Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография манна генриха. Генрих Манн

Биография манна генриха. Генрих Манн

И сразу после этой цитаты, в газетной статье на самую важную сейчас для всех читателей тему, в интервью, можно сказать, автор вдруг восклицает: «Это так, поверь мне! Риторически-политическая любовь к человечеству - довольно-таки периферийная разновидность любви... Стань лучше ты сам, будь не так жесток, не так несговорчиво-надменен, не так агрессивно-самоуверен, прежде чем строить из себя филантропа...» К кому он адресуется, кого имеет в виду? Может быть, никого конкретно, может быть, неожиданная здесь форма второго лица употреблена лишь в обобщенно-личном смысле, только как стилистическое средство? О нет, дальше, хотя и внутри кавычек, в виде цитаты, идут слова, которые открывают первого адресата этого требования: «Большой успех может снискать тот, кто умеет красиво говорить: «Я люблю бога!» Но если при этом он «ненавидит брата своего», то, по евангелию от Иоанна, вся его любовь только изящная словесность и жертвенный дым, не возносящийся к небу». Запальчивость осталась, но как сузился, в какие, если можно так выразиться, личные и частные рамки уместился теперь ее объект!

Когда статью «Мир во всем мире?» прочли вслух в присутствии Генриха, тот воспринял ее как письмо к себе и разразился слезами. Он откликнулся на нее не через печать, а закрытым письмом, сохранившийся черновик которого озаглавлен «Попытка примирения». О слезах Генриха Томас узнал только четыре года спустя. Обмен письмами, происшедший в последние дни семнадцатого года и в первые дни восемнадцатого, к примирению не привел. Наоборот, разрыв был наконец «облечен в слова» и тем закреплен. Вот отрывки из черновика Генриха, из полученного им ответа брата и из второго письма, которое Генрих, прочитав этот ответ, тотчас же написал, но не стал отправлять.

Из черновика «Попытки примирения», 30 декабря 1917 года: «В моих публичных выступлениях нет слова «я», и поэтому нет и «брата». Они направлены вширь... и посвящены только идее. Любовь к человечеству (политически говоря: европейская демократия) - это, конечно, любовь к идее; но кто способен к такой сердечной щедрости вширь, тот чаще и в узком щедр сердцем. «Доброты человека к человеку» требует пьеса, за которую я сразу же после генеральной репетиции выразил свою горячую симпатию ее автору - Демелю... За всем твоим творчеством я наблюдал с искренним желанием понять его и прочувствовать... Если твоя экстремистская позиция в войне удивила тебя самого, то я мог предвидеть ее. Это знание не мешало мне часто любить твое творчество. В своем протесте, названном «Золя», я выступал против тех, кто - так это виделось мне - выскакивал вперед, принося вред. Не против тебя только, против легиона. Вместо легиона сегодня лишь кучка отчаявшихся; ты сам пишешь уныло, и последний твой довод - это, выходит, только упрек в братоненавистничестве?.. Не из такого чувства, я действовал...»

На это Томас ответил 3 января: «Что после поистине французских колкостей, измышлений, оскорблений этой блистательной поделки, уже вторая фраза которой была бесчеловечным эксцессом, ты счел возможным, хотя это «казалось безнадежным», «искать сближения», доказывает всю беспечность того, кто «щедр сердцем вширь»... Не затем я два года страдал и боролся, не затем исследовал себя, сравнивал и утверждал, чтобы в ответ на письмо... каждая строчка которого продиктована только чувством нравственной защищенности и уверенности в правоте, броситься, рыдая, тебе на грудь.

Ты - нет. Ты не в состоянии видеть право и этический уклад моей жизни, потому что ты мой брат. Почему никто, ни Гауптман, ни Демель, воспевавший даже немецких коней,... не отнес на свой счет нападок из очерка о Золя? Почему этот очерк был всей своей бурной полемикой нацелен на меня? Братское мироощущение вынудило тебя к этому. Тому же Демелю, который после моей статьи в «Нейе рундшау» (речь идет о статье «Мысли во время войны». - С. А.) прислал мне из окопов благодарное поздравление, ты можешь на правах близкого друга, которого приглашают на генеральные репетиции, выказывать горячую симпатию, и он может отвечать тебе тем же; ибо вы хоть и очень разные натуры, но не братские, и потому вы можете с ним ужиться. Пусть же завершится трагедия нашего братства.

