Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» »  Венера - Все о Венере. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение

 Венера - Все о Венере. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение

MIXBUD: Стройматериалы купить Киев Менеджер предоставит ответы на интересующие Вас вопросы и поможет подобрать строительные материалы под Ваш конкретный случай. Приобретение стройматериалов онлайн– прекрасный способ закупки всего необходимого перед началом ремонта для тех, кто ценит свое время. В свою очередь мы обязуемся отправить заказанную Вами продукцию в точно оговоренный срок в полном объеме.

Имена планет

Само слово «планета» греческого происхождения; так древние греки называли странников, бродяг, путешественников. Отсюда и «planetes aster» - блуждающая звезда. В старину на Руси этот термин давали в переводе; писали «переходная звезда», позже - «блуждающая», «блудячая», «бродячая» или «движимая» звезда. Но уже в XI-XIII вв. использовалось и греческое слово, произносившееся тогда по-русски как «планитис», мужского рода и с гласными u . Однако древние греки говорили «планэтэс»; в таком звучании это слово позаимствовал у них латинский язык. Так что современное слово «планета» пришло к нам из латыни через западноевропейские языки, и случилось это не позже XVI в.

Древние знали пять «блуждающих звезд» - Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн, легко заметных для невооруженного глаза (впрочем, в наших широтах заметить Меркурий не так уж легко). При точном целеуказании и хороших условиях наблюдения можно заметить и Уран, имеющий блеск 5,5 m (хотя до изобретения телескопа и даже в течение двух веков после его изобретения распознать в Уране планету никто не смог). Однако с древности планет насчитывалось семь, поскольку астрономы в старину называли планетами также Луну и Солнце.

Слово «Луна» очень древнее; в латинском языке luna некогда имело форму luksna и было прямо связано с lux - свет, блеск. Его родственник - русское слово «луч». Луна в русском языке имеет и второе название - «месяц», как полагают, еще более древнее. Ученые прослеживают его связь с индоевропейским праязыком, в котором слово «Мес» служило названием Луны. Этот же корень встречается в словах «мера», «мерить». Возможно, это связано с циклическим изменением лунных фаз, позволяющим измерять время, вести календарь, недаром само слово «месяц» стало употребляться в значении «двенадцатая часть года». Обычно мы называем луной ночное светило в полной фазе, в виде светлого круга, а словом «месяц» обозначаем его, когда видим в виде тонкого серпа.

В отличие от Луны, Солнце имеет только одно имя. Славянское слово «Солнце» образовано от древнего индоевропейского корня sau - светить. По-латыни Солнце - sol Славяне же ввели в название Солнца уменьшительные суффиксы -н- и -ц-, так что его эмоциональная окраска теперь соответствует слову «оконце». Мы этого не улавливаем, как в случае «окно - оконце», поскольку другой формы у слова «Солнце» нет, но, говорят, в древности она была. В современном языке существует еще более «ласкательная» формы - «солнышко». Историки считают появление этих форм небескорыстным: так наши предки задабривали могучее светило. Но мне кажется, что причина этого не столько в страхе перед Солнцем, сколько в радости от его появления.

Но вернемся к «настоящим» планетам. Привычные для нас имена пяти ярких планет имеют древнеримское происхождение. Меркурий - бог римского пантеона, соответствовал греческому Гермесу, но греки времен Пифагора (VI в. до н. э.) называли эту планету «Стилбон», т. е. «сверкающий», «искрящийся». Для Венеры, позже названной в честь римской богини красоты, аналога греческой Афродиты, у древних греков было два имени: Геспера (вечер) и Фосфора (несущая свет) или Эосфора (несущая утро). Вплоть до Пифагора греки считали, что это два разных светила: одно появляется после захода Солнца, а другое - перед его восходом. Гипотезу о том, что это одна планета, приписывают Пифагору.

Во всем мире люди, как правило, повторяли ошибку древних греков, считая Венеру двумя разными светилами. К примеру, как «утреннюю звезду» русский народ знает Венеру под названиями «Утренняя заря», «Утренняя звезда», «Утреница», «Утренняя зарница» или просто «Зарница», «Зарянка», «Зурница» и др. Как вечернюю звезду Венеру в России называли «Вечерняя заря», «Вечерняя звезда», «Вечерница», «Вечерняя зарница». Подобным образом Венеру называют многие народы, но есть и особенности. Например, многие тюркские народы называют утреннюю Венеру Пастушьей звездой: с ее появлением пастухи выводят скот на пастбище. Впрочем, у некоторых народов встречаются названия Венеры, объединяющие утреннюю и вечернюю звезды: по-арабски Венера - Зухра. Пройдя через несколько языков и изменив звучание, это слово на Руси превратилось в «Чигирь» или «Чигирь-звезду».

Ярчайшая из планет, Венера единственная из всех бывает видна на фоне беззвездного фиолетового неба сразу после заката или непосредственно перед восходом Солнца. В компании с ней в эти моменты может быть виден только месяц. Поэтому она получила немало соответствующих названий: «Слуга месяца», «Подруга месяца» (в Польше), «Жена месяца» (в Африке). В русской сказке мы встречаем прекрасную дочь Месяца и сестру Солнца, которую добывал хитроумный Иванушка из «Конька-Горбунка», - это планета Венера! Другой сюжет - красавица из пушкинской сказки, у которой «во лбу звезда го-Рит». Вообще, существует целый пласт легенд, навеянных Венерой, причем он постоянно обновляется: многие легенды XX в. об НЛО также связаны с Венерой.

