Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография роберта льюиса стивенсона. Биография роберта стивенсона

Биография роберта льюиса стивенсона. Биография роберта стивенсона

Роберт Льюис Стивенсон (Robert Louis Stevenson, имя при рождении Robert Lewis Balfour Stevenson) родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, Шотландия. Его отец Томас принадлежал к семье инженеров, которые построили большинство глубоководных маяков вокруг побережья Шотландии.

В 1867 году он поступил в Эдинбургский университет, но вопреки семейной традиции изучать естественные науки, чтобы стать инженером-строителем, он большее время уделял французской литературе, истории Шотландии. В конце концов остановив свой выбор на юриспруденции, в 1875 году он окончил университет и получил звание адвоката.

В возрасте 18 лет Стивенсон отказался от имени , данном ему при крещении. Он полностью исключил имя Бэлфур, а имя Льюис изменил в написании с Lewis на Louis, при этом произношение не поменялось.

Первые успехи на литературном поприще и слабое здоровье убедили его предпочесть адвокатуре литературу. В конце 1870-х годов он совершил путешествия по Франции, Германии и родной Шотландии, в результате которых появились первые две книги путевых впечатлений — "Поездки внутри страны" (1878) и "Путешествия с ослом" (1879). "Эссе", написанные в этот период, были им собраны в 1881 году в книге с латинским названием Virginibus Puerisque.

Поворотным моментом в личной жизни Стивенсона стала встреча в сентябре 1876 года с 36-летней замужней американкой Фанни Осборн, увлекавшейся живописью. В 1878 году она развелась с мужем, в 1880 году вышла замуж за Стивенсона. Стивенсон подружился с ее детьми, а впоследствии его пасынок Ллойд Осборн стал соавтором его книг "Ошибка" (1889), "Отлив" (1894) и "Потерпевшие кораблекрушение" (1892).

В 1880 году Стивенсону был поставлен диагноз — туберкулез. В поисках целительного климата он посетил Швейцарию, юг Франции, Борнмут (Англия), с 1887 года по 1888 год жил в Саранак-Лейк в штате Нью-Йорк (США). Отчасти из-за плохого здоровья, отчасти чтобы собрать материал для очерков, Стивенсон с женой, матерью и пасынком отправился на яхте в южные области Тихого океана. Они посетили Маркизские острова, Туамоту, Таити, Гаваи, Микронезию и Австралию и приобрели участок земли на Самоа, ради экономии решив надолго обосноваться в тропиках. Свое владение он назвал Вайлима (Пятиречье). Климат острова пошел писателю на пользу: в просторном плантаторском доме в Вайлиме были написаны некоторые из лучших его произведений.

Стивенсон издал сборник критических статей Familiar Studies of Men and Books. Вскоре после этого вышли отдельным изданием рассказы, печатавшиеся в журнале London Magazine, "Новые арабские сказки" (1882).

Мировую славу писателю принес роман "Остров сокровищ" (1883, русский перевод — 1886), ставший классическим образцом приключенческой литературы. В основу романа легла история жизни известного пирата Индийского океана Уильяма Кидда, который был казнен в 1701 году.

Затем были написаны остросюжетные романы "Похищенный" (1886), "Владелец Баллантре" (1889), "Потерпевшие кораблекрушение" (1892), "Катриона" (1893), где миру наживы и корысти противопоставлены чистота помыслов и высокая нравственность. В исторических романах "Принц Отто" (1885), "Черная стрела" (1888) романтика приключений сочетается с точным воссозданием местного колорита и исторической обстановки. Психологическая повесть Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" (1886) дает классическое для английской литературы решение темы двойника.

Стивенсон опубликовал сборники стихов "Детский цветник стихов" (1885), "Подлесок" (1887) и др. Его детские стихи и баллады в духе народной поэзии отличает простой и ясный язык.

3 декабря 1894 года Роберт Стивенсон скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. Похоронен на одном из островов Самоа.

После смерти писателя вышли романы "Уир Гермистон", "Сент Ив" и другие.

Стивенсон возродил в Англии приключенческий и исторический роман. Но его интересовало приключение ради приключения. В историческом романе он отказывался от изображения больших общественных событий, ограничивая произведения показом приключений героев, для которых история служит лишь случайным фоном.

В декабре 1969 года местечке Вайлима в Самоа был открыт Музей Роберта Льюиса Стивенсона. Музей располагается в доме, в котором Стивенсон провел последние годы своей жизни (1890-1894).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В Википедии есть статьи о других людях с именем Стивенсон, Роберт. Роберт Льюис Стивенсон Robert Louis Stevenson … Википедия

Stevenson. Стивенсон, Роберт Льюис Балфур (Stevenson, Robert L.) (1850 1894) Английский писатель неоромантик. Афоризмы, цитаты Стивенсон Роберт Луис. Stevenson. Биография. Нет у нас обязанности, которую бы мы так недооценивали, как обязанность… … Сводная энциклопедия афоризмов

Стивенсон (Stevenson) Роберт Льюис (13.11.1850, Эдинбург, ‒ 3.12.1894, остров Уполу, Самоа), английский писатель. Шотландец по происхождению, сын инженера. Окончил юридический факультет Эдинбургского университета (1875). Много путешествовал.… … Большая советская энциклопедия

Стивенсон, Роберт Льюис - СТИ/ВЕНСОН Роберт Льюис (1850 1894) английский писатель, автор морских приключенческих романов. По происхождению шотландец. Окончил юридический факультет Эдинбургского университета (1875). Жил в Бельгии, Франции, Калифорнии, путешествовал по… … Морской биографический словарь

