Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Когда была написана картина цветы фрукты птица. Сочинение по картине «Цветы, фрукты, птица» Толстого Ф

Когда была написана картина цветы фрукты птица. Сочинение по картине «Цветы, фрукты, птица» Толстого Ф

Федор Петрович Толстой, автор картины «Цветы, фрукты, птица» – акварелист, скульптор, медальер, человек, который полюбил живопись с раннего детства и чьими работами любуется сегодня весь мир. Толстой подарил нам множество картин, которые чаруют своим совершенством, калейдоскопом красок и сюжетом. Одной из знаменитых картин Толстого является натюрморт «Цветы, фрукты, птица».

Когда смотришь на картину «Цветы, фрукты, птица» Толстого, понимаешь, картину создал талантливый человек, который сумел передать не только сочность красок, но и который изобразил на полотне разнообразный мир живой природы. Автору удалось изобразить несовместимые объекты из живого и растительного мира, но которые в целом смотрятся лаконично, гармонично и даже являются дополнением друг друга.

Описание картины

В центре картины изображена ваза. Она настолько прозрачна, что через нее видны не только стебельки растений и чистая вода, но и просвечивается фон картины. В вазу автор поставил букет полевых цветов, которые своими яркими красками напоминают нам о лете и солнечных днях. Цветы как будто только сорванные, они сочные, нежные. А зелень, которой дополнил автор картины свой букет, напоминает о весне. Рядом с вазой лежат аппетитные спелые яблоки, которые так и хочется попробовать, причем, изображенная муха, которая сидит рядом с разрезанным яблоком, вскоре уже отведает сок этого замечательного фрукта. Справа от вазы располагается большая, красивая гроздь винограда с крупными сочными ягодами. На верхнюю часть кисти винограда присела маленькая, яркая птичка. Она причудливо склонила свою голову, будто бы что-то высматривает. Может, ее привлекла вода в вазе? А может, ее заинтересовала муха, которая сидит на яблоке. Рядом с букетом парят бабочки, которые делают картину более живой и яркой.

На переднем плане мы видим свисающие со стола веточки белой и красной смородины. Автор картины «Цветы, фрукты, птица» изобразил ягодки настолько прозрачными, что видны даже косточки.

Светлый бежевый фон, стол на котором разместилась композиция, тоже светлый. Кажется, что художник изображал свою картину в солнечный погожий день, передавая и нам ощущение теплоты и заставляя непроизвольно восторгаться окружающим нас миром.

Мне понравилась картина Толстого «Цветы, фрукты, птица» своей легкостью, простотой, яркими и насыщенными красками. Смотришь на нее и мысленно попадаешь в сказочное жаркое лето, а на лице появляется улыбка.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 5 КЛАССЕ

Тема: Сочинение - описание предметов по картине Ф.П. Толстого

«Цветы, фрукты, птица»

Цели:

Планируемые результаты:

Оборудование:

Красота есть гармония;

в ней залог успокоения…

Ф.М. Достоевский

ХОД УРОКА

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача - научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт - слово французское, и значит оно буквально - «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно - в 18 веке.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте - мир глазами художника.

Фёдор Петрович Толстой (1783-1873) - замечательный русский художник и скульптор. Родился в семье графа П.А.Толстого в 1823 году. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 году молодой мичман Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. В последние годы жизни художник потерял зрение. Скончался великий мастер в 1873 году.

Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология - наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Натюрморты Ф.Толстого - это попытка запечатлеть чарующую

красоту природы. Наиболее известные работы в этом жанре - «Букет цветов», «Бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица».

  1. Словарная работа.

Натюрморт - картины, изображающие ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т.д.

Композиция картины -

IV. Беседа по картине

(

(

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним - большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету. Кажется, брызнут сейчас сладким соком.

(Описание)

Какова же будет основная мысль нашего описания?

V. Составление плана описания картины.

2. Композиция натюрморта:

б) фрукты;

в) бабочка;

г) птичка.

VI. Устное описание картины 1-2 учащимися, редактирование и обсуждение высказываний

Опорная лексика:

Передо мной картина …

Художнику удалось…

Опорные фразы и словосочетания

Стеклянная ваза,

фиолетово-розовая лаватера,

веточка душистого горошка,

разноцветная птичка,

лимонно-жёлтая бабочка.

