Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Национальные черты японцев. Все интересное в искусстве и не только

Национальные черты японцев. Все интересное в искусстве и не только

  • ознакомить с особенностями экономико-географического положения и природных условий
  • сформировать знания о населении Японии
  • определить роль НТР в экономике страны
  • ознакомить учащихся со специализацией страны в мировом хозяйстве
  • сформировать у учащихся понятие о внешние экономические связи Японии
  • Ход урока

    Япония - государство в Восточной Азии.

    • Площадь - 372,8 тыс. км 2 (60-е место среди государств мира)
    • Население - 126,0 млн чел. (9-е место)
    • ВВП (2000г.) - 2961200000000 долл. (3-е место)
    • ВВП на душу населения - 23400 долл. (10-е место)
    • Государственный строй: парламентская монархия, унитарное государство

    Официальное название - Японская Государство. Расположена на Японском архипелаге, в северо-западной части Тихого океана. Состоит из 47 административных единиц - префектур. Столица - Токио. Одна из наиболее технологически развитых стран мира.

    Главные особенности ЭГП

    • Расположена Япония в Восточной Азии , на Японских островах и архипелаге Рюкю
    • Лежит в центре Азиатско-Тихоокеанского региона на перекрестке морских путей между Азией, Австралией, Америкой
    • Омывается морями Тихого океана, ближайшими соседи есть: Россия, Республика Корея, Северная Корея, Китай
    • Расположена в умеренном и субтропическом климатических поясах, в области муссонного климата
    • Имеет территориальные претензии к России относительно Курильских островов и Юга Сахалина

    Япония - это страна, которую можно назвать страной наоборот, настолько там все необычно для нас. Кошки без хвостов. Сады из камней. Пальто подают женщины мужчинам. Руль в машине с правой стороны. Здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу. Обувь оставляют у порога. Стихи не имеют рифмы. Письменность не отделима от рисования. Поклоны здесь целый ритуал, чаепития представляет собой обряд, а икебана и бонсай - целая наука. И еще много других интересных вещей.

    Уровень обеспеченности природными ресурсами

    Природные ресурсы Японии делятся на:

    • Минеральные

    Низкокалорийный каменный уголь, незначительные запасы газа и нефти, сера, известняк

    • Рекреакционные

    Историко-культурного направления (храмы, дворцы, замки, восемь объектов в списке ЮНЕСКО)

    Экологического направления (живописные природные ландшафты)


    Горнолыжные направления (Нагано, Саппоро)

    • Водные

    Многочисленные горные реки, наибольшая - Синано, много озер, самое большое - Товада

    • Земельные

    В Японии преимущественно слабоподзолистые, торфяные, бурые лесные почвы, красноземы

    • Лесные

    1/4 продукции экспортируется

    1-е место в мире по производству судоходства и автомобилей

    Основы отрасли - наукоемкие производства

    Сосредоточено в пределах Тихоокеанского промишленного пояса

    • Металлургия

    2-е место в мире по добыче стали

    Черная и цветная металлургия базируются в основном на импортном сырье

    Внедряются ресурсосберегающие технологии

    Возрастает значение производств по переработке вторичного сырья

    • Химическая промышленность

    Морской каботажный

    • Внешние перевозки

    Морской (2-е место в мире по тоннажу)

    Воздушный

    • Внешне-экономические связи

    Японские традиции

    • В Японии учебный год начинается первого апреля. Кстати, в японском языке у месяцев нет названий, вместо этого они обозначаются порядковыми номерами.
    • На японских улицах вы не увидите мусорных баков. Весь мусор японцы несут домой, а затем сортируют на четыре вида: стекло, сжигаемый, перерабатываемый и несжигаемый мусор.
    • В северных городах Японии все тротуары с подогревом, поэтому здесь никогда не бывает гололеда.
    • В Японии на улицах можно увидеть вазы с зонтиками. Если начинается дождь, можете взять любую, а потом, когда дождь закончится, ставите в ближайшую вазу.
    • Японцы народ очень опрятный, но, сколько бы ни было членов в семье, ванну все принимают не меняя воду. Правда, перед этим каждый принимает душ.
    • Японцы практически никогда не зовут гостей домой. Приглашение "заходите как-нибудь" в большинстве случаев стоит воспринимать исключительно как вежливый оборот.
    • Японцы - сумасшедшие трудоголики. Могут запросто работать 15-18 часов в день без перерыва на обед.
    • Приходить на работу вовремя в Японии считается дурным тоном. На месте надо быть хотя бы на полчаса раньше.