- … Википедия

Стивенсон Роберт Льюис - (1850 1894) английский романист и поэт … Словарь литературных типов

Роберт Льюис Стивенсон Robert Louis Stevenson Имя при рождении: Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон (Robert Lewis Balfour Stevenson) Дата рождения: 13 ноября 1850 Место рождения … Википедия

- (Stevenson) Роберт (1772 1850), шотландский инженер строитель, специализировавшийся на строительстве МАЯКОВ. Всего разработал конструкцию и построил 23 маяка, а также системы подачи световых сигналов. По его проектам строились каналы и порты. Сын … Научно-технический энциклопедический словарь

Книги

  • Роберт Льюис Стивенсон. Собрание сочинений в 8 томах (комплект из 8 книг) , Роберт Льюис Стивенсон. В собрании представлены произведения известного английского писателя Роберта Луиса Стивенсона о приключениях, ставших спутниками многих поколений читателей. Благородство и великодушие…
  • Роберт Льюис Стивенсон. Малое собрание сочинений , Роберт Льюис Стивенсон. Многочисленные произведения Роберта Льюиса Стивенсона, знаменитого английского писателя, литературного критика, поэта, основоположника неоромантизма, занимают прочное место среди шедевров…

Ро́берт Лью́ис Сти́венсон английский писатель. Представитель неоромантизма. Мастер приключенческого романа: «Остров сокровищ» (1883), в котором психологически убедительны напряженные сюжетные коллизии; «Похищенный» (1886), «Катриона» (1893). Исторические романы «Черная стрела» (1888), «Сент-Ив» (издан 1897). Тема «двойничества» в психологическом романе «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886).

Отец Лу, Томас Стивенсон, был инженером, строителем маяков. Это был состоятельный, уважаемый человек, наделённый богатым воображением, но подверженный приступам меланхолии. Тридцати лет он женился на восемнадцатилетней Маргарет Балфур - очаровательной жизнерадостной девушке, которая, к сожалению, имела слабые лёгкие и эту болезнь передала своему единственному сыну Роберту Луису. Томас и Маргарет были ревностными кальвинистами и придерживались строгих правил. Например, когда Томас усовершенствовал механику вращающихся сигнальных огней, он отказался запатентовать свое изобретение, поскольку, как он писал, ему было довольно сознания, что он "принёс пользу человечеству".

Стивенсоны чтили Бога, преданно любили друг друга и обожали Лу. Он рос болезненным ребёнком, и, конечно, для него не жалели ничего, за него возносили самые жаркие молитвы. А потом и нянька Камми, или мисс Элисон Каммингем, отдавала ребёнку всю материнскую любовь, на которую была способна (своих детей у неё не было). Она окружала его деспотической заботой: провожала в школу, а в дождливые дни заставляла на глазах у всего класса надевать сухие носки вместо промокших. И как бы ни стыдила Камми одноклассников Лу, она не в силах была остановить град насмешек, которыми его при этом осыпали.

Все в доме Стивенсонов желали добра маленькому Лу - и именно поэтому доставляли ему столько страданий. Перед сном отец садился к нему на постель и, желая развлечь мальчика, с воодушевлением рассказывал об убийцах, пиратах и алчных разбойниках, заслуживающих суровой небесной кары. Потом появлялась Камми, которая в благочестии продвинулась много дальше родителей Лу, и принималась вдохновенно повествовать о страшных пытках, которым безбожники-англичане подвергали шотландских кальвинистов. Потом она целовала мальчика в лоб и желала ему приятных сновидений. Он засыпал, но вскоре вскакивал, крича от ужаса.

Однажды ночью он увидел - как он их называл - "человечков". "Они были смешными и весёлыми, но главное - не имели даже понятия о том, что мы называем совестью, и поэтому не боялись делать всё, что хочется". За это он так их и любит и вместе с ними выдумывает историю за историей, пускается в самые отчаянные приключения - пока человечки наконец не успокоят его измученное сердце и он не уснёт. Так мальчик ночь за ночью спасался от внушённого ему страха, но до окончательной победы было ещё далеко. А пока что он начинает догадываться, что от хороших людей исходит не только добро и что у плохих людей тоже могут быть свои хорошие стороны.

Он всё ещё остаётся славным, послушным ребёнком, которого тем охотнее балуют и нежат. При малейшем признаке недомогания его отправляют в постель - чему он, впрочем, рад: именно здесь, в "одеяльном царстве", он может спокойно выдумывать и записывать свои истории. Лу одержим страстью сочинительства. Ещё не зная грамоты, он диктовал матери библейские истории так, как он их себе представлял. Чтение и писательство становятся для него всё важнее.

"Когда я что-нибудь читал, мне сразу хотелось сесть и попробовать сравняться с автором, - вспоминал позже Стивенсон. - Я поклялся научиться писать. Меня привлекало само это умение, и я учился ему, как другие - резьбе по дереву". Если писательство - это ремесло, значит, писатель, желающий стать мастером, должен бесконечно упражняться. У Лу всегда были при себе две книжки: одну он читал, а в другой записывал всё, что видел, слышал и думал.

