«Детский сад»
Сентябрь
Чтение
С.Черный « Приставалка»;
Г Цыферов « Про друзей»,
« Когда не хватает игрушек» (из книги « Про цыпленка, солнце и медвежонка»);
« Два жадных медвежонка» (венг.; обр. А. Краснова, В. Важдаева) ;
« Пальчик - мальчик…», « Храбрецы», англ., обр.. С Маршака.
Чтение
«Кот петух и лиса», обр. Боголюбской; К. Б.;
К. Бальмонт « Осень»;
А. Н. Толстой «Еж»;
К. Д. Ушинский « Петушок с семьей»;
«Заинька попляши…»;
« Волк и козлята».
Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;
К. Чуковский. «Путаница»,
Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад» (из книги «Что я видел»);
М. Зощенко. "Умная птичка"
П. Воронько. - Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;
Заучивание наизусть: Н. Саксонская. «Где мой пальчик?»
Чтение » Еду-еду к бабе, к деду...»,.
К. Бальмонт. «Осень»;
А. Майков. «Колыбельная песня»,
С. Черный., «Про Катюшу»;
Ч. Янчарский. «Игры» «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько
Заучивание наизусть: «Огуречик, огуречик...»
Список художественной литературы
« Я и моя семья»
Сентябрь
Чтение
«Заинька, попляши...»
«Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;
А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);
К. Чуковский» Краденое солнце»,
Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»;
К. Чуковский. «Так и не так»;
Л. Муур. «Крошка Енот и. Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;
Заучивание наизусть:
Октябрь
Чтение
«Заинька, попляши...»,
«Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.
«Упрямые козы», узб., обр. Ш.
С.Черный « Приставалка»;
К. Чуковский. «Мойдодыр»,
Б. Житков. «Зебра», (из книги «Что я видел»);
М. Зощенко. "Умная птичка";
Заучивание наизусть:
. А. Плещеев. «Сельская песня»;
Список художественной литературы
« Осень»
Октябрь
Чтение
«Колобок», обр. К. Ушинского;
«Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака;
С. Маршак. «Зоосад», (из цикла «Детки в клетке»);
К. Чуковский., «Мойдодыр»,
Б. Житков. «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); . А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова;
Заучивание наизусть: . В. Берестов. «Петушки»;
Чтение
«Сорока, сорока...?,
«Колобок», обр. К. Ушинского;
Песенки. «Кораблик», англ., обр. С. Маршака;
С. Маршак. «Жираф», «Зебры», (из цикла «Детки в клетке»); Б. Житков. "Слоны", (из книги «Что я видел»);
Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько
Чтение
А. Блок. «Зайчик»;
«Тили-бом! Тили-бом!...»;
А. Плещеев. «Осень наступила...»,
А. Майков. «Колыбельная песня»,...» (из новогреческих песен);
С. Маршак«Белые медведи», «Страусенок», (из цикла «Детки в клетке»);
К. Чуковский. «Путаница»,
М. Зощенко. "Умная птичка";
Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;
Список художественной литературы
« Мой дом, мой аул»
Ноябрь
Чтение
«Сорока, сорока...?,
«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);
С. Маршак. «Пингвин», «Верблюд», (из цикла «Детки в клетке»); Г. Цыферов. «Про друзей», из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»);
К. Чуковский. «Так и не так»;
Заучивание наизусть: . В. Берестов. «Петушки»;
Чтение
С. Маршак. «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»);
К. Чуковский. «Краденое солнце»,. «Так и не так»;
А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой;
Список художественной литературы
« Новый год»
Ноябрь
Чтение
«Ночь пришла,..»,
«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева;
К. Бальмонт. «Осень»;
А. Блок. «Зайчик»;
К. Чуковский «Так и не так»;
Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима;
Заучивание наизусть: К. Чуковский. «Елка»
Декабрь
Чтение
«Как у нашего кота...»,
«Лиса и заяц», обр. В. Даля;
С. Гродецкий, «Кто это?»;
Заучивание наизусть: А. Плещеев. «Сельская песня»;
Чтение
«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова
«Сидит белка на тележке...»,
А, Пушкин. « Свет наш, солнышко!.», (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;
Чтение
«Ай, качи-качи-качи »...»,
«Гуси-лебеди»;,обр. М. Булатова;
«Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой;
А, Пушкин. «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);
С. Капугикян. «Кто скорее допьет», пер. с арм. Т. Спендиаровой
А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова;
Чтение
«Жили у бабуси...»,
«Снегурочка и лиса»; обр. М. Булатова
В.Берестов. «Курица с цыплятами»,
Л. Воронкова. «Снег идет» (из книги «Снег идет»);
А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова
Заучивание наизусть:
Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.);
Список художественной литературы
« Зима»
Январь
Чтение
«Заря-заряница...»;
«Маленькие феи», англ., обр. С. Маршака;
С. Маршак. «Тихая сказка»,
А. Н. Толстой. «Петушки».
