Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Культура византии краткое сообщение. Византийская культура

Культура византии краткое сообщение. Византийская культура

Византия – это восточная Римская империя. Первоначально основным центром была колония Византий, затем им стал Константинополь. В Византию входили территории: Балканского п-ова, Малая Азия, Месопотамия, Индия с Палестиной, Сирия, Сев. Африка, Сев. Причерноморье. Просуществовала эта империя с 4 в до н.э. – сер 15 века, пока не была разрушена турками-сельджуками.

Она наследница греко-римской культуры. Культура противоречива , т.к. пыталась совместить идеалы античнoсти и христианства. Мир воспринимался как прекрасное Божие творение. Выделяли Божественную сущность человеческой души.

Роль городов. В 4-5 веках крупнейшими городами были: Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники и Коринф (Европейская часть).

Особую роль играл Константинополь (расположен в проливе Босфор). Уже в 4 в. он стал крупнейшим торгово-ремесленным центром, его называли «Мастерской вселенной». В порт прибывали суда из разных стран. Росло также Его значение как культурного и религиозного центра. Шло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов.

Роль церкви. Византия – это государство-империя. Император имел неограниченную власть. Он считался смертным, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Императоры показывали себя верными сынами церкви, хотя оказывали глубокое влияние. Церковь воздействовала на общество. Церковь вела борьбу с ересями (отклонялись от официального учения). В 9 в. Восточная церковь (православная) обособилась от Западной (католической). В 11 в. произошел раскол церкви, они стали независимыми ответвлениями от христианства. Сама Византия отделилась от западного христианство.

Период раннего средневековья .

Образование было на высшем уровне. Предпочтение отдавалось энциклопедическим знаниям. Изучались Законы Божии, музыка, эстетика, физическое воспитание.

В Византии развивается институт монашества , особенно в 7-9 веках. Появляется много религиозной литературы жития святых. Была открыта первая высшая школа в 9 веке в Константинополе (закрытая в 7), и медицинское училище.

Наука.

В географии – чертили карты морей, стран, городов, это для Запада было непостижимым.

Значительные успехи в медицине: врач Орибазий составил медицинскую энциклопедию из 70 книг. После утверждения христианства, научные деятели подверглись гонениям, были закрыты школы, уничтожена часть Александрийской библиотеки. Наука становится богословской.

В сер. 6 в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию» (форма земли плоский четырехугольник).

В 6-7 в. господствовала алхимия в поисках божественного эликсира (металл в золото, лечить любые болезни, возвращать молодость). Развивалась химия : краски для живописи и тканей, керамики, мозаик, эмалей.

В 7 в Византийцы изобрели «божественный огонь» - смесь, которая горела на воде, он применялся в осаде крепостей.

Ученый Лев Математик усовершенствовал световой телеграф .

Врач Никита составил сборник по хирургии 9в.

Философия.

В 4-5 веке распространен неоплатонизм – сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Представители: Прокл и Иоанн Филоспон или Грамматик.

Литература.

Светские поэты пересказывают античные мифы, используют античную метрику, и церковные поэты. Больше евангельским сюжетам.

Стихотворный размер народный стих – это церковная поэзия народным языком (Роман Сладкопевец).

Поэмы о борьбе с врагами – поэма о Дигенисе Акрите.

Животный эпос – сатирическое изображение господ.

Сохранилась практически только богословская литература: Косма Магомский (8в - песнопевец), Иоанн Дамаскин (каноны –гимы из 9 песней), Феодор Студит (каноны, гимны). Написан «Мириобиблион» автор - Фотий – это аннотации к 280 античным и ранневизантийским преданиям с комментариями.

Искусство и Архитектура.

Задачи Византийского искусства – воплотить в художественных образах божественные идеи и красоту человеческого духа.

В архитектуре появляются округлые формы, возникает ротонда, базилика, купола. Самый знаменитый – Собор Святой Марии (6 в. Константинополь), был построен Анфимием и Исидором. По форме это купольная базилика.

Складывается стиль настенной живописи – мозаика. Мозаика церкви св. Виталия в Равенне, мозаика Софии Константинопольской 9в.

Рождается иконопис ь – она изображает Божественный мир в образах земной реальности (Богоматерь с младенцем, Иисус).

Скульптуры из слоновой кости – консульские диптихи.

Музыка.

Гимны – это религиозно-философская песенная лирика, сочетавшая мистику с эмоциональным содержанием (Иоанн Дамаскин).

Период Македонской династии и династии Комников .

Пробуждается интерес к классической литературе и философии.

Наука и образование .

В 9 в. возрождается ун иверситет – это центр светского образования для всей империи.

В 10 в. созданы сборники и энциклопедии (исторические, с/х, медицинские и ветеринарные).

~ 975 г. создана Суда – 30 тыс. статей объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних авторов и т.п.

Литература.

Представители: Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливали культурное наследие к интересам господствующей элиты.

В 11 в Михаил Пселл – сочинения по истории, богословию, математике, стихи, оды («Хронография»).

Искусство и архитектура.

Вместо базилики – крестово-купольный храм, это стало доминировать в 10-12в. Храмы становятся меньше, но выше. Купол смотрелся изнутри – символизировал Вселенную. Новый облик храмов – облицовываются. Первый новый тип – базилика Василия Македонянина «Новая церковь».

В искусстве 10-11 в. господствует пышная декоративность .

В 11-12 в. церковная роспись складывается в схему – все храмы расписываются по ней.

11-12 в. подъем в искусстве иконописи – икона Владимирской Богоматери, относится к типу умиление. Высокое мастерство в обработке золота, парчовые ткани, изделия из стекла, резьба из слоновой кости.

Музыка - церковное пение.

Эпоха Палеологов.

В 13 в. Константинополь захвачен крестоносцами. Спад культуры . Уничтожались культурные ценности.

Крупный историк – Никита Хониат, автор труда из 21 книги.

География – Никифор Влеммид, автор «История земли», «Всеобщая география».

Максим Плануд указал на индийское происхождение арабской системы цифр «Счетное искусство по индийскому образцу».

Математика – Николай Артабасд Рабд.

Философия

15 в. - Георгий Гемист Плифон, гуманистическое мировоззрение. Поздневизантийскую философскую мистику представляли Григорий Синаит, Николай Кавасил, Григорий Палама.

Литература.

Представители – Никифор Григор, Лапиф, Акиндин.

Первые итальянские гуманисты - Мануил Хрисолор, Плифон и Виссарион Никейский.

Искусство и архитектура.

Храмы более живописны, пропорции более хрупкие – церковь Апостолов в Солуни. Живопись – драматическое переживание евангельской истории. Цвета более приглушенные, фреска, миниатюра, икона. 14 в Феофан Грек – роспись Спасо-Преображенского собора в Новгороде.

Византийская культура имела огромное значение в становле-нии европейской цивилизации. Ее роль выходила далеко за пре-делы тысячелетних хронологических рамок существования самой империи. Почти половина христиан всего мира в духовном отно-шении являются и поныне прямыми наследниками восточно-христианской, византийской культуры.

Общие особенности византийской культуры. Византийской куль-туре в целом присущ ряд ярко выраженных особенностей сравни-тельно с культурой других европейских стран в средние века. 1) В IV-ХП вв. ее отличал значительно более высокий уровень. 2) Античное наследие в византийской культуре, хотя и в адапти-рованной и переработанной форме, находило проявление во всех областях, начиная с философии и кончая прикладным искусст-вом и бытовым распорядком. 3) В органическом сплаве собствен-но греко-латинской культуры с традициями местных культур (еги-петской, сирийской, армянской, грузинской и др.) преобладал творческий гений греческого народа, особенно в ее языке — с VII в. она окончательно стала грекоязычной. 4) Ее специфика состояла и в ее открытости влиянию культур народов, живших не только в пределах империи, но и вне их — отсюда ее отчетливый восточ-ный колорит. 5) Яркая черта культуры Византии — ее традицион-ность, приверженность канону, скрывающая под издревле при-нятыми формами борьбу идей, критериев, стилей. 6) Отличалась, наконец, византийская культура и большей типологической одно-родностью по сравнению с западноевропейской.

В культуре Византии, как в никакой иной в средневековой Ев-ропе, слились развитые культурные традиции весьма разных древ-них народов. Это объяснялось многовековым воздействием таких факторов, как: сильная централизованная власть, единство систе-мы управления, принципов налогообложения и комплектования армии, права и судопроизводства, религии и организации церкви, государственного (греческого) языка; континуитет городской жиз-ни с прямой культурной преемственностью между поколениями; сравнительная интенсивность общения и обмена информацией между центром и провинциями, благодаря государственной поч-те и обширной сети морских коммуникаций; наконец, чрезвы-чайная роль гигантского очага культуры — Константинополя, глав-ного для всей империи источника новых идей, критериев и прин-ципов, законодателя мод и вкусов.

Ранневизантийская культура. С IV до середины VII в. (т.е. в ранневизантийский период) совершалось формирование основ ви-зантийской культуры как целостной системы проявлений духов-ной жизни общества. Рождалась принципиально новая культура, пронизанная христианским миросозерцанием. В острой идейной борьбе христианский монотеизм приходил на смену языческому политеизму. Приверженность христианству стала идеологическим императивом — необходимым условием самого существования индивида как полноправного члена общества и подданного империи.