Вскоре становится ясно, что мальчик очень талантлив, - правда, отец уверен, что из его сына выйдет прекрасный строитель маяков. Лу не спорит, и в семнадцать лет начинает учиться инженерному делу в Эдинбургском университете. По крайней мере, так думают его близкие. На самом же деле он проводит время в борделе и делает записи в своей книжке - по тем временам скандальные: "Зло проституции - не в ней самой, а в катастрофических моральных последствиях её запрещения". Трезвый взгляд, который даже в наши дни с трудом пробивает себе дорогу.

Секс всегда занимал в его жизни важное место. Позже Стивенсон напишет: "Самое худшее в нашем воспитании - то, что христианство не признаёт и не освящает секс". В этом он видит "ужасное упущение наших современных религий". А затем добавляет: "Ничего не поделаешь, я не могу быть умнее, чем всё мое поколение".

В семнадцать лет он впервые решился войти в бордель. Весь в поту, задыхаясь от кашля, он лежал на женщине, чувствуя себя величайшим грешником. За считаные минуты он заработал по меньшей мере десять миллионов лет адских мучений - и гордился этим. Юноша отчаянно шутит, хохочет, сыплет комплиментами. Девицы очарованы, им нравится, что клиент общается с ними на равных. Вскоре бордель становится для Лу, как его здесь запросто называют, излюбленным местом. Ему всегда рады, он может заходить сюда не "по делу", а просто так, поболтать.

Всё было бы замечательно, если бы не вечные угрызения совести. Постепенно он понял, что за ними стоит страх, внушённый ему - что особенно печально - тремя самыми близкими и любимыми людьми: отцом, матерью и нянькой Камми.

Он и впрямь намного проницательнее своих современников - и откровеннее: даже следующее поколение будет тщательно обходить молчанием пристрастие Стивенсона к борделям (слишком непристойное для автора знаменитых детских книг!) и уж тем более его роман с обитательницей публичного дома Кейт Драммонд. Лу влюбился в неё по уши и твердо решил на ней жениться. Но из этого, разумеется, ничего не вышло.

Собрав в кулак всю свою волю, Лу объявил отцу, что хочет быть не инженером, а писателем. Отец расстроился, но согласился, - правда, при одном условии: сперва Лу должен овладеть какой-то серьёзной специальностью, например правом. Для Лу с переменой факультета ничего не изменилось: он по-прежнему вёл беспутную жизнь и прогуливал лекции, только уже не инженерные, а юридические. Вечерами он шатается с друзьями по улицам, пользующимся самой дурной славой, и напивается до дурноты в самых неприглядных кабаках. Чтобы бросить последний вызов своему слабому здоровью, он курит, дымя, словно фабричная труба.

Жизнь была сложной, насыщенной - и не для одного только Лу. Старая общественная система трещит по всем швам. Традиционные ценности значат всё меньше. В 1871 Чарльз Дарвин совершает переворот в естествознании. В книге "Происхождение человека и половой отбор" этот учёный выдвигает гипотезу о том, что люди произошли от животных. Разражается оглушительный скандал, но для Лу эта книга - настоящее избавление, призыв к атаке на церковь и её Бога, из-за которого он так долго страдал. Теперь ему по душе любая, самая плоская шутка, "лишь бы она метила во всемогущего и в христианскую церковь". Однако дома он всё ещё старается держать язык за зубами.

Родители всё же узнают о поведении сына, и однажды за ужином отец призывает его к ответу. И тут Лу взрывается. Он кричит им обо всех бессонных ночах, проведённых в страхе перед адскими муками, и в безбожной ярости разносит в клочья их благочестивый уклад. Родители цепенеют от ужаса не в силах что-либо возразить - сын на голову выше их и в знаниях, и в красноречии. Он сам это понимает, и ему доставляет наслаждение топтать, разносить в клочья родительскую веру и убеждения. А они всё ещё слушают его, оцепеневшие от страха, безмолвные, беззащитные. "Что тут творилось! Каким наказанием стал я для своих родителей, - писал он другу два дня спустя. - Но какое, однако, это было наслаждение - разрушить счастье единственных, наверное, людей на земле, для которых я что-то значу".

Приходит время покинуть отчий дом. К тому же от кашля Лу буквально выворачивает наизнанку - ему срочно необходима перемена климата. Еще ребёнком родители возили его во Францию, в Германию, в Италию, чтобы он поправил здоровье и набрался сил. Теперь он один отправляется на юг Франции, но быстро возвращается. Слишком глубока нежность к родителям, слишком остра тоска по зеленым холмам Шотландии. Ну а сами родители? Их любовь к сыну оказывается сильнее страха перед Богом - и они раскрывают объятия вернувшемуся Лу. Он им бесконечно благодарен и в 1875, на радость родителям, сдаёт экзамен на юриста. Несколько дней Лу важно разгуливает в чёрной мантии и белом парике по Дворцу правосудия, однако заниматься этой профессией он по-прежнему категорически не желает и отказывается от первого же дела, которое ему поручают.

Вместо этого Лу снова едет во Францию, и там, в местечке Грез-сюр-Луан, встречает главную любовь своей жизни - американскую художницу Фанни Осборн. Она замужем, у неё двое детей: восьмилетний Ллойд и восемнадцатилетняя Белл. Мальчик с первого же взгляда приходит от Лу в восторг. "Он был такой весёлый, - вспоминал Ллойд, - такой неистощимый на выдумки. Я смотрел на него как зачарованный". Стивенсон прекрасно ладит с детьми, но своих у него никогда не будет.

