Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Усатый художник. Сальвадор Дали (Salvador Dali) и его сюрреалистические картины

Усатый художник. Сальвадор Дали (Salvador Dali) и его сюрреалистические картины

Р ассматриваем «ламберсексуальные» портреты XIX века вместе с Софьей Багдасаровой.

Ламберсексуал (от англ. lumberjack - «лесоруб») - брутальный мужчина с бородой. В наши дни борода - это символ маскулинности, способ подчеркнуть собственную индивидуальность, выделиться из толпы. В середине и во второй половине XIX века в России бороду также носили для того, чтобы показать отличие ее обладателя от окружающих .

Не бриться в то время могли себе позволить только полностью «свободные» люди - те, кто не состоял на службе у государства. (Да еще представители простых сословий - духовенство, купцы, крестьяне и старообрядцы.)

Для прочих существовали специальные законы и рескрипты. При Николае I усы могли носить только офицеры, а чиновники были обязаны гладко выбривать все лицо. Только пойдя на повышение, они могли позволить себе короткие бакенбарды - и то лишь, если начальство было благосклонно.

«Вместе с тем Его Величество изволил повелеть: не допускать никаких странностей и в усах, и в бакенбардах, наблюдая, чтобы первые были не ниже рта, а последние, ежели не сведены с усами, то также не ниже рта, выбривая их на щеках против оного».

Распоряжение о форме прически. Приказ по военному ведомству

Исаак Левитан. Картина Валентина Серова. 1893. Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Картина Ивана Крамского. 1872. Третьяковская галерея

Марк Антокольский. Картина Ивана Крамского. 1876. Русский музей

Растительность на лице столичного жителя считалась признаком вольнодумства и не одобрялась властями. Ко второй половине XIX века интеллигенты, представители либеральной общественности начали усиленно отращивать бороды. Как пишет знаменитая мемуаристка Елизавета Николаевна Водовозова, «они не желали походить, как выражались тогда, на «чиновалов» или «чинодралов», не хотели носить официального штемпеля» . Отращивание бороды было явным вызовом тотальному государственному контролю.

Выйдя в отставку, гладко выбритый артиллерийский поручик Лев Толстой отращивает бороду - причем одну из самых узнаваемых в русском искусстве. Петрашевец Алексей Плещеев, сосланный простым солдатом в оренбургский батальон, по возвращении из ссылки вскоре заводит на лице великолепную растительность. Выпускник Морского кадетского корпуса Василий Верещагин, уйдя на гражданку и полностью отдавшись живописи, с радостью вливается в ряды бородачей. Примеров бесчисленное множество. Борода означала принадлежность к «вольной» профессии - писатель, журналист, художник, архитектор; «босое» лицо - наличие взыскательного начальства с глупыми правилами.

Лев Толстой. Картина Ивана Крамского. 1873. Третьяковская галерея

Алексей Плещеев. Картина Николая Ярошенко. 1887. Харьковский художественный музей

Василий Верещагин. Картина Ивана Крамского. 1883. Третьяковская галерея

В эту же эпоху распространяется славянофильство: среди мыслящих людей это означало в моде возврат к «старым русским традициям». Припомнили, что до закона Петра Великого 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» борода была обязательным признаком настоящего русского человека.

Это сочеталось с общеевропейским модным трендом: усы, бакенбарды и борода в 1850-е годы становятся популярным аксессуаром викторианского мужчины. Способствовали этому, как считается, длительное проживание британцев среди усатых индусов, а также Крымская война и массовое возвращение заросших ветеранов. До этого в Европе растительность на лице также считалась символом революционного духа и политической провокации.

Аполлон Майков. Картина Василия Перова. 1872. Третьяковская галерея

Владимир Соловьев. Картина Николая Ярошенко. 1892. Третьяковская галерея

Всеволод Гаршин. Картина Ильи Репина. 1884. Метрополитен-музей

Позиция государства относительно бород смягчилась в

Великий князь Михаил Николаевич в наряде атамана запорожских казаков XVII века на костюмированном балу. 1903.