До конца существования империи византийское общество со-храняло древние традиции уважения к знанию. Восточнохристи-анскому богослову VIII в. Иоанну Дамаскину принадлежит рас-пространенное и поныне изречение: «Ученье — свет, а неученье — тьма». В городах империи знание грамоты (чтения и счета) было обычным не только в высших, но и в средних и низших по до-статку слоях населения. Резкое падение уровня образования и со-кращение числа грамотных людей имели место лишь в «темные века», т.е. в VII—VIII столетиях, в условиях всеобщего кризиса и нашествия варваров. Тягу к учебе стимулировал стойкий спрос государства на образованных людей, необходимых для пополнения штата многочисленного чиновничества. Уже в IX в., в условиях упрочения аппарата власти, начался новый подъем образования.

К ак и в других странах средневековья, Византия не знала еди-ной всеобщей системы образования, хотя сеть школьных учреж-дений была здесь гораздо более широкой. Организация школы, состав дисциплин и порядок обучения были унаследованы от анти-чности. Школы делились на две ступени: начальную и среднюю. В начальной дети с 6-9 лет изучали цикл наук, обозначаемый по традиции как «тривиум» (некогда он включал грамматику, рито-рику и диалектику). На деле круг дисциплин в разных школах был различным и изучались в них лишь начатки знаний. Общим было обучение в течение двух-трех лет чтению, письму, счету, основам христианского вероучения и элементам светской и биб-лейской истории. Вместо Гомера читали теперь «Псалтирь» - главный учебник школяров. Школы были как платными — част-ными, так и бесплатными — монастырскими, церковными, го-родскими, доступными даже для бедняков. В круг дисциплин школы средней ступени — «квадривиум» — входили арифметика, геометрия, музыка (гармония) и астрономия. Но и здесь царило разнообразие в выборе наук. На более высоком уровне изучали грамматику, риторику и логику (диалектику). Всю совокупность наук определяли как философию — чисто теоретическое знание. К практическим относили этику, политику, юриспруденцию. Зна-ния же физических или химических свойств веществ, приобре-таемые опытным путем, считались не наукой, а ремеслом. С по-бедой христианства науку делили также на священную и свет-скую («внешнюю»), причем первая объявлялась госпожой, а вторая ее служанкой. Сколь ни избирательным был подход к наследию античной литературы, ее изучению отдавалось много сил. По ста-рой традиции совершенным литературным (письменным) языком считался только аттический диалект, уже мало понятный боль-шинству населения. Именно его, однако, изучали, на нем образо-ванные люди говорили друг с другом и создавали свои сочине-ния. Между языком культуры и живой речью народа увеличивал-ся разрыв. Попытки его преодоления начались в конце XII в., но полностью он был ликвидирован только в новое время.

Средняя, платная школа, создаваемая обычно частным образом самими преподавателями (грамматиками), была редкостью даже в крупных городах. Продолжали образование главным образом в столице. Самого по себе понятия «высшее образование» визан-тийцы не знали, хотя среди них было немало высоко образован-ных людей. Высших ступеней знания они достигали порой само-стоятельно, но чаще через обучение по частному соглашению у известных эрудитов (риторов, философов, правоведов). В IV—VI вв. своими учеными славились Афины, Антиохия, Бейрут, Газа, Алек-сандрия — крупнейшие очаги высшей образованности, центры античного знания. Однако во второй половине VI—VII в. они при-шли в упадок. В V в. сгорела дотла богатейшая библиотека в Алек-сандрии и была убита фанатичными монахами известная ученая — математик Ипатия. Особым эдиктом Юстиниан I закрыл прослав-ленную в империи школу философов-неоплатоников в Афинах, еще одним своим актом подводя черту под позднеантичной эпо-хой. Единственным крупным рассадником учености надолго стал Константинополь, а с XII в. также Фессалоника и Трапезунд, и лишь в XIII—XV вв. многие другие города.

Философия в ту эпоху была неотделима от богословия: оба по-нятия были почти синонимами. Разрабатывая христианскую бо-гословскую доктрину, способную выстоять в идейной борьбе с язычеством, иными культами и ересями, византийские бого-словы были вынуждены опираться на логику и идеалистические учения античности. Как и западные схоласты, византийские мыс-лители уделяли особое внимание логике Аристотеля, однако они изучали и комментировали труды не только Аристотеля, а широ-кого круга философов древности. В создание христианского ве-роучения как системы основополагающий вклад внесли в IV в. «три великих каппадокийца», канонисты-эрудиты Василий Вели-кий (Кесарийский), Григорий Богослов (Назианзин) и Григорий Нисский, а также патриарх Константинополя в 398—404 гг. Иоанн Златоуст. Помимо чисто теологических концепций, они рассмот-рели немало важных и поныне проблем христианской антропо-логии, психологии, этики, возлагавшей главную ответственность за социальный мир на государственную власть и состоятельные круги общества.

Разработка богословских тонкостей сочеталась с примитивиза-цией позитивного античного знания о мироздании и окружаю-щем материальном мире: ничто не должно было противоречить Священному писанию. Гигантский культурный переворот, сопут-ствовавший торжеству христианства, захватил практически все сферы духовной жизни общества, основу которой составляла от-ныне религиозная идея. Примером замещения античной космо-гонии библейским мифом о сотворении и устройстве вселенной является «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (греч. «плававшего в Индию»). Сообщая правдивые данные о путях со-общений, о народах, которых они связывали (а в этих данных всегда нуждались дипломаты и купцы империи), о флоре и фауне Восточной Африки, Аравии и Индии, Косьма пишет о Земле как о плоском четырехугольнике, окруженном водой и накрытом твер-дым небесным сводом.

Вопреки принципиальному недоверию к познаниям древних о материи, нужды сельского хозяйства, ремесла, ирригации, судо-строения, зодчества, фортификации, медицины и т.д. диктовали необходимость хранить и развивать знания, добытые путем опы-та. Византийцы не только изучали труды Галена и Гиппократа -они совершенствовали диагностику, хирургию, антисептику, рас-ширяли набор лекарств растительного происхождения. Подобным было положение дел в производстве стекла, мозаичной смальты, красок, керамики, эмалей, в металлургии, ювелирном деле — во всем этом мастерство византийцев нашло международное при-знание. Но подобные знания не считались научными, ибо отно-сились к сфере приземленных забот человека не о духовном, а о материальном.

Богословские труды были преобладающим жанром литературы во все века истории империи. Сопоставимой с ним, однако, по общественному значению была историография, продолжавшая как никакой иной жанр византийского литературного творчества бо-гатые традиции античного историописания. Историки империи почти до ее конца сознательно подражали своим великим пред-шественникам (особенно Геродоту, Плутарху, Ксенофонту и Фукидиду). Вершиной историографии ранневизантийской эпохи были труды Прокопия из Кесарии, Менандра Протиктора, Агафия Миринейского. Все они владели аттической речью и все писали свои труды в VI в., в канун крушения высокой культуры импе-рии. По сути дела их творчество не столько «открывает» средне-вековую византийскую историографию, сколько «закрывает» позднеантичную. Наиболее выдающимся среди них был Прокопий Кесарийский, близкий ко двору обладатель высоких постов и ти-тулов, очевидец важнейших событий. Он создал широкую исто-рическую панораму — «Историю войн Юстиниана с персами, ван-далами и готами». Позиция автора, стоявшего на грани двух эпох, отразилась и на его творчестве: прославляя деяния Юстиниана I в своей «Истории» и в трактате «О постройках» как христианней-шего и мудрого правителя, Прокопий в своей «Тайной истории» (для близких и друзей из сенаторской оппозиции) создал образ жестокого и безнравственного самодура, ответственного за все беды империи.

Собственно средневековый жанр исторического повествования — хронография — возник в конце III — начале IV в. и постепенно стал выдвигаться на первый план. Основоположником жанра был церковный писатель Евсевий Кесарийский. Характерными при-знаками созданной им хроники, как и большинства позднейших, были: начало изложения «от сотворения мира» (от Адама) с крат-ким обозрением истории древних (упоминаемых Библией) наро-дов, начиная с халдеев и кончая римлянами, и лишь затем — от-носительно подробный, погодный, рассказ о хронологически близ-ких автору событиях, из которых чисто субъективно отбирались и регистрировались важнейшие. «Мировая хроника» не имела ло-гической концовки: она обрывалась годом, до которого ее до-водил данный автор или его преемник. Предполагалось, что у каж-дой такой хроники в последующем может появиться продолжа-тель. Авторская индивидуальность, аналитичность были чужды хронисту: без какой бы то ни было критики самые разные источ-ники, включая легенды и исторические анекдоты, использовались с равной степенью доверия. Всякого рода чудеса, явления приро-ды, казусы частной жизни героев и крупные сражения, государ-ственные перевороты и народные бедствия излагались как фак-ты, равнозначные по их важности. Авторами хронографов были обычно представители духовенства, в частности — монахи. По своему происхождению, миропониманию и кругу общения они были близки к низшим и средним социальным слоям, их язык и стиль были понятны народу, и хроники стали со временем попу-лярны. Их переводили на свой язык ближние и дальние соседи, как, например, хронику Иоанна Малалы (VI в.).

