Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сочинский фестиваль как самый разнообразный проект. Юрий Башмет в программе "Наедине со всеми"

Сочинский фестиваль как самый разнообразный проект. Юрий Башмет в программе "Наедине со всеми"

Юрий Башмет стал первым музыкантом в истории, доказавшим возможности альта как солирующего инструмента. Определяющие события в его карьере произошли случайно: в класс альта он поступил, потому что не было мест в скрипичном; за дирижерский пульт встал, потому что надо было заменить заболевшего маэстро Гергиева. Он создал камерный ансамбль «Солисты Москвы» и возглавил симфонический оркестр «Новая Россия». Искренний патриот, всегда одевающийся в черное и порой любящий вспомнить о рок-н-ролльной молодости (недавно Башмет играл вместе с группой «Ленинград»), Башмет успевает заниматься собственной кафедрой в консерватории, курировать конкурсы и фестивали, гастролировать по всему миру - и считает себя счастливым человеком, поскольку все время занимается любимым делом. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

День рождения

Где родился

Ростов-на-Дону

У кого родился

Отец - Башмет Абрам Борисович, инженер железнодорожного транспорта.

«...он очень поддерживал мою увлеченность музыкой и развивал ее - правда, не классической, а мелодичными эстрадными песнями и романсами. Дедушки и бабушки тоже в этом смысле не отставали».

Мама - Кричевер Майя Зиновьевна, филолог.

«Хотя профессиональных музыкантов в семье не было, но однажды мама - очень мудрый и талантливый "президент" нашей семьи - приняла решение, что я должен заниматься музыкой. ...чтобы я не стал бандитом, мама решила, что у меня помимо школы должно появиться какое-то занятие, увлечение».

Где и чему учился

Окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу.

«В скрипичном классе не было мест, и маме предложили записать меня в класс альта. Родители всполошились: что такое альт и кому он нужен! А для меня решающими стали слова приятеля, что альт требует гораздо меньше времени на занятия, чем скрипка, и у меня будет больше возможности играть на гитаре... В то время я очень увлекся гитарой, играл на танцах, исполнял песни "Битлз". ... У меня даже гитара была "Вокс" - той же самой марки, что и у Джорджа Харрисона».

«...красота звучания этого инструмента меня так поразила, что я впервые заинтересовался альтом всерьез и даже начал готовиться к республиканскому конкурсу в Киеве - и получил на нем почетный диплом».

Окончил Московскую консерваторию по классу альта в 1976-м и продолжил стажировку и обучение в ассистентуре Московской консерватории.

«Это было через пять дней после окончания второго курса - мое первое выступление в Большом зале консерватории с симфоническим оркестром под управлением Вероники Дударовой. Концерт мне очень понравился, а на тридцать рублей, полученных за него, я в общежитии купил (у австрийца Эдди) замечательные, первые в моей жизни фирменные голубые брюки».

Владеет языками: английским, украинским, польским.

«Если выпью порядочно, то могу общаться с итальянцами и французами легко. Не знаю, откуда это знание берется - никогда нарочно не учил. Английский знаю свободно, хотя и не вполне грамотно; украинский, естественно, польский. А по большому счету, ни одного не знаю, и русского тоже».

Где и как работал

Начал концертную деятельность в 1976 году.
Преподает в Московской консерватории, доцент. Проводит мастер-классы в России и за рубежом. В 1996-м создал и возглавил «Экспериментальную кафедру альта», а также стал профессором Московской консерватории.

Создал камерный оркестр «Солисты Москвы» (первый состав, 1985 год) и руководил им до 1991-го, когда во время гастролей все оркестранты приняли решение остаться во Франции. Через год создал и возглавил камерный оркестр «Солисты Москвы» в новом составе.

«В среднем "Солисты Москвы" дают не менее 90 концертов в год. Мы тут недавно подсчитали, что за 15 лет объехали земной шар уже 34 с половиной раза! И это не считая моих выступлений во главе другого коллектива - симфонического оркестра "Новая Россия", а также сольных, камерных программ».