В XXI веке бородачи снова в тренде.

Ну, здесь биография Сальвадора Дали. Сальвадор — один из моих любимых художников. Я старался добавить побольше грязных подробностей вкусных интересных фактов и цитат друзей из окружения мэтра, которых нету на других сайтах. Имеется краткая биография творчества художника — см навигацию внизу. Много взято из фильма Габриэллы Полеты «Биография Сальвадора Дали», поэтому — осторожно, спойлеры!

Когда вдохновение меня покидает, я откладываю кисть и краски в сторону и сажусь строчить что-нибудь про людей, которым я вдохновляюсь. Такие дела.

Сальвадор Дали, биография. Оглавление.

Действующие лица

В Соединенных Штатах чета Дали проведет следующие восемь лет. Сразу по приезду в Америку Сальвадор и Гала закатили грандиозную оргию пиар акцию. Они устроили костюмированную вечеринку в сюрреалистическом стиле (Гала сидела в костюме единорога, мда) и пригласили самых видных людей из богемной тусовки своего времени. Дали вполне удачно начал выставляться в Америке, а его шокирующие выходки очень полюбились американской прессе и богемной тусовке. Чего, чего, а такой виртуозно-артистичной шизы они еще не видели.

В 1942 году сюрреалист публикует свою автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Книжка для неподготовленных умов будет слегка шокирующей, я сразу говорю. Хотя почитать стоит, интересно. Несмотря на очевидную странность автора, читается довольно легко и непринужденно. ИМХО, Дали, как писатель, довольно неплох, в своем роде, конечно.

Тем не менее, несмотря на огромный успех у критиков, Гале опять было трудно найти покупателей картин. Но, все переменилось, когда в 1943 году выставку Дали посетила состоятельная пара из Колорадо — Рейнольд и Элеонор Мос стали постоянными покупателями картин Сальвадора и друзьями семьи. Чета Мос приобрела четверть всех картин Сальвадора Дали и позже основали музей Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге, но не в том в котором вы подумали, а в Америке, во Флориде.

Мы начали коллекционировать его работы, часто встречались с Дали и с Галой и мы ему нравились, потому что нам нравились его картины. Гала тоже нас полюбила, но ей нужно было поддерживать свою репутацию человека с тяжелым характером, она разрывалась между симпатией к нам и своей репутацией. (с) Элеонор Мос

Дали плотно работает, как дизайнер, участвуя в создании украшений и декораций. В 1945 году Хичкок пригласил мэтра для создания декораций к своему фильму «Завороженные». Даже Уолт Дисней был покорен волшебным миром Дали. В 1946 году он заказал мультфильм, который познакомил бы американцев с сюрреализмом. Правда наброски вышли настолько сюрными, что мультик так и не появится в прокате, но позже, все-таки будет закончен. Он называется Destino, мультик шизофазный, очень красивый, с качественной рисовкой и стоит того, чтобы его посмотреть, в отличие от Андалузского пса (не смотрите пса, честно).

Размолвка Сальвадора Дали с сюрреалистами.

В то время, как все художественное и интеллектуальное сообщество ненавидело Франко, так как он был диктатором, силой захватившим республику. Дали, тем не менее решил пойти против всеобщего мнения. (с) Антонио Пичот.

Дали был монархистом, он беседовал с Франко и тот сказала ему, что собирается восстановить монархию. Так что Дали был за Франко. (с) Леди Мойн

Живопись Сальвадора в это время приобретает особенно академический характер. Для картин мэтра этого периода особенно характерна классическая составляющая, несмотря на очевидный сюр сюжета. Также маэстро пишет пейзажи и классические картины без всякого сюрреализма. Многие полотна также приобретают отчетливо религиозный характер. Известные картины Сальвадор Дали этого времени — Атомная леда, Тайная вечеря, Христос святого Хуана де ла Крус и т.д.

