Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Абрамов интересные факты. Болезнь и смерть Федора Александровича

Абрамов интересные факты. Болезнь и смерть Федора Александровича

Фёдор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в д. Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии в многодетной крестьянской семье. С малых лет испытал все тяготы и радости крестьянского труда, единство, взаимопомощь братьев и сестер, оставшихся без отца в 1921 . Трудолюбие, воля, мужество будущего писателя - от тех детских лет. А душу формировали суровая требовательная мать и особенно - добрейшая набожная тетушка Иринья.

От нее получил Абрамов «первые уроки доброты, сердечности, первые нравственные уроки». Навсегда поразил мальчика местный святой - отрок Артемий Праведный, во имя которого был создан Веркольский монастырь в XVII в. Начальную школу в Верколе Абрамов окончил первым учеником, но в 5-й класс его долго не принимали как сына середняка. Среднюю школу окончил с отличием в Карпогорах в 1938 и сразу поступил на филологический факультет ЛГУ.

С первых дней Великой Отечественной войны уходит добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград. Дважды тяжело ранен, второй раз чудом избежал гибели. Чудом уцелел в блокадном госпитале и при переправе по «Дороге жизни» через Ладогу. Весной 1942 после долечивания в госпиталях вернулся на родную Пинегу, где ему открылась еще одна народная трагедия - «бабья, подростковая и стариковская война в тылу», когда голодные, разутые дети, бабы и старики сражались в поле, в лесу, на сплаве. Эти впечатления легли в основу первого романа «Братья и сестры» (1958 ).

В апреле-июле 1942 - учитель средней школы в Карпогорах.

Снова призван в армию как нестроевик: служил заместителем политрука роты запасного стрелкового полка, был курсантом военно-пулеметного училища. В апреле 1943 направлен в контрразведку «Смерш». Впечатления от работы следователем контрразведки отражены в неоконченной повести «Кто он?». После демобилизации (октябрь 1945 ) - учеба в университете, аспирантура при кафедре советской литературы, защита кандидатской диссертации по творчеству М. Шолохова, работа на кафедре советской литературы (1951-1958 ) - старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой. В 1949 не по своей воле, а по решению партбюро филологического факультета он подписал (в соавторстве с Н. Лебедевым) не им написанную статью «В борьбе за чистоту марксистско-ленинского литературоведения», посвященную итогам борьбы с космополитизмом. Сам Абрамов на собраниях выступал более мягко, не «громил» профессоров Б. Эйхенбаума, В. Жирмунского, И. Ямпольского, Г. Гуковского, как иные партийные деятели, а ограничивался критикой реальных недостатков лекционных курсов, за подобный «либерализм» подвергался внушениям по партийной линии.

В середине XX в. он познал новые беды и трагедии народные - не только крестьянские, но и городские, драмы недоверия и подозрительности к военнопленным, к находившимся в оккупации. Его возмущал анкетный подбор кадров, когда люди с «чистой» биографией получали незаслуженные привилегии. Его продолжало мучить бесправие крестьян, лишенных паспорта и права передвижения, плативших непомерные налоги. Он увидел резкое несоответствие народных бед и литературы, киноидиллии, где царила атмосфера всеобщего благополучия и ликующих празднеств («Кавалер Золотой Звезды», «Кубанские казаки»). В 1954 Абрамов опубликовал в журнале «Новый мир» статью «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где восстал против лакировочной и тенденциозно идиллической литературы о деревне, против сглаженных конфликтов и упрощенных характеров, ратовал за подлинную, неприкрашенную правду. Статья прогремела на всю страну, а автора обвинили в нигилизме, антипатриотизме, критиковали в печати, на партийных собраниях, чуть не лишили работы.

Почти каждое произведение Абрамов, кроме первого романа, проходило трудно: «бои» в редакциях и цензуре, атаки проработочной критики. Особенно разносной была критика повести «Вокруг да около» (1963 ): озлобленный клеветник, очернитель, смакует недостатки, искажает жизнь. Было сочинено обвинительное письмо от имени односельчан «Куда зовешь нас, земляк?» Абрамов был исключен из состава редколлегии журнала «Нева».

