"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.
АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « Художественно-эстетическое развитие »,
Направление: Изобразительная деятельность. Рисование.
Целевые ориентиры:
проявляет умение слышать других, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, овладевает способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.
Цель:
упражнять в умении делать наброски;
закреплять умение передавать характерные особенности, специфические
черты, отражать их в рисунке;
воспитывать интерес к творчеству художников, уважение к их труду,
творческую самореализацию;
способствовать формированию положительного настроя у детей.
Материал : репродукции картин: И. Репин «Надя Репина, дочь художника», Б. Кустодиев «Портрет И. Кустодиевой с собакой Шумкой», А. Венецианов «Вот те и батькин обед», И. Глазунов «Верочка», А. Шилов «Машенька Шилова», общая фотография группы; карандаши; 1/2 альбомного листа, лист бумаги формата А2, схема поэтапного рисования лица человека, образцы воспитателя - портреты девочки и мальчика.
Предварительная работа . Знакомство детей с портретной живописью, ее особенностями, с тем, что художники рисуют портреты, используя разные материалы. Чтение художественной литературы о профессиях.
Оформление пространственной предметно-развивающей среды НОД в группе:
-выставка репродукций детских портретов,
Сказочный персонаж – художник (сюрпризный момент).
Литература:
1.Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой// 2016г.
2.Комплексные занятия по изобразительной деятельности /подготовительная группа, авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2016.- 191с.
3. Изобразительная деятельность в детском саду (6-7 лет), подготовительная группа ФГОС. Комарова Т.С.
Для НОД были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия. НОД включало в себя организационную часть; основную и заключительную части. Все они объединены единым сюжетом – игрой «Превращение в художников».
В первой части – организационной – была проведена минутка вхождения в день «Друг» для создания игровой мотивации с целью привлечения и сосредоточения внимания детей на поставленной задаче, для введения в тему. Длительность первой части - 4 мин.
В основной части деятельности решались познавательные, социально – личностные, художественно-эстетические задачи. Для их реализации использовался основной вид деятельности дошкольника – игра. А также следующие методы и приемы: игровые ситуации, художественное слово, постановка проблемных вопросов, задания поискового характера, наглядные пособия, показ способа действия (поэтапный этап рисования портрета). Использовался игровой метод и индивидуально-дифференцированный подход в обучении дошкольников рисованию. Задача педагога – эмоционально настроить детей на игровую деятельность, раскрепостить, вовремя направить, заинтересовать.
С задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом.
Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий - говорит о качестве усвоения детьми материала НОД.
Длительность этой части составила 18 мин (на 16-й минуте НОД была проведена физ. минутка «Дует ветер»).
В группе есть дети слабо подготовленные, так как до 5 летнего возраста не посещали ДОО и образовательная деятельность с ними не велась. С такими детьми приходится использовать не только индивидуально-дифференцированный подход, но организовать такую развивающую среду, чтобы ребёнок сам стал инициатором творческой деятельности. В НОД стараемся вносить новое, разнообразное, развивающее и обучающее.
В третьей, заключительной, части обобщили знания детей о жанрах живописи, об интересном превращении. Чтобы поддержать интерес детей и далее, было предложено готовые рисунки-портреты вырезать и оформить в коллективное панно – общий портрет детей группы. Длительность этой части занятия - 7 мин.
В итоговой части НОД – была проведена рефлексия, коллективная оценка деятельности детей, рисунков. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности и рефлексия.
В целом непосредственно образовательная деятельность достигла поставленных задач, результатами деятельности мы удовлетворены. Единственное упущение – не проведена пальчиковая гимнастика. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.
Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам. Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.
1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
2. Наглядно-демонстрационный (поэтапная картина-схема) ;
3. Практический (поэтапное рисование портрета)
4. Игровой (минутка вхождения в день «Друг», обыгрывание ситуации «Превращение в художников» физминутка) ;
5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности) ;
В процессе НОД применялись следующие технологии:
Деятельностный подход;
Технология развивающего обучения;
Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности».
Подготовила и провела старший воспитатель
Январь 2015 год
Анализ детских работ является очень важной частью непосредственной образовательной деятельности детей по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей.
В ходе непосредственной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы . Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух - трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор.
К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.
Работы педагог должен размещать на заранее выбранном месте. Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работ, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.
В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.
Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что – то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.
При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.
Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.
При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.
В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.
Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.
В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.
Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.
Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.
В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:
1. Дать общую оценку деятельности детей.
2. Среди отобранных работ выделить две - тори лучшие и объяснить, почему они отобраны.
3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, рисование по сказке «Колобок».
4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.
5. Рассказать о работе указанной воспитателем.
6. Предложить найти работу, похожую на образец.
7. Сравнить работу с образцом.
8. Найти две разные работы.
9. Найти похожие работы.
10. Найти работу с ошибкой.
11. Найти работу, в которой проявлено творчество.
12. Найти незаконченную работу.
13. Рассказать о своей работе (самоанализ).
14. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.
15. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.
16. Предложить найти натуру по работе.
17 Выделить две – три самые аккуратные работы.
18. Найти самый интересный рисунок.
19. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.
20. Найти работы с самыми выразительными образами.
Это еще не весь перечень возможных форм анализа. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.
Анализ детских работ является очень важной и ответственной частью занятия по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания занятия, реализации его основных идей. В ходе занятия воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы. Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца или сделать композицию из 2-х, 3-х узоров или на основе этих же элементов придумать свой новый узор. К концу занятия воспитатель уже примерно знает, на какие работы надо обратить внимание. При анализе он покажет и выполненные точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.
Работы для анализа следует разместить на заранее подготовленном месте. Например, рисунки и аппликации можно разместить на доске – стенде (см. «Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду» под ред. Сакулиной), непросохшие рисунки и объемные работы (из глины, пластилина, природного и бросового материалов) разложить на столах или стендах. На стенде работы вывешиваются на тесьме.