Фанни отнеслась к Стивенсону, который был младше её на десять лет, куда более сдержанно. Сначала она видела в нем лишь "истеричного студента с рафаэлевским лицом, который загубил своё здоровье учением и беспутством". Проходит довольно долгое время, прежде чем она признается, что тоже любит его. Стивенсон счастлив. С ним любовь и вдохновение - он всё время пишет: рассказы, повести, путевые заметки. Он сочиняет "в постели и на улице, разбитый и больной, харкая кровью или шатаясь от слабости", - однако настоящий успех к нему пока не приходит. Но Фанни убеждает его не сдаваться.

После трёх лет связи со Стивенсоном она отправляется в Калифорнию и получает развод, а 19 мая 1880 в Сан-Франциско они становятся мужем и женой. Стивенсон ликует. Но как отнесутся к Фанни его родители? Через пять месяцев молодожёны прибывают в Эдинбург - и происходит чудо. Мать не верит своим глазам: вот сидит ее муж Томас - консервативный шотландец и кальвинист до мозга костей, рядом с разведённой американкой, которая рисует картины, сама крутит себе папиросы и на десять лет старше его сына, - и они легко находят общий язык!

В 1881 молодая чета Стивенсонов отправляется в Давос - швейцарский воздух должен пойти на пользу больным лёгким Роберта Луиса. Однако парализующая скука этого места кажется Стивенсону невыносимой, и он бежит в любимую Шотландию, в уютный коттедж в городе Бреймаре.

Как-то раз вместе со своим пасынком он садится рисовать, и вдвоём Ллойд и Стивенсон придумывают карту острова сокровищ - со всеми положенными атрибутами: лесами, горами, бухтами, ручьями. А когда она закончена, Стивенсон всматривается в неё и вдруг ясно видит персонажей будущей книги. Так возник "Остров сокровищ" - книга, в одночасье сделавшая Стивенсона знаменитым. И если вглядеться внимательнее в её страницы, то там можно различить "человечков" из детства Стивенсона, принявших, например, облик Джона Сильвера - первостатейного и абсолютно бессовестного негодяя, но при этом человека сильного, смелого, талантливого, вызывающего невольную симпатию читателя. Хорошие персонажи, в свою очередь, тоже неоднозначны: в сущности, они стремятся к тому же, к чему и злодеи: отыскать "политое кровью сокровище" и разбогатеть.

Раздвоенность становится одной из главных тем Стивенсона, и в 1886 он создаёт свой шедевр - "Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда".

Добрый, честный доктор Джекил так описывает действие изобретённого им средства: "Оно не дьявольское и не божественное, оно распахнуло дверь темницы, в которой были заключены мои наклонности. Зло таилось во мне... и звалось мистер Хайд". Джекил и все хорошие люди тоскуют по "отпуску от законов морали" - и мистер Хайд берет этот отпуск: он лишён совести и может потакать всем своим прихотям. Мечта и кошмар одновременно.

Теперь Стивенсон на вершине славы. Однако его здоровье серьёзно подорвано, ему немедленно нужно переменить климат. В 1888 из Сан-Франциско в южные моря выходит зафрахтованная шхуна "Каско". На борту Стивенсон, Фанни, Ллойд и мать Роберта (отец к тому времени уже умер). Первая остановка на Маркизских островах, затем - в Гонолулу, где Стивенсон найдёт друга в лице короля Калакауа и получит представление о политических и социальных проблемах, которые возникают по вине агрессивных колониальных держав.

В июне 1889 Стивенсон с семьёй продолжает путешествие на торговой шхуне "Экватор" и в декабре прибывает на Самоа. Он сходит на землю - и с каждым днём чувствует себя лучше. На острове Уполу он покупает 78 гектаров земли и строит жилище - достаточно большое, чтобы вместить всех, кого он любит. Он хочет, чтобы все они были с ним - Фанни, мать, Ллойд, Белл, её муж Джозеф. Стивенсон знает, что больше никогда не увидит родину. И вот в жарких джунглях он пишет романы о холодной Шотландии.

Но покоя он не находит и на Самоа. Англия, Америка и Германия борются за власть и влияние на островах. Политика Стивенсону отвратительна, но ещё отвратительнее - наблюдать, как обманывают и обирают самоанцев.

Он публикует статью о положении на Самоа, изображая три колониальные державы беззастенчивыми грабителями. Статья написана так остро и ядовито, что Берлин угрожает её автору арестом и депортацией. Но Стивенсон не даёт себя запугать. Он открыто становится на сторону туземцев Самоа и даже помогает им защищаться: даёт юридические советы, предлагает им разные технические улучшения, подсказывает, где и как лучше продавать товары. Белые обитатели Самоа смотрят на него с растущей неприязнью, зато самоанцы доверяют ему всё больше и больше и наконец начинают называть его почётным именем Туситала - "белый вождь-сказитель". А между тем положение обострялось. В 1894 разразилась война между сторонниками вождя Лаупепа, которого поддерживали немцы, и вождём Матаафой. Стивенсон откровенно высказывается за Матаафу. Сторонники Матаафы сражаются упорно и ожесточённо, и всё же их предводитель терпит поражение. Матаафу ссылают на остров Маршалла, находящийся под немецким протекторатом, а его сторонников бросают в тюрьму. Стивенсон шлёт заключённым лекарства, еду, табак - всё, что ему удается раздобыть, чтобы облегчить им жизнь. Самоанцы не забудут о его поддержке.