Й. Чапек. «Трудный день», «(из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина;
Чтение
«Чики-чики-чикалочки...»,
«Гуси-лебеди»; обр. М. Булатова;
В.Берестов. «Бычок»;
Н. Носов «Ступеньки»;
Чтение
«Гуси-лебеди»;
«Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой
«Кисонька-мурысенъка...»,
«Лиса и заяц», обр. В. Даля;
«Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни;
Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»;
Д. Хармс. «Храбрый еж»;
Заучивание наизусть:
К. Чуковский. «Елка» (в сокр.);
Список художественной литературы
« День защитника Отечества»
Февраль
Чтение
«Как у нашего кота...»,
«Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой;
«У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной;
Й. Чапек. «В лесу», (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина;
Чтение
«Сидит белка на тележке...»,
«Лиса и заяц», обр. В. Даля;
К. Чуковский. « «Муха-цокотуха»,
Й. Чапек. «Трудный день «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина;
. Заучивание наизусть: Н. Саконская. «Где мой пальчик?»
Чтение
«Ай, качи-качи-качи »...»,
Д. Хармс. «Храбрый еж»;
Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой;
«Как у нашего кота...»,
Заучивание наизусть: К. Чуковский. «Елка»
Список художественной литературы
Февраль
Чтение
В. Берестов. «Петушки»;
«Жили у бабуси...»,
А, Пушкин. « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);
Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина;
Заучивание наизусть: . В. Берестов. «Петушки»;
Март
Чтение
«Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой;
С. Маршак. «Тихая сказка»
В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»,А. Н. Толстой. «Еж», «Петушки».
Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой;
Список художественной литературы
« Здоровье»
Март
Чтение
П. Косяков. «Все она»;
«Травка-муравка.,.»,
Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»;
Чтение
«На улице три курицы...»
«Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;
«Три зверолова» англ., обр. С. Маршака;
«Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;
П. Косяков. «Все она»;
К. Ушинский. «Васька»,
Чтение
«Тень, тень, потетень..»,
«У страха глаза велики», обр. М. Серовой;
Д. Хармс. «Храбрый еж»;
А. Майков. «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен);
К. Чуковский « Айболит»
Л. Толстой. «Таня знала буквы...»;
Заучивание наизусть:
. «Мыши водят хоровод.,.» - рус. нар. песенки;
Список художественной литературы
«Весна»
Апрель
Чтение
«Дождик, дождик, пуще...»,
«Теремок», обр. Е. Чарушина
«Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;
К. Чуковский « Айболит»
Л. Толстой. «У Вари был чиж,..»,
М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.
Чтение
А. Плещеев. «Весна» (в сокр.);
«Божья коровка..,»,
«Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова
А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;
К. Ушинский. «Лиса-Патрикеевна»;
«Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;
С. Капугикян. «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой;
О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц;
Список художественной литературы
«День Победы»
Апрель
Чтение
«Радуга-дуга...»,
«Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;С. Маршак. «Сказка об умном мышонке»;
К. Чуковский. «Черепаха»;
Л. Толстой. «Пришла весна...»;
О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Чтение
А. Плещеев. «Весна» (в сокр.);
«Курочка-рябушечка...»
«Разговор лягушек», пер. с чеш. С. Маршака.
В. Маяковский «Что ни страница - то слон, то львица»;В. Бианки. «Купание медвежат»;
«Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Список художественной литературы
« Безопасность»
Чтение
«Травка-муравка.,.»,
С. Михалков. «Песенка друзей»;
Э. Мошковская. «Жадина»;
Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»;
«Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;
Чтение
«Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;
«Тень, тень, потетень..»,
«Несговорчивый удод», пер. с чеш. С. Маршака.
