация - это этнос, сообщество, сложившейся на основе этнических племенных ценностей, которым присущ естественный биологический характер.

Существуют также многонациональные государства, создавая характерный национальный тип, например США, где нация идентифицируется с государством. Однако не всегда государство может быть признаком нации. В современном мире практически не существует этнически гомогенных (однородных) стран. Социологи подсчитали, что только несколько стран (около 7%) условно можно отнести к этнически гомогенных, где вся основная этническая общность составляет почти сто процентов населения. В почти 25 странах основная этническая общность достигает 90% всех жителей, еще в 25 странах она составляет 75-90%, более чем в тридцати странах - от 50 до 70%, в около сорока странах - менее половины населения. В отдельных случаях количество этнических групп в одной стране превышает даже сто.

Такого рода разнообразие этнического состава населения является результатом действия различного рода факторов, в частности миграции больших масс людей, которые происходили во все периоды истории, вызвали масштабное и быстрое смешивание представителей разных народов, формировали многочисленные этнические сообщества в рамках конкретной страны.

Украина относится к многонациональных стран. По данным переписи населения 1989 г.. На ее территории проживает более 127 этносов, в частности:

Украинцы (37400000 чел.)

Русские (11400000 чел.)

Другие этнические группы, которые насчитывают от 300 тыс. И более (более 1 млн чел.): Евреи, поляки, белорусы, болгары, молдаване, венгры, румыны, цыгане, татары и др.

Термин "национальность", как неотъемлемый "атрибут", употребляется также в двух значениях:

Как принадлежность к определенной нации,

Как общность людей, которые создали свою собственную особую культуру, но не имеют за собой независимого политического статуса бытия (не достигших степени сформированности нации »). Значение нации основывается на том, что:

■ это устойчивая форма общности;

■ она создает устойчивый культурный следствие;

■ формирует ощущение идентификации личности с общностями (т.е. принадлежность к нации - это наличие языка, связь с родной землей, место в истории - основа самовыражения лиц);

■ создает прочное ощущение солидарности между членами и антагонизм по чужих.

Эти черты, в свою очередь, приводят к возникновению общественных движений и крайних идеологий. Среди них особое место занимает национализм. Под национализмом понимаем, как правило:

■ систему политических идей;

■ определенный комплекс установок;

■ общественное движение.

Национализм выступает в разных формах: от патриотизма (готовность на жертвы ради собственной нации) и до крайней экстремистской формы. Основная идея национализма - это признание индивидуальных особенностей собственной нации как величайшей ценности, превышено подчеркивание собственной нации и "приписывание" ей особой исторической миссии (доверие нации). Здесь проявляется и склонность к мистицизму, мифологизации, нетерпимость к чужой нации, что иногда граничит с расизмом.

Социологи предполагают, что с десятилетиями на смену нации может прийти, вероятно, форма сообщества, которая объединит еще большее количество людей и станет формой более высокой культуры. Первым признаком этого является совместное экономическое и финансовое поле большинстве европейских стран, "прозрачность" границ.

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства , которое включает в себя не просто количественные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

– его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из‑за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

– его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

– оно обычно в какой‑то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории , поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora – рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса – общность языка . Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности – единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально‑психологические характеристики сознания и поведения людей .

Интегративным показателем сложившейся социально‑этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т. е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

– необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

– необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации‑государства.

Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой‑либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов – язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства . Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию‑государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Образец задания

B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия „__________" (1) и „этнос“ сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос“ (что точнее). Существуют три типа этноса. Для __________(2) главное основание объединения людей в одну __________(3) – кровно‑родственные связи и общее ___________(4). С возникновением государств появляются __________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно‑культурными отношениями территориально‑соседского типа. В период буржуазных общественно‑экономических отношений формируются __________(6) – этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально‑политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) происхождение

В) общность

Е) народность

Ж) национальность

И) диаспора

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: ДБВАЕГ.