Артистический директор и соорганизатор фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция) и на Эльбе (Италия). Художественный руководитель музыкального фестиваля «Декабрьские вечера» с 1998 года.

«Сознаюсь, мне было довольно страшно давать тогда согласие возглавить художественный совет фестиваля. Я понимал авторскую уникальность этого проекта, но сегодня я рад, что "Декабрьские вечера" удалось сохранить и даже прибавить его обороты. Конечно, до сих пор я внутренне ориентируюсь на Рихтера...»

Художественный руководитель и главный дирижер Государственного Симфонического оркестра «Новая Россия».

«...в России я и до сих пор борюсь, мне нравится бороться. Преодоление мне нравится. Потому что сегодня у меня на плечах государственный симфонический оркестр "Новая Россия", у меня знаменитые мои "Солисты Москвы" второго выпуска, у меня кафедра в Московской консерватории, у меня дом там, у меня там передача телевизионная, если хотите, уже сколько лет, и друзья и так далее».

Что такого сделал

Написал книгу «Вокзал мечты».

«Не хотел писать мемуарную книгу. Я их много прочитал, и ни одна не удовлетворила мой вкус. Как правило, авторы пытаются в чем-то оправдаться или рисуют себя такими, какими бы сами хотели видеть».

Записал 45 компакт-дисков. Имеет в репертуаре около 200 музыкальных произведений.

Достижения

Юношеский разряд по фехтованию.

«В моем школьном дневнике все тройки, кроме физкультуры, по которой - пятерка. У меня даже есть юношеский разряд по фехтованию (пошел в кружок под впечатлением от "Трех мушкетеров"). После фильма "Великолепная семерка" мы все на нашей улице купили себе перочинные ножики по 1 руб. 20 коп. И устраивали соревнования по их метанию».

Дела общественные

Стал почетным президентом Международного благотворительного фонда Юрия Башмета в 1994-м. В том же году фонд Юрия Башмета учредил Международную премию им. Д. Шостаковича «за выдающиеся достижения в области мирового искусства».

Президент Международного конкурса альтистов им. Л.Тертиса (Англия). Член жюри Международного конкурса альтистов в Мюнхене и конкурса «Мориса Вье» в Париже.

Общественное признание

Народный артист России, почетный Академик Лондонской академии искусств, кавалер нескольких орденов, в том числе - Почетного легиона и св. Серафима Саровского. Лауреат Госудраственной премии Государственных премий СССР и РФ, премии «Sonnings Musikfond» (которой были удостоены И. Стравинский, Б. Бриттен, И. Менухин, Д. Шостакович, М. Ростропович) и множества других.

«Все мои награды прикреплены к одному пиджаку. У меня нет какого-то сейфа, в котором бы они все лежали, к сожалению, у меня абсолютно безалаберное отношение к наградам».

Оркестр «Солисты Москвы» получил музыкальную премию Grammy Американской академии звукозаписи как лучший камерный ансамбль 2008 года.

«Эта "Грэмми" в моей жизни вряд ли что-то сильно изменит. Если кому-то премия нужна для раскрутки, то у нас и так залы полные... Вот за что радостно - так это за страну, за то, что Американская академия звукозаписи признала: Russia - The Best! Ведь диск, за который нам дали премию, целиком русский».

Современные композиторы написали специально для Ю.Башмета или посвятили ему около 40 альтовых концертов и других музыкальных произведений.

«Из посвященных мне альтовых произведений (каждое из которых я по-своему люблю) главным все же считаю знаменитый концерт Альфреда Гарриевича Шнитке. Отрывок оттуда звучит в заставке "Вокзала мечты"...»

Важные события жизни

Выиграл международный конкурс альтистов в Германии (1976).