Повесть принесла Абрамову мировую известность. Она была переведена в Англии под названием «Хитрецы», затем издана во многих странах. Ее ставили в один ряд с рассказом А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Тетралогия Абрамов, названная по первому роману, - «Братья и сестры» (1958 ), «Две зимы и три лета» (1968 ), «Пути-перепутья» (1973 ), «Дом» (1973 ) - значительное произведение второй половины XX в. - по охвату событий, по глубине и сложности проблематики, по многообразию характеров. Объединенные общими героями и местом действия (северное с. Пекашино) романы Абрамова повествуют о 30-летней судьбе русского крестьянства, начиная с военного 1942.

Первый роман «Братья и сестры» стал выражением любви, сострадания и восхищения северными крестьянами, Абрамов не скрывал бед и трагедий (голод, холод, похоронки). Роман противостоял потоку лакировочных произведений и шел в русле мужественных книг В. Овечкина, В. Дудинцева, Г. Троепольского, В. Тендрякова, А. Яшина.

Роман «Две зимы и три лета» долго и трудно проходил в печать. Отклоненный журналом «Звезда», он опубликован в «Новом мире» после сражений в цензуре. Но сразу появились разносные, уничтожающие статьи («Огонек», «Литературная Россия»). В защиту романа выступил критик Б. Панкин в «Комсомольской правде» - «Живут Пряслины!». Восторженными были многочисленные отклики читателей. Действие романа происходит в послевоенные годы (1947-48). Снова царят голодные дни, займы, налоги, лесозаготовки, труд на земле, за который ничего не платили. День Победы, подписка на заем и свадьба Лизы - центральные главы романа. Исчезает былое единодушие сельчан, исчезает трудовой энтузиазм, каждый пытается выжить на особицу.

Третий роман - «Пути-перепутья» - не разрешает возникших вопросов, а умножает и обостряет их. «Пути-перепутья» - самый социальный и публицистически страстный роман Абрамова. Народ и власть, экономика, политика, человек, совесть, долг, самосознание и фанатизм, демагогия, приспособленчество, цинизм. Трагедия народа, страны, личности. Таков круг жгучих проблем, поставленных в романе.

События разворачиваются в начале 1950-х - это время дальнейшего разъединения и даже ожесточения людей, все еще полуголодных и охваченных страхом.

«Дом» - лучшая книга Абрамова. События в романе происходят в 1972, через 20 лет после ареста Лукашина. Отстроилось, обновилось Пекашино. Лучше, зажиточнее стали жить люди. И Михаил появляется как довольный хозяин в своем новом доме. Но лучше ли стали люди при материальном достатке? Абрамов не идеализировал ни народ, ни русский характер, у него нет однолинейных героев. В каждом персонаже - сплав достоинств и недостатков, высоких устремлений и заблуждений. «Дом» - книга эпохальная, книга о поисках нового сознания, новых путей в развитии страны, человека и человечества.

Не уступают романам повести, рассказы, публицистика Абрамова. В них тоже - не только скорбь и плач о России, о народе, но и поиски истины, путей возрождения России, здоровых сил нации. О том - лучшие повести «Пелагея» (1969 ), «Алька» (1972 ), «Деревянные кони» (1970 ) (по этим трем повестям реж. Ю. Любимовым в 1974 был создан спектакль в Театре на Таганке), «Мамониха» (1980 ), не опубликованная при жизни писателя «Поездка в прошлое». В рассказах тоже встает многоликая Русь с ее разнообразными характерами и судьбами, зачастую рассказывают о себе сами герои, преимущественно русские женщины, много пережившие на своем веку. Лучшие из них - «Пролетали лебеди» (1964 ), «Из колена Аввакумова», «Сказание о великом коммунаре», «Слон голубоглазый» (1979 ), «Бабилей» (1981 ), «Куст рукотворный» (1982 ), цикл «Трава-мурава» (1955-83 ), а также «Старухи» (1969 ) и «Франтик» (1984 ), увидевшие свет только в 1987 .