«Пых», белорус, обр. Н. Мялика;
И. Токмакова. «Медведь».
К. Чуковский. «Чудо-дерево»,
С. Прокофьева. «Маша и Ойка»,
А. Н. Толстой «Лиса»,
«Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;
Чтение
«Курочка-рябушечка...»,
Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой
К. Бальмонт, «Комарики-макарики»;
П. Косяков. «Все она»;
С. Прокофьева. «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»);
«Мыши водят хоровод.,.» - рус. нар. песенки;
Комплексно-тематическое планирование
2017-2018 учебный год
ООД (вид деятельности) Чтение художественной литературы
Возрастная группа 2 младшая группа №1
Часть программы: ВариативнаяV
Инвариативная_
Подготовила: Орлова Н.А
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС.
2. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Разработано в соответствии с ФГОС.
3. Полная хрестоматия для дошкольников. Книга 1. АСТ, Серия: Планета детства, Год выпуска: 2015;
4. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. В соответствии с ФГОС ДО,
Дата | Организованная образовательная деятельность | Темы в соответствии с Комплексно-тематическим планированием |
||||||
Месяц | Неделя | Тема ООД | Программная цель | Дополнительное методическое обеспечение | ||||
Ноябрь | №1 ОС «Как мы в зоосад приехали» Б.Житков - чтение | Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Познакомить детей с правилами движения машин на дороге, внимательно слушать новое произведение. Воспитывать вежливое, культурное поведение в общественном виде транспорта. | «Транспорт» |
|||||
№2 ОС «Урок дружбы» - чтение рассказа М.Пляцковского. | Учить использовать в речи простое распространенное предложение; умения устанавливать порядок событий в тексте, мысленно представлять события и героев; формировать представления о действиях и поступках, в которых проявляется доброе отношение друг к другу. | Книга с рассказом М.Пляцковского «Урок дружбы, иллюстрации по содержанию произедения. | «Я – хороший, ты – хороший. Как себя вести? Учимся дружить» |
|||||
№3 ОС «Как лечили петуха» - чтение сказки А. Крылова | Сопереживать с героями сказки в процессе чтения сказки, совершенствовать диалогическую речь, учить детей оказывать элементарную медицинскую помощь. Воспитывать желание проявлять инициативу. | Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова | «Растем здоровыми и крепкими» |
|||||
№4 ОС «У бабки была внучка» - Пересказ Толстой Л.Н. | Формировать умение пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; Поощрять использование авторских слов и словосочетаний; Развивать умение называть местоположение внучки (за окном, под столом…) Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его. | Толстой Л.Н. | «Моя семья. День матери» |
|||||
Декабрь | №1 ОС «Мальчик – пальчик» - заучивание | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида предмета. Воспитывать желание общаться спокойно без крика, не перебивая друг друга. | «Я и мое тело, что я знаю о себе?»» |
|||||
№2 ОС - «Снегурушка и лиса» Рассказывание РНС Рассматривание иллюстраций | Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, объясняя их содержание. Познакомить детей с новой РНС, с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитании Снегурушки. Воспитывать коммуникативные умения детей (ответы хором, индивидуально), умение слушать друг друга. Обогащать речь сказочной лексикой. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | Иллюстрации к сказке | ||||||
№3 ОС - «Заюшкина избушка» - Рассказывание РНС Инсценирование отрывков | Продолжать учить детей эмоционально, последовательно воспроизводить содержание сказки, используя метод моделирования. Развивать умение выделять и называть характерные признаки персонажей сказки. Упражнять в словообразовании. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание им помочь. | Книга с иллюстрациями, мнемотаблица, перчаточные куклы | «Мой дом» |
|||||
№4 ОС «Елка» - ЧтениеК.Чуковский | Вызвать радость от предстоящего праздника, активизировать в речи существительные, глаголы. Воспитывать доброе отношение друг к другу. | «Новый год» |
||||||
№5 ОС «Наша ёлка»- Заучивание Е. Ильина Рассказывание из личного опыта | Формировать умение выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях. Развивать умение при рассказывании стихотворения передавать интонацией радость, торжество. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим. | Иллюстрации, сюжетные картины празднования Нового года | «Новый год» |
|||||
Январь | КАНИКУЛЫ | |||||||
№2 ОС Малые фольклорные формы: «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи..» | Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Упражнять в проговаривании потешек хором совместно с воспитателем. Фомировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Русское народное творчество» |
|||||