Блудный сын вернулся в лоно католической церкви и в 1958 году Дали и Гала обвенчались. Дали было 54 года, Гале 65. Но, несмотря на венчание, их роман изменился. Гала превратила Сальвадора Дали в мировую знаменитость, но хотя их партнерство было гораздо больше, чем деловым, Гала любила молодых жеребцов, чтоб стоял по часу без перерыва, а Сальвадорыч был уже не тот. Он уже не был похож на эдакого бесполого экстравагантного эфеба, которого она знала раньше. Поэтому их отношения к тому времени заметно охладели, а Галу все чаще видели в окружении молодых альфонсов и без Сальвадора.

Многие думали, что Дали просто шоумен, но это не так. Он работал по 18 часов в день, восхищаясь здешними пейзажами. Я думаю он был в общем простым человеком. (с) Леди Мойн.

Аманда Лир, вторая большая любовь Сальвадора Дали.

Всю жизнь отжигавший Сальвадор с горящими глазами превратился в трясущегося несчастного зверька с загнанным взглядом. Время не щадит никого.

Смерть Гала, жены сюрреалиста.


Вскоре маэстро ждал новый удар. В 1982 году, в возрасте 88 лет Гала умерла от инфаркта. Несмотря на достаточно охладевшие в последнее время отношения, Сальвадор Дали со смертью Галы потерял свой стержень, основу своей существования и и стал похож на яблоко, у которого сгнила сердцевина.

Для Дали это было сильнейшим ударом. Как если бы его мир развалился на части. Наступило страшное время. Время глубочайшей депрессии. (с) Антонио Пичот.

После смерти Галы Дали покатился по наклонной. Он уехал в Пуболь. (с) Леди Мойн.

Знаменитый сюрреалист переехал в замок, купленный для жены, где следы ее былого присутствия позволяли ему хоть как-то скрасить его существование.

Я думаю было большой ошибкой уединиться в этом замке, где его окружали люди, которые его совсем не знали, но таким образом Дали оплакивал Галу (с) Леди Мойн.

Когда-то известный тусовщик Сальвадор, дом которого всегда был полон людей, пьяных от розового шампанского, превратился в затворника, который допускал к себе только близких друзей.

Он сказал — хорошо, давай встретимся, но в полной темноте. Я не хочу, чтобы ты видела, какой я стал седой и старый. Я хочу, чтобы та запомнила меня молодым и красивым (с) Аманда.

Меня попросили навестить его. Он выставил на столик бутылку красного вина, бокал, поставил кресло, а сам оставался в спальне с закрытой дверью. (с) Леди Мойн.

Пожар и смерть Сальвадора Дали


Судьба, ранее баловавшая Дали удачей, решила, как будто в отместку за все предыдущие годы, подбросить Сальвадору новую беду. В 1984 году в замке случился пожар. Ни одна из круглосуточно дежуривших сиделок не отозвалась на крики Дали о помощи. Когда Дали спасли, его тело обгорело на 25 процентов. К сожалению, судьба не подарила художнику легкую смерть и он выздоровел, хоть был истощен и покрыт шрамами от ожогов. Друзья Сальвадора уговорили его оставить свой замок и переехать в музей в Фигерасе. Последние годы перед смертью, Сальвадор Дали провел в окружении своего искусства.

Спустя 5 лет Сальвадор Дали умер в больнице в Барселоне от остановки сердца. Такие дела.

Такой конец кажется слишком печальным для человека, который был переполнен жизнью и настолько отличался от других. Он был невероятным человеком. (с) Леди Мойн

Это вы Врубелю с Ван Гогом скажите.

Сальвадор Дали обогатил нашу жизнь не только своими картинами. Я рада, что он позволил нам так близко узнать его. (с) Элеонора Мос

Я чувствовала, что закончилась огромная, очень значимая часть моей жизни, как будто я потеряла собственного отца. (с) Аманда.

