«Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий.
Александр Андреевич Чацкий – личность, которую Грибоедов наградил такими чертами как независимость, свободолюбие, щедрость души. Он имеет собственный взгляд на происходящие события, желание бороться с несправедливостью. Герой буквально пропитан любовью к народу и желанием противостоять жестокой крепостнической системе, угнетающей людей. Его чувства искренни и непосредственны. Это касается и чистоты его любви в Софье.
В своем произведении драматург создал «нового человека» эпохи. Он не такой как все, «чужак», «отщепенец», а значит, обречен на непонимание и одиночество.
Герой приходит в мир с новыми идеями, мыслями, взглядами. Он осуждает нравы, которые стали основой жизни «фамусовского общества», укоренившись в умах и сердцах. Чацкий – сильный и мужественный человек, готовый сражаться за свои принципы и идеалы.
Но оказывается, что его новые взгляды никому не просто не нужны, а даже вредны. Ведь они нарушают покой того, что уже устоялось, превратившись в уютное болото. Чацкий пытается что-то изменить, но не тут-то было. Ему предлагается стать таким, как все, отказаться от своих взглядов. Но для него стать серой личность в такой же толпе равносильно нравственной смерти.
Герой комедии, принявший безоговорочное решение идти против системы, остается в полном одиночестве. Мало того, фамусовское общество, не прощает ему независимости и свободолюбия, распространив глупый слух о его сумасшествии. Оно отвергает «безумца», изгоняя его из своего мира.
Одиночество Чацкого объясняется несовместимостью с окружающим его обществом. Ведь цели, ценности, идеалы для них совершенно разные. Представители мира Фамусовых не могут признать взгляды Чацкого правильными, ведь тогда нужно будет отказаться от своего уютного мирка. А это для них невозможно.
Вот и получается, что, как и для любого человека, решившего пойти против системы, для Чацкого уготован единственный выход – путь изгоя. Два совершенно разных мира не могут находиться рядом.
Для многих из нас, такое слово как "одиночество" ассоциируется с некой особенностью, уникальность и новизной. На наше мышление и восприятие влияет общество вокруг. Конечно, следовать за всеми с одной стороны хорошо, так как это позволяет ощутить поддержку со стороны других, а с другой, общество может застопорить развитие вашей личности.
Многие боятся выделяться среди других, ведь часто это заканчивается непониманием и осуждением за спиной. Александр Грибоедов в своем произведении "Горе от ума" показывает, как живется человеку, который пытается донести свои идеи, которые со всех сторон подвергаются критике. Главный герой Александр Чацкий наделен чертами идеального человека, он независим, свободен и щедр. Александр был дворянин, из-за ранней смерти родителей ему пришлось жить и расти в доме Фамусова, который был давним другом отца. Чацкий с юного возраста привык к свободе, поэтому часто слышал от Фамусова в свой адрес негативные слова. Чацкий хотел служить Отечеству, но из-за своей честности он не смог протянуть долго и его карьера быстро закончилась на словах:"Служить бы рад - прислуживаться тошно". В комедии "Горе от ума" образ Чацкого является единственным положительным.
Автор поработал над тем, чтобы придать герою качества, которые хотелось бы видеть в каждом человеке. Чацкий настроен бороться с несправедливостью, он с уважением относится к народу и пытается противостоять крепостнической системе. Его искренние намерения видны и по отношению к Софье. Но с ней ему пришлось расстаться по причине того, что главным для него было призыв служить Отечеству.
Автор создал образ "нового человека", наделив его всеми хорошими качествами, с другой стороны это значит, что Чацкий становится изгоем общества. В свою очередь главный герой настроен отстаивать свои идеи и принципы, но как оказывается, всё то, к чему стремится Чацкий никому не нужно. Общество не готово принять что-то новое в свою жизнь, ведь гораздо проще оставить всё как было. Перед Александром становится выбор стать таки как все, но такая перспектива его вовсе не радует и автор сравнивает это с нравственной смертью.
Идея рассказа состоит в противоречии характера и поступков Чацкого по отношению к фамусовскому миру.
Размышляя глубже можно понять, что автор создает образа идеального героя, который не получает поддержки в свою сторону, он сам пытается внести свои идеи, когда против него стоят множество людей. Не желая понимать, его считают сумасшедшим безумцем. Чацкий обречен на одиночество из-за общества, которое его окружает, ведь среди них много богатых людей, со своими капризами, и совершенно другими ценностями. Все эти люди живут ради себя, поэтому для них дико пойти на какие-то уступки. Главный герой пытается привнести в дом Фамусовых некую радость, смех, донести до этих людей понятие нежности и искренности, но им этого не понять, ведь у них главное совсем другое.