Христианское мировоззрение постепенно овладевало и другими жанрами византийской культуры, которые можно определить как собственно художественные, но до конца VI в. и в этой сфере преобладали античные традиции. Они пронизывали и любовную лирику, и эпиграммы, и речи по поводу тех или иных событий общественной и частной жизни, и эротические повествования, и всегда распространенную в империи эпистолографию как особый вид литературного творчества, выходившего далеко за рамки об-мена письменной информацией. Новым, религиозным жанром, сложившимся в то же время, была церковная поэзия, или гимно-графия. Огромную роль в становлении высокого искусства вос-точнохристианского церковного сладкогласия (хорового песнопе-ния) сыграл в первой половине VI в. Роман Сладкопевец — поэт, певец, музыкант. Его гимны (он создал их около 1000) отличали совершенная форма, высокий накал чувств, покоряющая мелоди-ка, близкая по ритму к народной песне.

Яркий колорит поздней античности характерен в IV—VI вв. и для важнейших областей византийского искусства (живописи, архитектуры, мелкой пластики). Новое, христианское идейное содержание облекалось на первых порах еще в старые формы. Наиболее наглядно это проявлялось в мозаичных, как правило - масштабных, изображениях. Мозаики Большого императорского дворца представляют с большим мастерством и реализмом сцены из сельской жизни, выполненные в многоцветной гамме мозаики храма-ротонды в Фессалонике — галерею ликов святых с ясно вы-раженными индивидуальными характеристиками, как и мозаики церкви Сан-Витале в Равенне со знаменитыми изображениями Юстиниана и Феодоры. Однако в других мозаиках того же храма и того же времени уже четко отражена христианская эстетика: изо-бражение воспроизводило не облик конкретного человека, а за-ключенную в нем религиозную идею. Такая же эволюция свойст-венна и другим жанрам византийской живописи: настенной рос-писи (фреске) и книжной миниатюре. Однако особенно полно и выразительно духовная символика воплощена в специально создан-ном в ранней Византии для этой цели жанре живописи — иконе. Она стала наиболее характерным и оригинальным видом восточ-нохристианского изобразительного искусства. Иконописцы владели и отточенной техникой мастеров древности, и искусством переда-чи глубокого психологизма, присущего позднеантичному портре-ту, но они переосмыслили его с позиций новой функциональной роли изображения и новых эстетических принципов, утверждав-ших примат духа над материей: икона запечатлевала не столько облик того или иного святого, сколько присущие ему добродетели.

Византийские архитекторы также в совершенстве усвоили опыт своих древних предшественников. В крупных городах сохрани-лись от античности и водопроводы, и термы, и стадионы, хотя в планировке постепенно восторжествовал средневековый принцип: на центральной площади располагались главный храм и здания администрации, а жилые кварталы разбегались от центра к пери-ферии, возведенные обычно без всякого плана, с использованием особенностей ландшафта. Сохранившиеся доныне шедевры стро-ительной техники, созданные в ранней Византии, свидетельству-ют о глубоких познаниях зодчих в математике и геометрии, в физических и химических свойствах материалов, в законах гар-монии и акустики. Самым выдающимся архитектурным памят-ником ранней эпохи является храм Божественной Премудрости (Св. Софии) в Константинополе. Он был построен в 532—537 гг. Исидором из Милета и Анфимием из Тралл. Грандиозные разме-ры храма, залитого светом из сорока окон у основания гигантско-го купола, как небосвод венчавшего здание, мрамор многочис-ленных колонн, золото мозаик, краски фресок — все было при-звано символизировать могущество и единство богоизбранной христианской империи.

Культура ранней Византии находилась на перепутье: она изжи-вала старый, позднеантичный облик, утрачивая немало былых вы-соких ценностей. Она проникалась новыми духовными идеала-ми, используя старые и обретая новые формы. Но процесс был далек от завершения — синтез местных разноэтнических и разно-ликих традиций еще не привел к рождению единой, гомогенной системы.

Культура центрального периода истории империи. В «темные» века глубокий кризис с особой силой отразился именно на куль-турной жизни общества. Именно от VII—VIII вв. сохранилось не-измеримо меньше источников, чем от предыдущих. Круг даже эле-ментарно грамотных людей резко сузился, общий уровень куль-туры упал и в среде высшей знати. Однако образованность высоко ценилась в византийском обществе во все эпохи. Уже в середине VIII в. грамотность снова была достоянием широких слоев горо-жан, включая женщин.

Настоящим гимном науке, в том числе античной, явился со-зданный тогда христианским богословом, проживавшим в Багдаде, Иоанном Дамаскином труд «Источник знания», первый гранди-озный опыт его систематизации. Иконоборческие споры и борь-ба с ересями стимулировали жажду образования и побуждали им-ператорскую власть содействовать развитию школы. Высшая школа при дворе существовала уже в первой половине IX в., а в середи-не этого столетия высоким уровнем обучения славилась Магнаврская школа, названная по имени одного из самых больших залов императорского дворца. Преподавал в ней и просветитель славян Кирилл-Константин, по прозвищу Философ. Особую роль в ор-ганизации образования, повышении его уровня и возрождении интереса к античному знанию сыграл патриарх Фотий, один из самых просвещенных людей того времени. Он утверждал идею о ценности положительного (светского) знания, независимо от его источника, включая знания древних о природе и материи, счи-тал вредными даже принятые ранее церковью суеверия (включая космогонию Косьмы Индикоплова). Патриаршеством Фотия (858—867, 877—886), совпавшего с правлением Василия I Маке-донянина, основателя новой династии, датируют начало «Маке-донского возрождения» наук и искусств в империи.

Во второй половине IX в. были заложены предпосылки нового расцвета византийской культуры, длившегося вплоть до захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. Контроль церкви над духовной жизнью общества сохранялся и в этот период, времена-ми он даже ужесточался (например, при Алексее I и Мануиле I Комнинах), однако в целом не был уже столь всеобъемлющим и жестким. Сохранялась и почти безраздельная преданность вос-точнохристианскому исповеданию, но она сочеталась теперь, даже в среде иерархов, с уважением к античному наследию и с глубо-ким его изучением. Под влиянием идеалов античности и культа власти василевса, нуждавшейся в прославлении не только цер-ковными, но и мирскими средствами, относительную независи-мость приобрели светские направления в литературе и искусстве. Среди византийских интеллектуалов уже имелись сторонники идеи о сферичности земли и теорий о геоцентрическом или гелиоцен-трическом строении вселенной. В 1045 г. в Константинополе открылось новое высшее училище, условно называемое универси-тетом, с двумя факультетами (философским и юридическим), где преподавали авторитетнейшие эрудиты того времени, а в конце XI в. — и «Патриаршая Академия» для подготовки высших ие-рархов церкви. В X—XII вв. почти все императоры, независимо от уровня собственной образованности, считали своим долгом содействовать расширению сети школ и помогать им материаль-но. На более высокую ступень культура империи — по широте распространения ее высших форм, по сюжетному, жанровому и стилевому разнообразию — поднялась в XII в., в эпоху так назы-ваемого «Комниновского возрождения». Интенсивность духовной жизни Византии обусловила превращение ее культуры в течение X—XII вв. в единую, типологически однородную систему.

В первое столетие центрального периода главное внимание об-щества было вновь приковано к проблемам богословия. Встала необходимость во всеобъемлющей систематизации христианско-го вероучения. Эту задачу выполнил Иоанн Дамаскин в труде «Точ-ное изложение православной веры», всегда пользовавшемся авто-ритетом у богословов. Следуя принципу «не люблю ничего свое-го», автор привел в стройную систему учение церкви, устранив имевшиеся там противоречия и решительно встав на сторону иконопочитателей.

В философских исканиях X—XI вв. противоборствовали две тен-денции. Первая была связана с увлечением части византийских эрудитов идеями Платона, позволявшими усомниться в преиму-ществах слепой веры перед возможностями просвещенного разу-ма. Поэт Иоанн Мавропод, учитель Михаила Пселла, ученого, писателя, историка второй половины XI в., молил в стихах Бога допустить в рай язычника Платона, который просто не мог знать веры Христовой. Пселла современники-богословы порицали за элементы рационализма в его «Логике», недопустимые, на их взгляд, для «ипата (т.е. главы) философов», каким его назначил император при столичном университете. Ученик же Пселла Иоанн Итал, преемник учителя на посту ипата, за упорство в «платониз-ме» был лишен должности и осужден церковью. Вторая — гос-подствующая — среди мыслителей-богословов тенденция выража-лась в утверждении идеи совершенствования в добродетелях в духе христианской этики. Наиболее оригинальным среди мистиков был Симеон Новый Богослов (949-1022), согласно учению которого человек способен благодаря молитве и духовному очищению до-стигнуть при жизни реального единения с Богом. Для духовной жизни XI—XII вв. характерно периодическое появление богослов-ских полемических трактатов, направленных против «заблужде-ний» и неправоверия, как правило, «латинян», армян-монофизи-тов и иудеев. Сложился обычай, побуждавший каждого из вид-ных церковных деятелей создать хотя бы один трактат на эту тему.