Марс - римский бог войны, аналог греческого Ареса. Древние греки называли эту планету «Пирой» (огненный, пламенный), вероятно, из-за ее красного цвета. Поскольку Венера видна лишь по утрам и вечерам, место ярчайшего светила среди ночи принадлежит Юпитеру. Отсюда и его древнегреческое имя - «Фаэтонт» (блистающий, лучезарный). А именем Сатурна было «Фенонт» (сияющий). Так что самый древний ряд планет у греков выглядел так: Стилбон, Геспер, Пирой, Фаэтонт, Фенонт. Позже, познакомившись с культурой Двуречья, греки узнали, что вавилонские астрономы, существенно опередившие их в науке, называют планеты именами своих богов. Тогда греки стали называть планеты именами богов, - разумеется, уже своих, а не вавилонских. Так возник ряд: Гермес, Афродита, Арес, Зевс (аналог Юпитера) и Кронос (отец Зевса, в римской мифологии - Сатурн).

Позаимствовав науку у греков, римляне выстроили свой ряд планет, ставший теперь общепризнанным: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Даже старое «раздвоенное» представление о Венере как вечерней и утренней звезде было выражено на латинском по греческому образцу: Веспер («вечер» и «вечерняя звезда») и Люцифер («несущий свет» и «утренняя звезда»; сатаной Люцифер стал значительно позже, уже в мифах христианской религии). Что касается Гермеса, то он был заимствован как покровитель торговли у греков, но вошел римский ряд планет под именем Меркурий, образованным от латинского слова merx - «товар».

Таково происхождение названий пяти ярких планет. Шестую планету открыл в XVI в. Николай Коперник - это Земля! Древнейшее славянское слово «земля» восходит к понятиям «низ, поверхность». Сначала этим словом обозначали небольшие участки, а затем и большие территории (Новгородская земля), вообще сушу и даже весь мир. Но смысл «планета» появился у него лишь после выхода работы Коперника «Об обращениях небесных сфер» (1543 г.).

Две самые дальние планеты - Уран и Нептун - были открыты уже в новое время, около 200 лет назад, и ученым пришлось специально изобретать для них названия. По поводу Урана Ю.А. Карпенко пишет: «Выдающийся английский астроном Вильям Гершель (1738-1822), открывший в 1781 г. седьмую планету Солнечной системы, оказался плохим имятворцем. Он решил подарить эту планету своему королю и назвал ее Георгиевой звездой, по-латыни Georgium sidus . И термин sidus , преимущественно означающий "звезда", и король в названии планеты были абсолютно неуместны, поэтому название не получило в астрономии прав гражданства».

Зная непростую судьбу Гершеля, можно было бы более снисходительно отнестись к его неудачной попытке придумать название для новой планеты. Ганноверский немец по рождению, Вильям (Фридрих Вильгельм) Гершель в 19 лет эмигрировал в Англию и долгие годы был вынужден заниматься наукой как любитель, зарабатывая на жизнь как музыкант. Именно открытие Урана позволило ему полностью отдаться астрономии, поскольку за эту находку английский король Георг III сделал его своим личным астрономом и назначил ему пожизненную пенсию. Ну чем еще мог отблагодарить астроном своего покровителя? Не исключено, что Гершель понимал недолговечность такого названия, припоминая историю галилеевых спутников Юпитера, которые сам Галилей предлагал называть «Звездами Медичи». Так оно и вышло. Вскоре после открытия Гершелем новой планеты российский астроном А.И. Лексель предложил называть ее Нептуном Георгия III или Нептуном Великобритании, но это предложение не было поддержано: названия показались слишком длинными и неудачными по смыслу. Тогда французский астроном Ж. Лаланд предложил дать планете имя «Гершель», но и эту идею не поддержали, поскольку она нарушала традицию. И вот немецкий астроном Иоганн Воде придумал для новой планеты, движущейся за Сатурном, имя - Уран. Хотя этот бог не из римского пантеона, а из греческого, по смыслу название очень подходило: согласно мифу, отцом Зевса-Юпитера был Крон-Сатурн, а его отцом - Уран. Вот так и стала седьмая планета Ураном.

Восьмую планету, как известно, открыли «на кончике пера» в 1846 г. Французский астроном Урбен Леверье, теоретически определивший ее положение на основе наблюдений за движением Урана, сообщил свой прогноз немецкому астроному Иоганну Галле, и тот обнаружил новую планету на указанном месте. Робкая попытка назвать ее Планетой Леверье тотчас была отвергнута: сам Леверье предложил дать ей имя Нептун. Идея понравилась всем: поскольку генеалогическую линию Юпитер-Сатурн-Уран про должать было невозможно (Уран не имел отца), то вернулись к братьям Зевса-Юпитера, одним из которых и был бог морей Нептун (у греков - Посейдон).

Кроме восьми больших, классических планет в Солнечной системе есть популяция планет-карликов (dwarf planets), получившая права гражданства в 2006 г. Прототипом этой новой группы тел стал Плутон, открытый в 1930 г. и в течение 76 лет считавшийся девятой планетой Солнечной системы. Что касается имени новой планеты, то, придумывая его, астрономы прошли уже ставший типичным путь - от имени автора открытия к имени персонажа мифов, но при этом впер вые смогли найти компромиссное решение. Вообще-то открыл Плутон молодой американский астроном Клайд Томбо (1906-1997), работавший на Ловелловской обсерватории близ Флагстаффа (штат Аризона, США). Но это открытие стало итогом многолетней программы поиска «Планеты Икс» за Нептуном, начатой еще в 1905 г. основателем и владельцем этой обсерватории Персивалем Ловеллом (1855-1916). Дело в том, что, вдохновленные теоретическим открытием Нептуна, астрономы во второй половине XIX в. внимательно наблюдали за движением Урана и Нептуна, пытаясь обнаружить признаки возмущений со стороны еще более далекой планеты. Одно время казалось, что эти признаки найдены и что массивная транснептуновая планета действительно существует. Страстным энтузиастом ее поисков стал Ловелл, человек яркой и удивительной судьбы, талантливый предприниматель, дипломат, писатель и астроном. На собственной первоклассно оснащенной обсерватории он организовал поиски этой Planet X - так он сам ее называл.

