О героях «Кому на Руси жить хорошо» можно с уверенностью сказать, что они представляют собой законченную систему образов, которая упорядочивает и структурирует текст. Например, в произведении подчеркнуто единство семи странников. Они не проявляют индивидуальность, характер, в них выражены общие для всех черты народного самосознания. Эти действующие лица – единое целое, их диалоги, на самом деле, - коллективная речь, которая берет свое начало из устного народного творчества. Эта черта роднит поэму Некрасова с русской фольклорной традицией.
Персонажи в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многообразны и позволяют составить картину нравов и быта того времени.
Над своей поэмой Н. А. Некрасов работал в течение долгого времени - начиная с 1860-х годов и вплоть до конца своей жизни. При жизни отдельные главы произведения были опубликованы, однако полностью оно увидело свет только в 1920-м году, когда К. И. Чуковский решил выпустить полное собрание сочинений поэта. Во многом произведение «Кому на Руси жить хорошо» построено на элементах русского народного творчества, язык поэмы близок к тому, который был понятен крестьянам того времени.
Несмотря на то что Некрасов планировал в своей поэме осветить жизнь всех сословий, основные герои «Кому на Руси жить хорошо» - это все же крестьяне. Поэт рисует их жизнь в мрачных тонах, в особенности, сочувствуя женщинам. Самыми яркими образами произведения являются Ермила Гирин, Яким Нагой, Савелий, Матрена Тимофеевна, Клим Лавин. При этом перед глазами читателя предстает не один лишь мир крестьянства, хотя на нем и сделан основной акцент.
Нередко школьники получают в качестве домашнего задания описать кратко героев «Кому на Руси жить хорошо» и их характеристики. Для получения хорошей оценки обязательно нужно упомянуть не только о крестьянах, но и о помещиках. Это князь Утятин со своей семьей, Оболт-Оболдуев, великодушная губернаторша, управляющий-немец. Для произведения в целом характерно эпическое единство всех действующих героев. Однако вместе с этим поэт представил и немало личностей, индивидуализированных образов.
Этот герой «Кому на Руси жить хорошо», по мнению тех, кто с ним знаком - счастливый человек. Окружающие люди его ценят, а помещик проявляет уважение. Ермила занимается общественно полезным делом - содержит мельницу. На ней он работает, не обманывая простых крестьян. Гирин пользуется доверием у всех. Это проявляется, к примеру, в ситуации сбора денег на сиротскую мельницу. Ермила оказывается в городе без денег, а мельница выставлена на продажу. Если он не успеет вернуться за деньгами, то она достанется Алтынникову - от этого никому не поздоровится. Тогда Гирин решает обратиться к народу. И люди объединяются для того, чтобы сделать хорошее дело. Они верят в то, что их деньги пойдут на добро.
Этот герой «Кому на Руси жить хорошо» был писарем и помогал обучиться грамоте тем, кто ее не знает. Однако странники не сочли Ермилу счастливым, ведь он не выдержал самого трудного испытания - властью. Вместо своего родного брата Гирин попадает в солдаты. Ермила раскаивается в содеянном. Его уже нельзя считать счастливым.
Одним из главных героев «Кому на Руси жить хорошо» является Яким Нагой. Сам себя он определяет так - «до смерти работает, до полусмерти пьет». История Нагого проста и в то же время очень трагична. Когда-то он жил в Петербурге, однако попал в тюрьму, потерял имение. После этого ему пришлось поселиться в деревне и приняться за изматывающую работу. В произведении ему доверено защищать сам народ.
Во время пожара Яким теряет большую часть нажитого, так как принимается спасать картинки, которые приобрел для своего сына. Однако и в своем новом жилище Нагой принимается за старое, покупает другие картинки. Почему он решает спасти эти вещи, на первый взгляд, являющиеся простыми безделушками? Человек старается сохранить то, что ему дороже всего. И эти картинки оказываются для Якима дороже денег, нажитых адским трудом.
Жизнь героев «Кому на Руси жить хорошо» - это непрекращающаяся работа, результаты которой попадают в чужие руки. Но душа человека не может довольствоваться таким существованием, в котором есть место только для бесконечного каторжного труда. Дух Нагого требует чего-то высокого, а эти картинки, как ни странно, являются символом духовности.
Бесконечные невзгоды только укрепляют его жизненную позицию. В III главе он произносит монолог, в котором детально описывает свою жизнь - это каторжный труд, результаты которого оказываются в руках трех дольщиков, бедствия и беспросветная нищета. И этими бедствиями он оправдывает свое пьянство. Оно было единственной радостью для крестьян, единственным занятием у которых был тяжкий труд.