№3 ОС «Гуси-лебеди» Чтение РНС | Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. Продолжать обогащать речь сказочной лексикой. Познакомить с простыми способами образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных. | Книга с иллюстрациями, настольный театр | «Мальчики и девочки» |
|||||
№4 ОС - «Где мой пальчик?»; - Н. Саконская заучивание; Чтение Л. Воронкова «Маша – растеряша» | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Развивать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил. Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Одежда» |
|||||
Февраль | №1 ОС «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак - чтение | Обогащать словарный запас качественными прилагательными. Воспитывать доброту, желание помогать. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Я в обществе» |
||||
№2 ОС «Рукавичка» Чтение УНС | Используя метод моделирования, продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Предоставить детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде». Упражнять в завершении предложений, начатых педагогом. Воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки. | Книга с иллюстрациями, мнемотаблица | «Масленица» |
|||||
№3 ОС «В нашей армии» А. Ошнурова - заучивание | Учить передавать настроение произведения, отношения автора к описываемым событиям. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство гордости за своего папу. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Наши папы железнодорожники» |
|||||
№4 ОС - «Волк и семеро козлят» Рассказывание РНС | Формировать умение пересказывать знакомую сказку полно и последовательно, используя сказочные повторы; Побуждать дошкольников рассказывать понравившиеся отрывки выразительно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса. Упражнять детей в чётком произношении слов. Воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества. | Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова, мнемотаблица | «Мой дом» |
|||||
Март | №1 ОС «Все она» чтение стихотворения И.Косякова | Познакомить детей со стихотворением, совершенствовать диалогическую речь малышей, пополнить словарный запас глаголами, воспитывать уважительное отношение к маме. Д/У «Очень мамочку люблю, потому что…» | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Наши мамы лучше всех» |
||||
№2 ОС «Что такое хорошо и что такое плохо?» - Чтение В.Маяковский | Продолжать учить детей внимательно слушать произведение. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Воспитывать желание совершать только хорошие, добрые поступки. | В.Маяковский | «Мы помощники» |
|||||
№3 ОС «Два жадных медвежонка» - Рассказывание | Продолжать развивать умение правильно понимать нравственный смысл произведения, мотивированно оценивать поступки героев. Формировать умение употреблять форм мн.числа сущ. в Р.п. (стало много медведей, зайцев, лис…). . Воспитывать желание делиться с товарищем. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Посуда» |
|||||
№4 ОС «Таня знала буквы» - пересказ Л. Толстой | Развивать умение выразительно пересказывать, используя слова и речевые обороты текста. Формировать умение образовывать форму мн. числа глаголов (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают… Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Книжкина неделя» |
|||||
№5 ОС «Лиса и заяц» - Чтение РНС | Заинтересованно слушать новую сказку, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец), развивать умение интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании. Воспитывать умение слушать друг друга. | Иллюстрации, текст сказки | «Неделя безопасности» |
|||||
Апрель | №1 ОС «Пришла весна» - Чтение Л.Н. Толстой | Развивать умение слушать внимательно литературный текст, отвечать на вопросы педагога, используя авторские выразительные средства. Продолжать формировать умение подбирать слова с противоположным значением. Продолжать воспитывать привычку сообща трудиться, договариваться и помогать друг другу. | Л.Н. Толстой, сюжетные картины, иллюстрации | «Весна - красна» |
||||
№2 ОС «Уж тает снег, бегут ручьи» - чтение стихотворения А.Плещеева | Отметить появление первых луж и ручейков. Учить сопоставлять свои впечатления с содержанием произведения художественной литературы. Обогащать представления об изменениях в природе, связанных с приходом весны, потеплением. Воспитывать радость от наступления весны. | Рассматривание книжных иллюстраций, сюжетных картин. | «День космонавтики» |
|||||
№3 ОС «Петушки» - Заучивание В. Берестов | Формировать умение интонационно выразительно рассказывать стихотворение наизусть. Вводить в активный словарь существительные, обозначающие зимние явления природы, зимующих птиц и части их тела (Что это? - Это крыло, клюв, ноги… Кто это? - Это голубь, ворона, синица… Воспитывать заботливое отношение к птицам, учить помогать им). | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Природа нашего края» |
|||||