Возможности Чацкий в какой-то степени сам виноват в своем одиночестве. Хоть он и был наделен всеми положительными чертами, ему не хватало особой гибкости мышления, дабы приспосабливаться к обществу.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» сталкиваются представители двух миров – ушедшего века и века нынешнего. Чацкий в произведении является представителем пришедшего на смену минувшему века.
Видимо на смене эпох всегда новому тяжело сражаться со старым устоем жизни. Так вот и Чацкому было просто невозможно доказать свои новые взгляды представителям большинства дворянства, которым невдомек было что-либо менять в жизни, ибо их и так все устраивало.
Оставив службу, ибо в его понимании нужно служить на пользу Отечества, а не из-за собственных корыстных мотивов, он начал путешествовать.
Вернувшись из путешествия, Александр Андреевич явился в дом Фамусова со своими передовыми взглядами на жизнь и на происходящее вокруг, надеясь на то, что в Москве уже наступили перемены. Но здесь осталось все по-старому, поэтому свободолюбивому, умному, щедрому на хорошие поступки человеку было трудно общаться с представителями московских кругов, но он пытался доказать свою правоту.
Чацкий был большим патриотом своей Родины и осуждал дворян за то, что они нанимают гувернанток и учителей иностранцев. Ведь как такие учителя могут воспитать в детях любовь к русским традициям и патриотизм.
Будучи ярым критиком крепостного права, он очень любил простой народ, сетовал за свободу людей, за справедливость.
Как такое могло понравиться обществу Фамусова, где образ жизни был основан на лжи, поклонении сильным, обогащении. Представители этого общества не хотели отказываться от своего уютного мира. Они не могли понять и принять новых идей Чацкого, которые осуждают их быт и нравы. Более того, они посчитали их безумными.
Чацкий не такой, как все, поэтому и одинок в своих идеях и взглядах на жизнь. Он смело пошел против системы, не подгибаясь под навязывающие ему обществом устои, и отказался стать таким как все, гордо отстаивая свою правоту. Это лишь усугубляет его одиночество.
Чацкого высмеяли, любимая девушка предала его и, наконец, ему не могли простить свободолюбия и изгнали из общества, с ненавистью объявив, что он сошел с ума. Расстроенный всем этим, он отправляется искать «уютный уголок», где его новые идеи поймут, и он не будет одинок в своих помыслах.
Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года.
Учитель – это важный человек в жизни каждого ученика, ведь именно он вооружает ребенка целым багажом необходимых для жизни знаний, а также, способствует формированию у него множества умений и навыков.
У меня есть собака, его зовут Мухтар, но я в основном его зову муха. Он отзывается на эту кличку значит понимает,что обращаются именно к нему. Муха у нос появился щенком. Он был такой маленький, я даже видела как у него открываются глазки
Душа, как много означает одно слово. С ним всегда связывают переживания, воспоминания, встречи, разговоры, посиделки. Никто так и не определил, где она находится в организме человека
Первое сентября. Возле школы опять шум и суета, учителя в красивых нарядах, а не стандартных строгих костюмах. Школьники кругом фотографируются и повторяют свои слова, директриса как всегда командует завхозом, видите ли, он не туда поставил микрофон.
В первую очередь, антитеза в комедии «Горе от ума» видна уже в названии, которым Грибоедов словно спорит с предшествующими традициями. По идеологии классицизма, разум - это синоним счастья, это именно то, чем должен руководствоваться человек. Грибоедов же на примере жизни главного героя, Александра Андреевича Чацкого , показывает, что ум не всегда приносит людям счастье. Чацкому его рассудительности приносит лишь проблемы и одиночество.
Итак, Чацкий - это молодой дворянин. Прежде он занимал довольно высокие посты, но был смещен со службы. Три года он провел за границей и вернулся в Россию, чтобы жениться на Софье Фамусовой, в которую он влюблен с детства. Однако, приехав в дом Фамусова, он обнаруживает, что невеста к нему охладела, и ее больше интересует Молчалин, секретарь ее отца. Также он обнаруживает, что его просветительские идеалы не находят отклика в доме Фамусова, где все склонны жить по устаревшим традициям. Осознав свою неуместность там, Чацкий уезжает вон из Москвы!.. .
Чацкий - главный герой-идеолог в пьесе, он высказывает множество умных и благородных идей. Самые известные его монологи - А судьи кто?.. (посвященный тому, что поколение отцов закоснело в привязанности к крепостному праву, что связи могли бы помочь любому спастись от неприятностей), В той комнате незначащая встреча... (патриотический монолог о России, где Чацкий выступает против французских заимствований) - нередко их трактовали как монологи декабристов. Но Чацкий нигде не говорит о революции.
В его поведении можно проследить несколько странностей, называемых антитезами. Во-первых, неразумно выглядит отношение Чацкого ко всему иностранному: с одной стороны, он ведь сам три года жил за границей, а с другой - он так яро критикует французские заимствования в России. Во-вторых , недоумение вызывают сложности в его отношения с Софьей: приехав, он сразу же начинает ругать все, чем она живет. А потом, в финальном монологе (Не образумлюсь, виноват... ), искренне удивляется, отчего же она перестала его любить.