Встреча с Дали для многих была настоящим открытием нового огромного мира, необычной философии. По сравнению с ним, все эти современные художники, которые пытаются копировать его стиль, выглядят просто жалко. (с) Ультрафиолет.

Перед смертью Сальвадор Дали завещал похоронить себя в своем музее, в окружении его работ, под ногами его восхищенных поклонников.

Наверняка есть люди, которые даже не знают, что он умер, они думают, что он просто больше не работает. В некотором смысле, неважно жив Дали или мертв. Для поп-культуры он всегда жив. (с) Элис Купер.

Сальвадор Дали – знаменитый испанский живописец 20-го века, писавший свои картины в стиле сюрреализм. Он вывел данный жанр на новый уровень. Его произведения искусства олицетворяли собой безграничную фантазию. Как человек Сальвадор был весьма странным.

1. Попытки играть свинг

Жизнь Дали и его искусство приходятся на годы расцвета джаза и бурной его трансформации. Не удивительно, что Сальвадор любил данный стиль музыки и совершал попытки исполнять его самостоятельно. Дали несколько раз пробовал играть на ударных свинг, но получалось у него это не очень хорошо, после чего художник и вовсе забросил это дело.

О том, как играть свинг на барабанах, можно узнать, пройдя по ссылке.

2. Сны в качестве вдохновения

Для того, чтобы к Сальвадору Дали пришла муза, он иногда засыпал возле холста с ключом в руках. Заснув таким образом, мышцы художник расслаблялись и ключ падал, от чего сразу же Дали просыпался, и пока сон не успевал забыться, он переносил приснившиеся ему образы на холст.

3. Странные аксессуары и костюмы

В 1934 году Сальвадор гулял по Нью-Йорку с весьма странным аксессуаром, а именно: с двухметровым батоном хлеба у себя на плече. Во время посещения выставки сюрреализма в Лондоне, он одел костюм водолаза.

4. Боязнь кузнечиков

У Сальвадора Дали была фобия кузнечиков. Его сверстники об этом знали и специально подкидывали ему насекомых. Для того, чтобы друзья смогли переключится от истинных страхов на ложные, художник рассказал своим сверстникам, что боится бумажных самолетиков. На самом деле у Дали не было такого страха. С возрастом у великого художника появились новые фобии: боязнь вождения автомобилей и боязнь людей. С появлением жены Галы все страхи Дали исчезли.

5. Послание отцу

Сальвадор Дали поссорился со своим отцом после смерти своей мамы. В результате этого художник сделал очень странный поступок: он отправил отцу посылку со своей спермой, вместе с конвертом, в котором было написано: "Это все, что я тебе должен".

6. Оформление витрины

В 1939 году Сальвадор Дали впервые обрел скандальную популярность, когда он получил заказ на оформление витрины одного из известных дорогих магазинов. Дали решил, что тематика будет «день и ночь». В его творческой работе участвовали манекены с настоящими прядями волос, срезанными с трупа. Также там присутствовала банная лохань, черная ванна, и череп буйвола, у которого в зубах находился истекающий кровью голубь.

7. Сотрудничество с Уолтом Диснеем

С 1945 по 1946 года Дали совместно с Уолтом Диснеем работал над короткометражным фильмом «Destino». В то время он не вышел в прокат и не был показан зрителям, так как картину посчитали нерентабельной. В 2003 году этот мультфильм выпустил племянник Диснея Рой Эдвард Дисней. Картина получила премию Оскар

8. Дизайн упаковки «Чупа-Чупс»

Создателем дизайна упаковки знаменитых леденцов «Чупа-Чупс» был Сальвадор Дали. Об этом его попросил друг и земляк Энрики Бернард, собственник фирмы по производству конфет. Логотип, придуманный и нарисованный Дали всего за час в 1969 году, используется компанией и по сей день с небольшими изменениями.