    Домашнее задание

    1. Отметьте на контурной карте страны, имеющие общую границу с Японией.

    2. Отметьте на контурной карте крупнейшие города Японии.

    3. Отметьте на контурной карте основные водные ресурсы Японии.

    4. Отметьте на контурной карте крупнейшие реки и озера Японии.

    5. Подготовьте краткий доклад, о культурных традициях японского народа.

    Контрольные вопросы

    1. Назовите основные особенности ЭГП Японии.

    2. В каких климатических зонах расположена Япония?

    3. Назовите Северный остров Японии?

    4. Назовите ближайших соседей Японии.

    5. Какова демографическая ситуация в Японии на данный момент?

    6. Что обеспечивает высокие темпы развития экономики Японии?

    7. Какие виды транспорта присущи Японии?

    8. В какие страны и что экспортирует и импортирует Япония?

    Использованные источники

    1. В.Ю. Пестушко, Г.Ш. Уварова, География, 10 клас, Издательство: Генеза, 388 стр. - 2008

    2. Довгань Г. Д. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Наглядный справочник. - К.; Х.: Веста, 2007. - 144 с.

    3. http:/ /ukrmap.su/

    4. http:/ /osvita.ua

    Скомпонировано и отредактировано Паутинкой А.В.

    Над уроком работали

    Паутинка А.В.

    Довгань Г. Д.

    Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме , где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

    Предмети > География > География 10 класс

    Культура Японии – это яркий образец самобытности нации, которая сохраняется веками и передается от поколения поколению. Японцы очень трепетно относятся к своей истории, культуре, традициям, и туристам, пожелавшим посетить эту страну, следует знать их основы.

    Своеобразие японской культуры, свой стиль во всем по душе многим людям, которые переносят отдельные черты в свою повседневную жизнь.

    Сведения общего характера

    Как оценивает википедия, Япония (в транскрипции с японского языка Нихон коку) – полностью располагается на островах Тихого океана и относится к Восточной Азии. Её ближайшие соседи – Россия, Китай, Южная Корея и КНДР. Население Японии на 2015 год составляет 126, 91 миллионов человек, причем среднегодовое снижение численности составляет более 200 тысяч человек в год. Карту Японии можно представить в виде государства, расположенного на 4 крупных островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также множестве мелких островов. Столица Японии – Токио с численностью более 18 млн. человек (с Иокогамой). Наиболее крупные города Японии: Осака, Киото, Кобе, Кавасаки, Тиба, Нагоя. Денежная единица – йена.

    Государство можно смело отнести к мононациональному образования, так как почти 99% населения Японии составляют японцы. Это условие во многом определяет бережное сохранение традиций и культуры. Так внешний облик крупных городов приобрел ультрасовременный вид, но на окраинах, практически везде, бросается в глаза национальный стиль. Соответственно и государственный язык – один, японский.

    Официально Япония считается монархией с конституционным ограничением, даже империей. Все вопросы внешней и внутренней политики решает премьер-министр. Высшая законодательная власть сосредоточена в двухпалатном парламенте. Флаг Японии представляет собой белое полотнище, в центре которого находится красный круг. Этот символ солнца как бы подчеркивает укоренившееся название – Страна Восходящего солнца. Время в Японии на всех островах единое и опережает московское на 5 часов.

    Формирование традиционных и культурных ценностей

    Традиционные японские ценности – это дань историческому развитию страны. Основы культурного наследия следует искать в том периоде, когда предки-переселенцы с материка начали обживать острова – этап Дзёмон. На развитие культуры и рождение особой японской самобытности сказалась длительная самоизоляция от другого мира – так называемая, политика сакоку. Только с середины XIX века начались реальные контакты японцев с другими нациями, когда зародился этап Мэйдзи. Несмотря на длительное поддержание собственной идентичности, начиная с 60-х годов прошлого столетия, явственно стало просматриваться влияние Китая, Европы и США.