Крупными успехами культура Византии в центральный период отмечена и в сфере естественных наук (в математике, механике, химии, биологии и т.п.). К середине VII в. относится изобретение «греческого огня». Современник Фотия, один из основополож-ников алгебры, Лев Математик изобрел световой телеграф, позволявший узнавать в столице о вторжении арабов на восточ-ных рубежах всего через несколько часов, а также механизмы-автоматы, заставлявшие во время приемов трон императора вдруг вздыматься ввысь, статуи львов — бить хвостами и рычать, металлических птиц — порхать и щебетать. Расцвели в это время и такие жанры «искусств» чисто практического назначения, как картография, составление «путеводителей» для путешественников по суше. При Константине VII Багрянородном (913—959) был предпринят грандиозный труд по систематизации знаний, накоп-ленных со времен древности. Было составлено более 50 своего рода «энциклопедий» и трактатов по агрономии, медицине, во-инскому искусству, дипломатии и т.п. Самому императору при-писывают (частичное или полное) авторство таких трудов, как «О фемах», «Об управлении империей», «О церемониях царско-го двора».

В течение трех с половиной столетий (вторая половина VII—X в.) византийская историография находилась в стадии постепенного возрождения. Видное место на рубеже VIII—IX вв. принадлежит историописаниям патриарха Никифора и Феофана Исповедника, а в X в. — Льва Диакона, подробно осветившего войны князя Святослава на Балканах. Подлинный расцвет историографии Ви-зантии приходится на XI—XII вв., когда было создано более полу-тора десятков выдающихся исторических сочинений. Одним из самых ярких среди них, талантливым повествованием, написан-ным в конце XI столетия, является «Хронография» Михаила Пселла, представляющая жанр исторической биографии. С блестящим мастерством и беспощадным цинизмом Пселл вскрывает всю под-ноготную личной жизни и государственной деятельности 12-ти венценосцев, воздавая каждому должное за достойные деяния и с лихвой — за все недостойные (восьмерых из них он знал лично, будучи их фаворитом). «Алексиада» Анны Комнины, дочери Алек-сея I, — также историческая биография, но лишь одной личности — ее отца, деятельность которого она посмертно прославляет, демонстрируя высокую образованность, верность аттицизму и литературное мастерство (Анна подражает Фукидиду). На рубеже XII—XIII вв. как непосредственное продолжение «Алексиады» со-здал свой труд видный сановник Никита Хониат. Его «История» — обширное повествование о судьбах империи с 1118 до 1206 г. (осо-бенно подробное — о падении столицы в 1204 г.). Труд проник-нут гуманистическими мотивами, автору присуща четкая граж-данская позиция, он глубоко переживает события, свидетелем которых был сам. Размышляя над прошлым и лично пережитом, Никита честно ищет причины крушения великой империи.

Византийская литература центрального периода тоже пережила время медленного возрождения в конце VII—VIII в. и последо-вавшего затем расцвета при императорах Македонской и Комни-новской династий. Для конца VII—VIII в. характерно безраздель-ное господство в литературе жанра житий святых (агиографии). Наряду с рассказами о чудесах и мученичествах святых, в житиях отразились яркие картины повседневного быта, условия труда и жизни народа, а порой и исторические события. Положение в литературе стало меняться с начала IX в. К первой его трети от-носится творчество поэтессы Касии, бичевавшей невежд и само-дуров среди власть имущих. С середины IX в. в кругах знати ста-ли распространяться романы в прозе и стихах на темы античной мифологии и истории. Отвечая широкому интересу к трудам древ-них, патриарх Фотий составил сборник отзывов о 280 сочинениях христианских и античных авторов с подробными выписками из них. Сборник получил название «Мириовивлион» («Описание мно-жества книг»). Немало утраченных позднее трудов известны только по выпискам Фотия. Большой популярностью у византийцев и у их соседей пользовался созданный в IX—X вв. на основе народ-ных песен о борьбе с арабами эпос о Дигенисе Акрите, прослав-ляющий подвиги юного воина и его любовь к прекрасной девуш-ке. «Поэма» проникнута идеей патриотизма, сознанием челове-ческого достоинства, независимости, ценности простых радостей жизни. «Поэма» была переведена на древнерусский язык. Расцве-тает в XII в. и басенный жанр с остро выраженной и социально ориентированной критикой властей и существующих порядков. Важная особенность созданной на базе эпоса литературы состоя-ла в доступности ее языка широким кругам населения империи.

Восхождением к высокой степени совершенства отмечено и изо-бразительное искусство IX—XII вв. Образцов икон VII — первой половины IX в. сохранилось немного: они были уничтожены ико-ноборцами. Мастерство иконописцев X—XII вв. по-прежнему под-чинялось требованиям религиозной эстетики: именно в этой сфере искусства контроль церкви был особенно строгим. Канон, трафа-рет, образец, глубокий спиритуализм и стилизация стали нормой, включая набор сюжетов, галереи образов, расположение фигур, сочетание цветов и светотеней. Все это соединялось, однако, с предельной выразительностью воплощаемой в иконе религиоз-ной идеи. На те же принципы были ориентированы и книжная миниатюра, и фресковая роспись, широко представленная в цер-квах, которые в это время обрели новую форму: на смену базилике пришел крестово-купольный храм с богатым внешним и внутрен-ним декором. Живописный канон господствовал и в комниновскую эпоху, но существенно возросло число сюжетов, улучшилась тех-ника, возросло внимание к индивидуальности характеристик. Одной из особенностей творчества византийских живописцев яв-лялась повышенная эмоциональность при восприятии ими обра-за и при воплощении замысла: иконописец выступал в роли не-коего ходатая за слабого человека перед Богом, умоляя его о смяг-чении кары за людские грехи.

В конце XI—XII в., несмотря на углубляющиеся расхождения между константинопольской и римской церквами и все более час-тые столкновения с военными силами Запада, его культурный обмен с империей стал более интенсивным. Стало более актив-ным санкционированное и несанкционированное властями и цер-ковью заимствование неидеологизированных форм западной куль-туры и искусства, особенно в сфере прикладного искусства, в му-зыке, одежде, повседневном жизненном распорядке. Эти влияния ничуть не меняли, однако, сущности культуры империи. Наряду со свойственными ей высокими ценностями общечеловеческого значения, ей по-прежнему были присущи такие черты, как не-приятие нового, традиционализм, внешняя помпезность, приверженность к строгой обрядности, надменность и дидактика, по-рождаемые сознанием своего превосходства над культурой наро-дов всего остального мира.

Поздневизантийская культура. После развала империи в 1204 г. развитие культуры в каждом из ее «осколков» совершалось, по крайней мере до 1261 г., изолированно, без живых постоянных связей. Несмотря на это важное обстоятельство, она осталась, как и была до этого, византийской в своей основе, вековые ценности и традиции остались во всем главном непоколебленными. Непо-средственная преемственность с культурой Константинополя была особенно характерна для культурного развития Никейской импе-рии. В никейский период и было в основном подготовлено то «Палеологовское возрождение», которое началось через 20 лет после отвоевания столицы (1261 г.). Именно в никейский период в духовном облике византийца появилась новая черта — осозна-ние принадлежности к греческому этносу, имевшему, помимо «об-щеромейских», свои особые свойства и свое особое место среди других народов.

На территориях, захваченных крестоносцами, темпы развития местной культуры замедлились (ее элита эмигрировала, а у остав-шихся не доставало средств на поддержание прежнего уровня образованности и искусства). Тем не менее и под иноземным владычеством общий культурный облик и внутренний мир насе-ления остались также византийскими, восточнохристианскими. Проявления синтеза местной и западной культур здесь были бо-лее отчетливыми, но и тут он происходил на почве преимущест-венно византийской культуры, даже в кругах высшей знати завое-вателей: «латиняне» огречивались. Латинская Романия сыграла роль посредника в передаче на Запад сочинений античных и ви-зантийских авторов. В свою очередь, под влиянием латинского Запада в Византии возник рыцарский роман, проникали в поэ-зию мотивы куртуазной лирики.

Культурный подъем XIV—XV вв. происходил на фоне быстрого заката империи как могущественного государства, изнемогшего от внутренних бед и ударов внешних врагов. В VII в. сходная си-туация привела к временному культурному упадку, теперь же, напротив, — к активизации культурной жизни. Причина этого отличия состояла прежде всего в более высоком уровне, в боль-шей устойчивости культуры Византии к началу XIII в. На этот раз драматизм общей ситуации вызвал более широкий резонанс в обществе. Вопреки неистребимым представлениям византийцев о «богоизбранности» империи, претендовавшей на первенство в цивилизованном мире, она недавно, на свежей памяти, была раз-громлена и унижена крестоносцами и ныне снова, после непро-должительного укрепления, теряла силы, а в последнее столетие опустилась вообще до положения вассала иноверцев-турок. Все это накаляло эмоциональную сферу, побуждало культурные кру-ги лихорадочно искать выход, жить в постоянном интеллектуаль-ном напряжении. Активные связи с представителями западной культуры, в особенности с итальянскими гуманистами, давали новую пищу для размышлений. В VII в. империя была одинокой перед полчищами варваров, теперь она составляла часть христи-анского мира. Вопреки небеспочвенным опасениям перед Запа-дом, в сознании многих видных византийцев теплилась надежда, представлялась реальной альтернатива: либо купить помощь за-падных держав ценой конфессиональных уступок папству, либо найти компромисс с османами, не поступаясь верой.