№4 ОС «Детки в клетке» С.Я.Маршак | Поощрять желание детей слушать стихотворный текст, повторять его вместе с воспитателем. Развивать слуховое внимание, связную речь, зрительную память. Воспитывать интерес и желание участвовать в совместной деятельности. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Птицы и животные нашего края» |
|||||
№1 ОС «Кошкин дом» С.Я.Маршак | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Комнатные растения» |
|||||
№2 ОС Ознакомление с малыми фольклорными формами. Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко» | Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Формировать умение выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко-вёдрышко». Помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла». Упражнять в загадывании и отгадывании загадок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | ||||||
№3 ОС Рассказывание К. Чуковского «Муха-Цокотуха» | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | К. Чуковский книга с иллюстрациями «Муха-Цокотуха» | «Насекомые» |
|||||
№4 «Любимый город» - Чтение рассказа Р.А. Первутинский; Беседа «Наш город». | Формировать навык внимательно слушать новый рассказ, связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни; расширять словарный запас, воспитывать чувство любви и гордости за родной город, желание больше узнать о его достопримечательностях. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Мой город Находка» |
Рыбалка Маргарита Викторовна
Должность:
ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение:
МБ ДОУ ДС "ЖУРАВУШКА"
Населённый пункт:
Г.НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Наименование материала:
статья
Тема:
Чтение художественной литературы во второй младшей группе
Дата публикации:
14.11.2018
Раздел:
дошкольное образование
Использование художественной литературы на занятиях в детском саду -
мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает
улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка.
Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению,
воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно
совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики
выбранного произведения.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление,
воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему
миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для
малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в
обществе.
Коллективное чтение художественной литературы во 2 младшей группе
позволяет воспитателю открывать через поэтические и художественные
образы своим воспитанникам мир взаимоотношений и человеческих чувств,
красоту природы, особенности жизни в обществе. Именно оно обогащает
эмоциональный мир детей, способствует развитию их воображения, знакомит
с удивительными образами литературного русского языка. Такие образы
отличаются по механизму воздействия на психику ребенка.
ДОУ чтение художественной литературы? 2 младшая группа (картотека книг
может быть составлена для удобства) отличается использованием большого
количества стихов, сказок, которые помогут педагогу сформировать у ребят
стабильный интерес к чтению.
стандартом, есть русский фольклор: Сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и
семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Лиса и Заяц», «Снегурочка», «Кот, петух и
лиса». Стихи: «Травка-муравка…», «Пальчик-мальчик…», «Сидит белка на
тележке…», «Радуга-дуга…», «Сорока, сорока…», «Чики-чики-
чикалочки…», «Как у нашего кота…», «На улице три курицы…», «Заря-
заряница». «Жили у бабуси…», «Тень, тень, потетень…», «Еду-еду к бабе, к
деду…», «Тили-бом! Тили-бом!». Помимо чтения сказок, стихотворений
также в дошкольных учреждениях воспитатель использует для развития
творчества и коммуникационных качеств у своих воспитанников
запоминающиеся детские песенки. Например, во время разучивания песенки
«Кораблик» у ребят формируется представление о море, осуществляется
первое знакомство малышей с миром профессий. Среди поэтических
«Стишок с отгадками» Я. Балтвилкса; «Дождь» А. Босева; «Ежик и барабан»,
Г. Виеру; «Хитрый ежик», П. Воронько; «Карандаш», Н. Забила; «Кто скорее
допьет?», «Маша не плачет» С. Капутикяна.
Формирование гуманности Чтение художественной литературы во 2 младшей
группе, например народных сказок, способствует знакомству дошкольников с
выразительным русским языком, образной речью, юмором, образными
сравнениями. С помощью народных сказок формируется интерес в
подрастающем поколении к традициям предков, закладывается чувство
гордости за свою страну. Ребенок, который в дошкольном возрасте научится
сопереживать литературным героям, не будет испытывать проблем при
общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно в процессе чтения в
подрастающем поколении формируют такие гуманные качества, как доброта,
сочувствие, справедливость, забота.