    На особый японский менталитет, несомненно, сказалась длительная изоляция, географическое положение и особенности климата. Такие мощные факторы, как частые землетрясения, тайфуны, ураганы, цунами не могли не повлиять на формирование своеобразных традиций и культуры. Японцы почувствовали необходимость оживлять неживую природу, придавая различным явлениям живые образы. Отличительной чертой японцев стало умение искренне восхищаться мгновениями натуральной природной красоты. Традиционное японское искусство выросло именно из этих ценностей.

    К традиционным японским ценностям, накладываемым отпечаток на все стороны жизни, следует отнести аскетизм, семейная обрядность, порядочность, нормы приличия, чувство достоинство, что в той или иной степени связывалось с религией, а потому давали глубокие корни. Эти нормы, порой доведенные до абсурда, до настоящего времени в целом поддерживаются. Для японца вполне норма жесткая субординация, напоминающее в определенной мере преклонение. В обществе характерно объединение людей по социальным принципам, с созданием особых отношений внутри группы, и слабыми контактами между группами. Особо отношение у японцев к пониманию долга и обязательств (особая категория – гири).

    Катастрофическое цунами в Японии 2011 года особо ярко проявили черты общества. Японские традиции во многом определяются влиянием таких разрушительных факторов. И новое испытание доказало, что люди сохранили тот багаж, который порождает патриотизм, трудолюбие, высокую самоотдачу.

    Особенности языка и литературы

    Японский язык уже много веков является важным составным элементом культуры. Сама концепция иероглифов очень сложна в написании. В их основе лежат 3 вида иероглифов: китайское кандзи, а также слоговая азбука катакана (угловатый вариант) и хирагана (округлый тип). Древнекитайские символы стали корневой основой, но путем добавления японских слогов, появилось особое чтение иероглифов, что дало возможность формированию особого классического японского языка, давшего толчок к активному развитию специфической японской литературы. Выписывание иероглифов с давних времен считается настоящим искусством. Для упрощения перевода для иностранцев разработана специальная транскрипция в латинской графике – ромадзи. Для русскоговорящих людей создана система Поливанова для подачи иероглифов в виде кириллицы.

    С учетом национальности первых переселенцев, в период зарождения японской литературы явно просматривалось влияние китайской культуры. Первые истинно национальные, своеобразные литературные творения относятся к VII — VIII векам, когда появляются сказания «Кодзики» и исторические летописи «Нихонги». В этот же период создаются стихотворные творения. Они стали основой постепенного развитие таких стилей, как вака, танка и хайку, которые и в наши дни имеют почитателей по всему миру. Произведения великого Басё в стиле хайку переведены, практически, на все основные языки мира. В мировую литературную сокровищницу вошли творение таких мастеров, как Абэ, Кобо, Акутагава, Кэндзабуро, Харуки, Рю, Кобаяси Исса.

    Особенности религиозного влияния

    Религия сыграла ключевую роль в развитие всех сторон островного общества, в т.ч. формировании традиционных и культурных ценностей. Религия в Японии имеет две ветви: буддизм и синтоизм. Основу синтоизма составляет обожествление природных явлений, что и породило отношение японцев к неодушевленной природе, как к живым существам. Она же учит людей жить в гармонии с природой. Именно синтоизм в достаточной степени олицетворяет нацию и её культуру.

    Буддизм появился в Японии значительно позже, чем синтоизм, а потому в меньшей мере повлиял на формирование культуры. Пожалуй, наибольший след он оставляет в традиционной архитектуре. В целом, обе названные религии в достаточно степени переплелись, и теперь трудно их выделить в чистом виде.

    Особенности развития изобразительного искусства

    Как и вся культура целиком, изобразительное творчество Японии развивалось своим путем, приобретая утонченность и своеобразие. Японская живопись – это древний и ни с чем несравнимый способ самовыражения нации. Её невозможно спутать ни с одним художественным направлением, существующим в мире.