Публицистика Абрамова, его статьи, выступления на съездах, юбилеях, на встречах с читателями пронизаны страстью проповедника, стремлением призвать читателя и слушателя к прозрению, самоочищению, к активным действиям во имя возрождения России, народа, человека. Таковы его новгородские очерки в соавторстве с А. Чистяковым «Пашня живая и мертвая» (1978 ), «От этих весей Русь пошла...» (1979-80 ), «На ниве духовной» (1980-81 ), статья «В краю родникового слова» (1983 ); выступления на писательских съездах «О хлебе насущном и хлебе духовном» (1976 ), «Слово в ядерный век» (1981 ); выступление в Останкино «Самый надежный судья - совесть» (1981 ) и др. Особенно нашумело знаменитое письмо Абрамова землякам «Чем живем-кормимся» (1979 ). Обращенное непосредственно к веркольцам, опубликованное впервые в районной газете «Пинежская правда», оно получило широкую огласку.

В архиве Абрамова сохранилось много незавершенных произведений. Самые значимые из них - повести о войне («Белая лошадь», «Кто он?»), статья «Так что же нам делать?», путевые заметки о пребывании во Франции, Германии, Финляндии, Америке, роман «Чистая книга». Тысячи страниц с наблюдениями, прозрениями и предостережениями. В путевых заметках Абрамов постоянно сравнивал экономику и духовное состояние общества в передовых странах с Россией и провидчески предупреждал об опасностях однобокой буржуазной цивилизации, когда наряду с высоким уровнем жизни, успехами в технике господствуют зачастую прагматизм, эгоизм, бездуховность.

Лучшим и главным своим произведением Абрамов считал роман «Чистая книга», материалы к которому он собирал 25 лет. Задуманная эпопея представляла Россию за четверть века (1905-30), все социальные слои общества, людей разных верований и убеждений. Самая яркая фигура в книге - Махонька (прототип ее - великая пинежская сказительница Кривополенова). Такой великой и самобытной личности не было еще в литературе. В ней увидел Абрамов безграничные возможности человека, силу духа, нравственную чистоту, умение нести свет и добро людям. Она равнодушна к богатству, ибо уверена: богатство человека в самом человеке. «Будить Человека в человеке» - главное кредо Абрамов Лучшие произведения Абрамов были инсценированы во многих театрах страны (Москва, Ленинград, Архангельск, Саратов, Новгород, Ярославль, Нальчик, Фрунзе, Алма-Ата, Кишинев). Самые успешные и долговечные постановки - «Братья и сестры», «Дом» - принадлежат ленинградскому режиссеру Л. Додину.

Абрамов Федор Александрович (29 февраля 1920, с. Веркола Пинежского района Архангельской области — 14 мая 1983, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), писатель, публицист, один из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы — важнейшей ветви русской литературы 1960-1980-х годов.

Образование. Карьера преподавателя

Родился в многодетной семье крестьянина-старовера. В два года лишился отца. С третьего курса Ленинградского университета ушел добровольцем на фронт, из-за ранения самые тяжелые месяцы блокады находился в Ленинграде, был эвакуирован по льду Ладожского озера. Окончил филологический факультет ЛГУ (1948), аспирантуру; в 1951 защитил кандидатскую диссертацию по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина». В 1951-1960 — старший преподаватель, затем доцент и заведующий кафедрой советской литературы ЛГУ. Литературную деятельность начал в 1949 как критик. В статье «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» («Новый мир», 1954), вызвавшей резкую отповедь официозной критики, сказал о лакировочном изображении деревни в прозе тех лет.

«Пряслины»

В 1958 Абрамов опубликовал свой первый роман «Братья и сестры» («Нева»), повествующий о жизни крестьянской семьи в годы военного лихолетья в глухом архангельском селе Пекашино. За ним последовали романы «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973, «Новый мир»), составившие трилогию «Пряслины» (Государственная премия СССР, 1975) — полную драматизма хронику пекашинской жизни, повседневной борьбы крестьянина за существование. Несмотря на лауреатство, многие произведения Абрамова проходили в печать нелегко, с цензурными купюрам, вызывая упреки в сгущении мрачных красок.

Особенности творчества

Один из наиболее трезвых и социально мыслящих «деревенщиков», Абрамов был чужд утопизма и идеализации. Зная русский Север и подолгу живя в родной Верколе, он сознавал, что «старая деревня с ее тысячелетней историей уходит сегодня в небытие... Рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная культура». Оттого он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека — с его слабостями и противоречиями, но и с нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь скупой и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.