Боль? Ничего. Постепенно твердеешь и тупеешь. Ведь после того как Карла покончила самоубийством, а ты на всю жизнь порвал с Лулой, разлука на целый земной срок уже никакое не новшество в нашем кругу. Эта жизнь не моих рук дело. У меня отвращение к ней. Надо как-то доживать до конца.

Если пространное цитирование этих двух писем, запечатлевающих кульминацию раздора братьев, ее исторический и эмоциональный фон, не нуждается в особой мотивировке, так как одно из них наш герой получил, а другое написал сам, то отрывкам из неотправленного письма Генриха от 5 января 1918 года нужно предпослать несколько пояснительных слов. Ведь этого письма наш герой не читал и о его содержании, вероятно, так и не узнал никогда. Но письмо это, как оно ни пристрастно, содержит, во-первых, во многом справедливую, на наш взгляд, характеристику взаимоотношений братьев, психологический их разбор, а во-вторых, что еще важнее, пусть резкую по форме, но по существу неопровержимую этическую оценку поведения писателя, который, когда рядом гибнут миллионы людей, отстраняется от политики, и, предаваясь самоанализу, ищет в происходящем какой-то высший благой смысл. И отрывки из этого неотправленного письма мы приводим как комментарий к фактам, сделанный человеком, который, в конце концов, оказался ближе нашему герою, чем все его единомышленники и друзья времен той войны.

Немецкий писатель, работы которого отличает сильная социальная направленность. Его критика авторитарного милитаристского режима, царившего в Германии (Germany) перед Второй мировой войной, привела к тому, что в 1933 году ему пришлось покинуть родину и искать убежище сначала в Европе (Europe), а затем в Соединенных Штатах (United States).


Луис Генрих Манн, старший сын Томаса Иоганна Генриха Манна (Thomas Johann Heinrich Mann), уважаемого торговца и местного сенатора по экономике и финансам, и его жены Юлии (Júlia da Silva Bruhns), родился 27 марта 1871 года в Любеке (Lübeck), городе на севере Германии. За ним последовали младший брат Томас (Thomas Mann), будущий нобелевский лауреат по литературе, сестры Юлия (Julia Löhr) и Карла (Carla Mann), и самый младший брат Виктор (Viktor Mann). Их отец происходил из старинной семьи торговцев зерном, мать – из семьи бразильских плантаторов португальского происхождения (ее отец был немцем).

Детство старших братьев было очень счастливым. В 1889 году Генрих поступил учеником в книжный магазин в Дрездене (Dresden), а с 1890 по 1992 год работал в издательском доме "S. Fischer Verlag" в Берлине (Berlin) и одновременно учился в Берлинском Университете Гумбольдта (Humboldt University of Berlin).

В 1892-м он перенес легочное кровотечение и отправился в Висбаден (Wiesbaden) и Лозанну (Lausanne) для лечения. Увы, в 1891 году их отец скончался в возрасте 51 года от рака мочевого пузыря, и два года спустя мать с детьми переехала в Мюнхен (Munich), где Генрих начал свою писательскую карьеру.

Он довольно много путешествовал, в частности, посетил Санкт-Петербург (Saint Petersburg), и с 1899-го до начала Первой мировой войны жил в разных местах, особенно часто – на юге, в Италии (Italy), жаркий климат которой был полезен для его слабых легких.

либо подвергалась критике – ее фактически запретили, хотя впоследствии неоднократно экранизировали. Самой известной экранизацией стал фильм "Голубой ангел" (Der blaue Engel) с Марлен Дитрих (Marlene Dietrich).

В 1910-м покончила с собой его 29-летняя сестра Карла, и это стало большим потрясением для писателя, справиться с которым было сложно.