    В живописных полотнах на первый план выдвигается природа, как божественная основа существования всего. Одним из первых направлений в истории живописи стало иллюстрирование литературы – горизонтального вида свитки в стиле ямато-э. Немного позже появляется стиль суми-э в форме одноцветной акварели. Начиная с XVII века, популярность приобрели деревянные гравюры (укие-э) с показом гейш, сцен театра кабуки, природы. Эти своеобразные японские стили оказали заметное влияние на развитие мировой живописи.

    Особым шармом обладает японское декоративно-прикладное творчество. Особое мировое признание получили традиционные куклы. Далеко за пределами Японии разнеслась слава таких направлений прикладного искусства, как нэцкэ, оригами, икебана, бонсай, тэмари, тканная роспись, чайная керамика.

    Японская скульптура развивалась в виде доведения до совершенства фигур из обожженной глины. Керамические фигурки-идолы (догу) считаются одним из древнейших направлений национального искусства. Значительное место занимают скульптурные фигуры животных, птиц и людей из керамики.

    С приходом буддизма на острова в скульптурном творчестве появились изваяния Будды. В качестве материала стала активно использоваться древесина, с последующим покрытием лаком, позолотой. Значительно реже использовалась бронза.

    Особенности театрального творчества

    Японский традиционный театр – это визитная карточка страны. Одним из первых направлений театрального искусства считается театр «но», где артисты выходили играть в масках и шикарных костюмах. В XVII веке появился наиболее известный вариант сценического творчества – театр кабуки. Играли в таком театре только мужчины, а на их лица накладывался внушительный слой грима. Мужчины играли и женские роли (оннагата). Параллельно развивался еще одно знаменитое театральное направление – театр банраку (с марионетками).

    Нельзя оставить без внимания особое своеобразие – японская анимация «аниме», которая изначально нацеливалась на взрослых людей. В таких лентах, чаще всего, перерабатывались национальные комиксы – манги.

    Достопримечательности государства

    Туристам, отправляющимся в Японию, есть на что посмотреть. Здесь имеются шедевры национальной архитектуры (причем, как исторической, так и современной), природные памятники, искусственные комплексы с каменными садами и все многообразие многовековой культуры. На официальных сайтах туристических операторов можно найти массу фото Японии, наглядно показывающие многочисленные прелести.

    Можно выделить несколько достопримечательностей Японии:

    1.Мемориал Хиросимы: мемориальный комплекс, посвященный жертвам ядерной бомбардировки. В мемориал входит единственное уцелевшее здание.

    2.Парк Джигокудани: парк, в котором обитает значительное количество обезьян (макак). Популярность парку обеспечивает и природная красота: многочисленные гейзеры, окруженные скалистыми выходами, и холодный лесной массив.

    3.Киемидзу-дера: буддийский храм, построенный в VIII веке. Находится в Восточном Киото. Главная особенность архитектурного шедевра – он построен без гвоздей.

    4.Замок Химэдзи: построен в эпоху феодализма. Пережил многочисленные изменения в разные века и бомбардировку во время войны.

    1. Памятник Великому Будде Камакуре: выполнен из бронзы и имеет высоту 13 м. Возведена в XIII веке.
    2. Храм Тодайдзи: считается самым крупным деревянным строение в мире. В нем расположена самая большая бронзовая статуя Будды.

    7.Императорский дворец: находится в столице страны. Во дворце расположен музей искусств.

    1. Гора Фудзи: визитная карточка Японии. Очень впечатляющий вулкан высотой 3776 м.
    2. Кинкаку-дзи: имеет и другое название – храм Золотого павильона. Находится в г. Киото. Сооружен в XIV веке и восстановлен в XX веке после пожара, устроенного маньяком.
    3. Аокигахара или Лес призраков в Японии – легендарное место, расположенное у подножья вулкана Фудзи. Исторически это место привлекало самоубийц, и количество совершенных самоубийств огромно на протяжении нескольких веков. Само по себе это место является национальным парком и славится первозданной красотой, но туристов привлекает не только красота, но и трагическая часть истории.

    Культура Японии самобытна и многообразна. Люди, пожелавшие посетить страну, увозят массу впечатлений от увиденной красоты. А посмотреть в Японии есть на что.