Культура эпохи Палеологов свидетельствует о развитии в ее лоне качественно новых процессов и об убыстрении темпов прогресса в самых разных сферах духовной жизни общества. Новое состоя-ло: в большей свободе суждений по вопросам веры и в критике ортодоксального христианства, в большей терпимости к иновер-цам, в более рационалистическом понимании явлений природы, в нарастании внимания к внутреннему миру человека, в уваже-нии к его личности, в признании добродетелью не только благо-честия и смирения, но и порядочности — как нормы поведения и служения отечеству, как нравственного долга. Такова в целом была позиция той части византийских интеллектуалов, которые были носителями гуманистических тенденций. К ним принадлежали выдающиеся ученые Феодор Метохит, Мануил Хрисолор, Геор-гий Гемист Плифон, Виссарион Никейский. Тесно связанные с деятелями итальянского Ренессанса, они однако не стали в под-линном смысле идеологами гуманизма. Почва для этого социо-культурного течения оказалась еще не подготовленной процесса-ми исторического развития империи. Наиболее радикальные идеи высказывал Плифон, а именно: отказ от частной собственности на землю, государственное руководство производственной деятель-ностью, возврат к реформированному античному язычеству как религии подлинных греков, ликвидация монастырей. Позиция «гуманистов», в особенности их тезис, что церковные уступки папству — вполне приемлемая плата за спасение империи, вызва-ли острую критику, получившую общественно-политическое зна-чение. Их непримиримыми оппонентами оказались гораздо бо-лее многочисленные круги и среди образованной светской знати и особенно среди духовенства.

Это были исихасты — последователи популярного в империи в течение последнего столетия ее существования мистического уче-ния. Основы этого учения были заложены много веков назад в монашеской среде, в особенности Симеоном Новым Богословом. Оно долго оставалось теоретической базой истового подвижниче-ства для немногочисленных кругов аскетического монашества. В середине XIV в., в условиях нестабильности и острой тревоги за судьбы империи и веры, оно было обстоятельно развито Григорием Паламой, архиепископом Фессалоники (ок. 1297—1359). Палама учил, что спасение возможно через прижизненное слияние с Бо-гом путем индивидуального религиозного подвижничества и экс-таза, путем углубленной мысленной молитвы в состоянии абсо-лютного физического покоя («исихии») и полного отрешения от материальных помыслов. Против теории Паламы выступили про-исходивший из Калабрии монах Варлаам, отстаивавший примат разума над верой, писатели и теологи Никифор Григора и Гри-горий Акиндин. В споры вокруг исихазма были вовлечены при-дворные круги и сам император. В 1351 г. церковный собор в столице, при активном вмешательстве императора-узурпатора Иоанна VI Кантакузина (1347-1354), не только подверг осужде-нию оппонентов Паламы, но и признал его учение канонически безупречным. Исихазм быстро стал господствующей идеологичес-кой доктриной в империи и скоро широко распространился в других православных странах, пережив на несколько веков своего теоретика.

Общественную роль исихазма нельзя оценить однозначно. Вряд ли исихазм в политической обстановке последнего столетия им-перии оказался своевременной, вызванной жизнью доктриной, способной дать идеологический импульс для мобилизации сил общества в период смертельной опасности. Исихасты, укрепляя верующих в беззаветной преданности православию, проповедова-ли как путь к спасению сознательное отстранение от насущных проблем жизни, в то время когда были необходимы энергичные и решительные действия и трезвая оценка реального положения дел. (Известно, что множество византийцев возлагали все надежды на Бога, до последнего часа борьбы ожидая сверхъестественного чуда). Иначе оценивается культурно-идеологическая роль исихазма. Он утверждал высоко гуманный нравственный кодекс, разработал систему духовного самосовершенствования верующих, создал стройную эстетическую концепцию, сконцентрированную на от-ражении духовного мира человека, оказал влияние на развитие изобразительных искусств, укрепляя их традиционную верность «классицизму». Исихазм не обрел безраздельного господства в жи-вописи: ему противостояло новое течение, тяготевшее к реали-зму. Для этого течения характерны динамизм, экспрессия, эмо-циональность рисунка, как и новые приемы письма — свежая игра светотени, красочная палитра, многомерность пространства и ком-позиций. Ярким образцом поднимающегося к новым высотам византийского изобразительного искусства являются мозаики мо-настыря Хора близ Константинополя (ныне мечеть Кахрие-Джами), который дает представление и о мастерстве зодчих поздней Византии.

Трактуя идеи «гуманистов» как еретичество, а склонность к унии как предательство православия, исихасты при поддержке высшей власти одержали победу, лишив «гуманистов» всякого влияния на общественную жизнь и подтолкнув многих из них к эмиграции на Запад (в основном — в Италию), к чему, впрочем, часть их была и без того готова.

Богатая историография ХШ-ХУ вв. развивала традиции жанра историописания комниновского времени. Среди историков позд-ней эпохи выделяется Иоанн Кантакузин, писавший свой труд после отречения от престола как изворотливую, умную апологию деяний своей персоны, повинной в гражданской войне (он был узурпатором) и в появлении первых орд османов на земле им-перии (они были его союзниками в борьбе с законными импера-торами). Историк XV в. Дука описал трагические дни осады, штурма и падения Константинополя в мае 1453 г. Своеобразен историко-этнографический труд Лаоника Халкокондила. Его сочинение представляет собой серию новелл; в поле зрения ав-тора не только турки, но почти все страны и народы Европы. По характеру изложения материала труд Халкокондила, хотя и отли-чается архаизацией стиля, приближается порой к художествен-ной прозе, которая в эту эпоху отличалась большим разнообра-зием жанров.

Османское завоевание поразило византийскую культуру на не-бывалом взлете. Но закат империи не означал исчезновения ее культуры. Во-первых, она осталась фундаментом дальнейшего развития культуры греков, питая сознание их собственной иден-тичности и этнокультурного своеобразия. Во-вторых, ее тради-ции сохранялись во всех православных странах (Руси, Болгарии, Сербии, Грузии), при всех превратностях их судеб. В-третьих, наследие этой культуры продолжало развиваться в единственной православной стране, остававшейся вне власти мусульман, — в Московской Руси. В-четвертых, наконец, духовные ценности куль-туры Византии составили неотъемлемую часть мировой культуры, обогатив как культуру Ренессанса, так и культуру Европы в це-лом в последующие периоды ее истории.

И оно впервые приобрело законченную классическую форму в его ортодоксальной православной версии. Все специфические черты византийской культуры определило христианство. По силе выразительности и одухотворенности художественной культуры Византия многие столетия стояла впереди всех стран Средневековой Европы.

История Византии начинается с 330 г., когда Римский император Константин перенес столицу Римской империи в древнегреческое поселение Византий на берегу залива Золотой Рог и Мраморного моря, впоследствии переименованное в Константинополь. На Руси этот город известен как Царь-Град. По своим размерам Константинополь (который называли «вторым Римом») превзошел «первый» Рим, соперничал с ним по красоте. После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную последняя стала именоваться Византией.

Византия располагалась на стыке трех континентов: Европы, Африки и Азии, став связующим звеном между Востоком и Западом. Многоэтничность населения, смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философскую атмосферу, искусство византийского общества.

Наиболее важными чертами, отличающими византийскую культуру от культур Европы, Переднего и Ближнего Востока, являются следующие:

· языковая общность (основным языком был греческий);

· религиозная общность (христианство в форме православия);

· существование этнического ядра, состоявшего из греков

· устойчивая государственность и централизованное управление (самодержавная монархия с неограниченной властью императора - василевса)

· отсутствие экономической и административной автаркии (т.е. самостоятельности) церкви: в отличие от Рима православная церковь Византии подчинялась царской власти.

В истории культуры Византии выделяют три этапа:

· ранний (IV - середина VII века);

· средний (VII - IX века);

· поздний (X - XV века).

Греко-римское наследие сыграло огромную роль в формировании византийской культуры. Противостояние античной традиции и нового христианского мировоззрения сформировало культуру Византийской империи. Борьба с философскими, этическими, естественнонаучными, эстетическими воззрениями античного мира проявилась во всей истории византийской культуры. Но при этом происходил постоянный синтез христианства и многих греко-римских философских учений.


Последней античной философией , с которой соприкоснулась византийская культура, явился неоплатонизм , философско-мистическое направление III - VI вв., соединяющее восточные учения с греческой философией, и оказавшее влияние на ранневизантийскую патристику (труды «отцов церкви). В сочинениях Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста , где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, заметно сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием.

Важнейшими темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

Особенностью византийской культуры стало формирование новой эстетики , утверждающей, что источником красоты, превосходящим все прекрасное, является Бог. Материальный и духовный мир представляет собой систему образов, символов и знаков (знамений), указывающих на Бога. Так, все прекрасное в материальном мире и в творениях рук человеческих, а также свет, цвет и образы словесных, музыкальных и изобразительных искусств являются образами и символами Бога.

На основе этой эстетической концепции развивались основные виды изобразительного искусства - мозаика, фреска, иконопись. Здесь складывается строгий и суровый канон , диктующий композицию, тип фигур и лиц, основы цветового решения. Канон обусловливал и образный строй изображения. Так, например, тип Оранты (стоящей фигуры Богоматери с распростертыми руками) предопределял черты торжественности и величия, тип изображения Богоматери с прижавшимся к ней младенцем «Умиление» - ноту лирической углубленности и т. д.

Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека. Особенностью византийской архитектуры стала купольная базалика , соединяющая в себе базилику и центрический храм - круглую, прямоугольную или многоугольную постройку, покрытую куполом.