Значительное место в произведении Некрасова занимают и женщины. Их долю поэт считал самой трудной - ведь именно на плечи русских крестьянок ложился долг воспитания детей, сохранения домашнего очага и любви в суровых русских условиях. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» герои (точнее, героини) несут самый тяжелый крест. Наиболее детально их образы описаны в главе под названием «Пьяная ночь». Здесь можно столкнуться с непростой судьбой женщин, работающих прислугой в городах. Читатель встречает Дарьюшку, которая исхудала от непосильной работы, женщин, у которых обстановка в доме хуже, чем в аду - где зять постоянно берется за нож, «того гляди, убьет».
Кульминацией женской темы в поэме является часть под названием «Крестьянка». Ее главный персонаж - это Матрена Тимофеевна по фамилии Корчагина, жизнь которой является обобщением бытия русской крестьянки. С одной стороны, поэт демонстрирует всю тяжесть ее судьбы, но с другой - несгибаемую волю Матрены Корчагиной. Народ считает ее «счастливой», и странники отправляются в путь, чтобы своими глазами посмотреть на это «чудо».
Матрена поддается на их уговоры и рассказывает о своей жизни. Она считает свое детство самой счастливой порой. Ведь ее семья была заботливой, никто не пил. Но вскоре настал тот момент, когда нужно было выходить замуж. Здесь ей вроде бы повезло - супруг любил Матрену. Однако она становится младшей снохой, и ей приходится угождать всем и каждому. Рассчитывать на доброе слово она даже не могла.
Только с дедушкой Савелием Матрена могла раскрыть душу, поплакаться. Но даже дед, хоть и не по своей воле, но причинил ей страшную боль - не усмотрел за ребенком. После этого судьи обвинили в убийстве младенца саму Матрену.
Поэт подчеркивает беспомощность героини и словами Савелия велит ей терпеть, ведь «нам правду не найти». И эти слова становятся описанием всей жизни Матрены, которой пришлось пережить и потери, и горе, и обиды от помещиков. Только один раз ей удается «отыскать правду» - «вымолить» супруга от несправедливой солдатчины у помещицы Елены Александровны. Возможно, именно поэтому Матрену стали звать «счастливой». А быть может и потому, что она, в отличие от некоторых других героев «Кому на Руси жить хорошо», не сломалась, несмотря ни на какие невзгоды. По мнению поэта, доля женщины является самой тяжелой. Ведь ей приходится страдать и от бесправия в семье, и волноваться за жизнь близких людей, и выполнять непосильную работу.
Это один из главных героев «Кому на Руси жить хорошо». Родился он в семье бедного дьяка, который к тому же был ленивым. Мать его являла собой тот образ женщины, который был детально описан в главе под названием «Крестьянка». Гриша сумел понять свое место в жизни уже в юном возрасте. Этому способствовала трудовая закалка, голодное детство, великодушный характер, жизнестойкость и упорство. Гриша стал борцом за права всех униженных, он стоял за интересы крестьян. На первом месте у него находились не личные потребности, а общественные ценности. Основные черты героя - это неприхотливость, высокая работоспособность, умение сострадать, образованность и острый ум.
На протяжении всего произведения поэт пытается ответить на вопрос о счастье героев «Кому на Руси жить хорошо». Возможно, именно Гриша Добросклонов - самый счастливый персонаж. Ведь когда человек делает доброе дело, у него появляется приятное ощущение собственной ценности. Здесь же герой спасает целый народ. С самого детства Гриша видит несчастных и притесненных людей. Некрасов считал способность к состраданию источником патриотизма. У поэта человек, который сострадает народу, поднимает революцию - это Гриша Добросклонов. В его словах отражена надежда на то, что Русь не погибнет.
Среди героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо», как было указано, есть и немало помещиков. Один из них - Оболт-Оболдуев. Когда крестьяне спрашивают его о том, счастлив ли он, в ответ он лишь смеется. Затем с некоторым сожалением вспоминает ушедшие годы, которые были полны достатка. Однако реформа 1861 года отменила крепостное право, хотя и не была доведена до конца. Но даже изменения, которые произошли в общественной жизни, не могут заставить помещика трудиться и почитать результаты труда других людей.
Под стать ему еще один герой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова - Утятин. Он всю жизнь «чудил и дурил», а когда нагрянула общественная реформа, то его хватил удар. Его дети, чтобы получить наследство, вместе с крестьянами разыгрывают настоящий спектакль. Ему внушают, что он не останется ни с чем, а на Руси до сих пор господствует крепостничество.
Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» была бы неполной без описания образа деда Савелия. Читатель знакомится с ним уже тогда, когда тот прожил долгую и тяжелую жизнь. В старости Савелий живет вместе с семьей сына, он приходится свекром Матрены. Стоит отметить, что старик недолюбливает свою семью. Ведь домочадцы обладают не лучшими характеристиками.
Даже в родном кругу Савелия называют «клейменым, каторжным». Но он не обижается на это и дает достойный ответ: «Клейменый, да не раб». Таков характер этого героя «Кому на Руси жить хорошо». Краткое описание характера Савелия можно дополнить и тем фактом, что он не прочь иногда подшутить над членами своего семейства. Главное, что отмечается при знакомстве с этим персонажем - это его отличие от остальных, как от сына, так и от других обитателей дома.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на главный вопрос своего творчества, который сформулирован в “Элегии”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?..” Поэтому в центре произведения находится собирательный образ народа, изображаемого в массовых сценах и в персонифицированных образах.
1. Ермила Гирин прославился необычайной справедливостью, лишь однажды за семь лет своей работы бурмистром он воспользовался положением: избавил брата от рекрутчины, отдав в солдаты, другого крестьянина. Гирин, конечно, был осужден! миром!, но покаялся и исправил свой проступок. Огромный авторитет Ермилы основан на народном доверии. Ему, отдавая последнее, могут собрать на ярмарке за полчаса тысячу рублей, чтобы Гирин, а не купец Алтынников, купил мельницу. Даже власти признают авторитет Ермилы, обращаясь к нему за помощью в усмирении взбунтовавшихся крестьян. Но Гирин, будучи истинным народным заступником, вместо этого произносит! крамольную! речь в поддержку мужиков. Ермила отказался от спокойной жизни в достатке и оказался в остроге. Его история поколебала представления странников о личном счастье.
2. Матрена Тимофеевна Корчагина также прославлена народной молвой. Героиня, в отличие от Ермилы Гирина, сама рассказывает о себе и делает вывод: !Не дело – искать между бабами счастливую”. Внешняя красота, сердечность, доброта, сообразительность, слава счастливицы характеризуют Матрену как личность исключительную, “тип величавой славянки”. Жизнь Матрены, типичная для большинства крестьянок, отразилась в большом количестве фольклорных жанров, использованных ею в рассказе о своей нелегкой жизни: в плачах, легендах, сказках, пословицах, песнях. Жизнь в родительской семье была благополучной, но, выйдя замуж за печника, Матрена словно попала в ад, где суеверная свекровь и пьяница свекор беспрестанно бранят и унижают Матрену. За нее некому заступиться, кроме деда Савелия, но по его недосмотру погибает первенец Демушка. В неурожайный год она бросается в ноги губернаторше с просьбой о возвращении мужа из солдат, и эта просьба выполняется, за что Матрену называют счастливицей. Итог ее жизни становится обобщением.
3. Яким Нагой. В роли выразителя народного самосознания в поэме выступает также Яким Нагой, обладающий мудростью и опытом земледельца и питерского рабочего. Он показан через восприятие собирателя фольклора Павлуши Веретенникова: впалая грудь, сам похож на землю-матушку, шея бура, лицо кирпичом, волосы песок, а рука как кора дерева. Описание портрета крестьянина выполнено палитрой, заимствованной у земли-матушки, от которой идет сила невзрачного на вид героя, живущего в деревне Босово. Яким – грамотный, любознательный человек, он искал справедливость в городе, но от неправедных судей пострадал. Яким имеет свое мнение о народе. Яким переживает личную трагедию, когда при пожаре спасает не тяжелым трудом накопленные деньги, а срывает со стен лубочные картинки, за что его считают чудаковатым. Он защитник народных интересов, который считает, что в бедности крестьян виноваты угнетающие мужиков “три дольщика: Бог, господин, царь”.
4. Савелий Корчагин. Сходные мысли высказывает Савелий Корчагин, похожий во взглядах на Якима Нагого, но противоположный ему во внешности и в характере. Тот неказист, тщедушен, а Савелий и в сто лет – Богатырь, смахивающий на медведя. За убийство управляющего Фогеля дед провел 20 лет на каторге, после чего еще 20 на поселении, но не смог он смириться с положением угнетенного человека. Для него свобода это не просто слово, а значение, которое превыше всего. Савелий утратил веру доброго царя и в божью помощь и живет по принципу “бог высоко, царь далеко”.