Открывшие «второй фронт»

В повестях и рассказах «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972) и др. крестьянский мир показан в его будничных заботах, горестях и радостях. Для Абрамова обыкновенная судьбы его персонажей — Михаила и Лизы Пряслиных, Егорши Лукашина, Пелагеи, Милентьевны и др. — образ судьбы народной, в которой явлен не только трагизм истории, но и великая самоотверженность простых крестьян, особенно деревенских женщин, открывших в 1941, по словам писателя, «второй фронт».

Тревожным размышлением о том, что происходит с крестьянским миром, стал замыкающий цикл «Пряслины» роман «Дом» (1978), где Абрамов обратился к 1970-м годам, с публицистической остротой обнажив нравственное неблагополучие современной деревни, показал распадающиеся семейные связи, нарастающую бесхозяйственность и равнодушие к земле. В трагический символ вырастает в романе уничтоженный при разделе дедовский дом Пряслиных.

Публицистика

В публицистике Абрамов опирался прежде всего на факты, а не на собственные умозрительные построения или подновленные почвеннические мифы. В 1963 за очерк «Вокруг да около» о наболевших вопросах сельской жизни, вызвавший ожесточенную полемику, он был выведен из редколлегии журнала «Нева». В 1979 Абрамов опубликовал в газете «Пинежская правда» открытое письмо землякам «Чем живем-кормимся» (перепечатанное затем центральной «Правдой»), где упрекал их в утрате хозяйского отношения к земле, к деревенскому обиходу. Письмо вызвало широкий резонанс, но было воспринято неоднозначно, поскольку Абрамов критиковал не начальство, разрушающее сельское хозяйство безграмотным руководством, а самих крестьян.

Краткая биография и интересные факты из жизни Федора Александровича Абрамова, русского писателя изложены в этой статье.

Биография Федора Абрамова кратко

Будущий писатель появился на свет 29 февраля 1920 года в селе Веркола, Архангельская область, в обычной крестьянской семье. Окончив Карпогорскую среднюю школу, Абрамов поступает в Ленинградский университет на факультет филологии. Будучи студентом третьего курса, он уходит добровольцем на Великую Отечественную войну. На войне его дважды тяжело ранили и писатель демобилизовался.

После того, как закончилась война, Федор Абрамов восстановился в университете и, окончив аспирантуру, стал преподавать советскую литературу на кафедре. В период с 1956 – 1960 годов он заведует кафедрой. Приблизительно в этой же время Абрамов начинает публиковаться как литературовед и критик.

В 1962 году Абрамов решил уйти из университета и полностью посвятить себя профессиональной писательской работе.

Следующими знаменательными работами были романы «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и «Дом», «Жила-была семужка», «Безотцовщина», «Пелагея», «Вокруг да около», «Деревянные кони», «Алька», «На моем угоре», «Наедине с природой», «Трава — мурава».

Благодаря своим сочинениям, писатель выступает на съездах писателей, дает интервью газетам и телевиденью, публикуется в сборниках и периодических изданиях. Федор Абрамов издается также за рубежом, а его произведения изучаются в зарубежных учебных высших заведениях.

В 1975 году Абрамову за трилогию «Пряслины» присуждается Государственная премия СССР. А в 1980 году его наградили орденом Ленина, орденами «Знак почета», «Отечественной войны 2-ой степени» и разнообразными медалями.

Федор Абрамов интересные факты

  • Интересные факты об Абрамове стоит начать с того, что свое обучение он начал в возрасте 7 лет. По окончании 3 класса мальчику дали за хорошую учебу премию в виде ситца и материи на рубашку и брюки. Это была большая помощь нуждающейся семье.
  • Писателя наградили «званием» писателя – деревенщика за то, что его произведения в основном посвящали людям села.
  • Будучи аспирантом, он в 1949 году повстречал свою любовь. Любви с первого взгляда не было, молодые люди сначала дружили и обсуждали замысел Абрамова касательно нового романа. Но со временем между ними возникла любовь, и они поженились.
  • В повести «Деревянные кони» прототипом старухи Василисы Милентьевны была мать Федора Абрамова.
  • В период с 17 апреля 1943 года — 2 октября 1945 года он был на службе контрразведки СМЕРШ, военного Беломорского округа. Сначала у него была должность помощника оперуполномоченного резерва, потом следователя и старшего следователя отдела контрразведки.