Также в пользу теории о том, что Чацкий станет декабристом, говорит тот факт, что мир для него четко делится на своих и чужих. Это было типично для членов тайных обществ. Следовательно, Фамусова Чацкий априори воспринимает как чужого, а Софью - как единомышленницу, ведь когда-то они вместе смеялись на Фамусовым и вместе играли в детстве.
Чацкий - идеальный декабрист, потому что он одинок . У него нет ни семьи, ни близких друзей, он нигде не служит. В конце комедии выясняется, что и возлюбленной у него больше нет. Общество не способно понять и принять его, поэтому остается единственный жизненный путь - деятельность декабриста.
Комедия "Горе от ума" создавалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого А.А., главного героя произведения А.С. Грибоедова "Горе от ума", несли в общество новые идеи, настроения.
В образе Чацкого показал "нового человека", воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против общества в защиту свободы, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.
Александр Андреевич Чацкий - это молодой человек, дворянин. Родители Чацкого рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова - друга его покойного отца. Чацкий не только умный, но и развитый человек. Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим, высоким и прекрасным", поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.
Чацкий ненавидит всё пошлое, в т.ч. рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Стремление Чацкого - служить Отечеству, делу, а не отдельным лицам. Как истинный патриот Чацкий прежде всего желал исполнить свой долг перед Отечеством, стремился честно служить ему. Именно поэтому он расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: "Служить бы рад - прислуживаться тошно". Но государству, оказывается, требуется прислуживание. Чацкий видит вокруг себя людей, которые ищут лишь чинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь".
Одно из главных отличительных свойств Чацкого - полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.
Чацкий - единственный положительный герой в комедии Грибоедова.
Чацкий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, преследуются. Он одинок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».
В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонимание, перерастающее затем в раздражение. Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.
Чайкий одинок. В своем одиночестве он сам виноват. Ему не хватает гибкости ума и хитрости, чтобы приспособиться к обществу, в котором он живет. Его не совсем красивое поведение и манера себя вести и высказываться на балу, настроила общество против него. Своим поведением он прослыл не умным человеком, а сумашедшим. Я бы не назвала Чацкого абсолютно положительным героем комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".
Хочется надеяться, что комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» не оставила девятиклассников равнодушными. Комедия прекрасного мастера слова, о котором великий поэт А.А. Блок сказал, что «не имея предшественников, он не имел и последователей, себе равных».
В ноябре 2016 года в 9 классе проведен открытый урок по литературе «Трагическое одиночество Чацкого». В начале урока были предложены «грибоедовские поговорки» (как назвал их И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний»): надо было закончить фразу и за правильный ответ получить 1 балл.
Например: Уж коли зло пресечь: забрать ….. /все книги бы да сжечь/.
С 25 «поговорками» учащиеся справились без особого труда: комедию прочитали. Самым активным оказался Михаил Кравченко.
Сообщения, подготовленные дома, показали, что девятиклассники понимают своеобразие бессмертной комедии Грибоедова, владеют монологической речью.
Тимофей Хопрянинов рассказал об идейном замысле комедии и ее композиции.
Степан Цыбин дал характеристику защитникам старины, представителям «века минувшего».
Михаил Кравченко очень энергично представил Александра Андреевича Чацкого. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это самый яркий образ «нового человека», положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям. Интересна и личная драма Чацкого.
Анна Береснева и Артур Кадников проанализировали ключевую сцену комедии (действие III, явл. 4-14), в которой рождается слух о сумасшествии Чацкого. Анна целенаправленно выделяла определенные содержательные линии, связанные с зарождением сплетни. Артур старательно помогал Анне.
«Горе от ума» или «Горе уму»?
Равнодушных в классе не было при обсуждении этого проблемного вопроса. Каждый старался высказать свое мнение. Драматург Грибоедов недвусмысленно выразил свою точку зрения: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека»… Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумными тех, кто не разделяет ее взглядов.
Тема урока «Трагическое одиночество Чацкого». На вопрос: «Согласны ли вы с такой формулировкой?» - ответы были разные.
Михаил защищал Чацкого, для которого идеал не Максим Максимыч, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность. Чацкий за единение интеллигенции с народом. Называет его «умным» и «бодрым», т.е. жизнедеятельным. Речь у Михаила грамотная, выразительная.
Неплохо умеет говорить Степан. Ему нравится, что Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто их высказывать. Чацкий спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?».
Анна немногословна, но говорит с достоинством, грамотно.
Тимофей и Артур больше слушают, высказывают свое мнение редко.