После смерти Ловелла программа поиска Планеты Икс прекращалась и возобновлялась вновь, пока не завершилась 18 февраля 1930 г. открытием новой планеты за орбитой Нептуна. Правда, она оказалась совсем не такой крупной, как ожидалось, но это не разочаровало ни ее первооткрывателя Клайда Томбо, ни его коллег. Напротив, обнаружение новой планеты на Ловелловской обсерватории в канун 75-летия Персиваля Ловелла вызвало всплеск энтузиазма. Большая личная роль Ловелла в организации поиска новой планеты требовала каким-то образом увековечить его имя, и даже предлагалось назвать эту планету «Ловелл». Но астрономы и в этом случае проявили твердость и не отошли от традиции: новую планету, живущую на темной окраине Солнечной системы, назвали Плутоном. С точки зрения мифологии тут все идеально: Плутон - греческий бог подземного царства, брат Посейдона (Нептуна) и Зевса (Юпитера) Но при этом и Ловелл оказался увековечен: две первые буквы в имени планеты (Pluto) совпали с его инициалами - Percival Lowell, а графический знак планеты - Pl или P - не оставляет никаких сомнений в двойственном смысле названия девятой планеты. Разумеется, не был забыт и Клайд Томбо: в 1931 г. английское Королевское астрономическое общество наградило его золотой медалью.


После открытия Плутона Томбо с помощниками еще 14 лет продолжал поиск очередной, десятой планеты, но обнаружить ее не смог. Нельзя сказать, что работа была проделана зря: в ходе поисков было открыто 775 новых астероидов Главного пояса (в основном между орбитами Марса и Юпитера), но десятая планета не нашлась. Со временем и Плутон был лишен статуса нормальной планеты. Многие астрономы и любители науки были этим разочарованы и до сих пор возражают против «разжалования» Плутона. Мы еще вернемся к этой проблеме, а пока познакомимся с новым типом объектов - карликовыми планетами.


Поначалу в эту группу вошли только три объекта: бывшая «нормальная» планета Плутон, бывший крупнейший астероид Церера и новооткрытая планета Эрида, обитающая на периферии Солнечной системы, за поясом Койпера. Некоторая система в их названиях в тот момент просматривалась: Плутон - греческий бог подземного царства, Церера - римская богиня урожая и производительных сил земли, а Эрида - греческая богиня раздора, дочка Ночи и внучка Хаоса. К лету 2009 г. к ним добавились еще две карликовые планеты: Хаумея - персонаж из гавайской мифологии, и Макемаке - божество из мифов острова Пасхи. География персонажей расширилась, но пока система их названий в общих чертах не нарушена: это по-прежнему герои мифов, но теперь уже разных народов мира. Однако в дальних уголках Солнечной системы может обнаружиться еще много карликовых планет. Хватит ли для их наименования имен мифологических персонажей? Вероятно, когда-нибудь эту традицию придется изменить подобно тому, как постепенно менялась традиция наименования астероидов.

Рассказывают, что Наполеон был немало раздосадован и рассержен, когда однажды в полдень во время его поездки в Люксембургский дворец публика больше смотрела не на него, а на звезду, ярко сверкавшую на дневном небе. Этой чудесной «звездой» была планета Венера .

Такое, действительно, случается. Известно, что в 1750 году, и тоже в Париже, Венера была видна на дневном небе, что привело обывателей города и округи в изумление и страх. В 1799 году генерал Бонапарт, возвращаясь после завоевания Италии, тоже видел над своей головой дивный небесный бриллиант. Возможно, тогда и поверил в «свою звезду».

В «Популярной астрономии» Камилла Фламмариона говорится, что в древности Эней, возвращаясь из Трои, видел днем Венеру, сверкающую в зените.

А вот что писал в книге «Общедоступная астрономия» другой французский астроном - Франсуа Араго: «…В 1716 году лондонская чернь сочла появление Венеры днем за нечто чудесное. Это подало Галлею повод к вычислению положений, в которых планета появляется в наибольшем своем объеме…»

Условия видимости Венеры

А действительно, каковы условия видимости Венеры? В частности, днем? Лучшая видимость - вечерняя или утренняя - когда Венера находится в . Для Венеры максимальное значение - 48° (в редких случаях 52°). Однако не при каждой элонгации Венера видна на небе достаточно хорошо. Наилучшая вечерняя видимость бывает в феврале, марте, апреле. Утренняя видимость при западной элонгации наиболее хороша осенью: в августе, сентябре, октябре. Именно в это время года ее случается наблюдать днем.

«…Тогда явися на небеси знамение, звезда светла, над церковью стояща, весь день светяся…» - читаем мы, например, в Псковской летописи. Это была Венера 25 августа 1331 года. В ту дату она находилась в западной элонгации, то есть была утренней звездой, и блеск ее приближался к максимально возможному.

Наибольшая яркость у Венеры бывает примерно за 36 дней до и через 36 дней после нижнего соединения. В максимуме блеска видимая звездная величина Венеры достигает минус 4,6m и больше.