Трудное детство

Родители Абрамова были крестьяне, семья крайне нуждалась в деньгах. Отца рано не стало. Федору, младшему из пятерых детей, на тот момент был всего годик, а старшему брату Михаилу едва исполнилось 15. Мать, не опустила руки, а, напротив, принялась поднимать хозяйство и спустя 10 лет они уже считались середняками. Вот только досталось это слишком высокой ценой. Изначально вся тяжесть легла на мать и старшего брата, а затем подтянулись и остальные дети. С утра и до вечера трудилась семья Абрамовых, не разгибая спины, и в поле, и дома.

Учеба

Тяжелое материальное положение помешало детям семьи Абрамовых получить полноценное образование. Михаил и Николай окончили только 3 класса, Василий - 7. Сестра Мария смогла пойти учиться, лишь, когда ей исполнилось 12. Федор, хоть и был младшеньким, пошел в школу с семи лет, то есть раньше сестры. Учился он с удовольствием и за хорошую успеваемость получал премии.

Первая большая несправедливость

Начальную школу Федор окончил с отличием и должен был перейти в пятилетку. Но в нее зачислили лишь детей бедняков, а Абрамова, лучшего ученика, не взяли, поскольку считалось, что он из семьи середняков. Это стало для него большим огорчением. Но все закончилось благополучно и чуть позже его все-таки приняли в пятилетку.

Ленинградский фронт

Сам Абрамов считал, что в его жизни было два чуда. Первое чудо случилось с ним на фронте, морозной зимой 1942 года. Ударному батальону был отдан приказ сделать лазы в проволочном заграждении под непрекращающимся минометным обстрелом противника. Абрамов ползком направился к цели. Внезапно прямо перед ним появился немец. Федор бросил в неприятеля гранату, но перед этим фашист успел пустить очередь. Пули прошили ноги бойцу и, истекая кровью, он потерял сознание.

Под покровом ночи прибыла специальная бригада, чтобы подобрать убитых. Абрамова положили на плащ-палатку и поволокли в братскую могилу, посчитав мертвым. Но один из солдат по пути нечаянно споткнулся и пролил воду из котелка на лицо Абрамова, а тот застонал. Вот так, поистине чудом он выжил.

Спасение из блокадного Ленинграда

Раненого бойца в тяжелом состоянии доставили в Ленинград. Стоял вопрос ампутации ног, но врачам удалось этого избежать. В осажденном городе Федор Абрамов провел первые, самые тяжелые месяцы блокады. Весной 1942 года его по льду Ладожского озера эвакуировали на Большую землю.

Позднее писатель рассказывал, с каким трудом ему удалось выбраться. Впередиидущие машины - одна с блокадными детьми, вторая с ранеными солдатами, пошли на дно Ладоги. А машина, в которой он ехал, сумела проскочить под обстрелом. Писатель называл это своим вторым чудом.

В тылу

После ранения Федор Абрамов был отпущен в отпуск. На родине он столкнется с тем, что впоследствии назовет «вторым фронтом»: мужчины ушли на войну, остались лишь женщины, дети да старики. Голод, непосильная работа, и, несмотря ни на что, несгибаемая сила духа - все это впоследствии ляжет в основу большинства его произведений.

Служба в контрразведке

Поправив здоровье, Абрамов возвращается на фронт, но из-за полученных ран его посылают не на передовую, а в войска армейской контрразведки «СМЕРШ». Демобилизуется он в должности старшего следователя.

Университет

В 1938 году будущий писатель поступил в Ленинградский университет на филфак. Но успел отучиться лишь три курса. 22 июня, в день объявления войны, он подал заявление о зачислении в ряды Красной Армии и отправился добровольцем на фронт. Доучиваться ему пришлось уже после возвращения из армии. В 1951 году писатель закончил учебу в аспирантуре и остался преподавать, а с 1956 по 1961 год возглавлял кафедру советской литературы.