За данную работу художник не взял денег, он попросил, чтобы ему бесплатно давали каждый день коробку "Чупа-Чупс". Такое большое количество леденцов Дали съедать не мог, поэтому он делал следующую странную вещь: приходя на детскую площадку, он облизывал конфеты и бросал их в песок.

9. Усы

В 1954 году фотограф Филипп Халсмон выпустил книгу под названием "Усы Дали: фотоинтервью». В ней изображены не только усы Дали, но и обнаженные женские тела, вода и багеты.

10. Питомец

Сальвадор Дали выбрал в качестве своего питомца гигантского муравьеда. Он гулял с ним по Парижу, также приходил с ним на светские приемы, после этого заводить себе муравьеда у них стало модными явлением, вид даже чуть не исчез из природы. До муравьеда Дали в качестве домашнего животного содержал карликового леопарда.

11. Завещание

Сальвадор Дали завещал похоронить себя таким образом, чтобы любой человек имел возможность ходить по его могиле. Забальзамированное тело великого художника замуровано в поле театра-музея Дали.

С уверенностью можно сказать, что людей, не слышавших о Дали, попросту не существует. Одни знают его по творчеству, отразившему целую эпоху в жизни человечества, другие - по эпатажу, с которым он жил и рисовал.

Все работы Сальвадора Дали стоят в наши дни миллионы, и всегда находятся ценители творчества, готовые заплатить за холст необходимую сумму.

Дали и его детство

Первое, что следует сказать о великом художнике - он испанец. К слову, своей национальной принадлежностью Дали невероятно гордился и был настоящим патриотом своей страны. Семья, в которой он родился, во многом определила его жизненный путь, особенности позиции. Мать великого творца была человеком глубоко верующим, в то время как отец - убежденным атеистом. С самого детства Сальвадор Дали был погружен в атмосферу многозначности, некоторой амбивалентности.

Автор полотен, оцененных в миллионы, учеником был довольно слабым. Неусидчивый характер, неудержимое стремление к выражению собственного мнения, слишком бурное воображение не позволили ему добиться больших успехов в обучении, однако как художник Дали проявил себя достаточно рано. Первым его способности к рисованию заметил Рамон Пичот, направивший талант четырнадцатилетнего творца в нужное русло. Так уже в четырнадцать лет молодой художник представил свои работы на выставке, проходившей в Фигерасе.

Юность

Работы Сальвадора Дали позволили ему поступить в мадридскую Академию изобразительных искусств, однако молодой и уже тогда эпатажный художник надолго там не задержался. Будучи убежденным в своей исключительности, он был в скором времени отчислен из академии. Позже, в 1926 году, Дали решил продолжить обучение, однако вновь был исключен, уже без права на восстановление.

Огромную роль в жизни молодого художника сыграло знакомство с Луисом Бонюэлем, ставшим впоследствии одним из самых знаменитых режиссеров, работающих в жанре сюрреализма, и Федерико который вошел в историю как один из самых ярких поэтов Испании.

Изгнанный из академии искусств, молодой художник свои не прятал, что позволило ему еще в юности организовать собственную выставку, которую посетил великий Пабло Пикассо.

Муза Сальвадора Дали

Конечно, любому творцу необходима муза. Для Дали ею стала Гала Элюар, бывшая на

Момент знакомства с великим сюрреалистом замужем. Глубокая, всепоглощающая страсть стала толчком к уходу от мужа для Галы и к активному творчеству для самого Сальвадора Дали. Возлюбленная стала для сюрреалиста не только вдохновителем, но и своего рода менеджером. Благодаря ее усилиям работы Сальвадора Дали стали известны в Лондоне, Нью-Йорке и Барселоне. Слава художника приобрела совершенно иные масштабы.