«Конкурс был организован Баварским радио и телевидением, и это сразу же дало мне возможность прославиться. Я отправился в гастрольную поездку по семнадцати городам Германии. До сих пор считаю, что это случай! И этому случаю я благодарен. Так началась моя сольная карьера».

Впервые выступил как дирижер в 1985 году.

«Однажды на фестиваль в городе Туре, во Франции, не смог приехать мой близкий друг Валерий Гергиев, и меня уговорили встать за дирижерский пульт. Потом Рихтер меня поддержал, сказав, что дирижировать - это мое. И я просто "заболел" этим».

Купил альт работы мастера Паоло Тесторе, а в 1990-м играл в Зальцбурге на альте того же мастера, принадлежавшем В.А.Моцарту.

«Мой альт со мной с 1972 года. Я купил его по случаю за 1500 рублей. Деньги заработал, играя "Битлз" на гитаре. Это родной брат инструмента Моцарта - его создал мастер Паоло Тесторе в середине XVIII века».

«Мне повезло: я был первым альтистом за 230 лет, которому разрешили играть на альте Моцарта в Зальцбурге».

Впервые создал и придумал неудачные проекты

«Что касается провалов - откровенных, думаю, не было. Но неудачные выступления, конечно, были. Неудачи - это часть жизни каждого человека».

Известен тем, что…

Признан лучшим альтистом современности.

Любит черный цвет в одежде и выступает всегда в черном.

Участвовал в скандалах

После гастролей оркестра «Солисты Москвы» во Франции в 1991-м вернулся на родину один, хотя все остальные музыканты отказались возвращаться.

«Один музыкант мне даже звонил, плакал, умолял, чтобы я его простил. Я сказал: "Бог простит". [Я] пережил это массовое предательство. Я вернулся в Москву, а "Солисты Москвы" через какое-то время развалились».

Люблю

«Русский бильярд люблю, казино. Очень люблю кино, могу читать книгу без остановки, не спать, не есть».

«Очень люблю актерскую среду. Среди музыкантов мне труднее общаться. А вообще я люблю влюбленных людей. И сам стараюсь таким быть».

«Я люблю ездить по России больше, чем по Европе, хотя и там есть любимые города и залы. А в России к самому факту исполнительства прибавляется ощущение некой семейности: я ваш, а вы - мои. Даже если я кому-то не нравлюсь, я все равно "наш"».

«...люблю отмечать Новый год не в ресторане и не в московской квартире, а на даче в кругу семьи и друзей. Когда-то доходило до того, что "сюрпризно" ко мне приезжали несколько десятков гостей. Дом был открыт для всех».

Ну, не люблю

«...считаю, что предательство и невыполнение своих обязательств - это такое же сильное нарушение человеческих понятий, как и любое другое преступление».

Мечта

«Я мечтаю, чтобы для меня написали концерты Рахманинов, Брамс и Чайковский. Чего, конечно, никогда не будет. Но в то же время - да, это было бы гениально, если бы они это сделали».

Семья

Жена - Башмет Наталья Тимофеевна.

Наталья Башмет, жена: «Мы учились в Консерватории, на скрипичном отделении. На одной из вечеринок в общежитии Юра и обратил на меня внимание. Но он был не в моем вкусе. Роман начался со второго курса. Предложение руки и сердца, очень романтическое, было сделано на пятом курсе. Я поняла, что обрела мужа, за которым буду как за каменной стеной».

Дочь Ксения, пианистка.

«Мы с женой не думали учить детей музыке, считаем, что это очень тяжелая специальность. Но однажды, на время ремонта в доме, отправили пятилетнюю дочь Ксению к моей маме во Львов, и там мама с моим старшим братом быстро развили ей слух. Домой она вернулась, уже зная ноты и умея играть гаммы на рояле. В подготовительную группу музыкальной школы она поступила легко. Ксюша выросла хорошим музыкантом, мне не приходится за нее краснеть».

Сын Александр.