В стенах университета он встретил свою любовь, также студентку филфака, Людмилу Крутикову. Свадьба состоялась в 1951 году. С тех пор Людмила на долгие годы станет его верной спутницей и лучшим соратником.

«Люди колхозной деревни в послевоенной прозе»

В 1954 году в журнале «Новый мир» Абрамов опубликовал свою первую статью. В ней он позволил себе негативно высказаться в адрес коллег-писателей, воспевающих беззаботную жизнь сельчан.

Сразу после выхода статьи на него обрушилась лавина негодования. А Александр Твардовский, главный редактор журнала, лишился должности.

Творчество

Романы под общим названием «Пряслины» - наиболее известные произведения автора. В 1975 году за бесспорный талант Абрамову была присуждена Государственная премия СССР, вторая по значимости (после Ленинской) премия в области литературы, искусства, науки и техники.

Последний замысел

С 1981 года Абрамов начал собирать материал для своей новой книги. Днями напролет искал он в областном архиве города Архангельска информацию на тему Гражданской войны на Русском Севере. Ранее писатель не работал с историческими документами, полагался только на собственный опыт. Основной темой должна была стать идея служения интеллигенции народу. Свой роман он назвал «Чистая книга», но так и не успел его окончить. Не стало Федора Абрамова 14 мая 1983 года. Впоследствии его жена кропотливо собрала все имеющиеся наброски и издала книгу посмертно.

Прочие факты

  • Федор Абрамов из семьи староверов.
  • Старшего брата Михаила называл «братом-отцом», его именем он назовет главного героя цикла «Пряслины». А прототипом старухи Василисы Милентьевныв повести «Деревянные кони» стала его мать.
  • В 1969 году подписал письмо против исключения Александра Солженицына из Союза писателей. На его защиту встало лишь 25 человек из 8 тыс. литераторов.

Абрамов родился в крестьянской семье, был младшим из пяти детей. Родители: Александр Степанович Абрамов (1878-1921), занимался извозом в Архангельске, и Степанида Павловна, урожд. Заварзина (1883-1947), крестьянка из староверов. Когда ему было 2 года, умер отец. После окончания Веркольской начальной школы-четырёхлетки в 1933 Фёдор переехал в райцентр - с. Карпогоры (в 70 км от Верколы), чтобы закончить десятилетнюю школу. В 1938 году, после окончания с отличием средней школы, был зачислен без экзаменов на филологический факультет Ленинградского университета. После третьего курса, 22 июня 1941 года ушёл добровольцем в народное ополчение. Служил пулеметчиком 377-го артиллерийско-пулеметного батальона, в сентябре 1941 года был ранен в руку, после короткого лечения вновь вернулся на передовую. В ноябре 1941 года тяжело ранен (пулей перебиты обе ноги), лишь по случайности обнаружен бойцом похоронной команды, собиравшей убитых. Провёл блокадную зиму 1941-1942 года в ленинградском госпитале, в апреле 1942 года был эвакуирован по льду Ладожского озера одной из последних машин. По ранению получил отпуск на 3 месяца, преподавал в Карпогорской школе. Признан годным к нестроевой службе, с июля 1942 года был заместителем командира роты в 33-м запасном стрелковом полку в Архангельском военном округе, с февраля 1943 года - помощником командира взвода Архангельского военно-пулеметного училища. С апреля 1943 года был переведён в отдел контрразведки «Смерш» на должность помощника оперуполномоченного резерва, в августе 1943 года становится следователем, в июне 1944 года - старшим следователем следственного отделения отдела контрразведки. Демобилизован осенью 1945 г.

Член КПСС с 1945.

Окончил с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948) и поступил в аспирантуру ЛГУ. Во время учебы познакомился со своей будущей женой Людмилой Крутиковой (впоследствии - литературным критиком, исследователем творчества Бунина). В 1951 году женился и защитил кандидатскую диссертацию по творчеству М. А. Шолохова. В 1951-1960 гг. был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ. В летние каникулы 1950 года на хуторе Дорище Новгородской области Абрамов начал писать свой первый роман «Братья и сёстры», который был закончен через шесть лет. В течение двух лет роман не принимали к публикации, писателю отказали журналы «Октябрь» и «Новый мир». В 1958 году роман был опубликован в журнале «Нева» и был доброжелательно встречен критикой. В 1960 г. Абрамов оставляет кафедру и становится профессиональным литератором.