Лавина славы

Как и положено любой творческой натуре, художник Дали постоянно развивался, стремился вперед, совершенствовал и преобразовывал технику. Конечно, это привело к значительным переменам в его жизни, наименьшей из которых стало исключение из списка сюрреалистов. Впрочем, на его карьере это никак не сказалось. Многотысячные, а затем и многомиллионные выставки набирали обороты. Осознание же величия пришло к художнику после публикации автобиографии, тираж которой разошелся в рекордные сроки.

Самые знаменитые работы

Человека, не знающего ни одной работы Сальвадора Дали попросту не существует, однако немногие могут назвать хотя бы несколько произведений великого художника. По всему миру творения эпатажного деятеля искусства хранятся как зеница ока и показываются миллионам посетителей музеев и выставок.

Сальвадор Дали самые известные картины рисовал почти всегда в некоем порыве чувств, вследствие определенного эмоционального всплеска. К примеру, «Автопортрет с рафаэлевской шеей» был написан после смерти матери художника, что стало для Дали настоящей душевной травмой, в чем он неоднократно признавался.

«Постоянство памяти» - одна из известнейших работ Дали. Именно у этой картины существует несколько разных названий, равноправно сосуществующих в искусствоведческих кругах. На холсте в данном случае запечатлено место, в котором художник жил и творил - Порт-Льигата. Многие исследователи творчества утверждают, что пустынный берег отражает в данной картине внутреннюю пустоту самого творца. Сальвадор Дали «Время» (как еще называют эту картину) рисовал под впечатлением от таяния сыра сорта «Камамбер», из чего, возможно, и появились ключевые образы шедевра. Часы, приобретающие на холсте совершенно немыслимые формы, символизируют собой человеческое восприятие времени и памяти. «Постоянство памяти» - определенно одна из самых глубоких и продуманных работ Сальвадора Дали.

Разнообразие творчества

Ни для кого не секрет, что картины Сальвадора Дали весьма различны между собой. Определенному периоду в жизни художника свойственны та или иная манера, стиль, определенное направление. Ко времени, когда творец во всеуслышание заявлял: «Сюрреализм - это я!» - относятся работы, написанные с 1929 по 1934 год. К этому периоду относятся такие картины, как «Вильгельм Телль», «Вечерний призрак», «Кровоточивые розы» и многие другие.

Перечисленные работы в существенной мере отличаются от картин периода, ограниченного 1914 и 1926 годами, когда Дали Сальвадор творчество свое держал в определенных рамках. Ранним произведениям мастера эпатажа свойственна большая равномерность, размеренность, большее спокойствие, в некоторой мере большая реалистичность. Среди таких картин можно выделить «Праздник в Фигерасе», «Портрет моего отца», написанный в 1920-1921 годах, «Вид Кадакеса с горы Пани».

Сальвадор Дали самые известные картины писал и после 1934 года. С этого времени метод художника стал «параноидально-критическим». В этом ключе творец работал до 1937 года. Среди написанного Дали в это время самую большую известность получили картины «Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» и «Атавистические останки дождя»

За «параноидально-критическим» периодом следовал так называемый американский. Именно в это время Дали пишет свой знаменитый «Сон», «Галарину» и «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения».

Все большее напряжение приобретают работы Сальвадора Дали с течением времени. За американским периодом следует период ядерного мистицизма. Картина «Содомское самоудовлетворение невинной девы» написана именно в это время. В этот же период, в 1963 написан «Вселенский собор».

Дали успокаивается


Время с 1963 по 1983 год искусствоведы называют периодом «последней роли». Работы этих лет более спокойны, нежели предыдущие. В них наблюдаются четкая геометрия, очень уверенная графика, преобладают не плавные, тающие, а четкие и достаточно строгие линии. Здесь можно выделить знаменитого «Воина», написанного в 1982 году, или же «Явление лица на фоне пейзажа».