«А из сына Саши музыканта не получится, очень жаль. Он сам начал играть на скрипке, она замечательно легла ему в руки, но чтобы он занимался, нужно было следить за этим. В ситуации, когда я отсутствую дома 300 дней в году, это почти невозможно. Сын играет на флейте, рояле, хотя его никто не учил, неплохо рисует, но учится на экономике. Скрипка ему не далась».

И вообще…

"Я считаю, что шедевры, созданные в стиле джаза или поп-музыки, не менее ценны, чем вершины классической музыки. Чем, например, битловская "Yesterday" уступает "Серенаде" Шуберта?"

«...очень люблю выражение Take it easy, что в переводе означает нечто среднее между "Не горюй" и "Расслабься"».

«Очень люблю слово "амбиции". Если в Англии про человека говорят "амбициозный", это означает нечто очень позитивное: у человека есть цель, к которой он стремится. А у нас то же слово имеет чуть ли не постыдный оттенок: возгордился, задрал нос или хочет больше, чем может. Поэтому - да, у меня сохраняется амбиция сделать из своего оркестра лучший. Если я не буду так думать, то и движения вперед не будет».

Есть музыканты, которым Богом и судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, а и всем своим естеством стать Личностью в музыкальном искусстве и тем самым открыть новые горизонты для будущих поколений. Сегодня таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства.


Родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Отец – Башмет Абрам Борисович. Мать – Кричевер Майя Зиновьевна. Супруга – Башмет Наталья Тимофеевна. Дочь – Башмет Ксения Юрьевна. Сын – Башмет Александр Юрьевич.

Есть музыканты, которым Богом и судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, а и всем своим естеством стать Личностью в музыкальном искусстве и тем самым открыть новые горизонты для будущих поколений. Сегодня таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет , сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства.

В 1971 году он окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу. С 1971 по 1976 год учился в Московской консерватории. Первым его преподавателем по классу альта был профессор Вадим Борисовский , а после его смерти, с 1972 года, – профессор Федор Дружинин . Под его руководством Юрий Башмет проходил стажировку и обучение в ассистентуре Московской консерватории (1976–1978).

В 1972 году Юрий Башмет приобретает альт мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758), на котором играет по настоящее время. Еще в студенческие годы музыкант был удостоен Второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975) и Гран-при на конкурсе альтистов, проводимом ARD в Мюнхене (1976). О нем заговорили как о феноменально одаренном артисте.

Активная концертная деятельность Ю. Башмета началась в 1976 году с гастролей по Германии с Московским камерным оркестром, который основал Р. Баршай. Сегодня география концертных выступлений артиста очень широка: это лучшие концертные залы Европы, США, Канады, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Впервые в мировой исполнительской практике Юрий Башмет дал сольные альтовые концерты (Recital, Viola Abend) в таких залах, как Карнеги-холл (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Барбикан (Лондон), Берлинская филармония, «Ла Скала» (Милан), Большой зал консерватории в Москве и Большой зал Ленинградской филармонии.

Юрий Башмет – один из немногих музыкантов современности, получивший всемирное признание и авторитет. Он сотрудничал с выдающимися дирижерами, такими как Рафаэль Кубелик , Сейджи Озава, Геннадий Рождественский , сэр Колин Дэвис , Джон Эллиот Гардинер, Мстислав Ростропович , Валерий Гергиев , Шарль Дютуа, Нэвил Мэрринер, Пауль Захер , Майкл Тилсон Томас, Курт Мазур , Бернард Хайтинк , Кент Нагано, Саймон Раттл, Юрий Темирканов , Николаус Арнонкур.

Начав в 1985 году свою дирижерскую деятельность, Юрий Башмет и здесь остался верен себе, подтвердив блистательную репутацию смелого, никогда не боящегося рисковать, современного художника.