Награждён орденом Ленина (1980), орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Похоронен в селе Веркола на правом берегу реки Пинега, на левом берегу находится Артемиево-Веркольский монастырь, вопросом восстановления которого Абрамов был озабочен в конце жизни.

Литературная деятельность

С 1949 публиковал литературно-критические статьи о советской литературе. Первый роман «Братья и сёстры» (1958) вместе с романами «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973) образовал эпический цикл «Пряслины» (Пряслины - крестьянский род, о судьбе которого повествуют романы). За трилогию «Пряслины» Ф. Абрамову присуждена Государственная премия СССР (1975). Продолжением цикла стал роман «Дом» (1978). Несмотря на лауреатство, многие произведения Абрамова проходили в печать нелегко, с цензурными купюрами, вызывая упрёки в сгущении мрачных красок.

Автор рассказов и очерков о колхозной жизни, повестей «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972), где крестьянский мир русского Севера показан в его будничных заботах, горестях и радостях.

Библиография

Пряслины

Тетралогия под общим названием "Братья и сёстры".

  • Братья и сёстры. (1958) Роман. Часть 1.
  • Две зимы и три лета. (1968) Роман. Часть 2.
  • Пути-перепутья. (1973) Роман. Часть 3.
  • Дом. (1978) Роман. Часть 4.

Разное

  • Алька. (1972) Повесть
  • Бабилей. Рассказ
  • Бабилей. (1980) Сб. рассказов и повестей
  • Безотцовщина. (1961) повесть
  • Бревенчатые мавзолеи. (1981) Миниатюрный рассказ
  • Валенки. Рассказ
  • Вокруг да около. (1963) Очерк
  • Деревянные кони. (1970) Рассказ
  • Жила-была семужка. (1962) Рассказ
  • Золотые руки. Рассказ
  • Из колена Аввакумова. Рассказ
  • Когда делаешь по совести. Рассказ
  • Люди колхозной деревни в послевоенной прозе. (1954) Статья
  • Мамониха. (1973) Повесть
  • М. А. Шолохов: Семинарий. (1958) Книга (соавт. В. В. Гура)
  • Медвежья охота. (1963-64) Рассказ
  • Надежда. Рассказ
  • Новогодняя ёлка. Рассказ
  • От этих весей Русь пошла… Очерк (соавт. А. Чистяков)
  • Отомстил. Рассказ
  • Пашня живая и мёртвая. Очерк (соавт. А. Чистяков)
  • Пелагея. (1969) Повесть
  • Поездка в прошлое. (1974, опубл. в 1986)
  • Поля Открой Глаза. Рассказ
  • Последний старик деревни. Рассказ
  • Самая счастливая. Рассказ
  • Сказание о великом коммунаре. Рассказ
  • Слон голубоглазый. Рассказ
  • Чем живём-кормимся?.. (1979) Открытое письмо землякам
  • Трава-мурава.
  • Чистая книга. Книга (незаконч.)

Критика

  • Ю. Г. Буртин. О наших братьях и сёстрах. (1959)
  • Г. Г. Радов. Вся соль - в позиции (1963)
  • Б. Д. Панкин. Живут Пряслины. (1969)
  • Е. Старикова. Социологический аспект современной «деревенской прозы». (1972)
  • И. Дедков. Межа Пелагеи Амосовой. (1972)
  • И. П. Золотусский. Фёдор Абрамов: Личность. Книги. Судьба. (1986)
  • А. М. Турков. Фёдор Абрамов: Очерк. (1987)
  • Л. В. Крутикова-Абрамова. Дом в Верколе: Документальная повесть. (1988)
  • Ю. М. Оклянский. Дом на угоре: О Фёдоре Абрамове и его книгах. (1990)
  • Ю. М. Оклянский. Веркольский народник. (1997)
  • Ю. М. Оклянский. Шумное захолустье. (1997)
  • Д. Г. Кульбас. Эстетические принципы Ф. Абрамова. (1998)
  • И. Полякова. Фёдор Абрамов: Из газетной статьи.