В 1914-м Генриж женился на пражской актрисе по имени Мария Канова (Maria Kanová), которая был младше его на 15 лет, и снова обосновался в Мюнхене, а через два года в семье появилась дочь Леони Манн (Leonie Mann).

После выхода в 1915 году книги Томаса Манна "Размышления аполитичного", в которой он поддерживал развязывание Германией Первой мировой войны, Генрих, сочувствовавший социалистам, рассорился с братом и не общался с ним до 1922 года. После войны он опубликовал свою самую успешную книгу, "Верноподданный" (Der Untertan, 1918), которую пытался в 1914-м пристроить в журнал, но ему отказали. Книга была распродана в первые две недели тиражом почти в 100 000 экземпляров. "Верноподданный" и эссе Манна об Эмиле Золя (Zola) снискали автору огромное уважение во время Веймарской республики, несмотря на то, что писатель высмеивал немецкое общество и объяснял, как политическая система страны привела к войне.

В 1923 году умерла его мать, еще через четыре года сестра Юлия покончила с собой. Генрих разъехался с первой женой, переехал в Берлин в 1928-м, и в 1930-м они развелись. Мария с дочерью вернулись в Прагу. Ее судьба сложилась трагически – с 1940 по 1944 год она находилась в концлагере Терезин (Terezín) и в 1947 году умерла от перенесенных истязаний. Леони, их дочь, выжила и стала

женой известного чешского писателя и журналиста Людвика Ашкенази (Ludvík Aškenazy). Между тем, Генрих в 1929-м познакомился со своей будущей второй женой, Нелли Крегер Манн (Nelly Kröger Mann).

Вместе с Альбертом Эйнштейном (Albert Einstein) и другими знаменитостями Манн подписал открытое письмо в "New York Times", осуждающее убийство хорватского ученого Милана Шуфлая (Milan Šufflay) 18 февраля 1931 года. Неудивительно, что Генрих Манн стал персоной нон грата в нацисткой Германии и уехал до поджога Рейхстага (Reichstag) в 1933 году – в августе нацисты лишили его немецкого гражданства. Во время печально известного сожжения книг 10 мая 1933 года, спровоцированного министром пропаганды Йозефом Геббельсом (Joseph Goebbels), в кострах горели и книги Генриха Манна как "не соответствовавшие немецкому духу".

Писатель отправился во Францию (France), жил в Париже (Paris) и Ницце (Nice), где у него был дом, а во время немецкой оккупации смог через Марсель (Marseille) попасть в Испанию (Spain) в 1940 году. Затем через Португалию (Portugal) он эмигрировал в Америку (America).

В 1935-1938 он написал исторический роман о юности и зрелых годах короля Генриха IV (Henri Quatre).

В 1939-м Манн женился на Нелли, но в 1944-м она совершила самоубийство в Лос-Анджелесе (Los Angeles).

В изгнании его литературная карьера пошла под гору, и 11 марта 1950 года Манн умер в Санта-Монике, штат Калифорния (Santa Monica, California), совершенно одинокий и без денег – за месяц до планируемого переезда в Восточную Германию (East Germany), где ему предложили занять пост президента Прусской академии искусств (Prussian Academy of Arts).

Присутствует две фигуры с фамилией Манн: Генрих и Томас. Эти писатели являются родными братьями, младший из которых стал ярким представителем философской прозы XX века. Старший не менее известен, однако всегда находился в тени своего великого брата. Тема статьи - биография талантливого человека, который посвятил всю свою жизнь литературе, но умер в нищете и одиночестве. Имя его - Манн Генрих.

Биография и происхождение

В 1871 году в семье немецкого коммерсанта Томаса Иоганна Генриха Манна родился сын. Первенец впоследствии стал одним из самых известных авторов XX века, имя которого - Манн Генрих. Дата рождения - 27 марта. Брат, фигура которого занимает в истории всемирной литературы более значимое место, родился спустя четыре года.

Литературная деятельность сыновей Манна абсолютно не отвечала семейным традициям, согласно которым, на протяжении двух столетий все члены этого аристократического рода занимались исключительно коммерцией и общественной деятельностью.

Немецкая и бразильская кровь текла в жилах знаменитых братьев Манн. Генрих-старший некогда женился на женщине, чьи родители были выходцами из Южной Америки.