Урок прошел незаметно. Мнение девятиклассников было единодушным: таких людей, как Чацкий, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми - будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.
Цели урока:
- совершенствовать навыки анализа произведения;
- расширить знания учащихся, привести весь материал в систему, обобщить его, сделать выводы о значении образа Чацкого в комедии;
- определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа;
- показать значение пьесы для русской литературы;
- выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.
Оборудование:
компьютер, фрагменты видеофильма «Горе от ума». Книги А.С. Грибоедова «Горе от ума».
План урока.
Беседа по вопросам с привлечением текста;
- просмотр видеофрагмента.
5. Проблемный вопрос.
6. Слово учителя.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока.
Тест по содержанию комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
«О стихах не говорю, половина должна войти в пословицы». Это известное высказывание А.С. Пушкина стало пророческим. Нет в русской литературе произведения, давшего миру столько крылатых выражений.
«Грибоедовские поговорки» (как назвал их И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний») надо закончить. За каждый правильный ответ - 1 балл.
/проказ и ветру на уме/.
/утренний так тонок/.
/и барский гнев, и барская любовь/.
/когда в глазах пример отца/.
/тот тебе не пара/.
/своенравно/.
/метит в генералы/.
/ездить так далёко/.
/Где нас нет/.
/и дым Отечества нам сладок и приятен/.
/французский с нижегородским/.
/быть взрослой дочери отцом/.
/прислуживаться тошно/.
/встал здорово/.
/есть многие каналы/.
/на все готов/.
/не странен кто ж/.
/самых бестолковых/.
/все книги бы да сжечь/.
/все лица!/.
/я больше не ездок/.
/не в ладу/.
/чем я людям мил/.
/часов не наблюдают/.
/ведь нынче любят бессловесных/.
/не выговорил сроду - мне все равно, что за него, что в воду/.
Вступительное слово учителя.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» - произведение замечательное по замыслу и исполнению. Оно из разряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И.А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».
С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И.А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений XIX в.
«…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и … - больше всего комедия - какая едва ли найдется в других литературах…».
Сообщения учащихся:
Тимофей - Идейный замысел комедии и ее композиция.
Степан - «Век минувший» (фамусовское общество).
План (примерный):
Михаил - «Век нынешний» (Александр Андреич Чацкий).
План (примерный):
Анна - Артур.
Выразительное чтение и анализ ключевой сцены (д. III, явл. 4-14), в которой рождается слух о сумасшествии Чацкого (выделить определенные содержательные линии, связанные с зарождением сплетни, показать роль этой сцены в развитии драматического конфликта комедии).
Обсуждение
.
Слово учителя.
В комедии представлены различные типы ума - от житейской мудрости, практического ума (Фамусов, Молчалин) до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслителя, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины (Чацкий). Именно такому уму «Горе», его носитель изгнан из общества и объявлен сумасшедшим…
Грибоедов:
«В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих». Назвав Чацкого умным, а других героев - глупцами, драматург выразил свою точку зрения недвусмысленно. Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумными тех, кто не разделяет ее взглядов.
Грибоедов показывает горе умного человека, который принужден жить в крепостническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление человека к творчеству, вообще все лучшие человеческие качества.
Как известно, Пушкин, высоко оценивший комедию в целом, критически отнесся к ее герою, упрекнув Чацкого в том, что тот произносит свои речи перед фамустовским обществом.
Показывая неудачу проповедей Чацкого, Грибоедов показывает, что от слов пора переходить к делу, к действию.
Несмотря на то, что Чацкий терпит неудачу, глубокой ошибкой было бы считать его «лишним человеком», беспочвенным мечтателем, «одиноким протестантом». Сам Чацкий отнюдь не чувствует себя одиноким. В знаменитом монологе «А судьи кто?» он выступает от лица нового поколения.
Где, укажите нам
, отечества отцы…
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи.
Кто это - «мы »? Кого имел в виду Чацкий? «Судьям » он противопоставляем молодое поколение, идущее другим путем. Образ «одного из нас» возникает в словах грибоедовского героя.
Враг исканий,
Не требуя ни места, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным…
Это и двоюродный брат Скалозуба, отказавшийся от чинов, и князь Федор - химик и ботаник, «который чинов не хочет знать», чуждается пустой светской среды, это и профессора, упражняющиеся в «расколах и безверии».
Что Чацкий не одинок, понимает и Фамусов. «Ужасный век! - воскликнул он. - Нынче пуще чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений».
И, как верно заметил Гончаров, «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим…»
Вопрос.
Тема нашего урока: «Трагическое одиночество Чацкого». Согласны ли вы с такой формулировкой?
Обсуждение.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание: тест (контрольный).
Из книги для преподавателей «Литература. 9 класс. Поурочные планы». Автор - составитель С.Б. Шадрина.
Волгоград, издательство «Учитель», 2014.