    Японцы являются достаточно чувствительными и ранимыми людьми. При этом они отличаются своей вежливостью и гостеприимством. Очень большое значение японцы придают различным церемониям и правилам.

    В Японии не используются рукопожатия. Вместо этого они кланяются. Сколько раз поклонился вам собеседник, столько и вы должны будете ему поклониться. На улице обращаться с вопросами лучше всего к людям среднего возраста. Пожилые и молодые японцы стесняется общаться на улице с незнакомцами.

    Приходя в японский дом, вы должны снять обувь. Полы в домах покрыты циновками из соломы, сами японцы ходят дома босиком.

    Японская ванна ("фуро") не предназначена для мытья. В ней нужно расслабляться. Перед принятием ванны необходимо вымыться в душе. После ванны воду сливать нельзя, т.к. вода греется не для одного человека.

    Говоря о Японии, нельзя не упомянуть о японских садах. Японцы потрясающе умеют воссоздавать в миниатюре отображения морей или пейзажей. Располагается такой сад на небольшой территории площадью в несколько сотен метров. Это искусство призвано прославлять красоту природы. В садах господствует гармония растений, песка, воды и камней. Множество садов, большинство из которых насчитывает сотни лет, находятся на территории храмов.

    В крупных городах страны туристы могут найти широкий спектр различных развлечений. В Токио ночная жизнь бурлит. Можно посетить бар, ночной клуб или даже Караоке. Караоке является популярным ночным развлечением. Зародилось оно в Японии. Обычно этот тип заведений включает в себя ряд комнат, оборудованных аппаратурой караоке.

    На деловых встречах в Японии нужно иметь при себе визитки. Японцы также могут обратить внимание на категорию отеля, в котором поселились их партнеры по переговорам. Во время деловой встречи стороны всегда обмениваются небольшими подарками. Во время ведения переговоров не следует смотреть партнеру прямо в глаза. Это могут посчитать грубостью.

    Японцы свято чтят древние традиции своих предков. Хорошо известное и популярное искусство аранжировки цветов называется икэбана. Оригами – это искусство складывания фигуры из бумаги. Считается, что это занятие способствует расслаблению и избавлению от недугов. Чайная церемония - садо – является ярким проявлением японской философии жизни. Она остается неизменной на протяжении многих веков. Театр кабуки возник в Японии более 500 лет назад. Он тоже с тех пор не изменился. По всему миру хорошо известно и японское традиционное искусство гейш.

    Традиционной национальной одеждой японцев является кимоно. Даже сегодня можно увидеть людей старшего поколения, носящих эту одежду.

    Достаточно интересна и национальная кухня Японии. Традиционным продуктом японцев является рис. Его едят с остросолеными или остросладкими приправами.

    Большой популярностью во всем мире сегодня пользуются суши. Они представляют собой небольшого размера рулетики из нори (высушенных морских водорослей). Начинкой для них служит рис с разными наполнителями.

    Многочисленные национальные блюда в стране готовятся из морепродуктов: моллюсков, кальмаров, осьминогов, крабов, креветок и морских водорослей.

    С удовольствием едят японцы и бобовые (тофу и мисо). Тофу - это соевый сыр. Мисо представляет собой вязкую массу из соевых бобов.

    Соусы в основном готовят из сои и сахарной пудры. Универсальной приправой служит адзи-но-мото. Самым любимым напитком японцев является зеленый чай. Пьют его чаще всего без сахара. Чаепитие представляет собой настоящий традиционный ритуал. В чайной церемонии могут принимать участие не более пяти человек. Происходить это должно в полумраке.

    Чайная комната оформляется с изысканной простотой. В этой комнате не должно быть никаких лишних предметов. Исключение составляют только белоснежная скатерть и ковш, вырезанный из куска бамбука. Этот ковш должен иметь аромат свежеспиленного дерева.

    Во время чайной церемонии не стоит разговаривать. После окончания чаепития рекомендуется похвалить качество чая и посуду.

    Для европейского сознания в культуре Японии много странного, а то и совершенно непостижимого. Ни в одной другой стране традиции, технологии и условия жизни не переплетались так причудливо. Самурайские идеалы прекрасно уживаются с компьютерами последнего поколения, а долгожители, родившиеся ещё в 19 веке – с подростками в костюмах Покемонов. Несмотря на поразительное развитие всего, что касается технологий, японская культура – одна из самых консервативных, закрытых и непонятных для иностранцев.