Будущий писатель рос в благоприятных условиях. Его отец занимал важную общественную должность, что гарантировало всем его детям (а впоследствии их стало пятеро) блестящее будущее. Однако судьбы сыновей и дочерей сложились довольно неожиданно и трагически. Позже историю этого рода, а также его гибель, отразит в своем известном романе «Будденброки» Томас Манн.

После того как Генрих окончил Катаринеум - известную гимназию в Любеке - он отправился в Дрезден, дабы обучиться в этом городе премудростям торгового дела. Но уже спустя год прервал обучение юный Манн.

Генрих предпочел поступить в качестве волонтера в одно из берлинских издательств. Одновременно он получал образование в университете Фридриха Вильгельма. Ни один из братьев Манн не закончил образования, поскольку превыше всего в жизни они хотели писать. Склонность к творчеству совершенно несвойственна была для представителей старинного немецкого купеческого рода. Если, конечно, не считать Юлию Манн - мать Томаса и Генриха. Эта женщина отличалась экстравагантным поведением, музыкальностью и артистичностью.

В 1910 году трагически погибла одна из дочерей в семействе Манн. Генрих, творчество которого в этот период находилось в некотором состоянии застоя, чрезвычайно тяжело перенес потерю сестры. Женился он лишь спустя четыре года, в самом начале войны. Избранницей писателя стала чешская актриса Мария Канова. Но позже, в Америке, судьба свела его с женщиной по имени Нелли.

Путешествия

В 1893 году свою семью перевез в Мюнхен сенатор Иоганн Манн. Генрих в этот период предпринял несколько поездок, среди которых было путешествие в Петербург. Будущий писатель на протяжении долгих лет не имел постоянного места жительства. С последнего десятилетия девятнадцатого века и вплоть на начала Первой мировой войны Манн Генрих, фото которого представлены в этой статье, постоянно переезжал из города в города. Несколько лет немецкий прозаик прожил в Италии. И довольно часть в путешествиях его сопровождал младший брат.

Постоянные переезды оказались вынужденной мерой также и после того, как в 1982 году будущий писатель перенес тяжелое легочное заболевание. Для того чтобы восстановить здоровье, родители отправили Генриха в Висбаден. И именно в это время ушел из жизни отец знаменитого прозаика. После окончательного излечения Генрихом Манном были созданы первые

«Учитель Гнус, или Конец одного тирана»

Знаменитый роман, главный герой которого является педантичным учителем гимназии, был опубликован спустя год после создания. Но это произведение, которое написал Манн Генрих в 1904 году, подверглось резкой критике, а некоторое время было и вовсе запрещено. Особенно негативно «историю падения влюбленного человека» восприняли в родном городе прозаика.

В основе сюжета - жизнь человека, который превыше всего ценил власть. Но так как управлять он мог лишь своими учениками, то стремился всеми силами держать в страхе подрастающее поколение. Но однажды страсть овладела им и полностью изменила его жизнь. Не зря в заглавии романа сказано о «конце одного тирана». Позже роман был переведен на многие языки, а затем знаменитый голливудский режиссер немецкого происхождения Штернберг снял по нему киноленту «Голубой ангел» с в главной роли.

Разногласия во взглядах братьев Манн

Генрих - писатель-прозаик, известный в начале века преимущественно среди немецкоязычных читателей - на многие годы полностью прекратил общение со своим младшим братом Томасом. Причина заключалась в острых политических разногласиях. После переезда в Америку Генрих Манн находился в бедственном положении, что усугубила также трагическая гибель жены. Несмотря на ссору, младший брат пришел на помощь. Томас Манн был одним из самых состоятельных

Проклятие Маннов

Детей и внуков немецкого сенатора и коммерсанта сопровождали всяческие напасти, которые служили благодатной почвой для сплетен и пересудов. Обе сестры Генриха покончили жизнь самоубийством. Таким же способом покинула этот бренный мир и вторая супруга писателя.