5. Гриша Добросклонов. Крестьяне так и не нашли счастливого человека, но в последней части поэмы “Пир – на весь мир” мы встречаем облик народного благодетеля Гриши Добросклонова, который “пел воплощение счастья народного”. Гриша – семинарист, сын дьячка из деревни Большие Вахлаки. Его мать рано умерла, оставив о себе “Соленую” песню, в сознании героя ее образ соединен с образом родины. Гриша собирается в Москву учиться, это пропагандист-революционер, возможным прототипом которого был Н. Добролюбов. Среди литературоведов нет единого мнения об этом герое. Часть критиков считает образ Гриши Добросклонова недостаточно убедительным, не дающим ответа о счастливом человеке, ведь, несмотря на все помыслы некрасовского героя, связанные с Русью и народом, Грише понадобилось уединение, чтобы почувствовать свое предназначение.
Некрасовские народные образы сложны и противоречивы: это и крестьяне, которые задумываются над своей жизнью и холопы вроде Ипата, которого помещик запрягал в тележку, но он остался верен хозяину и после отмены права о крепостных отношениях. Большую роль в раскрытие народного мышления и образа жизни играют массовые сцены, разыгрывающиеся на сельских ярмарках.
Угнетатели народа. В поэме крестьяне и помещики представлены как две враждебные силы. Но ненависть к угнетателям перерастает в расправу над ними лишь тогда, когда народ истязают иноземцы, как например, Фогель.
6. Фогель, которого крестьяне закапали в землю живьем, не простой эксплуататор, а иностранец, чуждый по духу. Управляющему Шалашникова, как и пану Глуховскому, убитому Кудеяром, свойственны чуждые привычки, “чужбинные” пороки. Если бы на месте Фогеля оказался Шалашников, свой, понятный, то убийства бы не произошло. Крестьяне и на этот раз выдержали бы недовольство русского барина, как им не раз приходилось это делать. Но терпеть издевательства иноземца не стали.
7. Оболт-Оболдуев – разорившийся помещик средней руки, он горд своим происхождением. Он возомнил себя крестьянским спасителем и благодетелем, но над ним все смеются. Идеалом этого помещика является крепостничество, покорность власти. Оболт-Оболдуеву ненавистны и проповедники просвещения, и непослушные ему крестьяне, которые “шалят” в принадлежащем ему лесу, уклоняются от работ в полях. В монологе-исповеди этого помещика присутствует не только сатира, но и поэтизация дворянской усадебной жизни, присущая произведениям И. Тургенева, И. Бунина.
8. Последыш. Главный прием в создании образа Последыша, князя Утятина, – гротеск. Это последний из светских помещиков, не сумевший пережить отмены крепостного права. Он деспотичен и жесток. Освобожденные крестьяне за хорошую плату (им обещаны заливные луга после смерти князя) прикидываются крепостными. Перед барином разыгрывается импровизация, комедия с пением, плясками, декорациями и обычаями имитирующими идиллию крепостной жизни. Одни свою роль выполняют лучше, другие хуже, поэтому роль бурмистра исполняет не серьезный и угрюмый Влас (чистокровный Бурмистр), а находчивый и бойкий Клим (при жизни – никчемный человек и беспутный пьяница). Действительно в унылом положении оказывается мужик Агап Петров, не стерпевший придирок Утятина. Крестьяне опять придумывают “театральную” расправу, опоив на конюшне водкой Агапа, кричавшего, как под розгами. Но почти в этот же день мучительной смертью умирает Агап, смысл которой в том, что имитация наказания может травмировать человека не меньше, чем сами побои. В целом же, разыгрывая комедию, мужики смеются не только над Последышем, но и над своим прошлым.
Некрасовский крестьянин может точно объяснить, за что не любит барина. Но другие социальные антипатии и симпатии крестьянина в меньшей степени определенны. Например, почему в народе попов зовут “породой жеребячьею”, братья Губины ответить не могут. Подчинение традиции – одна из черт национального русского характера, которую нельзя объяснить опытом какого-то там Митродора Губина.
(No Ratings Yet)
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» перед читателем чередой проходят персонажи. Это люди разных сословий, возрастов и интересов. «Кому на Руси жить хорошо» - краткая характеристика героев поможет создать обобщенный образ русского мужика. Герои у автора распределены на группы: отправившиеся искать счастливых на Руси, помещики, холопы и крестьяне. Есть группа, которая не входит в перечисленные. Они стоят в стороне от основных персонажей. Нельзя сказать, кто главней. Каждый важен и ценен.
«Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь – колом ее оттудова не выбьешь…».
Упрямые спорщики отстаивают свое мнение, находят множество доводов в доказательство. Свернуть с пути их сложно, практически невозможно. Только сами они могут изменить мнение, точно увидев ошибку. Русский человек – смелый по характеру. Решив отправиться в путь, странники не бояться возможных препятствий. Они проворно работают руками. Некрасов сравнивает руки с зубами:
«Стук от голода…».
