Экспозиция в литературе, составная часть сюжета (или, по другой терминологии, фабулы), логически предшествующая завязке. Намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя. Прямая Э. помещается в начале произведения, задержанная - в середине.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Большая Советская энциклопедия
Большая Советская энциклопедия
Большая Советская энциклопедия
Экспозиция Эта книга является следствием четырех лет занятий Сальвадором Дали, и в частности его текстами, занятий весьма бессистемных, но ставших предметом многочисленных докладов. Прослушав один из них - на коллоквиуме, который проходил в аббатстве в Арденнах весной
Экспозиция «Правильная» экспозиция означает такой выбор регулируемых параметров, который обеспечивает наилучшее качество изображения. Однако пленки обладают некоторой фотографической широтой, допускающей незначительные ошибки экспозиции или позволяющей их
ОБЩАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ Три тома книги Кассирера посвящены соответственно феноменологии языка, мифа и познания. Исследователю, прежде чем приступить к содержательному анализу самих текстов, следовало бы задержать внимание на форме построения их. Символичен уже самый план
1. Экспозиция. Два мира Эпоха викингов для Западной Европы началась 8 июня 793 г. и закончилась 14 октября 1066 г. Она началась с разбойничьего нападения скандинавских пиратов на монастырь св. Кутберта (о. Линдисфарн) и закончилась битвой при Гастингсе, где потомки викингов,
Экспозиция Любое произведение словесности, от школьного сочинения «Онегин как лишний человек» до романа «Хромой против слепого», строится приблизительно по одному и тому же плану. Вы его знаете: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.Эти
ЭКСПОЗИЦИЯ Количество освещения, которое при экспонировании получает светочувствительный слой, называется экспозицией (математически оно выражается произведением освещенности на выдержку). Величина экспозиции должна быть достаточной для того, чтобы на
Экспозиция Экспозиция – это общее количество освещения матрицы цифровой камеры, интенсивность которого определяет диафрагма, а время – выдержка. Часто употребляют другой термин – экспонирование, что означает время, в течение которого происходит освещение
Экспозиция Во время фотосъемки по разным причинам кадр может оказаться неправильно экспонированным - «недодержанным» или «передержанным». Воспользуйтесь специальной функцией в графическом редакторе и увеличьте или уменьшите экспозицию, внеся поправку. При этом
Экспозиция Хорошая черно-белая фотография - это, как правило, качественная работа фотографа. Прежде всего, экспозицию нужно установить очень точно, чтобы сцена была передана с плавными тональными переходами, а снимок не получился темным или слишком светлым, если,
Экспозиция Снимки иногда получаются темными или пересвеченными. Причина в том, что матрица фотокамеры не обладает достаточно широким диапазоном, экспозамер может ошибаться в сложных условиях.Допустим, в яркую солнечную погоду объект находится на темном фоне (деревья).
2. Экспозиция Существует ложная идея, что экспозиция – это просто другое название для начала пьесы. Авторы учебников говорят, что мы должны создать атмосферу, настроение, условия, прежде чем начнется действие. Они говорят нам, как должны появляться персонажи, что при этом
НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ Одна из форм литературного поведения, проявляющаяся либо в склонности того или иного писателя к самовосхвалению, либо в демонстративном отсутствии у этого писателя интереса (и уважения) к творческой
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ, АПОКАЛИПТИКА, КАТАСТРОФИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ от греч. eschatos – последний и logos – учение.Самым знаменитым носителем эсхатологического сознания в русской литературе, вне всякого сомнения, является странница Феклуша из пьесы Александра
Экспозиция Экспозиция - изложение того, что требуется читателю, чтобы понять сцену. В начале истории это сообщение о том, что случилось до этого. Вы также можете дать экспозицию во время повествования. Спустя некоторое время, например, читателю потребуется знать, что
Читая литературное произведение, мы часто не обращаем внимание на то, что оно складывается из множества элементов, которые в совокупности составляют сюжет.
Каждая часть книги образует интригу, которая заставляет нас перелистывать страницы и дочитывать написанное до конца. Первым вступительным элементом практически в любом произведении является экспозиция. Она хоть и не влияет на развертывание событий, но позволяет нам понять характеры персонажей и жизненные обстоятельства, в которых они находятся.