Томас Манн, который довольно болезненно реагировал на подобные события, со странным облегчением отнесся к смерти жены брата, заявив в письме одному из родственников, что «эта женщина лишь портила жизнь Генриху, поскольку слишком много пила, скандалила и, что самое ужасное, работала официанткой в клубе». Сам же великий новеллист и автор символического произведения «Смерть в Венеции» всю жизнь якобы боролся со своими гомосексуальными наклонностями. Что не помешало ему, впрочем, обвинить в распутстве сына, который не стремился скрыть свою принадлежность к половому меньшинству.

«Верноподданный»

В самом начале Первой мировой войны был также издан роман Генриха Манна, в котором автор вполне реалистично изобразил нравы кайзеровской Германии. Работая над образом главного героя, писатель смог показать его «изнутри». Геслинг в романе Манна - типичный представитель немецкого мещанского общества, характерными чертами которого была агрессивность по отношению ко всему чуждому и патологический страх перед ограничением собственной власти. Это произведение, наряду с книгами Зигмунда Фрейда, Генриха Гейне и Карла Маркса, в тридцатые годы было запрещено фашистами.

«Молодые годы короля Генриха IV»

В 1935 году в одном из своих самых известных произведений Генрих Манн создал довольно убедительный образ идеального правителя. В произведении отражены события в жизни монарха, которые охватывают период, начиная с детских лет и до самой кончины. Позже автором было написано продолжение романа, и произведения эти составили дилогию, которая сыграла в творчестве немецкого прозаика наиболее значимую роль.

В изгнании

За границей литературная деятельность Манна не приносила никакого дохода. Возможно, дело было в том, что романы его представляли интерес преимущественно для немецких читателей. Немалую роль в том, что карьера Манна пошла на убыль, сыграла и трагедия в семье.

В 1950 году в Санта-Монике умер человек чрезвычайно бедный и абсолютно одинокий. За месяц до смерти писателю предлагали занять пост президента Академии искусств, которая находилась в Восточной Германии. Но Генриху Манну суждено было умереть на чужой земле, в полном одиночестве.

Генрих Манн - немецкий писатель, автор прозаических произведений, общественный деятель, старший брат известного писателя Томаса Манна . Родился в г. Любек 27 марта 1871 г. в купеческой семье (отец успешно торговал зерном, занимал пост сенатора), в которой царили старинные патриархальные традиции. Несмотря на то, что детей было пятеро, семья жила богато, детские годы будущего писателя не были омрачены никакими тревогами и заботами.

Окончив в 1899 г. гимназию, Генрих Манн приезжает в Дрезден, какое-то время трудится в сфере продажи книг. Следующим местом его жительства становится Берлин. В этом городе он был сотрудником издательства и студентом Берлинского университета Фридриха Вильгельма. В 1891 г. отец семейства умирает от онкологического заболевания, после чего семья в 1893 г. переезжает в Мюнхен, где Генрих постоянно навещает мать, братьев и сестер.

Путь Генриха Манна как литератора начинается в 1900 г. с романа «Земля обетованная», тепло встреченного читателями. В 1903 г. увидела свет трилогия «Богини», в которой автор еще далек от позиции реализма. В его раннем творчестве прослеживается влияние классики и модернизма, образующее причудливое сочетание. Реалистическое начало заметно усиливается в романе «Учитель Гнус» (1905).

Начало 10-ых гг. становится точкой отсчета для деятельности Манна в качестве литературного критика и публициста. В 1914 г., буквально за месяц до начала Первой мировой войны, Манном было завершено одно из наиболее значимых его произведений - роман «Верноподданный». В 1915 г. его издали в России, на родине читатели увидели его только через 3 года. Опубликованные в 1925 г. романы «Бедные» и «Голова» превратили «Верноподданного» в первую часть трилогии под названием «Империя». В период существования Веймарской республики Г. Манн с 1926 г. носил звание академика отделения литературы Прусской академии искусств, председателем этого же отделения он становится в 1931 г.