Эстетическое воспитание С помощью художественного слова дети понимают
красоту звучания русской речи. Оно дает ребятам представление о
нравственных качествах, которыми должен обладать человек. В. А.
Сухомлинский говорил о том, что чтение является тропинкой, по которой
думающий и умный воспитатель найдет подход к сердцу ребенка.
Способствует формированию у дошкольников языковых форм, словесных
характеристик именно чтение в детском саду. 2 младшая группа - это время,
когда важно формировать у подрастающего поколения поэтическую лексику,
эмоциональный настрой, метафоры, сравнения, эпитеты.
Для того чтобы у дошкольников был сформирован стабильный интерес к
чтению, важно включать в программу дошкольного образования чтение книг
воспользовавшись мягкими игрушками. При знакомстве малышей со
стихотворением К. Бальмонта «Комарики-макарики» воспитатель
одновременно осуществляет экологическое воспитание своих подопечных. Д.
Мамин-Сибиряк в своих рассказах «Сказка про храброго Зайца - Длинные
уши, косые глаза, короткий хвост»; «Притча о Молочке, овсяной Кашке и
сером котишке Мурке» уделяет особое внимание красоте природы, важности
бережного отношения к окружающему миру. Именно поэтому его
младшей группе детского сада. Какие еще произведения вошли в этот
перечень? Это, например, рассказы К. Ушинского: «Васька», «Петушок с
семьей», «Лиса Патрикеевна», «Уточки», «Ветер и Солнце». Без внимания не
должны остаться в детском саду и произведения А. С. Пушкина. Например, в
данном возрасте ребятам будет интересна его «Сказка о мертвой царевне и о
Использование художественной литературы на занятиях в детском саду - мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики выбранного произведения.
У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление
Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.
В.А. Сухомлинский
Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:
Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир
Задачами проведения конкретного занятия могут быть:
Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:
Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.
Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению
Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:
Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:
Задачи занятия - познакомить ребят со сказкой «Колобок», обучить их словообразованию.
Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями
Занятие можно составить следующим образом:
Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.
Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал
При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.
Месяц | Тема | На что направлены занятия |
---|---|---|
Сентябрь | Стихотворение «Приставалка» Саши Чёрного |
|
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» |
|
|
Русская народная сказка «Три медведя» |
|
|
Октябрь | Чтение русской народной сказки «Колобок» |
|
Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» |
|
|
Чтение стихов А.Блока «Зайчик» и А.Плещеева «Осень» |
|
|
Ноябрь | Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок» |
|
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
|
|
Чтение стихов о маме |
|
|
Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр» |
|
|
Декабрь | Русская народная сказка «Маша и медведь» |
|
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» |
|
|
Русская народная сказка «Лиса и волк» |
|
|
Январь | Л.Воронкова рассказ «Снег идёт» | Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада. |
Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» |
|
|
Е. Чарушин рассказ «Волчишко» |
|
|
Февраль | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» |
|
З. Александрова стихотворение «Мой мишка» |
|
|
Русская народная сказка «Рукавичка» |
|
|
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» |
|
|
Март | Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама» |
|
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» |
|
|
Русская народная сказка «У страха глаза велики» |
|
|
Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже» |
|
|
Апрель | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» |
|
К.Чуковский чтение рассказа «Цыплёнок» |
|
|
Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца» |
|
|
Май | Чтение рассказа «Праздник» Я. Тайца |
|
В. В. Маяковский «Что такое хорошо - что такое плохо?» |
|
|
С. Маршак стихотворение «Детки в клетки» |
|
В педагогической практике существует огромное количество материалов в помощь педагогам для проведения занятий.
Воспитатель МДОУ «ЦРР - детский сад № 247» г. Саратов
Тексты прилагаются.