    Преступность

    Несмотря на легенды о якудза, уровень преступности в Японии один из самых низких (ниже только в Монако). Всё оружие – от пистолетов до церемониальных мечей, обязательно регистрируют в полиции.

    Однако если вы уж попали на скамью подсудимых – пиши пропало. 99 процентов судов заканчиваются обвинительным приговором. Кроме того, в Японии до сих пор приговаривают к смертной казни, обычно через повешение. В год казнят по 2-3 человека, причём о предстоящей казни приговорённых оповещают всего за несколько часов. Семье сообщают уже о свершившейся казни.

    Отношение к работе

    Все знают что японцы – одни из самых дисциплинированных и трудолюбивых работников в мире. Однако и образ бизнесмена-алкоголика, завсегдатая караоке-баров тоже не далёк от истины. Японцы действительно много пьют; на корпоративах саке льётся рекой и младшие сотрудники тщетно пытаются поспеть за своими закалёнными долгими годами тренировок боссами.

    Но вот что действительно удивительно – сколько бы японец не выпил вечером, утром он будет как огурец и приступит к работе точно в срок. Кроме того, в японской культуре считается совершенно нормальным немного вздремнуть на рабочем месте, это даже приветствуется. Считается, что человек, который приклонил голову на рабочий стол, трудится до изнеможения и особенно предан своему делу.

    Кодокуши

    Феномен Кодокуши (одинокая смерть) – это силуэт тела умершего человека. Он образуется, когда тело долгое время остаётся необнаруженным.

    Рабочие, которые занимаются перевозкой мебели, говорят, что очень часто наталкиваются на такие вот “кодокуши”. По оценкам одной частной компании, примерно в 300 случаях из 1500 они натыкаются на эти печальные символы человеческого одиночества.

    Традиционный образ японской семьи, когда под одной крышей уживалось несколько поколений, уже устарел, и теперь старики всё чаще живут в одиночестве.

    Такое случается и с временными рабочими, или работниками по контракту – многие мужчины и женщины этой категории рабочей силы никогда не женятся и не выходят замуж. Они умирают в одиночестве, и никто не знает о их смерти.

    Японские нравы всегда отличались строгостью, в том числе и по отношению к «фильмам для взрослых». И хотя запрета на то, чтобы снимать жёсткое порно в Японии не существует, гениталии на видео обязательно должны быть размыты, чтобы соответствовать национальным представлениям о морали.

    Этот смягчённый вариант японского порно дополняется так называемым «буккаке» – демонстрацией образовавшейся в результате жидкости как доказательства того, что между актёрами действительно произошёл “акт любви”.

    Любопытно, что огромное количество молодых японцев не выказывают вообще никакого интереса к сексу, особенно парни. Их называют «сошоку данши» или «вегетарианцы».

    В то время как весь мир тратит большие деньги на то, чтобы сделать себе безупречно ровные зубы, японские подростки увлечены прямо противоположным. Последний стремительно распространяющийся среди японской молодёжи тренд называется «яэба» (буквально «двойной зуб»). Это насадка, которая создаёт впечатление торчащего изо рта клыка. Между прочим, довольно дорогое удовольствие.

    Особенности и традиции Японии


    Введение

    1. Японский национальный характер

    2. Японцы в повседневной жизни

    3. Социальная регуляция поведения в Японии

    4. Чайная церемония

    5. Особенности общения в Японии

    Заключение


    Введение

    Япония – древнее, самобытное государство. Развитие всесторонних связей России и Японии вызывает к нашему восточному соседу глубокий интерес. Люди больше хотят знать о различных аспектах японской действительности, о материальной и духовной жизни этой страны.

    Первые сведения о японцах содержатся в китайских источниках, относящихся к I в. до н. э. В VIII в. появляются японские хроники, представляющие собой своды мифов и исторических преданий.