С 1933 г. в биографии Генриха Манна начинается период эмиграции, связанный с приходом к власти А. Гитлера. Имя писателя оказалось в первом же списке лиц, которых лишили немецкого гражданства. Новым местом жительства его стала Прага, затем он жил во французской Ницце, в Париже. В столице с 1936 г. он занимал пост председателя Комитета германского Народного фронта. В 1940 г. Манн переезжает в американский Лос-Анджелес.

В годы эмиграции происходит перелом в его мировоззрении: Манн приходит к выводу, что буржуазная республика не в состоянии дать народу подлинной демократии, и обращается к социалистической идеологии. Общение с представителями КПГ в рамках антифашистской борьбы помогает ему по-новому взглянуть на историческую роль пролетариата, встать на позиции воинствующего гуманизма.

Написанные в этот период «Юность Генриха IV» (1935) и «Зрелость Генриха IV» (1938) признаны высшим творческим достижением позднего периода его литературной деятельности. В 1946 г. выходит книга «Обзор века», в которой жанр автобиографии сочетается с мемуарами и политическая хроникой. После войны писатель активно контактировал с ГДР; его избрали первым президентом созданной в Берлине Германской академии искусств. Г. Манн намеревался переехать туда, однако смерть застала его на чужбине 11 марта 1950 г., в городе Санта-Моника (штат Калифорния, США).

МАНН, ГЕНРИХ (Mann, Heinrich) (1871–1950) – немецкий писатель и общественный деятель. Автор социально-обличительных романов, бичующих капиталистические порядки, прошедший путь от либеральных идей буржуазной демократии до принятия социализма и активной антифашистской позиции.

Генрих Манн родился 27 марта 1871 в зажиточной семье сенатора ганзейского города Любек, принадлежащей к кругу богатых коммерсантов. В семье кроме него было еще трое детей – младший брат Томас и две сестры Лула и Карла. После смерти отца в 1891 (подозревали, что это было самоубийство), его вдова, Юлия да Сильва-Брюнс, имевшая помимо немецких, креольские и португальские корни, становится центром светской жизни Любека.

Дети из семьи Маннов впоследствии стали литераторами или увлекались искусством (Томас – писатель, лауреат Нобелевской премии , Карла – актриса). Впоследствии братьев и сестер Манн связывали непростые, противоречивые отношения, полные как взаимных симпатий, так и претензий. Бич семьи Маннов, внешне веселых и остроумных людей, – склонность к суициду, пристрастие к наркотикам, сексуальные отклонения, резкие демонстративные выходки – отражали кризис буржуазной семьи в переходную эпоху.

В 1881–1991 Генрих учился в гимназии Любека. После ее окончания поступил в Берлинский университет, но не закончил его. С гимназических лет его привлекает литературное поприще, в частности, жанр политической сатиры, имеющий вековые традиции в немецкой литературе, но в конце 19 в. уже не встречавшийся.

Имя Генриха Манна стало известным после выхода романа Страна кисельных берегов (или Земля обетованная ) (1900), где описана ситуация, традиционная для классического западноевропейского романа 19 в., – из провинции в столицу приезжает молодой человек, обуреваемый честолюбивым желанием выбиться в люди. Главный герой, Андреас Цумзее, пытается преуспеть в мире немецкой буржуазии, где все ненавидят друг друга, хотя и не могут друг без друга обойтись, будучи связанными не только материальными интересами, но и бытовыми отношениями, уверенностью в том, что все на свете продается и покупается. Воплощением всех пороков и моральных уродств Schlaraffenland (Страны кисельных берегов) является всемогущий магнат банкир Туркхеймер, который в конце романа, испытывая душевную пустоту и подавленность, увлекается высмеивающей его девчонкой-простолюдинкой.

Язвительность и резкость манеры Генриха Манна воспринимались неоднозначно. В его раннем творчестве психологический анализ вытеснен шаржем. Возникает условный гротескный мир, где действует вереница людей-уродов, подлых, хищных, лицемерных, развратных. Писатель создает образ по законам карикатуры, обрисовывая его резкими штрихами. Он преднамеренно смещает линии и пропорции, заостряя и гиперболизируя персонажей, превращая их в вереницу застывших сатирических масок. То и дело переходя пределы достоверного, он стремился к точности социального диагноза и к отражению существа явления.