Воплощением этих идей стал знаменитый храм Святой Софии в Константинополе, строительство которого велось под руководством Исидора из Милета и Анфимия из Тралл и закончилось в 537 году. Он воплотил все лучшее, что было создано в архитектуре того времени, как на Западе, так и на Востоке. В нем воплотилась идея грандиозного центрического собора, увенчанного гигантским куполом. На вершине купола был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом.

Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки античности.

На определенном этапе иконоборцы одержали верх, поэтому в византийском христианском искусстве некоторое время преобладали орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические элементы. Борьба между сторонниками этих направлений велась чрезвычайно жестко, и в этом противостоянии погибли многие памятники раннего этапа византийской культуры, в частности первые мозаики собора Святой Софии Константинопольской. Но все-таки окончательную победу одержали сторонники иконопочитания, что в дальнейшем способствовало окончательному сложению иконографического канона - строгих правил изображения всех сцен религиозного содержания.

Поздний период истории византийской культуры, продолжая традиции, знаменует собой новый этап во взаимодействии христианских и античных начал. В XI веке начинаются процессы постепенной рационализации христианского вероучения. С особенной силой новые веяния проявились в трудах Михаила Пселла и Иоанна Итала . Они явили новый тип ученого, который не желает опираться в своей деятельности только на богословские истины. Наука сама способна постичь истину, даже в сфере божественного.

Последним религиозно-философским учением, ставшим в Византии официальной формой православия, явился исихазм. Исихазм («исихия» в переводе с греческого означает «покой, безмолвие, отрешенность») в более общем смысле этого слова - это этико-аскетическое учение о пути человека к единению с Богом через «очищение сердца»слезами и через сосредоточение сознания в себе самом, для чего была разработана особая техника молитвы и система приемов психофизического самоконтроля, имеющая некоторое внешнее сходство с методами йоги. Первоначально это учение появилось в Египте в IV веке, тогда как для нужд собственно православной церкви оно было переработано византийским богословом Григорием Паламой . Он учил о том, что аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворенное и невещественное излучение Бога, так называемый Фаворский Свет, в результате чего достигается такое «просветление» духа, которое будет способно «животворить» плоть.

После 1000-летней истории Византия прекратила свое существование. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам.

Основными достижениями средневековой культуры стали:

· образование жизнеспособных наций и государств;

· формирование современных европейских языков;

· складывание историко-культурного единства Европы;

· возникновение католицизма (Западная Европа) и православия (Византия);

· возникновение университетов;

· создание произведений искусства, достижение научных и технических успехов, обогативших мировую культуру.

План уроков

  • ? 1. Особенности культуры Византии. Периодизация.
  • ? 2. Система образования.
  • ? 3. Архитектура Византии:
    • а) базилика;
    • б) Софийский собор в Константинополе;
    • в) крестово-купольный храм.
  • ? 4. Живопись: фрески, мозаики, иконы.
  • ? 5. Иконоборческое движение.
  • ? 6. Влияние византийской культуры на соседние народы. Данный вариант изучения темы предлагается для классов с

углубленным изучением истории, так как он предполагает включение ряда теоретических положений. На первом уроке целесообразно рассмотреть особенности культуры Византии и систему образования, а на втором уроке на основе видеоряда изучать искусство Византии и влияние византийской культуры на соседние народы. Для общеобразовательных классов можно сократить объем материала, оставив следующие позиции: особенности культуры Византии; система образования в Византии; искусство Византии: архитектура, мозаика, иконопись.

Г Вводное слово учителе

Учитель обращает внимание учеников на тот факт, что не только хозяйственная и политическая жизнь Византии имела свои особенности, но и ее культура также сильно отличалась от западноевропейской в изучаемый период. Выявить эти особенности и необходимо на последующих уроках.

Первый урок

Урок с элементами практической работы.

1. Урок начинается с формулировки задания для учащихся: «Изучив политическую историю Византии, вы сами сможете определить две особенности, во многом определившие характер византийской культуры. Они видны уже в самом названии Византии - «Ромейское царство». Проанализируйте это словосочетание и сделайте выводы».

В ходе обсуждения учитель подводит учащихся к пониманию того, что, во-первых, Византия была единственным в средневековой Европе более или менее стабильным централизованным государством. Во-вторых, Византия, будучи средневековым государством с соответствующими социально-экономическими отношениями, аналогичными западноевропейским феодальным порядкам, и соответствующей христианской идеологией... тем не менее сознательно ориентировалась на прошлое, постоянно подражая античной классике и соразмеряя себя с Грецией и Римом. Античные традиции пропитывали все: лексику, образную систему, принципы обучения, право. Гомер был в Византии образцом и наставником почти в такой же мере, как и Библия. Античные мраморы были как бы «включены в тело» византийских зданий, и даже христианские церкви подчас опирались на колонны языческих храмов.

Материалы для учителя ^

V-VI вв. - расцвет культуры, разнообразие, наличие прямо противоположных идейных течений и взглядов, нескольких культурных центров (Александрия, Бейрут, Афины, Константинополь). Это время существенных новшеств: именно в эти столетия совершается замена старой книги-свитка новым типом рукописной книги, так называемым кодексом; строительное искусство решает ряд важных задач, в том числе возведение купола над прямоугольным в плане зданием; изобретен «греческий огонь» - горючая жидкость, направляемая из сифонов и обладавшая удивительным свойством не гаснуть в воде. Христианское богословие отличалось чрезвычайной творческой активностью: к этому времени относится деятельность «отцов церкви»..,

VII-IX вв. - упадок государства и культуры. Замирает строительная деятельность, сокращается чеканка монеты, переписка книг, литературное творчество обедняется, упрощается язык, в упадок приходит система образования, закрываются университеты. На эти «темные века» византийской истории приходится идейно-политическое движение - иконоборчество.

IX-XI вв. - экономический и культурный подъем, затронувший прежде всего Константинополь. Оживляется денежное дело, разворачивается строительство, возрождается книжное дело, увеличивается количество школ. Вырабатывается единообразие церковной архитектуры - крестово-купольный храм 67 .

2. Вопрос о системе образования в Византии можно изучить на основе подборки заданий и комментариев учителя. По ходу решения задач и выполнения заданий учащиеся заполняют часть сравнительной таблицы 14 «Система образования в раннее средневековье». Они выписывают в тетрадь основные черты византийского образования.

Материалы для учителя

а) «В IV-VI вв. Константинополь не был не только единственным, но даже наиболее важным культурным центром. Он переживал еще стадию роста. В столицу свозили памятники с разных концов страны. Уже в середине IV в. в Константинополе была основана библиотека со скрипторием при ней, появился и университет, профессора которого состояли на государственной службе.

Сюда из Греции, Сирии, Малой Азии, Африки прибывают грамматики, риторы, философы либо самостоятельно, либо по вызову правительства. В столице открываются частные и общественные школы, где обучают греческой и латинской грамматике, красноречию и философии. Существование их подтверждает закон Феодосия II от 27 февраля 425 г.

Тогда же в столице был основан университет. В нем были учреждены кафедры греческой и латинской грамматики и риторики, права и философии. Обучение велось на греческом и латинском языках. Общее число преподавателей было определено в 31 человека» 68 .

б) «После упадка VII-IX вв. школы в Константинополе оживляются. Преподаватели школ обычно назначались или утверждались самим императором. В середине XI в. в Константинополе возрождается университет - философская и юридическая высшая школа.

Наряду с частными учебными заведениями в Константинополе функционировали называемые иногда «университетами» высшие школы, организуемые императорами... Это были государственные учреждения, возникавшие благодаря покровительству просвещенного правителя, увлеченного науками и стремящегося возродить их изучение. На содержание профессоров, занимавших весьма видное место в обществе, и студентов выделялись значительные средства. Обучение в них было бесплатным и теоретически было доступным представителям всех социальных слоев в империи. В действительности же здесь получала образование византийская элита, так как поступающие в них должны были обладать определенным минимумом знаний, приобретаемых на более низких ступенях обучения, большей частью платных. Главной задачей, стоящей перед государственными школами, была подготовка чиновников государственного аппарата. Основное внимание уделялось преподаванию семи свободных искусств... Богословие среди них отсутствовало. Высшие