Прежде чем приступить к анализу, воспитатель должен дать возможность рассмотреть все работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут в определении детского творчества.
Вопросы, которые воспитатель будет задавать, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.
В некоторых случаях воспитатель предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, об использованных выразительных средствах, предлагает критически оценить работу, подобрать строки из стихотворения.
Не рекомендуется брать для анализа работы одних и тех же людей, т.к. это может привести к захваливанию ребенка; убедить детей в том, что они делают всегда лучше, чем на предыдущем занятии. Педагог должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.
При анализе важно отметить не просто правильно или неправильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.
Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, педагог начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятия. Если, например, перед детьми стояла задача передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.
При оценке предметных рисунков педагог обращает внимание на правильность изображения (форма, цвет, пропорции, строение – на передачу выразительных средств).
В сюжетных работах педагог обращает внимание на передачу композиции, движения, как цветом ребенок передал свое отношение к рисунку, на относительную величину между предметами.
В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.
Анализ коллективных работ начинается с общей оценки: сказать, как дети справились с коллективной работой, подчеркнуть умение некоторых детей действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу. Затем уже рассматривать отдельные наиболее интересные работы. Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.
В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа :
Задание: Изучение рисунков детей одной возрастной группы, учащихся одного класса, выполненных по одной теме.
Возможно использование следующей формы работы при анализе детских рисунков:
По форме изложения – устный анализ, письменный анализ.
По участию – индивидуальный, групповой анализ.
Дать ответы на вопросы:
1. Опишите рисунок и изобразите его схематично.
2. Какие достоинства и недостатки вы заметили в рисунке? Укажите их возможные причины.
3. Какую объективную оценку можно поставить за эту работу? Какую отметку вы ставите?
4. Дайте аргументированное объяснение оценки в соответствии с требованиями программы по изобразительному искусству?
Данный анализ детской изобразительной деятельности оформляется с использованием таблицы, разработанной ранее.
Студенты должны знать следующие методы формирования учителем оценочных действий у детей:
Оценка детских рисунков учителем (монолог);
Оценка детских рисунков учителем с включением детей в оценочные действия (беседы, диалог);
Самостоятельная оценка детьми своих рисунков.
При оценке результатов детского изобразительного творчества должен учитываться психологический момент воздействия на ребенка отрицательной оценки.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назвать формы работы учителя по оценке детского рисунка.
2. Определить методы оценки детского рисунка.
3. Определить параметры по которым оцениваются детские рисунки.
4. Придумать свой прием оценки детского рисунка.
5. Методика обучения рисованию фигуры человека. Анализ детских рисунков Задание: изучение психологических особенности рисунков детей младшего и среднего школьного возраста. Методика педагогического рисунка на классной доске.
1. Методика рисования фигуры человека в начальной школе.
Объяснение основных пропорций фигуры взрослого человека, подростка и ребенка (примерные соотношения размера головы к высоте фигуры как 1: 8. 1: 5, 1: 3). Раскрытие последовательности изображения фигуры человека в разных движениях различными материалами и техникой. Композиционное размещение фигуры человека в рисунке. Портрет. Мимика лица.
2. Методика обучения изображению фигуры человека (в V-VII классах).
Анализ в рисунке различных типичных движений фигуры человека, пластики. Наброски с натуры человека в различных движениях (работа кистью, мягким карандашом, пером). Наброски по наблюдению и по памяти фигур людей на улице.
Необходимо проследить развитие темы на протяжении нескольких лет, соблюдая логическую последовательность и систематичность, учитывая постоянное усложнение и повторение пройденного материала, включая различные виды уроков (рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование и беседы об изобразительном искусстве).
В методических разработках должны быть представлены:
1. Упражнения и наглядные пособия.
2. Иллюстрации к практической работе учащихся по данной теме.
Методические разработки выполняются на формате А-3.
Во время прохождения педагогической практики студенты имеют возможность провести опытную работу с детьми.
Вопросы для самоконтроля:
1. Влияние возрастных изменений на характеристику формы фигуры человека.
2. Стадии последовательности изображения фигуры человека в набросках и рисунках.
IV курс, 7-й семестр
1. Педагогическое рисование на классной доске. Альбом педагогических рисунков “Городской пейзаж”
Задание: приобретение опыта в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Выполнение зарисовок городских построек, фрагментов зданий, транспорта и человека. Выполнения упражнений на отработку определенных навыков работы различными художественными материалами и техническими приемами.
Рисунки выполняются на классной доске и бумаге, используются различные изобразительные материалы и художественные техники: акварель, гуашь, уголь, сангина, тушь, пастель, фломастер и др.
Составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год
Задание: Планирование уроков изобразительного искусства в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями учащихся. Календарные планы уроков: текстовые, иллюстрированные, тематические, смешанные и др. Цели и задачи художественного воспитания и развития детей в системе конкретного урока, четверти и года обучения.
Анализ школьных программ по курсу “Изобразительное искусство” и составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год в форме таблицы.
Иллюстрированный годовой план позволяет наглядно видеть весь комплекс работ, предусмотренных программой для каждого класса. При разработке годового плана работы необходимо предусмотреть взаимосвязь между отдельными видами учебных занятий, их методическую направленность.
Весь учебный материал необходимо распределить по четвертям и по отдельным урокам, указать вид учебной работы (рисунок с натуры, декоративное рисование и т.д. – выделить символом), тему урока и наглядно показать содержание работы (техника исполнения, вариант изобразительного решения).
На отдельном листе приводится описание уроков: цели и задачи, материалы и оборудование, упражнения, наглядные пособия.
Похожая информация.