Бывает, что от яркой Венеры предметы на Земле дают тень .

Из девяти планет Солнечной системы у Венеры самое большое альбедо (отражательная способность) - 0,77, что, вероятно, связано с углекислой атмосферой планеты. Но и получает солнечного света Венера примерно в два раза больше, чем Земля. Вот почему даже на Марсе Венера - самое яркое после Солнца и марсианских лун светило на небе.

Теперь несколько слов о фазах Венеры. Известно, что люди с исключительно острым зрением видят фазы Венеры даже невооруженным глазом. Как, например, мать знаменитого математика Гаусса. Он предложил матери посмотреть на Венеру в астрономическую трубу, думал поразить невиданным зрелищем: Венера в виде серпа. Однако, изумляться пришлось ему самому.

Женщина лишь спросила, почему это просто глазом она видит серп, повернутый в одну сторону, а в телескоп - в другую…

Луна, как известно, наиболее ярка в фазе полнолуния. А вот максимум яркости Венеры приходится на тот период, когда освещено около 30 процентов ее поверхности. Это примерно на половине ее пути между наибольшей элонгацией и нижним соединением.

Всю (последовательность, весь цикл своих фаз Венера проходит почти точно 5 раз за 8 лет. На астрономическом языке это звучит так: за 8 лет совершается 5 синодических обращений Венеры.

В самом деле: средний синодический период Венеры около 584 суток. Если 5 х 584 = 2920 суток. А 8 периодов обращения Земли вокруг Солнца - 8 х 365,25 = 2922 суток. То есть разница всего в 2 суток! Вот почему через каждые 8 лет условия видимости Венеры почти в точности повторяются. То есть, через каждые 8 лет Венера появляется почти точно и одной и той же фазе, почти точно в одном и том же месте небосклона.

Поперечник планеты в разных фазах неодинаков: узкий серп по диаметру значительно больше полного диска. Причина в том, что в различных фазах планета бывает удалена от нас на разные расстояния (от 108 до 258 миллионов километров). В ближайшем соседстве с Землей Венера обращена к нам неосвещенной стороной, поэтому самую крупную ее фазу не видим никогда. Полный диск видим лишь с наибольшего расстояния. Самой яркой для нас Венера бывает, когда ее угловой диаметр 40″ и угловая ширина серпа 10″. Тогда она светит в 13 раз ярче, чем Сириус - самая яркая звезда на земном небе.

Вот почему на древних стелах, печатях, амулетах Венеру рисовали с 8 лучами. А число 8 считалось священным у многих древних народов.

У вавилонян в конце III тысячелетия до и. э. был календарь, основанный на 8-летнем цикле. «8 великих божеств изначального времени» знали египтяне.

В гомеровской «Одиссее» восьмой год неоднократно упоминается как поворотный, приносящий решающие перемены. В Греции вообще считалось, что значительные события происходили обычно на восьмой год. Орест мстит за убийство отца, совершенное 8 лет назад.

Страшную дань для чудовища Минотавра афиняне, по одной из версий мифа о Тесее, отправляли на Крит через каждые 8 лет.

Празднество в честь бога света и искусств Аполлона фракийцы называли «восьмилетие». И в древних Фивах праздник в честь Аполлона отмечался раз в 8 лет. Древние ацтеки каждые 8 лет проводили праздник «поглощения воды и хлеба». В законах Моисеевых содержится указание: «И будете сеять в восьмой год…» Перечень можно было бы продолжить. Но и этого достаточно, чтобы понять значение Венеры в жизни древних народов! Венера была, безусловно, первой из «блуждающих звезд», которую выделил человек из-за ее приметной яркости.

Однако первоначально «утреннюю и вечернюю звезды» древние народы приняли за две разные. Утреннюю Венеру древние греки называли фосфорос, а латиняне - Люцифер, и то и другое слово означает «несущая свет».

А вечернюю Венеру называли - Веспер (Геспер), то есть «запад», «вечер».

Слово Веспер в наше время во многих языках означает «вечерняя молитва».

10.10.2016 0 7344


Эта скульптура — одно из наиболее известных произведений искусства, и одно из самых прекрасных. Писатель Шатобриан, увидев ее впервые, воскликнул: «Греция еще не давала нам лучшего свидетельства своего величия!».

Первый исследователь — секретарь Французской Академии художеств Картмер де Кинси — назвал статую Венерой Милосской , хотя вернее было бы дать ей греческое имя — Афродита. Ведь статуя была создана (и найдена) в Греции, а не в Риме. Скульптура богини любви известна каждому. Но если спросить, кто и когда создал Венеру Милосскую, как она выглядела изначально — ответом нам будут только предположения.

Афродита — богиня любви и красоты, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально она считалась богиней моря, неба и плодородия. Ее имя в переводе с греческого означает «рожденная из пены». Культ богини любви был распространен по всей Греции. Храмы Афродиты, в которых приносились бескровные жертвы, привлекали целые полчища молодежи, стремящейся к взаимной и счастливой любви.

Скульптурные изображения Афродиты — не редкость в античном искусстве. Ее изображали и обнаженной, и стыдливо кутающейся в одежды. Многие города заказывали ее статуи для своих храмов. До нашего времени, правда, большинство скульптур не сохранилось: войны и землетрясения, которых немало было в Греции, разрушали целые города.

Греческие статуи Афродиты. Слева направо: Афродита Менофантоса (Menophantos) Греческая скульптура 1-го века до н. э., Италия, Национальный музей Рима. Скульптура Афродита, Эрот и Пан. 100 год до н.э., Дельфы, Греция. Афродита Синуэсская 4 век до н. э. Греческая скульптура. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей.