    Согласно японской системе верований – синтоизму, японская нация ведет свое начало от богини солнца Аматэрасу, прямым потомком которой был легендарный император Японии Дзимму (Дзимму-Тэнно), взошедший на престол «государства Ямато» в 660 г. до н. э. и положивший начало непрерывной династии японских императоров.

    Современная Япония расположена на архипелаге, который тянется с севера на юг вдоль восточного побережья Азиатского континента; ее главные острова: Хоккайдо (наименее населенный) – на севере, Хонсю и Сикоку – в центре и Кюсю на юге. Кроме них имеется также более трех тысяч небольших островов. Площадь Японии – около 400 тыс. кв. км, население – 120 миллионов человек.

    Национальная психология японцев, как и любой другой этнической общности, формируется под влиянием прошлого опыта и новых веяний, причем прошлое в этом процессе играет исключительно важную роль.


    Японский национальный характер

    Трудолюбие и связанное с ним усердие во всех сферах трудовой деятельности – важнейшая черта японского национального характера.

    Известно стремление японцев рано (в пятьдесят или в пятьдесят с небольшим лет) удаляться от дел и предаваться эстетическому наслаждению природой – деревьями, цветами, птицами, ветром и луной – в соответствии с фурю (фурю состоит из иероглифов фу – ветер и рю – поток, понятие «ветра потока» передает чувство прекрасного).

    На протяжении многих веков в Японии культивировалось чувство прекрасного, превращалось постепенно в своего рода религиозный культ поклонения красоте, который широко распространялся среди всех слоев населения.

    В японском языке имеются эстетические понятия ханами – любование цветами, цукими – любование луной и юкими – любование снегом, выражающие существенную часть повседневной жизни. Традиция поклонения прекрасному передается от поколения к поколению. Она оказывается во всем, проявляется в чувствах, словах и поступках. Сами японцы считают, что присущее им особое чувство красоты – их национальное достояние, которым иностранцы могут только восхищаться.

    Повышенная восприимчивость к красоте сделала японцев чрезвычайно эмоциональными. Им свойственно смотреть на все с точки зрения личного переживания даже тогда, когда поставленная цель может быть достигнута лишь путем трезвого, объективного подхода. Конечно, любовь к прекрасному свойственна всем народам, но у японцев это – неотъемлемая часть национальной традиции.

    Вообще традиция, точнее, традиционализм проник в поведение, промыслы и чаяния японской нации, стал важнейшей чертой ее характера. Сложившиеся в японском обществе традиции особенно ярко выражают идею преемственности в общественной жизни, закрепляя национальные, культурные и бытовые элементы. Японцы бережно относятся к культурному наследию прошлого, они сохраняют классический театр, чайную церемонию, икэбану. В динамичном обществе ХХ в. японцы ищут опору в постоянстве и находят ее в традиционных формах искусства.

    Японцы во всем видят смысл, уносящий корнями в далекую древность. На Новый год (празднества, кстати сказать, длятся целую неделю) у каждого дома ставятся ветки сосны (символ долголетия, могущества), сливы и бамбука (символ постоянства и добродетели), развешиваются пучки соломы и узкие бумажные полоски. Соломенные пучки затем сжигают, «чтобы отогнать злых духов», как это делали в старину. Особенно сильно влияние на японцев традиционных ценностей семейной системы, которая всегда носила консервативный характер. Действия индивида ограничивались определенными рамками – ориентацией на семейный коллектив, полное подчинение главе семьи.

    В современной Японии с большим вниманием относятся к традициям, к далекому прошлому, к памятникам старины. Японцы усиленно стремятся сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений и норм поведения, формы культуры. Для них характерно бережное отношение к сложившемуся укладу жизни как к культурному наследию, внимание не только к содержанию поведения, но и к внешним проявлениям, к стилю, благодаря чему форма поведения остается особенно устойчивой. Нынешняя обстановка в Японии свидетельствует о живучести традиций в политическом мышлении и социальном поведении японцев. Японский традиционализм оказывает многоаспектное влияние на общественно-политическую жизнь страны.