Термин «экспозиция» происходит от латинского слова expositio , что в переводе значит «изложение, выставление напоказ» . Под этим понятием скрывается расстановка героев, демонстрация причин и обстоятельств, которые предшествуют началу событий.
Простыми словами, экспозиция – это вступление к произведению. Ее может и не быть , но если она все-таки есть, то играет важную роль в раскрытии личностных качеств персонажей и общественной среды, в которой они пребывают.
С ее помощью читателю удается понять, что собой представляет тот или иной герой, где он живет, чем занимается, что его окружает. В экспозиции может описываться природа местности, обстановка в доме, годы жизни персонажа, предшествующие сюжету, и многое другое.
Такое вступление может располагаться в самом начале произведения или следовать за развязкой, а его размер варьируется от нескольких строк или одной главы до четверти книги. Чем больше повествование, тем больше внимания в нем уделяется всевозможным мелочам и тонкостям характеров персонажей.
Часто в экспозиции раскрывается определенная предыстория, благодаря которой можно в полных красках осознать всю дальнейшую суть событий.
Выбор расположения экспозиции во многом зависит от авторского замысла произведения. По сути, выделяют три вида вступления, которые размещаются в разных местах книги.
Прямая экспозиция (наиболее распространенная) встречается в начале событий, то есть писатель дает читателю необходимую информацию о героях, а затем переходит к изложению остального сюжета. Благодаря подобному построению произведения удается сохранить хронологическую последовательность событий.
Задержанная экспозиция может располагаться в центре произведения, что позволяет автору подогреть любопытство читателя и поиграть с его воображением. Сначала в книге описывается какая-нибудь история, а только после этого мы получаем возможность познакомиться с героями и их жизненными обстоятельствами. Обратную экспозицию размещают в конце книги.
Чаще всего подобным приемом пользуются в детективных романах, где важную роль играет необходимость сохранения интриги до последних страниц. Помимо основных видов экспозиции, в некоторых романах встречается так называемая межистория, когда отдельные описания встречаются на протяжении всего сюжета.
Найти экспозицию в различных произведениях достаточно просто, ведь к ней относятся любые описания персонажей и обстоятельств. К примеру, в «Мертвых душах» Гоголя она находится после завязки и в конце произведения. Сначала автор описывает бытовую и историческую обстановку своего повествования, а в окончании раскрывает характер основного действующего лица – Чичикова.
В романе «Как закалялась сталь» используется прямая экспозиция, то есть в самом начале произведения Николай Островский описывает сцены из детства Павки Корчагина, его школьные проблемы, работу в кубовой, а только после этого приступает к завязке.
Если рассматривать примеры по объему экспозиции, то достаточно большое вступление можно найти в пьесе «Гроза» Александра Островского. Погружение в мир «темного царства» здесь ведется на протяжении всего 1-го акта и частично затрагивает 2-ой акт.
Среди произведений, имеющих короткую экспозицию, можно выделить рассказ «Союз рыжих» Конан Дойля, где вступлению посвящено всего несколько первых строк, или сказку «Репка», в которой завязке предшествуют только три слова: «Посадил дед репку».
ЭКСПОЗИЦИЯ
- (от лат. expositio - изложение) - часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке (см. завязка) и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Однако не во всех произведениях есть Э., кроме того, она, в соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Различают собственно Э., рисующую обстоятельства, предшествующие началу действия (например, первая часть романа И.А. Гончарова "Обломов", начальные главы романа И.С. Тургенева "Накануне" и др.), и Э. героя, раскрывающую становление характера главного действующего лица (первая глава романа "Евгений Онегин", глава "Сержант гвардии" в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина).
Словарь литературоведческих терминов.
2012Экспозиция в литературе (от лат. expositio — изложение, объяснение) представляет собой описание событий, предшествующих завязке. Ее основные функции: 1) первое знакомство читателя с поэтическим миром произведения, 2) ориентация во времени и пространстве, 3) представление действующих лиц, 4) изображение ситуации до конфликта.
Вхождение в незнакомый художественный мир, созданный посредством словесных образов, по сравнению с миром реальным, видимым воочию, психологически затруднено. Этот мир не охватишь единым взором. Его приходится вбирать в себя постепенно, последовательно декодировать, штрих за штрихом, кадр за кадром. Читатель должен проделать определенную умственную работу, напрячь все свое воображение, чтобы получить более или менее адекватный образ того, что предлагает ему автор.