Поэтому подлинников греческого искусства во всех музеях мира очень немного, и представление об этом периоде европейской культуры складывается на основании изучения мраморных копий, исполненных римлянами, подражавшими знаменитым мастерам. Впрочем, иногда земля отдает скрытые в ее недрах сокровища. Благодаря счастливой случайности были найдены статуи Афины, Артемиды, Ники... Олимпийские боги после многовекового заточения возвращаются на землю.

Милос (Мелос) — маленький скалистый островок в Эгейском море. Его покровительницей издавна считалась Афродита, которую римляне называли Венерой. Атрибутом богини считалось яблоко (символ острова), а ее месяцем был апрель.

Поэтому то, что именно на Милосе была обнаружена чудесная статуя этой богини и что произошло это как раз в начале апреля, глубоко символично. В 1820 году крестьянин Иргос вместе со своим сыном обрабатывал свое поле. Рядом находились руины древнего театра. Но Иргос редко обращал на них внимание: хозяйственные заботы занимали все его время.

Распахивая участок, крестьянин наткнулся на остатки стены и вытесанные из камня плиты. Обработанный камень ценился на острове (его использовали как строительный материал), поэтому Иргос решил выкопать свою находку и принялся расширять яму. Через некоторое время ему удалось откопать широкую каменную нишу, в которой глазам потрясенного крестьянина предстала статуя Афродиты, а рядом с ней лежали две статуэтки-гермы и несколько обломков мрамора.

Иргос знал, что иностранцы интересуются древними находками и что за статую можно получить крупное вознаграждение. Поэтому он отправился к французскому консулу Бресту и предложил ему осмотреть скульптуру. Тот был не силен в искусствоведении, но прекрасно знал о том, что французское правительство заинтересовано в пополнении коллекции Лувра. Поэтому Брест обратился к командирам стоящих в гавани французских кораблей с просьбой прислать офицера, разбирающегося в искусстве.

Мнения господ офицеров разделились. Одни полагали, что в статуе нет ничего особенного, другие доказывали, что она уникальна. Брест запросил разрешение на покупку у вышестоящей инстанции, а тем временем в гавань прибыло французское гидрографическое судно «Ла Шеврет». Мичман Дюмон-Дюрвилль (будущий адмирал, исследователь Антарктиды) сразу же понял, насколько ценна находка.

Благодаря его отчету французское правительство распорядилось выделить деньги для покупки статуи. Но к тому времени о Венере узнал Ойкономос Верги — приближенный Мурзуки, в то время фактически управлявшего всеми греческими островами.

Верги потребовал у жителей Милоса продать статую Турции. Когда корабль «Л’Эстафетт» прибыл в Милос, статую уже грузили на турецкую фелюгу. Французы бросились в погоню. Им удалось отбить у турок верхнюю половину статуи, а позже — выкупить и нижнюю часть.

Статуя (точнее, ее фрагменты, которые позже подверглись реставрации) была доставлена во Францию и преподнесена в дар королю Людовику XIII. Принимавшие участие в приобретении шедевра древности Вуатье и Дюмон-Дюрвилль были не только награждены, но и стали настоящими героями в глазах французской художественной богемы.

Король некоторое время пытался скрыть существование статуи (ведь Турция считала ее захват прямым пиратством), но слухи о прекрасном античном творении разошлись по всему миру, и Венера была помещена в Лувр. Первое знакомство с шедевром состоялось 7 мая 1821 года. Посмотреть на Венеру Милосскую приехали послы из Англии, Голландии, Турции.

Присутствовал на церемонии и греческий посол. Но в то время закона об охране ценностей в Греции еще не существовало (он появился в 1834 г.), поэтому греческие сокровища вывозились без всякого разрешения, а страна, в которой были созданы шедевры мирового искусства, не могла даже заявить протест.

Венеру Милосскую приписали резцу Праксителя, известнейшего скульптора древности (этого очень хотел Людовик XIII), хотя со временем было установлено, что скульптура была создана позже — приблизительно в 120 году до н.э. Вопрос о том, кто же является автором Венеры, поднимался неоднократно.

Выдвигалось предположение, что статуя была изваяна другим знаменитым мастером — Скопасом. А несколько позже, благодаря усердию ученика Гро, который зарисовывал скульптуру и привезенные с ней фрагменты мрамора, была обнаружена надпись, сделанная на пьедестале, до сих пор никем не замеченная.

Полустершиеся греческие буквы складывались в слова: «Александр (или Агессандр), сын Менида из Антиохи, исполнил это». После изучения надписи разгорелись дебаты. Одни радовались тому, что «нашелся» настоящий автор скульптуры (кстати, сегодня его имя помещают практически во всех справочниках по искусствоведению).

Другие, более осторожные, полагали, что Александр создал только пьедестал для статуи. А третьи склонялись к мысли, что оставивший подпись мастер был... первым реставратором Венеры Милосской.

На вопрос, что же реставрировал этот мастер, сторонники версии отвечали кратко: руки. Точнее, положение рук. Доказать или опровергнуть это предположение крайне сложно, ведь у Венеры руки отсутствуют.

Куда исчезли руки статуи? Описывая скульптуру, Дюрвилль упоминал о том, что богиня «...в левой поднятой руке держала яблоко, а правой придерживала красиво драпированный пояс, небрежно ниспадавший от бедер до ног». Сын консула Бреста, впрочем, упоминает только об одной руке — левой. Во всяком случае, Жан Экар в книге, вышедшей в 1873 году, приводит множество показаний очевидцев «приключений» скульптуры.