Другие черты крестьян:
Любовь к водке: мужики мечтают о ведре водки. Они легко складываются на нее, бегают за ней в ближайшие села, пьют по 3 «косушки», едят и разговаривают.
Задор: смелость разгорается постепенно, задор охватывает и переходит в ругань, брань и драку. Буйство характеров – отличие русской нации. ИХ горячность описана автором с юмором:
«…Чуть не плевали в бороду…».
Вера и совесть: у крестьян нет образования, но они чувствуют, где горе, ложь и обман. Мужики сочувствуют попу, верят в Бога и его помощь.
Любовь к песням, сказкам и преданиям. В пути мужики поют, рассказываю истории, слушают рассказы встречных. Из каждого сюжета они выбирают самую суть, рассуждают и делают правильные выводы.
Скромные крестьяне внимательны к каждому встречному. Они верят, есть счастливые на Руси, не могут отказаться от поиска ответа на вопрос спора.
Роман . О нем нет никаких данных.
Демьян . Крестьянин где-то сумел научиться читать по слогам. Ему под силу только простые слова, «мудреные заглавия» остаются загадкой. Но даже эта мелочь подтверждает желание мужиков получать знания.
Лука . Крестьянин когда-то 3 года работал у попа. Внешне он похож на мельницу. Машет руками, но взлететь не может. Упрямый, говорливый и глупый.
Братья Губины . Интересно, как названы крестьяне: самые обычное имя – Иван, и редкое – Митродор. Кто пошутил так над братьями? Не прихоть ли это сумасбродных хозяев? Мужики любят выпить, готовы осилить по ведру хмельного напитка. Второй интерес – лошади. Они шли вернуть упрямого коня в стадо, когда встретили мужиков, затеявших спор.
Пров . Крестьянин угрюм и суров. С ним можно справиться, только навалившись кучей. Его «утюжат» братья Губины, но он все терпит и молчит, стоит на своем.
Разные мнения у встретившихся на столбовой дороженьке. Не со всеми удалось встретиться в пути, но крестьяне обрели веру. Песни Григория Добросклонова – путь к свету, надежда на счастливое будущее для всех крестьян.
«Кому́ на Руси́ жить хорошо́» - поэма Н. А. Некрасова . Повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Действие происходит вскоре после отмены крепостного права в Российской империи .
Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века . Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года . Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом , однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.
Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год . Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.
К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир - на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир - на весь мир».
Предполагалось, что в поэме будет 7 или 8 частей, но автор успел написать лишь 4, которые, возможно, не следовали одна за другой.
Поэма написана трехстопным ямбом.
Единственная часть, не имеющая названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (). По первому четверостишию поэмы можно сказать, что Некрасов первоначально пытался анонимно охарактеризовать все проблемы Руси того времени.
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.
У них завязался спор:
Кому живётся весело,
Вольготно на Руси?
Они высказали 6 вариантов ответа на этот вопрос:
Крестьяне решают не возвращаться домой, пока не найдут правильного ответа. В прологе они также находят скатерть-самобранку, которая будет кормить их, и отправляются в путь.
В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены: на трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. За это родственники последыша-Утятина обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным .
В этой части странники решают продолжить свои поиски того, кому «жить весело, вольготно на Руси» среди женщин. В селе Наготине бабы сказали мужикам, что есть в Клину «губернаторша» Матрёна Тимофеевна: «доброумнее и глаже - бабы нет». Там семеро мужиков находят эту женщину и убеждают её рассказать свою историю, в конце которой она разуверяет мужиков в своём счастье и в женском счастье на Руси в целом:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!..
Эта часть является логическим продолжением второй части («Последыш»). В ней описывается пир, который закатили мужики после смерти старика Последыша. Приключения странников не заканчиваются в этой части, но в конце один из пирующих - Гриша Добросклонов, сын попа, на следующее утро после пира, прогуливаясь по берегу реки, находит, в чём секрет русского счастья, и выражает его в короткой песенке «Русь», к слову, использованной В. И. Лениным в статье «Главная задача наших дней». Заканчивается произведение словами:
Быть бы нашим странникам
Под родною крышею,
Если б знать могли они,
Что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей
Силы необъятные,
Услаждали слух его
Звуки благодатные,
Звуки лучезарные
Гимна благородного -
Пел он воплощение
Счастия народного!..
Такая неожиданная концовка возникла потому, что автор осознавал свою скорую смерть, и, желая докончить произведение, логически закончил поэму в четвёртой части, хоть задумывалось 8 частей.