Менее известный Дали

Мало кто знает, но Сальвадор Дали самые творил не только на холсте и дереве и не только при помощи красок. Знакомство художника с Луисом Бонюэлем не только во многом определило дальнейшее направление творчества Дали, но и отразилось в картине «Андалузский пес», шокировавшей в свое время зрительскую аудиторию. Именно этот фильм стал своего рода пощечиной буржуазии.

В скором времени пути Дали и Бонюэля разошлись, однако их совместное творчество вошло в историю.

Дали и эпатаж

Даже внешний вид художника говорит о том, что это натура глубоко творческая, необыкновенная и стремящаяся к новому, неизведанному.

Дали никогда не отличался стремлением к спокойному, традиционному внешнему виду. Наоборот, своими необычными выходками он гордился и всячески использовал их в свою пользу. О собственных усах, к примеру, художник написал книгу, назвав их «антеннами для восприятия искусства».

Одну из собственных встреч в порыве произвести впечатление Дали решил провести в водолазном костюме, в результате чего едва не задохнулся.

Дали Сальвадор творчество свое ставил превыше всего. Славу художник завоевывал самыми непредвиденными, самыми странными способами, которые вообще можно вообразить. Он покупал долларовые купюры за 2 доллара, продавая затем книгу об этой акции за огромные деньги. Художник отстаивал право своих инсталляций на существование их разрушением и приводами в полицию.

Сальвадор Дали самые известные картины после себя оставил в огромном количестве. Впрочем, как и воспоминания о своем странном, непостижимом характере и мировидении.

Сальвадор Дали был потрясающим живописцем. Кроме того, он никогда не стеснялся, но даже стремился эпатировать публику. Для него было нормой прийти на выставку сюрреалистических работ в костюме водолаза или приехать в университет на автомобиле, сплошь украшенном цветной капустой.

Его безумные выходки привлекали внимание общественности не меньше, чем его творчество. Еще одной его отличительной чертой были усы. Эти тонкие и невероятные, не похожие ни на одни другие в мире усы заставляли изумиться многих. О них Сальвадор Дали даже написал книгу и ежедневно трепетно укладывал их, стараясь каждый раз придать им необычную форму.

Усы Сальвадора Дали настолько тонкие и необычные, что, глядя на них в первый раз, сложно поверить, что это настоящее природное украшение лица. Представить этого знаменитого художника без его усов очень сложно. На одних фото они яростно и воинственно торчат в стороны, на других – немного подкручены к верху, как у короля Филиппа IV.

Дали сравнивал это украшение своего лица с усами Ницше, стремясь перещеголять известного философа. Он считал, что его усы всегда будут превосходить растительность на лице Фридриха и никогда не будут ассоциироваться с катастрофами, тоской и грустью, навевая на окружающих пессимистические настроения.

Свои усы сам художник называл империалистическими и сверхнационалистическими, специально заостряя их кончики и обязательно располагая их максимально вертикально.

Для справки! Художник утверждал, что его усы ни разу не выглядели одинаково более двух дней подряд, что говорит о том, что он тщательно следил за их видом, скрупулезно подбирая каждый новый образ.

В 1954 году Сальвадор Дали продемонстрировал в Риме свои усы, утверждая, что в тот момент они были длинны, как никогда ранее и достигли 25 см. Что только художник не выделывал со своими усами на протяжении всей жизни – он завивал и изгибал их, делал остроконечными и разветвлял их кончики. Он часто ассоциировал их с антеннами и передатчиками, через которые получает идеи и воспринимает искусство.

Свое украшение лица художник считал выдающейся особенностью, сравнивая его со знаменитыми бровями Платона, Леонардо да Винчи и утверждая, что они непременно запомнятся людям на долгие годы.

Как Дали ухаживал за своими усами?

Экстравагантность этой части образа художника настолько привлекательна и необычна, что многие задаются вопросом, как ему удавалось много лет сохранять внешний вид усов и ухаживать за ними?