Доводы Экара казались выверенными и правдоподобными... до проведения серьезных исследований. Оказалось, что Экар привел только ту выдержку из отчета Дюрвилля, которая укладывалась в его версию. И «забыл» о приписке, текст которой не оставляет сомнения в том, что статуя лишилась рук значительно раньше, чем разгорелась памятная стычка между турками и французами: «Обе руки у нее были, к сожалению, сломаны». Окончательный вердикт вынесли эксперты: судя по патине (слою окислов) на обломках рук, а также качеству мрамора, руки были отбиты задолго до обнаружения статуи.

До сих пор не прекращаются споры о том, что держала в руках богиня любви. По мнению одних скульпторов — яблоко. Статую пытаются отождествить с мифом о том, как Гера, Афина и Афродита (в римском варианте — Юнона, Минерва и Венера) явились к пастуху Парису с просьбой решить, кто из них прекраснее. Каждая из них сулила юноше дары в случае победы. Парис вручил яблоко Афродите, отдав ей предпочтение перед остальными, а она пообещала ему Елену Троянскую.

Другие полагают, что Венера смотрелась в зеркало, любуясь своей красотой. Профессор Хасс высказывал мнение, что скульптор изобразил Венеру после купания, в тот момент, когда она собиралась умастить свое тело соком. В одной руке она держала фрукт, а в другой — сосуд для сока. Были и другие толкования. Венера сжимала в руках веретено... Держала щит Марса... Защищалась от навязчивого поклонника или, напротив, соблазняла его...

Возможно Венера Милосская выглядела так

Одной из наиболее аргументированных считается версия, которой придерживается целая плеяда ученых: статуя богини любви — часть скульптурной группы. На это указывает незаконченная драпировка с левой стороны и обработка мрамора на спине Венеры.

Искусствоведы расходятся лишь в том, кто же именно входил в группу. Существует несколько реконструкций, представляющих всевозможные скульптурные композиции: Венера и Геракл, Венера и Марс, Венера и Парис... Поза статуи трактуется совершенно по-разному, однако на сегодня она считается самой лучшей для изображения женского тела.

Статуя Афродиты хранит молчание. Все, что мы знаем о ней, — она прекрасна. Остальное — цепочка домыслов. Ведь при желании можно построить сколько угодно предположений. Например, по каким признакам исследователи решили, что перед ними именно статуя богини? Почему не предположить, что это кто-то из великих смертных или героев древности? Например, Елена Троянская? Впрочем, при одном лишь взгляде на статую все вопросы и сомнения кажутся мелкими и неважными.

Вдали от родной земли, через две тысячи лет после того, как скульптор взял в руки резец, она остается живым символом прекрасного. В отличие от древних греков, мы не поклоняемся богине. Но зато поклоняемся Красоте, воплощенной в ее скульптуре. Не случайно Венера Милосская — единственное произведение искусства, которому посвящено огромное количество стихов чуть ли не на всех языках мира.

Та звезда, что в небе всех звезд прекрасней..." - эти слова древнегреческой поэтессы Сафо (VII-VI вв. до н.э.), самой великой поэтессы древней Греции (недаром ее называли десятой музой), обращены к планете Венера - "Звезде Афродиты", покровительнице и вдохновительнице ее творчества.

Но Сафо была не только поэтессой. Она стояла во главе своеобразной школы, "кружка муз", основанной ей в городе Митилены на острове Лесбос. Туда со всей Греции съезжались девушки из самых знатных семей, чтобы обучиться музыке, пению, танцам и правилам хорошего тона. Эта школа была основана Сафо как культовое учреждение, посвященное богине любви и красоты Афродите, олицетворением которой на небе была планета Венера.

Название планеты Венера, используемое нами сегодня, имеет древнеримское происхождение. Но в прошлом каждый народ именовал ее по-своему.

Так, древние греки называли ее Фосфорос - несущий свет или Эосфорос - несущий утро. Этими названиями они величали Венеру утреннюю, а Венеру вечернюю именовали Геспер, что означает "вечерний". Гомер в своей "Илиаде" именно Геспер называет прекраснейшим светилом на небе.

Долгое время греки считали, что утренняя и вечерняя Венера - это два разных светила. Но уже в VI веке до н.э. Пифагор высказал догадку, что на самом деле это одна и та же планета (впрочем, до Пифагора об этом знали еще древние вавилоняне). Когда греки это поняли, у планеты появилось ее божественное имя - Афродита - богиня любви и красоты.

А в древнем Вавилоне Венера была олицетворением богини любви и плодородия Иштар. И именно ей были посвящены знаменитые висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света. Главные ворота Вавилона также были посвящены этой богине и назывались "воротами Иштар". Да и само название города Вавилон связано с этими воротами и планетой Венера: "Баб-иллун" - "ворота богини".

Там, в Вавилоне, в садах Семирамиды Александр Македонский искал убежища от жестоко палящего южного солнца. И там же, 13 июня 323 года до н.э., великий полководец умер от тропической малярии - наследия индийского похода. И скорбила о нем планета Венера, сиявшая в то утро в созвездии Тельца.

Вполне естественно, что Венера, богиня любви и красоты, была, в первую очередь, покровительницей женщин.

Рассказывают, что во время войны римлян с галатами, именно она вдохновила италийских женщин на подвиг. Они остригли головы и свои волосы отдали солдатам, чтобы те изготовили из них канаты для катапульт.