В 1986 году Ю. Башмет создает камерный оркестр «Солисты Москвы». В 1991 году, находясь на гастролях за рубежом, Ю. Башмет, как художественный руководитель оркестра, подписал временный контракт на работу коллектива с мэрией города Монпелье (Франция). Впоследствии музыканты оркестра приняли решение остаться во Франции, что было абсолютно неприемлемо для Башмета, поскольку, подписывая контракт, он не собирался уезжать из России, которая была и остается его домом. Ю. Башмет принимает решение отказаться от руководства оркестром и оставляет коллектив, предоставив музыкантам право выбора оставаться или вернуться в Россию. Вскоре ансамбль прекращает свое существование. Сегодня его музыканты работают в различных творческих коллективах за рубежом.

В 1992 году Ю. Башмет создает новый оркестр, участниками которого становятся самые талантливые молодые музыканты России, выпускники и аспиранты Московской консерватории.

Изматывающий, но счастливый период стартового марафона: совместная репетиционная работа, концерт-дебют в Большом зале Московской консерватории обозначил несомненную перспективность нового содружества. Сегодня без этого коллектива трудно представить полнокровную художественную жизнь не только России, но и многих стран. Ансамбль сыграл множество концертов в разных странах мира. Его выступления записаны крупнейшими радиокомпаниями, такими как Би-Би-Си, Баварское радио, Радио Франс, Радио Люксембург.

Ансамбль записал несколько компакт-дисков, среди которых особое место занимает премьерная запись Тройного концерта А. Шнитке, сделанная для фирмы «EMI Records», где солистами выступили Г. Кремер, Ю. Башмет и М. Ростропович. А компакт-диск с записью Тринадцатого квартета Д. Шостаковича и квинтета И. Брамса (солист Ю. Башмет), сделанной для фирмы «Sony Classics», отмечен критиками крупнейшего музыкального журнала «STRAD» как «лучшая запись 1998 года».

В качестве солиста и дирижера Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic, Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayerishe Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, London Symphony, Radio France, Оркестр de Paris, Wiener Philharmonic и др. С этими оркестрами он с успехом исполнял симфонические произведения Брамса, Гайдна, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Бетховена. А исполнение под его руководством Симфонии №13 Д. Шостаковича в Большом театре России стало значительным и ярким событием в музыкальной жизни страны.

Его сольные концерты, а также выступления в ансамбле с такими выдающимися музыкантами-исполнителями, как С. Рихтер, М. Ростропович, И. Стерн, А.-С. Муттер, Г. Кремер, М. Порталь, Ш. Минц, О. Каган, Н. Гутман, В. Третьяков, М.-Ж. Пиреш, неизменно собирают полные залы и вызывают жгучий интерес.

Юрий Башмет и Святослав Рихтер . Содружество исполнителей разных поколений, но тождественных художественных взглядов обрело высший смысл. Их совместные выступления на знаменитом фестивале «Декабрьские вечера» в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве и в мировых турне создавали незабываемую атмосферу сотворчества двух великих музыкантов.

И еще одна многолетняя творческая дружба. Общение с гениальным музыкантом М. Ростроповичем, как на сцене так и в жизни, для Ю. Башмета всегда огромная радость.

В его программах – музыка разных эпох и стилей. Современными композиторами специально для Ю. Башмета написаны или ему посвящены более 50 альтовых концертов и других произведений: А. Шнитке – «Концерт», «Монолог»; С. Губайдулина – «Концерт»; Э. Денисов – «Концерт»; Д. Тавенер – «The Myth Bearer»; А. Головин – «Соната-бреве»; А. Раскатов – «Соната»; Г. Канчели – «Stix», «Литургия»; А. Чайковский – два «Концерта»; Баркаускас – «Концерт»; А. Эшпай – «Концерт»; П. Рудерс – «Концерт»; А. Шнитке – «Концерт на троих» (посвящается М. Ростроповичу, Ю. Башмету, Г. Кремеру) и многие другие. Юрий Башмет переработал «Струнное трио» А. Шнитке для струнного оркестра (под названием «Трио-соната» оно вышло в издательстве «Сикорски», Вена).