Трилогия Богини, или Три романа герцогини Асси (1903) отражает индивидуалистические и декадентские увлечения автора. Писатель отходит от сатиры, создав образ главной героини, герцогини Асси, которая, по авторскому замыслу, является счастливым, свободно развивающимся человеком. В своем становлении она проходит три стадии – увлечение политикой (роман Диана ), искусством (Минерва ), любовью (Венера ). И хотя героиня поставлена в идеальные условия для свободного проявления ее богато одаренной натуры, ее жизнь – это путь, приводящий в конечном итоге к крайнему эгоцентризму и индивидуализму.

В романе Учитель Гнус, или Конец одного тирана (1905) Манн бичует прусскую муштру, пронизавшую всю систему воспитания молодежи и весь правопорядок вильгельмовской Германии. Образ учителя Гнуса стал в Германии нарицательным – мелкий человеконенавистник и тиран возомнил себя блюстителем законов и нравственности, а возможность унижать доставляет ему садистское удовольствие. Манн рисует немецкую школу как казарму, где всячески подавляется индивидуальность, талант, живая мысль. Однако в судьбе Гнуса происходит крутой поворот – он влюбляется в певичку, выступающую в кабаре, и попадает в ее полное подчинение. Женившись, он становится хозяином дома сомнительной репутации, притона разврата и мошенничества.

Политический конфликт между силами буржуазного либерализма и реакции, разыгрывающийся на общеевропейской арене, писатель переносит в романе Маленький город (1909) в провинциальный итальянский городок. Все, представляющееся участникам конфликта грандиозным, оказывается на деле смешным фарсом, мышиной возней обывателей, разыгрывающих роли вершителей судеб человечества. В романе царят сатира и юмор.

Романы Генриха Манна становятся в Германии бестселлерами, однако за границей его имя остается практически неизвестным, в значительной степени по причине общей изоляции немецкой культуры из-за политической ситуации перед Первой мировой войной.

С начала 1910-х развертывается публицистическая и литературно-критическая деятельность писателя. В эссе Вольтер – Гете (1910), Дух и действие (1910), памфлете Рейхстаг (1911) он ратует за общественную активность литературы, утверждает идею неразрывности мысли и действия, внутреннюю связь реалистического искусства и демократии. Заглавие статьи Дух и действие имеет для Генриха Манна программный смысл, выражая сквозную идею его творчества. Противоречие между духом и действием воспринимается писателем как исконно немецкое. Не случайно в середине 1930-х в дилогии о Генрихе IV, снимающей это противоречие, главный герой взят из истории Франции. Идея необходимости соединения культуры и демократии легла в основу очерка Золя (1915).

Генрих Манн в числе немногих немецких писателей выступил противником развязанной Германией Первой мировой войны. Он придерживался либеральных взглядов, резко осуждая войну, и впоследствии критически относился к Веймарской республике. В отличие от него, брат Томас, со временем ставший одним из наиболее известных немецких интеллектуалов, напротив, в начале своей жизни был ревностным националистом и поддерживал участие Германии в войне.

Всемирную известность принес Генриху Манну роман Верноподданный , который вместе с романами Бедные (1917) и Голова (1925) вошел в трилогию Империя , где подводился итог предвоенной жизни различных слоев немецкого общества. Главный герой Дидерих Геслинг – социально-психологический тип, сформированный немецким империализмом, впоследствии ставший опорой фашизма. Само верноподданичество, он с детства преклоняется перед властью в лице отца, учителя, полицейского. В университете Дидерих вступает в студенческую корпорацию и самозабвенно растворяется в ней. Служба в армии, фабрика, которую он возглавил после смерти отца, выгодная женитьба, борьба с либералами – все это этапы его служения идее власти, где в каждой детали просматривается главная социальная установка Геслинга – поза или подчиненного, или властителя. Генрих Манн представляет читателю срез всего немецкого общества, от кайзера до социал-демократов, которые не столько выражают интересы народа, сколько предают его. В конце романа внезапно разразившаяся гроза сметает эту публику с парадной площади, на которой они собрались открыть памятник кайзеру Вильгельму II, двойником которого внешне и по сути оказывается Дидерих Геслинг.