В эпоху эллинизма под именем Афродиты обожествляли цариц. Так, например, царица Египта Арсиноя II была после смерти обожествлена как Афродита Зе-фирийская. Ее храм находился близ города Канопа, недалеко от Александрии. Именно в этом храме Береника II принесла в жертву локон своих волос, ставший потом созвездием .

А в скандинавском обращении к женщине "фру" или немецком "фрау" и по сей день мы слышим отзвук имени этой планеты - Фрейя. Так в скандинавской языческой мифологии звали богиню любви, красоты и плодородия.

Еще одно интересное открытие ждет нас в древнеримской мифологии. Само название Венера, как уже упоминалось, римское, но у древних римлян, как и у греков, по традиции для вечерней и утренней Венеры были отдельные названия. Вечернюю Венеру называли Веспер - "вечер", а утреннюю - Люцифер, "несущий свет". Позднее, в христианской мифологии Венера-Люцифер стала одним из обозначений сатаны.

Но не только с сатаной связана утренняя Венера. В "Апокалипсисе" Христос говорит о себе: "Я есмь... звезда светлая и утренняя". Византийская же церковная поэзия уподобляет Венере Деву Марию: "звезде, являющей Солнце". А философ Ориген (около 185-245 гг. н.э.) сравнивает с Венерой Иоанна Крестителя, предтечу Иисуса Христа, так как тот предвещал его приход, подобно тому, как утренняя Венера предвещает восход Солнца.

На Земле, наверное, вряд ли найдется хоть один народ, который не обращал бы свои взоры на эту планету. Так, у индейцев Центральной Америки одним из главных божеств был Кецалькоатль - "Пернатый Змей". Он был творцом мира, создателем человека, покровителем жрецов и богом утренней звезды - Венеры.

В древнем городе майя Чичен-Ица, где находилась пирамида Кецалькоатля, был специально посвященный Венере храм. Как полагают некоторые исследователи, культ Венеры перешел к майя от тольтеков - народа, переселившегося на Юкатан и в район Чичен-Ицы в XI веке. Тольтеки называли Венеру Тлаунскальпантекутли и она была символом бога Мишкоатля - "Облачного Змея", которому приносились человеческие жертвы. Почиталась у них Венера и как бог войны Кахин.

По одному из ацтекских мифов Кецалькоатль умер, а затем воскрес и улетел на Венеру, обещав вернуться. Он должен был вновь появиться на востоке из-за Океана. Поэтому, когда испанские завоеватели высадились на восточном побережье Мексики в 1519 году, в год, посвященный Кецалькоатлю, ацтеки сначала приняли Кортеса, предводителя испанцев, за вернувшегося бога.

Являясь внутренней планетой, Венера, подобно Луне и Меркурию, меняет свои фазы. В этом отношении очень интересен миф австралийских аборигенов о Смеющейся Звезде.

Когда-то жили на Земле семь сестер Меа-Мей. За ними ухаживали братья Береи-Береи и хотели жениться на них. Но однажды двух сестер похитил старый Варруна - "Странствующий Герой", а остальные пять сестер, спасаясь от преследования, вознеслись на небо. Через некоторое время двум девушкам удалось убежать от Варруны и они присоединились к своим сестрам. С тех пор семь сестер Меа-Мей сияют в небе и известны как звездное скопление Плеяды. Братья Береи-Береи, узнав," что Меа-Мей стали звездами, вскоре умерли от тоски по ним. И духи вознесли их на небо, превратив в звезды пояса и меча Ориона.

У сестер Меа-Мей был на небе один родственник. Случилось так, что в тот момент, когда две сестры, спасаясь от Варруны, поднимались к небу, этот родственник смотрел на Землю. Видя, как Варруна бегал, кричал и приказывал сестрам вернуться, он так забавлялся неудачей старика, так радовался побегу сестер, что не выдержал и рассмеялся. Так он продолжает смеяться и поныне. Австралийцам этот веселый родственник Плеяд известен как "Смеющаяся Звезда" - Венера.

В этом мифе нет ничего удивительного. В истории встречается очень много случаев, когда люди невооруженным глазом видели Венеру на дневном небе, ее фазы. И с большой степенью вероятности мы можем предположить, что улыбка "Смеющейся Звезды" у австралийцев - это серп Венеры.

В только что рассказанном австралийском мифе внимательный читатель, наверное, уже заметил некоторую связь Венеры с Плеядами. Эту связь мы можем обнаружить и в русской сказке "О волке и семерых козлятах". Наиболее популярна та ее версия, где козлята - это Плеяды, а волк - Луна. И пожирание волком козлят - это ни что иное, как покрытие Плеяд Луной. Но есть и другая трактовка этой сказки. На Руси помимо утренних и вечерних названий Венеры, таких как: Зарянка, Зорница, Заряница или Вечерница, Вечерняя Звезда, было и такое название - Волчья Звезда. Поэтому волк, съедающий козлят - это Венера вблизи Плеяд, затмевающая их своим блеском, а лунный серп - это мама-коза.

На Руси Венера не всегда вызывала приятные ассоциации, к тому же, по народным поверьям, из-за нее случались солнечные затмения, так как именно в ней видели виновницу ссор между Солнцем и Луной. Ведь супружеская пара Луна и Солнце ссорятся из-за того, что Месяц начинает ухаживать за Венерой, из-за чего разгорается семейный скандал и происходит затмение.

Любовные связи Венеры и Месяца - очень распространенный сюжет в мифах и сказаниях многих народов. Например, в архаическом балтийском мифе о "небесной свадьбе", Месяц изменяет Солнцу с Венерой, за что бог-громовержец Перкунас разрубает Месяц мечом. А в латышской мифологии Солнце, Сауле, из ревности повелевает Венере, Аустре, всегда держаться рядом. Поэтому Венера никогда не удаляется далеко от Солнца.