Выйдя на свободу, они первым делом строят для Туситалы дорогу, ведущую к его дому, и называют её "Дорога благодарности". В честь окончания строительства Стивенсон созывает гостей на огромный праздничный пир. Сперва вожди преподносят ему памятную доску с надписью: "Эта дорога - дар, который никогда не исчезнет, но вечно пребудет в память о доброте и заботе Туситалы". В ответ Стивенсон произносит страстную речь. Он говорит долго, горячо, без оглядки на представителей колониальной администрации, которые тоже явились на праздник. "Вы, самоанцы, умеете сражаться и можете победить и двадцать и тридцать раз. Но все эти победы будут напрасны. Есть лишь один путь для защиты Самоа. Узнайте о нём, пока ещё не поздно! Нужно строить дороги и разбивать сады, нужно ухаживать за деревьями и разумно торговать их плодами - одним словом, нужно стать хозяевами своей земли. Если вы этого не сделаете, это сделают другие!". В словах Стивенсона звучала убеждённость настоящего пророка. И говорил он не зря. Во всяком случае, сегодня Западное Самоа (включая остров Уполу, где Стивенсон построил дом) - независимое государство, а восточные острова по-прежнему находятся под американским протекторатом.

Писателю сорок четыре года, и жить ему осталось всего два месяца. Всё идет обычным чередом, "Мы, безусловно, были весьма примечательной общиной, - пишет Ллойд. - Во главе стола - Стивенсон во внушающей благоговение позе, справа от него - я, с Библией на самоанском языке... рядом с нами - остальные члены семьи, а напротив - длинный ряд полуголых самоанцев со своими ясными, гордыми взглядами и блестящими телами". В последние годы жизни Стивенсон действительно обращается к религии, и делает он это не только для того, чтобы порадовать свою старую мать. Ему в первую очередь важны не церковь и не догматы, но сам Бог, который дает человеку силы и мужество служить людям.

Имя Роберта Льюиса Стивенсона с детства знакомо всем, кто не представляет жизни без книги. Невероятные и захватывающие приключения, которые поджидают героев его произведений на каждом шагу, не раз заставляли читателей часами просиживать за страницами «Острова сокровищ» и «Черной стрелы». И хотя именно эти произведения считаются самыми известными в библиографии писателя, список книг Стивенсона не ограничивается ими.

Детство и юность

Будущий писатель родился в Эдинбурге 13 ноября 1850 года. Отец мальчика владел необычной профессией - был инженером, проектировавшим маяки. С раннего детства мальчик много времени лежал в постели - серьезные диагнозы заставляли родителей беречь сына.

Стивенсону диагностировали круп, а позднее и чахотку (туберкулез легких), которые в те времена часто становились смертельными. Поэтому маленький Роберт много времени проводил в «одеяльной стране» - так писатель позднее напишет о детстве.

Возможно, постоянные ограничения и постельный режим и помогли воображению Роберта Льюиса Стивенсона развиться настолько, что тот начал придумывать воображаемые приключения и путешествия, которые не мог совершить в жизни. Кроме того, няня мальчика воспитывала в нем литературный вкус и чувство слова, читая стихотворения и рассказывая сказки перед сном.


Уже в 15 лет Роберт Льюис Стивенсон закончил первое серьезное произведение, получившее название «Пентландское восстание». Отец Роберта поддержал сына и издал эту книгу в 100 экземплярах за собственные деньги в 1866 году.

Примерно в то же время Стивенсон, несмотря на состояние здоровья, начал путешествовать по родной Шотландии и Европе и записывать впечатления и случаи из поездок. Позднее эти очерки вышли под обложкой книг «Дороги» и «Путешествие внутрь страны».


Став постарше, Роберт Льюис Стивенсон поступил в эдинбургскую академию, а затем и в Эдинбургский университет. Поначалу молодой человек пошел по стопам отца и начал изучать инженерное дело. Однако позднее перешел на факультет юриспруденции и в 1875 году стал дипломированным юристом.

Литература

Первым серьезным произведением Стивенсона, принесшим писателю известность, стал рассказ под названием «Ночлег Франсуа Вийона». А уже в 1878-м прозаик, находясь в очередной поездке во Франции, заканчивает цикл рассказов, вышедших как единое целое.


Этот сборник получил название «Клуб самоубийц» и позднее стал одним из самых известных произведений Стивенсона. «Клуб самоубийц», а также цикл рассказов «Алмаз раджи», были напечатаны во многих литературных журналах Европы. Постепенно имя Стивенсона становилось узнаваемым.

Однако серьезную славу писатель узнал в 1883 году, когда был напечатан, пожалуй, лучший роман Стивенсона - «Остров сокровищ». Как и многие гениальные произведения, эта книга началась с шутливых рассказов, которыми Стивенсон развлекал своего маленького пасынка. Роберт Льюис даже нарисовал для мальчика карту придуманного острова, которая почти без изменений была напечатана в предисловии к изданию.


Постепенно разрозненные эпизоды начали складываться в полноценный роман, и Стивенсон сел за бумагу. Изначально писатель дал книге название «Корабельный повар», но позднее изменил его на «Остров сокровищ». В этом произведении, как признавался Стивенсон, отразились его впечатления от книг других авторов - и . Первыми читателями готового романа стали пасынок писателя и отец, но вскоре о книге заговорили и другие любители приключенческой литературы.

Следующей из под пера писателя выходит «Черная стрела», в 1885 году появляется «Принц Отто» и культовая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Годом позднее Роберт Льюис Стивенсон закончил работу над очередным сборником рассказов, получившим название «И еще новые тысяча и одна ночь» (или «Динамитчик»).