Организуя экспозиционную часть произведения, писатель вынужден считаться с тем, что всегда найдется читатель, у которого просто не хватит терпения преодолеть этот психологический барьер, и книга вернется на полку непрочитанной. Поэтому экспозиции в литературе надлежит быть предельно лаконичной, яркой, выразительной и в то же время информационно емкой. Вместе с тем, решаясь на тот или иной вариант, писатель сообразуется с целым веером дополнительных обстоятельств: или отдает дань привычным стереотипам, соответствующим его темпераменту, идиостилю, или круто меняет стратегию, столкнувшись с мало знакомым ему жизненным материалом, или подчиняется законам некой экстраординарной жанровой формы, например, детектива, или, наконец, стремится сохранить верность художественным канонам определенного метода.
Легкий, стремительный Пушкин с его летящей, насыщенной глаголами движения фразой, спартанским лаконизмом и аскетической скупостью в описаниях отличался ярко выраженной склонностью к энергичным, кратким экспозициям. "Воздушная громада" «Онегина», спрессованная в "магический кристалл" романа в стихах, довольствуется в качестве экспозиционной части воспроизведением "внутреннего монолога" едущего к богатому дяде племянника, заранее досадующего на предстоящую "скуку / С больным сидеть и день и ночь". Ему ничего не остается, как принять наследство и обживать свалившееся на него имение. Некоторое время новоявленный помещик избегает соседей; наконец, знакомится сначала с Ленским, а затем с Лариными. Не успели мы как следует осмотреться — завязывается конфликт...
Совершенно иной тип экспозиции предпочитает в своих пьесах А.Н. Островский. Главное для него — характеры: типические характеры в типических обстоятельствах. И то, и другое у писателя-реалиста должно быть доскональнейшим образом детерминировано, а значит воссоздано с предельной степенью достоверности, подробно, в деталях. Поэтому первый акт целиком, а то и начало второго драматург отводит под экспозицию, щедро дополняя ее и после завязки, на протяжении практически всей пьесы. Такова экспозиционная часть "Грозы": с томительной медлительностью разворачиваются перед нами картины, на первый взгляд, спящего мертвым сном "темного царства". Зритель получает возможность окинуть внимательным взором окрестности захолустного Калинова, познакомиться с жизнью его обитателей, с их нравами, характерами. Каждая сцена, каждое явление, каждое произнесенное персонажем слово увеличивают количество художественных аргументов в пользу очевидной реальности, несомненной истинности происходящего.
Примерно теми же соображениями руководствовался И.А. Гончаров, распространив едва ли не на треть романа гигантскую экспозицию "Обломова". Вопреки аксиоматическому мнению Лессинга о динамической природе литературной образности, заглавный герой произведения упорно бездействует. Если его былинный тезка Илья Муромец «просидел сиднем» тридцать лет и три года, то Илья Ильич Обломов, похоже, готов столько же времени пролежать, не вставая с постели! Наивный хитрец просит каждого посетителя не подходить к нему близко, чтобы не простудить хозяина ("Вы с мороза!"). Читатель уже давно догадался: если Обломов подпустит гостя к себе, придется здороваться с ним за руку, а значит — встать с постели, умыться, одеться и... зажить совершенно несвойственной ему деятельной жизнью. Но, согласно идейному замыслу романа Илья Ильич, в отличие от Штольца, отстраняется от практической деятельности, а неустанная нравственная работа его души, которую не замечает никто, для проницательного читателя несомненна.
Чего стоят, к примеру, его удивительные « полеты во сне и наяву»! В мгновение ока преодолевая пространство и время, безнадежно инертный герой оказывается в любезной его сердцу Обломовке безгрешным, полным надежд и энергии (!) ребенком, соприкасается с идиллическим миром добрых простодушных людей, тянется к беззаветной нежности покойной матушки. Совершив это путешествие вместе с Обломовым, мы понимаем, что его гиперболизированная, сделавшая его имя нарицательным леность — на самом деле активный протест против бессердечия и бездушия окружающей его жизни. Обломов — не комический, а трагический герой. Недаром он умирает от разрыва сердца!
Напрашивается вывод: беспрецедентно пространная экспозиция произведения, мотивированная прежде всего доминирующим свойством личности центрального персонажа, естественным и незаметным образом переходит в завязку основного конфликта — неразрешимого противоречия между мечтой и делом, сердцем и рассудком, идеалом и действительностью.