В огромном репертуаре Ю. Башмета есть произведения, интерпретация которых признана непревзойденной в истории исполнительского искусства. Среди них – «Чакона» И.С. Баха, Соната «Арпеджионе» Ф. Шуберта, Симфония-концерт для скрипки и альта В. Моцарта, Альтовая соната Д. Шостаковича, Концерт для альта с оркестром А. Шнитке.

Ю. Башмет участвовал во многих фестивалях по всему миру: Танглвуд (США), Бордо, Биарриц, Ментон (Франция), Брюссель (Бельгия), Кухмо, Миккели (Финляндия), Кройт (Германия), Сиена, Камерино, Сорренто, Стреза (Италия), «Мартовские музыкальные дни» (Русе, Болгария). Он является артистическим директором и одним из организаторов фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция) и на о. Эльба (Италия). Он – регулярный участник Променад-концертов в Альберт-холле (Лондон, Англия). Высочайшей оценкой таланта Юрия Башмета стало назначение его художественным руководителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», который 17 лет проходил под руководством гениального Святослава Рихтера в Москве.

Юрий Башмет – основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. Он является президентом Международного конкурса альтистов имени Л. Тертиса в Англии.

Ю. Башмет – уникальная, яркая личность в современном музыкальном мире. Благодаря неповторимому, Богом данному таланту, огромной эрудиции, благороднейшему артистизму и неуемной энергии Юрия Башмета во всем, к чему он прикасается, чувствуется рука Мастера. Отзывы мировой прессы – еще одно подтверждение всемирной славы «первого альтиста мира» Юрия Башмета. «...По совершенству трактовки и блеску звукоизвлечения его можно сравнить только с Давидом Ойстрахом...» – писала одна из немецких газет. Его имя сегодня – высочайшая планка исполнительского искусства современности.

Кино и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о его творчестве. Его компакт-диски неоднократно становились обладателями таких престижных европейских наград, как «Золотой диапазон» и «Шок».

Исполнительское искусство Юрия Башмета постоянно находится в центре внимания отечественной и мировой общественности. Его творчество нашло признание на Родине и за рубежом. Он удостоен почетных званий заслуженный артист РСФСР (1983), народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1986), лауреат Государственных премий России (1993, 1995, 2000), лауреат премии «Award-1993» – «Лучшему музыканту-инструменталисту года» (титул сродни кинематографическому «Оскару»). Ю. Башмет – Почетный Академик Лондонской академии искусств.

В 1995 году он награжден одной из самых престижных в мире премий –«Sonnings Musikfond», присуждаемой в Копенгагене. Ранее этой премии были удостоены И. Стравинский, Л. Бернстайн, Б. Бриттен, И. Менухин, И. Стерн, А. Рубинштейн, Д. Шостакович, М. Ростропович, С. Рихтер.

Юрий Башмет награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (Россия), «За заслуги перед Отечеством» (Украина), «За заслуги перед Отечеством» (Литва). Он – офицер ордена «Почетного легиона» (Франция), командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия), офицер ордена «Изящных искусств и словесности» (Франция). Награжден также орденом Серафима Саровского, орденом «За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию”.

С 1978 года Юрий Башмет преподает в Московской консерватории; с 1988 года – доцент, с 1996 года – профессор.

С 1980 года Ю. Башмет проводит мастер-классы в Японии, Европе, Америке и Гонконге; преподает на летних курсах в академиях Киджана в городе Сиена (Италия) и в городе Туре (Франция). Его ученики, среди которых немало лауреатов международных конкурсов, играют в крупнейших оркестрах мира.

В 1996 году он создает и возглавляет в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта», на которой помимо произведений сольного альтового репертуара в программу студента включается расширенное изучение альтовых партий в камерной, оперной и симфонической музыке, а также углубленное изучение истории исполнительских стилей прошлого и современности.