Венера была влюблена не только в Месяц. Двигаясь по небосклону, она соединяется с другими планетами. За это на древнем Востоке ее называли "блудницей". Согласно греческим мифам Афродита была женой Ареса и Гермеса (Марса и Меркурия), а также других богов. Но это уже более поздние мифы. В самых же ранних Афродита была воплощением всепроникающей космической любви. Недаром ее самым древним титулом был Афродита Урания - то есть Афродита Небесная.

В эти вечера Венера величественно сияет на небосводе. Когда Вы будете смотреть на нее, подумайте о том, что на протяжении многих тысячелетий миллиарды людей устремляли к ней взоры. Миллиарды сердец учащенно бились, пораженные ее светлыми стрелами.

О, сколько влюбленных сходили с ума от страсти, вселяемой в них Венерой, сколько юных невест, из поколения в поколение, на протяжении многих тысяч лет с нетерпением ждали ее появления на небесах и делились с ней своими самыми сокровенными мечтами! Сколько неспокойных душ, мучимых любовью, сгорело в ее лучах... подумайте об этом!

>> Первые наблюдения

Первые наблюдения

Венеру, также как Сатурн, Юпитер, Марс и Меркурий, человечество знало еще в эпоху каменного века. Планетой восхищались древние китайцы и греки, жители Египта, Вавилона и Месопотамии, индейские племена Южной и Северной Америки. Ошибались древние звездочеты только в одном - они делили Венеру на две звезды, одну наблюдая рано утром, другой поклоняясь в сумерках. Отсюда и два названия. У жителей древней Эллады Венера, восходящая утром, звалась Фосфор, восходящая вечером - Веспер. Жители дельты Нила утреннюю именовали Тайоумутири, вечернюю - Оуэйти. Майя придумали Венере два названия: Великая Звезда или Нох Эк и Звезда Осы или Ксукс Эк, также древние майя умели вычислять синодический период Венеры.

Пифагорейцы первые заговорили о том, что утреннее и вечернее сияющее чудо - это одна звезда, а не две. А Гераклит Понтийский доказывал в своих научных тркдах, что Венера вращается не вокруг Земли, как ошибочно предполагали тогда, а вокруг Солнца. Где-то в этот же исторический период греки стали называть Венеру в честь богини Афродиты, богини любви и красоты на греческом Олимпе.

Кажущееся нам традиционным и неизменным название планеты Венера предложили древние римляне, назвав так чарующее небесное тело по аналогии с греческим вариантом. Афродита и Венера - вечно-юные богини женственности, красоты, любви. Изучение планет в античный период истории человечества сводилось большей частью к составлению карт звездного неба. Хотя, древние астрономы пытались рассчитать расстояние от Земли до всех известных тогда планет Солнечной системы.

Необычно понимание Венеры у древних индейцев Южной Америки. Они связывали Венеру с жизнью мужского божества - Кецалькоатля. По индейским верованиям, каждый цикл Венеры, а они располагали знаниями о венерианских циклах, олицетворяет жизнь бога Кецалькоатля на Земле. Утреннее восхождение Венеры озаряет появление бога на Земле. Вторая фаза утреннего цикла Венеры заставляет Кецалькоатля испытывать сильнейшее возбуждение и совершать необдуманные поступки. Когда Венера полностью прячется от глаз майя за солнечным диском, тогда Кецалькоатль веде жестокую битву с беспощадным Солнцем. Вечерняя фаза Венеры наделяет Кецалькоатля мудростью и умиротворением, он спускается на Землю в облике человека и делится тайнами мудрости с внимающими ему майя. Нижняя фаза вечерней Венеры символизирует смерть божества. Новый цикл Венеры - и история Кецалькоатля повторится вновь, и так неизменно до скончания времен Венера символизирует подвиги бога индейцев майя на Земле. В священном городе майя была возведена специальная астрономическая башня, предназначавшаяся только для наблюдения за Венерой. Проводя ночи в наблюдениях за небесными телами на башне Эль-Караколь, звездочеты пламени майя составили примерный календарь затмений Венеры, пытались рассчитать время оборота планеты вокруг своей оси.

Удивительно понимание Венеры древними китайцами. Для них Венера была мужского рода. Ее цвет - белый, который тогда в Китае символизировал смерть. Осенью Венера ярче всего видна в свою вечернюю фазу, поэтому китайцы отдали ей покровительство над этим временем года. Из известных тогда химических элементов, Венере был отдан металл. Согласитесь, ничего общего с восприятием планеты античной Европой. В Вавилоне Венеру считали матерью богов Иштар и называли “ярким факелом небес”.

Древние славяне называли Венеру на греческий манер Афродит, или же Денница и Чигирь-звезда. Но славянская мифология практически не связана с символикой и обожествлением звезд, поэтому историки и располагают скудной информацией. Известно только, что наши предки знали Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Традиционные для славянской культуры источники - летописи и фольклор ничего не говорят о попытке изучить движение Венеры.

Первым из великих умов Европы заговорил о возможности прохождения Венеры по Солнцу Иоганн Кеплер в 1631 году.

Самым первым и самым романтичным упоминаем о Венере в письменных источниках является легенда о происхождении Исиды и Гора, древнеегипетских божеств. В древнейших религиозных текстах Древнего Египта, которые называются “Тексты пирамид”, говорится, что Исида и ее сын Гор потомки Великой Утренней Звезды… Потомки божественной Венеры