Однажды Сальвадору задали этот вопрос, и он ответил, что секрет его ухода за усами – это… финики. Художник утверждал, что после того, как он полакомится сладкими плодами, он не спешил мыть руки, а проводил несколько раз липкими пальцами по усам. Так волоски становились более твердыми (попросту слипшимися) и им можно было придать любую желаемую форму.

Совет! Однажды Сальвадор Дали признался, что из его усов стали выпадать волоски, а потому он перестал их подрезать. Насколько это помогло справиться с проблемой сейчас сложно сказать, но таким методом можно воспользоваться. Эти слова были восприняты общественностью только как ход для привлечения внимания.

Как выглядят усы Сальвадора Дали: фото


Книга «Усы Дали»

Великий Сальвадор Дали был невероятно оригинальным и необычным человеком. Его современники отмечали, что насколько он был талантливым, настолько же и безумным. Особой его страстью были совершенно неповторимые усы, которые являлись предметом его гордости на протяжении всей жизни.

Одним из его известных творений стала книга «Усы Дали: фотоинтервью» из-за которой многие люди посчитали его чудаком. Эта книга была названа произведением абсурда и сплошь состоит из фотографий главного украшения его лица и различных историй, посвященных им же.


О своих усах Дали мог рассказывать целыми днями и утверждал, что они растут вместе с силой его таланта и воображения.

Книга вышла в соавторстве с Филиппом Халсманом и это многократно усилило ее эффект, поскольку она была очень правильно и эффектно оформлена, наполнившись множеством оригинальных фотографий усов. В ней, например, были фото, на которых усы были завязаны на узел, уложены в виде цветка или значка доллара и т.д. Это стало своеобразным ответом на бесчисленные вопросы злопыхателей об усах автора.

Одним из центральных снимков в издании, среди прочих других, стало фото с глубоким смыслом. На этой фотографии художник развесил на своих длинных и тонких усах портреты главных вождей коммунизма в определенном порядке: Карла Маркса, у которого была пышная шевелюра и столь же внушительная борода, дальше – Энгельс с более скромной прической и бородой, потом – почти лысый Ленин со сдержанной бородкой и усами. За ними последовал Сталин с усами и уже без бороды, завершил композицию гладко выбритый и лысый Маленков. Так Сальвадор Дали дал свою оценку развитию коммунизма.

Почему усы художника не истлели за столько лет?

Недавно жительница Испании, 61-летняя женщина, заявила, что она является дочерью знаменитого Сальвадора Дали. После длительных судебных процессов было решено, что единственным способом честно ответить на вопрос, является ли эта дамаа наследницей великого художника, является эксгумация его тела. Поскольку других вариантов решения этого вопроса не было и взять нужный материал больше было негде, суд решил извлечь останки Сальвадора Дали и провести исследование.

Все, кто присутствовал на эксгумации, были поражены тем, что усы Дали, о которых знает весь мир, даже спустя 28 лет после рти остались в великолепном состоянии и не только сохранились, но и держали прежнюю форму.

Человек, который бальзамировал тело художника в далеком 1989 году, НарцисБардале, называет это настоящим чудом. В то же время специалисты, которые часто работают с человеческими останками, утверждают, что в этом совсем нет ничего необычного. Объясняется это тем, что, когда труп находится в некоем пространстве без доступа воздуха, волосы на его теле могут сохранять свой вид на протяжении многих лет.

Так, например, Джордж Широ, опытный судмедэксперт, утверждает, что такое свойство человеческих волос объясняется их составом: в основном это очень прочный белок кератин, который достаточно устойчив даже к пищеварительным ферментам.

Великий талант художника, его яркая и совершенно оригинальная манера производить впечатление в обществе, сделали Сальвадора Дали эпохальной фигурой в мировом искусстве. Его работы, поступки, смелые выходки наверняка еще много лет будут обсуждать люди во всем мире. И вряд ли кто-то сможет себе представить Сальвадора Дали без его фирменных усов, которые стали ярким штрихом его образа.