Ю. Башмет ведет широкую просветительскую работу, являясь телеведущим и художественным руководителем телевизионных программ «Вокзал Мечты» и «Музыка в музеях мира».

Юрий Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения: в Карнеги-холл (с участием Э. Джона и С. Уандера), в Лондоне (памяти принцессы Дианы); в концертах, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям-инвалидам.

Созданный музыкантом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию имени Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства. Эта премия присуждена Г. Кремеру (1994), Т. Хвастхоффу (1995), В. Третьякову (1996), В. Гергиеву (1997), Анне-Софи Муттер (1998), О. Бородиной (1999), И. Антоновой (2000), Н. Гутман (2001), Е. Кисину (2002), М. Венгерову (2003).

Трудно переоценить его вклад в миротворческую деятельность. Высокая гражданская позиция Юрия Башмета в сочетании с его выдающейся творческой деятельностью ставят его имя в ряд самых великих имен современности.

Среди невероятного количества творческих свершений Юрия Башмета одно, безусловно, требует курсива: именно Маэстро Башмет превратил скромный альт в блистательный солирующий инструмент .

Он исполнил на альте всё, что было можно, и то, что казалось невозможным. Мало того, его творчество расширило композиторские горизонты: современными композиторами специально для Юрия Башмета написаны или посвящены ему более 50-ти альтовых концертов и других произведений.

Впервые в мировой исполнительской практике Юрий Башмет дал сольные альтовые концерты в таких залах, как Карнеги-Холл (Нью-Йорк), «Концертгебау» (Амстердам), «Барбикан» (Лондон), Берлинская филармония, театр «Ла Cкала» (Милан), Театр на Елисейских полях (Париж), «Концертхаус» (Берлин), «Геркулес» (Мюнхен), «Бостон Симфони-Холл», «Сантори-Холл» (Токио), «Осака Симфони-Холл», «Чикаго Симфони-Холл», «Центре Гульбенкян» (Лиссабон), Большой зал Московской консерватории и Большой зал Ленинградской филармонии.

Он сотрудничал со многими выдающимися дирижерами, такими, как Рафаэль Кубелик, Мстислав Ростропович, Сейджи Озава, Валерий Гергиев, Геннадий Рождественский, сэр Колин Дэвис, Джон Эллиот Гардинер, Иегуди Менухин, Шарль Дютуа, Нэвил Мэрринер, Пауль Захер, Майкл Тилсон Томас, Курт Мазур, Бернард Хайтинк, Кент Нагано, сэр Саймон Рэттл, Юрий Темирканов, Николаус Арнонкур.

В 1985 году начав свою дирижерскую деятельность, Юрий Башмет и в этой сфере музыкального творчества остался верен себе, подтвердив репутацию смелого, острого и очень современного художника. C 1992 музыкант руководит организованным им камерным ансамблем «Солисты Москвы ». Юрий Башмет - художественный руководитель и главный дирижёр государственного симфонического оркестра « ».

Юрий Башмет - основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве.

В качестве солиста и дирижера Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира, такими как Берлинский, Венский и Нью-Йоркский филармонические оркестры; Берлинский, Чикагский и Бостонский симфонические оркестры, Симфонический оркестр Сан-Франциско, Оркестр Баварского радио, Оркестр Французского радио и Оркестр Парижа.

Искусство Юрия Башмета постоянно находится в центре внимания мировой музыкальной общественности. Его творчество отмечено многочисленными наградами на Родине и за рубежом. Он удостоен следующих почетных званий: заслуженный артист РСФСР (1983), народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1986), Государственных премий России (1994, 1996, 2001), премии «Award-1993» («Лучшему музыканту-инструменталисту года»). В области музыки этот титул сродни кинематографическому «Оскару». Юрий Башмет - Почетный академик Лондонской академии искусств.