Примечательно, что Стивенсон писал и стихи, однако относился к стихотворным экспериментам как к дилетантству и даже не пытался публиковать их. Но часть стихотворений писатель все же собрал под одной обложкой и решился издать. Так появился сборник поэзии Стивенсона, навеянный воспоминаниями о детских годах. На русском языке стихотворения вышли в 1920 году и получили переводное название «Детский цветник стихов». Позднее сборник несколько раз переиздавался и изменял первоначальное название.

К тому времени семья Стивенсона, благодаря «Острову сокровищ», жила безбедно. Но, к сожалению, здоровье автора больше и больше давало о себе знать. Медики посоветовали писателю сменить климат, и Роберт Льюис Стивенсон переехал из родной страны на острова Самоа. Местные жители, поначалу настороженно воспринявшие незнакомцев, вскоре стали постоянными гостями в гостеприимном доме этого добродушного человека.


За Стивенсоном даже закрепилась кличка «вождь-сказитель» - так называли писателя аборигены, которым тот помогал советами. Зато белые колонизаторы недолюбливали Роберта Льюиса Стивенсона за те настроения вольнодумия, что писатель сеял в умах местных жителей.

Ну и конечно, экзотическая атмосфера острова не могла не отразиться в произведениях сказителя: на Самоа написаны романы и рассказы «Вечерние беседы на острове», «Катриона» (ставшая продолжением «Похищенного» - романа, вышедшего раньше), «Сент-Ив». Некоторые произведения писатель сочинял в соавторстве с пасынком - «Несусветный багаж», «Потерпевшие кораблекрушение», «Отлив».

Личная жизнь

Первой влюбленностью писателя стала дама по имени Кэт Драммонд, работавшая певицей в ночной таверне. Пылкий Стивенсон, будучи неопытным юношей, настолько увлекся этой женщиной, что собрался жениться. Однако отец писателя не позволил сыну взять в жены Кэт, которая, по мнению Стивенсона-старшего, не подходила для этой роли.


Позднее, во время путешествий по Франции, Роберт Льюис Стивенсон повстречал Фрэнсис Матильду Осборн. Фанни - так Стивенсон ласково называл возлюбленную - была замужем. Кроме того, у женщины было двое детей и она была старше Стивенсона на 10 лет. Казалось, это способно помешать влюбленным быть вместе.

Поначалу так и произошло - Стивенсон уехал из Франции один, без возлюбленной, оплакивая неудавшуюся личную жизнь. Но в 1880 году Фанни, наконец, удалось развестись с супругом и обвенчаться с писателем, ставшим в одночасье счастливым мужем и отцом. Общих детей у пары не было.

Смерть

Остров Самоа стал не только любимым местом писателя, но и последним пристанищем. 3 декабря 1894 года Роберта Льюиса Стивенсона не стало. Вечером мужчина по обыкновению спустился к ужину, но внезапно схватился за голову, сраженный ударом. Через несколько часов писателя уже не было в живых. Причиной смерти гения стал инсульт.


Там же, на острове, до сих пор сохранилась и могила писателя. Аборигены, по-настоящему опечаленные смертью своего героя и «вождя-сказителя», похоронили Роберта Льюиса Стивенсона на вершине горы под названием Веа, водрузив на могилу надгробие из бетона.

В 1957 году советский писатель Леонид Борисов написал биографию Роберта Льюиса Стивенсона, получившую название «Под флагом Катрионы».

Библиография

  • 1883 - "Остров сокровищ"
  • 1885 - "Принц Отто"
  • 1886 - "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда"
  • 1886 - "Похищенный"
  • 1888 - "Черная стрела"
  • 1889 - "Владелец Баллантрэ"
  • 1889 - "Несусветный багаж"
  • 1893 - "Потерпевший кораблекрушение"
  • 1893 - "Катриона"
  • 1897 - "Сент-Ив"

(1850-1894) английский писатель, критик и публицист

Биография Роберта Льюиса Стивенсона, человека мужественного характера и драматической судьбы, волновала воображение современников наравне с его произведениями. Имя и жизнь его овеяны легендами. Сразу же после смерти писателя были изданы его пространные биографии, статьи и эссе с сенсационными догадками о различных эпизодах жизни Стивенсона.

Современное литературоведение видит в нем основоположника, теоретика и ведущую фигуру английского романтизма последней четверти XIX века, получившего название неоромантизма.

Буржуазному миру погони за богатством, миру корысти и фальши писатель противопоставил экзотику приключений и романтику высоких порывов к добру и справедливости.

Прожив всего 44 года, Роберт Льюис Стивенсон оставил читателям более 30 томов самых разных по жанрам и темам произведений.

Свое писательское призвание он осознал очень рано, уже в детские годы. В кармане у него всегда торчали две книжки: одну он читал, а в другой вел записи точных слов, деталей, поразивших его строчек стихов. Это была школа мастерства. Он много писал, подражая знаменитым писателям, «обезьянничал», как говорил сам. Это вырабатывало литературный вкус, чувство гармонии и профессиональную технику.

Роберт Стивенсон родился в политическом и культурном центре Шотландии - городе Эдинбурге, как и Вальтер Скотт. Его дед был видным гражданским инженером, строил мосты, маяки и волнорезы. На картине знаменитого английского художника Джона Тернера изображен сооруженный им маяк «Кулак дьявола» на скале Белл-Рок на востоке Шотландии. За славные сооружения дед был удостоен герба. Его сыновья продолжили дело отца. Внук ценил родословную своей семьи, но сам избрал другой путь.