    Японцы перенимали у других то, что представляло для них интерес на каждом конкретном этапе их исторического развития. Любой элемент чужой культуры осваивался таким образом, чтобы можно было его приспособить к японским условиям. В результате заимствования всегда носили прагматический характер, да и, по существу, заимствованиями не были – скорее речь идет о своего рода трансформации применительно к социальным или иным потребностям Японии. Во всем этом процессе отчетливо просматривается устойчивый этноцентризм, явившийся питательной средой одной из доминирующих черт японского национального характера – гордости за свою нацию.

    Японцы в повседневной жизни

    Психологический облик современного японца, как и представителя любой другой общности, определяется особенностями национальной культуры, которая обладает большой устойчивостью ко всем изменениям в жизни общества. Это связано с тем, что в основе культуры лежат национальная история, язык народа, его психология. Процессы модернизации и заимствований не касаются глубинных основ национальной психологии, которые проявляются и у современного японца в общепринятых способах поведения.

    Японец, совсем не расположен к тому, чтобы отказываться от привычного. В национальном японском доме у него все по старинке. В токонома – встроенной нише – по-прежнему стоит букет и висит какэмоно (свиток) – картина или иероглифическое изречение. Конечно, национальный дом наполнен теперь атрибутами современной цивилизации, однако введенные в обиход предками вещи не оставили предназначенных им мест. По данным статистики, до 60% японцев живут еще в традиционных домиках, и там они со всех сторон окружены своими национальными вещами.

    Конструктивной основой традиционного дома является каркас, смонтированный из грубо обработанных древесных брусьев. Каркас устанавливается на многочисленных опорах, что придает постройке достаточную жесткость и уменьшает возможность разрушения при землетрясениях. Несущих стен в доме нет; решетчатые рамы, на которые наклеена полупрозрачная бумага, могут по желанию сдвигаться, разбираться, даже служить окном.

    Обычный японский дом никогда не красят ни снаружи, ни изнутри. Конечно, внутренние конструкции всегда тщательно полируются, отчего они приобретают приятный, ласкающий глаз вид, а внешние – предоставляют обрабатывать самой природе. Общий вид дома и его окружение соответствуют национально-психологической концепции ваби – возвышенной простоте, как бы опоэтизированной убогости.

    Японец в городской квартире. В японских городах получили распространение несколько типов квартир - двух-, трех-, четырех - и пятикомнатные; в них-то и живет основная масса горожан. Самые популярные – двух- и трехкомнатные малогабаритные квартиры. В комнате японской квартиры обычно по 12 с небольшим квадратных метров (шесть татами, как говорят японцы). Двухкомнатные квартиры бывают двух видов: с миниатюрной кухней или с кухней, достаточной для расположения семьи при трапезе.

    Облик японских городских квартир практически стандартен и весьма слабо согласуется с традиционной эстетикой японского национального дома. Бесконечные коробки на шкафах, полках, вешалках – свидетельство ограниченной площади жилища; множество разнообразных кукол, мягких и набивных игрушечных зверушек, расставленных по полкам, на телевизорах, на пианино.

    Вообще японские квартиры буквально наводнены всевозможными украшениями – от кукол и набивных зверушек до разрисованных тарелок, фотографий, обрамленных гравюр и эстампов.

    Японец вне дома. Поведение японцев вне дома отличается от привычного от нас. Жена и муж редко выходят из дома вместе. Обычно муж старается уйти куда-нибудь один. Следует заметить, что в Японии уже наметилась тенденция семейных прогулок по воскресеньям. В обычные же дни глава семьи проводит досуг с друзьями.

    Согласно статистике, лишь немногим более половины семейных японских мужчин из средних слоев населения возвращается домой к девяти часам вечера; в более зажиточных кругах общества этот процент падает до десяти. Японцы не очень-то стремятся вечером в свои квартиры, они стараются отдыхать вне дома.

    Качество жизни. Проблема качества жизни многоаспектна. В общежитейском понимании речь идет о том, как человек живет, работает, отдыхает.… В национальном масштабе существо и особенности качества жизни связаны с потреблением того, что производится. Чтобы представить себе сферу потребления, точнее, личного потребления в Японии, достаточно принять во внимание тот факт, что потребительские расходы в этой стране составляют 53 – 55% объема валового национального продукта, а с учетом социально-культурных фондов – около 65%. Данные статистики дают основание полагать, что в Японии культивируется общество потребителей.