VII. Написание сочинений в черновиках, редактирование и переписывание

VIII. Итоги урока. Домашнее задание - упр.318

Просмотр содержимого документа
«Сочинение - описание предметов по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 5 КЛАССЕ

Тема: Сочинение - описание предметов по картине Ф.П. Толстого

«Цветы, фрукты, птица»

Цели: проверить орфографические навыки; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; развивать навыки монологической речи; дать понятие о натюрморте; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; словесно передавать свои эстетические впечатления.

Оборудование: Натюрморты Ф.П. Толстого, русских и зарубежных художников (презентация)

Красота есть гармония;

в ней залог успокоения…

Ф.М. Достоевский

ХОД УРОКА

    Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

    Слово учителя о художнике и его картинах.

Фёдор Петрович Толстой (1783-1873) - замечательный русский художник и скульптор. Родился в семье графа П.А.Толстого в 1823 году. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 году молодой мичман Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. В последние годы жизни художник потерял зрение.
Скончался великий мастер в 1873 году.

Ф.П. Толстой был человеком большой культуры и глубокой эрудиции, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением. Созданные «Толстого кистью чудотворной» (А.С. Пушкин) натюрморты стали произведениями большого искусства.

Натюрморты Ф.Толстого – это попытка запечатлеть чарующую

красоту природы. Наиболее известные работы в этом жанре – «Букет цветов», «Бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица».

    Словарная работа.

Натюрморт – картины, изображающие ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т.д.

Композиция картины - расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.

IV . Беседа по картине

Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». Какие предметы изобразил художник?

Что поместил художник в центре своей картины?

(В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)

Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

(На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

Что изобразил художник на картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко.)

Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету. Кажется, брызнут сейчас сладким соком.

Как художник изобразил птичку? Какая она?

(На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

Итак, мы увидели, что на картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

(Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем?

(Описание)

Какое: деловое или художественное?

(Художественное. Картина - произведение искусства.)

Какова же будет основная мысль нашего описания ?

(Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

V . Составление плана описания картины.

1. Краткая информация о художнике.

2. Композиция натюрморта:

б) фрукты;

в) бабочка;

г) птичка.

3. Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт.

VI . Устное описание картины 1-2 учащимися, редактирование и обсуждение высказываний

Опорная лексика:

Передо мной картина …

На переднем плане замечательного полотна…

В центре картины художник изобразил…

Цветовая гамма очень разнообразна:…

При создании картины мастер использовал…

Художнику удалось…

Опорные фразы и словосочетания

Стеклянная ваза,

фиолетово-розовая лаватера,

морковно-красный с жёлтыми полосками бархатец,

веточка душистого горошка,

пушистая головка ало-красного мака с белой каёмочкой на кончиках лепестков,

сине-голубой с золотыми серединками дельфиниум,

разноцветная птичка,

лимонно-жёлтая бабочка.

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами:

    Правильно ли и полно описано изображенное на картине?

    Раскрыта ли основная мысль художника?

    Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?

    Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?

    Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?

VII . Написание сочинений в черновиках, редактирование и переписывание

VIII . Итоги урока. Домашнее задание – упр.318

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Микулинская гимназия»

Интегрированные предметы: русский язык, изобразительное искусство

Тема «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Класс: 5

Цели:

1) русский язык: углубить представление об описании в художественном стиле речи; формировать навыки написания сочинения-описания по картине;

2) изобразительное искусство: научить определять жанры изобразительного искусства; вызвать интерес к изучению истории русского натюрморта 19 века; показать отличие картины от иллюстрации; воспитывать любовь и уважение к произведениям изобразительного искусства.

План урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя русского языка:

Существуют разные виды искусства: музыка, театр, балет, архитектура, литература и живопись. Каждый вид искусства имеет свой собственный изобразительный язык. В архитектуре это форма, материал, в музыке – звук. Что же является изобразительным языком живописи? Давайте подумаем над словом «живопись». Его лексическое значение можно выразить через словосочетания «живо пишу» или «пишу красками».

Слово учителя изо:

Произведения живописи называются картинами. Если же картина воспроизведена путем фотографии, клише, то ее называют репродукцией. Изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст, является иллюстрацией. Таким образом, картина пишется на основе жизненных впечатлений, исторических событий, с натуры. Иллюстрация же создается к какому-либо литературному произведению.

Слово учителя русского языка:

Сегодня мы обратимся к творчеству Ф.П.Толстого, который вошел в историю русского искусства как непревзойденный мастер натюрмортной живописи, попытаемся раскрыть сложный процесс рождения натюрморта. А.С.Пушкин в своем романе «Евгений Онегин», описывая альбомы светских дам, написал:

Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером…

Давайте заглянем, подключив наше воображение, в одну из комнат дворянской усадьбы, насладимся красотой только что сорванных цветов, фруктов, ягод и, конечно, начнем описывать все увиденное, используя богатство русского языка и те чувства, которые вас охватят на этом уроке.

3. Работа с биографией Ф.П. Толстого

Сообщения учащихся с презентацией:

1. Федор Петрович Толстой - один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века - родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус. Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой поступок. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась жизнь, полная лишений и трудностей.

2. Медальерное дело, скульптура и графика, а позднее живопись и декорационное искусство - почти в каждой области художественного творчества проявил себя этот самобытный и яркий мастер. Его ранние работы, горельефы из розового воска - «Мальчик под покрывалом», «Купающиеся дети» (оба 1808-1809, Калининская областная картинная галерея), «Душенька» (1808-1809, Гос. Эрмитаж) - свидетельствуют о большом профессионализме. Красотой линий, плавностью очертаний, мягкостью и выразительностью лепки отличается фигура Душеньки. Знание натуры, великолепное владение секретами восковой техники отмечали современники в его горельефах.

3. Гордостью художника стало его участие в создании Храма Христа Спасителя в Москве – создание входных дверей, орнаменты, колоссальные фигуры и бюсты различных Святых, поясное изваяние Христа, бюст Николая I в царской порфире и славянских доспехах. Совет Академии художеств утверждает Федора Толстого в должности профессора. В 1828 году он уже становится вице-президентом Академии художеств.

4. Небольшие графические листы Ф.П. Толстого с изображением цветов, плодов, птиц и насекомых стали одним из самых оригинальных явлений в истории отечественного искусства. В начале XIX века чрезвычайно модными в России были «ботанические рисунки», альбомы цветов, а также «обманки», берущие начало еще в XVIII столетии. Они-то и стали отправной точкой натюрмортных рисунков Толстого. Мастер писал о счастье художника передавать «свои чувства в восхитительных, завлекательных для ума формах». Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. С тщательностью художника-ювелира он создавал рисунки с букетами цветов в стеклянных сосудах, фруктами и ягодами, с прозрачными росинками на них, разноцветными бабочками и бразильскими птичками. В каждом цветке или ягодке выражено бесконечное восхищение художника красотой мира.

4. Работа с искусствоведческим текстом.

Натюрморт (фр. nature morte букв. мертвая природа) - в изобразительном искусстве - изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики.

Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать красоту красок окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам.

Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже
XVI - XVII вв. в Голландии.

Натюрморт - наиболее излюбленный жанр и в искусстве многих современных художников.

В картине-натюрморте художники стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.

Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.

Опираясь на данный текст, сформулируйте определение термина «натюрморт». Подчеркните в данном тексте слова и словосочетания, которые позволяют отличить натюрморт от других жанров изобразительного искусства.

5. Беседа по картине «Цветы, фрукты, птица»

Вглядитесь в репродукцию картины Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Что сразу привлекло ваше внимание? Почему?

Рассмотрим картину детально. Что изображено на ней? Опишите предметы. Как художник расположил их?

Что занимает центральную часть полотна? Каким образом Ф.Толстой показал кристальную чистоту воды в вазе? Опишите цветы.

Опишите кисть винограда. Чем она привлекает нас? Какие краски использует живописец, чтобы показать свежесть ягод и листьев?

На что похожи две веточки смородины?

На полотне присутствуют и живые существа. Опишите их.

Какова палитра этого полотна?

Какие чувства предлагает нам испытать художник?

6. Работа по обогащению словаря учащихся.

  • Подберите определения к словам:

ваза- большая, стеклянная, прозрачная и др.

цветы- ароматные, свежесрезанные, нежные, изумительные и др.

яблоко- сладкое, сочное, наливное и др.

виноград – спелый, иссиня-черный, сладкий;

  • Закончите предложения:

Мое внимание на полотне привлекло…

В центре холста художник изобразил…

Справа и слева от вазы с цветами художник поместил…

Райская пеночка, сидящая на виноградной кисти, придает картине…

Основная мысль произведения заключается в …

Если бы у картины не было имени, я бы ее назвал…

7. Работа над планом сочинения.

  • Вступление.

1) Слово о художнике;

2) Первое впечатление от картины.

  • Основная часть.

1) Описание центральной части полотна;

2) Правый и левый фланг картины;

3) Цветовая палитра, которую использует автор;

4)Основная мысль произведения.

  • Заключение.

Настроение, которое создает картина.

8. Написание сочинения, редактирование черновых работ.

9. Домашнее задание по усмотрению учителя.

10. Итоги урока.


Сочинение по картине «Цветы, фрукты, птица» русского скульптора и живописца Федора Петровича Толстого (1783-1873) развивает чувство цвета учащихся, умение различать цвета и тона, колорит живописного произведения, жанровые особенности в живописи.

Сочинение по картине «Цветы, фрукты, птица» 5 класс

Федор Петрович Толстой, известный русский художник, скульптор и медальер, прожил долгую жизнь и стал одним из самых влиятельных людей русского искусства. По происхождению он аристократ, граф.

С детства увлекался рисованием, учился в Академии художеств. В те времена не было принято, чтобы знатные люди занимались живописью, но Федор Петрович так любил искусство, что переступил через эти представления и стал заниматься любимым делом. Особенно ему удавались натюрморты.

Жанр «натюрморт» возник в Нидерландах в XVII веке, когда люди начали изучать природу, интересоваться ее разнообразием и красотой. Само слово «натюрморт» означает «мертвая природа». Чаще всего на натюрмортах изображаются кухонная посуда, фрукты, цветы, убитая дичь.

Натюрморты Ф.П. Толстого отличаются от классических натюрмортов тем, что они полны жизнью, гармонией и очарованием красоты природы. На картине «Цвета, фрукты, птица» изображены стоящая на столе стеклянная ваза с цветами, яблоки, виноград и ветка смородины. Над фруктами летают бабочки. Птица бросается в глаза не сразу. Нужно приглядеться, чтобы заметить ее, сидящую на веточке винограда.

Картина наполнена нежностью и ощущением хрупкости запечатленной красоты. Общий фон картины теплого золотисто-бежевого оттенка. Он очень уютный и домашний. В центре картины расположена стеклянная ваза с нежно-розовыми и белыми цветами. Такое ощущение, что художник только что срезал их и поместил в сосуд с водой. И только один цветок в вазе с увядшими, желтыми лепестками, но это делает картину еще более живой и разнообразной.

Вода в сосуде прозрачная и свежая. Также прозрачны ягодки смородины. Вокруг вазы лежат яблоки, сочные и спелые. Они красные, оранжевые, ярко-желтые. Их так и хочется съесть. На разрезанном яблоке видны косточки и прожилки. Ветка темно-зеленого винограда с вьющимися усиками и ярко-зелеными листьями наполнена солнцем. На картине много живых существ. На одном из яблок расположился какой-то жучок.

Над фруктами кружатся бабочки, одна из них лимонно-желтого цвета, а другая - серо-зеленая. Разноцветная диковинная птичка села на веточку винограда и внимательно смотрит на яблоко. Она почти незаметна, и только синий хвостик помогает разглядеть ее. Картина Ф.П. Толстого полна гармонии и радости жизни, на ней изображено вечное лето, единство живой и неживой природы.


Сочинение по картине Толстого "Цветы, фрукты, птица"

Сочинение по картине Ф. Толстого "Цветы, фрукты, птица".
Особенности художественного мира любого творца определяет, безусловно, его личное мировосприятие. Подобно тому, как мы слушаем музыку и читаем литературные произведения, созерцание живописных полотен всегда представляет собой контакт между нами, зрителями, и художником. Если отображенный на полотне взгляд на мир автора картины созвучен нашему мироощущению, то эта картина навсегда займет место в нашем сердце.
В определенный момент жизни мне довелось увидеть репродукцию натюрморта Ф. П. Толстого "Цветы, фрукты, птица". Картина просто заворожила меня. Полотно, на первый взгляд простое по технике исполнения, изображающее всего три вещи - цветы, фрукты и птицу, приковывало взгляд благодаря потрясающей игре красок.
Нужно сказать, что автор картины Ф. П. Толстой был особенной фигурой в русском искусстве. Он стал известен не только как живописец, но и как скульптор. Его живопись отличала важная черта - мастерское владение техникой рисунка, благодаря чему его полотна производили впечатление, что изображенное на них живое, настоящее. Его акварель "Цветы, фрукты, птица", хранящееся сейчас в Третьяковской галерее, - яркое подтверждение виртуозного владения кистью мастера.
Художник изобразил в центре картины прозрачную вазу из стекла, в которой находится букет полевых цветов. Среди собранных в букет цветов красный с белой каймой мак, темно-синие с белыми и фиолетовыми вкраплениями анютины глазки, красно-оранжевый цветок, похожий на георгин. В центре букета - нежная, сиренево-розовая мальва. Над букетом возвышается веточка с темно-синими цветками. Кроме того, в составе цветочной композиции - продолговатые листья трав. Красота полевых цветов воспета и в литературе. Так, у поэта Ивана Бунина есть замечательное стихотворение "Полевые цветы", в котором он говорит:
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они И говорят про давно забытые Светлые дни.
Автор картины нарисовал черно-желтую бабочку-парусника, которая вот-вот сядет на край стеклянной вазы. Кроме того, в правом углу акварели живописец изобразил птицу с серой грудкой, красным оперением вокруг клюва, темно-серыми с желтыми пятнами крыльями. Птица сидит на жердочке, которая лежит рядом с вазой. Все три детали акварели художник изобразил на фоне кофейного цвета, что придало натюрморту особую хрупкость и вместе с тем выразительность. Удачное соотношение фона и самого натюрморта, скрупулезно, до малейших тонкостей прорисованные детали заставляют восторгаться и создают иллюзию, что нашему взору явилась цветная фотография. Художник этой картины прославляет красоту окружения человека - природы и вещей. Предметы, растения, животные всегда окружают человека и украшают его жизнь. Красота окружающего мира и вещей - то, чем живет человек, без чего человеческая жизнь стала бы бледнее и беднее. Важно, чтобы каждый из нас сумел развить в себе способность видеть в обычном шедевр. Тогда жизнь станет гармоничнее, радостнее. Живописец благодаря своему таланту смог увидеть в привычном чудо и заставил нас взглянуть на это свое открытие его глазами.

Сочинение по картине Ф. Толстого "Цветы, фрукты, птица" .
План сочинения
Краткая информация о художнике
Композиция натюрморта
Цветовая гамма
Красота есть гармония; в ней залог успокоения.
Ф. М. Достоевский
Федор Петрович Толстой, русский художник и скульптор эпохи романтизма, родился в 1783 г. в семье кригскомиссара графа П. А. Толстого. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 г. молодой мичман Федор Толстой поступил в Академию художеств. Нужно отметить, что для той эпохи было редким явлением, чтобы молодой аристократ предпочел профессиональные занятия искусством карьере военного. Наставниками Ф. Толстого были скульптор И. П. Прокофьев, а также известный портретист эпохи романтизма О. А. Кипренский.
Ф. Толстой одно время возглавлял Коренной совет "Союза благоденствия", однако прекратил участие в деятельности декабристов задолго до восстания 1824 г., поэтому не подвергся гонениям со стороны правительства. В 1826 г. Ф. Толстой предложил вниманию императора Николая I два серьезных трактата: "О нравственном состоянии войск российских" и "О состоянии Российской империи в отношении внутреннего ее устройства". В этих трудах содержался ряд предложений по совершенствованию законодательства и налогообложения, а также ряд социальных мероприятий.
В качестве скульптора Ф. Толстой работал с различными материалами. Известны его рельефы из воска, посвященные героям и событиям "Одиссеи" Гомера, серии памятных медальонов в честь побед в войне 1812 г., русско-персидской и русско-турецкой войнах. Толстой создал рельефы дверей Храма Христа Спасителя в Москве.
В целом о творчестве Ф. Толстого можно сказать, что он следовал традициям классицизма, подражая античным образцам. Это относится и к скульптурным, и к графическим, и к живописным работам художника. Из графических работ Ф. Толстого можно отметить серию рисунков пером к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька", которые также были воспроизведены в гравюрах.

Натюрморты Ф. Толстого - это попытка запечатлеть недолговечную, но чарующую иллюзию совершенства и безмятежности. Наиболее известные работы в этом жанре - "Букет цветов", "Бабочка и птичка", "Цветы, фрукты, птица". Среди живописных работ Ф. Толстого есть семейный автопортрет, жанровые сценки.
Ф. Толстой пробовал свои силы и в других отраслях искусства: так, он сочинил два балета ("Эолова флейта" и "Эхо"), которые, однако, не были поставлены на сцене; самостоятельно разрабатывал составы красок и т. д.
Долгие годы Ф. Толстой преподавал в Академии художеств, со временем став ее вице-президентом, а затем товарищем президента. В последние годы жизни художник потерял зрение. Скончался Федор Толстой в 1873 г. в Петербурге.
А теперь обратимся к анализу одного из произведений художника - натюрморту "Цветы, фрукты, птица". В основу композиции положен воображаемый треугольник, в вершине которого находятся головки цветов; в нижних углах соответственно находятся кисть винограда и яблоки. В центр композиции художник поместил стеклянный сосуд с цветами. В нижней части сосуд имеет шарообразную форму. Горло сосуда, резко сужаясь, принимает колоннообразную форму. Сквозь прозрачные стенки видны стебли цветов, погруженные в воду. Букет образован тремя ветвями: двумя ветвями с несколькими белыми и розоватыми цветами, у которых длинные тонкие заостренные листья, и стеблем с одиночным блекло-красноватым цветком, очень напоминающим анютины глазки. У одиночного цветка крупные листья; можно предположить, что они круглой или чуть вытянутой формы. Ветвь с цветами, находящаяся справа, стоит чуть под углом к поверхности, на которой располагается натюрморт. На этой ветви цветы имеют едва заметный розоватый оттенок.
В левом нижнем углу на переднем плане мы видим половинку разрезанного яблока: художник тонкими линиями наметил жилки и семечки. Кожица половинки яблока и крайнего слева яблока зеленого цвета. Позади, почти скрытое за ними и сосудом, виднеется еще одно яблоко, с желтокрасной кожицей. Слева, в стороне от фруктов, мы видим небольшое летящее насекомое - возможно, муху или мелкую бабочку.
Справа от стеклянного сосуда помещаются яблоко с желто-красной кожицей и крупная кисть винограда. Нужно отметить, что в созданной художником композиции просматривается определенная ступенчатость: сосуд - в центре, желто-красные яблоки - чуть позади него, зеленые - ближе к зрителю, а кисть винограда - чуть дальше яблока. Виноградная кисть изображена очень живописно: используя различные оттенки зеленого при изображении отдельных ягод, художник верно передал игру светотени. Особое очарование придают тщательно прорисованные вьющиеся усики виноградной лозы и два крупных виноградных листа. На виноградной веточке сидит небольшая птица, на темном тельце которой четко выделяется треугольный белый "воротничок". Птица сидит, опустив клюв к яблоку, из-за чего ее хвостик поднят вверх. Крылья птицы слегка отстранены от тела, словно ей жарко. Над виноградным листом художник изобразил бабочку: ее верхние крылышки светло-серые с более темными кончиками, нижние крылышки белого цвета. На поверхности стола, на переднем плане, вместе лежат две веточки с мелкими круглыми ягодами красноватого и белого цветов. Возможно, это смородина.
Нужно отметить, что художник не стремился четко разграничить поверхность, на которой находится натюрморт, и общий фон картины. Контуры стола на переднем плане едва намечены: на заднем плане мы можем различить край стола лишь по цветовому переходу, однако он выглядит довольно размытым.
На картине Ф. Толстого хорошо видно, что свет падает справа. Предметы в левом углу и даже фон слева выглядят темнее, резче намечен контур столешницы. Нужно сказать и о фоне: если поверхность, на которой помещен натюрморт, серовато-бежевого цвета, то общий фон теплого золотисто-палевого оттенка.
Относительно общей цветовой гаммы можно сказать, что на картине Ф. Толстого "Цветы, фрукты, птица" преобладают золотисто-желтые, красноватые и темно-зеленые тона. Немаловажную роль играет и белый цвет: белые цветы и разрез яблока резко выделяются на общем фоне картины. Общий настрой натюрморта - умиротворяюще-созерцательный, мягкий и спокойный.