Роман Бедные знаменует собой поиски новых, внебуржуазных идеалов. Он посвящен борьбе рабочего Бальриха с Геслингом. Правда, образ рабочего не всегда достоверен, поскольку Генрих Манн плохо знал рабочую среду. Писатель подробно изображает нравственные муки, которые причиняют несправедливость, попрание человеческого достоинства, невозможность вести нормальную человеческую жизнь. Он пытается показать пробуждение классового сознания, духовный и нравственный рост человека из народа, отстаивающего в открытом конфликте свои права. Этот и другие романы Генриха Манна, созданные до начала 1930-х, по реалистической ясности и глубине уступают Верноподданному , однако все они отмечены резкой критикой сущности капиталистических отношений.

В этом же русле развивается публицистика Манна 1920 – начала 30-х. Разочарование писателя в способности буржуазной республики изменить общественную жизнь в духе подлинной демократии приводит его к пониманию исторической роли социализма. Он утверждается на позициях воинствующего гуманизма, по-новому осознает историческую роль пролетариата (статья Путь германских рабочих ).

Не приняв власть национал-социалистов, Генрих Манн в 1933 эмигрирует во Францию, с 1936 он – председатель германского Народного фронта, созданного во Франции. Здесь были написаны направленные против нацизма сборники статей Ненависть (1933), Настанет день (1936), Мужество (1939). Созданная в эти годы дилогия о Генрихе IV – Юность Генриха IV (1935) и Зрелость Генриха IV (1938) – вершина позднего художественного творчества Манна. Исторический фон дилогии – французское Возрождение. Главный герой романа – Генрих IV, «гуманист на коне, с мечом в руке», преподносится как носитель исторического прогресса. В романе много прямых параллелей с современностью.

В 1940 Манн эмигрирует в США, живет в Лос-Анджелесе. Там его книги практически не продаются, он испытывает нужду и чувствует себя отторгнутым от участия в общественной жизни Германии. Внутренний кризис усиливается после самоубийства жены Нелли, вынужденной работать официанткой в ночном клубе. В этот период его брат Томас, который к тому времени становится состоятельным человеком и с которым он не поддерживал отношений на протяжении долгих лет из-за политических разногласий, оказал ему поддержку и спас от полной нужды.

Последние романы Г.Манна, написанные в США, – Лидице (1943), Дыхание (1949), Прием в свете (опубликован в 1956), Печальная история Фридриха Великого (фрагменты опубликованы в ГДР в 1958–1960) отмечены остротой социального критицизма и вместе с тем значительной усложненностью литературной манеры.

В США Манн продолжает заниматься антифашистской деятельностью. Он сближается с деятелями Коммунистической Партии Германии и в послевоенные годы поддерживает тесные связи с ГДР. Итог публицистики Генриха Манна – книга Обзор века (1946), – сочетала в себе жанры мемуарной литературы, политической хроники, автобиографии. Давая критическую оценку эпохи, писатель отмечает решающее воздействие на мировые события 20 в. социалистической революции в России и само существование СССР.

В 1949 он был награжден Национальной премией ГДР и избран первым президентом Германской академии искусств в Берлине. Его готовящемуся переезду в ГДР помешала смерть.

Генрих Манн принадлежит к тем мастерам реализма 20 в., творчество которых отмечено острейшей политической тенденциозностью, связанной с сознательной вовлеченностью писателя в острую политическую борьбу против империализма и нацизма. В его творчестве, как и в трагической личной судьбе с ее противоречиями и кризисами, отразились поиски осуществления своих идеалов представителями немецкой интеллигенции начала 20 в. Их протест был направлен прежде всего против сковывающей все живое жесткой системы соподчинения и иерархии власти, существовавшей в кайзеровской Германии, а в 1930-х объектом беспощадной критики становится нацизм, социальные корни которого они исследовали в своих работах и произведениях. Социально-обличительные романы Генриха Манна входят в классику политической сатиры 20 в., являясь естественным продолжением традиций немецкой сатирической литературы.

Ирина Ермакова