Мать принадлежала к славному старинному роду Бэлфуров, была дочерью священника. Роберт, единственный ребенок в семье, с детства страдал болезнью бронхов, которая частенько приковывала его к кровати и повергала в мучительное состояние.

Некоторое время Роберт Стивенсон проучился в Эдинбургском университете, согласившись с пожеланием отца продолжить семейную инженерную традицию, и даже получил серебряную медаль за конкурсное сочинение об огне для маяков, потом решительно сменил профессию инженера на юриста и получил звание адвоката, но душа жила уже в полную мощь мечтой о литературе. Первым опытом начинающего писателя была тоненькая книжечка, написанная 16-летним юношей и изданная на средства отца, о крестьянском восстании в Шотландии в 1666 г.

В 1876 г. вместе с другом Роберт на байдарках отправился в путешествие по рекам и каналам Бельгии и Франции в Париж. Юноша прекрасно знал французский язык и литературу. По возвращении в Эдинбург он издает «Путешествие внутрь страны» (1876) - путевые очерки, стиль которых будет подхвачен Джеромом. К. Джеромом в книге «Трое в лодке», где в канву путевых заметок ловко вплетен критический взгляд на существующий мир вещей.

В ряде статей Роберт Стивенсон размышляет о задачах искусства и придает главную роль не реалистическому воспроизведению жизни, а сфере воображения. Пусть писатель увлечен рассказом о том, что читатель никогда в реальной жизни не испытает. В определенной мере это шло от неприятия Стивенсоном меркантильной действительности. Он старался развить в людях лучшие чувства - нетерпение, дерзание, решимость, благородство.

Его давно занимала личность талантливейшего поэта Франции Франсуа Вийона - рыцаря чести, бродяги, пропойцы и вора, в котором смешались добро и зло. В 1877 г. в печати появляется рассказ «Ночлег Франсуа Вийона», в котором на фоне зимнего Парижа 1456 г. изображена трагическая судьба необычайно талантливого поэта, - первое художественное произведение Стивенсона.

Под названием «Новые тысяча и одна ночь» (1882) писатель создает остроумную пародию на ремесленную авантюрно-приключенческую литературу. Новые «сказки Шахразады» состояли из двух книг - «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Во второй книге в фантастическом сюжете о бесценном алмазе, владение которым превращает грубого служаку колониальных войск Томаса Ванделера в прославленного светского льва, выгодного жениха, Роберт Стивенсон тонко изобразил, как истинные ценности подменяются ложными под воздействием магической злой силы, заключенной в вожделенном камне. Сказки содержали мудрые намеки на серьезные проблемы жизни английского общества.

В 1878 г. в сопровождении ослика, тащившего безо всякого удовольствия поклажу, Роберт Льюис Стивенсон отправился по историческим местам партизанской войны французских протестантов за свою независимость и убеждения. Об этом он рассказал в «Путешествии с ослом в Севеннах» (1879).

В «Этюдах о людях и книгах» он рисует портреты. Читатели оценили мастерство изящного стиля молодого автора и талант рассказчика о необыкновенных приключениях. Неожиданное путешествие в Нью-Йорк, вызванное письмом женщины, горячо любимой им, чуть не стоило Стивенсону жизни. Он пересек океан и верхом на лошади помчался от Сан-Франциско до Монтерея. В пути он заболел, местный охотник нашел его лежащим под деревом без сознания. На грани жизни и смерти Роберт Стивенсон окажется в Америке еще не раз. Он сочетался браком с Фанни, которая наконец получила развод от своего беспутного мужа, вернулся на родину и издал книгу «Дом на дюнах» - лучшее произведение раннего периода творчества. В занимательном сюжете Стивенсон раскрыл содержательную тему: на примере очень ярких и сильных характеров двух героев - Фрэнка Кессилиса и Норсмора - показал несостоятельность индивидуализма и эгоизма традиционного романтического героя.

Стремление Роберта Стивенсона создать роман осуществилось совершенно случайно. Однажды что-то рисуя, его пасынок Ллойд попросил его написать что-нибудь интересное. Увлекшись, Стивенсон набросал контуры воображаемого острова, напоминавшего «приподнявшегося толстого дракона». Получилась карта вымышленного «Острова сокровищ». Эта карта и породила фабулу.

«Судовой повар» - так сперва назывался роман. Его главы читались в кругу семьи, кое-что из подсказанного слушателями включалось в текст. Произведение вышло с посвящением мальчику - Ллойду Осборну. Публика встретила роман восторженно, журнальные критики - по-разному, от снисходительного одобрения до высоких похвал. В основе фабулы - поиск несметных сокровищ, спрятанных знаменитым пиратом капитаном Флинтом. Жители захолустного городка: мальчик Джим, его отец-трактирщик и завсегдатаи трактира - оказываются перед лицом загадочных событий, вовлекаются в рискованную авантюру и становятся героями заманчивых и опасных приключений. Мальчик попадает в крайне опасные ситуации, глядит в глаза смерти, действует решительно и самостоятельно; его мужество, восторженная преданность мечте, нравственная чистота задают тон всей книге. Джим и его друзья сталкиваются с пиратами-мародерами, разбойниками и негодяями, а не с благородными корсарами. И в этом мире зла его герой обнаруживает истинные душевные сокровища.