J государственные школы имели светский характер

  • 1. Начальные и средние школы в Византии были в большинстве своем частными и государственными, а не церковными и монастырскими, как в Западной Европе. Чтобы получить образование, многие люди в Византии готовы были идти на большие жертвы: некоторые родители распродавали имущество, чтобы вносить плату за обучение своих сыновей. Какие выгоды мог извлечь из своих знаний образованный византиец? Почему в Византии по-иному относились к знаниям, чем в Западной Европе в раннее средневековье?
  • 2. Характеризуя императоров, историк Михаил Пселл обязательно сообщает об уровне образованности каждого из них, например: «Его речь не была гладкой, он не округлял фраз и не распространял периодов, запинался и делал короткие паузы, скорее как деревенщина, нежели человек образованный» (Василий II); «С науками он не был знаком и лишь слегка, по-ученически был причастен к эллинской образованности, владея бойким и изящным слогом» (Константин VIII); «Этот муж был воспитан на эллинских науках и приобщен к знаниям, которые доставляются наукой латинской, отличался изящной речью» (Роман III). О чем свидетельствуют такие характеристики? Каково отношение историка к образованию?
  • 3. Знатные и богатые византийцы гордились своей образованностью и любили к месту блеснуть цитатой из сочинений древних авторов. Грамотные люди встречались даже среди крестьян и ремесленников. Сравните уровень образованности в Византии и Западной Европе в VI- XI вв. Чем объясняется различие?
  • 4. Рассказав о сильном землетрясении в отдельных районах Византии в 967 г., историк Лев Диакон рассуждает, почему оно случилось: «Причиной такого сотрясения и движения являются, согласно выдумкам ученых, некие дыхания и испарения, скрытые в недрах земли, узость выходов не дает им возможности сразу вырваться наружу, и они образуют бурные вихри... Но так объясняло это явление пустословие эллинов. Я же полагаю... что столь сильное сотрясение возникает от промысла Божьего, который неусыпно следит за нашими уклонениями от божественного завета». Как относился средневековый историк к объяснению причин землетрясений античными учеными? Какой точки зрения он сам придерживался? В чем эти поиски причин принципиально различались?
  • 5. На каких языках велось обучение в византийских школах? Почему в Восточной Римской империи греческий язык постепенно вытеснил латынь?
  • 6. В сборнике для византийской школы была помещена арифметическая задача: «Господин берет со своих зависимых крестьян 4,5 меры зерна с каждых 8 мер [урожая]. На долю господина пришлось 60 мер. Сколько получит крестьянин?». Подумайте, какие выводы может сделать историк о жизни в Византии на основе этой и подобной ей задач. Данные каких источников ему помогут подтвердить или опровергнуть эти выводы?

После того как задания будут выполнены в классе, учитель организует самостоятельную работу по заполнению второй части таблицы, касающейся системы западноевропейского образования. Данный материал уже был пройден на предыдущих уроках, однако, если необходимо, можно указать соответствующие страницы в учебнике, где содержатся необходимые сведения. Если осталось мало времени на уроке, эту часть работы можно проделать дома.

Таблица U. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

В Византии

В Западной Ев one

  • 1. Образование было не церковным, а светским.
  • 2. Оно было необходимо для того, чтобы стать чиновником.
  • 3. Образованный человек пользовался большим уважением.
  • 4. Образованных людей было больше, чем в Западной Европе, они встречались даже среди крестьян.
  • 5. Сохранялось значение древнеримских и греческих знаний и литературы.
  • 6. Распространялось христианское объяснение мира, отвергавшее античные знания.
  • 7. Обучение велось на греческом (реже латинском) языке.
  • 1. Школы были в основном при церквах и монастырях.
  • 2. Образование было необходимо, как правило, только священнослужителям.
  • 3. Ученость уважалась, но знатному человеку необязательно быть грамотным.
  • 4. Образованных людей было мало.
  • 5. Значение древнеримских и греческих знаний и литературы было невелико.
  • 6. Христианское объяснение мира было основным и не допускало иных точек зрения.
  • 7. Обучение велось на латыни.
  • 1. Что общего и какие различия имели системы образования в Западной Европе и Византии в раннее средневековье?
  • 2. Чем можно объяснить эти различия?
  • 3. Какими особенностями государства и культуры определились особенности системы образования в Византии?

Задания для домашней работы:

  • а) закончить заполнение таблицы 14;
  • б) составить рассказ «Один день ученика византийской школы», отразив в нем следующие моменты: имя ученика; для чего его отдали учиться; предметы, которые он изучает; на каком языке ведется обучение; некоторые конкретные знания, полученные в школе в этот день.

Второй урок

Видеоурок с элементами практической работы.

Искусство Византии лучше всего изучать на основе зрительного ряда. Это могут быть слайды «Культура Византии», либо подборка иллюстраций (рисунки из учебников, учебные картины, фотографии из журналов), либо записанные на видеокассету необходимые изображения из книг по художественной культуре. Желательно иллюстрации раздать на парты учащимся и использовать возможности учебников.

Оборудование урока:

  • а) возможный перечень иллюстраций следующий :
    • 1. План раннехристианской базилики.
    • 2. План Софийского собора, его внешний и внутренний вид.
    • 3. План и внешний вид крестово-купольного храма.
    • 4. Примеры византийских мозаик (лучше изображения Юстиниана и Феодоры).
    • 5. Византийские иконы (можно взять репродукции в книгах по древнерусскому искусству, так как на Руси в это время были в основном византийские иконы).
  • б) словарь специальных терминов (они встретятся при изучении нового материала, и ученики смогут обращаться к словарю для их понимания).

Алтарь (лат. altaria

Апсида (гр. apsis (apsidos) свод, арка) - полукруглая, иногда многоугольная, выступающая часть здания, имеющая собственное перекрытие.

Базилика (лат. basilica

Икона (гр. eikon изображение, образ) - видимый символ невидимого мира.

Мозаика - изображение или орнамент, выполненные из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла (смальты), цветных камней, дерева и других материалов.

Неф (фр. nef корабль) - продольная часть христианского храма, обычно расчлененного колоннадой или аркой на главный, более широкий и высокий неф и боковые нефы.

Парус - треугольная конструкция, являющаяся переходом от прямоугольного основания здания к круглому куполу.

Порфир (гр. porphyreos пурпурный) - общее название для изверженных горных пород, характеризующихся выделением крупных кристаллов силикатов или кварца, вкрапленных в Основную мелкозернистую массу; применяется как строительный, иногда как декоративный камень.

Фреска - роспись стен или потолков по сырой штукатурке водяными красками.

3. Учитель характеризует архитектуру, сопровождая свой рассказ показом соответствующих иллюстраций и вопросами к учащимся.

Материалы для учителя ^

а) До нас дошли в основном церковные постройки, а о светской архитектуре можно судить лишь по письменным источникам и остаткам оборонительных сооружений и построек, обнаруженных археологами. Наиболее распространенной формой церковных построек в ранней Византии была базилика (см. словарь).

Церковная базилика завершалась полукруглым или граненым выступом в восточной части - алтарем (апсидой).

Перекрытие базилик в западных областях империи было деревянным. Восточные, в частности сирийские, базилики строились почти исключительно из камня, каменными бывали и перекрытия - арки (показать основные части базилики на плане).

Постепенно все большее значение стали приобретать здания с центрическим планом. Первоначально это были усыпальницы и крещальни. Позже, особенно на Востоке - в Сирии, в Малой Азии, в Закавказье, - строятся церкви квадратного плана, увенчанные куполом. Переход от квадрата основания к круглому куполу осуществлялся при помощи так называемых парусов. В некоторых случаях сочетались принципы базилики и здания с центрическим планом.

Период царствования Юстиниана связан с большими строительными работами в Константинополе, Равенне и других городах империи. Венцом зодчества этого времени является константинопольская София.

Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Посмотрите в словаре, что такое базилика, алтарь, апсида, парус. Найдите на иллюстрациях эту форму и части здания.
  • 2. Почему алтарь помещался всегда на востоке?
  • 3. В чем преимущества каменных перекрытий? Как византийцам удавалось строить каменные перекрытия (вспомните одно изобретение римлян)?
  • 4. Почему Юстиниан так много строил? Какие цели он преследовал? 6) Храм Св. Софии в Константинополе. В 532 г. в столице

Византии вспыхнуло восстание, известное под названием «Ника». Во время этого восстания сгорела построенная еще Константином базилика «Святой премудрости», или Св. Софии. Юстиниан задумал создать на ее месте грандиозный храм, который воплощал бы в себе силу его империи и могущество христианского бога. В замысле храма Св. Софии, как одной из главных частей императорского дворца, торжествует идея зависимости церкви от императорской власти. К строительству были привлечены малоазийские зодчие - Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, руководившие постройкой в 532-537 гг.

Внешний вид храма Св. Софии с его гладкими стенами и огромными контрфорсами отличается простотой и массивностью форм (показать внешний вид храма). Но когда зритель входит внутрь храма, впечатление сразу же резко меняется (показать внутренний вид и план собора). Перед ним развертывается грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров, и диаметром кольца - 31,5 метра. Длина храма - 77 метров. Благодаря гениальному расположению примыкающих к куполу по- лукуполов взор зрителя охватывает все это пространство целиком, и он кажется ему, при всей своей грандиозности, необычайно легким, простым и свободным в конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь совершенной победы над материалом.

В основу здания зодчими был положен план трехнефной базилики (показать план собора). Центральный неф был перекрыт куполом. Купол лежит на парусах, покоящихся на четырех громадных арках, которые опираются на столбы по углам центрального квадрата. Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что, когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.

Грандиозности архитектурного облика соответствует богатство внутреннего оформления здания. Стены нефов, галерей и подкупольных столбов облицованы ценнейшими породами разноцветного мрамора, боковые аркады и своды галерей опираются на малахитовые и порфировые колонны, взятые для постройки из ряда крупнейших храмов Малой Азии и Египта. Таких колонн в соборе более 100, причем малахитовые колонны нижних боковых арок имеют диаметр 1,33 метра. Своды притвора (входное помещение), а также некоторые другие части здания при Юстиниане были украшены декоративными мозаиками с символическим изображением креста. Поверхность стен над аркадами и колоннами и капители покрыты изумительным по тонкости кружевным, выполненном в мраморе узором. Позднее, на протяжении IX-XIII вв., собор внутри украшался мозаичными росписями, содержащими различные религиозные композиции и портретные изображения императоров и членов их семей. Все эти мозаики, закрашенные турками после взятия Константинополя, ныне раскрываются в процессе реставрационных работ 70 .

Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Какое впечатление производит храм Св. Софии на зрителя, какие чувства вызывает: восторг, радость, успокоенность, тревогу, величие, подавленность или др.?
  • 2. Попробуйте объяснить, чем вызвано это впечатление; обратите внимание на общий вид храма, его силуэт, пропорциональность и соразмерность частей, материал, поверхность стен, украшения, детали архитектуры.
  • в) В IX-X вв. вырабатывается «стандартизованный» тип так называемой крестово-купольной церкви, названной так потому, что ее план был подобием греческого креста, центральная часть которого перекрывалась куполом, покоившимся на барабане, в свою очередь опиравшимся на четыре колонны, образуя в интерьере «паруса» - сферические треугольники (показать план и внешний вид крестово-купольного храма). Такие храмы распространяются не только в Византии, но и за ее пределами - в Болгарии, на Руси, в Закавказье.

Единообразие византийской церковной архитектуры определялось и тем, что около 900 г. в Константинополе вырабатывается и распространяется по всей империи устойчивый стереотип художественного оформления интерьера - канон (см. словарь). В отличие от западного храма, где центральным изображением было скульптурное распятие, византийская церковь украшалась живописно: мозаиками, фресками, полированным мрамором. В доминирующем пункте храма, на куполе помещали образ Спаса-Вседержителя.

С купола взор входящего переносился к полусводу апсиды, где можно было видеть Богородицу с младенцем, а на столбах, отделявших центральный неф от боковых, размещались «праздники» - J сцены из евангельской истории Христа.

Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Рассмотрите план и внешний вид крестово-купольного храма. Определите его архитектурные особенности.
  • 2. Вспомните, есть ли крестово-купольные храмы в местности, где вы живете?
  • 4. Живопись Византии представлена мозаиками, фресками, иконами и миниатюрами. В основном сохранились произведения на религиозные сюжеты. Однако во время раскопок «Большого дворца» в Константинополе открыты многообразные по содержанию мозаики пола: сцены охоты, изображения реальных и фантастических животных, дети, едущие на верблюдах, музыканты, рыболовы, фигуры пастухов и играющих ребят. Все произведения живописи следуют античной традиции (об этом свидетельствуют непосредственность в изображении, острая наблюдательность, характер композиций, разнообразие цветов, отсутствие линейных контуров, чувственность).

ч Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Кто изображен на мозаиках? Кого или что, как правило, на них изображали?
  • 2. Каким образом авторам удавалось достичь четкости изображений?
  • 3. Как решалась проблема цвета в мозаиках?
  • 4. Удавалось ли авторам передать какие-либо чувства в своих произведениях?
  • 5. Сделайте вывод об уровне мозаичного искусства в Византии.

В X-XII вв. византийское искусство переживает очередной подъем. Именно в этот период распространяется иконопись. Иконы - это особый вид искусства, которого не было в Западной Европе. Иконы стали основными в оформлении христианских храмов на Востоке. По преданию, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом («Спас Нерукотворный»), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик). Давайте посмотрим на несколько икон и попытаемся определить их особенности. В ходе рассмотрения икон и беседы с учащимися учитель формулирует следующие особенности иконописи, которые записываются учениками в тетради:

  • 1. Четкое соблюдение канона.
  • 2. Условность изображения (она должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность):
    • а) фигуры плоские и неподвижные;
    • б) обратная перспектива в изображении пространства;
    • в) вневременное изображение;
    • г) фигуры, не отбрасывающие теней.
  • 3. Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет 71 .
  • 5. Но не всегда процветала в Византии иконопись. На «темные века» византийской истории (середина VII - начало IX в.) приходится идейно-политическое движение, получившее название иконоборчества. Его подъем относится к 726-780 гг., вторая волна падает на 813-842 гг. Идеологи иконоборчества выступали не против изобразительного искусства вообще, нет, они допускали изображения светских сцен, например ристаний (скачек), декоративных узоров, символов, например креста на Голгофе. То, что подлежало искоренению, с их точки зрения, - это антропоморфизм религиозного искусства (представление богов в человеческом образе). В антропоморфных изображениях Христа, Богородицы, святых иконоборцы видели только идолов, а культ икон трактовали как идолопоклонство, поскольку художник мог передать только внешнюю, плотскую субстанцию объекта, но отнюдь не божественную природу Христа. Божественное начало представлялось иконоборцам нетолько неописуемым в логических категориях, но и неизобразимым. В полемике с иконоборцами вожди иконопочитателей (Иоанн Да- маскин, Феодор Студит) разрабатывали теорию образа, который понимался ими не как единосущностный архетипу, но лишь как его подобие. Человек поклоняется не иконе, не идолу, настаивали они, но через икону тому, кто на ней представлен. В 843 г. иконопочита- ние было восстановлено.

ч Вопросы для учащихся

  • 1. В чем суть споров иконопочитателей и иконоборцев? Какое течение победило?
  • 2. Существуют ли сейчас иконы в православных храмах?
  • 6. Пйдводя итоги изучению византийской культуры, учитель должен обратить внимание на то сильное влияние, которое оказала она на культуру соседних народов - Болгарии, Сербии, Руси, стран Закавказья (Армении и Грузии), принявших христианство от Византии и постоянно поддерживавших связи с ее церковью.

Задания для домашней работы:

  • а) подготовить сообщения о влиянии византийской культуры на культуру Киевской Руси или другого государства (опережающее задание, так как история России ими еще не изучалась) по направлениям: архитектура, живопись, книгописание;
  • б) попытаться самостоятельно узнать у верующих людей, что для них означают иконы, записать результаты своего исследования;
  • в) проанализировать стихотворение О. Мандельштама «Айя-София»:

Айя-София - здесь остановиться Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

Но что же думал твой строитель щедрый.

Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и акседры,

Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество;

На парусах, под куполом четыре Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье.

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот.

Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Какие архитектурные термины упоминает автор? Объясните их значение, воспользовавшись словарем.
  • 2. Какие особенности Софийского собора описывает автор?
  • 3. Кого имеет в виду автор под словами «строитель щедрый»?
  • 4. Сравните описание собора у О. Мандельштама и в научном труде. Чем отличается восприятие архитектурного сооружения художником или поэтом от восприятия ученого?

Культура Византии охватывает период европейского Средневековья. Она стала фактической наследницей древнегреческих традиций, параллельно впитав в себя культуры восточных народов, во множестве населявших территорию империи.

Византийская культура: исторический период

Строго определенных территориальных или периодических границ у нее нет. Считается, что начальный этап ее развития берет начало от основания Константинополя – то есть, с 330 года, а ее конец определен серединой 15 века, когда в 1456 году империя была окончательно уничтожена турками. Однако неоспоримо влияние Византии на культуру Древней Руси и других славянских государств, так что она продолжила свое существование в этих странах. Считается, что 11 век стал периодом ее расцвета.

Культура византии развивалась под влиянием различных исторических событий в рамках борьбы язычества и христианства, а также становления государства от античности до средневекового времени. Результатом этих процессов стало то, что в основу византийской культуры было положено христианство.

Византийская культура: особенности

Она считается очень самобытной, поскольку, в отличие от культуры Европы в Средние века, в нее вкраплены элементы восточных цивилизаций. В то же время невозможно не заметить влияние уже ушедшей античности и нового веяния – мусульманства. Доминантная роль религии определила основную черту это оригинальной культуры – человек в ней ориентировался на мир высшей истины, идеальный и часто иррациональный. Это объясняется тем, что в центре всей парадигмы стояла религия.

Рис. 1. Византийская икона.

По той же причине византийское искусство представляет собой совершенно особый культурный феномен, который сегодня рассматривается на уроках истории в 6 классе. Дело в том, что художники в этот культурные период считались проводниками духовности, соответственно, на своих полотнах они воплощали божественный мир, а не собственное видение мира реального.

Образование в империи было доступно всем, а школа давала возможность продвинуться по социальной лестнице и занять видный пост. Если в Западной европе школы были церковными, то в Византии – светскими, Священное писание изучалось в них вместе с античными философией и поэзией.

Рис. 2. Книга из Византии.

Роль и дальнейшее влияние византийской культуры

Особое влияние она оказала на культуру Киевской Руси, которая после крещения наследовала ее традиции. Они стали основой для ее собственных культурных традиций, причем заимствовано было почти все. Так, князь Владимир после своего визита в столицу Византии был так впечатлен местной архитектурой, что сразу же повелел строить на Руси храмы по образцу византийских. Кроме того, полностью было перенято и искусство иконописи.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Византийский храм.

Роль ее в европейских и мировых масштабах тоже была заметной, в основном потому, что византийская культура синтезировала в себе античные образцы греко-римского периода с восточными элементами. Невозможно также переоценить ее влияние на искусство восточной и южной частей Европы.

Что мы узнали?

Из статьи, которую можно использовать для доклада на уроке истории, мы узнали, что Византийская культура складывалась на протяжении более чем 10 веков: с момента основания Константинополя до взятия его турками. Изложенная кратко о культуре Византии информация помогла составить общее представление о том, что лежало в ее основе – это была религиозная составляющая, также искусства и цивилизация развивались благодаря общедоступности образования. Византийская культура оказало значительное влияние не только на Киевскую Русь, которая считается ее наследницей, но также на Южную и Восточную Европу.