Сентябрь «Мы и наш детский сад» |
||
«Игрушки» «На что похоже солнце» Т. Бокова |
Вспомнить, что летом дети много играли с игрушками; помочь вспомнить знакомые стихи Познакомить детей с понятием «рифма»; развивать мышление |
|
«Мои игрушки» З. Петрова «Некогда» Б. Иовле |
Помочь детям научиться слушать стихотворные тексты; воспитывать бережное отношение к игрушкам Воспитывать умение различать плохие и хорошие поступки |
|
«Лето» В. Орлов «Утренние лучи» К. Ушинский |
Закрепить основные признаки лета Развивать умение слушать небольшие рассказы; продолжать знакомить детей с сезонными признаками |
|
Н. Калинина «В лесу» Стихотворение «Осеннее» |
Продолжать учить детей слушать небольшие по объему произведения; закрепить знания о деревьях, цветах Продолжать знакомить детей с осенними признаками; расширять кругозор |
|
Октябрь «Мы и природа» |
||
Стихотворение «Трава. Кусты. Деревья» И. Токмакова «Осенние листья» |
Закреплять знания детей о видах растительности Продолжать знакомить детей с основными осенними признаками |
|
Ф. Гуринович «Огород» «По ягоды» Я. Тайц |
Закрепить знания об овощах и месте их произрастания Продолжать учить слушать небольшие произведения; воспитывать любовь к близким |
|
Н. Кисилева «Котенок и щенок» Русская народная песенка «Коровки» |
Поддерживать интерес к сказкам; закрепить знания о домашних животных; знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения Продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами; закреплять знания о домашних животных; учить отвечать на вопросы по тексту |
|
С. Маршак «Детки в клетке» К. Чуковский «Айболит» |
Продолжать учить детей слушать стихотворные произведения; закрепить знания о диких животных Продолжать учить слушать большие по объему стихотворные произведения, отвечать на вопросы; закрепить знания о диких животных |
|
Ноябрь «Цветная страна» |
||
Л. Разумова «Красный цвет» «Светофор» Б. Житков |
Закрепить знания красного цвета; продолжать учить детей находить в окружающем предметы красного цвета Продолжать развивать умение слушать рассказы; закрепить знания красного цвета; продолжать знакомить с элементарными правилами дорожного движения |
|
К. Чуковский «Цыпленок «Солнышко, похожее на маму» А. Павлова |
Поддерживать устойчивый интерес к художественной литературе; закрепить знание желтого цвета. Продолжать знакомить детей с природными явлениями; учить детей находить в окружающем предметы желтого цвета |
|
В. Сутеев «Капризная кошка» «Разноцветный подарок» П. Синявский |
Учить оценивать поступки героев; закрепить знание основных цветов Продолжать учить детей слушать стихотворные произведения; закрепить знание основных цветов |
|
«Карандаш» Я. Тайц «Сказка про то, как краски рисовали» М. Шкурина |
Учить понимать юмор литературных произведений; закрепить знание синего цвета Познакомить детей с тем, что при смешивании красок получается другой цвет |
|
Декабрь «Зима» |
||
М. Клочкова «Снежинки» Зима для здоровья З. Александрова |
Продолжать знакомить с основными признаками зимы, со свойствами снега Помочь детям понять пользу морозного воздуха |
|
Стихотворение «Птица» Стихотворение «Зимующие птицы» |
Продолжать знакомить детей с отличительными признаками птиц Закреплять имеющиеся знания о зимующих птицах, воспитывать желание помочь птицам зимой |
|
Стихотворение «Звери зимой» «Как на горке снег» И. Токмакова |
Знакомить детей с тем, как зимуют дикие звери Продолжать знакомить детей с тем, что делают звери зимой |
|
О. Чусовитина «Скоро,скоро Новый год» Н. Мигунова «Новый год» |
Помочь детям запомнить стихотворение Продолжать знакомить детей с новогодними стихами |
|
Январь «Мы и наша семья» |
||
Потешка «Вот наши ручки» Про нос и язык. Пермяк Е. А. |
Продолжать знакомить с малыми формами фольклора; закрепить знание частей тела человека Продолжать знакомить детей с назначением частей тела |
|
З. Александрова «Плохая девочка» «Сам» В. Степанов |