Роберт Стивенсон любил роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», видел его достоинства не столько в цепи происшествий, сколько в «очаровании обстоятельств». И свой роман он построил не столько на эффекте чисто внешнего действия, сколько на психологической достоверности и убедительности живых картин. Мастерство Стивенсона в умении нарисовать столь выпуклую картину настолько убедительно, что мы постоянно чувствуем свою сопричастность происходящему.

Традиционный авантюрный сюжет - пираты, сокровища, морские приключения, затерянный остров - оказался совсем не традиционным благодаря остроте и открытости взгляда героя-рассказчика Джима Хокинса. Герои обрисованы зримо, убедительно.

Особая удача автора - образ Джона Сильвера. Полемизируя с традиционным представлением о победе добра и порочности зла, Стивенсон рисует привлекательный образ одинокого корабельного повара Сильвера - коварного, злобного, жестокого, но умного, энергичного и ловкого.

Жизнеспособность зла и коварная привлекательность порока и раньше интересовали и волновали Роберта Стивенсона. В 1885 г. он прочитал во французском переводе роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» и был потрясен силой воображения, мистического двойничества добра и зла в человеческой натуре.

В «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) доктор посредством изобретенного им препарата отделяет темные силы своей души, и на свет появляется его двойник - уродливый карлик мистер Хайд, который совершает одно за другим преступления и при этом не испытывает мук совести, никаких сомнений - только чувство злобы и страха.

Приемы научной фантастики и детектива, разработанные Робертом Стивенсоном в этой повести, были восприняты Гербертом Уэллсом в «Человеке-невидимке».

Тема борьбы Шотландии с Англией за независимость и еще более далекие страницы истории - вражда Алой и Белой Розы - представали на страницах романов «Похищенный», «Катриона» и «Черная стрела».

В «Похищенном» и «Катрионе» Стивенсон рассказывает историю юного шотландца Дэвида Бэлфура, наследство которого присвоил себе его дядя. Встреча с насилием и коварством рождает в юном герое не отчаяние, а молодую решимость и отвагу. Пережив множество приключений, Дэвид находит свое счастье с Катрионой.

В 1888 г. для Роберта Льюиса Стивенсона наступила пора океанских странствий. Он за два года посетил несколько архипелагов Тихого океана. Это были места, где путешествовал и погиб знаменитый Кук, где были и русские, совершившие кругосветное плавание, где странствовал Герман Мелвилл, знаменитый писатель, где позже плыл на «Снарке» Джек Лондон, где был «остров Робинзона Крузо». Почувствовав себя обновленным, Стивенсон закончил работу над одним из лучших своих произведений - «Владельцем Баллантре» (1889) - романом-трагедией, как определил его жанр сам автор. Писатель исследовал причины трагедии двух братьев-соперников, воплотивших в характерах прямо противоположные начала: силу, дьявольскую удачливость и порочность одного и порядочность, честность, но безжизненность, аморфность другого. Действие происходит в Шотландии XVIII века, в местах, хорошо знакомых автору.

Надеясь поправить здоровье, Роберт Стивенсон поселяется на острове Уполу (Самоа) и уходит в свое третье плавание в океан. Он много работает и создает, сотрясаемый кашлем и валясь от усталости, «Потерпевших кораблекрушение» (1892), «Дэвида Бэлфура», «Катриону» (1893), в которых эгоизму и жестокости противопоставил душевное благородство и нравственную чистоту. Во всех этих произведениях неотступно присутствует его родина - Шотландия. Писатель продолжает работать над романами «Сент-Ив» и «Уир Гермистон».

В сборнике «Вечерние беседы на острове» он отразил экзотические впечатления от поездки по островам, где встречался с самоанцами и читал им свою повесть «Сатанинская бутылка». Они называли его Туситалой, т. е. Рассказчиком, и верили, что он обладает волшебным сосудом, который хранится в его сейфе. Самоанцы бережно хранили память о писателе еще и потому, что Роберт Льюис Стивенсон выступил в защиту местного населения от бесчинства колонизаторов и несколько лет печатал в «Тайме» свои статьи в защиту мира и справедливости. Он посещает лагерь прокаженных и делает достоянием печати ханжество служителей церкви.

Судьба и история Шотландии колоколом бьет в сердце писателя. Он высоко ценил роль исторической памяти народа в созидании будущего. В его сознании возникал замысел «настоящего исторического романа, охватывающего эпоху целиком и народ, наш народ... » Определилось заглавие - «Бродяга», но отнялась правая рука, участились кровотечения из горла. А потом случилось кровоизлияние в мозг.

Тело Роберта Стивенсона, покрытое английским государственным флагом, было торжественно похоронено на горе Веа. Сюда, к могиле своего любимого писателя, в 1908 г. приплыл на яхте «Снарк» Джек Лондон . Он прошел через штормы, стоя сам у руля и гордясь своей победой над стихией. С трудом вместе с женой Чармиан пробирался он сквозь густую чащу на вершину горы. Чармиан недоумевала, как смогли доставить на такую высоту гроб Стивенсона, и Джек рассказал ей, что, выполняя последнюю волю обожаемого человека, пожелавшего быть погребенным на этой вершине, несколько сот островитян работали всю ночь, прорубая в зарослях дорогу. А поутру вожди племен на своих плечах торжественно, в сопровождении тысяч почитателей писателя, принесли его сюда.