В 1995 году он награжден одной из самых престижных в мире премий «Sonnings Musikfond», присуждаемой в Копенгагене. Ранее этой премии были удостоены Игорь Стравинский, Леонард Бернстайн, Бенджамин Бриттен, Иегуди Менухин, Исаак Стерн, Артур Рубинштейн, Дмитрий Шостакович, Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер, Гидон Кремер.

В 1999 году Указом министра культуры Французской республики Юрию Башмету присвоено звание «Офицера Искусств и Словесности». В том же году он награжден высшим орденом Литовской республики, в 2000 году президент Италии награждает его орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой» (степень Командора), а в 2002-м Президент России Владимир Путин вручает ему орден «3а заслуги перед Отечеством» III степени. В 2003 году Юрию Башмету было присвоено звание Командора ордена «Почетного Легиона» Франции.

Международным благотворительным фондом Юрия Башмета учреждена уникальная Международная премия имени Дмитрия Шостаковича. Среди ее лауреатов - Валерий Гергиев, Виктор Третьяков, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Томас Квастхофф, Ольга Бородина, Ефим Бронфман, Денис Мацуев.

C 1978 года Юрий Башмет преподает в Московской консерватории: сначала он занимал должность доцента, а ныне он - профессор и заведующий кафедрой Московской консерватории.

По материалам пресс-службы «Русского концертного агентства»
Фотография: Олег Начинкин (yuribashmet.com)

Альтист, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" и камерного ансамбля "Солисты Москвы", народный артист СССР Юрий Абрамович Башмет родился 24 января 1953 года в городе Ростове-на-Дону.

Его отец, Абрам Башмет, работал инженером железнодорожного транспорта, мать, Майя Кричевер, была филологом. Детство Юрий Башмет провел во Львове (Украина), по настоянию матери поступил учиться в музыкальную школу .

В 1971 году он окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу по классу альта, в 1976 году - Московскую консерваторию. В консерватории Юрий учился у профессора Вадима Борисовского, а после его смерти, с 1972 года, - профессора Федора Дружинина. Проходил там же ассистентуру-стажировку (1976-1978).

С 1978 года преподает в Московской консерватории, с 1988 года — доцент, с 1995 года — профессор. В 1996 году Башмет создал и возглавил в Московской консерватории "Экспериментальную кафедру альта".

С 1972 года по настоящее время играет на альте мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758 год).

Еще в студенческие годы музыкант был удостоен Второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975).
Его сольная карьера началась в 1976 году, когда он победил на международном конкурсе альта в Мюнхене. В этом же году состоялись его первые гастроли за рубежом.

В качестве солиста Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами - Берлинским и Венским филармоническими оркестрами, Ньюйоркским и Лондонским филармоническими оркестрами, Королевским оркестром Концертгебау, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами и другими.

Специально для Юрия Башмета современными композиторами, среди которых Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, написаны или ему посвящены более 50 произведений.

Творчество Юрия Башмета было отмечено многими званиями и наградами . В 1991 году ему было присвоено звание народный артист СССР. Он был удостоен Государственной премии СССР (1986), трех Государственных премий России (1993, 1995, 2000).

Маэстро награжден российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени (2002) и орденом Почета (2008), а также рядом орденов иностранных государств. Башмет является лауреатом премии Award-1993 в номинации "Лучшему музыканту-инструменталисту года", а также престижной премии Sonnings Musikfond.

Юрий Башмет женат на скрипачке Наталье Башмет. В семье двое детей - дочь Ксения, пианистка, и сын Александр.

1. Юрий Башмет и Святослав Рихтер исполняют фрагмент из сонаты Шостаковича для альта и фортепиано (соч. 147). Год записи 1982.

2. Юрий Башмет и Большой симфонический оркестр под руководством Владимира Федосеева исполняют "Оргию разбойников" из симфонии Гектора Берлиоза "Гарольд в Италии" (по поэме Дж.Байрона). Год записи 1989.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников