Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Красный квадрат на желтом фоне иллюзия. Иллюзия цветового восприятия

Красный квадрат на желтом фоне иллюзия. Иллюзия цветового восприятия

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета . Как было указано ранее, такой способностью обладают только цветочувствительные элементы сетчатки - колбочки. Одним из первых замечательных открытий, относящихся к цветному зрению, можно считать явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному, открытое знаменитым чешским биологом Я. Пуркине. Явление Пуркине заключается в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию цветов вообще, но и что в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек на рис. I

Рис. I

при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым. В картинной галерее в сумерки постепенно начинают исчезать краски, сначала красные, затем желтые и зеленые.

Можно указать ряд случаев, когда мы при рассматривании цветных объектов также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями.

Во-первых , иногда о насыщенности цвета объекта мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету других окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом.

Великий художник и ученый Леонардо да Винчи писал: «Из цветов равной белизны тот кажется более светлым, который будет находиться на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большой белизны. И красное покажется более огненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями».

Во-вторых , существует понятие собственно цветовых или хроматических контрастов , когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Иллюзии цветового зрения этого рода нам встречаются в следующих видах. Черный круг, изображенный на рис. VII,

Рис. VII

кажется слегка красноватым на зеленом фоне, когда же мы прикроем этот круг тонкой прозрачной бумагой, то иллюзорный красный цвет становится еще более заметным. Очевидно, прозрачная бумага создает иллюзию цветного освещения и тем усиливает проявление эффекта. Аналогично черный круг на красном будет казаться зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне - зеленовато желтым и на голубом - медно-красным. То же явление непроизвольного окрашивания серых полосок можно наблюдать через прозрачную бумагу на рис. VIII.

Рис. VIII

Оказывается, что тот цвет, в который окрашивается черный круг или серая полоса, является так называемым дополнительным цветом к цвету фона . Для каждого цвета имеется такой другой цвет, оптическое смешение с которым дает цвет ахроматический (белый или серый). Такие цвета и называются взаимно дополнительными. Круг или полоска не обязательно должны быть черными или серыми, например желтая полоска на красном фоне кажется зеленоватой, а на зеленом - оранжевой; в данном случае эти три цвета при смешении дадут белый или серый цвет.

Подмечено, что это иллюзорное окрашивание черных и серых предметов происходит в цвет, лишь приблизительно являющийся дополнительным, но не совпадающий с ним в точности.

Наиболее наглядное представление об оптическом смешении цветов можно получить следующим образом. Если диск (рис. IX)

Рис. IX

с секторами, имеющими такие углы и окраску, как это показано на рисунке, привести в быстрое вращение, то вследствие быстрого чередования различных возбуждений цвета секторов сольются в общий серый тон. Эта иллюзия цветового зрения объясняется инерцией зрения и тем, что сумма соответствующим образом подобранных излучений разного спектрального состава вызывает ощущение белого света.

На основании того, что наш орган зрения наиболее приспособлен к восприятию белого солнечного свет а, можно объяснить и такую иллюзию. Если в течение нескольких секунд неподвижно смотреть на красное пятно, а потом перевести взгляд на белую бумагу, то мы увидим на бумаге зеленое пятно. Если рассматривать желтый кружок, то на бумаге увидим синий, и наоборот.

С цветовым контрастом связаны и другие иллюзии цветового зрения . Приведем еще несколько примеров.

Рис. X

площади внутреннего квадрата слева и полоски справа равны, но периметр полоски в два раза больше периметра квадрата. Всматриваясь в этот рисунок, мы видим полоску более яркой, чем внутренний квадрат.

Явлением психологического контраста можно объяснить иллюзию так называемого подравнивания цветов , заключающуюся в следующем. Если смотреть на рис. XI,

Рис. XI

то на нем можно увидеть фигуру в виде зеленого креста, тогда и средний кружок кажется зеленоватым; если же сосредоточить внимание на желтых кружках, то и центральный кружок будет казаться желтоватым.

Интересна также иллюзия последовательного цветового контраста , появляющаяся после рассматривания верхней части рис. XII.

Рис. XII.

Если несколько минут внимательно вглядываться в черный круг верхней части рисунка, а затем быстро перевести взгляд на черный круг внизу, то через несколько секунд на белом фоне появятся цветные изображения всех четырех пятен, окружающих верхний черный круг. Какого цвета будут эти появившиеся пятна?

Заметим здесь, что при переходе от одного цвета данной поверхности к другому цвету этой же поверхности у нас будет изменяться и ее кажущаяся яркость . Следовательно, будет изменяться и контраст яркости, если мы будем, скажем, одновременно изменять яркость предмета и фона или один и тот же предмет будем рассматривать на менее ярком, а затем на более ярком фоне. Вот почему контраст яркости связан для нашего зрения с цветовым контрастом. Чем больше цвет объекта отличается от цвета фона, тем лучше заметен объект и тем отчетливее виден его контур и форма.

Можно привести множество примеров воздействия на глаз цветовых контрастов. Гёте, например, пишет: «Трава, растущая во дворе, вымощенном серым известняком, кажется бесконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни». Дополнительный цвет зари - зеленый; этот контрастный зеленый цвет, смешиваясь с зеленым цветом травы, и дает «бесконечнопрекрасный зеленый цвет» .

Гёте описывает также явление так называемых цветных теней . «Один из самых красивых случаев цветных теней можно наблюдать в полнолуние. Свет свечи и лунное сияние можно вполне уравнять по интенсивности. Обе тени могут быть сделаны одинаковой силы и ясности, так что оба цвета будут вполне уравновешиваться. Ставят экран так, чтобы свет полной луны падал прямо на него, свечу же помещают несколько сбоку на надлежащем расстоянии; перед экраном держат какое-нибудь прозрачное тело. Тогда возникает двойная тень, причем та, которую отбрасывает луна и которую в то же время освещает свеча, кажется резко выраженного красновато-темного цвета, и, наоборот, та, которую отбрасывает свеча, но освещает луна,- прекраснейшего голубого цвета. Там, где обе тени встречаются и соединяются в одну, получается тень черного цвета» .

Тот факт, что некоторые цвета воспринимаются нами как «выступающие» , а другие как «отступающие» , иллюстрируется здесь рис. XIII.

Рис. XIII

Рассматривая верхнюю фигуру на этом рисунке, мы склонны думать, что это усеченная пирамида, обращенная вершиной к нам.

Рассматривая нижнюю фигуру, мы готовы представить себе туннель с выходным отверстием вдали. «Выступающими» цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые (или «теплые»), а «отступающими» кажутся цвета зелено-синие (или «холодные»). Насыщенные и светлые цвета нам обычно кажутся ближе темных и ненасыщенных. Хроматические цвета обычно «выступают вперед» на фоне цветов серых.

Следует заметить, что многие свойства глаза, вызывающие появление иллюзий цветового зрения, вместе с тем оказываются и весьма полезными для получения нами зрительных ощущений , более полно отражающих объективную реальность.

Вот почему, например, на вывесках и рекламах, собранных из светящихся газосветных трубок, слова, написанные трубками красного свечения, приближаются к наблюдателю и кажутся висящими в воздухе, а слова, написанные трубками зеленого или синего свечения, отступают. Однако оказывается, для некоторых людей иллюзия различной удаленности разных цветов носит обратный характер , т. е. более близкими кажутся цвета синие (у некоторых лиц иллюзия вообще не наблюдается). Среди различных объяснений этой иллюзии заслуживает внимание следующее. Зрительная линия пересекает плоскость зрачка не в центре его, а несколько сбоку, т. е. хрусталик не строго центрирован по отношению к зрительной линии. Поэтому когда глаз фиксирует какую-нибудь синюю точку, то изображение соседней с ней красной точки даст на сетчатке известный круг светорассеяния, причем этот круг будет не концентричен с изображением фиксируемой точки, но несколько смещен в сторону височной или носовой части сетчатки. Это смещение при бинокулярном зрении создает такое же впечатление, какое мы получим от одинаково удаленных от осей глаз раздраженных мест сетчаток, если красная точка фактически будет ближе или дальше, чем синяя.

Однако иллюзии цветового зрения значительно менее полно исследованы физиологами, и многие еще не могут быть объяснены достаточно удовлетворительно, а некоторые гипотезы, высказанные по поводу них, не оправдываются.

Оптические иллюзии (зрительные иллюзии, оптический обман зрения) - ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, "иллюзия отсутствия объекта" - баннерная слепота, и др.), а также физическими причинами ("сплюснутая Луна", "сломанная ложка" в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.

Иллюзии восприятия цвета

Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки. Это явление называется оптической иррадиацией. Одна из таких иллюзий описана в 1995 году профессором Мачассуасетского технологического института Эдвардом Адельсеном ("иллюзия тени Адельсона"). Он обратил внимание, что восприятие цвета существенно зависит от фона и одинаковые цвета на разном фоне воспринимаются нами как разные, даже если находятся близко и видны нами одновременно.

(третий и четвертый квадраты одинаковы по цвету)

(на пересечении «лепестков» можно заметить розовые точки. На самом деле их там нет)

(прямоугольники «А» и «Б» одинаковы по цвету)



(если смотреть на крест в центре поля, то в двигающейся пустоте через некоторое время можно заметить зеленую точку, которой на самом деле там нет)


(на пересечении меридиан и параллелей можно заметить мигающие черно-белые точки. на самом деле, они ВСЕ белые)




(если в течении 30 секунд смотреть на муху на правом прямоугольнике, а затем перевести взгляд на левую фотографию с коровой, то она приобретет натуральные цвета)


(лошади слева и справа одного цвета)



(на пересечении линий можно заметить мигающие черно-белые точки. на самом деле, они ВСЕ белые)


(на пересечении меридиан и параллелей можно заметить мигающие сине-белые точки. на самом деле, они ВСЕ синие)


(на пересечении линий можно заметить мигающие точки. на самом деле, их там нет)


(эффект объема)



(верхние и нижние кубики - одинаковой насыщенности)


(точки на гранях кубика одинаковой насыщенности)

(красные полоски в центре верхних двух квадратов и зеленые полоски в центре нижних двух квадратов одинаковой насыщенности)


(эффект объема)


(квадратик в центре не розового оттенка, а серого)


(точки слева и справа рисунка одинаковых оттенков)

(при непрерывном просмотре центра рисунка, яркие пятна через некоторое время пропадут, и квадрат полностью станет серым. обуславливается утомляемостью сетчатки)

(иллюзия, очень похожая на предыдущую. при непрерывном просмотре центра рисунка, серая дымка вокруг точки исчезнет. обуславливается утомляемостью сетчатки)


(при непрерывном просмотре центра рисунка, желтые точки через некоторое время пропадут. обуславливается утомляемостью сетчатки)

Для анализа любого изображенного на картинке объекта крайне важен его фон. Фон может стать намеком на перспективу , или же преобразовать рассматриваемый объект в часть некоторого большего объекта , или, как в случае с иррадиацией , исказить размеры объекта. В данной статье мы расскажем о влиянии фона на цвет объекта.

Наш мозг всегда стремится помочь сознанию, иногда это оказывается «медвежья услуга», но в большинстве случаев создание мозгом дополнительной контрастности оправдано. Получая от глаз информацию о нескольких разноцветных объектах, мозг стремится сделать их более контрастными. Причем более контрастными по отношению к соседним объектам. Другими словами, серый цвет, окруженный черным, кажется светлее серого, окруженного белым. Наглядно это показано на рисунках ниже:

Все серые овалы одного цвета и одного оттенка, однако иллюзия контраста говорит, что это не так.

Так называемая иллюзия Вертгеймера-Коффки, та часть серой фигуры, которая окружена белым фоном, кажется темнее, нежели окруженная черным. При этом, если убрать перегородку между данными частями (карандаш) мозг воспримет серую фигуру как одноцветную.

Клетки A и B одного цвета, но по причине того, что клетка A соседствует с белыми клетками, а клетка B - с затемненными черными, кажется, что они разноцветны.

Мы видим, что пересечения белых вертикальных и горизонтальных линий сероватого оттенка. Этот обман зрения связан с тем, что на протяжении белой линии она контрастирует с черными квадратами и становится ещё белее. В это же время пересечения контрастируют с белыми линиями и становятся темнее.

Стоит обратить внимание, что данный вид иллюзий характерен не только для черно-белых изображений.

На этой картинке хорошо заметно, что фигуры, имеющие черный контур, выглядят ярче.

Вы сильно удивитесь, но на этой картинке нет ни голубого, ни бирюзового, ни какого-либо иного оттенка синего. Это обман зрения. То, что кажется голубым, на самом деле такого же цвета, как и то, что зеленое. Попросту, когда зеленый контрастирует со светло-красным, мы видим зелёный, а когда контрастирует с бордовым, мы видим голубой.

Таким образом, фон и соседние объекты очень сильно влияют на восприятие цвета рассматриваемого объекта благодаря иллюзии контраста цвета и яркости.

Иллюзии цвета и контраста

Для начала - проверка на дальтонизм

Нормальное зрение

Дальтонизм

Сколько здесь цветовых оттенков, не считая белого?

Четыре? На самом деле, всего два - розовый и зеленый. Несколько оттенков зеленого и красного только кажется.

Здесь всего три цвета: желтый, красный и синий.

А сколько цветных оттенков здесь?

Четыре? Неверно, всего три. На этой картинке розовый и оранжевый заменен черным:

Решетка Геринга

На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором вы фиксируете взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна.

Другой вариант решетки Геринга

Видите на пересечении черных линий маленькие красные пятна?

Эффект решетки Геринга в душевой

Расфокусированная сетка Геринга

Если сетку Геринга расфокусировать, то черный точки на пересечениях (которые на самом деле отсутствуют и являются больным воображением нашего мозга) начинают хаотично появляться и исчезать. Поводите взглядом по рисунку и мигания будут чаще.

Сколько здесь оттенков красного?

Всего один.

Прыгающие цвета

При длительном рассматривании бирюзовые крестики начинают менять цвет на желтый, а черные квадратики краснеть.

Сколько цветов?

Зеленая каемка серых кружков - это ваше восприятие сильного контраста. Ее там нет. На рисунке всего 3 цвета.

Следящие за взглядом

Удивительным образом желтые точки появляются только в том месте, куда вы смотрите.

Пурпурные точки

Видите пурпурные точки в центре цветочков? Если некоторое время смотреть только на одну из этих точек, то все остальные постепенно исчезают.

Парящие лепестки

Лепестки цветков как бы парят над зеленой подложкой.

Смещенные квадраты

Синие квадраты в местах пересечения красных и зеленых клеток выглядят смещенными, хотя сторона квадрата совершенно прямая. Кстати эту иллюзию смещения видят далеко не все люди. Дальтоники, например, видят прямые стороны квадратов! Иллюзия объясняется контрастным переходом цветов.

Сдвиг строки

При рассмотрении этой картинки создается иллюзия горизонтального смещения каждой строки по отношению к окружающим строкам.

Синие кружки

Если смотреть некоторое время в центр изображения, то синие кружки начнут менять насыщенность цветового оттенка.

Хроматизм

Если смотреть на пересечение квадратов, то в какой то момент времени пересечение окрасится в красный оттенок.

Окружности мерцаний

Сосчитайте белые и черные точки на окружностях.

Спираль

Промежутки между желтым цветом в спирали имеют голубоватый оттенок (на самом деле оттенок чисто серого цвета). При этом, плотность оттенка к центру увеличивается (на самом деле плотность цвета везде одинакова).

Серые на цветном

В зависимости от фона, серые квадратики кажутся ярче или темнее окрашенными, хотя, на самом деле, все квадраты имеют один цвет и оттенок, как на квадратике справа от картинки.

Неоновая иллюзия

Видите желтый цвет в центре квадратов? На самом деле его там нет, там все чисто белого цвета.

Сетка

Видите серые полоски по диагоналям? На самом деле никаких полосок на рисунке нет.

Яркие точки

Смотрите некоторое время на один из рисунков и вы увидите, что перекрестки с отсутствующими точками светятся белым (левый рисунок) или наоборот, очень темные (правый рисунок).

Розовая точка

Вы думаете точка посередине розовая? На самом деле она серая!

Мигающие точки

Передвигайте взгляд вдоль картинки и вы увидите, как синие точки начнут мигать как лампочки. Иллюзия основана на классической сетке Геринга.

Сколько муравьев?

Беглым взглядом посмотрите на картинку не считая муравьев. Каких муравьев больше? Красных или белых? Теперь сосчитайте...

Ахроматический контраст

Круги имеют один и тот же оттенок серого.

Хроматический контраст

В окружении зеленого цвета серый цвет кажется сиренево-розовым, а в окружении красного - сине-зеленоватым.

Полосы Маха (краевой контраст)

Плавный переход цвета воспринимается как полосы. На границе белого видна еще более белая полоса, а на границе черного - еще более черная. Причиной возникновения данной иллюзии является латеральное торможение в сетчатке.

Иллюзия Вертгеймера-Коффки

Часть кольца на белом фоне кажется более темной. Если же убрать карандаш, то иллюзия исчезает.

Сравнение яркости

Левый и правый внутренние квадратики имеют одинаковую яркость, хотя кажется, что левый квадратик светлее.

Иллюзия T-слияния

Серые вертикальные прямоугольники одного цвета и оттенка.

Змейка

На рисунке А все ромбики имеют разный оттенок, хотя на самом деле, они одного оттенка. Это хорошо видно, если убрать часть фона, который вводит вас в заблуждение - см. рис.B.

Видите шахматную доску с черными и белыми клетками?

Серые половины черных и белых клеток одного оттенка.

Серый цвет воспринимается, то как черный, то как белый.

Константность цвета

Посмотрите внимательно на доску. С ней все в порядке?

Белые клетки в тени и черные на свету - одного цвета!

Однако глаза этого не замечают. Мозг видит черные и белые клетки независимо от освещенности!

Эффект Блока-Гафтера

Слева ромбы, справа их соединили в большой ромб, при этом, цвета не меняли.

Иллюзия Морон-Бур-Росса

В каждом прямоугольнике правая часть (в треугольнике) кажется темнее, чем левая, хотя на самом деле, яркость одинаковая

Цветные окружности

Все желтые окружности имеют одинаковый размер.

Цветовое искажение

Иллюзия Манкера. Красные полоски на верхнем левом и правом рисунке одного цвета. На нижних рисунках зеленые полоски одного цвета.

Звезды

Цвет звезды А равен цвету темной части звезды B.

Каратисты

Взгляните на верхний рисунок. Оттенок тени каратистов разный. На самом деле цвет тени одинаков, что хорошо видно на нижней картинке.

Красные кубики

Красные кубики вверху выглядят более темными, чем нижние. На самом деле цвет и оттенок одинаков. Иллюзия вызвана контрастом кубиков и фона.

Цвет фигур кажется более ярким и насыщенным, если фигуры окантованы черными рамками

Цвет фона в той части рисунка, где иероглифы не обведены белым, кажется более насыщенным

Центр рисунка ярче?

Цвет по краям и в центре рисунка одинаковый.

Какая клетка ярче?

Клетки А и В одинакового цвета.

Искажение цветов

На верхнем рисунке области 1 и 2 имеют одинаковый фон. Наложим поверх рисунка круги с градиентами, и как можете видеть на двух нижних рисунках, области 1 и 2 стали иметь различный оттенок. На самом деле области 1 и 2 на всех трех рисунках имеют одинаковый цвет.

Иллюзия Knill и Kersten

На рис.1 квадраты кажутся одинаковыми. Сдвинем их вместе (рис.2) - оказывается они были разными. Для усиления эффекта преобразуем квадраты в кубы, сохраняя оттенок фронтальной стороны (рис.3). А потом, преобразуем кубы в цилиндры (рис.4), как видите, эффект "отличия" уменьшился.

Плетенка

Градиент цвета создает иллюзию объемности изображение. "Плетенки" будто повисли над оливковым фоном.

Павлин

Расцветка обоих павлинов одинаковая.

Одинаковые цвета

Зеленый, красный и синий цвета - одни на весь рисунок, хотя выглядят по разному.

День и ночь

Правая девочка выглядит темнее, чем левая, хотя на самом деле, они одинаковые.

Изменение цвета

Смотрите на квадрат в центре, цвет фона которого отличен от остального фона. Через некоторое время вы увидите, что цвет фона смежных квадратов изменился на более светлый, хотя он одинаков, по отношению к периферийным квадратам.

Яркое на темном

Серый фон под красной точкой выглядит светлее, чем под синей. На самом деле, светлее серый фон под синей точкой!

Золотые квадратики

Квадраты выглядят разного оттенка. Каждый квадрат залит градиентом оливковым цветом. Левая сторона более темная, правая - более светлая. Один большой квадрат, в котором находятся маленькие, также залит градиентом, только более расширенной гаммой цветов. Но все маленькие квадраты одинакового цвета.

Оттенки красного

Здесь четыре оттенка красного.

А здесь - три.

Двойственный зеленый

Зеленый фон везде одинаков, хотя кажется, что в центральном квадрате цвет более насыщенный.

Восприятие глубины

Посмотрите на картинку. Не кажется ли вам, что переход градиентов создает иллюзию объема (глубины)?

Чужие

Все ромбики состоят из четырех маленьких ромбиков с одинаковым градиентом. Но при взгляде на картинку, создается иллюзия, что часть ромбиков оранжевая, часть фиолетовая.

Цвет лошадей

Возможно, вам покажется странным, но лошади совершенно идентичны как по цвету, так и по оттенку. Можете смело проверить! А выглядят разными из-за иллюзии, возникающей за счет контраста фона.

Желтый и еще желтее

Посмотрите на анимированную картинку. Квадраты появляются с периодичностью 1 раз в секунду. Каждый новый квадрат выглядит более желтым, чем предыдущий. На самом деле цвет квадратов идентичный. Они совершенно одинаковые. А вот переход градиента с желтого на красный и создает этот эффект.

Серо-зеленые кружочки

Все кружки одинакового цвета - серые. Хотя в левой области рисунка из-за контрастного фона выглядят зеленоватыми.

Сетки

Черные точки в сетках мерцают разными цветами.

Три цвета

На этой картинке использовано всего 3 цвета: салатовый, лиловый и желтый.

Цветовое восприятие

Рамки вокруг синих квадратов кажутся оранжевыми, вокруг желтых - сиренево-фиолетовыми. На самом деле цвет рамок одинаков.

Вариации восприятия оттенков

Два отмеченных квадрата, если лежат в одной плоскости выглядят почти одинакового оттенка (рис.А).

Если лист немного искривить, то создается иллюзия разности оттенков (рис.B).

Если квадраты будут лежать в параллельных плоскостях, то иллюзия изменения оттенка немного уменьшится (рис.C), и увеличится, если обозначить зоны (рис.D).

Кстати, тут следует отметить небольшую неточность в определении: в этих иллюзиях использован серый цвет, который является ахроматические и не имеет оттенков.)) То что в описании называется "оттенок" на самом деле тон (светлота). Если вы используете в иллюзии любой другой цвет, то все будет правильно.

Белые квадраты

Здесь вы можете наблюдать сразу две иллюзии. Иллюзию движения полосок относительно друг друга и обман оттенка (серо-белые квадратики имеют одинаковый цвет и оттенок, но выглядят отличными).

Иллюзия Knill и Kersten

На рис.1 квадраты кажутся одинаковыми. Сдвинем их вместе (рис.2) - оказывается они были разными.

Для усиления эффекта преобразуем квадраты в кубы, сохраняя оттенок фронтальной стороны (рис.3).

А потом, преобразуем кубы в цилиндры (рис.4), как видите, эффект "отличия" уменьшился.

Загадочный квадрат

Проделаем простой эксперимент: на верхнем рисунке изображен зеленый квадрат и четыре градиентных полоски. Сдвинем полоски к центру (средний рисунок). По мере приближения полос к центру, вы увидите грязь около их "мнимого" перечечения.

Посмотрите на нижний рисунок. Грязевое кольцо вокруг креста стало совсем явным. Хотя на самом деле никакой грязи нет. Цвет вокруг креста чисто белый. Таким образом вы видите на рисунке иллюзию контраста изображения.

Иллюзия Морон-Бур-Росса (Morrone-Burr-Ross illusion)

В каждом прямоугольнике правая часть (в треугольнике) кажется темнее, чем левая, хотя на самом деле, яркость одинаковая.

Иллюзия T-слияния

Серые вертикальные прямоугольники одного цвета и оттенка.

Искажение цветов

На верхнем рисунке области 1 и 2 имеют одинаковый фон. Наложим поверх рисунка круги с градиентами, и как можете видеть на двух нижних рисунках, области 1 и 2 стали иметь различный оттенок.

На самом деле области 1 и 2 на всех трех рисунках имеют одинаковый цвет.

Квадраты

Квадрат А абсолютно равен по цвету квадрату Б, хотя из-за окружения кажутся совсем разными.

Змейка

На рисунке А все ромбики выглядят разного оттенка, хотя на самом деле, они одного оттенка. Это хорошо видно, если убрать часть фона, который вводит вас в заблуждение - см. рис.B.

Точки

Две точки совершенно одинакового цвета и оттенка, но кажутся различными из за различия фона.

Очередная вариация сетки

Горизонтальные тонкие линии окрашены равномерно, хотя создается иллюзия изменения оттенка по мере пересечения вертикальных широких полос разного тона.

Эффект Блока-Гафтера

Слева ромбы, справа их соединили в большой ромб, при этом, цвета не меняли .