Помочь понять детям, что все люди разные и поступают по разному; учить оценивать поступки героев Прививать детям положительные привычки |
|
Е. Благинина «Голышок - малышок» «Сто одежек» |
Закрепить знания детей о видах одежды Расширять словарный запас детей названиями предметов одежды |
|
Февраль «Наша семья» |
||
Н. Павлова «Чьи башмачки» «Модница и туфельки» Виктор Полянских |
Продолжать учить слушать небольшие по объему произведения; закрепить знания обуви Продолжать знакомить детей с разнообразием видов обуви |
|
Стихотворение «Моя семья» «Помощница» Е. Благинина |
Помочь понять детям, кто является их семьей Помочь детям понять, чем можно помочь дома |
|
Полюбуйтесь-ка, игрушки! Е. Благинина Приходите, поглядите! Е. Благинина |
Воспитывать желание помогать взрослым Поддерживать желание детей совершать хорошие поступки |
|
З. Александрова «Дождик» И. Пивоварова «Волшебные палочки» |
Развивать усидчивость, внимание; закрепить знание о фиолетовом цвете Развивать умение воспринимать стихотворные тексты; закрепить знание основных цветов |
|
Март «Мы и наш дом» |
||
З. Александрова «Что взяла - клади на место» «У стола четыре ножки» С. Я. Маршак |
Помочь понять смысл стихотворения; закрепить знания мебели Продолжать знакомить детей с предметами мебели |
|
Что нельзя купить? Владимир Орлов «Три копейки на покупки» Ш. Галиев |
Помочь понять детям, что не все можно купить за деньги Помочь понять детям, что игрушки дорогие; воспитывать скромность |
|
И. Токмакова «Ай да суп» «Ой как вкусно пахнет щами» |
Помочь заучить наизусть небольшие стихи; закрепить знания о кухонной и столовой посуде Закрепить знания предметов столовой и кухонной посуды |
|
Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар» К. Чуковский «Муха-цокотуха» |
Учить отвечать на вопросы по тексту; закрепить знания о чайной посуде Учить слушать большие по объему стихотворные произведения; продолжать учить отвечать на вопросы |
|
Апрель «Весна и времена года» |
||
А. Плещеев «Мой садик» Р.н.с. «Заюшкина избушка» |
Учить находить в стихотворении сезонные признаки Познакомить с новой сказкой; помочь понять причину таяния лисичкиной избушки |
|
«Старик и яблони» Л. Толстой «Сказка про котенка Кузьку и прекрасный цветок» М. Шкурина |
Познакомить детей с тем, что весной сажают плодовые деревья Воспитывать бережное отношение к природе |
|
В. Сутеев «Кораблик» «Солнечная краска» М. Скрябцова |
Помочь понять смысл произведения: закрепить знание голубого цвета Довести до сознания детей смысл рассказа; закрепить голубой цвет |
|
Э. Мошковская «Добежали до вечера» Н. Калинина «Утром» |
Закрепить знание частей суток Продолжать знакомить с частями суток |
|
Май «Что мы знаем и умеем» |
||
Считалка «Мы делили апельсин» Лето Л. Корчагина |
Помочь запомнить считалку; закрепить знания о фруктах Продолжать знакомить детей с сезонными признаками |
|
«Медведь» Г. Ладонщиков «Времена года» А. Кузнецова |
Закрепить знания детей о временах года; воспитывать чувство юмора Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе |
|
В. Осеева «Плохо» «Страшный рассказ» Е. Чарушин |
Помочь детям понять смысл рассказа; воспитывать доброту, сострадание Развивать умение слушать произведения большие по объему; довести до сознания детей смысл |
|
«Здравствуй, лето» Т. Бокова Загадки об игрушках |
Развивать умение воспринимать стихотворный текст, выделяя сезонные признаки Развивать умение отгадывать загадки; мышление |
На что похоже солнце? Татьяна Бокова
На что похоже солнце?
На круглое оконце.
Фонарик в темноте.
На мяч оно похоже,
На блин горячий тоже
И на пирог в плите.
На жёлтенькую пуговку.
На лампочку. На луковку.
На медный пятачок.
На сырную лепёшку.
На апельсин немножко
И даже на зрачок.
Только если солнце мяч — Почему же он горяч?
Если солнце — это сыр,
Почему не видно дыр?
Если солнце — это лук,
Все бы плакали вокруг.
Значит, светит мне в оконце
Не пятак, не блин, а солнце!
Пусть оно на всё похоже,
всё равно ВСЕГО ДОРОЖЕ!
Скачать Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы